ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1 Понятие, правовая природа и виды коммерческих банков в Российской
Федерации 6
1.2 Понятие, правовая природа и виды не банковских кредитных
организаций в Российской Федерации 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 29
2.1 Порядок создания и органы управления кредитных организаций 29
2.2 Государственное регулирование и надзор за деятельностью кредитных
организаций 44
2.3 Особенности добровольной, принудительной ликвидации и
банкротства кредитной организаций 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблемы правового положения российских кредитных организаций в настоящее время становятся всё более значимыми, ведь законодательство в данной области довольно часто подвергается изменениям и до сих пор является весьма противоречивым, а бурное развитие банковской системы, увеличение банковских услуг, вызывает все большее усложнение и разветвление системы банковских правоотношений.
Кредитные организации выполняют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, участвуют в процессе эффективного перераспределения накоплений и инвестиций в условиях рыночной экономики, а также в обеспечении стабильности всей финансовой системы страны в целом. Особенно следует принимать во внимание то, что в условиях кризиса государство усиливает регулирование кредитных отношений, это способствует повышению ликвидности банков, их надежности, создает условия для улучшения среды функционирования кредитных организаций. Именно с этим связана тенденция по сокращению численности кредитных организаций. Центральный банк стоящий во главе банковской системы проводит политику, направленную на очищение банковского сектора и системы небанковских кредитных организаций от ее недобросовестных участников. В банковской деятельности, как ни в какой другой, сочетаются экономические потребности общества и самой кредитной организации, связанные с получением максимальных доходов. Предпринимательская деятельность сама по себе направленная на максимальное извлечение прибыли всегда несет за собой определенные риски в частности возможность причинения убытков добросовестным участникам гражданского оборота и требует адекватного правового регулирования. Особенно это касается банковской сферы, поскольку, сфера деятельности кредитных организаций свидетельствует о том, что они вступают во взаимодействие с разнообразными субъектами экономических отношений, затрагивая при этом имущественные интересы своих контрагентов, поэтому в данной деятельности могут сочетаться несколько противоположных интересов, что неизбежно повышает риски. Для их снижения используются различные способы: в частности, это касается правил осуществления расчетов, установление определенных требований к учредителям кредитной организации и ее руководящему персоналу, и осуществления рефинансирования кредитных организаций Банком России.
Основными функциями кредитных организаций являются: А) обеспечение потребности хозяйствующих субъектов в денежных средствах (путем предоставления кредитных ресурсов); Б) создание условий для сбережения и накопления денежных ресурсов населения (посредством привлечения денежных средств во вклады, которые в свою очередь являются ресурсами для кредитования); В) осуществление перемещения денежных средств (путем предоставления кредитными организациями расчетных услуг).
Кредитные организации, кроме указанных основных, выполняют и другие задачи: проводят операции с ценными бумагами на фондовых рынках операции, обеспечивают долгосрочные инвестиции; выполняют валютные операции и т.д.
В настоящее время общие вопросы правового положения кредитных организаций регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом "Об акционерных обществах, Федеральным законом «Об общественных с ограниченной ответственностью», а специфические особенности сформулированы в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) и в нормативно-правовых актах Банка России.
Итак, целью настоящей работы является изучение правового положения банков и небанковских кредитных организаций. Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере создания, деятельности и прекращения деятельности банков и иных кредитных организаций в России. Предмет работы - законодательство регулирующее общественные отношения в Банковском секторе. Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1) Определение понятия и основ правового положения кредитных организаций;
2) Исследование вопросов, касающихся особенностей регистрации кредитных организаций;
3) Исследование особенностей прекращения деятельности кредитных организаций;
4) Изучение направлений банковского контроля и надзора со стороны Банка России над кредитными организациями;
5) Изучение особенностей правового положения отдельных правовых форм кредитных организаций.
При проведении настоящего исследования я использовал различные методы как общенаучные, так и специальные, в частности метод комплексного и сравнительно-правового анализа.
При проведении настоящего исследования, я прежде всего, опирался на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», главы 4.1. Федерального закона «О Несостоятельности (банкротстве)», Федерального закона «О Центральном Банке РФ», нормативные акты Банка России, а также активно использовал комментарии действующего законодательства, учебную литературу, статьи и монографии известных и авторитетных исследователей и ученых.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Время показало, что правовое положение кредитных организаций в Российской Федерации напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. Этот тезис связан и с изменениями банковского законодательства, и с последствиями экономических кризисов в мире и России.
Подводя итоги проведенного исследования, остановимся на некоторых выводах и рекомендациях, сделанных в работе.
1) Кредитные организации, появившиеся в Российской Федерации в разное время после банковской реформы 90- гг. прошлого столетия, можно условно разделить на две группы: коммерческие банки (российские и иностранные) небанковские кредитные организации.
2) Определение понятия «кредитная организация» должно базироваться на нескольких основных принципах:
- кредитная организация работает на определенном сегменте финансового рынка;
- кредитная организация является институциональным инвестором и осуществляет отдельные банковские операции;
- кредитная организация является объектом контрольно-надзорных функций со стороны Центрального банка России и иных государственных органов;
- кредитная организация имеет специфические особенности государственной регистрации и ликвидации.
Таким образом, в Федеральный закон «О банках банковской деятельности» вполне можно было бы внести следующее определение понятия «кредитной организации»: кредитная организация - это юридическое лицо, работающее на финансовом рынке, которое имеет право осуществлять операции по кредитованию и является объектом контрольно¬надзорных мер со стороны Центрального банка России и иных государственных органов.
Основной кредитной организацией является коммерческий банк. Анализ законодательства и банковской практики позволил провести классификацию коммерческих банков по разным основаниям:
- по наличию филиалов можно выделить коммерческие банки имеющие филиалы и без филиальные банки;
- по организационно-правовой форме можно выделить акционерные (акционерные общества) и паевые банки (общества с ограниченной ответственностью);
- по особенностям лицензирования: банки с универсальной и базовой лицензией;
- по характеру инвестиций в уставный капитал можно выделить: государственные и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями и иностранные банки.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности - небанковская кредитная организация это — организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, связанные с открытием и ведением банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов, а также инкассацию денежных средств, векселей платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физически и юридических лиц (только в связи с осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение 14 дней с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами. Банк России как орган банковского регулирования и надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов ее кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Субъектами банковского регулирования и банковского надзора являются кредитные организации и банковские группы. Банк России вправе применить к нарушающим законодательство кредитным организациям меры предупредительного и принудительного характера. Конкретный состав применяемых мер может включать в себя меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и в комплексе сочетать меры воздействия разных типов. Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов, общества и государства. Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку их деятельности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) / Российская газета. - № 7. -21.01.2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N
51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // СПС «Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) 26.01.1996 N
14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 02 декабря 1999 г. № 395 «О банках и банковской деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. От 29.07.2004 № 97-ФЗ; с изм. от 23.12.2004 № 173-ФЗ) // Собрание законодательства, 15.07.2002, № 28, ст. 2790; 02.08.2004, № 31, ст. 3233; 27.12.2004, № 52 (часть 1), ст.5277.
6. Федеральный закон от 26 декабря 199 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.
7. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-Ф "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 5. Ст. 754.
8. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-Ф "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальны предпринимателей" // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, N 3 (часть I). Ст. 3431.
9. Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» //Собрание законодательства РФ, 15.12.2003, N 50, ст. 4859
10. Федеральный закон от 2 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы» в период до 31 декабря 2014 года» // Российская газета, № 224. 28.10.2008 г.
11. Федеральный закон от 28.02.2009 г. N 28-Ф "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 02.03.2009. N 9 Ст. 1043.
12. Федеральный закон от 27.06.2011 г. N 161-Ф "О национальной платежной системы" // Собрание законодательств РФ, 04.07.2011, N 27, ст. 3872.
13. Федеральный закон от 27.06.201 г. N 162-ФйЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закон «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2011. N 27. Ст. 3743.
14. Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716.
15. Федеральный Закон от 26.10.2002 г. №127 «О несостоятельности (банкротстве) // СПС «Консультант Плюс».
16. № 115-ФЗ от 7.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002. №
439 "Об утверждении и форм и требований оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.07.2002, № 26 ст. 2586.
17. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утв. ЦБ РФ 16.12.2003 242-П (ред. о/т 05.03.2009) / Вестник Банка России, № 7, 04.02.2004.
18. Инструкция ЦБ РФ от 02.04.2010 г. N 135- "О порядке принятия Банком
России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // Вестник Банка России, N 23, 30.04.2010.
18. Инструкция ЦБ РФ от 15 сентября 2011 г. N 137-И "О обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ним иных банковских операций, и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением" // Вестник Банка России. 2011.
19. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, утв. ЦБ Р 02.03.2012 №375-П // Вестник Банка России №20, 18.04.2012.
20. Информация ЦБ РФ от 08.02.2010 г № 12-И «О небанковских кредитных организациях» // Вестник Банка России 2010. N 2.
21. Указание Банка России от 12.11.2009. № 2332-У (ред. от 05.03.2013) " перечне, формах и порядке составления представления форм отчетности и кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации," // Вестник Банка России № 75 - 76, 25.12.2009.
22. Положение ЦБ РФ от 16.01.2007 N 301-П «О порядке составления и представления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса ликвидируемой кредитной организации и их согласования территориальным учреждением Банка России» // Вестник Банка России. 2007. 01.03. N 11.
23. Положение "О порядке проведения Банком России проверок деятельности конкурсного управляющего и ликвидатора кредитной организации" (утв. Банком России 05.02.2016 N 533-П).
24. указанием Банка России от 08.02.2010 № 2395-У "О перечне сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.
II. Материалы судебной (юридической) практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015N 1700-О // СПС «КонсультантПлюс».
III. Специальная литература
1. Деятельность коммерческого банка: Учебное пособие / Калтырин А.В. . Изд.2-е, Феникс, 2005.
2.Основы организации деятельности коммерческого банка: учебное пособие /
Гулько А.А., С. Б. Гладкова, Чорба В.П.. -, КОНСТАНТА, 2009.
3. Банковское дело: Учебник /под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2013. - С.123.
4. Кушикова С.А. Некоторые проблемы современной банковской системы Российской Федерации, // Банковское право, 2009, № 3. - С.22.
5. Ефимова Л.Г. Банковское право. - М., 2012. - С.52.
6. Добин В.Л. Небанковская кредитная организация как юридическое лицо. - Спб. 2013. - С.26.
7. Разгулькин М.В. Правовое регулирование деятельности небанковских кредитных организаций в Российской Федерации. - М., 2009. - С. 32
8. Банковское право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2009.
9. Эриашвили Н. Д. Банковское право. - М.: ЮНИТИ, 2005
10. Виноградов С.В. Государственное регулирование создания кредитных организаций: правовые аспекты // Журнал российского права. 2010. № 3.
11. Братко А.Г. Банковское право России: Учебное пособие. - М., 2009. - С. 265
12. Бизнес-планирование в коммерческом банке: учебное пособие / Куницина Н.Н., Мамева А.В., Ушвицкий Л.И. - М.: Магистр, 2009. - С.11.
13. Суханов Е. А. Правовое регулирование банковской деятельности - М, 1997. - С.125.
14. Тедеев А. А., Парыгина В. А. Банковское право: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2005.
15. Стюфеева И.В. Банк остался без лицензии: порядок действий организации // СПС «КонсультантПлюс». 2016.
16. Ерин С.А. Классификация мер правового принуждения, применяемых Банком России к кредитным организациям // Финансовое право. 2013. N 5. С.41 - 45.
17. Тарасенко О. А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России (правовой аспект) диссертация доктора юридических наук. М., 2014, С. 13.
18. Шишмарева Т. П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. Статут, 2015
19. Стародубцева Н. С. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Банковское право. 2006. № 1. С.14
20. Юлова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: диссертация кандидата юридических наук. М., 2004. С. 26
21. Никипорец С.Е. Большой ущерб от «маленьких хитростей» // Банковское дело в Москве. 2006. № 3. С. 8. 13 СЗ РФ. 2003. № 52 (часть I). Ст. 5029