ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СУЩНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
1.1. Педагогические теории развития основ формирования духовно-нравственного воспитания 10
1.2. Организация духовно-нравственного воспитания в контексте
ФГОС второго поколения в школе 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО МИРА ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.1. Механизмы, методы, средства и формы духовно-нравственного
воспитания школьников среднего звена 27
2.2. Духовно-нравственное воспитание школьников на примере урока
истории в 9 классе и во внеклассной работе в СОШ № 4 г.Можги 38
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человечество на протяжении многовековой истории накапливало опыт во всех сферах жизни, не исключением является и духовно-нравственная сфера общества. Однако в настоящее время существует достаточно много проблем в обществе, связанных с воспитанием подрастающего поколения, что вызывает научно-практический интерес ученых, педагогов, деятелей общественно¬политической жизни, которые ищут пути решения сложившихся проблем.
Главным вопросом, касающийся духовно-нравственного состояния общества на сегодняшний день является вопрос: «Какие основные ценностные ориентиры важны для современного общества?» Успешное развитие государства с идеями демократизма, высоким уровнем культуры среди граждан, возможно только тогда, когда взаимодействуют все сферы общества между собой. К таким сферам обществам относятся политика, экономика, культура и духовно-нравственная сфера. Общественный кризис в России, который начался еще в 90-х годах XX века, до сих пор отражается на моральном состоянии всех социальных слоев государства .
Еще в недалеком прошлом нашей страны, в Советском Союзе, процесс воспитания, в том числе духовно-нравственного, проводился в строгих рамках идеологии, влиявшей весь уклад жизни общества. Идеологическая политика государства диктовала свои ориентиры воспитания, что обеспечивало духовное и нравственное развитие личности в единой, целостной системе. Ориентирами духовно-нравственного воспитания была личность, у которой в результате должны были сформироваться такие качества как трудолюбие, патриотизм, идеологическая убежденность, честность, справедливость, товарищество, отзывчивость, скромность и др. Эти ориентиры воспитания показывали облик духовно-нравственного человека в Советском Союзе. Несмотря на то, что СССР уже не существует, однако нравственные качества, характерные для личности того времени, должны быть присуще и современному российскому гражданину. Государственная политика СССР в области нравственного воспитания не была связана с религией, которая также является важным фактором, влияющим на воспитание высокоморальных качеств у подрастающего поколения. Из религиозных учений можно извлечь весьма полезные общественные нравственные нормы, которые так важны и необходимы в обществе.
В настоящее время школьная система встречает немало проблем и трудностей в сфере реализации и осуществления морального, духовного, нравственного воспитания учащихся, потому что четкая государственная программа в данном направлении лишь только формируется. Так, о духовно-нравственном воспитании прямо пишется в федеральном законе «Об образовании» , в «Федеральном государственном стандарте основного общего образования» , в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» . В школах с 2012 года введены специальные уроки, направленные на знакомство с основными ценностными ориентирами и на формирование морального облика воспитанников . К таким предметам можно отнести «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы нравственных культур народов». Это всё говорит о том, что современная школа меняется в соответствии с новыми целями и задачами в образовательной политике.
Важные государственные задачи, по формированию и становлению истинного высокоморального российского гражданина, берет на себя школа, так как именно она является главным социальным институтом. Школа показывает, какие изменения происходят в обществе, школа помогает сохранить, передать и усвоить основные достижения и ценности человечества, что говорит о связи поколений между собой.
Стоить отметить, что от духовно-нравственного облика общества, присущего любой стране, зависит и общее материальное благосостояние людей в этом обществе, а также социальная и экономическая стабильность.
Анализируя научно-педагогические труды ученых-исследователей, таких как Подласый И.П., Сластенин В.А., Соловечик С.Л., Коджаспирова Г.М и др. в области воспитания, мы пришли к выводу, что ценностные идеалы, присущие предыдущим поколениям, в настоящее время подменяются «лжеидеалами», выраженными в предметах материальной ценности, это свидетельствует о снижении качественных характеристик социума. Одним из показателей уровня нравственности среди подрастающего поколения могут являться официальные статистические данные об уровне преступности среди несовершеннолетних . Если смотреть количественные показатели преступности среди несовершеннолетних, то можно заметить, что в целом уровень преступности снижается: так в 2016 году зарегистрированных преступлений среди несовершеннолетних было 67225, то уже в 2017 году количество преступлений уменьшилось до 59549 . Однако увеличивается преступность, связанная с кражей чужого имущества в среде несовершеннолетних и составляет около 83,5 % от числа всех правонарушений совершенных несовершеннолетними (в 2016 году всего зарегестировано преступлений 912, в 2017 году количество преступлений, связанных с кражей чужого имущества увеличилось до 1931 ), что является подтверждением того, что материальные вещи становятся важнее духовных и нравственных принципов и правил.
Из вышесказанного следует, что уровень состояние нравственности в современной России постепенно улучшается, но у одной части подрастающего поколения отсутствуют именно духовно-нравственные идеалы, цели, на которые можно было бы ориентироваться. В результате нравственная сфера общества постепенно наполняется идеями, которые культивируют вседозволенность, насилие, разгульный образ жизни и др. Однако данная проблема существовала не только в XXI веке, а на всех этапах истории человечества. Привитие «лжеценностей» подрастающему поколению, как правильно заметил еще в прошлом столетии канцлер Германии Отто фон Бисмарк, может привести к тому, что «русский народ может сам себя победить» . Для того, чтобы этого не произошло, необходимо по максимуму использовать потенциал такого важного социального института как школа, где процесс духовно-нравственного воспитания начинает координироваться лишь в последние годы, что приводит к противоречию между жизненным требованием повышения культурного уровня подрастающего поколения, подготовки его к взрослой жизни и неготовностью школы в полном объеме использовать духовно-нравственный потенциал. Всё вышесказанное обуславливает актуальность исследуемой темы.
Степень изученности темы. Подробный анализ духовно¬нравственного воспитания, его принципов, методов и средств, а также основные сущностные характеристики в своей книге «Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии» описывают педагоги- исследователи Шитякова Н.П., Верховых И.В. Интересную концепцию духовно-нравственного воспитания изложил выдающийся российский педагог Соловейчик С.Л. в книге «Педагогика для всех: книга для будущих родителей». В своем труде Соловейчик С.Л. описывает идеал высокоморального, нравственного и духовного человека, подвергает критике традиционные методы воспитания, пишет о важности и ценности духовно¬нравственных качеств в человеке. Само понятие духовно-нравственного воспитания как процесса воздействия на личность, а также основные качественные характеристики личности были рассмотрены в общих трудах по педагогике разными авторами, такими как Подласый И. П. , Сластенин В.А. , Коджаспирова Г.М. , Харламов И.Ф.
В книге «Семейная педагогика» автор Азаров Ю.П . проблему духовно-нравственного воспитания рассматривает и анализирует в контексте государственной политики и законов, школьного образования и семейного воспитания. Он также дает описание идеала духовно-нравственного человека, включающий в себя определённые качественные характеристики.
Особую значимость представляют собой законодательные источники, закладывающие основы духовно-нравственного образования. К таким источникам относится закон «Об образовании» и ФГОС второго поколения основного общего образования , которые регламентируют, как должен проходить процесс воспитания в школе, а также закрепляют духовно-нравственный ориентир воспитания. Стоит отметить, что данные нормативно-правовые акты на законодательном уровне закрепляют неразрывность образовательного и воспитательного процесса.
В качестве объекта исследования выступает процесс воспитания в духовности и нравственности в 9 классе средней общеобразовательной школы.
Предметом исследования являются особенности духовно-нравственного воспитания в 9 классе в рамках урока истории.
Цель работы: изучить теоретические основы и сущность духовно-нравственного воспитания, при этом проверить в процессе обучения эффективность педагогических условий для эффективного формирования личности школьника на уроке истории.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
- рассмотреть основные теоретические аспекты процесса духовно-нравственного воспитания в трудах российских педагогов-исследователей;
- выявить особенности протекания процесса воспитания в школе в рамках требований закона «Об образовании» и «ФГОС второго поколения основного общего образования»;
- рассмотреть роль основных механизмов, методов и средств воспитания в современной школе;
- апробация и анализ урока истории с применением методов и средств, направленных на процесс духовно-нравственного воспитания школьников.
Анализ научно-педагогической и психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать гипотезу исследования, положенную основу в нашей практической работы в школе: эффективность воспитательного процесса в рамках приобщения подрастающего поколения к основным ценностным ориентирам повыситься в процессе обучения на уроке истории, если:
- учитываются особенности духовно-нравственного воспитания учащихся среднего школьного возраста в учебной деятельности на уроке истории;
- обеспечивается внедрение педагогической модели воспитания духовности и нравственности в образовательный процесс для школьников среднего звена;
- если будут учтены и реализованы основные психолого¬педагогические условия, влияющие на эффективность процесса воспитания в рамках образовательной системы.
Методы исследования. В основу данного исследования были положены теоретические, статистические и эмпирические методы исследования. Среди теоритических методов исследования нами в работе были использованы метод изучения научно-педагогической и педагогическо- психологической литературы, был проведен теоретический анализ основных положений по исследуемой теме. Эмпирическими методами исследования в данной работе были - целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование. Статистический метод позволил нам выявить уровень духовно-нравственного воспитания у школьников среднего звена.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования студентами при подготовке к семинарским занятия, выступлениям на студенческих научно-практических внутри вузовских и межвузовских конференциях по данной теме, учителями школ в их педагогической деятельности.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список использованных источников.
В данном исследовании нами были изучены особенности духовно-нравственного воспитания в современной школе. На первом этапе исследования, мы изучили теоретически концепции и основные тезисы педагогов России, главным образом о том, какими качественными характеристиками должен быть наделен человек, чтобы соответствовать духовно-нравственному образу.
Процесс духовно-нравственного воспитания, не смотря на различные определения, данные педагогами-исследователями, занимает центральное место в системе воспитания и образования. Деятельность современной школы, поэтому, должна умело сочетать в себе воспитательный и образовательный процесс, уйти от формализма.
В рассмотренных теориях о духовно-нравственном воспитании, педагоги-исследователи призывают не отказываться от важнейших ценностей общества, таких как законопослушность, доброта, высоко моральность, справедливость, патриотичность, так как данные качества личности всегда будут актуальны.
Также, нами была изучена нормативно-правовая база о духовно-нравственном воспитании: Закон «Об образовании», «ФГОС основного общего образования». Данные документы закрепляют на государственном уровне образовательную и воспитательную политику современной России в системе образования. «ФГОС второго поколения» четко описывает программу в области воспитания духовности и нравственности подрастающего поколения на всех школьных предметах. Особое внимание, в данном нормативно-правовом документе уделяется обществоведческим предметам, таким как история и обществознание. Таким образом, на законодательном уровне закрепляется новый вид современной школы - теперь школьные учителя должны не только давать знания своим ученикам, но и ориентироваться на формирование духовно-нравственной сферы личности учащегося.
Следующим этапом нашего исследования, являлось рассмотрение самого процесса формирования духовно-нравственного воспитания в образовательной среде. Для этого, мы рассмотрели основные психологические механизмы, педагогические методы и средства, которые в дальнейшем на уроках и внеурочных мероприятиях нами активно использовали. Знание об основных методах, средствах и приемах пригодилось нам при планировании, проведении урока истории, а также внеклассных мероприятий.
Для построения наиболее эффективного воспитательного процесса, нами была проведена диагностика школьников в области духовно¬нравственного воспитания. В результат исследования, проводимого на базе 9 класса, нами были выявлены три уровня воспитанности у учащихся: высокий, средний и низкий. Большинство ребят обладают средним уровнем духовно-нравственной воспитанности. Для этих ребят характерно взаимодействие между собой, уважение к другим, соблюдение нравственных норм в зависимости от ситуации др. Некоторые ребята в классе обладают высоким уровнем духовно-нравственного воспитания, что видно по их дисциплинированности, проявлении гуманности и доброты, уважении к другим. В результате исследования, школьников, с низким уровнем нравственности, оказалось мало. Для таких ребят характерна неактивность, пассивность, конфликтность, проявление эгоизма, отсутствие определённой цели, наблюдались также проблемы с самооценкой (в основном завышенная). Но в целом, уровень духовно-нравственного воспитания у школьников в данном классе достаточно хороший.
Во время педагогической практики нами были проведены уроки истории и внеклассные мероприятия, где мы выстраивали процесс обучения так, чтобы устранить пробелы в области духовно-нравственного воспитания, выявленные в результате включенного наблюдения и диагностических исследований. Задания и темы в урочной и внеурочной деятельности, мы подбирали с учетом возрастных и психолого-педагогических характеристик класса. Наиболее интересными оказались для учащихся задания с высказыванием собственного мнения, творческие задания.
Таким образом, современная школа представляет собой один из главных социальных институтов, где максимально можно использовать воспитательный потенциал, влиять на подрастающее поколение. Но лишь только в недавнем времени этот процесс активно начал внедряться в школу, что способствует улучшению и повышению уровня духовно-нравственного воспитания учащихся. Школа, в настоящее время, призвана огородить подрастающее поколение от лжеценностей, идей, которые прививают неправильные принципы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс] URL:http://base.garant.ru/55170507/[Дата обращения: 24.12.2017 г.]
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ [Дата
обращения:24.12.2017].
3. 1000 главных изречений за 3000 лет / Сост. Спектр А.А., Филиппова М.Д.
- М: АСТ, 2018. - С. 120.
4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - Спб.: Питер, 2015. - 104 с.
5. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: АСТ, 1985. - 160 с.
6. Акутина С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса Электронный ресурс.: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 . - М.: РГЪ, 2003.- 231 с.
7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 1988. - С. 15-45
8. Бежецев Д.А. Комплексное использование приемлемых средств, методов и
форм духовнонравственного образования учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-ispolzovanie-priemlemyh-sredstv- metodov-i-form-duhovnonravstvennogo-obrazovaniya-uchaschihsya- obscheobrazovatelnoy[Дата обращения 10.02.2018]
9. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. - М.: Наука, 1990.- 54 с.
10. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2008. - С. 35.
11. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2 С. 4-5.
12. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методикадеятельности). - М.: Просвещение, 1978. - 192с.
13. Гладко М. Духовно-нравственное воспитание школьников [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/fgos/ 6401_duhovno_ nravstvennoe_ vospitanie_ shkolnikov [Дата обращения 25.01.2018]
14. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. - Калуга.: Мирт, 2009.-224 с.
15. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология. - М. : Просвещение, 1979. - С. 217.
16. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. - С. 19.
17. Ильинский И.М. О молодежной политике российского политического центризма. - М.:2014. - 103 с.
18. История России? XX - начало XXI. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандант. - М.:Просвещение, 2013. - С. 108.
20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
21. Колодезнева Н.Г. Классные часы 9 класс. - М.: АСТ, 2013. - С. 39-45.
22. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. - М.: Педагогика, 2016. - 143 с.
23. Кочнева С. В. Нравственное воспитание учащихся-подростков в современных условиях общеобразовательной школы Электронный ресурс.: Дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 .- М.:Москва, 2003. -279 с.
24. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагогическое общество России, 2011. — 36 с.
25. Кривошеев В.Ф. и др. Управление модернизацией образования в Российской Федерации: тенденции, перспективы. - М.: ИОО МО РФ, 2003 - 82с.
26. Кучерова О.Е. Воспитание духовности в системе учебно-воспитательной работы городской школы // Начальная школа. - 2006. - номер 11 . - С. 50¬54.
27. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.
28. Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов — 100 ответов : учеб. пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. — М. : Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. - 576 с.
29. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/gокументы/3071 [Дата обращения 10.01.2018 ]
30. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] URL:
https://минобрнауки.рф/ документы/3071/файл/1734/12.02.15-
Профстандарт_nедагога_(nроект).pdf [Дата обращения 01. 02.2018]
31. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания журнал начальная школа // Начальная школа. - 2006. - номер 11 . - С. 42-50.
32. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 500 с.
33. Солдатенко А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: диссертация доктора педагогических наук, Москва, 1998. http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-dukhovno-nravstvennogo- vospitaniya-shkolnikov
34. Соловейчик С.Л. Манифест Человек Свободный [Электронный ресурс] URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/manifest-chelovek-svobodnyy[Дата обращения 15.12.2017]
35. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. - М.: Дет. лит., 1989. - 384 с.
36. Состояние преступности (статистические данные МВД) [Электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/reports/ [Дата обращения 7.12.2017 г.
37. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. - М.: Просвещение, 2011. - 239с.
38. Ушинский К.Д О народности в общественном воспитании [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0050.shtml[Дата обращения 03.12.2017]
39. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогическое наследие, 2008. - С. 73.
40. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
41. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. - М.: АСТ, 2014. - С. 40-53.
42. Шитякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории, технологии. - Челябинск: Изда. Челяб. гос. пед. Ун-та, 2016. - 197 с.
43. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Поосвещение, 2003. - С. 50-52.