Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ

Работа №30162

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
929
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СИСТЕМЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ 7
§1. Понятие и общая характеристика нематериальных благ как объектов
гражданского права 7
§2. Понятие, содержание и место деловой репутации в системе нематериальных благ 13
§3. Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих из осуществления права на деловую репутацию 18
ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ 23
§1. Особенности оценки деловой репутации в гражданско-правовом обороте 23
§2. Системный подход и его применение при оценке деловой репутации..28
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ 33
§1. Гражданско-правовые способы и порядок защиты деловой репутации.33
§2. Возмещение убытков и компенсация морального вреда, причинённых
посягательством на деловую репутацию 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нематериальные блага, которые признаются объектами гражданских прав, а именно их перечень, также и перечень способов и методов их защиты в настоящее время становится более обширным, так как идет бурное развитие других областей общественной жизни, например, экономика, политика, социального развития и международного права.
Нематериальные блага не рассматривались в аспекте объектов гражданских прав. И только недавно они были включены в список таковых.
Впервые их законодательное закрепление в таком статусе произошло в статье 4 Основ гражданского законодательства Союза Советских Социалистических Республик 1991 года. Он устанавливал их довольно-таки развернутый, но не исчерпывающий перечень.
В настоящее время правовое регулирование нематериальных благ в качестве объектов гражданских прав находит свое место в статье 128 Гражданского кодекса РФ, которая гласит: «К объектам гражданских прав относятся ... нематериальные блага». Более того в настоящее время нематериальным благам и их защите посвящена целая глава Гражданского кодекса Российской Федерации (гл.8 ГК РФ) (далее ГК РФ).
Честь и достоинство можно назвать классическими нематериальными благами. Именно о них мы слышим и в повседневной жизни, будучи обычными обывателями. Их внутреннюю и внешнюю ценность определяет их прямая связь с нормами морали, а также и то обстоятельство, что они достаточно полно обладают всеми признаками указанных нематериальных благ.
Последнее утверждение, в основном, обусловливается тем, что честь и достоинство могут принадлежать только физическим лицам, являясь неотъемлемой характеристикой каждого человека.
Но эти материальные блага, то есть честь и достоинство, недостаточны, чтобы лицу найти самоопределение с точки зрения личного и общественного отношения к индивидуальным качествам и навыкам. Это показало развитие человеческого общества и социума в целом. Особенно это актуально для гражданского оборота, в котором происходит постоянная оценка деловых и иных качеств его участников для достижения различных целей.
В статье 150 ГК РФ закреплен перечень нематериальных благ, в число которых входит и деловая репутация, являющаяся неотъемлемой ценностью личности наряду с жизнью, здоровьем и личной неприкосновенностью.
Деловая репутация способна принимать участие в гражданском обороте с точки зрения своих имущественных признаков, но при этом она сохраняет свой неимущественный характер, являющийся свойством нематериальных благ.
Отсюда мы видим двойственность ситуации: деловая репутация рассматривается и с позиции гражданского оборота как некое имущество, и как неимущественное нематериальное благо.
На данный момент этот феномен до конца до сих пор не изучен в науке. Мнение ученых по этому поводу разделяется. Данная ситуация требует глубокого теоретического осмысления. Необходимо понять ее правовую природу и место в системе объектов гражданских прав. Нужно более четко уяснить эти моменты, внести более яркую и очевидную определенность.
Не оспаривается то факт, что деловая репутация относится к объектам гражданских прав. Данное отнесение ее к данной категории прав в гражданском обороте происходит через раскрытие понятия нематериальных благ, посредством изучения способов ее защиты с единственной оговоркой о возможности наличия деловой репутации юридических лиц.
Глобальное развитие рыночной экономики, как в России, так и на международной арене, привело к обострению рыночной конкуренции. На этом фоне деловая репутация стала непосредственным источником получения прибыли, мощным ресурсом организаций, которые вправе пользоваться им по своему усмотрению. Но в то же время и главным «оружием» против конкурента. «Запятнав» деловую репутацию конкурента один раз, можно полностью разрушить организацию, которая создавалась и действовала годами.
Деловая репутация в 21 веке - главный источник получения прибыли организации и мощное оружие в руках конкурента.
В данной дипломной работе будет рассмотрена тема деловой репутации в системе нематериальных благ.
Актуальность данной темы исходит из развития рыночных отношений, а самое главное, рыночной конкуренции, что, в свою очередь, требует «переноса» данного понятия в ценностные характеристики и оценочные рамки.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе формирования и использования нематериальных благ в сфере гражданского права.
Предметом исследования выступает деловая репутация в системе нематериальных благ.
Целью дипломной работы является комплексный гражданско-правовой анализ деловой репутации в системе нематериальных благ.
Для выполнения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и рассмотреть общие характеристики нематериальных благ как объектов гражданского права
2. Раскрыть понятие, содержание и место деловой репутации в системе нематериальных благ
3. Изучить нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих из осуществления права на деловую репутацию.
4. Рассмотреть особенности оценки деловой репутации в гражданско- правовом обороте
5. Раскрыть системный подход и его применение при определении стоимости деловой репутации.
6. Изучить гражданско-правовые способы и порядок защиты деловой репутации.
7. Раскрыть тему возмещения убытков и компенсация морального вреда, причинённых посягательством на деловую репутацию.
По своей структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения и списка используемой литературы.
Во введении обозначены актуальность, сформулированы цель и задачи темы.
В первой главе рассматриваются общие положения о деловой репутации в системе нематериальных благ.
Вторая глава посвящена гражданско-правовому механизму определения стоимости деловой репутации.
В третьей главе раскрыты особенности гражданско-правовой защиты деловой репутации.
В заключении дипломной работы приведены основные выводы по результатам исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной дипломной работе была рассмотрена тема «еловая репутация в системе нематериальных благ».
В заключении можно сделать следующие выводы.
Нематериальные блага - это блага неимущественного характера, лишённые экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выражения. К ним относятся имя, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.
Само определение понятия «нематериальные блага» говорит нам о некоторых общих характеристиках нематериальных благ:
1. они носят неимущественный характер;
2. лишены экономического содержания, то есть не имеют стоимостного выражения;
3. все нематериальные блага обладают внеэкономической природой, они тесно связаны с личностью, определяют её уникальность и неповторимость.
Как уже говорилось выше, нематериальные блага неотделимы от личности гражданина, очень тесно и неразрывно с ней связаны и не могут отчуждаться в какой-либо форме. Продать, подарить, обменять или передать по наследству мы их тоже не можем. У них нет материального содержания. При этом часть нематериальных благ принадлежит гражданину в силу рождения (жизнь, здоровье, достоинство, честь), другая часть - в силу закона (личная семейная тайна, свобода передвижения).
Деловая репутация как раз таки является приобретённым нематериальным благом. В случае нарушения прав обладателя нематериального блага имеет полное право обратиться в суд с требованием о защите.
Деловая репутация - нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности как физического, так и юридического лица с точки зрения его деловых качеств.
Считается, что деловая репутация организации - это разница между стоимостью предприятия и ее собственным капиталом.
Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально - определенный хозяйствующий субъект:
- гражданин-предприниматель;
- гражданин, работающий по договору (общегражданскому). В данном случае не имеет значение то, насколько систематичен такой труд и какую роль играют для гражданина доходы от такой деятельности (последние могут быть минимальными). Важна именно известность работника в среде потребителей продуктов его деятельности;
- гражданин, работающий по контракту;
- юридическое лицо.
Деловая репутация гражданина (физического лица) характеризует его как работника (профессионала в какой-либо области), представляет собой оценку его качеств, значимых для востребованности на рынке труда. В одном из судебных решений ФАС определил, что деловая репутация - это «оценка профессиональных качеств гражданина и юридического лица».
Ни один нормативный акт на сегодняшний день не дает толкования понятию «деловая репутация». Само по себе деловая репутация представляют собой нравственные категории, исходящие, главным образом, из норм морали.
В гражданском праве существуют две основные методы раскрытия правовой природы деловой репутации юридического лица. Деловая репутация юридического лица с одной стороны, рассматривается как имущество, а с другой - как нематериальное благо.
Деловая репутация может иметь денежную оценку и передано другому субъекту, это дает возможность рассматривать деловую репутацию как имущество. Данное положение находит свое законодательное закрепление в п. 2 ст. 1027 ГК РФ о договоре коммерческой концессии и в содержании п. 1 ст. 1042 ГК РФ, в котором закреплена возможность передавать деловую репутацию во вклад. Из анализа данных статей следует, что в ст. 1027 ГК РФ деловая репутация представляет собой материально отчуждаемый объект, а в ст. 1042 ГК РФ деловая репутация представлена в роли имущества, выступая предметом договорного обязательства.
В ч. 1 ст. 150 ГК РФ в перечень нематериальных благ, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, входит и деловая репутация. При этом законодатель, приводя данный перечень, указывает на неотчуждаемость и непередаваемость нематериальных благ. Кроме того, согласно ст. 128 ГК РФ нематериальные блага относятся к объектам гражданских прав, но не входят в состав имущества. В данном случае, деловая репутация, несмотря на то, что может иметь имущественный характер и выступать в роли товара, представляет собой нечто вроде актива, который не может быть передан в отдельности.
В российском законодательстве нет конкретного определения «деловая репутация». Однако, из Приказа Минфина России от 27.12.2007 года «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту» можно сделать вывод о том, что деловая репутация является составной частью нематериальных активов данной организации. Как следствие, она отражается в финансовой отчётности в виде положительной или отрицательной деловой репутации.
Следовательно, деловая репутация можно определить через стоимостное выражение качества ведения предпринимательства и, в конечном счете, тем самым определить отличие организации от своих конкурентов. Поэтому оценивать необходимо не отдельные показатели деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, к примеру, качество выполняемых услуг, а совокупную эффективность ведения деятельности.
В связи с этим авторами предложен оценочный метод, сочетающий в себе строгость математического подхода с элементами субъективного структурирования задачи принятия решений, «каркасом» которого является метод анализа иерархий (МАИ), разработанный американским ученым Т. Саати и представляющий собой один из наиболее известных методов системного анализа проблем любой природы, основанных на выполнении последовательных многокритериальных расчетов и установлении на их базе связи между обобщающими и частными показателями.
На практике бывает достаточно трудно определить, какие факторы в совокупности влияют на наличие и уровень деловой репутации. На наш взгляд, данные факторы условно можно разделить на две основные группы. Внешние факторы (имидж, коммерческий опыт, деловые связи, уровень квалификации и отношения сотрудников, информационная среда, репутация продукции) при проведении их анализа позволяют выявить уровень деловой репутации организации со стороны внешнего окружения — ее контрагентов, потребителей ее товаров, работ и услуг, а также любых других лиц.
Процесс оценки деловой репутации, в основном, осуществляется на этапах либо слияния, либо поглощения, либо после их осуществления.
Как выяснилось методов оценки деловой репутации много. Они различны и разрабатывались в течение нескольких лет. Но так или иначе наука оценки репутации в настоящее время, по крайней мере в России, практически не развит. Всё это вследствие того, что отсутствует конкретная модель оценки, очень часто нет достоверной информации об организациях, это и затрудняет работу оценщиков.
Деловая репутация подлежит бессрочной судебной защите, то есть сроки исковой давности на данную категорию дел о защите не распространяются.
Защита нематериальных благ осуществляется через применения таких способов защиты, как признание права, к примеру, восстановление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение противоправных действий, прекращение или изменение правоотношения, так и мер ответственности, например, компенсация морального вреда.
Организация имеет право защищать свою деловую репутацию на основании ст. 152 ГК РФ, если распространяемые о ней сведения не соответствуют действительности и при этом порочат данный вид нематериального блага.
Что же имеет право требовать в этом случае организация, чьи права были нарушены, от причинителя вреда? Тут всё просто. Это опровержения ложных сообщений, опубликование своего ответа в средствах массовой информации, опубликовавших сведения, порочащие его деловую репутацию.
Указанное право юридических лиц может быть реализовано только в гражданском порядке. Но следует учесть, что уголовно-правовой ответственности за посягательства на описываемое благо юридических лиц у нас нет. Ведь потерпевшими и подсудимыми в уголовном деле о клевете или оскорблении могут быть только граждане. Мы же не можем, например, лишить свободы какую-то организацию.
Некоторые считают, и с ними нельзя не согласиться, что оскорбление юридического лица может рассматриваться как оскорбление определенных физических лиц, представляющих данное юридическое лицо.
Процедура обращения за судебной защитой или иной реализацией своего права на защиту деловой репутации юридического лица такая же, как и реализация таких же прав гражданами в случаях посягательств, например, на их честь и достоинство. За исключением определенных случаев, когда законом предусмотрена судебная защита нарушенного блага организации путем обращения в арбитражный суд. Также юридическое лицо вправе само решать вопрос о необходимости обращения в суд за защитой своего нарушенного права, не прибегая к внесудебным процедурам.
В случае нарушения личных неимущественных прав гражданина или посягательства на его нематериальные блага, в том числе и деловую репутацию, которые привели к причинению ему морального вреда, суд может обязать нарушителя компенсировать в денежной форме указанный вред.
Размер компенсации морального вреда зависит от степени вины нарушителя и степень физических и нравственных страданий, причиненных гражданину.



1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163
2. Конституция Российской федерации (принята всенародным голосованием» 12.12.1993): федеральный конституционный закон (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. -25 декабря.
3. Положение о порядке ведения Банком России государственного реестра бюро кредитных историй и требованиях к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй (утв. Банком России 28.12.2014 № 452-П) // "Вестник Банка России", N 20, 10.03.2015.
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н (ред. от 16.05.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 N 10975) "Российская газета", N 22, 02.02.2008
5. О защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4376.
6. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340
9. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - Ст. 4552
10. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // "Собрание законодательства РФ", 05.02.1996, N 6, ст. 492
11. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (ред. от 26.11.2001) // "Ведомости СНД и ВС СССР", 26.06.1991, N 26, ст. 733.
II. Судебная практика
1. О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.1992 N 11(ред. от 25.04.1995) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, 1992,
2. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.02.2005 №3 // "Российская газета", N 50, 15.03.2005,.
3. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шлафмана Владимира Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 508-О [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://base.consultant.ru/
4. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2015 по делу N 309- ЭС15-8331, А50-21226/2014[Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»
5. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18. 09.2014 г. по делу № А03-6134/2013 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 15. 06.2010 № 16 // "Российская газета", N 132, 18.06.2010.
III. Специальная литература
1. Ершова Е. А. Гудвилл бизнеса / Е. А. Ершова - М.: Статут, 2013 // СПС КонсультантПлюс
2. Задорожко Д. С. Современные подходы к оценке деловой репутации и репутационного риска // Электронный научный журнал CyberLeninka, 2013
3. Иваненко, Ю.Г. Актуальные вопросы защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан и деловой репутации юридических лиц: автореф. дис. канд. юрид. наук / Ю.Г. Иваненко. - М.,1999. - 29 с.
4. Каменева, З.В. Деловая репутация как объект гражданского права / З.В. Каменева // Адвокат. - 2014. - №5. C. 18-22.
5. Карайчева, О.В. Деловая репутация как объект гражданских прав: дис. канд. юрид. наук / О.В. Карайчева. - Ростов-н/Д., 2014. - 216 с.
6. Кузнецова О.В. Возмещение морального вреда : практ. пособие / О. В. Кузнецова. - М.: Юстицинформ, 2009 - С. 152
7. Лашхия В.Ю. Определение деловой репутации компании методом опционов // Финансовая газета, №18, 2001
8. Любецкий, П.М. Особенности и место деловой репутации юридических лиц среди нематериальных благ / П.М. Любецкий // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2016. - № 3. - С. 79-86.
9. Невзгодина Е.Л. Сделки с недвижимостью (понятие, виды, правовое регулирование): учеб. пособие / под ред. А.И. Казанника. 2-е изд., доп. Омск, 2004. С. 210
10. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012 - 1376 с.
11. Парыгина Н.Н. Деловая репутация в системе нематериальных благ: статья / Н.Н. Парыгина // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №1 - С.2
12. Рожкова М. А., Ворожевич А. С. Правовая сущность гудвилл / Рожкова М. А.. - Закон, 2015. № 1. С. 126-133.
13. Скачкова М.И. Правовая категория личных неимущественных прав в контексте совершенствования гражданского законодательства России / М.И. Скачкова // Российская юстиция. - 2010. - №1. - С. 24-27.
14. Тимерханов, А.А. Субъективное гражданское право юридического лица на деловую репутацию / А.А. Тимерханов // Lex Russica (Научные труды МГЮА). - 2010. - №5. - С. 1183-1185.
15. Ульянова Л.В. Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации // Российская юстиция. 2007. N11.
16. Ульянова О. А. Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты // Молодой ученый. — 2015. - №9. - С. 891-896. -https://moluch.ru/archive/89/17830/
17. Щербакова Д.А. Правовая природа деловой репутации // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(18). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 46-50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ