ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОКУС КОНТРОЛЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия локус контроль 5
1.2. Гендерные особенности как психологический феномен 14
1.3. Гендерные личностные особенности в раннем юношеском возрасте 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ГЕНДЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМ 22
2.1. Характеристика выборки испытуемых, описание методик и
процедуры исследования 22
2.2. Анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия локус контроль 5
1.2. Гендерные особенности как психологический феномен 14
1.3. Гендерные личностные особенности в раннем юношеском возрасте 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ГЕНДЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМ 22
2.1. Характеристика выборки испытуемых, описание методик и
процедуры исследования 22
2.2. Анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящие время, среди актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы связанные с изучением личности человека. В зарубежных и отечественных исследованиях контроль и самоконтроль рассматривается в разных аспектах, но, установлением корреляционных зависимостей локус контроля и пола занимались в недостаточной мере, особенно, среди отечественных психологов. Локус контроль, как термин был введен Дж. Роттером в 1966 году. И показывает, внутренние или внешние факторы человек приписывает своим успехами или неудачам [38, с.47]. Кроме Дж. Роттера проблемой локус контроля занимались, В.В. Столин, И.С. Кон, О.П. Елисеев и др. Проблему гендерных различий исследовали С. Бем, И.С Клецина, Е.П. Ильин и др.. Юношеский возраст, в том числе и гендерный аспект, уже сформированная жизненная стратегия. То, как себя ведет обучающийся с точки зрения социальной адаптации с привязкой половозрастных характеристик, и как на половозрастные характеристики накладываются психологические характеристики. Изучение экстернальности и интернальности проводилось, но, на наш взгляд, в изучении данной темы существует некий пробел.
Объект исследования: обучающиеся раннего юношеского возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня субъективного контроля личности с гендерными особенностями.
Цель исследования: определить наличие и характер взаимосвязи уровня субъективного контроля с гендерными особенностями у обучающихся раннего юношеского возраста.
Задачи исследования:
— На основе анализа литературы выявить теоретические и методологические основания понятий локус контроля и гендерных особенностей.
— Выявить гендерные личностные особенности в раннем юношеском возрасте.
— Выявить на основе эмпирического исследования наличие и характер взаимосвязи уровня субъективного контроля с гендерными особенностями.
Экспериментальная база и контингент испытуемых: эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2, и МБОУ СОШ №5 Елабужского муниципального района РТ, которые в соответствии с целью исследования были дифференцированы по критерию:
•гендерные различия (лица с феминностью, и лица с маскулинностью)
•возраст 16-18 лет
Методы исследования:
1. Анализ психологической литературы.
2. Корреляционное исследование.
3. Количественная и качественная обработка результатов.
В настоящей работе рассматривается связь между уровнем субъективного контроля и гендерными различиями у обучающихся в раннем юношеском возрасте
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы психологом, педагогами, студентами, для правильной организации работы с ранними юношами в зависимости от гендерных особенностей, нацеленные на развитие интернальных черт личности.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. В исследовательской работе используется 8 рисунков, 17 таблиц.
Объект исследования: обучающиеся раннего юношеского возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня субъективного контроля личности с гендерными особенностями.
Цель исследования: определить наличие и характер взаимосвязи уровня субъективного контроля с гендерными особенностями у обучающихся раннего юношеского возраста.
Задачи исследования:
— На основе анализа литературы выявить теоретические и методологические основания понятий локус контроля и гендерных особенностей.
— Выявить гендерные личностные особенности в раннем юношеском возрасте.
— Выявить на основе эмпирического исследования наличие и характер взаимосвязи уровня субъективного контроля с гендерными особенностями.
Экспериментальная база и контингент испытуемых: эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2, и МБОУ СОШ №5 Елабужского муниципального района РТ, которые в соответствии с целью исследования были дифференцированы по критерию:
•гендерные различия (лица с феминностью, и лица с маскулинностью)
•возраст 16-18 лет
Методы исследования:
1. Анализ психологической литературы.
2. Корреляционное исследование.
3. Количественная и качественная обработка результатов.
В настоящей работе рассматривается связь между уровнем субъективного контроля и гендерными различиями у обучающихся в раннем юношеском возрасте
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы психологом, педагогами, студентами, для правильной организации работы с ранними юношами в зависимости от гендерных особенностей, нацеленные на развитие интернальных черт личности.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. В исследовательской работе используется 8 рисунков, 17 таблиц.
Проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы.
Локус контроля, это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним или внутренним факторам. Локус контроля с дополняющими его теоретическими положениями, позволяет более подробно рассмотреть значение данного термина, а именно то, как реагируют лица с внешним и лица с внутренним локус контролем, о том, какие потребности показывают нам ту или иную реакцию человека, влияют на проявление локус контроля и то, как замотивирован обучающийся.
Понятие гендер, рассматривается в 2 вариантах, мы в нашей работе использовали понятие гендер, как психологический пол. Гендер, имеет 4 типа, в данной исследовательской работе мы использовали: феминность и маскулинность.
Гендерные личностные особенности, чаще всего у старшеклассников, проявляются в отношении к внешности, но не мало важную роль имеет и общественное мнение. За частую, общественное мнение разделяет признаки на мужественные (присущие только мужчинам) и женские (присущие только женщинам), о том, что юноша должен иметь большую физическую силу, спортивные достижения и атлетическую фигуру. Хотя данные качества могут быть так же присуще всем представителем маскулинности.
С помощью проведенного исследования, наша выборка разделилась на 2 фокус группы. По каждой шкале обоих фокус групп проводился корреляционный анализ Пирсона. В результате, мы выявили, что в выборке лиц с маскулинностью, взаимосвязь отсутствует по всем изучающимся шкалам, а в выборке лиц с феминностью, была выявлена взаимосвязь по шкале общей интернальности. Изучая характер данной взаимосвязи, мы обращали внимание на знак корреляционной связи. В результате корреляционного анализа Пирсона, полученное значение является отрицательным, что свидетельствует об обратной корреляционной связи. Следовательно, чем выше уровень проявления интернальности, тем меньше значение феминности, и наоборот, чем ниже уровень проявления интернальности, тем больше значение феминности.
Подводя итоги нашей работы, стоит сказать, что наше исследование еще не закончено, так как перед нами открылись новые перспективы исследования. В нашем обществе сложился некий патриархальный стиль, в отличии от западного общества. К 17-18 годам мы видим, что уровень гендерных проявлений сейчас, и локус контроля как способ решения неких социальных задач. В настоящее время, мы видим, что в нашем патриархальном обществе воспитание проводится с точки зрения того, что если ты мальчик, то тебя воспитывают как мальчика, но, социум и успешность в социуме зачастую зависит от некой гибкости, а именно эти качества присуще лицам с андрогенностью. Женщины перестали быть зависимыми, а мужчины перестали быть «абсолютными ведущими», а где это проявляется в жизни, это поле для дальнейшего перспективного исследования.
Локус контроля, это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним или внутренним факторам. Локус контроля с дополняющими его теоретическими положениями, позволяет более подробно рассмотреть значение данного термина, а именно то, как реагируют лица с внешним и лица с внутренним локус контролем, о том, какие потребности показывают нам ту или иную реакцию человека, влияют на проявление локус контроля и то, как замотивирован обучающийся.
Понятие гендер, рассматривается в 2 вариантах, мы в нашей работе использовали понятие гендер, как психологический пол. Гендер, имеет 4 типа, в данной исследовательской работе мы использовали: феминность и маскулинность.
Гендерные личностные особенности, чаще всего у старшеклассников, проявляются в отношении к внешности, но не мало важную роль имеет и общественное мнение. За частую, общественное мнение разделяет признаки на мужественные (присущие только мужчинам) и женские (присущие только женщинам), о том, что юноша должен иметь большую физическую силу, спортивные достижения и атлетическую фигуру. Хотя данные качества могут быть так же присуще всем представителем маскулинности.
С помощью проведенного исследования, наша выборка разделилась на 2 фокус группы. По каждой шкале обоих фокус групп проводился корреляционный анализ Пирсона. В результате, мы выявили, что в выборке лиц с маскулинностью, взаимосвязь отсутствует по всем изучающимся шкалам, а в выборке лиц с феминностью, была выявлена взаимосвязь по шкале общей интернальности. Изучая характер данной взаимосвязи, мы обращали внимание на знак корреляционной связи. В результате корреляционного анализа Пирсона, полученное значение является отрицательным, что свидетельствует об обратной корреляционной связи. Следовательно, чем выше уровень проявления интернальности, тем меньше значение феминности, и наоборот, чем ниже уровень проявления интернальности, тем больше значение феминности.
Подводя итоги нашей работы, стоит сказать, что наше исследование еще не закончено, так как перед нами открылись новые перспективы исследования. В нашем обществе сложился некий патриархальный стиль, в отличии от западного общества. К 17-18 годам мы видим, что уровень гендерных проявлений сейчас, и локус контроля как способ решения неких социальных задач. В настоящее время, мы видим, что в нашем патриархальном обществе воспитание проводится с точки зрения того, что если ты мальчик, то тебя воспитывают как мальчика, но, социум и успешность в социуме зачастую зависит от некой гибкости, а именно эти качества присуще лицам с андрогенностью. Женщины перестали быть зависимыми, а мужчины перестали быть «абсолютными ведущими», а где это проявляется в жизни, это поле для дальнейшего перспективного исследования.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ, САМООТНОШЕНИЯ И ЛОКУСА
КОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуально-личностные особенности участников буллинга в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Половые различия переживания жизненного кризиса в раннем зрелом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ЦЕННОCТНО-CМЫCЛОВОЙ CФЕРЫ ПРЕДПРИНИМAТЕЛЕЙ CРЕДНЕГО ЗВЕНA НА СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ДЕВУШЕК В КОНТЕКСТЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЗДНЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональная самореализация студентов и выпускников бакалавриата по направлению «Социальная работа»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Психологическое консультирование как средство адаптации в период кризиса среднего возраста женщин 30-35 лет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



