ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ И ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 5
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия локус контроль 5
1.2. Гендерные особенности как психологический феномен 14
1.3. Гендерные личностные особенности в раннем юношеском возрасте 18
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОКУС КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАННЕГО ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ГЕНДЕРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМ 22
2.1. Характеристика выборки испытуемых, описание методик и
процедуры исследования 22
2.2. Анализ и описание полученных результатов 26
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящие время, среди актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы связанные с изучением личности человека. В зарубежных и отечественных исследованиях контроль и самоконтроль рассматривается в разных аспектах, но, установлением корреляционных зависимостей локус контроля и пола занимались в недостаточной мере, особенно, среди отечественных психологов. Локус контроль, как термин был введен Дж. Роттером в 1966 году. И показывает, внутренние или внешние факторы человек приписывает своим успехами или неудачам [38, с.47]. Кроме Дж. Роттера проблемой локус контроля занимались, В.В. Столин, И.С. Кон, О.П. Елисеев и др. Проблему гендерных различий исследовали С. Бем, И.С Клецина, Е.П. Ильин и др.. Юношеский возраст, в том числе и гендерный аспект, уже сформированная жизненная стратегия. То, как себя ведет обучающийся с точки зрения социальной адаптации с привязкой половозрастных характеристик, и как на половозрастные характеристики накладываются психологические характеристики. Изучение экстернальности и интернальности проводилось, но, на наш взгляд, в изучении данной темы существует некий пробел.
Объект исследования: обучающиеся раннего юношеского возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня субъективного контроля личности с гендерными особенностями.
Цель исследования: определить наличие и характер взаимосвязи уровня субъективного контроля с гендерными особенностями у обучающихся раннего юношеского возраста.
Задачи исследования:
— На основе анализа литературы выявить теоретические и методологические основания понятий локус контроля и гендерных особенностей.
— Выявить гендерные личностные особенности в раннем юношеском возрасте.
— Выявить на основе эмпирического исследования наличие и характер взаимосвязи уровня субъективного контроля с гендерными особенностями.
Экспериментальная база и контингент испытуемых: эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2, и МБОУ СОШ №5 Елабужского муниципального района РТ, которые в соответствии с целью исследования были дифференцированы по критерию:
•гендерные различия (лица с феминностью, и лица с маскулинностью)
•возраст 16-18 лет
Методы исследования:
1. Анализ психологической литературы.
2. Корреляционное исследование.
3. Количественная и качественная обработка результатов.
В настоящей работе рассматривается связь между уровнем субъективного контроля и гендерными различиями у обучающихся в раннем юношеском возрасте
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы психологом, педагогами, студентами, для правильной организации работы с ранними юношами в зависимости от гендерных особенностей, нацеленные на развитие интернальных черт личности.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения. В исследовательской работе используется 8 рисунков, 17 таблиц.
Проведенное исследование, позволяет сделать следующие выводы.
Локус контроля, это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним или внутренним факторам. Локус контроля с дополняющими его теоретическими положениями, позволяет более подробно рассмотреть значение данного термина, а именно то, как реагируют лица с внешним и лица с внутренним локус контролем, о том, какие потребности показывают нам ту или иную реакцию человека, влияют на проявление локус контроля и то, как замотивирован обучающийся.
Понятие гендер, рассматривается в 2 вариантах, мы в нашей работе использовали понятие гендер, как психологический пол. Гендер, имеет 4 типа, в данной исследовательской работе мы использовали: феминность и маскулинность.
Гендерные личностные особенности, чаще всего у старшеклассников, проявляются в отношении к внешности, но не мало важную роль имеет и общественное мнение. За частую, общественное мнение разделяет признаки на мужественные (присущие только мужчинам) и женские (присущие только женщинам), о том, что юноша должен иметь большую физическую силу, спортивные достижения и атлетическую фигуру. Хотя данные качества могут быть так же присуще всем представителем маскулинности.
С помощью проведенного исследования, наша выборка разделилась на 2 фокус группы. По каждой шкале обоих фокус групп проводился корреляционный анализ Пирсона. В результате, мы выявили, что в выборке лиц с маскулинностью, взаимосвязь отсутствует по всем изучающимся шкалам, а в выборке лиц с феминностью, была выявлена взаимосвязь по шкале общей интернальности. Изучая характер данной взаимосвязи, мы обращали внимание на знак корреляционной связи. В результате корреляционного анализа Пирсона, полученное значение является отрицательным, что свидетельствует об обратной корреляционной связи. Следовательно, чем выше уровень проявления интернальности, тем меньше значение феминности, и наоборот, чем ниже уровень проявления интернальности, тем больше значение феминности.
Подводя итоги нашей работы, стоит сказать, что наше исследование еще не закончено, так как перед нами открылись новые перспективы исследования. В нашем обществе сложился некий патриархальный стиль, в отличии от западного общества. К 17-18 годам мы видим, что уровень гендерных проявлений сейчас, и локус контроля как способ решения неких социальных задач. В настоящее время, мы видим, что в нашем патриархальном обществе воспитание проводится с точки зрения того, что если ты мальчик, то тебя воспитывают как мальчика, но, социум и успешность в социуме зачастую зависит от некой гибкости, а именно эти качества присуще лицам с андрогенностью. Женщины перестали быть зависимыми, а мужчины перестали быть «абсолютными ведущими», а где это проявляется в жизни, это поле для дальнейшего перспективного исследования.
1. Бажин Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психол. Журн. — 1984. — №3. — С.152-162
2. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов. Серия: гендерная коллекция-зарубежная
классика Изд-во: Российская политическая энциклопедия, 2004 — 336 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология / Ш.берн - СПб: прайм-еврознак, 2001.—184с.
4. Бодалев А.А. Общая психодиагностика/А.А. Бодалев, В.В. Столин. -СПб: изд-во «Речь», 2003.—417 с.
5. Вебер М. Основные социологические понятия Изд-во: «Директ- Медиа»,2014.— 600с.
6. Веблена Т. Теория праздного класса. Изд-во: «Либроком»,2016 .— 366 с.
7. Визгина А.В. Проявление личностных особенностей в самоописании мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантелеев // Вопросы психологии, 2001, — № 3.— С.91-100
8. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.,1987. — 124 с.
9. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. Изд-во: Директмедиа Паблишинг,2007.— 123с.
10. Елисеев О.П. Локус контроля, практикум пол психологии личности— СПб: Питер.2007.—285с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2003.— 544 с.
12. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.:Питер, 2010.— 688 с.
13. Канатова А.К. Психологические основы образования взрослых // Образование взрослых на рубеже веков. — М.: Изд-во Ин-та образования взрослых, РАО, 2000. — 240 с.
14. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, — 1991. — 249 с.
15. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — С. 188-202.
16. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клецина — СПб.: Питер, 2005. — 512с.
17. Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. — М., 1978. — 239 с.
18. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение. — 1982. - 191 с.
19. Кон И.С. Психология юности — М.: Психология, 1989. — 128с.
20. Кондаков И.М. Эксперементальное исследование и личностного контекства локус контроля / И. М. Кондаков, М. Н. Никлопец //Психологический журнал.— 1995.—№1.— С. 15-18
21. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. — с.1788
22. Кочарян А.С. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинности / феминности в норме и патологии). — Харьков, 1996. — 287 с.
23. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. ж. — 1999. — Т.20. — № 2.— С. 103-114
24. Кудинова С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. — 1998. — № 1. — С. 7.
25. Курбатова Т.Н., Куус Я.В. Когнитивная сложность и идентичность в кросс-культурном и гендерном исследовании // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во.: СПбГУ, 2001. — Вып. 5. — С. 204-217.
26. Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми // Вопросы психологии. — 1989. — № 3.
— С. 71-75
27. Майерс Д. Социальная психология // СПб.,2014.— 198 с.
28. Малкина-Пых И. Гендерная терапия Э. — 2007. — 500 с.
29. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. — СПб., 2003.— 352 с.
30. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. — 880 с.
31. Милодарова Н.Г. Шаг к себе и другим на встречу Учебное пособие: М.: Изд-во. АСВ, 2003.—352с.
32. Миннахметова А.З. Статистические методы в психологии: учебное пособие. Миннахметова А.З. ЕГПУ, Елабуга ,2007 — 109 с.
33. Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.— 240 с.
34. Пантилев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально - оценочной системы: Автореферат дис. канд. психол. наук. М.,1988.— 18 с.
35. Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. наук. — СПб., 1995.— 19 с.
36. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие / А.А. Реан. — СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001.—224с.
37. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. — 320 с.
38. Роттер Дж. Развитие и применение теории социального научения. 1982,— 352 с.
39. Роттер Дж. Социальное научение и клиническая психология / Rotter, 1954. — 251 с.
40. Рудкевич Е.Д. Типология социального характера Д. Рисмена // Соц.Ис. 1993. — №3 — 120 с.
41. Ситников В.Л. Психология образа ребенка (в сознании субъектов педагогического процесса). Автореф. дис.... д-ра наук. — СПб., 2001.— 17 с.
42. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003. - 624 с.
43. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств
и межличностных отношений: практическое руководство /
Л.Н.Собчик— СПб: Питер, 2002. — 129 с.
44. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов,2005. — с. 376
45. Столин В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин. - М.: Изд. МГУ,1983. —247с.
46. Уоллстон К. Трехмерная шкала - Культуры. 1987. — № 7 - С. 8-28
47. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии // Социология в России XIX - начала ХХ веков (вып. 2): Тексты. М., 1997. - С. 115.
48.Эйбл-Эйбесфельдт И. Поведение детей: культуры народов Ко-Сан, Яномами, Химба и Эйпо // Культуры. 1982. — № 4 - С. 5-29.
49. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. — М: Мысль, 1996. — 594 с.
50. Lau Sing, 1989
51. Maccoby, Jacklin, 1974