Введение 3
1. Туризм как динамично развивающаяся сфера городской экономики
1.1. Сущностная характеристика понятия «туризм», его
цели и основные показатели
1.2. Современные процессы урбанизации - основные
понятия и тренды
1.3. Развитие туризма: зарубежный и отечественный опыт
2. Развитие туризма в Республике Татарстане как стратегический приоритет
2.1. Туризм как сектор экономики Республики Татарстан 26
2.2. Рекреационный потенциал Республики Татарстан 33
2.3. Туристские центры Республики Татарстан 42
3. Туризм Казанской агломерации - география, возможности и перспективы
3.1. Значение туризма в развитии Казанской Агломерации 53
3.2. География туристских дестинаций Казанской
агломерации
3.3. Внеклассное занятие в 11 классе на тему: «Гостеприимный Татарстан»
Заключение 75
Список литературы 78
Приложение 83
В последние годы все более усиливается значение туризма в жизни современного общества. Этому способствуют рост доходов населения, увеличение количества свободного времени, все большая открытость регионов и другие факторы.
Туризм как досуговая деятельность существует много столетий. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Эффективным средством массовой востребованности и широкой доступности культурных и рекреационных ценностей стал культурный туризм. Повышение уровня жизни населения и расширение возможностей свободного передвижения по миру способствовали появлению миллионов новых путешественников. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристские ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.
В настоящее время туризм можно рассматривать также как один из факторов, обеспечивающих решение важнейшей социально-экономической проблемы повышения качества жизни населения. Как известно, качество жизни - это удовлетворение жизненно важных потребностей людей в здравоохранении, образовании, труде, отдыхе, культурном развитии, семейном благополучии, благоприятном социальном самочувствии, здоровой окружающей среде. Проблеме повышения качества жизни населения сейчас уделяется особое внимание. Важным компонентом в обеспечении достойных условий жизни является отдых, способствующий восстановлению жизненного потенциала человека. И здесь туризм выступает как один из способов организации отдыха. Путешествия и туризм стали сегодня одной из самых значительных индустрии в мире. «Все страны знают о доходности международного туризма. Ежегодно в течение ближайших нескольких лет будут путешествовать около 600-700 млн человек, ежегодные затраты туристов составят около одного триллиона долларов. Фактически для экономики многих стран туризм настолько важен, что между ними развернулась жесткая конкуренция. «Если потенциальный турист может в следующем году посетить только одну страну, как это обычно бывает, то куда поедет этот турист и каким образом он решит проблему выбора маршрута?»
Все, сказанное выше, актуально и для зарубежных туристских систем и системы туризма Республики Татарстан. Успешность модернизации туристской сферы республики зависит от многих факторов, от комплекса мероприятий. Туризм на сегодняшний день является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения (для некоторых стран приносит доход 70-100%); выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить значимость сферы туризма в развитии городской агломерации.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие туризма, обозначить его цели, задачи;
- изучить опыт развития туризма в пределах агломерации в России и за рубежом;
- рассмотреть туризм как сектор экономики Республики Татарстан;
- раскрыть туристско-рекреационный потенциал Республики Татарстан;
- охарактеризовать возможности, перспективы развития туристской сферы в г. Казани и Казанской агломерации;
- разработать внеклассное мероприятие «Гостеприимны Татарстан».
Объект исследования - география туризма Казанской агломерации.
Предмет исследования - туризм городской агломерации.
Методологической базой для написания выпускной квалификационной работы послужили научные труды следующих ученых: Перцик Е. Н., Лаппо Г.М., Хуснутдинова С.Р., Зорин И. В., Квартальнов В. А., Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Проведённое нами исследование, в ходе нашей работы, подтвердило актуальность дaннoй темы, тeopeтичeскyю и практическую значимость.
Туризм как сфера экономической деятельности имеет очень важное значение, а также ряд характерных особенностей. Туризм отвечает интересам человека и обществ а, являясь источником доходов, как на микро, так и макроэкономических уровнях. Туризм - один из основных факторов в создании дополнительных рабочих мест , ускоряющий развитие транспортной инфраструктуры и строительства отелей, стимулирующий производство всех типов транспортных средств, способствующий сохранению народных ремесел и национальной культуры в регионах и странах. На основе вышеупомянутых аспектов туризма мы можем подчеркнуть его главные функции: способствовать социально-экономическому развитию инфраструктуры и улучшить взаимодействие между странами, государствами и народами; восстановление физических и психологических сил человека, которое значительно увеличивает эффективность населения. Уровень жизни стран улучшается из-за увеличения числа людей, занятых в туристских направлениях; туризм помогает со знанием дела организовать досуг, который позволяет рационально использовать свободное время; культурный и образовательный уровень населения растет; распространяются культурные ценности.
Развитие процесса урбанизации тесно связано с особенностями формирования городского населения , включения в городскую среду или отнесения в городское административное подчинение пригородных территорий, преобразования сельских населенных пунктов в городские. Фактически рост городского населения происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах.
Говоря о туризме как важнейшем элементе развития современных городских агломераций, следует отметить экономическую ценность сектора туризма на трех уровнях : прямые доходы - дополнительные затраты на проживание, отдых, транспорт и т. д.; косвенные доходы - измеряется цепочка поставок воздействия (межсекторальные связи); индуцированные доходы - измеряется влияние доходов, полученных прямо или косвенно в местной экономике; общие доходы - сумма прямых, косвенных и индуцированных доходов, экономический результат, влияние сектора. При большой глобальной роли туризма его значение во многих странах неудивительно. По мнению авторов доклада Всемирного форума о конкурентоспособности сектора туризма и путешествий, он особенно заметен в развивающихся странах, поскольку способствует диверсификации экономики, открывает возможности для получения доходов и создания рабочих мест в сельской местности. Индустрия туризма, обладая мультипликативным эффектом, улучшает качество жизни граждан и общие экономические перспективы.
На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется : богатыми природно-ресурсными возможностями ; уникальным культурно-историческим наследием; разнообразным этнографическим составом; выгодным географическим положением; наличием мегаполиса - г. Казани. Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием, который накапливался многие столетия. В республике проживают народы с большим историческим прошлым и самобытными культурными традициями. Сочетание трех типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие культуры и исторических ценностей.
На сегодняшний день социально-экономическое развитие агломераций ориентируется на инновационный путь развития , для динамичного, прозрачного процесса диффузии инноваций необходимо формирование инновационной инфраструктуры. Высокоразвитая инновационная инфраструктура залог социально-экономического роста, экологического благополучия Казанской агломерации , и достижения главной ценности - повышения качества жизни населения агломерации и прилегающих территорий.
На сегодняшний день туристская дестинация в Татарстане имеет устойчивые темпы развития. Все регионы активно используют разнообразные техники и подходы для формирования и развития туристского потенциала. Это безусловно положительно сказывается на экономическом уровне республики и обеспечивает рациональное использование и сохранение природных, экологических, культурных, исторических и информационно-познавательских ресурсов. В Республике Татарстан ведётся активная работа по сохранению и реставрации культурных и исторических ценностей.
1. Статья 1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132- Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Закон РТ от 17.06.2015 N 40- ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030...
3. Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014-2020 годы
4. Проект Федерального закона "О социальном туризме" // Актуальные проблемы туризма'98. - М.: РМАТ, 1998.
5. Указ Президента Республики Татарстж от 3 марта 2014 года № УП- 235 «Об Агентстве по туризму Республики Татарстан от 20 марта 2014 года № УП-286 «О преобразовании Управления государственных закупок Республики Татарстан и Агентства по туризму Республики Татарстан»
6. Организация Объединенных Наций (ООН)
7. Арсланова Г. Х., Хисматуллин М. М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства. // Проблемы экономики, организации и управления в России и мирт: материалы VIII Международной научнопрактической конференции (28 апреля 2015 .). Прага, 201 г 5. С. 8-18
8. Баранов Д.Н. Современные тенденции развития экономики городских агломераций: монография / Д.Н. Баранов. - Саратов: Вузовское образование, 2015. 188 с.
9. Бердникова О.А., Иванов С.Е. Анализ и динамика показателей развития туристской отрасли на примере Республики Татарстан . // Журнал « Век качества», №1, 2015. - с.73-76.
10. Веткин В.А., Винтайкина Е.В. Технология создания турпродукта.
Пакетные туры.// Издательский дом ЦИНФРА-М», Москва, 2010. -239с.
11. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина Л.А., Мишунина Ю.В. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта// Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Москва, 2012 - 273с.
12. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий / Е.А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.
13. Е. Н. Перцик «Геоурбанистика» // Издательский центр «Академия», Москва, 2009. - 432 с.
14. Зорин И. В., Квартальнов В. А. «Энциклопедия туризма»
15. Зорин А.И. Дестинация / Зорин А.И, Зорин И.В.. - М.: ВЛАЦ, 2009
16. Кирьянова Л.Г. Маркетинг дестинаций как современный подход к управлению туристским регионом / Л.Г. Кирьянова // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - Т.316. - №6.
17. Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С., Богданов Е. Экономика туризма: теория и практика: в 2х т. СПб.: Омега, 1998. Т. 1. 380 с.
18. Лаппо Г.М. География городов: Учебное пособие для географических факультетов вузов - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.
19. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Современная энциклопедия, 1971. - 463 с.
20. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально - культурном сервисе и туризме: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / 5-е изд., стер. М.: Академия, 2009. - 288 с.
21. Никитина О.А. Управление формированием интегрированных санаторно-курортных комплексов в регионе: дис... д-ра экон. наук / О.А. Никитина. - СПб., 2009. - 368 с.
22. Новиков В.С. Организация туристкой деятельности//Издательский центр «Академия», Москва, 2013. - 333с.
23. Маркова Ю.А., Грачева О.Ю., Мишина Л.А., Мишунина. Ю.В. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта / Дашков и Ко. - 276 с. - 2008
24. Павлова Э.Н. Дестинация как концепт развития региональной системы непрерывного профессионального туристского образования: дис... д- ра пед. наук / Э.Н. Павлова. - М., 2009. - 618 с.
25. Потапова К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 219-222.
26. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций // учебник. ОАО «Издательство «Советский спорт» 2014. - 247с.
27. Рузанов Ф.Н. Государственное и муниципальное управление.// Издательство «Юниверсум», Казань, 2011. -55с.
28. Стамп Л.Д. Словарь общегеографических терминов. М.: Прогресс. Т. 1, 2. 1975. - 799 с.
29. Темный Ю. В., Темная Л. Р. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2010. 448 с.
30. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. //Инфра-М, Москва, 2010. - 416с.
31. Хуснутдинова С.Р. Урбанизированные территории Республики Татарстан. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016 - 122 с.
32. Шевыров П. В., Оценка и прогноз влияния туризма на социальноэкономическое развитие регионов. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2008. № 1. С. 239-247.
33. A practical guide to tourism destination management. - Madrid: WTO, 2007. - P.1.
34. Cooper C. Tourism: Principles and practices / C. Cooper, J. Fletcher, D. Gilbert, R. Shepherd, S. Wanhill. - Harlow: Pearson, 2005. - 736 p.
35. Framke W. The Destination as a Concept: A Discussion of the Business- related Perspective versus the Socio-cultural Approach in Tourism Theory / W. Framke // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. - 2002. - №2(2).
36. Lew A.A. A framework of tourist attraction research / A.A. Lew // Annals of Tourism research. - 1987. - №14(4).
37. Leiper N. Tourism Management. 3d ed. / N. Leiper. - Sidney: Pearson Education Australia, 2004. - 326 p.
38. MacCannel D. The Tourist. A new Theory of the Leisure Class. - Berkeley: University of California Press, 1976. - 264 p.
39. Medlik S. Dictionary of travel, tourism and hospitality. 2nd ed. / S. Medlik. - Oxford: Butterworth-Heinwmann, 1993. - 273 p.
40. Ritchie B. The competitive destination: a sustainable tourism perspective /
B. Ritchie, G. Crouch. - Cambridge: CAB International, 2003. - 291 p.
41. http://prav.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_910260.pdf Отчёт о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2016 год
42. http://tourism.tatarstan.ru/ доклад Иванова С.Е. к коллегии Государственного комитета по туризму Республики Татарстан.
43. http: //tatstat.gks .ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/
Численность населения муниципальных образований Республики Татарстан на начало 2018 года Статистический бюллетень
44. Потапова К. К. Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 219-222. — URL https: //moluch.ru/archive/128/35507/
45. https://port-u.ru/elektronm2/item/1627-Формирование городских агломераций, особенности социально-экономического развития дестинации
46. https://www.bibliofond.ru/Татарстан в сфере туристического бизнеса. Данные Федеральной службы государственной статистики на начало 2018 года под редакцией Гатауллина Н. В.
47. Заключительный отчет исследования Национальной туристической политики. - Вашингтон, Округ Колумбия .: Government Printing Office, 1978. - П. 5.
48. http://tdc-tatar.ru/about-the-center/the-direction-of-operation/projects-and- programs/visit-tatarstan/