ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ 6
1.1 Роль здравоохранения в экономическом и социальном
развитии региона 6
1.2 Характеристика системы здравоохранения и программ
государственных гарантий медицинской помощи гражданам 15
1.3 Современные модели развития системы здравоохранения,
зарубежный опыт 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 33
2.1 Анализ ресурсов системы здравоохранения и уровня их
использования 33
2.2 Проблемы повышения социальной эффективности
здравоохранения 44
2.3 Экономическая эффективность здравоохранения в современных
условиях 50
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 59
3.1 Оценка экономической эффективности новых технологий
здравоохранения 59
3.2 Перспективы развития здравоохранения в Республике Татарстан ... 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Состояние здоровья населения - важное условие процветания и благополучия населения страны или государства. Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Развитие современной системы здравоохранения Российской Федерации - приоритетное действующее направление развития страны. Руководство страны понимает значимость развитого и качественного здравоохранения. Показатель благосостояния страны- уровень медицинского обслуживания граждан. Здоровье граждан, также, следовательно, качество рабочей силы, производительность труда, зависят от состояния системы здравоохранения. Предпосылкой стабильного экономического функционирования государства и социального благополучия является здоровье нации. Важнейшая задача для любого государства или страны, независимо от модели хозяйствования и развития финансовой системы, - обеспечение населения доступной медицинской помощью. Важно никогда не забывать о значимости и о роли данной отрасли для страны. Здравоохранение можно назвать одной из основных отраслей успешного развития и процветания территории. Нужно приложить много усилий для того, чтобы эта отрасль активно развивалась и приносила плоды, а для этого необходимо уделять больше внимания проблемам здравоохранения [6].
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» [32]. И любому государству необходимо обеспечивать не только отсутствие заболеваний у человека, но и создавать благополучие. Есть все основания полагать, что современные тенденции развития отрасли позволяют сформировать такую систему здравоохранения, которая сможет быстро осваивать новейшие медицинские технологии, быть самодостаточной как система, экономически эффективной и самое главное - способной успешно укреплять и восстанавливать здоровье россиян.
Система здравоохранения в России много лет финансировалось по остаточному принципу, но в настоящее время полностью изменилась структура. На нынешнем этапе складывается многоканальная система финансирования здравоохранения, в структуре которой средства государственного бюджета, системы обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования [12]. Но такое финансирование не соответствует условиям оказания медицинских услуг и потребностям. Одни из главных проблем российского здравоохранения - несбалансированность программ государственных гарантий, недостаточность и ограниченность ресурсов. Формируется потребность в привлечении дополнительных источников финансирования, развитии финансовых взаимоотношений и возможностей рационального использования ресурсов здравоохранения. На нынешнем этапе экономического развития развитие механизма увеличения ресурсов, направляемых на финансирование здравоохранения и повышение эффективности их использования, - одно из приоритетных направлений деятельности государства [27].
Современное состояние и проблемы здравоохранения оказывают сдерживающие влияние на его эффективность. Ситуация, сложившаяся в состоянии здоровья населения и здравоохранении, привела к необходимости принимать срочные меры по охране здоровья населения как на общероссийском, так и на региональном уровне. В этих условиях особую практическую значимость приобретают исследования в области повышения эффективности функционирования системы здравоохранения. [27]
Тема данного исследования актуальна, потому что каждый из нас сталкивается со здравоохранением на протяжении всей жизни. Каждый человек становится свидетелем его современного состояния и возникающих проблем. Интересны пути решения данных проблем, которое предпринимает государство. Именно от здравоохранения зависит уровень жизни населения, экономика, перспективы развития территорий.
Целью ВКР является изучение проблем эффективности здравоохранения Республики Татарстан, его современного состояния. И на этой основе разработка рекомендации по повышению эффективности.
Задачи исследования:
- Обосновать роль здравоохранения в экономическом и социальном
развитии региона;
- Дать характеристику систем здравоохранения и программ
государственных гарантий медицинской помощи гражданам;
- Изучить современные модели развития системы здравоохранения, зарубежный опыт;
- Провести анализ ресурсов системы здравоохранения и уровень их использования;
- Выявить проблемы повышения социальной эффективности здравоохранения;
- Проанализировать показатели экономической эффективности здравоохранения в современных условиях;
- Выполнить оценку экономической эффективности новых технологий здравоохранения;
- Предложить перспективы развития здравоохранения в Республике Татарстан.
Объект исследования - система здравоохранения в Республике Татарстан. Предмет исследования - состояние, проблемы и перспективы развития здравоохранения в регионах России на примере Республики Татарстан.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Содержит 78 страниц печатного текста, 9 рисунков, 16 таблиц, список используемой литературы содержит 50 наименований.
Развитие здравоохранения в Российской Федерации и ее регионах сегодня - одно из приоритетных направлений работы руководства страны. Разрабатываются многочисленные программы и проекты здравоохранения как федеральные, так и региональные, направленные на повышение уровня здоровья населения, качества медицинской помощи. Приоритетной целью является доступность для населения медицинской помощи.
Основными проблемами здравоохранения можно назвать:
- несбалансированная инфраструктура;
- нехватка современного оборудования;
- нехватка квалифицированных кадров;
- недостаточное финансирование;
-слабая зависимость финансово-экономического состояния медицинских учреждений от объемов и качества оказанных услуг.
В ходе исследования была достигнута поставленная мною цель: я изучила основные проблемы эффективности здравоохранения в РТ, его современное состояние. Разработала рекомендации по повышению эффективности. И сделала следующие выводы:
1. Здравоохранение - неотделимая часть региона в его экономическом и социальном развитии. Оно встроено в её социально-экономический, политический, информационный контексты. Вклад здравоохранение в экономическое развитие территории велик, так как недоиспользование его возможностей и его низкая эффективность приводят к экономическому ущербу из-за снижения трудового потенциала.
2. Объем, виды, качество медицинской помощи регламентируются в РФ рядом законов: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ. И еще ежегодная программа «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Медицинская помощь в РФ финансируется за счет государственного бюджета и федеральных, территориальных фондов ОМС. Такая модель финансирования называется бюджетно-страховая. У каждого человека, проживающего в России есть полис обязательного медицинского страхования, по которому он может получить медицинскую помощь бесплатно. Но также действует система добровольного медицинского страхования. В этом случае человек покупает такой полис и в дальнейшем может обращаться в специализированные клиники.
3. Существует большое количество различных систем здравоохранения без участия личных сбережений населения, с привлечением, но выбор каждой конкретной системы зависит от уровня жизни в стране, от возможностей людей и затрат, которые выделяет государство на здравоохранение.
4. Ресурсы здравоохранения ( трудовые, материальные, финансовые) в РФ ограничены. В Республике Татарстан ресурсы также ограничены: недостаточное количество кадров, устаревшая материально-техническая база, недостаточное финансирование. Необходимо разрабатывать специальные программы по увеличению ресурсов или по эффективному использованию имеющихся. И разрабатывать программы, направленные на профилактику заболеваний, тогда не нужно будет увеличивать финансовые ресурсы на затраты по лечению в стационарах, будет достаточно то количество стационаров и кадров, которые имеются, так как самый дорогой вид помощи-стационарная помощь.
5. Социальная эффективность здравоохранения в РТ держится на достаточно высоком уровне, по сравнению с ПФО. В Татарстане, в единственном регионе ПФО, в 2017 году наблюдается естественный прирост населения, снижается смертность, количество инвалидов, заметна динамика снижения смертей от болезней органов кровообращения, онкологии и тд., возрастает удо - влетворенность пациентов предоставленной медицинской помощью. Но есть и проблемы: снижение рождаемости, из-за низкой рождаемости в 90х годах XX века, возрастающее количество заболеваний, неудовлетворенность некоторыми видами медицинских услуг, нежелание иметь 2 или более детей. Чтобы повысить социальную эффективность руководство республики и России предпринимает различные законопроекты (выдача денежного пособия матери за рождение 2 и более детей, выплата ежемесячного пособия за рождение первого ребенка тем родителям у кого доход семьи из на каждую душу превышает прожиточный минимум не более, чем в 1,5 раза, проекты по охране здоровья населения, улучшают материально-техническую базу, программы профилактики заболеваний и тд.)
6. Экономическая эффективность здравоохранения в РТ находится на 29 месте среди всех субъектов РФ. Это связано с тем, что у нас низкая оценка эффективности от снижения заболеваемости, от сокращения времени на одно профилактическое обследование и т.д., по сравнению с другими субъектами. В «рейтинге» экономической эффективности субъектов Татарстана первое место занимает г.Набережные Челны. Казань на десятом месте.
8. В данной работе был рассмотрен пример создания «Школы инсульта» в Рыбно-Слободском районе республики. Этот пример ярко объясняет, что профилактика заболевания влияет хорошо не только на здоровье человека, но и экономическую ситуацию. Была рассчитана экономическая эффективность, которая в очередной раз доказала, что наша система здравоохранения должна делать большой упор именно на профилактику.
9. Основными перспективами здравоохранения в РТ могут стать: развитие программ по профилактике заболеваний, повышение престижа профессии медицинского работника, реформирование системы здравоохранения, снижение смертности от онкологии, сердечно-сосудистых, легочных заболеваний и т.д., укрепление и обновление материально-технической базы. В общем можно сказать, что перспективами развития могут стать действия, направленные на повышения количества ресурсов здравоохранения, повышения социальной, экономической эффективности.
1. Государственная программа «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года».
2. Об утверждении государственной программы « Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020» (с изменениями на: 04.10.2017).
3. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019.
4. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция).
Книги, монографии
6. Арустамян, Г.Н. и др. Основы экономики здоровья населения России. Монография. М.: Креативная экономика, 2015. - 464 с.
7. Бабенко А.И., Пушкарев О.В. Методологические основы комплексной оценки медико-экономической эффективности здравоохранения // Бюллетень СО РАМН. - 2014. -Т. 34. - № 2. - С. 89-94.
8. Вялков, А.И. Управление и экономика здравоохранения. Учебное пособие. М.: ГОЭТАР-медицина, 2014. - 206 с. 2.
9. Гехт И. А. О некоторых методических подходах к организации медицинской помощи, формированию стоимости медицинских услуг и их оплате в региональной системе обязательного медицинского страхования. - ГБОУ ВПО "СамГМУ" МЗ РФ, ГБОУ ВПО "Рязан. ГМУ им. акд. И. П. Павлова" МЗ РФ. - Самара : Акцент, 2015. - 144 с.
10. Дьяченко, В. Г. Солохина, С. В. Управление качеством медицинской помощи : учебник. - Хабаровск : Изд-во ДВГМУ, 2015. - 696 с. 3.
11. Инсульт. Современные подходы диагностики, лечения и профилактики. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 248 с.
12. Калашников В.В.Экономические методы в управлении здравоохранением и в организации мед. помощи // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2015.- №2. -С. 24-26.
13. Капитоненко Н.А. Разграничение полномочий в управлении дравоохра- нением//Экономика здравоохранения .-2014.-№7. -С. 34-35.
14. Китаева Э.А., Суетина Т.А., Китаев М.Р., Саляхова Л.Я., Вафин А.Ю Медико-экономическая эффективность создания « Школы инсульта» // Российское предпринимательство.-2016. - Т.17.- с.2125-2138.
15. Кумратова А.М., Попова Е.В., Биджиев А.З. Экономико-математическое моделирование риска в задачах управления ресурсами здравоохранения PDF Краснодар: КубГАУ, 2014. — 168 с. — ISBN 978-5-94672-792-1.
16. Куркина, М.П. Антикризисное управление: учебное пособие/ М.П. Куркина - 2 изд. перераб. и доп.; Курск. КГМУ, 2014. 168 с.: ил. 15, табл. 30. Библиогр.: С. 176. - С. 117.
17. Литвинова Н.И. Возможности решения проблем кадрового обеспечения системы здравоохранения путем совершенствования непрерывного медицинского образования / Н.И. Литвинова, А.Л. Шумова//Здравоохранение: образование, наука, инновации. - 2015. - С. 616-618.
18. Общественное здоровье и здравоохранение : нац. рук. / Рос. о-во организаторов здравоохранения и обществ. здоровья, Ассоц. мед. о-в по качеству. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с. - (Национальные руководства). - Предм. указ.: с. 614- 619.
19. Пирогов. М. В. Научно-практические аспекты реформирования здравоохранения : моногр. / М. В. Пирогов, И. В. Успенская, А. М. Чилилов. - М., 2014. 12.
20. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. - Курск: КГМУ, 2014. - 232 с. - С. 65. 13.
21. Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. , Петрова О. И - Курск: КГМУ, 2016. - 265 с. - С. 85-124.
22. Фучежи, А.П. Развитие экономических отношений в системе обязательного медицинского страхования. М.: Российское предпринимательство, 2014,
№ 2, с.38-45.
23. Фучежи, А.П., Пирогов, М.В. Теоретические и практические аспекты совершенствования планирования и финансирования здравоохранения с использованием групп однородных заболеваний. Монография. Приложение к журналу «Главврач», № 9. М.:, 2014. - 86 с. 15.
24. Чинаров В.И. Роль регионов в решении социально-экономических проблем здравоохранения / В.И. Чинаров, Т.В. Толмачева // Региональная экономика. Юг России. - 2013. - № 9. - С. 311-320. 16.
25. Шабунова А.А., Калашников К. Н., Дуганов М. Д. Организационноэкономические факторы управления региональной системой здравоохранения ФГБУН ИСЭРТ РАН, 2015 Калашников К.Н., Шабунова А.А., Дуганов М.Д., 2015.
26. Шаповалов К.В. Исследование проблем управления здравоохранением и организационные аспекты в оценке эффективности оказания медицинской помощи - 2014. - № 10. - С. 350-351.
Печатная периодика
27. Преимущественно одноканальное финансирование учреждений здравоохранения: опыт Республики Татарстан - Чулпан Мансуровна Шавалеева Казанский медицинский журнал, 2013 г., том 94, №6.
28. Модели развития системы здравоохранения: мировой опыт (обзор литературы) Дудник В.Ю. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3-1. - С. 60-64.
29. Перспективы развития здравоохранения Российской Федерации - Щепин
О.П., Коротких Р.В. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (6): 3—6.
30. Магомадов Н.С., Шамилев С.Р. Анализ динамики ВРП регионов РФ производственными функциями// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
31. Полина Н.А. Экономический эффект от новых технологий в здравоохранении // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-2. - С. 433437.
Электронные ресурсы
32. Всемирная Организация здравоохранения URL: http://www.who.int/ru (дата обращения 15.05.2018).
33. Григорьева, Н.С. Модели медицинского обслуживания в зарубежных странах. Электронный ресурс. URL: www.edu-shop.ru/dir/medicine/646 (дата обращения: 18.04.2018).
34. Индикативная оценка деятельности системы здравоохранения Республики Татарстан на уровне муниципальных образований URL: http://docplayer.ru/48786051-Indikativnaya-ocenka-deyatelnosti-sistemy- zdravoohraneniya-respubliki-tatarstan-na-urovne-municipalnyh-obrazovaniy.html (дата обращения: 01.05.2018).
35. Казанский медицинский журнал URL: https://journals.eco-
vector.com/kazanmedj (дата обращения: 27.04.2018).
36. Материалы заседания итоговой коллегии Минздрава в 2017 и в 2018 году URL: http://minzdrav.tatarstan.ru/rus/kollegii-2017-goda-mz-rt.htm (дата обращения: 05.05.2018).
37. Официальный сайт Рыбно-Слободской ЦРБ URL: http://mzrsloboda.ru (дата обращения: 10.05.2018).
38. Официальный сайт ТФОМС Республики Татарстан URL:
http://www.fomsrt.ru (дата обращения: 20.04.2018).
39. Сайт Минздрава РТ URL: http://minzdrav.tatarstan.ru (дата обращения:
20.04.2018) .
40. Сайт Открытый Татарстан URL: https://open.tatarstan.ru/reports/categories (дата обращения: 20.04.2018).
41. Сайт Татарстанстат - Казань URL: http://tatstat.gks.ru (дата обращения:
04.05.2018) .
42. Социально-экономическое положение федеральных округов - 2017г.
URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicati ons/catalog/doc_1140086420641 (дата обращения: 04.05.2018).
43. Огратегии развития здравоохранения, реализуемые в мире - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/278/lang,ru/ (дата обращения: 10.01.2018).
44. Существующие стратегии эффективного использования ресурсов
здравоохранения- URL: http://www.medlinks.ru/sections.php?artid=3090&op=
viewarticle (дата обращения: 13.03.2018).
45. Эффективное здравоохранение рейтинг ВШОУЗ URL:
http://www.vshouz.m/pages/index.html?SSr=290133ee1c12ffffffff27c 07e205080c
1d24-1f45 (дата обращения: 06.04.2018).
46. Электронный журнал «Медвестник» URL: https://medvestnik.ru (дата обращения: 19.04.2018).
47. Электронный источник: Страница онлайн-анкеты экспертного опроса РАНХиГС URL: www.publicserv.ru (дата обращения: 29.04 2018).
48. Хасанова Д.Р. Помощь больным с ОНМК: опыт Татарстана // Healthy
Nation. - 2016. - №2 . - Режим доступа: URL:
http://www.healthynation.ru/index.php?view=article&id=1008 (дата обращения:
05.05.2018) .
49. ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: http://www.mse116.ru (дата обращения: 27.04.2018)
50. Сайт медицинская практика URL: http://mfvt.ru (дата обращения:
27.04.2018)