Введение 3
1. Индустриальный туризм - история и виды 5
1.1 История зарождения индустриального туризма 5
1.2 Виды индустриального туризма 15
1.3 Особенности промышленного туризма 25
2. Анализ развития промышленного туризма в России и
Республике Татарстан 35
2.1 Становление и развитие промышленного туризма в России 35
2.2 Характеристика потенциала индустриального туризма
Республики Татарстан 41
3. Рекомендации по разработке тура промышленного туризма в г. Казань 51
3.1 Общая характеристика объектов экскурсии 51
3.2 Разработка технологической карты экскурсии 58
3.3 Методы продвижения экскурсии 62
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложение
Туризм, как явление, феноменально быстро вошел в нашу повседневную жизнь, стал значимым экономическим, социальным и даже политическим фактором, влияющим на многие процессы, происходящие между странами и регионами.
По данным организации международного туризма ЮНВТО отмечается стабильный рост международного туризма на 3% - 4% ежегодно. Россия уверенно входит число стран, активно развивающих различные туристские направления, как внешние, так и внутренние. При постоянной поддержке государства растет спрос на разработку внутренних туристских маршрутов. В наши дни в экономике, в том числе и в туризме, прослеживаются тенденции по поиску инноваций. Одной из таких инноваций в Республике Татарстан, как и в других субъектах Российской Федерации может выступать поддержка развития индустриального туризма.
В данной области промышленный (индустриальный) потенциал республики трудно переоценить. Наличие множества современных промышленных производств имеет российские масштабы значения. Современный уровень организации индустриальных предприятий может стать основой для одного из видов туризма, в то время когда правительство Республики Татарстан определило развитие туристской индустрии как одно из направлений для своего будущего стратегического развития. Поэтому исследование данной тематики и перспективы дальнейшего развития выступает актуальным в рамках исследуемой работы.
Объектом дипломной работы является индустриальный туризм.
Предмет данного исследования - индустриальный туризм в Республике Татарстан.
Предметом изучения являются индустриальные объекты, расположенные на территории Республики Татарстан и имеющие потенциал для развития индустриального туризма.
Цель работы - исследование возможности развития индустриального туризма на территории Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить историю возникновения и развития индустриального вида туризма в мире и в России;
- раскрыть возможности развития индустриального туризма в Республике Татарстан.
- предложить маршрут индустриального туризма на основе промышленных объектов Республики Татарстан.
В ряде регионов промышленный туризм все уже присутствует на рынке туристских услуг, имея технологическую основу, постоянный характер и, как следствие, положительный эффект для предприятия и региона в целом. В связи, с чем исследование вопросов регионального развития промышленного туризма является актуальным и представляет научный интерес. Таким образом, изучаемый нами в ходе нашего дипломного исследования вид туризма является инновационным подходом к развитию туризма в Республике Татарстан.
В ходе написания дипломной работы были применены следующие методы как, анализ, синтез, сравнения, дедукция и описания.
В процессе написания выпускной квалификационной работы автор опирался на теоретические и методические источники в области экономических исследований в индустрии туризма отечественных и зарубежных ученых, а также на материалы научных конференций и электронных ресурсов. Теоретической базой исследования в области индустрии гостеприимства стали работы таких авторов как А.Ю. Александровой, М.Б. Биржакова, B.C. Сенина, А.Д. Чудновского и др.
Практическая значимость. Выполненное исследование позволяет комплексно решать проблемы эффективного развития туристской индустрии республики.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме «Подходы к становлению и развитию индустриального (промышленного) туризма в городах Республики Татарстан». В ней рассмотрены теоретические и методологические основы информационного обеспечения туризма, а также предприятия Республики Татарстан, как основа развития промышленного туризма. Такое явление, как промышленный туризм, появилось в США в конце 19 в., и стало популярным в Европе в конце прошлого столетия. Данный вид туризма уникален тем, что помогает по-новому взглянуть на предприятия, окунуться в процесс производства и получить новую информацию и впечатления.
Индустриальный туризм является одним из современных направлений туризма. В выпускной квалификационной работе изучен и охарактеризован сравнительно молодой вид туризма, его виды, особенности организации и развитие в России и Республике Татарстан. Популярность индустриального туризма все больше возрастает. Это происходит в связи с развитием новых технологий и появлением новых способов обмена информацией. Сейчас у исследователей есть возможность сотрудничать, объединяться, находить сообщников и организовывать поездки на объекты. К тому же Республика Татарстан имеет многочисленные возможности, условия, объекты для организации индустриального туризма, но существует большое количество барьеров, которые обусловлены спецификой деятельности промышленных предприятий и непрофильностью туристической деятельности для них, а также наличие дополнительных условий по обеспечению безопасности как самих посетителей, так и объекта туризма.
Само по себе направление промышленного туризма стало развиваться со всем недавно. На данный момент в России насчитывается около 30 объектов промышленного туризма, которые принимают экскурсионные группы и рядовых туристов. В стране этому вопросу уделяют недостаточно много времени.
Регионам стоит пересмотреть свое отношение к производственному туризму так как, производственный туризм может служить инструментом для маркетинга территории, системного сотрудничества местных сообществ про продвижению интересов ,с целью получения прибыли.
Промышленные предприятия ориентируются на несколько целевых групп потенциальных потребителей, но существует ограниченное количество каналов коммуникации и привлечения потребителей: через анонсирование на интернетпорталах с анонсами мероприятий, через наличие собственных групп в социальных сетях, через туристические компании.
Производственные предприятия нуждаются в помощи и поддержке со стороны региональных органов власти, профильных министерств и ведомств в организации туристической деятельности. Следует регламентировать, какие предприятия могут относиться к промышленному туризму и какими характеристиками они должны обладать для того, чтобы быть классифицированными как объекты промышленного туризма.
Говоря о концентрации на конкретном сегменте, в рамках стратегии по продвижению промышленного туризма, необходимо концентрироваться на исторически значимых объектах, которые в течение долгого времени существуют в конкретном регионе и площадках с интересной технологией производства (метрополитен, атомная станция, автомобилестроительный завод, завод пластиковых игрушек и т.д.). Именно эти площадки представляют собой уникальное наследие, которое может стать выигрышным продуктовым портфелем промышленного туризма.
В Республике Татарстан существуют большие перспективы для развития промышленного туризма. Правда не все заводы и предприятия готовы пустить на свою территорию туристов. Эти предприятия нуждаются в помощи и поддержке со стороны региональных органов власти, профильных министерств и ведомств в организации туристической деятельности. Следует регламентировать, какие предприятия могут относиться к промышленному туризму, и какими характеристиками они должны обладать для того, чтобы быть классифицированными как объекты индустриального туризма. Говоря о сосредоточении на конкретном сегменте, в рамках стратегии по продвижению данного вида туризма, нужно устремлять свое внимание на исторически значимые объекты, которые в течение долгого времени существуют в конкретном регионе, и площадках с интересной технологией производства (метрополитен, атомная станция, автомобилестроительный завод, завод пластиковых игрушек и т.д.). Собственно такие площадки представляют собой уникальное наследие, которое может стать выигрышным продуктовым портфелем промышленного туризма.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, N° 49, ст. 5491.
Стандарты
2. ГОСТ Р 50690-94 утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1994 г. N 180. Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования.» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2017 г. № 1542-ст). - М.: Стандартинформ, 2015. - 18 с.
Книги, монографии
3. География туризма: Учебное пособие / Асташкина М. В., Козырева О. Н., Кусков А. С., Санинская А. А. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 432 с.
4. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрова. - Москва : КноРус, 2015. - 459 с.
5. Басовский Л. Маркетинг. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 442с
6. Барзыкин Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации / Ю.А. Барзыкин // Туризм: право и экономика. - 2014. - №3(22). - С. 2-8.
7. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. - издание
8- е, переработанное и дополненное. - СПб. : Издательский дом «Герда», 2014. - 512 с.
8. Виханский О. Маркетинг-микс. - М.: Гардарика, 2014. - 512с
9. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - С.113.
10. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учебное пособие для студентов / В.Ю. Воскресенский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 255 с.
11. Г апоненко Л.А. Цели и критерии социально-экономического развития регионов / Л.А. Г апоненко // Материалы международной научно-практический конференции «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала». - М. : 2015. - С. 23-24.
12. Дейян А. Реклама. / А.Дейян - М., 2014. - 364 с.
13. Дойль П. Маркетинговое управление и стратегии. - СПб.: Питер, 2015. - 484с.
14. Дурович А.П. Маркетинг в туризме/ А.П. Дурович - Минск, 2011 - 213с.
15. Ильин В. И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата / В. И. Ильин. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт,2017. - 455 с
16. Туроперейтинг: Учебное пособие / Кусков А.С., Голубева В.Л. - М.: Форум, 2015 - 98 с
17. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы маркетинга. - СПб.: ОЛБИС,
2011. - 490с.
18. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и Ресторанном бизнесе/ Лесник А.Л., Чернышев А.В. - М., 2015. - 296 с.
19. Мачадо Р. Маркетинг для малых предприятий. - СПб.: Питер, 2012. -552с.
20. Экономические проблемы управления предприятием: Сб. науч. тр/ Под ред. М.В. Могилевича. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2014. - 136с
21. Орлов А. Маркетинг. - М.: Гардарики, 2013. - 688с
22. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.: Омега-Л, 2011. - 482с.
23. Соколова М.В. История туризма. Учеб.пособие.- М.:Мастерство,2014.-352с.
24. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова, 2013. - 176 с. - С.320.
25. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. - М.: ФиС, 2011. - 680с
26. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник./ Чудновский А.Д., Жукова М.А. -М.: Финансы и статистика, 2013. - 288с.
Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экномика, 2011. - 782с.
27. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 20011. - 560с.
28. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. / Яковлев Г.А. - М.: Издательство РДЛ, 2014. - 224с.
Авторефераты диссертаций
29. Афонин Г.И. Туризм как социо-культурное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01. - теория и история культуры / Г.И. Афонин. - Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. - 22 с.
Печатная периодика
30. Барзыкин Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации / Ю.А. Барзыкин // Туризм: право и экономика. - 2014. - №3(22). - С. 2-8.
31. Вильчинская М. Исследование проблем рынка труда в сфере туристического бизнеса // Власть. - 2013, №11. - С. 101-105.
32. Искаджян С. О. Маркетинговая стратегия управления факторами ценообразования в туристической сфере // Интернет-журнал "Науковедение". - Вып. 2 (21), 2014. - С. 1-13.
33. Розанова Л.Н. Мухаметова Л.Р. Современный туристский кластер республики Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - №1. - С.67-74
Электронные ресурсы
34. Агенство по привлечению инвестиций города Набережные Челны
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chelny-
invest.ru/promyshlennyy-turizm/turizm-v-tatarstane/ (Дата обращения 15.05.2018).
35. Статистические данные по субъектам РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры
РФ. Режим доступа: /contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie- dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/ (Дата обращения: 25.05.2018).
36. Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tourism.tatarstan.ru/ Дата обращения: (10.06.2018).
37. «Вокруг света» Журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru (Дата обращения: 11.05.2018).
38. Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://rg.ru (Дата обращения: 25.05.2018).
39. Управление производством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru (Дата обращения: 27.05.2018).
40. Travel.ru Туризм и путешествия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.travel.ru (Дата обращения: 18.05.2018).
41. Бизнес-газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.business-gazeta.ru (Дата обращения:19.06.2018).
42. Деловая электронная газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/81253/ (Дата обращения:
10.06.2018) .
43. «Деловой Квартал» Городской бизнес портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kazan.dkvartal.ru (Дата обращения: 26.05.2018).
44. Индустриальный туризм и городские исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stud.ibi.spb.ru/184/hlobale/html_fLles/tour.html (Дата обращения: 25.05.2018).
45. Новости Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prokazan.ru (Дата обращения: 22.05.2018).
46. Портал правительства Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.prav.tatar.ru (Дата обращения: 28.05.2018).
47. Аналитическое агентство ТурСтат [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://turstat.com (Дата обращения: 22.05.2018).
48. Официальный сайт Центра развития туризма Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tdc-tatar.ru/ (Дата обращения: 05.05.2018) .
49. Туристко-информационный центр города Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kazantravel.ru/ (Дата обращения: 05.05.2018).
50. Всемирная туристкая организация - World Tourism Organization UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru/home (Дата обращения: 05.05.2018).