Введение
1. Теоретические основы организации и проведения налогового контроля за
физическими лицами в России 7
1.1. Понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в
России 7
1.2. Формы и методы налогового контроля за физическими лицами 19
1.3. Историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в
России 28
1.4. Зарубежный опыт организации налогового контроля за физическими
лицами 38
2. Организация и проведение налогового контроля за физическими лицами в
России 47
2.1. Анализ формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми
органами при взаимодействии с государственными органами 47
2.2. Практика проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми
органами 60
3. Совершенствование организации и проведения налогового контроля за
физическими лицами в России 76
3.1. Тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при
проведении налоговых проверок 76
3.2. Возможности применения зарубежного опыта организации и проведения
налогового контроля за физическими лицами в России 84
Заключение 94
Список использованных источников 101
Приложения 108
Взимание налогов и сборов является необходимым условием существования государства. Залогом стабильной финансовой системы всегда было обеспечение устойчивости сбора налогов, а также надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Обязанность по уплате налогов является безусловной, и это установлено Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Для целей налогообложения физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом под физическими лицами в рамках данного исследования мы будем понимать только тех физических лиц, которые не занимаются частной практикой, а также предпринимательской деятельностью.
На данном этапе развития налоговой системы России законодатель сформировал правовую основу реализации налоговых отношений. В части первой НК РФ заложены основы налогообложения, в целом, и налогового контроля, в частности. Именно НК РФ регламентирует порядок осуществления налогового контроля за физическими лицами, отвечает насущным вопросам в этой области. Однако в настоящее время многие проблемы, существующие в практике осуществления налогового контроля за налогоплательщиками- физическими лицами, до сих пор остаются нерешенными.
К сожалению, как показывает практика, налогоплательщики-физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. Стало нормой уклонение от уплаты налогов легальными — когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующих правовых норм и нелегальными, то есть запрещенными законом способами.
Исходя из этого перед налоговыми органами стоит серьезная проблема — контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов с физических лиц и совершенствование налогового контроля за данной категорией налогоплательщиков.
Налоговый контроль за физическими лицами выступает важнейшим атрибутом управления государственными финансами, предопределенный объективностью существования налоговых отношений как основного источника государственных доходов. Ведь налоги, которые уплачивают физические лица, составляют большую долю в бюджете Российской Федерации. В связи с этим в интересах государства обеспечить соблюдение всеми физическими лицами налогового законодательства, что приведет к полному и своевременному поступлению соответствующих налогов в бюджет. И данная миссия реализуется органами налогового контроля.
В связи с этим изучение организации налогового контроля за физическими лицами в Российской Федерации, а также в зарубежных странах, анализ проведения налогового контроля за физическими лицами в России и определение тенденций развития и возможностей совершенствования налогового контроля за физическими лицами является актуальным в рамках данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы выступает исследование процесса налогового контроля за физическими лицами и поиск направлений его совершенствования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в рамках данной выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность налогового контроля за физическими лицами в Российской Федерации;
- рассмотреть формы и методы налогового контроля за физическими лицами, существующие в России;
- исследовать историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в России;
- провести исследование зарубежного опыта организации налогового контроля за физическими лицами;
- проанализировать порядок формирования налоговых баз, осуществляемый налоговыми органами при взаимодействии с государственными органами;
- разобрать практику проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми органами;
- выявить тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при проведении налоговых проверок;
- раскрыть возможности применения зарубежного опыта организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России.
Предметом исследования являются денежные отношения, складывающиеся между государством и физическими лицами по поводу внесения в бюджет части полученных ими доходов в определенных законом размерах и в установленные сроки. Объектом исследования явились проблемы теории и практики организации налогового контроля за физическими лицами в России. В работах ученых и практиков, публикациях в периодической печати достаточно широко освещалась тема налогового контроля, однако, тема налогового контроля за физическими лицами затронута в настоящее время в меньшей степени.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам налогового контроля за физическими лицами, законодательные и нормативные акты, инструктивные материалы, а также материалы научно-практических конференций и периодических изданий. Изучению и разработке проблем совершенствования налогового контроля за физическими лицами посвятили свои труды и внесли значительный вклад в экономическую науку такие ученые, как: Е. В. Винокурова, Ю. В. Сафрыгин, К. В. Новоселов, Ю. Ф. Кваша, М. Ф. Харламов, Р. Г. Сомоев, А. В. Брызгалин, Д. А. Ильиных, И. И. Кучеров, О. Ю. Судаков, И. А. Орешкин, Г. Г. Безруков, А. В. Козырев, Е. В. Поролло, Л. Д. Токова, К. В. Кириленко, А. А. Ялбулганов, А. К. Мусаелян, М. Б. Зубкова, Д. А. Савин, У. Б. Юсупов, Г. М. Сагиндыкова, А. Е. Шахарова, Д. В. Максимовских, В. Н. Едронова, А. В. Телегус, Э. В. Рогатенюк, В. И. Комышева, Г. А. Гюльмагомедова, Б. Х. Алиев, Г. С. Султанов, Р. М. Басиров, И. В. Мамонова, Т. Д. Цыганова, В. Е. Шибанов и другие. При этом многогранность проблемы оставляет значительное пространство для дальнейших исследований.
Информационно-статистической базой исследования и обоснования основных положений выпускной квалификационной работы явились отчетно- аналитическая информация Федеральной налоговой службы России, Федерального казначейства России, Федеральной службы государственной регистрации, а также Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, налоговый контроль за своевременной и полной уплатой налогов физическими лицами - неотъемлемая составляющая развитой налоговой системы, требующая поиска новых подходов и методов контрольной деятельности, а также обобщения и обоснованного использования как исторического опыта налогового контроля в Российской Федерации, так и зарубежной практики налогового контроля физических лиц.
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы исследовали организацию налогового контроля за физическими лицами в России. В настоящее время на законодательном уровне не принято определение налогового контроля за физическими лицами. В связи с этим предлагаем понимать налоговой контроль за физическими лицами как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства физическими лицами, с использованием различных приемов и методов, закрепленных законодательством, с целью обеспечения исполнения физическими лицами обязанностей, которые возлагаются на них НК РФ.
Взгляд на эволюцию развития налогового контроля в Росси позволяет сделать вывод о том, что, в процессе изменения политического и экономического устройства страны, по мере развития государства менялись и способы контроля налогов и сборов с населения. Проанализировав исторические аспекты развития налогового контроля за физическими лицами в России, мы выяснили, что совершенство и эффективность системы налогового контроля в каждый период истории России зависели от степени развития государственного аппарата, социально-экономического уровня развития общества, самого государства и налоговой культуры населения.
При формировании налоговой базы по налогам физических лиц налоговые органы взаимодействуют с различными государственными органами, что является необходимым условием для эффективного налогового контроля. Исходя из проанализированных данных, можно сделать вывод, что налоговые органы ведут эффективную работу: в целом по России наблюдается положительная тенденция увеличения числа налогоплательщиков-физических лиц, однако, каждый налог специфичен и данные по каждому налогу показывают свою динамику.
Так, отметим, что самостоятельное декларирование своих доходов гражданами растет, о чем свидетельствуют данные по декларациям формы 3-НДФЛ. Наибольшую долю среди налогоплательщиков, задекларировавших свои доходы самостоятельно, занимают физические лица, не получающие доходы от предпринимательской деятельности или частной практики. Однако в Республике Татарстан наблюдается снижение количества таких налогоплательщиков. Такая динамика объясняется кризисными явлениями и, как следствие, снижением благосостояния населения, что подтверждается данными о сокращении реальной заработной платы в Республике Татарстан в последние годы. Что касается НДФЛ, уплачиваемого с заработной платы, то проанализированные данные свидетельствуют о повсеместном снижении количества физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах по НДФЛ. На это влияют последствия кризисных явлений, отражающиеся на безработице, а также рост числа граждан, устраивающихся на работу неофициально.
По налогу на имущество физических лиц за рассматриваемый период наблюдался рост количества налогоплательщиков. Однако в 2014 году их количество стало снижаться. Связано это с изменениями в порядке расчета налога в 2013-2014 годах, что повлияло на повышение суммы налога, а это подстегнуло людей на уклонение от уплаты налога. Так, в 2015 году были предприняты меры для вывода из тени налогоплательщиков, не регистрирующих имущество, и уже в том же году наблюдался рост налогоплательщиков по всей России. При этом в рассматриваемом периоде отмечается сокращение льгот по налогу на имущество физических лиц также по всем федеральным округам.
Наблюдалось также изменение в динамике налогоплательщиков земельного налога. Так, Дальневосточный федеральный округ показал максимальный прирост количества налогоплательщиков, что объясняется проводимой в регионе политикой предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Количество граждан, имеющих льготу по земельному налогу
По всей России сложилась положительная тенденция роста количества налогоплательщиков транспортного налога с физических лиц. При этом количество граждан, имеющих льготы по данному налогу, меняется в зависимости от федерального округа: так, в Уральском и Приволжском федеральных округах предусмотрено больше льгот для физических лиц, уплачивающих транспортный налог.
В настоящее время основным изменением в организации контрольной работы стало акцентирование деятельности сотрудников на проведение всестороннего анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. Оценка ФНС России налоговых рисков и использование аналитических инструментов позволили работать точечно и выходить на налоговую проверку, имея серьёзные результаты предпроверочного анализа. Подобный подход к мероприятиям налогового контроля позволяет снизить давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно исполняющих свои обязанности перед бюджетом, и обеспечить неотвратимость наказания тем, кто сознательно уклоняется от уплаты и нарушает налоговое законодательство. Об этом свидетельствует динамика повсеместного сокращения количества выездных налоговых проверок физических лиц. При этом наблюдается увеличение суммы доначислений, приходящейся на одну выездную налоговую проверку.
Следовательно, проанализированные данные отражают то, что в последние годы налоговым органам удается обеспечить стабильный рост поступлений и по результатам контрольно-аналитической работы. Наглядным подтверждением данного утверждения послужит динамика поступлений по налогам, уплачиваемым физическими лицами на территории РФ, за 2013-2017 годы: в целом по России поступления по налогам с физических лиц выросли
Также о результатах осуществляемого налогового контроля за физическими лицами говорят данные по самозанятым гражданам России: благодаря введению налоговых каникул для самозанятых граждан, из «теневого» сектора экономики было выведено 1525 человек, которые заявили о себе как о самозанятых и встали на налоговый учет.
Но несмотря на предпринимаемые налоговыми органами меры, задолженность физических лиц по налогам и сборам, а также пеням и налоговым санкциям в целом по России с 2012 по 2017 год увеличилась более чем в три раза. А доля недопоступивших в этой связи доходов в консолидированный бюджет России выросла в два раза. Данный показатель говорит о том, что несмотря на все усилия налоговых органов и эффективность мер, проводимых ими в области налогового контроля за физическими лицами, существует масса проблем, затрудняющих контроль этой категории налогоплательщиков.
В этой связи одним из значимых направлений развития налоговой системы России является совершенствование налогового контроля за физическими лицами. При этом следует отметить, что качество проводимого налогового контроля зависит от влияния различных субъектов: как от государственных органов, в целом, и налоговых органов, в частности, так и от самих налогоплательщиков. В связи с этим, в системе налогового контроля за физическими лицами есть проблемы, которые присутствуют в процессе межведомственного взаимодействия налоговых органов с иными государственными органами, а также проблемы, которые порождают сами налогоплательщики. Исходя из этого, разрешение обозначенных проблем будет способствовать повышению качества проводимых налоговых проверок физических лиц, эффективности налогового контроля за физическими лицами, а значит, и пополнению государственного бюджета.
Изучая международный опыт, мы выделили основные тенденции, по которым развиваются системы налогового контроля большинства стран мира: проявление заботы о налогоплательщике путем его информирования, отношения между налоговым органом и налогоплательщиком выстраиваются на принципах сотрудничества, но при этом абсолютное большинство стран мира не отказываются от императивных мер. Поэтому необходимо использовать приобретенные знания и развивать российскую систему налогового контроля за физическими лицами по тем же тенденциям.
Так, проанализировав затруднения в налоговом контроле за физическими лицами, которые присутствуют в настоящее время в России, а также учитывая международный опыт налогового контроля данной категории налогоплательщиков, мы предлагаем следующие меры по совершенствованию налогового контроля за физическими лицами в России:
1. В связи с отсутствием контроля за расходами физических лиц, целесообразно разработать специальный порядок определения налоговых обязательств физических лиц на основании их расходов и обобщенных показателей уровня жизни. Во многих странах мира при явном несоответствии расходов физического лица полученным доходам налогоплательщику направляются требования о предоставлении пояснений. После получения ответа налоговый орган проверяет эти объяснения. И если налогоплательщик солгал либо не смог объяснить, откуда взял средства на такие расходы, в этих случаях во многих странах налоговые органы доначисляют налоги. В связи с этим для выявления случаев уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов, с учетом прошлого опыта налогового контроля в России, а также с учетом того, как это реализуется в зарубежных странах, целесообразно ввести контроль за расходами физических лиц и разработать методику определения налоговых обязательств физического лица на основании показателей его уровня жизни.
2. В целях легализации самозанятых граждан следует ввести систему налогообложения, предусматривающую уплату стоимости патента в размере 5% МРОТ, а также разработать мобильное приложение, позволяющее самозанятым гражданам производить расчеты с бюджетом с нулевыми издержками. Данные меры закрепят положительный эффект проводимой политики по легализации самозанятых граждан, а также будут способствовать стимулированию граждан выйти из «теневого» сектора экономики.
3. Рекомендуется создать единую базу данных государственных органов, в которой будет отображена вся имеющаяся у государственных органов информация о налогоплательщиках-физических лицах, необходимая в ходе осуществления как налогового контроля, так и работы с физическими лицами иных государственных органов. Отметим, что в целях повышения качества и актуальности информации о физических лицах, доступ к этой базе данных должен быть не только у всех государственных органов, обладающих сведениями о физических лицах, но также и у самих физических лиц. Это необходимо, чтобы физическое лицо могло отслеживать и своевременно реагировать на изменения данных, которые вводят государственные органы. Так, в случае обнаружения налогоплательщиком недостоверных сведений, функционал базы данных должен предоставлять возможность направлять запрос в соответствующий государственный орган для устранения ошибки. Причем это должно быть понятно и удобно для физического лица. Поэтому такой запрос должен формироваться автоматически при заполнении налогоплательщиком специально разработанной формы для каждого возможного случая обращения. Это будет способствовать реализации точности и своевременности обновления сведений о налогоплательщиках-физических лицах, что послужит отправной точкой на пути совершенствования налогового контроля за данной категорией налогоплательщиков.
4. Необходимо проводить комплекс мероприятий по повышению налоговой грамотности населения, что будет способствовать сокращению случаев уклонения от уплаты налогов физическими лицами, а также эффективности проводимого налогового контроля за данной категорией налогоплательщиков. В связи с этим предлагается введение в высших и средних учебных заведениях независимо от направления подготовки специальный курс по налоговому праву. Необходимо в рамках этого курса просвещать студентов, знакомить их с налоговой системой РФ, напоминать им их права и обязанности в налоговой сфере, информировать о различных сервисах, которые способны помогать налогоплательщику при исполнении им его налоговых обязанностей. Кроме того, развитию налогоплательщиков- физических лиц способствует распространение обучающих и информирующих коротких видеороликов, которые в настоящее время создаются ФНС и публикуются на ее официальном сайте, а для развития этой идеи предлагается распространение таких видеороликов посредством трансляции в торговых центрах, по телевидению в рекламное время, а также размещение информационных материалов на билбордах.
Реализация предложенных мер позволит существенно повысить качество и эффективность налоговых проверок физических лиц, в частности, и налогового контроля за этой категорией налогоплательщиков, в целом. А это, в свою очередь, поспособствует повышению налоговых поступлений в бюджетную систему.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2018. - 39 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: по состоянию на 10.05.2018. - М.: Проспект, 2018. - 1071 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: по состоянию на 28.12.2017. - М.: Проспект. 2017. - 320 с.
4. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в
РФ: указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/
online.cgi?req=doc&base=LAW&n=32550&md=68A86188F87B6E5307D663FDE1 063826#08493397782198644.
5. Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы: утв. ФНС России, Росреестром 03.09.2010 N ММВ-27-11/9/37 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104401/.
6. Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект федер. закона N 930602-6 [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=138442#0663391 4923145443.
7. Захаров В. Н. История налогов в России. IX-начало XX в. / В. Н. Захаров — М.: РОССПЭН, 2006. — 291 с.
8. Крохина Ю. А. Налоговое право / Ю. А. Крохина - М.: Юрайт-Издат,2009. - 429 с.
9. Кучеров И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства / И. И. Кучеров, О. Ю. Судаков, И. А. Орешкин - М.: Норма, 2009. - 256 с.
10. Лаппо-Данилевский А. С. Организация прямого обложения в Московском государстве / А. С. Лаппо-Данилевский - СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1890. - 579 с.
11. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Поролло Е.В. - М.: Гардарика, 1996. - 264 с.
12. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева - 6-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2017. - 512 с.
13. Сомоев Р. Г. Общая теория налогов и налогообложения: учебное пособие / Р. Г. Сомоев. - М.: ПРИОР, 2000. — 171 с.
Автореферат диссертации
14. Новоселов К. В. Контроль налоговых органов за налогообложением прибыли организаций: автореф. дис..., канд. экон. наук.: / К. В. Новоселов. - Екатеринбург, 2005. - С.8-10.
Отчеты о научно-исследовательской работе
15. Синельников С. Г. Бюджетный кризис в России: 1985-1995 годы: отчет о НИР / С. Г. Синельников. - Москва: Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара Евразия, 1995. - 273 с.
16. Соболев Э. Н. Оплата труда в системе социально-трудовых отношений: стереотипы и российские реалии: доклад / Э. Н. Соболев. - М.: Институт экономики РАН, 2017. - 46 с.
Печатная периодика
17. Абдулгалимов А. М. Развитие проектного финансирования в условиях формирования механизмов государственно-частного партнерства / А. М. Абдулгалимов, М. У. Абусупьянов / Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1-2. - С. 637-641.
18. Безруков Г. Г. Сущность налогов и налогового контроля / Г. Г. Безруков, А. В. Козырев // Известия УрГЭУ. - 2016. - № 1 (57). - С. 47-52.
19. Беляев В. П. К вопросу об определенности понятий контроля и надзора / В. П. Беляев, Г. С. Беляева // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2017. - Т. 21. - № 4(73). - С. 141-146.
20. Брызгалин А. В. Налоговый контроль / А. В. Брызгалин, Д. А. Ильиных // Налоги и финансовое право. - 2011. - № 5. - С. 128-130.
21. Винокурова Е. В. Налоговый контроль как вид государственного финансового контроля / Е. В. Винокурова, Ю. В. Сафрыгин // Actualscience. - 2016. - Т. 2. - № 12. - С. 273-274.
22. Голоманчук Э. В. Правовой анализ понятия, сущности и видов налогового контроля / Э. В. Голоманчук // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. - 2016. - № 1. - С. 36-40.
23. Гюльмагомедова Г. А. Совершенствование современных форм налогового контроля, повышение их эффективности / Г. А. Гюльмагомедова, Б. Х. Алиев, Г. С. Султанов, Р. М. Басиров // Фундаментальные исследования - 2016. - № 9-1. - С. 112-117.
24. Дедусенко М. Л. Выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней / М. Л. Дедусенко, Д. А. Кузьмина // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 117-120.
25. Едронова В. Н. Направления совершенствования налогового контроля физических лиц, получающих доходы не от предпринимательской деятельности / В. Н. Едронова, A. B. Телегус // Финансы и кредит. - 2009. - № 28 (364). - С. 2-6.
26. Елькина Э. Н. История налоговых проверок / Э. Н. Елькина // Аграрный вестник Урала. - 2014. - № 6 (124). - С. 100-104.
27. Кваша Ю. Ф. Организация и методы проведения налогового контроля / Ю. Ф. Кваша, М. Ф. Харламов // Налоги. - 2005. - № 31-32. - С. 6-7.
28. Конева О. С. История развития налогового контроля в Российской Федерации / О. С. Конева // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 602-605.
29. Кормилицын А. С. Формы и методы налогового контроля / А. С. Кормилицын // "Административное и муниципальное право". - 2008. - № 6. - С. 52-54.
30. Лисицкий Д. С. Сущность налогового контроля / Д. С. Лисицкий, Л. Н. Фролова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Материалы IX Международной научно-практической конференции -
2015. - № 9. - т. 2. - С. 97-99.
31. Лукашевская С. Ю. Законность проведения выездной налоговой проверки в отношении физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность / С. Ю. Лукашевская // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2013. - №4. - С. 140146.
32. Макеева И. А. Контрольно-налоговая деятельность в дореволюционной России / И. А. Макеева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 2 (46). - С. 31-34.
33. Максимовских Д. В. Перспективы совершенствования налогового
контроля в Российской Федерации: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом / Д. В. Максимовских // Академический вестник. - 2015. - № 2 (32). - С. 57-70.
34. Мамонова И. В. Проблемы фискального рескрипта в российском налоговом законодательстве / И. В. Мамонова // Налоги и финансовое право. - 2014. - № 9. - С. 118-125.
35. Рогатенюк Э. В. О соотношении понятий «контроль», «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль» / Э. В. Рогатенюк, В. И. Комышева // Вестник Науки и Творчества. - 2017. - № 1 (13). - С. 112-122.
36. Савин Д. А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля / Д. А. Савин // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - №7. - С. 138143.
37. Токова Л. Д. Роль налогового контроля в обеспечении налоговой безопасности государства / Л. Д. Токова, К. В. Кириленко // КАСПИИСКИИ РЕГИОН: политика, экономика, культура. - 2014. - № 3. - С. 131-137.
38. Тотикова Т. Е. Внедрение косвенных методов определения налоговых обязательств как направление повышения эффективности системы налогового контроля доходов физических лиц / Т. Е. Тотикова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2014. - Т. 14. - выпуск 3. - С. 559-564.
39. Тотикова Т. Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах: анализ основных тенденций / Т. Е. Тотикова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2016. - №4. - С. 445-448.
40. Цыганова Т. Д. Основные направления по реформированию налогового контроля НДФЛ в отношении лиц, получающих доход не от предпринимательской деятельности / Т. Д. Цыганова, В. Е. Шибанов // Знание. - 2016. - № 1-1 (30). - С. 161-164.
41. Юсупов У. Б. Анализ методического обеспечения внедрения всеобщего налогового декларирования доходов и расходов / У. Б. Юсупов, Г. М. Сагиндыкова, А. Е. Шахарова // Вестник университета Туран. - 2017. - № 1 (73). - С. 154-159.
42. Ялбулганов А. А. Г осударственный контроль в эпоху М.М. Сперанского: взлет и падение / А. А. Ялбулганов // Президентский контроль. - 1998. - №1. - С. 62-64.
Электронные ресурсы
43. Киреенко А. П. Роль налогового контроля в борьбе с уклонением от уплаты налогов: исторический аспект [Электронный ресурс] / А. П. Киреенко, Н. Г. Казазаева // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2012. - № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/articl e/n/rol- nalogovogo-kontrolya-v-borbe-s-ukloneniem-ot-uplaty-nalogov-istoricheskiy-aspekt.
44. Мусаелян А. К. Генезис системы государственного налогового контроля в РФ [Электронный ресурс] / А. К. Мусаелян, М. Б. Зубкова // Новые технологии. - 2014. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/genezis-sistemy-gosudarstvennogo-nalogovogo-kontrolya-v-rf.
45. Организация экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития, 2018. - Режим доступа: https://data.oecd.org/.
46. Смирнова Е. Е. Перспективы налогового контроля расходов физических лиц [Электронный ресурс] / Е. Е. Смирнова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2016. - № 1 (175). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7perspektivy-nalogovogo-kontrolya- rashodov-fizicheskih-lits.
47. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: Отчет об
исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации за 2013-2015 годы. - Официальный сайт Федерального казначейства, 2018. - Режим доступа: http: ///www.roskazna.ru.
48. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Официальный
сайт Федеральной налоговой службы, 2018. - Режим доступа:
http:///www.nalog.ru.
49. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 2018. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/.
50. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2018. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
51. Финансово-экономический журнал «Forbes» [Электронный ресурс] :
Официальный сайт «Forbes», 2018. - Режим доступа:
https://www.forbes.com/bihionaires/list/#version:static_country:Russia.