Введение 3
1. Теоретические аспекты финансово-кредитного обеспечения
инновационной деятельности 7
1.1. Инновационное предприятие как объект финансово-кредитного
обеспечения 7
1.2. Этапы финансово-кредитной поддержки в рамках жизненного цикла
инноваций 15
1.3. Формы и источники финансово-кредитного обеспечения
инновационных предприятий 24
2. Комплексный анализ финансирования инновационной деятельности и
развития инноваций 32
2.1. Анализ состояния инновационной деятельности предприятий в
России и Республике Татарстан 32
2.2. Зарубежный и отечественный опыт финансирования и
стимулирования инновационной деятельности 45
2.3. Оценка эффективности финансирования инновационных предприятий
в Татарстане 58
3. Пути совершенствования финансово-кредитной поддержки
инновационных предприятий 71
3.1. Проблемы финансирования и кредитования инновационных
предприятий и пути их решения 71
3.2. Формирование быстрого доступа к финансированию инновационных
предприятий на примере Республики Татарстан 80
Заключение 94
Список использованных источников 101
Приложения
Актуальность темы. В современных условиях, когда отечественная экономика находится еще на этапе восстановления и привыкания к новым реалиям санкционного режима, предприятия вынуждены подстраиваться к данному режиму и постепенно перестраивают свой бизнес посредством модернизации. В таком ключе невозможно обойтись без инновационных процедур, которые призваны совершенствовать технологические, автоматизированные, организационные и бизнес-процессы. Трансформация отечественной экономики в условиях «режима импортозамещения» процесс не из легких и коротких, потому требует определенных материальных, психологических затрат.
Инновации вместе с ростом занятости населения, улучшением качества рабочей силы и ростом капиталовооруженности являются ключевыми факторами устойчивого и долгосрочного роста экономического благосостояния любой страны, то есть являются одной из движущих сил экономического развития. Под инновациями можно понимать новшества или нововведения, которые имеют цель повысить эффективность экономики. Инновации, создаваемые в результате инновационной деятельности, подразумевают инвестиции, поэтому ключевым показателем инновационной деятельности может выступать наличие и объем финансово-кредитных ресурсов, выделенных или имеющихся для финансово-кредитного обеспечения инновационных проектов российских предпринимателей и отечественного бизнеса.
Однако не каждое предприятие может, и главное хочет перестраивать имеющийся бизнес, значит, новаторские идеи могут либо игнорироваться или неэффективно применяться. В этой связи огромную роль для развития российской инновационной экономики играют инновационные предприятия, у которых имеется потенциал для реализации новых, высококачественных продуктов и товаров. Инновационные предприятия при правильном построении бизнес-процессов способны стать драйвером российской экономики в условиях
конъюнктурных сдвигов и волатильности рынка.
Значимость любой темы определяется наличием проблемной ситуации в области теории или практики, а также ввиду большого значения данного вопроса в современных условиях. Актуальность исследования финансовокредитного обеспечения проистекает из ряда обстоятельств:
- инновации для России сейчас, являются единственным возможным фактором влияния на устойчивый и долгосрочный рост экономического благосостояния, вследствие того что другие факторы ограничены;
- повышением спроса на венчурный капитал, обусловленный имеющимся существенным оттоком капитала из страны, а также государственной политикой в сфере импортозамещения и инноваций;
- наличия государственной стратегии построения инновационной экономики и ее развития в долгосрочном периоде.
Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты проблем инновационного процесса, необходимости развития инновационных предприятий исследовались в трудах С.Д. Ильенковой, В.Г. Медынского, П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели, Л.Н. Огалевой, Н.А. Жернова, Н.Н. Голофастова, Д.И. Кокурина, Л.Г. Скамая, В.Д. Маркова, Л.М. Гохберга и другие. Вопросами обеспечения и поддержки инновационного механизма финансовыми и материальными ресурсами занимались такие ученые-теоретики и практики, как В.И. Вагизова, С.Ю. Глазьев, А.Е. Дворецкая, Н.Р. Ковалев, М.О. Исосков, И.Л. Леонтьев, А.К. Луковцева и другие В зарубежной экономической литературе эти проблемы освещены в трудах Й. Шумпетера, А. Аймана, К.Р. Макконела, С.Л. Брю, М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Цинь Пэйцзиня, Ши Бянь чжэня и других.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания, предопределяющий изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи, труды отечественных и зарубежных банковских аналитиков, аспирантов, ученых в области теории и практики финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий.
Цель настоящего исследования - исследование механизма финансовокредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий, а также совершенствование процесса финансирования и кредитования инновационных предприятий в России. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- исследовать понятийный аппарат взаимосвязанных терминов, как «инновации», «инновационная деятельность», «инновационное предприятие»;
- изучить и проанализировать формы финансово-кредитного обеспечения и поддержки инновационных предприятий;
- определить потребность привлечения финансовых средств инновационному предприятию в зависимости от жизненного цикла предприятия и стадии развития инновационного продукта и/или услуги;
- провести комплексный анализ развития инновационной деятельности предприятий России и Татарстана;
- оценить достаточность и эффективность финансовых вливаний в отечественной и зарубежной практике для развития инноваций;
- выявить индикаторы, содействующие и сдерживающие развитие инновационной деятельности в Республике Татарстан, посредством построения эконометрической модели на базе корреляционно-регрессионной статистики;
- отразить проблемы финансово-кредитной поддержки инновационной деятельности, а также возможности их устранения;
- разработать систему быстрого доступа к получению финансовокредитных средств для развития инновационной деятельности предприятий Татарстана посредством определения агрегированного риска (вероятности) потери инновационного бизнеса и потери инвестиции в инновацию.
Предметом исследования является взаимоотношения инновационных предприятий и иных субъектов по вопросам финансирования и кредитования.
Объектом исследования является финансово-кредитная поддержка в части инновационных предприятий.
Теоретическую и методическую основу данного исследования составили труды зарубежных и отечественных экономистов, учебники, специализированные и периодические издания, посвященные финансам, маркетингу и менеджменту, журналы и статьи из периодической печати, материалов и сборников трудов. В работе использовались справочные материалы Федеральной службы государственной статистики, Российской ассоциации венчурного инвестирования, Банка России.
Эмпирическая база исследования. В основе работы лежит системный метод исследования явления путем рассмотрения его основных составляющих во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Кроме того, используются методы сравнения, научной классификации предметов и явлений, экономико - математического моделирования.
Нормативно-правовой базой выступили Законы Российской Федерации, нормативно-правовые акты Банка России, международные нормативные документы, регламентирующие финансовую деятельность.
Научная новизна состоит из следующих аспектов:
1. Дана авторская трактовка категориального аппарата «финансовокредитной поддержки инновационного предприятия» с обоснованием отличительных черт инновационного предприятия от среднестатистической организации, с отражением разницы сферы «обеспечения» в сравнении с «поддержкой» в финансово-кредитном механизме.
2. Разработана и апробирована система агрегированных рисков, учитывающих вероятность риски потери инвестиций в зависимости от стадии инновационного бизнеса.
Практическая значимость исследования. Основной прикладной результат исследования состоит в разработке механизма финансирования и кредитования эффективных, результативных и стратегических инноваций на базе действующих институтов Республики Татарстан.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных при написании источников и приложений.
В работе нами были изучены концептуальные основы экономического термина «инновация» и связанных с данным понятием терминов, относящиеся к механизму - «инновационный процесс» и к субъекту - «инновационное предприятие». В работе был сделан вывод, что инновационное предприятие - это предприятие, которое ориентировано на рыночные отношения и имеет непосредственное отношение к инновациям в технологиях и стратегии, культуре предприятия, режиме его функционирования. Оно осуществляет комплексное новаторство, активно согласовывает внутренние и внешние ресурсы, обладает правом на интеллектуальную собственность. Инновационное предприятие за счет новых долгосрочных проектов обеспечивает себе ведущую роль в отрасли, осуществляет реальное, масштабное и эффективное развитие. В этом определении отличительными особенностями инновационного предприятия от любого другого это то, что, во-первых, преследуются новаторские идеи, во-вторых, разрабатываемый инновационный продукт должен быть лучшего качества в сравнении с предшествующим аналогом, и/или не теряя продуктовых качеств товар должен производиться с меньшими материальными издержками и экологическими затратами.
Инновации подразумевают инвестиции, а также неопределенность относительно успешности результата инновационной деятельности, поэтому как правило, им требуется особая финансово-кредитная поддержка. Вследствие этого, финансово-кредитное обеспечение инновационных проектов в основном представлено прямыми и венчурными (высокорисковыми) инвестициями, а также инвестициями с государственной поддержкой. В работе были представлены и раскрыты основные формы финансово-кредитного обеспечения инновационного предприятия.
Было определено, что говоря о финансово-кредитной поддержке, мы понимаем не только привлеченные ресурсы от банков, инвесторов, помощь и поддержку от государства, в виде льгот, субсидий, грантов и т.п., но учитываем и собственные средства предприятия. Следовательно, поддержка является частью обеспечения, понимая в финансово-кредитном плане. Тогда как финансово-кредитный механизм - совокупность форм и методов применения финансов и кредита для реализации задач социально-экономической политики и стратегии инновационного предприятия.
Как у любого другого продукта, инновационная продукция имеет свой жизненный цикл. В рамках исследования нами был предложен оптимальный жизненный цикл инноваций, состоящий из таких этапов как генерация идеи, маркетинг идеи, фильтрация идеи, проверка продукта, маркетинг продукта, разработка продукта, вывод продукта на рынок, маркетинг рынка, поддержка сбыта. Следовательно, на каждой стадии инновации необходим финансовый приток, вливания инвесторов, которые несоизмеримы в разрезе стадий, этапов. Все это указывает на порционность финансового обеспечения инновации. И ключевой проблемой при разработке, продвижении и тиражировании инновации, как известно, являются вопросы, связанные с финансированием инноваций, поскольку новатору, трудно привлечь инвестиции, в силу высокой неопределенности предстоящей инновации, а также дороговизны банковских кредитов для предпринимателя.
В практической части исследования нами была проделана аналитическая работа по определению эффективности развития инновационной деятельности российских предприятий, достаточности финансирования их деятельности в сопоставлении с зарубежными странами, отдельное внимание было уделено изучению опыта инновационного развития предприятий Татарстана.
В последние семь лет в России и в Татарстане стало производиться больше инновационной продукции и выполняться инновационных работ и услуг, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее развитие инновационной экономики. Как результат, доля инновационной продукции и работ в структуре общего количества и объема товаров и услуг в динамике растет, однако предприятия России больший упор в рамках инновации стали использовать сферу услуг, тогда как предприятия Татарстана напротив, активизацию инновационной деятельности проводят в первичном секторе реальной экономики (производство товаров).
Рост активности предпринимателей свидетельствуют и показатели числа действующих патентов, который ежегодно растет и преимущественно патенты сфокусированы на изобретениях, свыше 2/3 всех выданных патентов, тогда как на промышленные образцы приходится лишь десятая часть всех выданных патентов, а на промышленные образцы (единственный тип патента, который за семь лет снизился) приходится около 1/5 всех выданных патентов.
Но при этом если дробить анализ на два периода в прошедшие семь лет - до санкционного периода и после ввода санкций западными странами в деятельность отдельных лиц России, то мы наблюдаем падение инновационной активности в России, в том числе за счет российских заявителей. Однако анализ показал, что инновационная активность предприятий снижается, несмотря на то, что объем отгруженных инновационных товаров и выполненных инновационных работ и услуг в динамике выросли. Причем предприятия России снизили свою активность по всем типам инновациям, однако больший упор продолжают делать на технологические инновации, тогда как экологические инновации используются пассивно.
Стремление бизнеса Татарстана и России к внедрению новшеств не всегда связана с пассивностью предпринимателей, одной из причин, что инновационная экономика в России развивается очень медленно - это вопросы связаннее с финансированием инноваций. Учитывая, что любая инновация это всегда неопределенность и как следствие риск, то фирмам непросто получить финансовую поддержку от государства, в виде бюджетных средств, кредитные средства от банков, по причине высоких ставок и других форм инвестирования инновационной деятельности, в этой связи далее проанализируем российские реалии финансирования инновационной деятельности.
Аналитическая часть исследования, посвященная вопросам развития финансово-кредитной поддержки для развития инновационной активности предприятий в России, показала, что за 2010-2016 гг. объем затрат предприятий на технологические инновации выросли на 883 786,5 млн. руб. темп роста показателя составил 320,5%. Если детально смотреть динамику по годам, то мы видим, что затраты на технологические инновации в большей степени росли вначале анализируемой семилетки, тогда как ближе к 2015-2016 гг. темпы роста замедлились, а по итогам 2015 г. по отношению к 2014 г. затраты и вовсе снизились на 8 259 млн. руб. Замедление темпов роста может быть связано с двумя причинами: во-первых, как часто бывает, меньше стало источников финансирования, банальная нехватка средств по всем источникам, во-вторых, ранее понесенные затраты инвесторов, государства и самих предпринимателей должны были перейти на стадию окупаемости инновационного проекта, к примеру, оборудование в рамках инноваций приобретаются единожды, а не ежегодно, и значит, подобных затрат далее уже делать не целесообразно.
Наблюдается восстановление рынка венчурного финансирования в России в 2017 г., после падения в кризисные периоды. Учитывая, что венчурное инвестирование предполагает в большей степени развитие наукоемких отраслей и инновационного развития, то сложившиеся тенденции указывают на перестройку развития инновационной экономики в стране.
Однако если сопоставлять объемы венчурного финансирования в странах с долей венчурных инвестиций по отношению к ВВП страны, то Россия является аутсайдером, наряду с такими странами, как Испания, Италия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Люксембург. А если еще учесть показатели по доле инновационных товаров и услуг в общем объеме продукции и работ в сопоставлении с зарубежными рынками, то российская инновационная экономика с ее механизмом в части эффективности построения опережает только Польшу и Люксембург, тогда как анализ показал, что в Испании, Италии, Словении, Чехии и Словакии проблемы разработки инновационных товаров и работ не такие острые как у России, и следовательно, данным странам нет острой необходимости развивать венчурное финансирование, когда у них отлажены иные меры финансового стимулирования инновационной экономики.
Таким образом, проведенный анализ финансирования и стимулирования инновационной деятельности в России в сопоставлении с мировыми показателями показал, что отечественная инновационная экономика выстроена неэффективно, поскольку зарубежные модели формирования инновационного развития показал, что необходимо развивать всевозможные источники финансирования параллельно с развитием бизнес-активности в части разработки технологий и проведения исследований, то есть поднимать в кругу предприятий заинтересованность к инновациям и параллельно с этим способствовать нахождению финансовых ресурсов.
Эти проблемы необходимо решать комплексно и по всем направлениям, как с организационной, таки с финансовой позиции. Необходимо разработать методы построения отношений трех сторон (государства, инвесторов (банков) и самих компаний) на принципах институциональной экономики. Активно развивать новые формы финансирования инновационных и инвестиционных проектов в России, как краудфаундинг и краудинвестинг, которые активно используются за рубежом. Создать механизм использования и направления средств страховых компаний, пенсионных фондов и иных финансовых институтов для развития долгосрочной ресурсной базы в целях развития инновационного финансирования. Роль государства в этом перераспределении ресурсов должна быть ключевой, чтобы не пошатнулась вся бюджетная сфера и внебюджетные фонды.
В качестве формирования быстрого доступа к финансовым источникам инновационных компаний, была использована система агрегированных рисков, где в качестве исходных параметров были использованы риски потери инновационного бизнеса со стороны инициатора проекта и риски потери вложений средств в инновационный бизнес со стороны инвестора. Выявлено, что на определенных стадиях развития бизнеса необходимо трансформировать систему привлечения средств. Существующие ныне механизмы, чем выше риск стадии, то тем выше риск инвестиций затрудняет возможность развития инновационной экономики.
В этом плане следует строить российскую инновационную экономику по опыту Татарстана, регион отличается от большинства субъектов федераций огромным инновационным прорывом. Инвестиционный климат в Татарстане касаемо других регионов также остается высоким и хорошим для привлечения инвестиций в наукоемкие отрасли, зарубежные инвесторы также присутствуют в республике, что говорит о высоком инновационном потенциале Татарстана в части ее дальнейшего развития. Как показал анализ инновационной среды, предприятия в республике наращивают затраты на технологические инновации, венчурный сегмент также локализован в регионе, где рождаются новые проекты, которым находятся точечные ресурсы на воплощение проекта в жизнь. Обзор инновационной активности предприятий региона в рамках финансирования инноваций, показал, что в Татарстане система инновационной поддержки выстроена относительно других регионов весьма неплохо, однако мы не можем сказать, что она построена идеально.
Касаемо наших предложений и рекомендаций необходимо, чтобы все субъекты, задействованные в изменении структуры экономики, понимали свою роль и важность в данном процессе. От региональных органов власти требуется координация работы с научным обществом Татарстана, с профильными ведомствами и министерствами, с крупным бизнесом, с предпринимателями, с финансовыми структурами, в лице местных банков, инвестиционных фондов и венчурных компаний. Научные центры должны понимать, чего хочет бизнес, помочь разработать новаторскую идею и воплотить ее в действие. Предприятиям нужно заниматься своим делом, а именно продавать и тиражировать усовершенствованные товары и услуги, а также использовать новшества в своей деятельности. Финансовые структуры, должны видеть инвестиционную выгоду от вложений средств в данные инновационные проекты.
Предлагаемая идея развития инновационного механизма в Республике Татарстан может стать базой для всех других субъектов федераций. В частности инновационные продукты, проекты должны пройти экспертизу на пригодность со стороны властей с точки зрения их целесообразности и востребованности кем-либо, населением, отраслями экономики, со стороны бизнес-сообщества, с точки зрения окупаемости бизнеса и способности принесения прибыли. Таким институтом, который бы координировал всю работу, мог бы стать Инвестиционно-венчурный фонд, однако необходимо расширить его круг полномочий и кругозор действий. Данный фонд должен принимать заявки от частных инвесторов и бизнес-ангелов, мониторить сегмент регионального «краудового рынка», фильтровать шорт-листы инноваций, готовых к запуску со стороны предпринимателей региона, тесно работать с научными центрами и лабораториями в случае необходимости добавления новых качеств инновационного типа в инновационный продукт.
Любая инновация, предлагаемая бизнесом должна быть полезна, актуальна для потребителей, финансировать продукт инновационного типа ради того, что это что то новое, но при этом бесполезная для какого-либо применения - это пустая трата средств, как инвесторов, так и государства, а также пустая трата времени, на которую потрачены средств и усилия инициатора бизнеса, научных центров. Таким образом, задавать тон инновационной экономике должны две стороны, предприниматели, с указанием полезных свойств нового продукта, так и государство, которое готово быть гарантом, иногда и инвестором развития этой инновации. У Республики Татарстан все институты уже созданы, даже имеется площадка для развития инноваций - как город Иннополис, однако необходимо пересмотреть функционал всех субъектов, с целью достижения адресной, точечной финансовой поддержки для предпринимателей. Весь этот симбиоз действий должен четко выстроен и укладываться в республиканскую программу по развитию инновационной среды в регионе, в рамках развития наукоемкой и высокотехнологичной экономики Татарстана.
1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. 10.02.2017 г.) // Информационно-правовая система «Гарант» - Последнее обновление от 5.06.2018.
2. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 г., № 2227-р // Информационно-правовая система «Гарант» - Последнее обновление от 5.06.2018.
3. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». 2010. 102 с.
4. Букато В.И. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. - М.: Финансы и статистика, 2011. 532 с.
5. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов: теория, методология и практика. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2009. 416 с.
6. Дворецкая А.Е. Рынок капитала в системе финансирования экономического развития. М.: Анкил, 2017. 288 с.
7. Друкер П. Менеджмент XXI века / Пер. с англ. С. Чодхаури. - М.: Инфра-М., 2009. 631 с.
8. Елисеева И.И. Эконометрика. - М.: Финансы и статистика, 2011. 344 с.
9. Жернов Н.А., Голофастов Н.Н. Инновационный менеджмент: Учеб.- справ. пособие. - Кемерово, КГТУ, 2001. 365с.
10. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. - М.: ЦИСН, 2008. 387 с.
11. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 455 с.
12. Каширин А.И. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-
ангельское финансирование. - М.: Анкил, 2012. 258 с.
13. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Финансы, 2011. 348 с.
14. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры: Доклады и их обсуждение в Институте экономики. - М.: Труд, 1928. 287 с.
15. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М.: Спутник, 2010. 276 с.
16. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2003. 238 с.
17. Сенчагов В.К. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства. - М.: Финансы, 1979. 614 с.
18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Исследование предпринимательской деятельности прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъектуры. - М.: Прогресс, 1982. 455 с.
19. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и организационной деятельности. - СПб.: ПИТЕР, 2001. 474 с.
20. Айман А. Направления развития финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности предприятий в Украине // Труды Одесского политехнического университета. 2013. № 2(30). С. 262-266.
21. Багратян Г.А., Кравченко И.С. Инновации и экономический рост: проблемы измерения // Инновации. 2009. № 8. С. 12-17.
22. Баринов А.Э. Современное состояние мирового рынка финансирования инвестиционных проектов и роль банков в его развитии // Финансы и кредит. 2017. № 2. С. 16-22.
23. Бобкова Е.А. Вопросы определения механизма кредитного обеспечения инновационных проектов: теоретический обзор // Бизнес и общество. 2014. № 1. С. 9-19.
24. Воробьев И.П. Особенности стадий венчурного финансирования инновационных проектов // Молодой ученый. 2017. № 23 (157). С. 38-40.
25. Игнатов К.С. Особенности венчурного финансирования инноваций в РФ // Молодой ученый. 2016. № 21(125). С. 379-383.
26. Каменских М.А. Инновационная активность стран Евросоюза // РЭВ. 2016. № 11. С. 122-133.
27. Кетова Н.П. Реализация стратегий маркетинга инноваций: предпосылки и условия поддержания конкурентоспособности российских компаний в условиях экономического кризиса // Теория экономики и управления народным хозяйством. 2009. № 9. С. 91-97.
28. Короткова Т.Л. Роль маркетинга в коммерциализации инноваций // Практический маркетинг. 2010. № 3. С. 10-16.
29. Литвинцев И.П. Инновационный путь развития экономики России как условие дальнейшего экономического роста // Экономические науки. 2016. № 4(29). С. 22-26.
30. Лопаткин Д.С. Наука как неотъемлемая часть инновационного развития Российской Федерации // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. Том 2. № 4 (5). С. 88-99.
31. Мироненков К.Н. Понятие инновационного цикла и его использование в управлении инновационной деятельностью организации // Корпоративный менеджмент. 2008. № 6. С. 94-96.
32. Опарин В.М. Структура и основы функционирования финансовокредитного механизма // Финансы. 2011. № 4. С. 25-27.
33. Радченко А.С., Симарова И.С. Развитие инновационного потенциала как фактор повышения конкурентоспособности региона // Сборник статей по материалам XIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2014. № 4(19). С. 290-298.
34. Рудько-Силиванов В.В. Интеграция российского Дальнего Востока со странами АТР: состояние, проблемы, перспективы // Деньги и кредит. 2016. №10. С. 7-11.
35. Сайбель Н.Ю. Волкова В.В. Краудфандинг как источник финансирования малого бизнеса в условиях экономического кризиса //
Молодой ученый. 2016. № 28 (132). С. 531-534.
36. Самолдин А.Н. Проведение маркетинговых исследований в области инновационной деятельности с учетом социально-экономических аспектов // Труд и социальные отношения. 2014. № 7. С. 54-59.
37. Соловьева С.Л. Финансово-кредитные инструменты инновационного развития: зарубежный опыт // Инновации. 2017. № 10. С. 48-54.
38. Тарадаева А.В. Российский и мировой венчурный рынок // Системное управление. 2016. № 1. С. 12-22.
39. Тихомирова Е.В. Клиентоориентированный подход банков как условие инновационного роста // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 51-56.
40. Цинь Пэйцзинь Исследования создания культуры инновационных предприятий // Исследования и поиск. 2006. № 6. С. 22-25.
41. Черышев Г.М. Ресурсное обеспечение инновационной деятельности предприятий // Корпоративный менеджмент. 2018. № 2. С. 11-15.
42. Ши Бяньчжэнь Создание инновационного предприятия // Жизненные силы предприятия. 2004. № 4. С. 59-61.
43. Шиганов В.В. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства // Финансы и Кредит. 2008. № 32. С. 46-51.
44. Аналитические сборники РАВИ 2004-2017 гг. Режим доступа: http: //www.rvca.ru/rus/resource/librarv/rvca-vearbook/#download (дата обращения
5.06.2018) .
45. Венчурные инвестиции сегодня: риски и ориентиры. Режим доступа: https://nangs.org/news/business/venchurnve-investitsii-segodnva-riski-i-orientirv (дата обращения 5.06.2018).
46. Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан. О фонде. Режим доступа: http://ivf.tatarstan.ru/ (дата обращения 5.06.2018).
47. Наука, инновации. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/science and in novations/science/# (дата обращения 5.06.2018).
48. Национальный доклад об инновациях в России. Режим доступа: http://www.rvc.ru/upload/iblock/b6d/RVK innovation 2016 v.pdf (дата обращения
5.06.2018) .
49. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors (дата обращения 5.06.2018).
50. Финансирование для МСП для инноваций и модернизации. Режим доступа:
https://www.mspbank.ru/Partneram/bankovskie produktyi/kreditnyie produktyi/arch ive/financing (дата обращения 5.06.2018).
51. Эффективность экономики России. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения 5.06.2018).