Введение 3
1 Зарождение медицинской этики в России 5
2 Медицинская этика ХХ века 12
3 ХХI век – проблемы и перспективы 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
ХХ век стал временем в истории медицинской этики, как никакое другое наполненным идеями конструирования, видоизменения, модификации человека. Это время предельного обострения проблемы причинения вреда человеку, риска негативных последствий от применения биомедицинских технологий не только на уровне одного человека, но и на уровне больших человеческих общностей, человечества в целом. Примерами таких негативных последствий стала практика эвтаназии в нацистской Германии, исследования на людях с нарушением норм медицинской этики и ряд других.
К концу ХХ – началу XXI веков, в связи с бурными социальными потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества на первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).
Биоэтика как система взглядов, представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей с позиций сохранения жизни на Земле, играет все большую роль в обществе. Сегодня это раздел философской дисциплины, который изучает проблемы морали относительно всего живого. То есть биоэтика определяет, какие действия относительно живого допустимы, а какие - нет.
Основная задача биоэтики – способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Можно ли клонировать человека? Допустимы ли попытки создания генетическими методами новой «породы» людей, которые будут обладать высокими физическими и интеллектуальными качествами? Нужно ли спрашивать разрешения у родственников умершего при заборе его органов для пересадки другим людям? Можно и нужно ли говорить пациенту правду о неизлечимом заболевании? Является ли эвтаназия преступлением или актом милосердия? Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед человечеством практически ежедневно.
Применение новых биомедицинских технологий в России с каждым годом расширяется, тем не менее о его полноценном правовом регулировании говорить еще рано. Это проявляется, в частности, и в отсутствии законодательного обеспечения гарантий и прав пациентов, и в отсутствии правового регулирования применения репродуктивных технологий, и в правовом беспределе практики фетальной терапии. Поэтому вопрос об этическом самосознании врачей-практиков, ученых-исследователей и моральной ответственности пациентов за согласие на принятие той или иной методики лечения приобретает в настоящее время особую важность. Нравственные убеждения людей остаются сегодня одним из основных способов защиты общества от разрушительных последствий использования новых биомедицинских технологий.
Последние десятилетия XX века стали для России временем значительных перемен во всех областях общественной жизни. В области медицины и здравоохранения эти перемены обострили ряд традиционных этических проблем медицинской деятельности и обозначили ряд новых, связанных с неуклонным развитием медицинской науки и практики. Многообразие форм организации медицинской помощи различным категориям граждан, внедрение новых биомедицинских технологий в условиях российской действительности конца XX – начала XXI веков, проблемы материально-технического обеспечения научно-медицинских исследований и практики обусловили чрезвычайную актуальность традиционных этических проблем медицины и современных биоэтических проблем.
В данной работе были рассмотрены этапы исторического развития врачебной и фармацевтической этики, ее современной состояние и проблемы, изучаемые современной биоэтикой; однако, конечно же, далеко не все. Дело прежде всего в том, что нынешний бурный научно-технический прогресс в области биомедицины, который несет с собой новые надежды на излечение пока что неприступных болезней, вместе с тем порождает все новые и новые моральные проблемы. Дело также и в том, что отечественная медицина, как и общество в целом, переживает не менее бурный процесс глубоких и небезболезненных перемен, и эти перемены также являются источником множества моральных проблем. Ясно одно - в дальнейшем количество, острота и сложность такого рода проблем будут только возрастать.
Как и все действительно новые и действительно серьезные, морально-этические проблемы обычно не имеют таких решений, которые смогли бы удовлетворить все заинтересованные стороны. Любое из выбранных врачом или исследователем решений в подобных случаях обычно не бывает безупречным, оно с неизбежностью будет нарушать те или иные этические нормы. Но во всяком случае решение должно быть принято, как должна быть принята лично на себя и сопряженная с ним ответственность. Эту ответственность, сколь бы тяжела она ни была, невозможно переложить на других.
Моральные проблемы, безусловно, возникают в любой области профессиональной деятельности, в которой приходится иметь дело с другими людьми. Но, пожалуй, будет трудно найти другую такую область, в которой они были бы столь драматичными и столь сложными, как в медицине. Далеко не случаен тот факт, что именно в этой сфере сформулировано столь много кодексов, деклараций, конвенций и иных документов, призванных регулировать моральные стороны профессиональной деятельности. Все эти документы важны прежде всего для врача, находящегося в самом эпицентре воистину жизненно-важных обстоятельств, поскольку они дают ему опорные точки, позволяют ориентироваться в неизбежно возникающих моральных коллизиях. Они, однако, никоим образом не отменяют того, что в каждом конкретном случае именно ему приходится делать выбор и нести ответственность за свой выбор.
1.Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М., «Грантъ», 2001, с.29
2. Сорокина Т.С. История медицины…, с.203.
3. «Киево-Печерский патерик» - сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре, его обитателях и их деятельности, составленный в начале XIII века.
4. Мудров М.Я. Избранные произведения. – М.: Изд-во АМН СССР, 1949, с. 240.
5. Протоиерей Сергий Филимонов. Учебник для сестер милосердия. Изд-е 2-е, испр. и доп. – Санкт-Петербург, САТИСЪ, 2007. С. 46.
6. Мухина С.А., Тарановская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие. В 2 частях. Ч.1. – М., 1996, с.19.
7 Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. Отв. ред. Б.Г. Юдин. – М.: Институт человека РАН; Независимый институт гражданского общества, 2004. С. 81.
8. Петровский Б.В. Вступит. слово при открытии конф. / Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии. Москва 28-29 января 1969 г. – М., Изд-во «Медицина», 1970, с. 5.
9.Философия биомедицинских исследований…, С. 83.
10 Иванюшкин А.Я. Введение в биоэтику . – М.: Прогресс-Традиция, 1998-384с.