Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования системы обучения и развития персонала с применением методов компетентностного подхода 6
1.1 Система обучения и развития персонала как инструмент повышения
конкурентоспособности организации 6
1.2 Компетенции как индикатор развития персонала 16
1.3 Использование модели компетенций при организации процесса обучения
и развития 24
Глава 2 Практические аспекты формирования системы обучения и развития персонала 31
2.1 Характеристика деятельности АО «Международный аэропорт «Казань» 31
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности АО «Международный
аэропорт «Казань» 39
2.3 Особенности системы обучения и развития персонала 50
Г лава 3 Рекомендации по совершенствованию системы обучения и развития персонала АО «Международный аэропорт «Казань» 73
3.1 Предложения по развитию компетенций у персонала АО
«Международный аэропорт «Казань» 73
3.2 Эффективность предложенных мероприятий 78
Заключение 80
Список использованных источников
Приложение
В условиях рынка каждая организация старается максимально повысить свою конкурентоспособность. Одной из сильных сторон компании может стать работоспособный и дружный коллектив профессионалов, которые готовы применять все свои навыки и опыт для успешного существования компании на рынке. Если руководству организации удается сразу привлечь компетентных сотрудников, то это повышает преимущества компании. Тем не менее, иногда формирование необходимых компетенций работников, становится заботой компании. Для того, чтобы знать, какие компетенции будут востребованы в организации, необходимо провести исследование и сформировать модель компетенций, которая бы отражала необходимые элементы работы каждого сотрудника. После этого можно говорить об организации обучения коллектива, его дальнейшем развитии в профессиональном плане.
Актуальность выбранной темы подтверждается опытом отечественных и зарубежных компаний, которые уже разработали и внедрили модель компетенций в процесс организации деятельности компании. Использование модели компетенций позволяет упорядочить набор требований к сотрудникам, точнее описать правильное и полезное поведение работников, которое бы согласовывалось с целями компании. Модель компетенций может быть заложена в программу обучения сотрудников, стать основой для профессионального развития персонала. Портал Trainings.ru провел онлайн опрос, с целью выяснить, как в компаниях используется модель компетенций. Опрос подтвердил популярность модели компетенций среди российских компаний. Только 10% респондентов сообщили, что их компании даже не собираются разрабатывать данный инструмент. Модель уже используют 69% принявших участие в опросе, а в 21% случаев есть планы по ее созданию .
Цель данной работы - построение универсальной модели компетенций и ее внедрение посредством обучения. Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие система обучения персонала в контексте повышения конкурентоспособности организации;
2) изучить компетенции персонала, их роль как индикатора развития;
3) ознакомиться с использованием модели компетенций при организации процесса обучения;
4) изучить основные характеристики деятельности ОА «Международный аэропорт «Казань», сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, факторы, влияющие на деятельность;
5) провести финансовый анализ состояния компании;
6) выявить основные компетенций, которые востребованы в аэропорту, определить положительное поведение сотрудников в рамках каждой группы компетенций;
7) дать рекомендации об эффективном обучении компетенциям и рассмотреть положительный эффект от проведения предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает АО «Международный аэропорт «Казань».
Предмет исследования: использование модели компетенций как основополагающего элемента обучения и развития персонала.
В работе будут использованы разные группы методов исследования: эмпирические методы (наблюдение, сравнение) и теоретические методы исследования (анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный способы).
Кроме этого для сбора статистической информации будут использованы методы анкетирование и интервьюирование.
Структура работы включает в себя три главы. В первой главе рассмотрено понятие система обучения персонала, этапы, методы и формы проведения обучения. Дано определение компетенций персонала, изучено понятие модель компетенций. Кроме этого рассмотрено использование модели компетенций при организации процесса обучения и развития персонала.
Вторая глава содержит практические аспекты формирования системы обучения и развития персонала с учетом модели компетенций. Для этого проанализирована деятельность АО «Международный аэропорт «Казань», выявлены сильные и слабые стороны компании, проведен анализ влияния внешних факторов. Представлен анализ финансово-экономической деятельности АО «Международный аэропорт «Казань». Глава содержит данные о результатах исследования наиболее востребованных компетенций, которые востребованы для сотрудников аэропорта, разработана универсальная модель компетенций.
В третье главе даны рекомендации по совершенствованию системы обучения и развития персонала АО «Международный аэропорт «Казань», представлена эффективность предложенных мероприятий.
Информационной базой при написании работы послужили книги, статьи из периодических изданий, электронные ресурсы, посвященные выбранной теме, а также документация предприятия АО «Международный аэропорт «Казань» и результаты проведенного исследования.
Обучения персонала является одним из важнейших процессов в организации, так как квалифицированный и сплоченный коллектив является одним из основных ресурсов для развития компании. При этом обучение должно производиться по тем направлениям, которые наиболее востребованы в организации. Для выявления навыков, которые наиболее полезны в конкретной компании составляется универсальная модель компетенций.
Разработка универсальной модели компетенций значительно облегчит понимание сотрудником, какие навыки и опыт востребованы в компании. Для руководства наличие сформулированной модели компетенций облегчит оценку качества работы сотрудника, его соответствия установленным стандартам. Модель компетенций помогает выявить узкие места, которые требуется проработать. Обучение необходимым знаниям, навыкам, способностям может быть реализовано как в рамках рабочего процесса, так и с отрывом от производства. Выбор форм и методов освоения новых и совершенствования уже имеющихся компетенций остается на усмотрение руководства организации.
Для изучения процесса построения универсальной модели компетенций была изучена деятельность АО «Международный аэропорт «Казань». Компания давно присутствует на рынке авиационных услуг и успела пережить ряд значительных преобразований и изменений. В связи с тем, что у аэропорта довольно много конкурентов по приволжскому региону ему необходимо регулярно совершенствоваться и искать новые направления развития. Проведенный PEST-анализ показал, что на деятельность организации влияет ряд политических, экономических, социальных и технологических факторов, которые сказываются на стратегии поведения организации в отрасль. SWOT-анализ свидетельствует о том, что у организации существуют перспективные сочетания сильных сторон и возможностей, однако необходимо искать пути нейтрализации влияния угроз и слабых сторон.
Финансовый анализ документов организации показал, что ее деятельность вполне успешна, однако есть определенные проблемы с ликвидностью. Организация не может быстро погасить всю имеющуюся у нее текущую задолженность собственными средствами. Финансовая устойчивость компании находится в рекомендуемом значении, что говорит о грамотном использовании личного капитала.
Таким образом, организация обладает достаточно высокой платежеспособностью в краткосрочной и долгосрочной перспективе, однако есть риск невозможности восстановления текущей платежеспособности, но при этом это не показатель того, что компания не платежеспособна. Наблюдается тенденция к увеличению показателей ликвидности компании и роста собственных средств компании. Также заметна положительная тенденция к увеличению рентабельности за последние три года. Это означает, что компания начала получать большую прибыль с оказанных услуг.
После проведения перечисленных видов анализа было проведено анкетирование сотрудников. Респондентов попросили выделить наиболее востребованные направления работы для сотрудников организации. На основании полученных результатов было сформировано пять кластеров компетенций, которые наиболее востребованы в организации: работа с людьми, работа с техникой, работа с информацией, работа для развития организации, достижение результатов.
Каждый кластер был разделен на элементы, а те в свою очередь на уровни. Каждый уровень характеризуется определенными индикаторами поведения, которые положительно описывают деятельность сотрудника. Совокупность кластеров представляет собой универсальную модель компетенций для данной организации.
В третьей главе были представлены меры по обучению сотрудников востребованным компетенциям из составленной универсальной модели компетенций. К предложенным мерам относятся мастер-классы, тренинги, бизнес-кейсы. В качестве рекомендации выделены необходимость закрепления в организационной культуре ценностей саморазвития сотрудников, а также необходимость построения справедливой и гибкой системы мотивации для того, чтобы сотрудники стремились достигать профессиональных результатов с большей энергией и энтузиазмом. Эффективность предложенных мероприятий подтверждается в расчетах, представленных в последнем параграфе.
Таким образом, использование разработанной модели компетенций поможет персоналу наиболее эффективно выполнять свои должностные обязанности, продвигаться по службе. Для АО «Международный аэропорт «Казань» использование данной модели при обучении сотрудников полезным и важным компетенциям поможет сформировать максимально работоспособный коллектив.
1. Конституция Российской Федерации - М.: Виктория плюс, 2017.
2. Трудовой кодекс Российской федерации - Москва: Эксмо, 2017. - 224 с.
3. Положение об обучении сотрудников компании АО «Международный
аэропорт «Казань».
4. Устав АО «Международный аэропорт «Казань».
Книги:
5. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов,
Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 с.
6. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебник /
А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
7. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами: учебное
пособие / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2010. - 831 с.
8. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю.
Базаров. - М.: Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 224 с.
9. Блинов, А.Ф. Управление персоналом / А.Ф.Блинов, Х.И.Кайтаева - М.:
Элит, 2007. - 394 с.
10. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 192 с
11. Васильева, И.В. Основы управления персоналом / И.В.Васильева, Р.Г.Мумладзе, Т.Н.Алёшина - М.: КноРус, 2015. - 200 с.
12. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник — самый эффективный ресурс компании: учебное пособие / В.И. Герчиков. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 282 с.
13. Дейнека, А. В., Жуков Б. М. Современные тенденции в управлении
персоналом. Учебное пособие. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2014. 281 с.
14. Дементьева, А.Г. Управление персоналом: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2011. - 287 с.
15. Ефремова, О.А., Барахтенова Л.А. Проблемы оценивания компетенций с
использованием проектных технологий / Вестник педагогических инноваций Изд-во: Новосибирский государственный педагогический
университет (Новосибирск), 2012. - 294 с.
16. Зайцева, Т.В. Управление персоналом / Т.В.Зайцева, А.Т.Зуб - М.: Форум, 2009. - 336 с.
17. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая
политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое
пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 264 с.
18. Крымов, А.А. Вы - управляющий персоналом. - М.: Вершина, 2008 - 320 с.
19. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебнопрактическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 280 с.
20. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 с.
21. Колесникова, М.Н. Управление персоналом библиотеки: Учебно
практическое пособие / М.Н. Колесникова. - СПб.: Профессия, 2011. - 292 с.
22. Кудряшова, К.Е., Аждер Т.Б. Методы обучения персонала вне рабочего места // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2017. 347 с.
23. Лахметкина, Н.И. Управление персоналом (для ссузов) / Н.И. Лахметкина. - М.: КноРус, 2013. - 208 с.
24. Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика.
Делопроизводство в кадровой службе: Учебно-практическое пособие / М.В. Ловчева. - М.: Проспект, 2013. - 380 с.
25. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе / Т.В. Лукьянова и др. - М.: Проспект, 2015. - 218 с.
26. Макринова, Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте: Учебное пособие / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С. Васильева. - СПб.: Троицкий мост, 2013. - 208 с.
27. Маслова, В.М. Управление персоналом: толковый словарь / В.М. Маслова.
- М.: Дашков и К, 2014. - 240 с.
28. Маслова, П.М. Управление персоналом предприятия. / В.М.Маслова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 369 с.
29. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 с.
30. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика.
Организация обучения олнительное профессиональное образование персонала: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2012. - 240 с.
31. Митрофанова, Е.А. Компетентностный подход в управлении персоналом / Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова, под ред. А.Я. Кибанова - М.: Проспект, 2014. - 242 с
32. Османова, З.О. Модель компетенций в оценке и управлении персоналом предприятия. Бюллетень науки и практики. Изд-во: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2017. - 250 с.
33. Пригожин, А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2014. - 864 с.
34. Саакян, А. М. Управление персоналом в организации. - СПб. Питер, 2014. - 256 с.
35. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров / В.А.Спивак - М.: Эксмо, 2012. - 790 с.
36. Тарасов, В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. -М.: Просвещение, 2013. - 324 с.
37. Тебекин, А.В. Управление персоналом / А.В. Тебекин - М.: КНОРУС, 2013.
- 624 с.
38. Уиддет, С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. - 4-е изд. - М.: Издательство ГИППО, 2014. - 410 с.
39. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом / Ю.А. Цыпкин. - М.:
ЮНИТИДАНА, 2014. - 306 с.
40. Шекшня, С.В. Управление персоналом современных организаций. - М., 2015. - 230 с.
41. Холл, Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. 2014. - 430 с.
Статьи периодических изданий:
42. Юсупова Н.И., Минасова Н.С. Информационное сопровождение процесса управления персоналом: отбор, аттестация, переподготовка, повышение квалификации / Н.И.Юсупова // Научный вестник МГТУ ГА. - 2014. - № 210. - 32-40 с.
43. Калашникова Л., Бирюков Ю. Человеческий ресурс предприятия. / Л.Калашникова // Служба кадров. - 2014. - №8. - 126-150 с.
44. Кибанов А. С. Концепции и виды обучения персонала / А.С.Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2015. - № 9. - 95-115 с.
45. Хлопова Т. В. Эффективность методов профессионального обучения персонала российских предприятий / Т.В.Хлопкова // Профессиональное обучение сотрудников. - 2014. - №4. - 57-85 с.
Электронные ресурсы:
46. Арямова, Н.К. Система обучения персонала как фактор конкурентоспособности организации [Электронный ресурс]/ Н.К.Арямова // Вестник Одинцовского государственного гуманитарного института. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
47. Алтунин, А.В. Подходы к изучению компетенций в деятельности
работников научно-медицинской организации: краткий обзор
литературы [Электронный ресурс]/ А.В.Алтунин // Электронный научный
журнал «Социальные аспекты здоровья населения». - Режим доступа: http: //vestnik.mednet.ru
48. Бабковская, В. Н. Розничный персонал от А до Я [Электронный ресурс]/
В.Н.Бабковская // Инфра-Инженерия. - 2016. - Режим доступа:
https: //www.litres.ru
49. Золотой запас сотрудников, или поговорим о кадровом резерве [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Контур». - Режим доступа: https://kontur.ru
50. Крицкая М.А. На что обращать внимание при поиске персонала: 13 рекомендаций [Электронный ресурс]/ М.А.Крицкая/ Электронный журнал «Контур». - Режим доступа: https://kontur.ru
51. Маева, Н.В. Как достичь максимальной эффективности корпоративного обучения: до, вовремя и после [Электронный ресурс] / Н.В.Маева // Электронный портал «HR-портал». - режим доступа: http://www.hr-portal.ru
52. Официальный сайт Международного аэропорта «Казань» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kazan.aero/
53. Официальный сайт Росавиации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.favt.ru
54. Приоритетные направления HR-деятельности [Электронный ресурс] / Электронный портал Trainings.ru. - Режим доступа: http://www.trainings.ru
55. Подвербных, У.С. Типология компетенций рабочих кадров предприятий аэрокосмической отрасли [Электронный ресурс] / У.С.Подвербных // Вестник СибГАУ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
56. Рябов, В.В., Фролов Ю.В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов [Электронный ресурс] / В.В.Рябов // Портал поддержки образования в Российской Федерации. - Режим доступа: www.testor.ru
57. Сорокина, Е.А. К вопросу о компетенциях и профессиональной компетентности педагога [Электронный ресурс]/ Е.А.Сорокина //
Электронно-периодическое издание «Преемственность в образовании». - Режим доступа: http://joumal.preemstvennost.ru
58. Система обучения персонала: построение, внедрение, совершенствование [Электронный ресурс] / «Директор по персоналу». - Режим доступа: https://www.hr-director.ru
59. Трудовое поведение персонала: факторы воздействия [Электронный ресурс] / «Директор по персоналу». - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru