Введение ' 3
1. Теоретические подходы к исследованию влияния глобализации на
развитие торговых сетей 6
1.1 Методические основы исследования глобализационных процессов на
современном этапе 6
1.2 Особенности воздействия процессов глобализации на развитие торговых
сетей 13
1.3 Сети: определение, классификация, принципы бизнес-планирования при
переходе к сетевой форме торговли 21
2. Развитие розничных торговых сетей в России 33
2.1 Тенденции развития розничных торговых сетей 33
2.2 Конкурентная ситуация на рынке розничной торговли 43
2.3 Особенности применения инструментов управления торговыми сетями 45
3. Оценка перспектив развития розничной торговой сети 58
3.1 Совершенствование регулирования развития торговых сетей на
глобальном и региональном уровнях 58
3.2 Механизм повышения конкурентоспособности торговых сетей 68
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложения
Глобализация экономики это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.
Глобализация стала одним из самых актуальных вопросов современного мира, который активно обсуждается во всех государствах на разных уровнях. В основе глобализации как объективного процесса лежат исторические предпосылки и результаты научно-технического прогресса, прежде всего развитие связи и телекоммуникационных технологий. Изначально глобализация рассматривалась только как экономическое явление, но в настоящее время признается, что процесс глобализации оказывает глубокое воздействие и на другие сферы международного сотрудничества: экологическую, социальную, политическую, включает в себя правовые и культурные аспекты, которые в полном объеме влияют на вопросы реализации прав человека. Глобализация выявляет растущую взаимозависимость всех государств, когда события в государстве одной части света имеют последствия для лиц, проживающих в государствах других регионов.
Развитие мирового хозяйства' находится в тесной взаимосвязи с развитием других областей жизнедеятельности человека: политической, социальной, культурной, религиозной. Сама сущность человека, его противоречивость, стремление к созиданию и разрушению, мирному сосуществованию и вражде отражаются на его экономическом поведении.
Это проявляется и многократно усиливается в условиях глобализации — ключевой тенденции развития человечества в последние десятилетия. Географические расстояния перестают быть препятствием в общении и взаимодействии людей, наций. Весь мир становится глобально взаимосвязан и взаимозависим, поэтому и кризисные явления, и экономические подъемы выходят за рамки границ отдельных стран, сокращая или увеличивая межстрановые потоки товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а значит и все более значимую и зависимую от международного производства часть спроса и предложения на внутренних рынках других стран.
Актуальность темы, в современных условиях взаимозависимости глобализация представляет собой всеобъемлющий, комплексный феномен, затрагивающий практически все стороны жизни человечества. Именно поэтому весьма актуально исследовать влияние глобализационных процессов на развитие региональных розничных торговых сетей.
Целью дипломной работы является исследование глобализационных процессов на развитие региональных розничных торговых сетей.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать теоретические подходы к исследованию влияния глобализации на развитие торговых сетей ;
- исследовать развитие розничных торговых сетей в России;
- исследовать особенности оценку перспектив развития розничной торговой сети.
Объектом исследования влияние глобализационных процессов на развитие является розничных торговых сетей.
Предметом исследования является степень влияния глобализационных процессов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию влияния глобализации на развитие торговых сетей. Глава посвящена к изучению методических основ исследования глобализационных процессов и особенностям воздействия процессов.
Во второй главе были рассмотрены розничных торговых сетей в России: тенденции развития и конкурентная ситуация.
Третья глава посвящена к изучению оценки перспектив развития розничной торговой сети.
Теоретической и информационной базой работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по влиянию глобализационных процессов на развитие региональных розничных торговых сетей, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций и обширные статистические данные.
Подводя итоги вышесказанному можно сказать, что очевидно глобализация серьезно изменит не только ландшафт мировой экономики и политики, но и качество жизни человеческого сообщества. Под понятием глобализация скрывается процесс затрагивающий все стороны социального бытия, как то социентальной, экономической, политической, духовной, приводящий к становлению единой социокультурной системы, со своими основаниями и ценностями.
К настоящему времени аналитическое изучение процессов глобализации позволяет выделить несколько принципиальных форм их проявления, на которые чаще всего обращают внимание исследователи и изучение которых дает возможность лучше понять суть феномена. Взаимосвязанность хозяйственной деятельности в настоящее время не только проявляется намного сильнее, чем раньше, но и охватывает практически все страны мира, становясь глобальной. Разумеется, в первую очередь речь идет о переплетении экономик промышленно развитых стран, но и остальной мир с разной скоростью и интенсивностью втягивается в общемировые процессы.
Положительный или отрицательный вектор будет у изменений под воздействием глобализации, зависит от уровня развития экономической системы и позиции страны. Позитивное воздействие глобализации сопровождает и отрицательный эффект. Так, глобализация конкуренции нередко вынуждает производителей снижать себестоимость продукции, сокращая затраты на защиту окружающей среды или выносить производство в страны с менее жесткими экологическими стандартами.
В этих условиях естественно изменяется и роль государства, поскольку в результате международной конкуренции существенным образом ограничиваются (за счет вынужденной открытости экономики) возможности для государственного произвола при усилении контроля за денежной и фискальной политикой не только со стороны международных организаций, но и со стороны финансовых рынков. Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций в развитии современного мира, не только оказывающей громадное влияние на экономическую жизнь, но и влекущей за собой далеко идущие политические (внутренние и международные), социальные и даже культурно-цивилизационные последствия.
Эти последствия все больше ощущают на себе практически все страны и среди них, конечно, Россия, вполне осознанно, активно и целеустремленно движущаяся по пути интеграции в мировую экономику. Поэтому анализ этого всемирного процесса имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое, и, причем чрезвычайно важное значение.
1. ФЗ - № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Стандарты
2. ГОСТ Р 51303-99. «Торговля. Термины и определения». - М.: Изд-во стандартов, 1999.
Книги, монографии
3. Александров В.Б. Организационно-экономическое обеспечение развития розничных торговых сетей: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2007. - 153 с.
4. Альфимова В.С. Экспресс-курс для начинающих работу с торговыми сетями/ Управление продажами. - 2010. - № 01 (50). - С. 50-62.
5. Афанасьева Э. М. Современные тенденции в области франчайзинга / Вестник Российского государственного торгово-экономического университета—2014 - № 11 (90). - С. 97-104
6. Беккер Е. И., Горностаева Ж. В. Развитие торговых розничных сетей в Российской Федерации / Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал -2011.-№6.-175-178.
7. Беленец, П. С. Основные тенденции и проблемы развития франчайзинга в России [Текст] / П. С. Беленец // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2014. — № 3. — С. 9-19
8. Берман Б., Эванс Дж.Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е изд./ пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 1184 с.
9. Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005. - 41 с.
10. Горемыкин, В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-планов / В.А. Горемыкин. - М.: Ось-89, 2005.
11. Городнов А.Г. Развитие розничных торговых сетей на основе реинжиниринга бизнес-процессов: дисс. ... д-ра экон. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 276 с.
12. Горюнов М. А. Особенности становления и сценарии дальнейшего развития сетевой розничной торговли в России / Российское предпринимательство. - 2007. - № 10-2 (100).'- с. 163-168.
13. Зыкова О. Розничная торговая сеть и ее значение для развития потребительского рынка Хабаровского края/Вестник ХГАЭП. - 2005. - № 3-4.
14. Иванов Г.Г. Развитие торговых организаций: монография. - М.: Компания Спутник +, 2005. - 159 с.
15. Ивашкин М.В. Управление торговыми сетями на потребительском рынке: автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. - Хабаровск, 2006. - 34 с.
16. Ковалев К.Ю., Уваров С.А., Щеглов П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.
17. Котельникова З.В. Особенности развития розничных сетей и торговых форматов в продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект)//Мир России. - 2009. - № 3. - С. 151— 172.
18. Литвинова О.В. Региональные особенности сетевых форм торгового предпринимательства//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 1.
19. Лобанова В. А., Н. В. Трофимова. Динамика производительности труда [Текст] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. — 2015. — № 2. — С. 125-132
20. Радаев В.В. Классификация современных форм розничной торговли// Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С. 123-138.
21. Романенкова О.Н. Развитие маркетинга в корпоративных торговых сетях (на примере розничной торговли г. Москвы): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - 23 с.
22. Рыжова О. А., Н. В. Кочерягина. Основные стратегии розничных торговых сетей [Текст] / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. — 2015. — № 2. — С. 183-189.
23. Скворцова Н. В. Аналитическая оценка инвестиционной привлекательности Челябинской области как фактора экономического развития региона / Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики: м-лы науч.-практ. конф. Уфа: Омега Сайнс. — 2015. — С. 143— 151.
24. Фенькин А.А. Методы маркетингового стратегического управления развитием розничных торговых сетей: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - СПб., 2008.-15 с.
25. Фетисова О. В. Современные тенденции развития мировой розничной торговли [Текст] // Вестник Волгоградского гос. университета. Сер.З: Экономика, экология. 2009. № 2(15). С.61- 69.
26. Хасис Л. А. Системные преобразования торговой отрасли экономики на основе сетевых структур: организационно-экономический аспект: дисс. ... д-ра экон. наук. - М., 2006. - 242 с.
Электронные ресурсы
27. https://www.gd.ru;
28. https://www.wikireading.ru;
29. http://studbooks.net;
30. http://bzbook.ru;
31. https://sibac.info;
32. http://mirsovetov.ru;
33. https://marketing.wikireading.ru;
34. http://mirznanii.com;
35. http://bibliofond.ru;
36. http://studbooks.net;
37. http://pr-cy.ru;
38. https://ru.wikipedia.org;
39. http://megaobuchalka.ru;
40. https://cyberleninka.ru;
41. https://www.wikireading.ru;
42. https://www.retail-loyalty.org.