Актуальность темы исследования. Рынок не стоит на месте и постоянно меняется. Чтобы соответствовать требованиям покупателей, компании вынуждены или приспосабливать к ним ныне предлагаемые товары, или использовать преимущества новых технологических и маркетинговых возможностей, или же создавать новые товары. Чтобы товар был успешен, необходимо работать над его соответствием рыночным условиям, а также конкретным требованиям потребителей. Следовательно, можно говорить о том, что конкурентоспособность товаров - фактически решающий фактор их коммерческого успеха на рынке. При этом, конкурентоспособность довольно относительна. Это означает, что товар, конкурентоспособный на одном рынке, не обязательно будет таким на другом. Плюс к этому, фактор времени также будет играть важную роль. Многое зависит от ситуации, в которой реализуется товар, в том числе от поведения конкурентов. Конкурентоспособность товара - это совокупность свойств товара, воздействующих на спрос со стороны потребителей. Качество продукции играет немаловажную роль в этом вопросе, потому что покупатели часто готовы пожертвовать большими средствами, если они будут уверенны в качестве приобретаемого товара.
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азоевым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка конкурентоспособности торгового предприятия, а также разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Поставленная цель исследования достигается посредством решения следующих основных задач:
а) определить сущность конкурентоспособности предприятия;
б) выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия;
в) изучить методы оценки конкурентоспособности торгового предприятия;
г) дать организационно - экономическую характеристику деятельности магазина «Знакомый мясник»;
д) провести анализ конкурентов магазина «Знакомый мясник»;
е) оценить конкурентоспособности магазина «Знакомый мясник»;
ж) разработать рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина «Знакомый мясник» и дать их экономическое обоснование;
з) дать экономическое обоснование рекомендаций по повышению конкурентоспособности магазина «Знакомый мясник».
Цель и задачи - оценка конкурентоспособности торгового предприятия.
Объектом исследования является ИП Хайруллин И.А. магазин «Знакомый мясник»».
Предметом исследования является процесс анализа и оценки конкурентоспособности торгового предприятия.
В качестве информационных источников для выпускной квалификационной работы использовались: данные финансовой и статистической отчетности магазина «Знакомый мясник», результаты маркетинговых исследований рынка, публикации научных исследований и литературных источников по теме исследования.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: графический, монографический,абстрактно-логический, использовались основные приемы анализа.
По структуре работа состоит из введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованной литературы
В современной международной рыночной системе основными субъектами экономических отношений на всех уровнях и во всех сферах выступают предпринимательские структуры. Данный факт обусловливает повышенные требования к методам управления ими. При этом одним из ключевых аспектов результативного функционирования предпринимательских структур в рыночных отношениях является управление их конкурентоспособностью. В условиях модернизации производства и изменения экономической ситуации в РФ, что обусловлено, в том числе вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), особую значимость приобретает решение проблемы выработки подходов к управлению конкурентоспособностью предпринимательских структур.
Рассмотрим содержание понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность предпринимательских структур». Р.А. Фатхутдинов отмечает, что «конкуренция - это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для тотального доминирования или достижения иных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». Вместе с тем конкуренция, выступая в качестве движущей силы экономического прогресса, вынуждает производителей непрерывно разрабатывать более совершенные решения для повышения своей конкурентоспособности как на отечественном рынке, так и в рамках международных отношений.
В соответствии с определением, предложенным международной организацией «Европейский форум по проблемам управления» (European Management Forum), конкурентоспособность предприятия - «реальная и потенциальная способность предприятия проектировать, производить и реализовывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, ту продукцию, “ценовые” и “неценовые” характеристики которой в комплексе более привлекательны для потребителя, чем продукция конкурентов». К числу основных черт конкурентоспособности предпринимательских структур следует отнести ее многоуровневость, способность измерения в рыночных отношениях, маневренность, универсальность.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия показал, что выручка предприятия за рассматриваемый период увеличилась на 31,54%. Рост выручки предприятия связан с ростом цен на продукцию. Себестоимость продаж увеличилась в 2016 году на 15,30%, а в 2017 году на 16,50%. Темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки организации, что говорит о неверной ценовой политики «Знакомый мясник». Чистая прибыль за рассматриваемый период увеличилась на 12%.
В 2012 году предприятие могло погасить 215% текущих обязательств по кредитам и расчетам за счет оборотных средств, в 2014 году этот показатель составил 99%. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2012 году составил 0,07, то есть предприятие было способно погасить за счет денежных средств только 7% своих обязательств. Этот показатель снизился в 2014 году и составил 0,1%.
Предприятие не сможет погасить в ближайшее время за счет денежных средств краткосрочную задолженность. За рассмотренный период произошло ухудшение платежеспособности предприятия. Величина оборотных средств на 1 руб. выручки в отчетном году снизилась на 1,72 руб. и составила 0,67 руб. Коэффициент оборачиваемости предприятия увеличился на 54,32 оборота в год и составил 1,36.
Собственный оборотный капитал в 2014 году составил - 10626 тыс. руб., то есть предприятие не может единовременно погасить все свои обязательства, недостаток средств составляет 10626 тыс. руб. В результате коэффициент обеспеченности собственными средствами за рассматриваемый период снизился на 0,54 и составил - 0,01, то есть обеспеченность материальных оборотных средств собственным капиталом снизилась на 54%, что отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия. Коэффициент финансовой независимости в отчетном году снизился и составил 0,2, что на 0,2 ниже нормы. Доля собственного капитала в общей сумме источников снизилась, а значит снизилась и независимость от внешних заемных средств, что неблагоприятно сказывается на финансовой устойчивости. Динамика коэффициента инвестирования отражает снижение степени инвестирования основного капитала за счет собственных средств, что снижает степень финансовой устойчивости предприятия. Коэффициент мобильности собственного капитала составил в 2014 году - 0,04, что на 0,26 больше чем в 2012 году, это указывает на ухудшение соотношения собственного и заемного капитала, это неблагоприятно сказывается на финансовом состояние предприятия. Степень финансирования активов за счет устойчивых источников снизилась и в отчетном году составила 20%. Необходимо отметить, что все показатели финансовой устойчивости предприятия находятся ниже установленной нормы.
Рентабельность продукции снизилась на 0,24% и в 2014 году составила лишь 1,21%, а рентабельность продаж на 0,21% и в 2014 году составила 1,18%. Это говорит о низкой прибыльности предприятия.
Чтобы занять сильную позицию на рынке, нужно знать своих конкурентов, понимать, кто из них представляет реальную угрозу в настоящее время, а кто будет представлять ее завтра; понимать, какую политику они ведут и чего от них следует ожидать. Директору магазина «Знакомый мясник» необходимо заключить договор с постоянными поставщиками для поддержания высокого уровня качества мяса. Также, стоит обратить внимание на рекламную политику магазина и усилить ее в связи с появлением новых конкурентов.
Основными угрозами эффективной деятельности магазина «Знакомый мясник» могут усиление конкуренции и снижение платежеспособности покупателей, спад спроса на услуги.
Избежать потери клиентов могут помочь налаженные связи с потребителями, широкий ассортимент пользующейся спросом продукции, а также относительно низкие цены.
Для снижения угроз предприятию необходимо провести рекламную компанию для увеличения объемов продаж и роста прибыли, повышения уровня известности и формирования положительного имиджа организации.
В результате анализа внутренней и внешней среды организации были определены основные проблемы магазина «Знакомый мясник», требующие разработки и принятия стратегических решений.
В третьей главе дипломного проекта были предложены мероприятия по совершенствованию конкурентоспособности предприятия. Это:
а) реклама;
б) внедрение бонусной программы;
в) обновление интерьера магазина.
Общие затраты на внедрение проекта составят 1240 тыс. руб. В результате проведения мероприятий по повышению конкурентоспособности выручка магазина увеличится на 7421 тыс. руб., чистая прибыль увеличится на 5347 тыс. руб.
Конкурентоспособность необходимо постоянно совершенствовать, проводить ряд маркетинговых мероприятий для выявления проблем предприятия и их решения на ранней стадии, совершенствовать торгово - технический процесс, это повысит имидж предприятия, увеличит его товарооборот, и повысит мотивацию сотрудников предприятия.
Повышать конкурентоспособность товаров магазина «Знакомый мясник» нужно путем повышения имиджевых параметров, введением в состав персонала структурных единиц маркетолога и мерчандайзера, формированием фирменного стиля и за счет стратегии расширения.
Уровень конкурентоспособности нужно постоянно оценивать, выявлять преимущества и недостатки фирмы для его дальнейшего повышения.
Грамотное решение проблем принесет успех, как руководителю предприятия, так и сотрудникам предприятия.
1. Закон «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1. (в ред. от 31.12.2017)
2. Азоев Г.Л. Маркетинговые исследования: учеб пособие / Г. Л. Азоев, Е.А.Михайлова. М.: ЗАО Финстатинформ, 2012. - 120 с.
3. Алексунин В. А. Маркетинг: краткий курс : учебное пособие / В. А. Алексунин. 3-е изд. М. : Дашков и К., 2016. - 345 с.
4. Алтухова Л. А., Семко И. А. Принципы обеспечения
конкурентоспособности предпринимательских структур в аграрном секторе // Российское предпринимательство. 2017. № 3-2. с. 79-85.
5. Анашин, Ю. А. Повышение привлекательности цен предприятия в широко-ассортиментной компании /Ю.А. Анашин, С.В. Степцов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №3. - С.24-25.
6. Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике /
B. Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. №
3. - С. 12 - 16.
7. Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. - М.: «ИНФРА-М», 2012 г. - 312 с.
8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 536 с.
9. Берзинь И. Э. Экономика предприятия: Учебник для вузов / И.Э. Берзинь,
C. А. Пикунова, И.И. Савченко, С.Г. Фалько; Под ред. С.Г. Фалько. — М.: Дрофа, 2012. — 368 с.
10. Бланк В.Р., Бланк С.В. Финансовый анализ: учебник. М.: Проспект, 2012. Стр. 96.
11. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - Киев.: Ника- Центр, 2016. стр. 112.
12. Васильева Л.С. Финансовый анализ: Учебник / Л.С. Васильева, М.В. Метровская. - М.: КНОРУС, 2017. - 544 с.
13. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие. - Минск: Высш. шк., 2016. - 176 с.
14. Волков О.И., Скляренко, В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; 2012. — 280 с.
15. Воскобойников В. Новые подходы к управлению качеством продукции // Экономика и жизнь. - 2017. - № 50. - С. 15.
16. Герасимов Б.И., Злобина Н.В., Спиридонов С.П. Управление качеством: учеб. пособие. - КноРус, 2016. - 272 с.
17. Гличев А.В. Современное представление о механизме управления качеством продукции // Стандарты и качество. - 2017. - № 3.
18. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В,А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ— ДАНА, 2016. — 718 с.
19. Грибов В.Д., Грузинов, В.П. Экономика предприятия—: Учебник.
Практикум. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 336 с.
20. Депутатова Л. Н., Ворожцова К. А. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности предприятия // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 249.
21. Джон Ф. Литл, Чего же хотят потребители. - Рн/Д.: Феникс, 2005. - 384 с.
22. Долинский М.Г. Основы конкурентоспособности предприятия / М.Г, Долинский, И.А. Соловьев. - М., 2016. - 214 с.
23. Дубровин И.А. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / И.А. Дубровин . - М.: Изд-во «Дашков и К°», 2017. - 522 с.
24. Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учеб.попобие/ Н.Б. Ермасова,
С.В. Ермасов. - 2-е изд., переаб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 621 с.
25. Ефимов М.С. Основы финансового менеджмента. М.: Приор, 2012. - С. 165.
26. Зайцев И. Л. Экономика организации: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. / И.Л. Зайцев. — М.: Издательство «Экзамен», 2016. — 642 с.
27. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб.
пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2012. - 123с.
28. Каламбет А.П., Юдин, В.Г. К вопросу о финансировании воспроизводства основных средств // Деньги и кредит. — 2017. — №10. — С. 64 — 66.
29. Кантор Е. Л. Экономика предприятия / Под ред. Е.Л. Кантора — СПб: Питер, 2016. — 352с.
30. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб./Л.Т. Гиляровская [и др.] - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2016г. - 360 с.
31. Кулаговская Т.А. Управление финансовыми потоками с позиций финансовой логистики и финансового менеджмента// Вестник СевероКавказского федерального университета. 2016. - №6. - С. 260-263.
32. Лазаренко А.А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. — 2017. — №1. стр. 78.
33. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И.М. Лифиц. М.: Высш. образование, 2017. - 460 с.
34. Метелев И.С. Конкурентоспособность субъекта предпринимательской деятельности: сущность, методы, факторы и критерии оценки // Проблемы современной экономики. - 2016. №1(37). стр. 90.
35. Минько Э. В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. СПб. : Питер, 2017. 268 с.
36. Миронова З. А., Зверев А. В., Миронов И. Н. Обоснование методики оценки и анализа конкурентоспособности организаций в сопоставлении с отраслевыми показателями // Наука и Мир. 2017. Т. 2. № 6 (22). С. 126-128.
37. Мишин В.М. Проектирование систем качества конкурентоспособной продукции машиностроения. - М., 2016. - 238 с.
38. Моисеева Н. К. Международный маркетинг : учеб. пособие. М. : Центр экономики и маркетинга, 2016. 320 с.
39. О’Шоннесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Дж. О’Шоннесси. - СПб.: Питер, 2016. 301 с.
40. Сафронов, А. Как провести мероприятие: взгляд на запад / А. Сафронов // Маркетинговые коммуникации. - 2012. - №6. - С. 387-395.
41. Семко И. А., Алтухова Л. А. Методика комплексной оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2016. № 10-1. С. 125-131.
42. Скрипко Л. Процессный подход к менеджменту качества 10 лет спустя /Л. Скрипко // Стандарты и качество. 2017. № 6. - C. 80-83.
43. Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России / И.А. Спиридонов. - М., 2017. - 267 с.
44. Тарасова Е.Е. Исследование коммерческой деятельности потребительской кооперации. - Белгород: Кооперативное образование, 2017. - 295 с.
45. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации: учеб. для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд: пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 412 с
46. Удалова, Н. Премьерная выкладка товара / Н. Удалова // Продвижение продовольствия. Prod&Prod. - 2012. -.№3. - С.33.
47. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие. М. : Изд-во ЭКСМО, 2017. 544 с.
48. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление / Р.А. Фатхутдинов. - М., 2016. - 424 с.
49. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 271 с.
50. Хамитова А. И. Развитие экономико-организационных основ государственной поддержки малого предпринимательства : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Казань, 2012. 155 с.
51. Хольм Олоф. Интегрированные маркетинговые коммуникации: от
тактики к стратегии // Журнал «Маркетинговые коммуникации». - 2012. - № 6.- С. 376-382.
52. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева.
- М.: Финансы и статистика, 2016. - 560 с. - ISBN 527902536
53. Чайникова Л. Н. Чайников В. Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. 192 с.
54. Шевченко Д.А. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций: достоинства и недостатки различных подходов // «Маркетинговые коммуникации». - 2016. - № 4.
55. Профиль в сети «Инстаграм» магазина «Знакомый Мясник» (https: //www.instagram.com/meat_master_kazan).