Введение
Глава 1. Теоретические основы деловой оценки персонала организации 6
1.1 Понятие и цели проведения оценки персонала 6
1.2 Методы деловой оценки персонала 17
1.3 Факторы и критерии оценки персонала 24
Глава 2 Практические аспекты деловой оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань» 31
2.1 Характеристика деятельности АО «Международный аэропорт «Казань» 31
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности АО «Международный
аэропорт «Казань» 40
2.3 Анализ системы деловой оценки персонала АО «Международный
аэропорт«Казань» 52
Глава 3. Рекомендации по оптимизации системы управления персоналом АО «Международный аэропорт «Казань» 64
3.1 Совершенствование системы деловой оценки персонала в соответствии
с результатами анкетирования 64
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы деловой оценки
персонала и расчет экономической эффективности 69
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложение
Управление человеческими ресурсами в организации - один из ключевых элементов эффективной деятельности и перспективного стратегического развития для каждой компании. От квалифицированности, компетентности и активности персонала во многом зависит стабильность и процветание на рынке. Для повышения конкурентоспособности организации недостаточно регулярно внедрять инновации, организовать эффективные коммуникации с внешней средой, а также внутри предприятия. Необходимо подобрать настоящую команду профессионалов. Но для того, чтобы из множества кандидатов выбрать лучших, необходимо провести оценку человеческих ресурсов. При этом необходимо ориентироваться на уже функционирующий коллектив, а если компания уже некоторое время на рынке, тогда дополнить или обновить его оптимальным образом.
Анализ персонала организации довольно сложный и многоступенчатый процесс. Тем не менее, его результаты могут показать истинное положение дел в компании: профессиональный уровень сотрудников, перспективные направления развития знаний и навыков работников, потребность в новых кадрах, эффективность трудовой деятельности и многое другое. Проводить анализ можно разными способами, в мировой практике управления используются различные методы деловой оценки персонала. Согласно статистике, 72% компаний применяют методы оценки персонала для найма работников, 62% - для продвижения своих сотрудников, 40% - для выявления перспективных работников . Как видно из статистических данных, интерес к проблеме оценивания сотрудников в сфере управления персонала высокий. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что данная работа содержит опыт проведения деловой оценки персонала на примере крупного предприятия, действующего в том числе и на международной арене. В рамках проведения исследования будет собран актуальный эмпирический материал, отражающий важные направления совершенствования персонала организации.
В научной литературе методы оценки персонала организации довольно хорошо изучены теоретически, однако практических материалов, которые содержат реальные исследовательские данные, не так много. Именно поэтому в работе собраны сведения, способные улучшить степень разработанности темы благодаря новым статистическим данным.
Цель работы заключается в применении метода деловой оценки персонала организации на конкретном предприятии и использование результатов анализа в качестве основы для стратегического развития компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы деловой оценки персонала организации.
2. Изучить факторы и критерии оценки персонала.
Э. Ознакомиться с основными методами оценки, их преимуществами и недостатками.
4. Провести анализ системы оценки персонала в АО «Международный аэропорт «Казань».
5. Разработать рекомендации по оптимизации системы деловой оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань».
6. Предложить план мероприятий совершенствования системы оценки в АО «Международный аэропорт «Казань» и оценить их эффект.
В качестве объекта исследования выступает АО «Международный аэропорт «Казань».
Предметом исследования является методология проведения оценки персонала.
В работе при проведении исследования будут использоваться эмпирические методы, в том числе наблюдение, сравнение и теоретические методы исследования (анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный способы). Вместе с этим, для решения поставленных задач, в качестве методики сбора данных в процессе проведения исследования выбрано анкетирование и интервьюирование.
Структура работы включает в себя три главы. В первой главе приведены теоретические основы деловой оценки персонала организации. Рассмотрены цели, факторы и критерии проведения оценки персонала. В работе представлены качественные, количественные и комбинированные методы оценки персонала, рассмотрены преимущества и недостатки применения каждой группы методов.
Во второй главе рассмотрены основные характеристики деятельности АО «Международный аэропорт «Казань», его финансово-экономическое состояние. Для лучшего понимания положении компании на рынке проведены PEST-анализ и SWOT-анализ. В данном разделе содержится описание процесса проведения анкетирования сотрудников по методу «360 градусов», выполнен анализ полученных результатов.
В третьей главе рассмотрены преимущества проведения деловой оценки персонала методом ассессмент-центр, представлены мероприятия, которые могут повысить результаты оценки персонала и позитивный эффект, который они могут принести.
Проведение оценки персонала организации - необходимый элемент работы с сотрудниками компании. Персонал может стать одним из сильнейших факторов конкурентоспособности организации, поэтому формирование эффективной и сплоченной команды является одним из приоритетных направлений развития предприятия. Это утверждение актуально и для АО «Международный аэропорт «Казань». Была проведена деловая оценка персонала организации и сделаны выводы о качестве работы сотрудников. Процесс проведения оценки осуществлялся поэтапно, каждый из этапов отражен в главах работы.
Прежде всего были рассмотрены теоретические основы деловой оценки персонала организации. Для этого были проанализированы цели проведения оценки персонала, а также история зарождения и формирования процесса оценки. Впервые оценка персонала начала проводиться в вооруженных силах, позднее стала применяться в бизнесе. В начале XX века в Соединенных штатах стали апробироваться первые методы по изучению персонала, его тестирование и оценка в соответствии с установленными корпоративными нормами. Позднее данная практика получила широкое применение и с успехом стала применяться во всем мире. В России тенденция проведения оценки персонала появилась примерно в 90-е годы XX века.
Оценка персонала служит в основном трем важным целям: мотивационной (после определения наиболее достойных сотрудников организация сможет поощрить их материально или нематериально, а после получения сотрудником поощрения, надеяться на его «хорошее» поведение и в будущем), информационной (по результатам оценки становится очевидным, кто с какой производительностью работает, в соответствии с этим намечаются пути повышения эффективности работы в случае необходимости), административной (возможность проведения ротации внутри коллектива, выводы о необходимости обучения сотрудников, справедливое наказание и поощрение сотрудников).
В процессе разработки темы также изучены основные факторы и критерии оценки персонала. В работе представлены качественные, количественные и комбинированные методы оценки персонала, рассмотрены преимущества и недостатки применения каждой группы методов.
Во второй главе была проведена деловая оценка части персонала. В качестве знакомства с состоянием дел рассматриваемой организации проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, учтены факторы, влияющие на развитие предприятия и отрасли в целом. Проанализированы бухгалтерские документы, выявлены ключевые показатели финансовохозяйственной деятельности. Данная информация помогла точнее понять конкурентоспособность организации и выявить сильные и слабые места в ее развитии.
В рамках повышения уровня конкурентоспособности АО «Международный аэропорт «Казань» была проведена деловая оценка части персонала. Оценка проводилась при помощи метода «360 градусов». В процессе обработки результатов анкетирования были установлены индивидуальные направления для совершенствования сотрудников, выявлена общая оценка коллегами результатов труда работника. Оценка проводилась комплексно по всем аспектам трудовой деятельности сотрудника, так как в основе составления индивидуальной анкеты заложены пункты должностных инструкций к каждой должности. Благодаря этому удалось охватить весь спектр компетенций, которыми должен обладать сотрудник и выявить слабые места во владении этими компетенциями. Объективность оценки обеспечивалась благодаря анонимности и включенности экспертов в текущее положение дел.
В соответствии с результатами оценки можно сделать выводы о том, что необходимо проведение ряда мер, которые бы способствовали усилению эффективности работы персонала по ключевым направлениям его работы. В целом, в процессе использования метода «360 градусов» установлено, что навыки и знания персонала, согласно мнению экспертов, можно оценить на высоком уровне. Тем не менее, для повышения конкурентоспособности представляется необходимым акцентировать внимание на направлениях развития, которые бы способствовали еще большему усилению профессионализма и компетентности сотрудников.
В третьей главе предложены меры по изменению системы оценки персонала в организации. Для проведения оценки рекомендуется комбинирование различных методов для разных групп работников. В числе возможных предложены ассесмент-центр, метод экспертных оценок, тестирование и метод «360 градусов». В связи с большими затратами на проведение оценки методом ассесмент-центр для всего персонала, предлагается проведение деловой оценки для начала только для директоров компании. Для этого предлагается пригласить специалистов из сторонней организации. При желаемой увеличении эффективности деятельности тестируемых после проведения оценки персонала от 3% до 7% и более - проведение оценки персонала таким методом экономически выгодно и окупается в течение года. Таким образом, формирование новой системы деловой оценки персонала АО «Международный аэропорт «Казань» станет важным шагом по усилению сильных сторон компании и увеличению конкурентоспособности.
1. Конституция Российской федерации: офиц. текст. - М.: ЭКСМО, 2012. - 36 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: офиц. текст // Собр. Законодательства РФ. - 2013. - N 7. - 609 с.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ЭКСМО, 2018. - 336 с.
4. Устав предприятия
5. Правила внутреннего трудового распорядка
6. Стандарты корпоративного поведения АО «Международный аэропорт Казань»
7. Цели АО «Международный аэропорт Казань» в области качества на 2018-2019 гг. от 29 января 2018г.
Книги
8. Асалиев, А.М., Вукович, Г.Г. Оценка персонала в организации: учебное пособие / Асалиев А. М., Вукович Г. Г.- М.: ООО «Научноиздательский центр ИНФРА-М», 2016. - 171 с.
9. Басаков, М. И. Новый справочник кадровика: документирование кадровой работы / М. И. Басаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 268 с.
10. Гуцыкова, С. В. Метод экспертных оценок. Теория и практика. / С. В. Гуцыкова. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 170 с.
11. Денисов, А. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие / А. Денисов. - М.: Аспект пресс, 2016. - 304 с.
12. Егоршин, А.П. Управление пресоналом / А.П. Егоршин. - СПб.: Нева, 2011. - 73 с.
13. Зайнетдинова, И.Ф. Оценка деятельности работников организации: учебно-методическое пособие / И.Ф. Зайнетдинова. - Екб.: Урал, 2016.-120 с.
14. Иванов, П. В., Турянская Н. И., Носкова Е. А. Менеджмент: учебное пособие / П. В. Иванов, Н. И. Турянская, Е. А. Носкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. - 333 с.
15. Киселева, М. Оценка персонала / М. Киселева. - СПб.: Питер, 2015.-230 с.
16. Колбачева, Е. Б. Управление персоналом: учеб. пособие / Е. Б. Колбачева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 381 с.
17. Кузнецов, И. Н. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления: справочное пособие / И. Н. Кузнецов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 396 с.
18. Кови, С. Четыре правила успешного лидера / С. Кови. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 136 с.
19. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанов. - 4-е изд., доп. И перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.
20. Михайлов, Ю. М. Кадровое делопроизводство. Как правильно и быстро оформить важнейшие документы по персоналу / Ю. М. Михайлов. - М.: Альфа-Пресс, 2017. - 264 с.
21. Макаров, В. М., Попова, Г. В. Менеджмент: учебное пособие / В. М. Макаров, Г. В. Попова. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.
22. Руденко, А. М. Управление персоналом: учебное пособие / А. М. Руденко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 414 с.
23. Синякова, М. Г. Основы управленческого консультирования: учебное пособие / М. Г. Синякова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 397 с.
24. Пивоваров, С., Максимцев, И., Тарасевич, Л. Международный менеджмент: учебник для вузов / С. Пивоваров, И. Максимцев, Л. Тарасевич.- СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
25. Табашникова, А. А. Оценка и развитие персонала: учебное пособие / А. А. Табашникова. - Барнаул: ФГПУ«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», 2017. - 279 с.
26. Фетисов, Г. Г., Орешин, В. П. Региональная экономика и управление: учебное пособие / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. - М.: РИОР, 2011. - 148 с.
27. Чуланова, О.Л. Методология исследования компетенций персонала организаций / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 120 с.
28. Чуланова, О.Л. Управление персоналом на основе компетенций / О.Л. Чуланова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 122 с.
29. Шапиро, С. А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / С. А. Шапиро. - М.: Компания КноРус, 2015. - 352 с.
30. Эффрон, М., Орт, М. Управление талантами: краткий курс / М. Эффрон, М. Орт. - М.: Азбука Бизнес, 2014. - 224 с.
Статьи
31. Алёшина, О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов / О.Г. Алёшина// Молодой ученый: научный журнал. - 2014. - N 4.
32. Алехина, Л.Л., Чупанов, А.С. Ассессмент-центр как эффективный способ деловой оценки персонала организации / Л.Л. Алехина, А.С. Чупанов // Экономическая среда. - 2017. - N 4 - 4 с.
33. Базаров Т.Ю. Интерес к Ассессмент-центру со стороны Заказчика / Т.Ю. Базаров// Организационная психология. - 2013. - Т.3. - N 4
34. Зайцева, Ю. Н. Аттестация персонала: лекарство от всех болезней или повод для увольнения? / Ю.Н. Зайцева // Управление развитием персонала. - 2011. - N 2 - 15 с.
35. Зародина, В. В. Аттестация в системе оценки персонала / В. В. Зародина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - N 1- 3 с.
36. Довлатян, Г. П., Даниелян В. П. Современные методы проведения деловой оценки персонала на предприятиях / Г. П. Довлатян, В. П. Даниелян // Международное научное издание современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2012. - 5 с.
37. Локтионова, Ю.Н., Янина, О.Н. Анализ использования и деловая оценка персонала в организации / Ю.Н. Локтионова, О.Н. Янина // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - N 3 - 2 с.
38. Морозова, Е.С., Шатрова, Е.С. Современные методы оценки персонала в системе управления человеческими ресурсами / Е.С. Морозова, Е.С. Шатрова// Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. - 2015. - N 4(8).
39. Николаев, Н.А. Алгоритм повышения эффективности труда работников малых предприятий на основе управления вовлеченностью / Н.А. Николаев // Вестник СГУ. - 2015. - N 2 - 3 с.
40. Османова, З.О. Модель компетенций в оценке и управлении персоналом предприятия / З.О. Османова // Бюллетень науки и практики. - 2016. - N 1 - 5 с.
41. Османова, З.О. Сущность понятия «компетенции персонала» / З.О. Османова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016.- N 1- 4 с.
42. Овчинников, А.С. Современные психологические методики, применяемые в автоматизированных системах оценки персонала организации / А.С. Овчинников // Студент. Аспирант. Исследователь. - 2015. - N 3 - 10 с.
43. Прытков, Р.М., Ахтямова, А.А. Оценка персонала организации: целы, этапы, методы, критерии / Р.М. Прытков, А.А. Ахмятова // Теория и практика современной науки. - 2016. - N 4 - 5 с.
44. Путятина, Л.М., Джамай, Е.В., Исследование особенностей анализа трудового потенциала инновационно-активного предприятия / Л.М. Путятина, Е.В. Джамай, // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - N 26 - 4 с.
45. Рязанцев, И.И., Никитин, С.В. Аттестация персонала как вид деловой оценки / И.И. Рязанцев, С.В. Никитин // Научный вестник «Г осударственный гуманитарно-технический институт». - 2017. - N 4 - 4 с.
46. Симикян, Н.А., Перерва, О.Л. Оценка эффективности управления персоналом / Н. А. Симикян, О. Л. Перерва // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - N 4 - 2 с.
47. Субочева, А.О. Анализ кадровых технологий в государственной гражданской службе Российской Федерации / М.В. Субочева, А.О. // Международный журнал прикладных исследований. - 2014. - N 11 - 4 с.
48. Хлебникова, А.И., Емцева, Д.В. Деловая оценка персонала организации: когнитивный подход / А.И. Хлебникова, Д.В. Емцева // Академическая наука: проблемы и достижения. - 2014. - 1 с.
Электронные ресурсы
49. Данилов, А.А. История России в ХУП-ХУШ веках [Электронный ресурс]. / А.А. Данилов // Просвещение. - 2015. - 112 с. - Режим доступа: https://drive.google.com
50. Теории управления персоналом: современный взгляд на
корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]. // Электронный портал «HR-директор» - Режим доступа: https://www.hr-director.ru/
51. Ассессмент: пошаговая процедура и примеры заданий
[Электронный ресурс]. // Электронный портал «HR-портал» - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/
52. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия. Деловая оценка работника [Электронный ресурс]. / Е. В. Маслов - Режим доступа: http: //polbu.ru/maslov_management/ch 13_i. html
53. Крымов, А.А. Зачем нужна оценка и аттестация персонала: как обеспечить эффективность [Электронный ресурс]. / А. А. Крымов // Деловой мир. - Режим доступа: https://delovoymir.biz/
54. Методы материальной мотивации персонала [Электронный ресурс]. // Электронный портал «HR-директор». - Режим досутпа: https://www.hr- director.ru/
55. Методы и цели оценки персонала: как превратить сотрудников из инструмента в мозговой центр компании [Электронный ресурс]. //
Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/otsenka-personala.html
56. Бехтина О.Е. Система ключевых показателей эффективности (KPI) как метод антикризисного управления [Электронный ресурс]. / О.Е. Бехтина// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
57. Либерман, К. Оценка результатов труда персонала. "Кадровый вопрос" [Электронный ресурс]. / К. Либерман // Электронный портал «HR- портал». - 2012. - N 12 - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/
58. Компетенции для управления персоналом [Электронный ресурс]. // Электронный портал «PRO-персонал». - Режим доступа: https://www.pro- personal.ru/
59. 17 идей для улучшения качеств сотрудников без сопротивления и материальных вложений [Электронный ресурс]. // Электронный журнал «Коммерческий директор». - 2016. - Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/
60. Официальный сайт Международного аэропорта «Казань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kazan.aero/
61. Официальный сайт Росавиации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.favt.ru/
62. Официальный Интернет-сайт ACI Europe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aci-europe.org/
63. Кадровая политика организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://consultantpuls.ru
64. Официальный сайт «GMC consulting» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gmcconsult.ru/
65. Официальный сайт «Экопси консалтинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecopsy.ru/
66. Официальный сайт аэропорта г. Самара «Курумоч» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://airport.samara.ru/
67. Официальный сайт аэропорта Нижнего Новгорода «Стригино» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.airportnn.ru/
68. Официальный сайт аэропорта г. Нижнекамск «Бегишево» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbc.aero/aeroport/
69. Официальный сайт аэропорта г. Екатеринбург «Кольцово» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.koltsovo.ru/