Введение
1. Теоретические основы изучения региональной территориальной
дифференциации 6
1.1. Территориальная дифференциация региона: понятие и
концепции 6
1.2. Методы измерения территориальной дифференциации
региона 14
1.3. Механизмы сглаживания территориальной дифференциации . 19
2. Территориальная дифференциация регионов приволжского
федерального округа 22
2.1. Социально-экономическая неоднородность регионов Приволжского
федерального округа 22
2.2. Система показателей для исследования территориальной
дифференциации социально-экономического развития в регионах Приволжского федерального округа 31
2.3. Исследование территориальной дифференциации социально -
экономических показателей регионов Приволжского федерального округа 34
3. Проблемы и перспективы выравнивания регионов Приволжского
федерального округа 51
3.1. Проблемы и ограничения регионов в социально -экономической
сфере 51
3.2. Анализ показателей Республики Татарстан, как лидера по
социально-экономическому развитию в Приволжском федеральном округе 60
Заключение 77
Список использованных источников 80
Проблема территориальной дифференциации сама по себе объективна по
ряду причин, так как различные регионы имеют свойственные им преимущества
и недостатки, которые впоследствии формируют экономическую и социальную
составляющую территории. Но масштаб неравенства регионов по уровню
социально-экономического развития неоднороден. Наиболее остро угроза встает
в странах с большой территорией, и Россия, являясь страной с наибольшей
площадью территории, здесь не исключение. Проблема неравномерного
развития может прослеживаться как на глобальном и национальном уровне, так
и на региональном. Федеральные округа, как административные единицы
Российской Федерации, хоть и были выделены по аналогии с экономическими
районами, где субъекты имеют некоторые схожие элементы экономики,
культуры, истории, также испытывают влияние территориальной
дифференциации в зависимости от совокупности факторов.
Приволжский федеральный округ, в состав которого входят четырнадцать
субъектов, также подвержен влиянию территориальной дифференциации. На его
территории есть регионы с низким, средним и высоким уровнем развития.
Масштаб, причины возникновения и пути решения проблемы территориального
неравенства ПФО будут рассмотрены в ходе данной выпускной
квалификационной работы.
Тот факт, что в концепции стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2030 года1 нарастание территориальной
дифференциации отмечается как вызов, а сокращение уровня региональной
неоднородности с обеспечением сбалансированного социально-экономического
развития оценивается как приоритетная задача, делает тему актуальной и
требующей анализа.
1
Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года / Москва,
2016.4
Решение проблемы территориальной дифференциации является основой
для перехода на качественно новый уровень социально-экономического
пространства, которое обеспечивает устойчивое развитие как региона, так и
страны в целом, а также помогает устранить барьеры в развитии и приводит к
эффективному взаимодействию на межрегиональном уровне2.
Таким образом, теоретическое и практическое значение изучаемой
проблемы заключается в сборе, обобщении и обработке статистической
информации по четырнадцати субъектам Приволжского федерального округа,
их практическом и эмпирическом анализе с целью выявления проблем
социально-экономического развития и поиск путей решения сложившейся
ситуации.
Новизна работы заключается в применении метода кластер-анализа с
уникальным набором показателей в изучении территориальной дифференциации
субъектов Приволжского федерального округа.
Основной информационной базой для исследования, проводимого в рамках
данной выпускной квалификационной работы, послужила статистическая база
Федеральной службы государственной статистики с 2005 по 2017 год.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в
выработке рекомендаций на основе выявления современных особенностей и
оценки уровня территориальной дифференциации регионов Приволжского
федерального округа.
Основные задачи данной работы:
Изучение теоретических вопросов территориальной дифференциации
и обзор существующей научной литературы по данному вопросу;
2 Арефьев П.В. Преодоление социальной дифференциации как фактор перехода к устойчивому
экономическому развитию [Электронный ресурс] // Вестник финансового университета №1, 2014. / URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/preodolenie-sotsialnoy-differentsiatsii-kak-faktor-perehoda-k-ustoychivomuekonomicheskomu-razvitiyu5
Выбор метода количественной оценки регионального развития и
неравенства между субъектами Приволжского федерального округа в
динамике до 2016 года;
Исследование масштаба территориальной дифференциации и
эмпирический анализ данных, полученных в ходе исследования;
Выделение проблем и перспектив социально-экономического
развития каждого субъекта Приволжского федерального округа;
Разработка рекомендаций по сглаживанию неоднородности с учетом
особенностей регионов Приволжского федерального округа.
Объектом исследования являются регионы Приволжского федерального
округа с их особенностями в социально-экономическом развитии.
Предметом исследования выступает территориальная дифференциация
развития регионов Приволжского федерального округа.
Метод исследования, использованный при расчетах в данной работе, –
метод кластер-анализа, проведенный с использованием семнадцати показателей
социальной, экономической и экологической сферы, которые были выбраны в
ходе экспертного опроса. Данный метод позволяет сгруппировать субъекты по
кластерам в соответствии с их интегральным индексом (суммой баллов), что в
свою очередь позволяет выделить регионы с высоким и низким уровнем
развития, чтобы определить на какие субъекты следует обратить пристальное
внимание.
В структуру работы входит введение, три главы с тремя параграфами в
каждой, заключение, список использованной литературы и приложение.
По итогам выполненной работы было подтверждено наличие проблемы
территориальной дифференциации социально-экономического развития на
региональном уровне в Приволжском федеральном округе. Об этом
свидетельствует различие между двумя группами регионов, поделенных в
результате кластер-анализа на группу лидеров и группу развивающихся
регионов. Различия по социально-экономическим показателям составили в
среднем 72,5%, что говорит в пользу утверждения проблемы неоднородности.
Если говорить о коэффициенте территориальной дифференциации, то
рассматривая его в динамике с 2013 года, можно судить о том, что
неоднородность, хоть не в большом масштабе, но увеличивается вплоть до 2016
года. Этот вывод дает понять, что региональной политике следует обратить
пристальное внимание на данную проблему, так как увеличение
территориального неравенства ставит под угрозу устойчивое развитие как
округа, так и страны в целом.
Исследование, проведенное в данной выпускной квалификационной работе,
позволяет сделать следующие выводы:
1. Территориальная дифференциация по социально-экономическому
развитию регионов — это следствие концентрации конкурентных
преимуществ в одних территориях и их отсутствие или дефицит в других.
Данное понятие объективно и существует лишь в сравнении при наличии
некоего стандарта. Сокращение территориальной дифференциации
способствует развитию территории в целом и улучшению качества
жизни в каждом конкретном рассматриваемом участке.
2. В данной работе была предложена модифицированная методика
исследования территориальной дифференциации по социальноэкономическому развитию регионов Приволжского федерального
округа, которая состояла из следующих этапов:78
1) Составление анкеты для экспертного опроса и непосредственно сам
опрос экспертов для выбора показателей, наиболее подходящих для
проведения кластер-анализа;
2) Отбор показателей, которые набрали большинство голосов в ходе
экспертного опроса;
3) Составление базы данных на период с 2005 по 2016 год на основе
материалов Государственной службы статистики по выбранным
показателям;
4) Проведение расчетов и присвоение баллов по каждому показателю
для каждого субъекта, расчет интегрального индекса каждого
субъекта за 12 лет;
5) Разделение субъектов на кластеры с высоким уровнем развития, выше
среднего, средним и низким;
6) Расчет коэффициента дифференциации с 2005 по 2016 годы.
3. При последовательном выполнении алгоритма изучения
территориальной дифференциации, были получены следующие
результаты: регионы были поделены на четыре кластера, на протяжении
15 лет в кластер с высоким уровнем социально-экономического развития
стабильно входил один регион – республики Татарстан, также иногда в
эту группу входила Самарская область. В кластер с развитием выше
среднего входили Самарская и Нижегородская области. Остальные
субъекты расположились в кластерах со средним и низким уровнем
развития, где Республика Марий Эл, Кировская и Ульяновская области,
а также Удмуртская Республика стабильно входили в группу низкого
уровня социально-экономического развития, Республика Башкортостан,
Чувашская Республика и Саратовская область – в среднюю группу, а
остальные регионы попеременно входили туда и туда.
4. Наибольшие различия (более 80%) между субъектами ПФО
наблюдаются в таких показателях как плотность населения,
миграционный прирост (отток) населения, количество студентов,79
обучающихся по направлениям бакалавриата, специалитета и
магистратуры, ВРП на душу населения, объем инновационных товаров,
работ и услуг, поступление прямых иностранных инвестиций,
количество больших городов в субъекте, использование свежей воды,
объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,
исходящих от стационарных источников и добыча полезных
ископаемых, то есть в 10 из 17 показателях.
5. Республика Татарстан является не только лидером Приволжского
федерального округа в плане социально-экономического развития, но и
одним из общероссийских лидеров. Анализ условий, мероприятий и
действий региональной политики и других факторов позволил
определить причины, по которым республика находится на вершине
рейтинга регионов. Это позволило дать рекомендации остальным
регионам, на примере Татарстана.
6. Также данные исследования позволили выделить кластер субъектов,
нуждающихся в особом внимании, так как показатели в них отличаются
крайне низкими значениями. Именно субъекты-аутсайдеры создают
выраженную проблему территориальной дифференциации. И
приоритетным направлением сглаживания неравенства является
улучшение уровня жизни в депрессионных регионах, так как это
позволит наблюдать положительную картину в целом.
7. Комплекс мероприятий и рекомендации автора, направленные на
снижение территориальной дифференциации должны в долгосрочной
перспективе привести к устойчивому развитию регионов.
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О
полномочном представителе Президента Российской Федерации в
федеральном округе»
2. Концепция Стратегии пространственного развития Российской
Федерации на период до 2030 года / Москва, 2016.
3. Основные принципы пространственного развития Приволжского
федерального округа / Документы комиссии по пространственному
развитию Приволжского федерального округа
4. Стратегия социально-экономического развития Приволжского
федерального округа на период до 2020 года / Документ Министерства
экономического развития Российской Федерации
5. Государственная программа Чувашской Республики "Экономическое
развитие Чувашской Республики" / Чебоксары, 2011
Статистическая информация
6. Демографический ежегодник России, 2017 / Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики / URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publi
cations/catalog/doc_1137674209312
7. Официальная статистика Республики Башкортостан / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Республике
Башкортостан / URL: http://bashstat.gks.ru/
8. Официальная статистика Республики Марий Эл / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Республике
Марий Эл/ URL: http://maristat.gks.ru/
9. Официальная статистика Республики Мордовия / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Республике
Мордовия / URL: http://mrd.gks.ru/81
10.Официальная статистика Республики Татарстан / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Республике
Татарстан / URL: http://tatstat.gks.ru/
11.Официальная статистика Удмуртской Республики / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по
Удмуртской Республике / URL: http://udmstat.gks.ru/
12.Официальная статистика Чувашской Республики / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской
Республике / URL: http://www.chuvash.gks.ru/
13.Официальная статистика Пермского края / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю
/ URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/
14.Официальная статистика Кировской области / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Кировской
области / URL: http://kirovstat.gks.ru/
15.Официальная статистика Нижегородской области / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по
Нижегородской области / URL: http://nizhstat.gks.ru/
16.Официальная статистика Оренбургской области / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по
Оренбургской области / URL: http://orenstat.gks.ru/
17.Официальная статистика Пензенской области / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Пензенской
области / URL: http://pnz.gks.ru/
18.Официальная статистика Самарской области / Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Самарской
области / URL: http://samarastat.gks.ru/
19.Официальная статистика Саратовской области / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по
Саратовской области / URL: http://srtv.gks.ru/82
20.Официальная статистика Ульяновской области / Территориальный
орган Федеральной службы государственной статистики по
Ульяновской области / URL: http://uln.gks.ru/
21.Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской
Федерации, 2017 / Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики / URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publi
cations/catalog/doc_1138625359016
22. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publi
cations/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения 22.04.18).
23.Регионы России Социально-экономические показатели, 2016 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B16_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
24.Регионы России Социально-экономические показатели, 2015 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
25.Регионы России Социально-экономические показатели, 2014 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
26.Регионы России Социально-экономические показатели, 2013 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).83
27.Регионы России Социально-экономические показатели, 2012 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B12_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
28.Регионы России Социально-экономические показатели, 2011 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
29.Регионы России Социально-экономические показатели, 2010 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B10_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
30.Регионы России Социально-экономические показатели, 2009 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B09_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
31.Регионы России Социально-экономические показатели, 2008 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
32.Регионы России Социально-экономические показатели, 2007 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B07_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).
33.Регионы России Социально-экономические показатели, 2006 /
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B06_14p/Main.htm (дата обращения
22.04.18).84
34.Сборник «Итоги работы Государственного комитета Республики
Татарстан по туризму за 2017 год» // [Электронный ресурс] URL:
http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1257751.pdf С.12
Авторефераты диссертаций
35.Мазурек А.М. Инструменты политики выравнивания уровней
социально-экономического развития регионов России: автореферат
диссертации: 15.05.15 / Мазурек А.М., Белгородский гос. нац. исслед.
институт, Белгород, 2015. 25 с.
36.Раевская А.С. Факторы и динамика социально-экономического
развития полупериферийных территорий России: автореферат
диссертации: 08.10.09 / Раевская А.М., Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова, 2009. 25 с.