Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетентности подростков

Работа №29722

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы263
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………….……………………….………..…3
Глава I. Теоретические основы формирования
коммуникативной компетентности у подростков
1.1. Сущность понятий «компетентность», «компетенция»,
«коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………………..……...10
1.2. Особенности коммуникативной компетентности у подростков.20
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативной
компетентности у подростков ………………………………………….......28
Выводы по I главе……………………………………………………..35
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования
коммуникативной компетентности у подростков
2.1. Организация и методики исследования ……….…………….......38
2.2. Изучение сформированности коммуникативной компетентности
у подростков ……………………………….……………………….…………40
2.3. Апробация педагогических условий формирования
коммуникативной компетентности у подростков..........................................47
2.4. Анализ проведенной педагогической работы по формированию
коммуникативной компетентности у подростков ………………………....68
Выводы по II главе……………………..................................................83
Заключение…………………………………………………...……….84
Список литературы…………………………………………...…...…87
Приложения

Актуальность исследования. Природа межличностных отношений
в любых коллективах достаточно сложна, так как в них проявляются
волевые и эмоциональные свойства личности, усвоенные нормы и
ценности, умственные возможности, то есть индивидуальные качества
личности. Человек реализует себя через общение и взаимодействие с
окружающими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении
различного рода связей и отношений. На всех этапах развития личности
развитие взаимоотношений выступает значимым видом деятельности,
особенно это касается подросткового возраста, но для того, чтобы
подросток успешно адаптировался, ему необходимо обладать высоким
уровнем коммуникативной компетенции.
В подростковом возрасте умение общаться и умение правильно
выстраивать отношения со сверстниками имеет важное значение. Именно в
этом возрасте у подростка формируется представление о себе, и его
самооценка напрямую зависит от уровня его коммуникативной
компетентности. Так как общение является ведущей деятельностью в
подростковом возрасте, то именно в данном возрасте должна окончательно
сформироваться коммуникативная компетентность. Чем выше уровень
сформированности коммуникативной компетентности, тем успешнее
проходит адаптация подростка во взрослой жизни и в любой социальной
среде. Это все определяет практическую значимость формирования
коммуникативной компетентности подростков.
Таким образом, актуальной проблемой социальной психологии и
педагогики является формирование коммуникативной компетентности у
подростков. Решение данной проблемы имеет важное значение не только
для конкретного человека, но и для всего общества.
Проблема формирования коммуникативности является предметом
изучения многих исследователей: Б.Г. Ананьева [1], Г.М. Андреева [2],4
Н.П. Аникеевой [3], Ю.Н. Емельянова [19], И.П. Кравченко[27], А.Н.
Леонтьева [28], Б.Р. Ломова [30], Г.И. Марасанова [34], Д.И. Фельдштейна
[50].
Проблема общения и его роли в формировании личности
интересовала многих ученых: А.А. Бодалева [8], В.А. Горяниной [16], А.Н.
Леонтьева [28], Б.Р. Ломова [30], В.Н. Мясищева [39], Р.Х. Шакурова [55],
Я. Яноушек [61] и других.
Такие исследователи как: И.Н. Горелов [15], Ю.М. Жуков [20], Л.А.
Шкатова [15], С.Г. Якобсон [60], изучают коммуникацию как акт общения,
то есть как коммуникативный акт.
Состояние разработанности проблемы исследования.
В настоящее время мы можем сказать, что существуют
определенные предпосылки для решения проблем, касающихся
формирования коммуникативной компетентности в подростковом
возрасте:
– исследования Е.В. Бондаревской [11], В.Ф. Житникова [15] и
других авторов посвящены изучению процессов педагогического
взаимодействия и личностного саморазвития подростков;
– исследованием ключевых компетенций и их формированием
занимались В.А. Болотов [10], И.А. Зимняя [22], Г.К. Селевко [47], А.В.
Хуторский [52] и другие;
– проблему формирования коммуникативной компетенции в
практике и теории изучали Г.М. Андреева [2], Ю.Н. Емельянов [19], Ю.М.
Жуков [20], Л.А. Петровская [41] и другие.
Однако, несмотря на то, что ученые проявляют большой интерес к
проблеме формирования коммуникативной компетенции, она до
сегодняшнего времени является не до конца изученной. Остаются
вопросы, касающиеся развития коммуникативной компетентности у
подростков, и не существует единого четкого определения5
коммуникативной компетентности. Так же не выявлены эффективные
педагогические условия, которые способствуют формированию
коммуникативной компетенции. Исходя из этого, мы выделяем
противоречие между необходимостью формирования у подростков
коммуникативной компетентности с одной стороны, и недостаточно
разработанными условиями формирования коммуникативной
компетентности, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования коммуникативной компетентности у подростков?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и
апробации педагогических условий формирования коммуникативной
компетентности у подростков.
Объект: процесс формирования коммуникативной компетентности у
подростков.
Предмет: педагогические условия формирования коммуникативной
компетентности у подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной
компетентности у подростков будет эффективен, если:
– опираться на характеристику основного понятия
«коммуникативная компетентность»;
– учитывать особенности формирования коммуникативной
компетентности у подростков;
– разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность
педагогических условий формирования коммуникативной компетентности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем исследовании мы ставили несколько задач, решение
которых привело к следующим выводам. Компетенция включает в себя
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов необходимых для
качественной продуктивной деятельности. Компетентность же
это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней и предмету своей деятельности.
Мы выявили, что понятия «компетентность» и «компетенция»
являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями. Так,
компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может ее
реализовать в полной мере и в социально значимых аспектах.
В своей работе, мы опирались на определение Е.В. Руденского,
которое, по нашему мнению, наиболее полно отображает понятие
«коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность —
это система внутренних ресурсов личности, необходимых для
осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в
широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти
ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека
по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование
человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила
регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
В подростковом возрасте происходит развитие мотивов,
потребностей и способов межличностных коммуникаций со сверстниками
и взрослыми. Данный возраст является сенситивным для формирования
коммуникативных умений. Имеет значение среда и действия педагога,
которые помогут создать необходимые условия для развития и
осуществления коммуникаций среди подростков. При этом важно помнить85
о стремлении подростка к независимости и признанию своих прав со
стороны окружающих, особенно взрослых. Усвоение норм социального
общения является одной из главных задач этого этапа развития. Подростку
сложно сопоставить свои реальные возможности и потенциальные
последствия своего общения. Через взаимодействие они познают себя и
окружающий мир, формируется их самооценка и цели.
Мы выделили два педагогических условия, которые способствуют
формированию коммуникативной компетентности подростков:
1. Реализация личностно-деятельностностного подхода в
формировании коммуникативной компетентности подростков. В нашем
исследовании за основу мы берем личностно-деятельностный подход,
который представляет собой активное целенаправленное взаимодействие
человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя,
вызванное определенной потребностью;
2. Реализация специально разработанной программы по
формированию коммуникативной компетентности подростков «Общаться
легко»». Цель, которой формирование коммуникативной компетентности
подростков.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что многие
показатели уровня сформированности коммуникативной компетентности
у подростков находятся на уровне ниже среднего (организаторские
склонности, склонность к эмпатии. Преобладает зависимая позиция в
общении).
На контрольном этапе мы повторно провели диагностику и выявили,
что по каждому компоненту коммуникативной компетентности произошли
существенные изменения. Полученные результаты мы подвергли
статистический обработке (t-критерий Стьюдента).
На завершающем этапе исследования мы провели анализ
полученных результатов опытно-экспериментального исследования и86
выявили, что предложенные и апробированные в нашей магистерской
диссертации педагогические условия, позволяющие сформировать
коммуникативную компетентность подростков, эффективны. Из этого
следует, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились.


Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания: учеб.
пособие /Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2014. – 380 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов /Г.М.
Андреева. – М.: АспектПресс, 2013. – 329 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: учеб.
пособие /Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2014. – 220 с.
4. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык.
Единый государственный экзамен. Анализ текста: учеб. пособие. /Д.И.
Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 119 с.
5. Ахмадуллин Ш.Т, Шарафиева Д.Н. Как научить ребенка общаться
со сверстниками. Книга-тренинг для родителей детей 4-7 и 8-12 лет /Ш.Т.
Ахмадуллин, Д.Н. Шарафиева. – Казань: ООО «Эксперт», 2017. – 136 с.
6. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного
подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия /В.И. Байденко. – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2014. – 40 с.
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] /А.Г.
Бермус. – М.: «КМ», 2013. – Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
8. Бодалев А.А. Психология о личности: монография /А.А. Бодалев. –
М.: Просвещение, 2016. – 187 с.
9. Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к
школьному обучению (на материале родного языка) /Е. Д. Божович, Е.И.
Козицкая //Психолог, наука и образование. – 2016. – №1. – С. 25-37.
10. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетенностная модель: от идеи к
образовательной парадигме /В.А. Болотов, В.В. Сериков //Педагогика. –
2013. – № 10. – С. 8-14.88
11. Бондаревская Е.В., Кульневич Е.С., Быкова Н.И. Педагогика:
учеб. пособие /Е.В. Бондаревская, Е. Кульневич, Н.И. Быкова. – Ростов-наДону: Учитель, 2012. – 87 с.
12. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: монография /Р.
Вердербер, К. Вердербер. – М.: Знание, 2015. – 318 с.
13. Выготский Л.С. Конкретная психология человека /Л.С.
Выготский // Нар. Образование. – 2009. – № 1. –С. 52-63.
14. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные
проблемы возрастной психологии: монография /Б.Я. Гальперин, А.В.
Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: Педагогика, 2016. – 424 с.
15. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А.
Умеете ли вы общаться?: метод. рекомендации /И.Н. Горелов, В.Ф.
Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
16. Горянина В.А. Психология общения: монография /В.А. Горянина.
– М.: Наука, 2012. – 416 c.
17. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник
/П.С. Гуревич. – М.: Олимп, 2013. – 528 с.
18. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности
психического развития детей: пособие для родителей /И.В. Дубровина,
М.И. Лисина. – М.: Владос, 2013. – 236 с.
19. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика
совершенствования коммуникативной компетентности: монография /Ю.Н.
Емельянов– М.: Просвещение, 2015. – 183 с.
20. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и
развитие компетентности в общении: метод. рекомендации /Ю.М. Жуков,
Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2012. – 142 с.
21. Зайцева И.А. Воспитание нравственной активности младших
школьников: метод. пособие /И.А. Зайцева. – М.: Просвещение. – 2016. –
21 с.89
22. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата
образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2013. – №5. –
С. 34-42.
23. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы
развития коммуникативных умений /С.В. Знаменская //Ставрополь: СГУ,
2014. – № 3. – С. 36-37.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: монография /Е.П. Ильин. –
СПб.: Питер, 2016. – 512 с.
25. Кайгородская Г.А. Метод активизации возможностей личности и
коллектива в обучении иностранному языку: монография /Г.А.
Кайгородская. – М.: Просвещение, 2012. – 380 с.
26. Кох А. Об изучении психологического профиля педагога /А. Кох
// Педагогическая квалификация. – 1996. – №4. – С. 16-21.
27. Кравченко И.П. Коммуникативное развитие личности в системе
непрерывного образования: Учебно-методическое пособие /И.П.
Кравченко.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2014. – 49 с.
28. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам:
Хрестоматия: учеб. пособие /А.А. Леонтьев. – М.:, Русский язык, 2012. –
360 с.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в обществе:
монография /М.И. Лисина. –СПб.: Питер, 2015. –318 с.
30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии: монография /Б.Ф. Ломов.– М.: Наука, 2014. – 118 с.
31. Лурия А.Р. Язык и сознание: учеб. /под. ред. Е.Д. Хомского. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 416 с.
32. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования
коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук
/М.В. Мазо. – М.: Речь, 2016. – 13 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ