Введение…………………………….……………………….………..…3
Глава I. Теоретические основы формирования
коммуникативной компетентности у подростков
1.1. Сущность понятий «компетентность», «компетенция»,
«коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической
литературе……………………………………………………………..……...10
1.2. Особенности коммуникативной компетентности у подростков.20
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативной
компетентности у подростков ………………………………………….......28
Выводы по I главе……………………………………………………..35
Глава II. Педагогическое обеспечение формирования
коммуникативной компетентности у подростков
2.1. Организация и методики исследования ……….…………….......38
2.2. Изучение сформированности коммуникативной компетентности
у подростков ……………………………….……………………….…………40
2.3. Апробация педагогических условий формирования
коммуникативной компетентности у подростков..........................................47
2.4. Анализ проведенной педагогической работы по формированию
коммуникативной компетентности у подростков ………………………....68
Выводы по II главе……………………..................................................83
Заключение…………………………………………………...……….84
Список литературы…………………………………………...…...…87
Приложения
Актуальность исследования. Природа межличностных отношений
в любых коллективах достаточно сложна, так как в них проявляются
волевые и эмоциональные свойства личности, усвоенные нормы и
ценности, умственные возможности, то есть индивидуальные качества
личности. Человек реализует себя через общение и взаимодействие с
окружающими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении
различного рода связей и отношений. На всех этапах развития личности
развитие взаимоотношений выступает значимым видом деятельности,
особенно это касается подросткового возраста, но для того, чтобы
подросток успешно адаптировался, ему необходимо обладать высоким
уровнем коммуникативной компетенции.
В подростковом возрасте умение общаться и умение правильно
выстраивать отношения со сверстниками имеет важное значение. Именно в
этом возрасте у подростка формируется представление о себе, и его
самооценка напрямую зависит от уровня его коммуникативной
компетентности. Так как общение является ведущей деятельностью в
подростковом возрасте, то именно в данном возрасте должна окончательно
сформироваться коммуникативная компетентность. Чем выше уровень
сформированности коммуникативной компетентности, тем успешнее
проходит адаптация подростка во взрослой жизни и в любой социальной
среде. Это все определяет практическую значимость формирования
коммуникативной компетентности подростков.
Таким образом, актуальной проблемой социальной психологии и
педагогики является формирование коммуникативной компетентности у
подростков. Решение данной проблемы имеет важное значение не только
для конкретного человека, но и для всего общества.
Проблема формирования коммуникативности является предметом
изучения многих исследователей: Б.Г. Ананьева [1], Г.М. Андреева [2],4
Н.П. Аникеевой [3], Ю.Н. Емельянова [19], И.П. Кравченко[27], А.Н.
Леонтьева [28], Б.Р. Ломова [30], Г.И. Марасанова [34], Д.И. Фельдштейна
[50].
Проблема общения и его роли в формировании личности
интересовала многих ученых: А.А. Бодалева [8], В.А. Горяниной [16], А.Н.
Леонтьева [28], Б.Р. Ломова [30], В.Н. Мясищева [39], Р.Х. Шакурова [55],
Я. Яноушек [61] и других.
Такие исследователи как: И.Н. Горелов [15], Ю.М. Жуков [20], Л.А.
Шкатова [15], С.Г. Якобсон [60], изучают коммуникацию как акт общения,
то есть как коммуникативный акт.
Состояние разработанности проблемы исследования.
В настоящее время мы можем сказать, что существуют
определенные предпосылки для решения проблем, касающихся
формирования коммуникативной компетентности в подростковом
возрасте:
– исследования Е.В. Бондаревской [11], В.Ф. Житникова [15] и
других авторов посвящены изучению процессов педагогического
взаимодействия и личностного саморазвития подростков;
– исследованием ключевых компетенций и их формированием
занимались В.А. Болотов [10], И.А. Зимняя [22], Г.К. Селевко [47], А.В.
Хуторский [52] и другие;
– проблему формирования коммуникативной компетенции в
практике и теории изучали Г.М. Андреева [2], Ю.Н. Емельянов [19], Ю.М.
Жуков [20], Л.А. Петровская [41] и другие.
Однако, несмотря на то, что ученые проявляют большой интерес к
проблеме формирования коммуникативной компетенции, она до
сегодняшнего времени является не до конца изученной. Остаются
вопросы, касающиеся развития коммуникативной компетентности у
подростков, и не существует единого четкого определения5
коммуникативной компетентности. Так же не выявлены эффективные
педагогические условия, которые способствуют формированию
коммуникативной компетенции. Исходя из этого, мы выделяем
противоречие между необходимостью формирования у подростков
коммуникативной компетентности с одной стороны, и недостаточно
разработанными условиями формирования коммуникативной
компетентности, с другой стороны.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования коммуникативной компетентности у подростков?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и
апробации педагогических условий формирования коммуникативной
компетентности у подростков.
Объект: процесс формирования коммуникативной компетентности у
подростков.
Предмет: педагогические условия формирования коммуникативной
компетентности у подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной
компетентности у подростков будет эффективен, если:
– опираться на характеристику основного понятия
«коммуникативная компетентность»;
– учитывать особенности формирования коммуникативной
компетентности у подростков;
– разработать и опытно-экспериментально проверить эффективность
педагогических условий формирования коммуникативной компетентности.
В нашем исследовании мы ставили несколько задач, решение
которых привело к следующим выводам. Компетенция включает в себя
совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов необходимых для
качественной продуктивной деятельности. Компетентность же
это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его
личностное отношение к ней и предмету своей деятельности.
Мы выявили, что понятия «компетентность» и «компетенция»
являются взаимодополняемыми и взаимообусловленными понятиями. Так,
компетентный человек, не обладающий компетенцией, не может ее
реализовать в полной мере и в социально значимых аспектах.
В своей работе, мы опирались на определение Е.В. Руденского,
которое, по нашему мнению, наиболее полно отображает понятие
«коммуникативная компетентность». Коммуникативная компетентность —
это система внутренних ресурсов личности, необходимых для
осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в
широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти
ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека
по восприятию, оценке и интерпретации ситуаций, планирование
человеком его коммуникативных действий в общении с людьми, правила
регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
В подростковом возрасте происходит развитие мотивов,
потребностей и способов межличностных коммуникаций со сверстниками
и взрослыми. Данный возраст является сенситивным для формирования
коммуникативных умений. Имеет значение среда и действия педагога,
которые помогут создать необходимые условия для развития и
осуществления коммуникаций среди подростков. При этом важно помнить85
о стремлении подростка к независимости и признанию своих прав со
стороны окружающих, особенно взрослых. Усвоение норм социального
общения является одной из главных задач этого этапа развития. Подростку
сложно сопоставить свои реальные возможности и потенциальные
последствия своего общения. Через взаимодействие они познают себя и
окружающий мир, формируется их самооценка и цели.
Мы выделили два педагогических условия, которые способствуют
формированию коммуникативной компетентности подростков:
1. Реализация личностно-деятельностностного подхода в
формировании коммуникативной компетентности подростков. В нашем
исследовании за основу мы берем личностно-деятельностный подход,
который представляет собой активное целенаправленное взаимодействие
человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя,
вызванное определенной потребностью;
2. Реализация специально разработанной программы по
формированию коммуникативной компетентности подростков «Общаться
легко»». Цель, которой формирование коммуникативной компетентности
подростков.
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что многие
показатели уровня сформированности коммуникативной компетентности
у подростков находятся на уровне ниже среднего (организаторские
склонности, склонность к эмпатии. Преобладает зависимая позиция в
общении).
На контрольном этапе мы повторно провели диагностику и выявили,
что по каждому компоненту коммуникативной компетентности произошли
существенные изменения. Полученные результаты мы подвергли
статистический обработке (t-критерий Стьюдента).
На завершающем этапе исследования мы провели анализ
полученных результатов опытно-экспериментального исследования и86
выявили, что предложенные и апробированные в нашей магистерской
диссертации педагогические условия, позволяющие сформировать
коммуникативную компетентность подростков, эффективны. Из этого
следует, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания: учеб.
пособие /Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2014. – 380 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов /Г.М.
Андреева. – М.: АспектПресс, 2013. – 329 с.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе: учеб.
пособие /Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2014. – 220 с.
4. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык.
Единый государственный экзамен. Анализ текста: учеб. пособие. /Д.И.
Архарова, Т.А. Долинина, А.П. Чудинов. – М.: Айрис-пресс, 2016. – 119 с.
5. Ахмадуллин Ш.Т, Шарафиева Д.Н. Как научить ребенка общаться
со сверстниками. Книга-тренинг для родителей детей 4-7 и 8-12 лет /Ш.Т.
Ахмадуллин, Д.Н. Шарафиева. – Казань: ООО «Эксперт», 2017. – 136 с.
6. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного
подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия /В.И. Байденко. – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2014. – 40 с.
7. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] /А.Г.
Бермус. – М.: «КМ», 2013. – Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
8. Бодалев А.А. Психология о личности: монография /А.А. Бодалев. –
М.: Просвещение, 2016. – 187 с.
9. Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к
школьному обучению (на материале родного языка) /Е. Д. Божович, Е.И.
Козицкая //Психолог, наука и образование. – 2016. – №1. – С. 25-37.
10. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетенностная модель: от идеи к
образовательной парадигме /В.А. Болотов, В.В. Сериков //Педагогика. –
2013. – № 10. – С. 8-14.88
11. Бондаревская Е.В., Кульневич Е.С., Быкова Н.И. Педагогика:
учеб. пособие /Е.В. Бондаревская, Е. Кульневич, Н.И. Быкова. – Ростов-наДону: Учитель, 2012. – 87 с.
12. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения: монография /Р.
Вердербер, К. Вердербер. – М.: Знание, 2015. – 318 с.
13. Выготский Л.С. Конкретная психология человека /Л.С.
Выготский // Нар. Образование. – 2009. – № 1. –С. 52-63.
14. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные
проблемы возрастной психологии: монография /Б.Я. Гальперин, А.В.
Запорожец, С.Н. Карпова. – М.: Педагогика, 2016. – 424 с.
15. Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А.
Умеете ли вы общаться?: метод. рекомендации /И.Н. Горелов, В.Ф.
Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
16. Горянина В.А. Психология общения: монография /В.А. Горянина.
– М.: Наука, 2012. – 416 c.
17. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник
/П.С. Гуревич. – М.: Олимп, 2013. – 528 с.
18. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности
психического развития детей: пособие для родителей /И.В. Дубровина,
М.И. Лисина. – М.: Владос, 2013. – 236 с.
19. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика
совершенствования коммуникативной компетентности: монография /Ю.Н.
Емельянов– М.: Просвещение, 2015. – 183 с.
20. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и
развитие компетентности в общении: метод. рекомендации /Ю.М. Жуков,
Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – Киров, 2012. – 142 с.
21. Зайцева И.А. Воспитание нравственной активности младших
школьников: метод. пособие /И.А. Зайцева. – М.: Просвещение. – 2016. –
21 с.89
22. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата
образования /И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2013. – №5. –
С. 34-42.
23. Знаменская С.В. Теоретические аспекты изучения проблемы
развития коммуникативных умений /С.В. Знаменская //Ставрополь: СГУ,
2014. – № 3. – С. 36-37.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: монография /Е.П. Ильин. –
СПб.: Питер, 2016. – 512 с.
25. Кайгородская Г.А. Метод активизации возможностей личности и
коллектива в обучении иностранному языку: монография /Г.А.
Кайгородская. – М.: Просвещение, 2012. – 380 с.
26. Кох А. Об изучении психологического профиля педагога /А. Кох
// Педагогическая квалификация. – 1996. – №4. – С. 16-21.
27. Кравченко И.П. Коммуникативное развитие личности в системе
непрерывного образования: Учебно-методическое пособие /И.П.
Кравченко.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2014. – 49 с.
28. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам:
Хрестоматия: учеб. пособие /А.А. Леонтьев. – М.:, Русский язык, 2012. –
360 с.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в обществе:
монография /М.И. Лисина. –СПб.: Питер, 2015. –318 с.
30. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии: монография /Б.Ф. Ломов.– М.: Наука, 2014. – 118 с.
31. Лурия А.Р. Язык и сознание: учеб. /под. ред. Е.Д. Хомского. –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 416 с.
32. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования
коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук
/М.В. Мазо. – М.: Речь, 2016. – 13 с.