ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания
эмоционального развития младших школьников …................................. 12
1.1 Теоретические аспекты эмоционального развития
личности…………………………………………………………………… 12
1.2 Особенности эмоционального развития младших
школьников в учреждении дополнительного образования ….................. 26
1.3 Педагогический опыт внедрения интеграции искусств в
учреждении дополнительного образования………………………............ 38
Выводы по главе 1…………………………………………………... 61
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эмоциональному
развитию младших школьников средствами интеграции искусств на
занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования
при МБОУ Гимназии № 52 г. Казани……………….................................. 65
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий
эмоционального развития младших школьников средствами
интеграции искусств на занятиях по хореографии в учреждении
дополнительного образования…………………………………………….. 65
2.2 Педагогическая модель эмоционального развития младших
школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования……………………………………………. 78
2.3 Анализ эффективности реализации педагогической модели
эмоционального развития младших школьников на занятиях по
хореографии в учреждении дополнительного образования при МБОУ
Гимназии № 52 г. Казани…………………………………………………. 94
Выводы по главе 2………………………………………………….. 115
Заключение…………………………………………………………. 118
Литература………………………………………………………….. 124
Приложения………………………………………………………… 140
Глава 1. Теоретико-методологические основания
эмоционального развития младших школьников …................................. 12
1.1 Теоретические аспекты эмоционального развития
личности…………………………………………………………………… 12
1.2 Особенности эмоционального развития младших
школьников в учреждении дополнительного образования ….................. 26
1.3 Педагогический опыт внедрения интеграции искусств в
учреждении дополнительного образования………………………............ 38
Выводы по главе 1…………………………………………………... 61
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эмоциональному
развитию младших школьников средствами интеграции искусств на
занятиях по хореографии в учреждении дополнительного образования
при МБОУ Гимназии № 52 г. Казани……………….................................. 65
2.1 Научно-практическое обоснование педагогических условий
эмоционального развития младших школьников средствами
интеграции искусств на занятиях по хореографии в учреждении
дополнительного образования…………………………………………….. 65
2.2 Педагогическая модель эмоционального развития младших
школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования……………………………………………. 78
2.3 Анализ эффективности реализации педагогической модели
эмоционального развития младших школьников на занятиях по
хореографии в учреждении дополнительного образования при МБОУ
Гимназии № 52 г. Казани…………………………………………………. 94
Выводы по главе 2………………………………………………….. 115
Заключение…………………………………………………………. 118
Литература………………………………………………………….. 124
Приложения………………………………………………………… 140
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно
формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление,
активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную
культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Согласно одному из основных документов в нашей стране в сфере
дополнительного образования Федеральной целевой программой «Развитие
дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»,
среди основных целей государственной политики в данной сфере выделены:
успешная социализация детей, формирование готовности к индивидуальной
творческой самореализации, проявление социальной ответственности,
осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Взгляды на жизнь подрастающего поколения сегодня часто
формируются под влиянием средств массовой информации, рекламы и
западных субкультур. В современном мире дети все больше уделяют
внимание телевизорам, компьютерам, они стали меньше общаться со
взрослыми и сверстниками, поэтому важная функция процесса общения,
направленная на обогащение чувственной сферы, остается не активной. Дети
становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Вот почему исследование,
направленное на развитие эмоциональной сферы и, вследствие,
восполняющее потребность общества в активных и творческих личностях,
представляется в современных условиях актуальной и важной.
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития
эмоциональной сферы. В этом возрасте специфические переживания порой
очень ярко окрашивают то, что дети ощущают, воображают, мыслят, эмоции
представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов
их внутренней жизни. В свою очередь они оказывают влияние на мысли и
деятельность ребенка. Тем не менее, если не уделять развитию4
эмоциональной сферы внимание, в ней не будет происходить никаких
качественных изменений самих по себе.
В этот период, необходимо найти путь к душе ребенка, развить в нем
творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.
Театральное представление в виде сказки поможет пробудить чувства и
эмоции ребенка. Решить эту проблему позволят интегрированные занятия
разных видов искусств. Такие уроки помогают детям осознавать сущность
знания, применять его в различных ситуациях, они способствуют
пробуждению у учащихся эмоциональной отзывчивости, воспитывают
культуру чувств. Интегрированные занятия являются разнонаправленными и
являются эффективным средством развития всестороннего ребенка,
формирования у него целостного представления о конкретном предмете на
основе интеграции разных видов деятельности.
Степень изученности проблемы
Эмоциональная сфера младших школьников рассматривались в
работах И.В. Дубровиной, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона. Содержательная
характеристика понятия «эмоции» была подробно рассмотрена в трудах
психологов В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ч. Дарвин,
У.Джеймс, К. Изард, Е.П. Ильин и других.
Понятие «интеграция» рассматривали такие специалисты, как
В.П.Аберган, В.С. Безрукова, Т.Г. Браже, О.Г. Глушкова, А.Я. Данилюк,
И.Д.Зверев, В.А. Игнатова, Л.П. Ильенко, И. А. Карпова, В.Н. Максимова,
О.С. Михайлова, О.В. Попова, В.Т.Фоменко. Диагностика эмоционального
развития раскрывали И.Б. Дерманова, И. О. Карелина, П. Лафренье,
Л.В.Тарабакина, М.И.Чистякова.
Методика преподавания хореографии была подробно изучена в работах
Р.А. Варшавской, З.Д. Вербовой, Г.П. Гусева, Л.Е. Пуляевой, Т.В. Пуртовой,
Е. Б. Юнусовой. Сфера дополнительного образования были рассмотрены в
трудах В.А. Березина, H.A. Морозова, A.B. Скачков.
Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в
многочисленных трудах философов, социологов, психологов,5
искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников,
художников разных исторических эпох, среди которых Г. М. Агибалова,
П.П. Блонский, Л. С. Выготский, Т. Г. Грушевицкая, А. И. Кравченко,
А.В.Луначарский, А С. Макаренко, Л. Н. Мун, Б. М. Неменский,
Н.К.Шабанова.
История и теория хореографического искусства раскрыты авторами
Р.В. Захаров, А.В.Лопухов. Различные аспекты композиции танца и
танцевальных видов спорта были раскрыты в работах специалистов в данной
области Э.П. Аверкович, Л.А. Карпенко, Т.С. Лисицкая, Д.П. Мавромати,
М.В.Приставкина.
Педагогический потенциал использования сказочных сюжетов в
образовательном процессе рассматривали В.П. Аникин, Е.В. Заика,
А.М.Леушина, А.И. Никифоров, В.Я. Пропп, Д.С. Самойлов, А. П.Усова.
В процессе проведения исследования нами было обнаружено
противоречие между широкой изученностью теоретических оснований
эмоционального развития личности и отсутствием достаточного
методического обеспечения, позволяющего осуществлять данный процесс на
занятиях по хореографии на основе интеграции видов искусств.
Необходимость поиска теоретико-практического решения
обозначенных противоречий позволила сформулировать проблему
исследования: Комплекс каких педагогических условий будет наиболее
эффективен для эмоционального развития младших школьников в процессе
занятий хореографией с использованием интеграции разных видов искусств?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы
исследования была определена его тема: «Эмоциональное развитие младших
школьников средствами интеграции искусств в учреждении дополнительного
образования».
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать
комплекс педагогических условий, направленных на эмоциональное
развитие младших школьников средствами интеграции искусств в
учреждении дополнительного образования.6
Объект исследования – художественное развитие личности в
учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования – эмоциональное развитие младших
школьников средствами интеграции искусств в учреждении дополнительного
образования.
Гипотеза исследования – эмоциональное развитие в процессе
интеграции искусств значительно повысится, если будут:
исследованы теоретические аспекты эмоционального развития личности.
рассмотрены особенности эмоционального развития младших
школьников в учреждении дополнительного образования.
изучен педагогический опыт внедрения интеграции искусств в
учреждении дополнительного образования.
разработан комплекс педагогических условий эмоционального развития
младших школьников средствами интеграции искусств и дано его
научно-практическое обоснование.
разработана педагогическая модель эмоционального развития младших
школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования.
выполнен анализ эффективности реализации педагогической модели
эмоционального развития младших школьников на занятиях по
хореографии в учреждении дополнительного образования при МБОУ
Гимназии № 52 г. Казани.
формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление,
активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную
культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Согласно одному из основных документов в нашей стране в сфере
дополнительного образования Федеральной целевой программой «Развитие
дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»,
среди основных целей государственной политики в данной сфере выделены:
успешная социализация детей, формирование готовности к индивидуальной
творческой самореализации, проявление социальной ответственности,
осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Взгляды на жизнь подрастающего поколения сегодня часто
формируются под влиянием средств массовой информации, рекламы и
западных субкультур. В современном мире дети все больше уделяют
внимание телевизорам, компьютерам, они стали меньше общаться со
взрослыми и сверстниками, поэтому важная функция процесса общения,
направленная на обогащение чувственной сферы, остается не активной. Дети
становятся менее отзывчивыми к чувствам других. Вот почему исследование,
направленное на развитие эмоциональной сферы и, вследствие,
восполняющее потребность общества в активных и творческих личностях,
представляется в современных условиях актуальной и важной.
Младший школьный возраст – это период интенсивного развития
эмоциональной сферы. В этом возрасте специфические переживания порой
очень ярко окрашивают то, что дети ощущают, воображают, мыслят, эмоции
представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов
их внутренней жизни. В свою очередь они оказывают влияние на мысли и
деятельность ребенка. Тем не менее, если не уделять развитию4
эмоциональной сферы внимание, в ней не будет происходить никаких
качественных изменений самих по себе.
В этот период, необходимо найти путь к душе ребенка, развить в нем
творческое начало, эмоциональную отзывчивость и эстетическое восприятие.
Театральное представление в виде сказки поможет пробудить чувства и
эмоции ребенка. Решить эту проблему позволят интегрированные занятия
разных видов искусств. Такие уроки помогают детям осознавать сущность
знания, применять его в различных ситуациях, они способствуют
пробуждению у учащихся эмоциональной отзывчивости, воспитывают
культуру чувств. Интегрированные занятия являются разнонаправленными и
являются эффективным средством развития всестороннего ребенка,
формирования у него целостного представления о конкретном предмете на
основе интеграции разных видов деятельности.
Степень изученности проблемы
Эмоциональная сфера младших школьников рассматривались в
работах И.В. Дубровиной, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона. Содержательная
характеристика понятия «эмоции» была подробно рассмотрена в трудах
психологов В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ч. Дарвин,
У.Джеймс, К. Изард, Е.П. Ильин и других.
Понятие «интеграция» рассматривали такие специалисты, как
В.П.Аберган, В.С. Безрукова, Т.Г. Браже, О.Г. Глушкова, А.Я. Данилюк,
И.Д.Зверев, В.А. Игнатова, Л.П. Ильенко, И. А. Карпова, В.Н. Максимова,
О.С. Михайлова, О.В. Попова, В.Т.Фоменко. Диагностика эмоционального
развития раскрывали И.Б. Дерманова, И. О. Карелина, П. Лафренье,
Л.В.Тарабакина, М.И.Чистякова.
Методика преподавания хореографии была подробно изучена в работах
Р.А. Варшавской, З.Д. Вербовой, Г.П. Гусева, Л.Е. Пуляевой, Т.В. Пуртовой,
Е. Б. Юнусовой. Сфера дополнительного образования были рассмотрены в
трудах В.А. Березина, H.A. Морозова, A.B. Скачков.
Вопросы о роли художественного образования нашли отражение в
многочисленных трудах философов, социологов, психологов,5
искусствоведов, педагогов-ученых и практиков, творческих работников,
художников разных исторических эпох, среди которых Г. М. Агибалова,
П.П. Блонский, Л. С. Выготский, Т. Г. Грушевицкая, А. И. Кравченко,
А.В.Луначарский, А С. Макаренко, Л. Н. Мун, Б. М. Неменский,
Н.К.Шабанова.
История и теория хореографического искусства раскрыты авторами
Р.В. Захаров, А.В.Лопухов. Различные аспекты композиции танца и
танцевальных видов спорта были раскрыты в работах специалистов в данной
области Э.П. Аверкович, Л.А. Карпенко, Т.С. Лисицкая, Д.П. Мавромати,
М.В.Приставкина.
Педагогический потенциал использования сказочных сюжетов в
образовательном процессе рассматривали В.П. Аникин, Е.В. Заика,
А.М.Леушина, А.И. Никифоров, В.Я. Пропп, Д.С. Самойлов, А. П.Усова.
В процессе проведения исследования нами было обнаружено
противоречие между широкой изученностью теоретических оснований
эмоционального развития личности и отсутствием достаточного
методического обеспечения, позволяющего осуществлять данный процесс на
занятиях по хореографии на основе интеграции видов искусств.
Необходимость поиска теоретико-практического решения
обозначенных противоречий позволила сформулировать проблему
исследования: Комплекс каких педагогических условий будет наиболее
эффективен для эмоционального развития младших школьников в процессе
занятий хореографией с использованием интеграции разных видов искусств?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы
исследования была определена его тема: «Эмоциональное развитие младших
школьников средствами интеграции искусств в учреждении дополнительного
образования».
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать
комплекс педагогических условий, направленных на эмоциональное
развитие младших школьников средствами интеграции искусств в
учреждении дополнительного образования.6
Объект исследования – художественное развитие личности в
учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования – эмоциональное развитие младших
школьников средствами интеграции искусств в учреждении дополнительного
образования.
Гипотеза исследования – эмоциональное развитие в процессе
интеграции искусств значительно повысится, если будут:
исследованы теоретические аспекты эмоционального развития личности.
рассмотрены особенности эмоционального развития младших
школьников в учреждении дополнительного образования.
изучен педагогический опыт внедрения интеграции искусств в
учреждении дополнительного образования.
разработан комплекс педагогических условий эмоционального развития
младших школьников средствами интеграции искусств и дано его
научно-практическое обоснование.
разработана педагогическая модель эмоционального развития младших
школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования.
выполнен анализ эффективности реализации педагогической модели
эмоционального развития младших школьников на занятиях по
хореографии в учреждении дополнительного образования при МБОУ
Гимназии № 52 г. Казани.
На основе изученных материалов мы пришли к следующим выводам:
1. В процессе исследования поставленной проблемы были
рассмотрены: эмоциональная сфера младших школьников в работах И.В.
Дубровиной, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона. Содержательная
характеристика понятия «эмоции» была подробно рассмотрена в трудах
психологов В. К. Вилюнас, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ч. Дарвин, У.
Джеймс, К. Изард, Е.П. Ильин и других. Рассмотрев понятия и представление
об эмоциях можно сказать, что в психологии эмоциями называют особый
класс субъективных психологических состояний, процессы, которые
отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
жизни человека в форме каких-либо переживаний, ощущений человека к
окружающему миру и людям.
2. А.Н. Леонтьев под эмоциональным развитием понимал
целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным
развитием детей, с процессом их социализации и творческой
самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений,
усвоением культурных ценностей. Общий уровень эмоционального развития
личности, по мнению Е.П. Ильина, определяется качеством развития таких
компонентов эмоциональной сферы, как:
эмоциональные явления, под которыми подразумеваются различные по
силе и длительности эмоциональные состояния;
эмоциональные свойства, то есть характеристики эмоционального
реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека;
эмоциональные образования, в частности эмоциональный интеллект,
который подразумевает под собой способность отслеживать собственные
чувства и чувства других людей, различать их и использовать данную
информацию для управления мышлением и действиями.
3. Д. И. Фельдштейн отмечает, что эмоциональная сфера младших
школьников характеризуется:119
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и
окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической
деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих
переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности
страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач,
неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием;
школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой
настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости,
беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются
не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка
этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются;
мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование
выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным
реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции
страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются
четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять
синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
4. При изучении уровня развития эмоциональной сферы личности,
включающей эмоциональную отзывчивость, важное значение имеет понятие
эмоциональной культуры. Она проявляется в характере межличностных
отношениях, в способностях владения речевым этикетом и в наличии
коммуникативных навыков. Эмоциональная культура как компонент общей
культуры личности представляет собой, по сути, формирование и развитие
рефлексивного сознания и саморегуляции эмоциональной сферы, т.е. эмоций
как «высших психических функций» (Л.С. Выготский), их «окультуривание»120
посредством определенных медиаторов (В.П. Зинченко), в качестве которых
выступают знания, а также определенные психотехнические приемы
саморегуляции.
5. В структуре эмоциональной культуры О.А. Колядинцева
выделяет ценностный компонент, который включает в себя осознание
эмоции как ценности, т.е. признание важности эмоциональных переживаний
— как собственных, так и других людей. Важную роль в становлении
ценностных ориентаций психологи отводят формированию нравственных
чувств. Без них нет, и не может быть ни нравственных убеждений, ни
нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания
и поведения, предупреждают возможный между ними раскол. Нравственные
ценностные ориентации, содержательная характеристика которых была
подробно раскрыта в работах, И.В. Бестужев-Лада, И.Ф. Камаловой, М.Г.
Казакина, В.В. Серикова, А.И. Шемшурина и другие представляют основу
устойчивого поведения и отношение субъекта к окружающему миру.
6. В жизни младшего школьника эмоции играют важную роль, ему
свойственно выражать свои чувства и эмоции, свои мироощущения.
Например, в постановках над сказкой дети развиваются эмоционально.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития
творческих способностей. Детей данного возраста отличает желание
самовыражаться в пении, рисовании, танцах, сочинительстве. Ребенок
активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир
по своим собственным законам красоты.
7. Каждый вид искусства имеет свою специфику, но ни один из них
в отдельности не может отразить картину мира во всем ее многообразии. Это
возможно только при объединении и взаимодействии искусств - интеграции.
8. Согласно определению И.Д. Зверева и В.С. Максимова
интеграция представляет процесс и результат создания неразрывно
связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем
слияние в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы)121
элементов разных учебных предметов, слияний научных понятий и методов
разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания,
комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных
учебных проблем».
9. На основе проведенного исследования было установлено, что
«эмоциональное развитие младших школьников средствами интеграции
искусств» представляет собой способность к адекватному эмоциональному
отклику на явления действительности на основе общезначимых ценностных
ориентаций, включает непосредственность выражения своих переживаний,
для стимулирования которых наиболее благоприятным фактором служат
занятия творческой деятельностью, интегрирующей художественновыразительные средства разных видов искусств».
12. Разработана педагогическая модель эмоционального развития
младших школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования:
Целевой компонент педагогической модели эмоционального развития
младших школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования составляют цель – эмоциональное развитие
младших школьников средствами интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования, и задачи – изучить теоретические аспекты
эмоционального развития младших школьников, разработать педагогические
условия эмоционального развития средствами интеграции искусств и
реализовать их в условиях учреждения дополнительного образования.
Обозначены методологические подходы, определяющие основной
ракурс исследования эмоционального развития: системный,
индивидуальный, личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный.
Содержательным компонентом является постановка сказки «Слоненок
пошел учиться» по книге Д.С. Самойлова, при взаимодействии разных видов
искусств (хореография, театр, музыка, изобразительное искусство).122
Разработан сценарный план сказки, в котором прописаны рекомендации для
всех видов искусств.
Процессуальный компонент включает педагогические условия для
обеспечения эмоционального развития младших школьников средствами
интеграции искусств:
1) Использование индивидуального подхода к обучающимся,
основанного на психолого-педагогической диагностике, направленного на
создание комфортных и благоприятных условий для раскрытия творческого
потенциала и самореализации.
2) Применение методического обеспечения на основе интеграции
разных видов искусств: хореографии, музыки, театра, изобразительного
искусства и дизайна.
3) Построение процесса обучения в соответствии с определенными
этапами освоения знаний, умений и навыков в сфере искусства,
разработанными на основе принципов интеграции и направленными на
активизацию эмоционального отклика и чуткого, осмысленного отношения
обучающихся к художественным образам произведений, включенных в
процесс творческой деятельности.
Диагностический компонент составляют следующие критерии
эмоционального развития младших школьников: мотивационный (анкета на
мотивацию к занятиям искусства), эмоционально-ценностный (методика
социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой),
творческо-деятельностный (экспертная карточка эмоционального развития).
1. В процессе исследования поставленной проблемы были
рассмотрены: эмоциональная сфера младших школьников в работах И.В.
Дубровиной, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона. Содержательная
характеристика понятия «эмоции» была подробно рассмотрена в трудах
психологов В. К. Вилюнас, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ч. Дарвин, У.
Джеймс, К. Изард, Е.П. Ильин и других. Рассмотрев понятия и представление
об эмоциях можно сказать, что в психологии эмоциями называют особый
класс субъективных психологических состояний, процессы, которые
отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для
жизни человека в форме каких-либо переживаний, ощущений человека к
окружающему миру и людям.
2. А.Н. Леонтьев под эмоциональным развитием понимал
целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным
развитием детей, с процессом их социализации и творческой
самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений,
усвоением культурных ценностей. Общий уровень эмоционального развития
личности, по мнению Е.П. Ильина, определяется качеством развития таких
компонентов эмоциональной сферы, как:
эмоциональные явления, под которыми подразумеваются различные по
силе и длительности эмоциональные состояния;
эмоциональные свойства, то есть характеристики эмоционального
реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека;
эмоциональные образования, в частности эмоциональный интеллект,
который подразумевает под собой способность отслеживать собственные
чувства и чувства других людей, различать их и использовать данную
информацию для управления мышлением и действиями.
3. Д. И. Фельдштейн отмечает, что эмоциональная сфера младших
школьников характеризуется:119
1) легкой отзывчивостью на происходящие события и
окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической
деятельности эмоциями;
2) непосредственностью и откровенностью выражения своих
переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;
3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности
страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач,
неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием;
школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;
4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой
настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости,
беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам;
5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются
не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка
этих успехов учителем и одноклассниками;
6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются;
мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование
выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным
реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции
страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются
четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять
синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.
4. При изучении уровня развития эмоциональной сферы личности,
включающей эмоциональную отзывчивость, важное значение имеет понятие
эмоциональной культуры. Она проявляется в характере межличностных
отношениях, в способностях владения речевым этикетом и в наличии
коммуникативных навыков. Эмоциональная культура как компонент общей
культуры личности представляет собой, по сути, формирование и развитие
рефлексивного сознания и саморегуляции эмоциональной сферы, т.е. эмоций
как «высших психических функций» (Л.С. Выготский), их «окультуривание»120
посредством определенных медиаторов (В.П. Зинченко), в качестве которых
выступают знания, а также определенные психотехнические приемы
саморегуляции.
5. В структуре эмоциональной культуры О.А. Колядинцева
выделяет ценностный компонент, который включает в себя осознание
эмоции как ценности, т.е. признание важности эмоциональных переживаний
— как собственных, так и других людей. Важную роль в становлении
ценностных ориентаций психологи отводят формированию нравственных
чувств. Без них нет, и не может быть ни нравственных убеждений, ни
нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания
и поведения, предупреждают возможный между ними раскол. Нравственные
ценностные ориентации, содержательная характеристика которых была
подробно раскрыта в работах, И.В. Бестужев-Лада, И.Ф. Камаловой, М.Г.
Казакина, В.В. Серикова, А.И. Шемшурина и другие представляют основу
устойчивого поведения и отношение субъекта к окружающему миру.
6. В жизни младшего школьника эмоции играют важную роль, ему
свойственно выражать свои чувства и эмоции, свои мироощущения.
Например, в постановках над сказкой дети развиваются эмоционально.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития
творческих способностей. Детей данного возраста отличает желание
самовыражаться в пении, рисовании, танцах, сочинительстве. Ребенок
активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир
по своим собственным законам красоты.
7. Каждый вид искусства имеет свою специфику, но ни один из них
в отдельности не может отразить картину мира во всем ее многообразии. Это
возможно только при объединении и взаимодействии искусств - интеграции.
8. Согласно определению И.Д. Зверева и В.С. Максимова
интеграция представляет процесс и результат создания неразрывно
связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем
слияние в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы)121
элементов разных учебных предметов, слияний научных понятий и методов
разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания,
комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных
учебных проблем».
9. На основе проведенного исследования было установлено, что
«эмоциональное развитие младших школьников средствами интеграции
искусств» представляет собой способность к адекватному эмоциональному
отклику на явления действительности на основе общезначимых ценностных
ориентаций, включает непосредственность выражения своих переживаний,
для стимулирования которых наиболее благоприятным фактором служат
занятия творческой деятельностью, интегрирующей художественновыразительные средства разных видов искусств».
12. Разработана педагогическая модель эмоционального развития
младших школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования:
Целевой компонент педагогической модели эмоционального развития
младших школьников в условиях интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования составляют цель – эмоциональное развитие
младших школьников средствами интеграции искусств в учреждении
дополнительного образования, и задачи – изучить теоретические аспекты
эмоционального развития младших школьников, разработать педагогические
условия эмоционального развития средствами интеграции искусств и
реализовать их в условиях учреждения дополнительного образования.
Обозначены методологические подходы, определяющие основной
ракурс исследования эмоционального развития: системный,
индивидуальный, личностно-ориентированный, субъектно-ориентированный.
Содержательным компонентом является постановка сказки «Слоненок
пошел учиться» по книге Д.С. Самойлова, при взаимодействии разных видов
искусств (хореография, театр, музыка, изобразительное искусство).122
Разработан сценарный план сказки, в котором прописаны рекомендации для
всех видов искусств.
Процессуальный компонент включает педагогические условия для
обеспечения эмоционального развития младших школьников средствами
интеграции искусств:
1) Использование индивидуального подхода к обучающимся,
основанного на психолого-педагогической диагностике, направленного на
создание комфортных и благоприятных условий для раскрытия творческого
потенциала и самореализации.
2) Применение методического обеспечения на основе интеграции
разных видов искусств: хореографии, музыки, театра, изобразительного
искусства и дизайна.
3) Построение процесса обучения в соответствии с определенными
этапами освоения знаний, умений и навыков в сфере искусства,
разработанными на основе принципов интеграции и направленными на
активизацию эмоционального отклика и чуткого, осмысленного отношения
обучающихся к художественным образам произведений, включенных в
процесс творческой деятельности.
Диагностический компонент составляют следующие критерии
эмоционального развития младших школьников: мотивационный (анкета на
мотивацию к занятиям искусства), эмоционально-ценностный (методика
социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой),
творческо-деятельностный (экспертная карточка эмоционального развития).
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ В ЦЕНТРЕ МОЛОДЕЖНОГО ИННОВАЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА «ИМИДЖ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе интеграции искусств
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства (Московский Государственный Областной Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5640 р. Год сдачи: 2017 - Формирование эмоциональной культуры младших школьников в условиях детского хореографического коллектива
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРОВОМУ
ПЕНИЮ (В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



