ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………………………………………………….8
§1. Общая характеристика нарушений в таможенной сфере…………………..8
§2. Виды таможенных правонарушений……………………………………....14
§3. Ответственность и взыскания за нарушения таможенного
законодательства…………...................................................................................18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В
ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА……………………………………….23
§1. Характеристика административных правонарушений в таможенной
сфере……………………………………………………………………………..23
§2. Деятельность таможенных органов и правовая ответственность в области
таможенного дела………………………………………………………………..29
§3. Организация правоохранительной деятельности в таможенных
органах…………………………………………………………………….….…40
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТАМОЖЕННОГО ПРАВОПОРЯДКА……………………………………...54
§1. Факторы и проблемы, оказывающие влияние на оценку эффективности
таможенной деятельности……………………………………………………..54
§2. Построение многофакторной оценки уровня деятельности таможенных
служб в области борьбы с правонарушениями и возможные пути развития
правоохранительной деятельности таможенных органов
…………………………………………………………………………………....60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....73
Актуальность темы исследования заключается в том, что при
совершении таможенных правонарушений наносится вред экономическим
интересам государства, что недопустимо для нормального развития
российской экономики. Для защиты экономической безопасности
государства необходимо пресечение совершаемых и готовящихся к
совершению таможенных правонарушений и привлечение к ответственности
лиц, их совершивших.
Одним из самых важных элементов, без которого в настоящее время не
может существовать ни одно государство, является таможенная система,
которая также играет важнейшую роль в деле обеспечения экономических
интересов Российской Федерации. Что касается непосредственной
реализации задач в области таможенного дела, то ее обеспечивает
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области
таможенного дела (т.е. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС)).
Таможенные органы, являясь органом государственного управления
специальной компетенции, т.е. исполнительно-распорядительными органами,
имеют право во исполнение решений высших федеральных органов издавать
акты управления по вопросам таможенного дела, обязательные для
исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами,
причастными к перемещению товаров через таможенную границу
таможенного союза. Либерализация внешнеэкономической деятельности,
пришедшая на смену монополии внешней торговли, способствовала
значительному повышению интереса к таможенному делу. В связи с этим,
увеличилось и число совершаемых участниками ВЭД правонарушений в
области таможенного дела.6
Степень разработанности проблемы. Данная тема ДР представляет
научный интерес и рассматривалась следующими авторами: Тимошенко
И.В., Семенова И.В., Батычко В.Т., Бровко Н.В., Граве А. В.
На сегодняшний день данный вопрос остается очень актуальным и
важным, поэтому анализу правонарушений в области таможенного дела,
уделяется значительное внимание в исследованиях ученых. Также, на
данном этапе изучения таможенных правонарушений, отражается в статьях
таких специалистов, как, Туленев А.И., Евсеева О.И., Ершов. А.А и др.
Эксперты в своих работах анализируют правонарушения, описывают
показатели эффективности, изучают условия ее достижения.
Объект исследования - таможенные органы.
Предмет исследования - правонарушения в таможенных органах и в
области таможенного дела.
Цель исследования – рассмотреть многофакторную модель оценки
уровня правонарушений в таможенных органах.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие
задачи:
1) выявить сущность правонарушений;
2) рассмотреть подробнее административные правонарушения;
3) изучить особенности порядка правонарушений;
4) выявить факторы эффективности и дать оценку деятельности
таможенным органам;
5) построить модель уровня правонарушений.
Нормативно - правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, кодекс об административных правонарушениях (
далее КОАП РФ).
Эмпирическую основу исследования составляют электронные
источники, в качестве которых выступают Интернет-статьи, отражающие
хронологию событий, связанных с понятием многофакторной модели .7
Этот вид источника представляет собой определенный интерес в связи
с тем, что электронные статьи, опубликованные в сети Интернет являются
публикациями как всех средств массовой информации, так и
правительственных кругов, цель которых заключается в освещении стоящей
перед российским государством проблемы.
Теоретическую основу исследования образуют труды российских
юристов и историков, занимающихся изучением процесса становления и
развития отдельных направлений в таможенной сфере и юридической
ответственности. Особое внимание при исследовании современной
концепции правонарушений уделялось трудам ученых в области общей
теории: С.С. Алексеева, Я.М. Брайнина, В.Т. Базылева, С.Н. Братуся, М.И.
Байтина, В.К. Бабаева, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, Ю.А. Денисова, В.Н.
Кудрявцева, Д.А.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и
специальные методы познания. Их применение в сочетании с разработками
социологических и юридических проблем позволило установить
первостепенные направления конкретной практической деятельности
специалистов таможенных органов. Для сбора и изучения эмпирического
материала применялись следующие основные методы: методы познания,
различные сочетания эмпирических, логических методов, а также
моделирование, математические методы.
Научная новизна исследования состоит в общем анализе событий в
рамках поставленной проблемы. Разобраны вопросы в области таможенного
дела, а также дана оценка эффективности правонарушений.
Положения, выносимые на защиту: В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) установлено, что в 2015 году, не смотря на сложные условия
экономических санкций и кризисных явлений в мировой экономике
таможенные органы успешно выполняли свои задачи по созданию
благоприятных условий для развития национальной экономики, расширению8
мировой экономики, привлечению в страну дополнительных иностранных
инвестиций и самое главное по работе в сфере правоохранительной
деятельности.
2) в процессе построения многофакторной модели оценки уровня
правонарушений в таможенном деле выявлено и обосновано, что при
изменении фонда заработной платы увеличивается возможность повышения
работы таможенных служб в сфере борьбы с правонарушениями;
3) предложены возможные пути совершенствования
правоохранительной деятельности сотрудников таможенные органов.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в одной
научной статье.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
В завершение написания работы хотелось бы отметить, что
поставленная проблема о правоохранительной деятельности таможенных
органов была достаточно и в полной мере изучена, проанализированы
основные результаты деятельности таможенных органов в области охраны и
защиты которые представляют собой данные в виде цифр предоставленные
ФТС России по окончанию 2014 и 2015 года. Таможенные органы на
современном этапе имеют трудности в выполнении своих основных функций
и задач, таких как фискальная функция, борьба с контрабандой, коррупцией
во внутренних таможенных органах и привлечения сотрудников этих органов
к административной ответственности.
Основываясь на данных приведенных в дипломной работе во втором
разделе, можно сделать вывод о том, что преступлений связанных с
контрабандой, не декларирования товаров и прочими становится с каждым
годом все больше. Возбуждения уголовных дел в таможенных органах тоже
наблюдает положительную динамику и почти приравнивается к количеству
возбуждаемых дел по административному судопроизводству, что с одной
стороны показывает высокую профессиональную подготовку кадров,
активную работу таможенного законодательства в практической части, но и с
другой то, что правонарушений не становится меньше и это ведет к большей
угрозе опасности для границ и граждан РФ. Высокая коррумпированность
представителей таможенных органов, участие их в различных схемах и
махинациях еще раз показывает отрицательный момент и дыру в борьбе с
такими правонарушениями.
Однако, не смотря на это правоохранительная деятельность
таможенных органов выявляет в основном положительные результаты как
своей работы так и содействия с другими органами РФ. Успешное
завершение и противодействие возможных правонарушений различными
участниками ВЭД ведет главным образом к пополнению Федерального72
бюджета за счет применения мер санкций и штрафов в различных денежных
эквивалентах.
Правительство РФ совместно с ФТС, МВД, ФСБ разрабатывает и
принимает различные планы на будущие годы в правоохранительной
деятельности этих ведомств, хоть и не всегда сверх начисления, которые
добавляются на разрабатываемые проекты дают те результаты, которые в
полной мере необходимы для устранения пробелов или решения стоящих
проблем в сфере защиты и охраны государства, права и гражданина РФ.
Стоит отметить что разрабатываемые программы Правительством РФ
вполне себе работают и дают положительные результаты, это можно увидеть
посмотрев на состояния прошлых годов.
В данный момент опора на правоохранительную деятельность будет
только усиливаться с каждым годом, потому что все больше происходит
катастроф и террористических актов со стороны других
самопровозглашённых государств которые ведут активную борьбу против
мирных государств. Поэтому с учетом всех этих отрицательных факторов
правоохранительные таможенные органы совместно с другими органами РФ
должны упорно работать по усовершенствованию законодательства,
оперативных мер по борьбе с различными преступлениями в таможенной
сфере, дабы не допустить отрицательных результатов которые могут
произойти в торговле и экономике Российской Федерации.
Работа с различными источниками информации помогла понять какие
трудности возникают в правоохранительной деятельности таможенных
органах на современном этапе и какие действия можно предпринять, чтобы
улучшить качество охраны государства и границ таможенного союза.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 8.05.2015). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения
03.04.2016).
2. Соглашение об освобождении от применения таможенными
органами государств – членов Таможенного союза определенных форм
таможенного контроля. (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред.
от 10.10.2014). URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 03.04.2016).
3. Решение Комиссии Таможенного Союза «О едином таможеннотарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 г. № 130
// Российская газета. – № 227 30.11.2009. URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата
обращения 03.04.2016).
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
(дата обращения 05.04.2016).
5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. - №
36. – 20.02.2016. URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 04.04.2016).74
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от
05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства
РФ. - № 32. - 07.08.2000. - ст. 3340. URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения
07.04.2016).
7. Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 (ред. от 24.11.2014 г.). О
таможенном тарифе. URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 07.04.2016).
8. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014 г.,
с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014). О техническом регулировании -
30.12.2002. - ст. 5140.
9. Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (ред. от
30.11.2013). 15.12.2003. - ст. 4850.
10. Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ (ред. от 29.12.2014
г.). О таможенном регулировании в Российской Федерации. 29.11.2010. - ст.
6252. URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения 08.04.2016).
11. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 (ред. от
12.12.2012 г.). О ставках таможенных сборов за таможенные операции -
03.01.2005. - ст. 108.
12. Соглашение о применении специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам
(Заключено в г. Москве 25.01.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - №
42. - 2010. - Ст. 5299.
Справочная литература
13. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016. С. 78 с
Специальная литература75
14. Анохина, О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу таможенного
союза / О.Г. Анохин. – М.: Проспект, 2011. - 448 с. - ISBN: 978-5-3920-
0962-6.
15. Комментарий к кодексу Российской Федерации об
административных правонарушениях: Вводный. - М.: Юрайт, 2014. – 354 с. -
ISBN: 978-5-94227-142-9.
Учебники и учебные пособие
16. Административная ответственность за правонарушения в области
таможенного дела: учебное пособие / Хомяков Л.Л – СПб.: Интермедия,
2015. – 172 с. – ISBN: 978-5-4383-0084-7.
17. Бакаева О.Ю. Таможенное право. М.: Эксмо, 2009. – 272 с. –
ISBN: 978-5-699-29996-6.
18. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов
М.: Издательство, 2014. – 640 с. – ISBN: 5-89123-911-6.
19. Бекяшев К.О. Таможенное право: учебник М.: Проспект, 2014. - 336
с. - ISBN: 978-5-392-13419-9.
20. Буваева Н.В. Международное таможенное право: учебник. М.:
Юрайт, 2013. - 376 с. – ISBN: 978-5-9916-2333-9.
21. Зубач А.В. Выявление и основы расследования административных
правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов: М.:
Интермедия, 2014. – 130 с. - ISBN: 978-5-4383-0043-4.
22. Зубач А.В. Институты административного и таможенного права,
регулирующие деятельность таможенных органов. Троицкий мост, 2012. –
271 с. – ISBN: 978-5-4377-0008-2.
23. Ионова А.Ф. Учет и анализ внешнеэкономической деятельности:
М.: ТК Велби, 2009. - 352 с. - ISBN: 978-5-482-02057-9.
24. Коник Н.В. Таможенное дело: М.: Омега-Л, 2014. – 206 с. -
ISBN: 978-5-370-00624-1.
25. Маховикова Г.А. Таможенное дело: М.: Юрайт, 2013. - 408 с. -
ISBN: 978-5-9916-2931-7.76
26. Покровская В.Н. Таможенное дело: учебник. М.: Юрайт, 2014. - 732
с. – ISBN: 978-5-9916-1566-2.
27. Рассолов. М.М. Таможенное право: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 462
с. – ISBN: 978-5-238-02075-4.
28. Романова Е.В. Таможенное право. М.: Питер, 2005. – 219 с. - ISBN:
978-5-469-00529-1.
29. Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики: учебное пособие
для вузов. – М.: Инфра-М, 2010. – 304 с. – ISBN: 978-5-98281-135-6.
30. Сафоненков П.Н. Административная юрисдикционная деятельность
таможенных органов: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014. – 356 с. –
ISBN: 978-5-9916-3602-5.
31. Сидоров В.С. Таможенное право: М.: Юрайт, 2013. - 512 с. - ISBN:
978-5-9916-3050-4.
32. Сучков Ю.И. Таможенные преступления: учебное пособие
Калининградский государственный университет. М.: 2010. – 82 с. – ISBN: 5-
88874-160-4.
33. Рассолов Н.Д. – М.: юнити-дана, 2013. – 463 с. – ISBN: 978-5-238-
02075-4.
34. Матвеева О.С. Таможенное право: учебно-методическое пособие.
М.:2012. – 280 с. – ISBN: 978-5-91835-210-6.
35. Толкушкин А.В. Таможенное дело: краткий курс лекций — М.:
Юрайт, 2011. — 247 с. – ISBN: 978-5-9916-1206-7.
36. Тимошенко И.В. Таможенное право - М.: Феникс, 2013. -74 с. -
ISBN: 978-5-2221-6261-3.
37. Габричидзе Б.Н. Таможенное право -М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2014. – 841 с. - ISBN: 978-5-9916-1566-2.
38. Андриашина Х.А. Таможенное право – М.: Юстицинформ, 2014. –
566 с. – ISBN: 978-5-7205-0721-3.
39. Кашкин В.П. Таможенное право - М.: Троицкий мост, 2015. – 543 с.
– ISBN: 978-5-4377-0043-3.77
40. Толкушкин А.В. Таможенное дело: учебник для вузов. – М.:
Высшее образование, 2009. – 454 с. - ISBN: 978-5-282-01918-3
41. Халипов С.В. Таможенное право: учебник для бакалавров – М.:
Юрайт, 2012. – 396 с. – ISBN: 978-5-9916-2166-3.
42. Чермянинов Д.В. Таможенное право: учебник для бакалавров — М.:
Юрайт, 2013. - 411 с. - ISBN: 978-5-9916-2247-9.
43. Чухвичев Д.В. Таможенное право: учебное пособие –М.: ЮНИТИ,
2006. – 207 с. – ISBN: 978-5-16-004965-6.
Статьи
44. Лазарева Н.П. Административные правонарушения в области
таможенного дела: теоретический аспект // Проблемы государства, права,
культуры и образования в современном мире6 материалы VII Междунар.
науч. практ. Интернет-конф. 22 марта 2010. - С. 152 - 155.