ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ……………………………………………11
§ 1. Понятие и сущность экономических санкций……………….……..11
§ 2. Цели, принципы и задачи применения торгово-экономических
санкций………………………………………………………………….…18
§ 3. История применения торгово-экономических санкций против
СССР и РФ в 1917-2013 гг…………………………………..……………23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ СТРАН ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ……………….…….29
§ 1. Хронология применения антироссийских санкций в 2014-2016
гг………………..……………………………………………………..……30
§ 2. Влияние санкций на торгово–экономические отношения
России…………………………………………………………………..….36
§ 3. Влияние санкций на основные отрасли экономики России……….43
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РФ В
УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ………………………………………………………51
§ 1. Импортозамещение как восстанавливающая мера для российской
экономики в условиях санкций……………………………..……………52
§ 2. Основные направления развития экспорта на период до 2030
года…………………………………………………………………………65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….…80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….…83
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..….89
Актуальность темы исследования заключается в том, что на
сегодняшний день экономические санкции являются важным инструментом
внешней политики и международной дипломатии. Принимаемые на
определенный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной
мере экономика ощущает их эффект не сразу, а спустя определенное время.
Многие отрицательные последствия (снижение темпов прироста ВВП, потеря
рабочих мест и возможностей развития предпринимательского сектора)
выявляются лишь со временем. К тому же, отмена санкций происходит
медленнее, чем их введение.
В современном мире актуальна тенденция возрастания количества
применения экономических санкций. В основном, это происходит из-за
глобализации международных экономических процессов, которые
характеризуются возрастающей степенью интеграции как рынков товаров и
услуг, так и капиталов. В настоящий момент стабильное и устойчивое
положение государства определяется, главным образом, уровнем развития
его экономики. В связи с этим, прекращение или ограничение экономических
отношений может иметь серьезные последствия для нормального
функционирования государства.
Политические и экономические события, происходящие в последнее
время в мире, неоднозначно сказываются на экономике России. Наша страна
вошла в новую экономическую реальность, которая связана с развитием
межгосударственной интеграции и запуском с 1 января 2015 г. Евразийского
экономического союза, с членством России во Всемирной торговой
организации, и, в том числе, введением отдельными странами Запада
антироссийских экономических санкций и принятием ответных защитных
мер с нашей стороны.
США и Евросоюз ввели в отношении России три пакета санкций,
которые заключаются в ограничении доступа крупнейших банков, в том6
числе компаний энергетического и оборонного секторов к долгосрочным
западным кредитам. Введен запрет на сотрудничество России с
американскими и европейскими компаниями в проектах по добыче
глубоководной, арктической и сланцевой нефти, а также установлено
эмбарго на экспорт в Россию технологий для таких проектов, в том числе
оборудования для горизонтального бурения и для гидравлического разрыва
пласта. Запрещены поставки в Россию технологий двойного назначения,
которые могут быть использованы в оборонном производстве. Западные
санкции главным образом направлены на болевые точки российской
экономики, а именно, на многочисленные структурные недостатки,
несоответствия и неровности, которые накопились в результате ошибок в
экономической политике и серьезно ослабили устойчивость отечественной
экономики перед внешними угрозами.
Таким образом, исследование тенденций и направлений развития
экономики России в условиях санкций стран Западной Европы, имеет не
только теоретическое, но и практическое значение.
Степень разработанности проблемы. Основные предпосылки и
причины введения санкций освещены в работах Тункина Г.И., Левина Д.Б.,
Скакунова Э.И., Василенко В.А.
На сегодняшний день данный вопрос остается актуальным и важным,
поэтому различным аспектам применения санкций уделяется значительное
внимание в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых.
Международные экономические санкции в рамках отечественной
международно-правовой науки не подвергались основательному
комплексному исследованию. На данном этапе изучения экономических
санкций анализ антироссийских мер находит отражение в научных статьях
Г.Ш. Адиатулиной, И.Ф. Адиатулина, А.А. Арского, В.Г. Мезенина, В.В.
Кудряшовой, В.И. Салыгина, С.В. Березинского, О.С. Белокрыловой, А.Р.
Шакирова, А.М. Саргсяна, А.В. Зимовца. Отечественные исследователи в
своих работах рассматривают жизнеспособность российского государства в7
различных условиях, анализируют финансовые потери от антироссийских
санкций и присоединения Крыма, дают классификации вводимых против
России странами Евросоюза и США санкциям, изучают институциональные
условия достижения эффективности принудительной стратегии
импортозамещения.
Эксперты также затрагивают тему отношений с различными странами
на международной арене: рассматривают направления модернизации
отечественных логистических систем, которые обеспечивают транзит
товаров между КНР и Евросоюзом в условиях экономических санкций. Так
как на протяжении многих лет Россия активно сотрудничает с Западом, то в
трудах таких специалистов, как Абдурасуловой Д.Д., Бойцова В.В.,
Воскресенского А.Д., Коломейцевой А.А., Шишкова Ю.В. рассматриваются
возникшие перспективы переориентации экономики на Юго-Восточную
Азию, актуальные вопросы взаимоотношений России и стран ЕС в области
торгово-энергетического сотрудничества. Санкции также рассматриваются
как один из основных элементов американской внешней политики,
изучаются предпосылки создания и практика применения ограничительных
мер в Европе.
Несмотря на значительный интерес к различным аспектам темы
данного исследования, вопросы о правовой природе экономических санкций,
их основные причины и цели, влияние на торгово-экономические отношения
до сих пор остаются открытыми, не в полной мере изученными и
представляют значительный интерес для дальнейших исследований.
Объект исследования – экономика Российской Федерации.
Предмет исследования – процесс развития экономики Российской
Федерации в условиях санкций стран Западной Европы.
Цель исследования – проанализировать основные тенденции и
направления развития экономики Российской Федерации в условиях санкций
стран Западной Европы.8
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие
задачи:
1) выявить природу и сущность экономических санкций;
2) рассмотреть историю применения торгово-экономических санкций
против СССР и РФ в 1917-2013 гг.;
3) изучить хронологию и сущность санкций, введенных в отношении
РФ странами Западной Европы и определить их влияние на торговоэкономические отношения России;
4) проанализировать влияние санкций на основные отрасли экономики
Российской Федерации;
5) выявить перспективы развития РФ в условиях санкций стран
Западной Европы.
Нормативно-правовой основой исследования являются Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 № 1493-р «О концепции
развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта
промышленной продукции в Российской Федерации», Указ Президента
Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных
специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности
Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014
№328 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие промышленности и повышение ее
конкурентоспособности» и др.
Эмпирическую основу исследования составляют статьи из сети
Интернет, отражающие хронологию событий, связанных с процессом
введения санкций со стороны стран Европейского Союза и США, а также
Проект Минэкономразвития РФ от 30.01.2015 «Об утверждении Основных
направлений развития экспорта на период до 2030 года», в котором
содержится системный анализ состояния экспортной сферы Российской
Федерации, тенденций ее изменения с учетом внутренних и внешних9
факторов развития, а также определены перспективные отраслевые и
географические приоритеты развития российского экспорта.
Теоретическая основа исследования. В работе были использованы
труды известных зарубежных и российских исследователей, занимающихся
проблемами санкций и их влиянием на внешнеэкономическую деятельность,
среди которых работы Клочкова В.В., Критской С.С., Шепелева И.Г.,
Морозова С.Г., Имамова М.М., Вагиной В.О. и др.
Методологическая основа исследования. В процессе написания
дипломной работы применялся комплекс мер научного познания, среди
которых: системный подход, анализ числовых данных, метод сравнений и
аналогий, а также обобщение и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором
проведено комплексное исследование развития экономики Российской
Федерации в условиях санкций стран Западной Европы с позиции их влияния
на разные секторы экономики. Была произведена оценка эффективности
перспективных направлений, которые нацелены на импортозамещение и
поддержку экспорта в РФ. В результате исследования установлено, что:
1) Топливно-энергетический комплекс станет локомотивом роста среди
остальных отраслей. Основными рынками сбыта станут Восточная Азия,
страны Таможенного союза и Восточная Европа, а увеличение объёмов
экспорта к 2030 году составит примерно 34,44 млрд долл. США.
2) Существует серьезная проблема при реализации стратегии
импортозамещения, в связи с чем были разработаны необходимые меры на
макро и микроуровне, которые позволят увеличить ее эффективность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ исторических аспектов применения санкций против
СССР и РФ в 1917-2013 гг. выявил, что данные меры являются наиболее
часто применяемым инструментом политиков и вводятся как средство
давления и управления конфликтом.10
2. Анализ влияния санкций на торгово-экономические отношения
России, а также на основные отрасли ее экономики свидетельствует об их
неоднозначном влиянии и необходимости структурных изменений в
отечественной экономике.
3. Предложенные рекомендации, направленные на развитие
импортозамещения и стимулирование экспорта, могут способствовать росту
экономики РФ в условиях санкций, а также значительно уменьшить
зависимость от стран Запада путем переориентации экономики на Восток,
позволят обрести важных стратегических партнеров и найти новые рынки
сбыта продукции.
Апробация работы. Основные положения работы отражены в одной
научной статье.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и
одного приложения.
Экономические санкции представляют собой ограничительные меры
экономического характера, применяемые страной или группой стран к
другой стране с целью вынудить правительства стран – объектов санкций
изменить свою политику. Данные санкции заключаются в полном или
частичном запрете экспорта и импорта товаров, а также могут иметь форму
ограничений при проведении финансовых операций, включая, в том числе
инвестиции и международные расчеты. Первые торгово-экономические и
финансово-банковские санкции Запада против России начали применяться с
1917 года. Тогда Запад стал замораживать счета Министерства финансов
Российской империи, а также было заморожено золото, которое размещалось
в ряде иностранных банков. Европейские банки также получили запрет на
осуществление расчетов по экспортно-импортным операциям Советской
России.
На сегодняшний день угрозы со стороны Запада не прекращаются. Так,
в 2014 году, события, произошедшие на Украине стали катализатором
«решительных» действий Запада и США и против России был введены
первые санкции. Под действие санкций попали компании и отрасли, в
которых Россия конкурентоспособна, такие как:
- нефтегазовая отрасль;
- военно-промышленный комплекс;
- атомная энергетика;
- авиакосмическая промышленность;
- банковская сфера.
В результате этого из экономики западных стран выводятся российские
компании, освобождаются места для внедрения других компаний, и прежде
всего американских. Санкции, введенные против России странами Запада и81
ЕС, говорят о том, что таким образом страны хотят не только нанести ущерб
российской экономике, но и вытеснить ее с рынка Западной Европы.
Введение экономических санкций не могло не вызвать ответных
действий со стороны российского правительства и под эмбарго попали такие
страны как США, Австралия, Канада, Норвегия и страны ЕС. Главной целью
принятия такого решения стала не только потребность в ответных действиях,
но и также стимулирование экономической активности собственных
производителей.
Нельзя однозначно сказать, что санкции оказали лишь негативное
воздействие на экономику Российской Федерации, можно выделить и
положительные стороны. Так, по в 2014-2015 гг., основное внимание стало
уделяться тем проблемам, которые уже давно требовали своего решения:
- развитие собственного с/х и рыболовства;
- развитие и расширение внедрения собственных технологий;
- развитие логистической сети;
- создание собственной платежной системы;
- развитие взаимоотношений с восточными странами.
Введение экономических санкций против России значительно
увеличило актуальность данных направлений. Их разработка позволит в
долгосрочной перспективе не только изменить структуру российского
производства, но и уменьшить зависимость от западных стран, как по
поставкам, так и по вопросам финансового обеспечения.
В сегодняшних условиях Правительство РФ активно реализует
программу импортозамещения по различным видам экономической
деятельности, а также Центробанком подготавливаются сценарии развития
российской экономики для того, чтобы предугадать возможные угрозы и
последствия.
В целом, экономические санкции против России в 2014-2016 годах
можно охарактеризовать, как стремление снизить уровень влияния России на
мировую экономическую и политическую систему, то есть использование82
экономических методов для достижения политических целей. Само собой,
введенные секторальные санкции нанесли отрицательный характер, но
можно выделить и положительные стороны в данной ситуации:
1) Расширения экспорта технологий в страны Востока, Африки и
Южной Америки. Улучшение технологических возможностей собственного
производства.
2) Развитие собственного мясного производства, появление его новых
направлений;
3) Развитие собственной рыбной промышленности за счет создания
специализированных бирж.
4) Развитие собственного молочного производства (в течение 2014-
2015 гг. доля отечественных производителей увеличилась с 60 % до 90 %);
5) Существует реальная возможность полной компенсации потерь
отечественными производителями за счет улучшения логистики.
Итак, санкции ряда стран Западной Европы и ответные меры на них со
стороны Российской Федерации имеют неоднозначное влияние на экономику
в настоящее время. Россия обладает значительным потенциалом и реальными
возможностями для стабильного развития экономики.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.02.2016);
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014
(ред.08.05.2015) [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.02.2016);
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения: 13.03.2016);
4. Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с
изм. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2016);
5. Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с
иностранными государствами». URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.04.2016);
6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.02.2016);84
7. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.07.2015)
«О промышленной политике в России». URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
20.02.2016);
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября
2003 г. № 1493-р (с изменениями и дополнениями) «О концепции развития
государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта
промышленной продукции в Российской Федерации». URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения: 12.03.2016);
9. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года №647 «Об
утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли легкой
промышленности Российской Федерации». URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения:
10.05.2016);
10. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года № 646 «Об
утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в
отрасли химической промышленности Российской Федерации». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.05.2016);
11. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года № 663 «Об
утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в
отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.05.2016);
12. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении
отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения
безопасности Российской Федерации" URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.04.2016);85
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №328 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации
"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2016);
14. Проект Минэкономразвития РФ от 30 января 2015 г. « Об
утверждении Основных направлений развития экспорта на период до 2030
года». URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.03.2016)
Учебники и учебные пособия
15. Глазьев С. Стратегия опережающего развития России в условиях
глобального кризиса. – М.: Экономика, 2012. – 162 с. – ISBN 978-112-0006-
21-7;
16. Глазьев С., Харитонов В. Нанотехнологии как ключевой фактор
нового технологического уклада в экономике. – М.: Тровант, 2011. – 159 с. –
ISBN 978-985-4671-192;
17. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном
международном праве: монография. – М.: Проспект, 2015. – 121 с. – ISBN
978-985-731-7-20-8;
18. Николаева И.П. Мировая экономика – М.: Проспект, 2013. – 251
с. – ISBN 978-5-9916-2998-0;
19. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал.
Динамика пузырей и периодов процветания. – М.: Издательство «Дело»
АНХ, 2014. – 167 с. – ISBN 978-985-1267-29-6;
20. Пономарева Е.С. Мировая экономика и международные
отношения – М.: Юнити-Дана, 2013. – 287 с. – ISBN 8-5-238-01911-6;
21. Пузакова Е.П., Архипова А.Ю. Международные экономические
отношения. Международный бизнес. – М.: Феникс, 2013. – 576 с. – ISBN:
978-5-222-14810-5;86