Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Промышленная политика Республики Татарстан на основе стратегии кластерной активации: сравнительный анализ с другими регионами России

Работа №29566

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное управление

Объем работы233
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
864
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы промышленной политики 7
1.1 Концептуально-методологические подходы к определению
промышленной политики 7
1.2 Стратегические цели и задачи промышленной политики 18
1.3 Реализация кластерной стратегии в промышленной политике на
региональном уровне 34
2. Сравнительный анализ развития промышленной политики на основе
стратегии кластерной активации 43
2.1. Сравнительный анализ промышленной политики Республики
Татарстан с другими регионами России 43
2.2. Сравнительный анализ стратегии кластерной активации Республики
Татарстан с другими регионами России 90
2.3. Оценка результативности развития промышленной политики в регионах 113
3. Пути совершенствования промышленной политики на основе стратегии кластерной активации 120
3.1 Построение прогноза развития промышленности в Республике Татарстан на среднесрочную перспективу: сравнительный анализ с другими регионами России 120
3.2. Повышение эффективности промышленной политики в Республике Татарстан на основе стратегии кластерной активации 166
3.3 .Возможности реализации промышленной политики в условиях
четвертой промышленной революции 172
Заключение 180
Список использованных источников 183
Приложение


В эпоху глобализации и цифровизации особое значение приобретает устойчивое развитие экономики страны, которое возможно при эффективной реализации промышленной политики. Промышленная политика региона является основой социально-экономического развития всей страны. Для перехода на цифровую экономику необходимо формирование нормативно - правовой базы, которая включает в себя Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, концепции и др. В Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р, описывается развитие инновационных кластеров в промышленной политике, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, в Российской Федерации каждый регион прописывает Стратегию социально-экономического развития, включающую в себя пути реализации промышленной политики, в том числе. Однако, несмотря на внедрение стратегии кластерной активации в регионах, существуют фундаментальные проблемы, которые создают преграды к развитию кластерной политики и разработке инновационной экономики в России. Основной вопрос заключается в том, сможет ли успешная кластерная модель, применяемая в развитых странах, принести свои выгоды в Российской Федерации и учитываются ли в стратегиях особенности регионов. Понимание данных проблем позволит увеличить эффективность ведения промышленной политики.
Экономические, социальные и политические различия не могут выявить успешное внедрение разработанной модели. Для этого необходимо разработать всеобъемлющее понимание и оценку для внедрения наиболее подходящей модели по своей характеристике для данного региона.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования и необходимость комплексного анализа вопросов формирования, реализации и оценки эффективности региональной промышленной политики.
В данной работе рассматривается промышленная политика в Республике Татарстан и других регионах России на основе стратегии кластерной активации.
Целью данной работы является создание методики оценки промышленной политики на основе стратегии кластерной активации в Республике Татарстан, а также выработка предложений по совершенствованию механизмов осуществления промышленной политики в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Определить теоретические основы промышленной политики;
• Провести сравнительный анализ экономических показателей Республики Татарстан и др.регионах с развитым промышленным сектором;
• Выполнить корреляционный анализ данных развития промышленной политики в исследуемых регионах;
• Провести сравнительный анализ стратегии кластерной активации Республики Татарстан с другими регионами России ;
• Разработать методику и определить оценку результативности развития промышленной политики в регионах ;
• Разработать рекомендации по совершенствованию промышленной политики на основе стратегии кластерной активации ;
• Построить прогноз развития промышленности в Республике Татарстан на среднесрочную перспективу: сравнительный анализ с другими регионами России;
• Выявить возможности и пути реализации промышленной политики в условиях четвертой промышленной революции.
Объектом исследования является промышленная политика Республики Татарстан в сравнении с другими регионами России, предметом исследования - процесс управления промышленной политикой на основе стратегии кластерной активации в сравнении с другими регионами России.
Теоретическая основа, определяющая место, роль и принципы промышленной политики в системе государственного управления раскрывается во многих работах зарубежных, и отечественных исследователей. В теоретической части данной работы рассматривается мировой опыт реализации промышленной политики, раскрываются основные принципы и методики реализации промышленной политики. Особый вклад внесли следующие авторы научных исследований: Виктория Прайс, Ха-Джун Чан, П. Кругман, М. Обстфельд, Д. Родрик, С. Лалл, Р. Линн, А. Гамильтон, Ф. Лист, Сингх, Л.Уестфаль. Внедрение кластерной стратегии в реализацию промышленной политики произошли благодаря работам: М. Портера, К. Шмитза, М. Энрайта, Р. Коуза, Й. Шумпетера, В. Пандита и Д. Кука, П. Кокситейла, Т.Стернберганда.
Для проведения исследования в данной работе применяются количественные и качественные методы: сравнение, анализ, счет, обобщение, синтез, индукция, исторический и системный методы.
В работе приводится корреляционный анализ, интегральный индекс развития регионов, метод прогнозирования и сравнительный анализ регионов промышленной политики.
Информационную базу исследования составляют: официальные статистические данные о развитии российской экономической системы,материалы международных конференций и научных семинаров, отечественных рейтинговых агентств, материалы периодической печати, экспертные оценки и расчеты.
Для проведения качественного анализа рассматриваются нормативно федеральные законодательные акты, нормативные документы, регулирующие промышленную политику Российской Федерации.
Научная новизна данной работы заключается в разработке методики оценки государственного управления промышленной политики в регионах России и составлении прогноза показателей промышленности регионов России, на период до 2020 года.
Практической значимостью работы являются разработанные рекомендации по повышению эффективности реализации промышленной политики, а также апробация: в сборнике статей IX международнопрактической конференции.- Москва: «Научно- издательский центр «Актуальность. РФ», 2017г., в сборнике материалов Международной научнопрактической конференции «Актуальные вопросы развития территорий: теоретические и прикладные аспекты».- Кемерово: Центр научного развития «Большая книга»,2017г., в международном сборнике научных трудов «Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса».- Казань,2016г., в сборнике научных статей IV международного молодежного симпозиума по управлению, экономике и финансам. - Казань: научно- образовательный центр - «Знание», 2017г.
Структура работы отражает и раскрывает поставленную цель и задачи исследования, содержит введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было создание методики оценки промышленной политики на основе стратегии кластерной активации в Республике Татарстан, а также выработка предложений по совершенствованию механизмов осуществления промышленной политики в РФ. В рамках данной работы были решены поставленные задачи и получились следующие результаты.
1. Было дано теоретическое обоснование промышленной политики. Таким образом, получается, что понятие промышленной политики неразрывно связано с большим количеством политик (таможенной, налоговой, кредитно-денежной политикой и др.) и более целесообразным считается употребление более широкого термина промышленной политики. Таким образом, промышленная политика - это совокупность действий правительства, направленных на развитие производственных секторов, в частности, организаций, оказывающих влияние на экономический рост страны, а также на поддержание конкурентоспособности внутри страны и за ее пределами. Далее были рассмотрены современные формы реализации промышленной политики в разных странах. Анализ показал, что причинами существующих различий в определении содержания промышленной политики, ее цели и задач, предмета и объекта, инструментов и механизмов реализации связано с тем, какое место в рейтинге занимает данная страна, какое у нее экономическое положение, и на каком уровне развития она находится.
2. Для проведения анализа развития промышленной политики в Республике Татарстан было отобрано семь регионов с диверсифицированной экономикой (3) и с обрабатывающей промышленностью (4). Для начала производилась оценка общих экономических показателей, которые показали, что Республика Татарстан демонстрирует устойчивый рост по сравнению с другими регионами России. Для того чтобы определить, какие показатели влияют на развитие промышленной политики в Республике Татарстан и взятых для сравнениях регионов, был проделан корреляционный анализ, который отобразил взаимосвязь производства по видам экономической деятельности с другими социально- экономическими показателями. Анализ показал, что в Республике Татарстан со всеми данными наблюдалась тесная связь, за исключением затрат на технологические инновации с добычей полезных ископаемых. На долю обрабатывающей промышленности в Республике Татарстан оказывает значение ВРП, Инвестиции в основной капитал млн.руб., Количество предприятий и организаций и немного меньшее влияние Численность работников в промышленном секторе тыс.чел. В заключение можно сделать вывод о том, что полученные данные не связаны с характером региона, например, в Кемеровской области, практически везде наблюдается обратная взаимосвязь, где есть незначимые факторы, а в Челябинской области, практически все показатели значимы, при этом оба региона ориентированы на обрабатывающую промышленность. Качественный анализ исследуемых регионов показал, что «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан 2030»расписана достаточно подробно, хорошо разработан пространственный анализ по сравнению с другими регионами России. В некоторых региональных стратегиях дословно повторяются цели, вводятся новые термины такие, как «кластер». Однако далеко не каждый регион прописывает, то каким образом должна осуществляться стратегия кластерной активации. Можно сказать о том, что в Республике Татарстан по сравнению с другими регионами документ носит практико-ориентированный характер. В результате выведенных экономических и качественных показателей был составлен интегральный индекс, который показал, что Республика Татарстан занимает первую позицию, а вторую Свердловская область. Таким образом, получается, что эффективность промышленной политики зависит от региональных органов власти, которые ведут активную деятельность в
области привлечения инвестиций, прописывают нормативно-правовые акты, а также внедряют их в работу.
3. Для того чтобы определить, эффективность реализации промышленной политики был проведен прогноз на среднесрочную перспективу, который показал высокую точность практически во всех регионах за исключением Нижегородской области, где точность прогнозных значений Валового регионального продукта на душу населения удовлетворительная. Данный прогноз для Республики Татарстан носит оптимистичный характер, а внедрение стратегии кластерной активации в промышленную политику РТ, можно считать оправданной.
4. На основе проделанных анализов были даны рекомендации по совершенствованию и развитию промышленной политики в Республике Татарстан. Получается, что РТ движется в правильном направлении, но применение инструментов в опыте зарубежных стран положительно скажется на динамике развития промышленной политики.
5. Далее были выявлены возможности реализации промышленной политики в условиях четвертой промышленной революции. Основным выводом является высокая скорость принятия решений со стороны органов государственной власти, потому что данная революция может поспособствовать резкому подъему при правильно выбранном курсе или наоборот может обесценить некоторые из направлений в промышленной политике.
Таким образом, была проведена исследовательская работа, которая отобразила состояние промышленной политики в РТ и других исследуемых регионах. В тоже время обширность выбранной темы позволила выделить наиболее значимые проблемы, анализ которых может быть основой для продолжения исследования региональной промышленной политики и в целом проблем государственного регулирования формирования и функционирования региональных промышленных кластеров в будущем.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров».
6. Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков».
7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 № 2227-р).
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 № 537).
9. Закон Республики Татарстан «О промышленной политике в Республике Татарстан» от 21 апреля 2016 года N 24-ЗРТ.
10. Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 года N 1872 «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
11. Закон Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан».
12. Закон Челябинской области от 18.06.2015 № 201-ЗО «О промышленной политике в Челябинской области»;
13. Закон Нижегородской области «О промышленной политике в Нижегородской области» от 21 декабря 2011 года № 190-З.
14. Закон республики Башкортостан от 1 декабря 2015 года N 294-з «О промышленной политике в республике Башкортостан».
15. Закон Кемеровской области от 30.10.2017 N 93-ОЗ «О развитии индустриальных (промышленных) парков».
16. Закон Красноярского края от 31 марта 2016 года N 10-4346 «О промышленной политике в Красноярском крае»
17. Закон Самарской области от 11.02.2004 N 10-ГД (ред. от 06.10.2015) «О промышленной политике в Самарской области»;
18. Постановление Правительства Свердловской области от 22.05.2013 № 646-1111 «Об утверждении стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года»;
19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).
Монографии, диссертации
20. Артемьев В.И. Промышленность России. - М.: ИНФРА-М. - 2010. - С.78.
21. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. - М.: КНОРУС.-2011 - С.26.
22. Г азимагомедов Р. Особенности современной промышленной политики: теория и практика. - М.: Экономика. - 2012. - С.62.
23. Киперман Г.Я. Основы экономики и планирования промышленных предприятий / Г.Я. Киперман и др.// - М.: Статистика, 2015. - 256 с.
24. Княгинин В., Щедровицкий П. Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. - М.: РСПП. -2013.- С.46.
25. Липсиц И.В., Нещадин А.А. «Промышленная политика России: принципы формирования и механизмы реализации». Экспертный институт, Москва, 2012. - 86 с.
26. Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: Учебное пособие / В.А. Тупчиенко. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 663 с.
27. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
Статьи и материалы периодической печати
28. Lin J.Y., Rosenblatt D. (2013). Shifting Patterns of Economic Growth and Rethinking Development // Journal of Economic Policy Reform. Vol. 15(3). P. 171-194.
29. Lin J.Y., Sun X., Jiang Y. (2013). Endowment, Industrial Structure, and Appropriate Financial Structure: a New Structural Economics Perspective // Journal of Economic Policy Reform. DOI:10.1080/17487870.2013.799035
30. Rodrik D. (2009). Industrial Policy: Don’t Ask Why, Ask How // Middle East Development Journal. Vol. 1 (1). P. 1-29. Doi:10.1142/S1793812009000024
31. Боровская М.А. Программно-целевой подход к реализации промышленной политики в многоуровневой экономике: инструментарный аспект / М.А.Боровская, И.К.Шевченко, Е.И.Лабуцкая // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 30. - С.2-6.
32. Винслав Ю. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Экономист. - 2011. - №1-2. - С.44.
33. Гильмундинов В.М. Промышленная политика России: состояние и проблемы // Регион: экономика и социология. - 2011. - N 1. - С.104-117.
34. Гранберг А.Г., Трофимова О.М. К вопросу о формировании инновационных кластеров в региональной экономике // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2010. Вып. 11.
35. Дороничев Д.А. Государственная промышленная политика как инструмент модернизации национальной экономики / Д.А.Дороничев, А.А.Звонов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - N 29. - С.18-24.
36. Жданкин Н.А., Воронин А.Д. Глубинные основы формирования промышленной политики // Промышленная политика в Российской Федерации. 2013. № 1. С. 48-55.
37. Лопота А.В. Факторы, влияющие на промышленную политику России // Инновации. - 2010. - N 1. - C.49-53.
38. Минакер П. Трансформация региональной экономической политики // Вопросы экономики. - 2011. - №3. - С.21.
39. Мисовец Ю.А. Промышленно-индустриальная политика государства / Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей РАНХ и ГС ИСИИП ЕВРАЗЭС, ФБС СНГ. Выпуск 1. Часть 2. / Под ред. А.Я. Быстрякова, О.В. Рыбаковой. — М.: Издательство «Спецкнига», 2012. — С. 251-260.
40. Погудаева М.Ю. Анализ подходов к разработке концепций
промышленной политики // Экономический журнал — №28 - 2012. - С. 34-37.
41. Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика: инновационная и
инвестиционная составляющая // Инновации. - 2011. - N 2. - С.77-82.
42. Селезнев Ф. Промышленная политика государства: исторический опыт России // Вопросы экономики. - 2011. - N 4. - С.149-153.
43. Филиппова, М.Г. Анализ современного состояния и развития
политики [Текст] / М. Г. Филиппова // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 495-500.
44. Шильченко Т.Н. Потенциал развития кластеров в регионе, Вестник Таганрогского института управления и экономики, № 1 (19), 2014. С. 2532.
Электронные ресурсы
45. Промышленное производство в России. 2016: Статистический сборник / Росстат. - М., 2016 - 337 с.
46. Сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации URL:http://minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения:01.05.2018 ).
47. Сайт Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан URL: http: //mpt.tatarstan.ru/ (дата обращения:01.05.2018 ).
48. Сайт Министерства промышленности и науки Свердловской области URL: http://mpr.midural.ru/ (дата обращения: 01.05.2018).
49. Сайт Министерства промышленности и технологий Самарской области URL: http: //www. minprom. samregion.ru/ (дата обращения: 01.05.2018).
50. Сайт Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области URL: https://minprom.government-nnov.ru/ (дата обращения: 01.05.2018).
51. Сайт Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ
Красноярского края URL: http: //www. krskstate. ru/promtorg (дата
обращения: 01.05.2018).
52. Сайт Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области URL: http://imchel.ru/ (дата обращения: 01.05.2018).
53. Сайт Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан URL: https://industry.bashkortostan.ru/ (дата обращения: 01.05.2018).
54. Сайт Департамента промышленности Кемеровской области URL: http://kemdep.ru/ (дата обращения: 01.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ