Введение 3
1. Теоретические основы оценки эффективности работы с клиентами ^
1.1. Клиентоориентированный подход в системе продаж: показатели эффективности
1.2. Методы оценки эффективности работы с клиентами ^
1.3. Способы повышения эффективности работы с клиентами 23
2. Анализ эффективности работы с клиентами на торговом
предприятии ООО «КЛЮКЕР» 27
2.1. Общая характеристика торгового предприятия ООО «КЛЮКЕР» 27
2.2. Анализ удовлетворенности потребителей качеством обслуживания ^g
3. Разработка мероприятий по повышению эффективности работы с
клиентами на предприятии ООО «КЛЮКЕР» 47
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности работы с
клиентами торгового предприятия ООО «КЛЮКЕР» 47
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение ^7
Список использованных источников 72
Приложения
Понятие «клиент» - одно из ключевых в бизнесе. Люди, связанные с бизнесом - предприниматели, менеджеры, сотрудники компаний, фрилансеры - используют его часто.
Работа с клиентами оптимизирует схему продаж компании, «настраивает» работу персонала и всей компании на клиента. При реализации программы работы с клиентами устраняются сбои во внутренних процессах, сопровождающих реализацию продукции, и покупателям обеспечивается максимальное удобство.
В результате работы с клиентами компания получает не только увеличение объемов продаж, соответственно и прибыли, но и лояльных (преданных) клиентов.
Следовательно, работа с клиентами - это организация эффективных отношений с ними для того, чтобы лояльно настроить их к компании.
Как правило, цикл работы с клиентом включает в себя несколько шагов, или этапов. Первый этап подразумевает стратегический поиск клиентов и выявление их потребностей. Второй ориентирован на переговоры с заказчиками и презентацию им определённого продукта или услуги. И, третий - на заключение сделки, а также на последующее поддержание постоянного контакта с итоговым потребителем.
Главная цель работы с клиентами заключается в обеспечении их лояльности к организации: с этим связан тот глубоко индивидуальный подход, который менеджер выстраивает по отношению к каждому отдельно взятому клиенту. Например, в рамках взаимодействия с конечным потребителем предлагаются возможные способы решения возникающих в процессе коммуникации проблем, осуществляются консультации по поводу наиболее спорных вопросов сопровождения сделки, а также сохраняются уже возникшие деловые связи.
Важно подчеркнуть, что эффективность работы с клиентами зависит, в том числе от таких составляющих, как вежливость и доброжелательность специалиста по сопровождению сделки. Можно отметить, что ключ к поддержанию постоянных и длительных контактов с клиентом - это умение устанавливать тёплые и доверительные отношения, основанные на искренности и уважении, как к самому клиенту, так и к его потребностям.
Работа с клиентами требует соблюдения определенных принципов, благодаря которым можно добиться желаемого эффекта. Некоторые принципы работы с клиентами оправданы в любой сфере деятельности и необходимы на всех этапах взаимоотношений.
Особую роль играет эффективная работа с клиентами на торговых предприятиях. Общий уровень конкуренции на рынке торговых предприятий растет. Завоевать доверие клиентов, организовать четкую и системную работу с ними - значит обеспечить стабильность работы коммерческого торгового предприятия.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна, прежде всего тем, что на сегодняшний день любая успешная торговая компания должна понимать о высокой степени важности работы с клиентом. Потому что клиент является для торгового предприятия наиболее ценным активом. От эффективной работы с клиентами на торговом предприятии напрямую зависят финансовые результаты деятельности предприятия.
Исходя из темы работы, можно обозначить цель исследования - произвести анализ эффективности работы с клиентами на торговом предприятии.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
а) раскрыть сущность клиентоориентированного подхода в системе продаж;
б) охарактеризовать способы повышения эффективности работы с клиентами;
в) рассмотреть методы оценки эффективности работы с клиентами;
г) дать общую характеристику предприятия ООО «КЛЮКЕР»;
д) произвести анализ удовлетворенности потребителей качеством обслуживания ООО «КЛЮКЕР»;
е) разработать рекомендации по повышению эффективности работы с клиентами торгового предприятия ООО «КЛЮКЕР»;
ж) произвести оценку эффективности предложенных мероприятий.
При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, синтез, анализ.
Объектом исследования является предприятие ООО «КЛЮКЕР», являющееся одним из ведущих предприятий по производству стеновой керамики в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает механизм эффективной работы с клиентами на торговом предприятии.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды таких авторов, как: Аверьянов А.К., Алексеева М.М., Долгова С.Р., Круглеева И.М. и другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех взаимосвязанных глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы.
В главе 1 раскрыты теоретические основы формирования работы с клиентами. В главе 2 проведен анализ эффективности работы с клиентами на торговом предприятии ООО «КЛЮКЕР». И в заключительной третьей главе осуществлена разработка мероприятий по повышению эффективности работы с клиентами на анализируемом предприятии.
В заключение выпускной квалификационной работы отражены основные выводы по материалу.
В современной рыночной экономике фокус внимания с товара постепенно перемещается на клиента - он законодатель на рынке, он вправе выбирать товар и услугу, диктовать свои условия и ждать особого к себе отношения.
Весьма важным является вопрос об актуальности перехода компании от товароориентированного похода к клиентоориентированному подходу, в основе которого лежит клиентоориентированность.
Под клиентоориентированностью понимается способность компании создавать дополнительный поток клиентов и дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и удовлетворения потребностей клиентов.
Чаще всего, клиентоориентированность вызывает интерес у бизнесменов в том случае, когда они хотят повысить уровень продаж, увеличить поток потенциальных клиентов или получить большую прибыль, чем в предыдущем отчетном периоде.
Клиентоориентированной компании значительно проще продавать новые услуги и продукты, так как у такой компании уже есть положительный имидж и хорошая репутация среди ее клиентов.
Особую важную роль играет клиентоориентированный подход в системе продаж. Если компания хочет, чтоб клиент не единожды купил у них товар или услугу, а стал постоянным, то продажи компании должны быть клиентоориентированными, т.е. ориентированными на истинные потребности клиента и стратегическое партнерство с ним.
Клиентоориентированность является эффективным инструментом продаж, который обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество. Часто оно может стать единственным конкурентным преимуществом на рынке, где десятки компаний предлагают одинаковые товары и услуги.
Клиентоориентированный подход в системе продаж предполагает такие качества менеджеров как: заботливость, вежливость, честность, готовность помочь, оперативность, доступность, дружелюбие, высокие знания о продукте (услуге), профессионализм сотрудника, хороший сервис.
Любая организация должна контактировать со своей целевой аудиторией, поскольку от этого зависит прибыль организации.
Под целевой аудиторией понимается общность вероятных и косвенных покупателей продукта (услуги), объединенных схожими параметрами и показателями, признаками сегментации.
Знание целевой аудитории способствует: отличным продажам, помогает принять решение о возможности создания и развития бизнеса.
При определении целевой аудитории важно обращать внимание на ее размер и динамику численности, выраженную в тыс.чел. Размер целевой аудитории позволяет оценить потенциальную емкость рынка и объем продаж, а следовательно оценить прибыльность бизнеса, окупаемость рекламных инвестиций и долгосрочный рост компании.
У каждого продукта есть своя целевая аудитория с уникальными характеристиками.
Незнание своей целевой аудиторией влечет за собой либо полный провал продукта (услуги) на рынке, либо, что чаще всего встречается в практике, значительное увеличение бюджетов на создание и продвижение продукта (услуги).
Показатели эффективности работы отдела продаж и продавцов - это точка отсчета в оценке работы отдела продаж. Только благодаря этим показателям можно сказать, насколько успешной была работа за отчетный период.
Для того, чтобы понять, насколько эффективно работает отдел продаж в целом и каждый продавец в частности, нужно оценить количественные и качественные показатели работы отдела продаж и продавцов.
Можно выделить два основных коэффициента, позволяющие оценить эффективность работы с клиентами: коэффициент удержания клиентов и коэффициент оттока.
Существуют различные методы, позволяющие оценить эффективность работы с клиентами.
Одним из методов оценки качества, эффективности работы с клиентом - метод тайного покупателя. «Тайный покупатель» может быть полезен любым компаниям, особенно в сфере продаж.
Существуют также методы, по которым происходит оценка качественных показателей эффективности работы: опросные листы для клиентов,тестирование, интервью, метод оценки 360 градусов, оценка менеджера по KPI, обзвон клиентов и другие.
В практической части выпускной квалификационной работы нами был произведен анализ эффективности работы с клиентами на торговом предприятии ООО «КЛЮКЕР».
ООО «КЛЮКЕР» является одним из ведущих предприятий по производству стеновой керамики в Республике Татарстан.
Основная задача предприятия - обеспечить выпуск продукции в необходимом объеме, высокого качества, с наименьшими затратами.
Для того чтобы определить целевую аудиторию ООО «КЛЮКЕР» и выявить наиболее важные для потенциальных потребителей стороны производства и реализации продукции, нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 150 покупателей.
В результате проведенного анкетирования было выявлено, что целевая аудитория предприятия ООО «КЛЮКЕР» подразделяется на 2 группы: юридические лица (59%) и физические лица (41 %).
В группу юридических лиц входит большое количество предприятий. Постоянными из которых являются: ООО «АГРОТЕХ», ООО «АРИС Плюс», ООО «БАРС-СК», ООО «БрикСтрой», ООО «ВМ- Строй».
Преобладание целевой аудиторией в лице строительных организаций других регионов РФ над местными строительными организациями объясняется демократичными ценами.
Для целевой аудитории - юридические лица главными критериями при выбое кирпича являются: качество используемых материалов и цена.
Нами была рассмотрена эффективность деятельности ООО «КЛЮКЕР» на примере отдела по работе с клиентами предприятия, занимающегося поддержанием контактов с клиентами и реализацией строительной продукции. Отдел по работе с клиентами состоит из руководителя, его заместителя, непосредственно ему подчиняются 2 менеджера по работе с клиентами, и ведущий специалист.
Задача отдела заключается в организации реализации производимой продукции, обслуживании клиентов методом прямых и телефонных продаж, разработки планов продаж, анализ выполнения планов, выявлении факторов, отрицательно влияющих на развитие предприятия, расширение рынка сбыта.
Основные групповые нормы в отделе по работе с клиентами ООО «КЛЮКЕР»: достижение целей; прибыльность; коллективный труд;
планирование; контроль; профессиональная подготовка кадров; нововведения; отношения с клиентами.
На предприятии ООО «КЛЮКЕР» особое значение отдается вопросу стимулирования продаж. Вопросами стимулирования продаж на предприятии занимается маркетинговый отдел.
Реклама является мощным двигателем торговли. Благодаря ей можно стимулировать количество продаж в ООО «КЛЮКЕР». Реклама ООО «КЛЮКЕР» будет нацелена на обширную целевую аудиторию: физические и юридические лица.
Нами была разработана программа лояльности для покупателей продукции ООО «КЛЮКЕР»: скидочная система, возврат процента на карту (кэшбек).
Преимущества любой программы лояльности возникают всего лишь из одной базовой цели - определения целевых клиентов, т.е. целевого сегмента.
В целях улучшения качества работы с клиентами ООО «КЛЮКЕР» на предприятии должны применяться стандарты обслуживания клиентов. Все сотрудники ООО «КЛЮКЕР» должны придерживаться стандартов обслуживания.
Для улучшения качества работы с клиентами ООО «КЛЮКЕР» также было рекомендовано использовать систему KPI для сотрудников отдела продаж, усовершенствовать работу официального сайта предприятия и применение безналичных расчетов.
В результате оценки эффективности предложенных мероприятий было выявлено, что все рекомендации окупятся уже через 2,2 месяца при ожидаемом росте прибыли 338,625 тыс. руб.
Таким образом, клиент является центральной фигурой любого бизнеса, ориентированный на получение конкретной услуги от компании и приносящий доход компании, чем больше клиентов и лучше качество обслуживания, тем больше будет прибыль.
Бизнес растет по мере увеличения клиентской базы и укрепления взаимоотношений с потребителями. Удовлетворение потребностей клиентов становится ключевым фактором обеспечения и поддержания конкурентоспособности компании.
Налаживание длительных положительных отношений с клиентом дает ощутимую прибыль фирме, а удержание уже существующих клиентов является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности фирмы.
Оценка эффективности работы с клиентами является необходимой мерой, если необходимо улучшить бизнес или просто закрепить существующий успех предприятия.
1. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги розничной торговли. Общие требования. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-51304-2009
2. ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200073894
Книги, монографии
3. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. - Москва: Инфра-М, 2015. - 320 с.
4. Аверьянов, А.К. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / А.К.Аверьянов. - М.: Издательство «Кнорус», 2016.-256 с.
5. Агдамов, Т.А. Курс лекций по маркетингу / Т.А.Агдамов. - М.: МГУ, Издательство «Инфра-М», 2015. -359 с.
6. Айбазов, Р.У., Атаманчук Г.В. и др. Теория организации: учебник/ Р.У. Айбазов. - М.: Изд. РАГС, 2014. - 456 с.
7. Александров, О.А. Экономический анализ: учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - Москва: Инфра-М, 2017. - 288 с.
8. Алексеева, М.М. Торговое дело. Учебно-методическое пособие/М.М.Алексеева. - М.: Вершина, 2014.-284 с.
9. Баринов, В.А. Основы маркетинга: учебное пособие/В.А.Баринов. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ, 2015. - 188 с.
10. Басовский, Л.Е. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Уч. Пособие/Л.Е.Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2017.-416 с.
11. Белова, Т.В. Методы оценки эффективности работы с клиентами/ Т.В.Белова //Менеджмент.-2015. -№5. - С.56.
12. Белочкина, Л.И. Клиентоориентированный подход в системе продаж/ Л.И. Белочкина // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С.37.
13. Борисова, В. В. Торговое дело: учебник / В.В. Борисова. - М.: Инфра- М, 2016. - 574 с.
14. Бочкин, К.С. Основы эффективной работы с клиентами / К.С.Бочкин. - М.: Издательство «Инфра - М», 2016. -354 с.
15. Бурилова, Е.А. Организация и управление бизнесом/Е.А.Бурилова. - М.: Издательский дом «Альпина», 2015. - 315 с.
16. Вертеева, В.П. Секреты эффективности программ лояльности / В.П.Вертеева // Продажи. -2014. -№5. -С.64.
17. Головань, С.И. Маркетинговые исследования / С.И. Головань. - М.: Феникс, 2015. - 320 с.
18. Долгова, С.Р. Торговое дело: учебник для студентов вуза/ С.Р. Долгова.
- М.: Издательство «Образование», 2014. -305 с.
19. Зернова, М.Л. Основы коммерческой деятельности/ М.Л.Зернова - М.: Издательство «Альфа-М»,2017. -630 с.
20. Иванов, А.А. Курс лекций по торговому делу/ А.А.Иванов. - М.: Издательство «Инфра», 2015. -203 с.
21. Каплина, С. А. Организация коммерческой деятельности: Учебное пособие для сред. спец. заведений/ С. А. Каплина. - Ростов н/ Д: Феникс, 2015. - 414 с.
22. Козловский, В.А. и др. Производственный менеджмент: учебник/ В.А. Козловский. - М.: Инфра-М, 2016. - 574 с.
23. Круглеева, И.М. Основы маркетинга/ И.М.Круглеева. - М.:Издательство «Кнорус», 2015. -311 с.
24. Липсиц, И.А. Клиентоориентированный подход в системе продаж: практическое пособие / И.А. Липсиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2017.- 598 с.
25. Любанова, М.В Менеджмент организации/ М.В.Любанова. - М.:Издательство «Экономист»,2016. -247 с.
26. Маркова, В.Д. Основы торгового дела: учебник / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2014. - 216 с.
27. Монапова, Л.А. Менеджмент организации: учебник/ Л.А.Монапова. - М.: Издательство «Зерра»,2015. - 440 с.
28. Морошкин, В. А. Менеджмент торгового предприятия: учебное пособие / В.А. Морошкин, В. П. Буров. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
29. Назаров, А. И. Механизм организации процесса работы с клиентами/ А. И. Назаров // Экономика и управление. - 2017. - №4. - С.58.
30. Памбухчиянц, О.В. Технология розничной торговли/ О.В. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2016. - 284 с.
31. Платонова, Н.А. Использование методов маркетинговых исследований / Н.А Платонова, Т.В. Харитонова. - М.: Дело и сервис, 2015. - 336 с.
32. Просветов, Г. И. Управление конкурентоспособностью организаций: учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. - 3-е изд., доп. - М: Альфа-Пресс,2014. - 187 с.
33. Самигуллина, С.П. Стратегический менеджмент/ С.П.Самигуллина.- М.:Издательство «Альфа», 2014. -399 с.
34. Сафиуллин, А.И. Курс лекций по маркетингу/ А.И.Сафиуллин. - М.:Издательство «Дельта»,2018. -352 с.
35. Теверкина, О.П. Экономика торгового предприятия: учебник / О.П.Теверкина.- М.:Издательство «ОСигма»,2014. - 659 с.
36. Ушаков, О.К. Основы маркетинга/ О.К.Ушаков. - М.: Издательство «Инфра-М»,2015. -208 с.
37. Черняк, В.З. Экономика: учебник для вузов/В.З.Черняк.- М. ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 470 с.
38. Шевчук, Д. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху: учебное пособие / Д. А. Шевчук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 301 с.
39. Юркин, С.П. Маркетинг/ С.П.Юркин. - М.:Издательство «Образование», 2015. -344 с.
40. Юрковская,О.А. Разумный маркетинг. Как продавать больше при меньших затратах / Ольга Юрковская. - М.: «Издательство «Питер», 2015. - 192 c
41. Яговкина, А.В. Основы торговой деятельности: учебник / А.В. Яговкина. - М.:Издательство «Образование»,2014. -540 с.
42. Ямбулатов, А.К. Организационное поведение и управление персоналом: учебник/А.К.Ямбулатов.- М: Новое знание, 2014. - 341 с.
43. Ярыгина, Д.М. Академия рынка: маркетинг / Д.М.Ярыгина. М.:Издательство «Кнорус», 2017. - 457 с.
44. Яскевич, Е.В. Рекламная деятельность. Учебно-методический комплекс/Е.В.Яскевич. - М: Новое знание, 2014. - 284с.
45. Ястребов, Д.А. Основы коммерческой деятельности: учебник/ Д.А.Ястребов. - М.:Издательство «Норм-М», 2014. -605 с.
Электронные ресурсы
46. Официальный сайт предприятия «Клюкер». Режим доступа: http//www. kluker.ru
47. Официальный сайт ИТ-ХИТ. Режим доступа: http//www. web.it-hit.ru