РЕЧЕ- КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты понимания прогностической
компетентности 8
1.1. Современные подходы к изучению прогностической компетентности....8
1.2. Рече - коммуникативная функция прогностической компетентности
младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата 28
Выводы по первой главе 44
Глава II. Эмпирическое изучение сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников 46
2.1.Организация и содержание экспериментальной работы по изучению особенностей рече - коммуникативной функции прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями ОДА 46
2.2. Методические рекомендации по формированию рече -
коммуникативной функции младших школьников с нарушениями ОДА 70
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложения 94
Глава I. Теоретические аспекты понимания прогностической
компетентности 8
1.1. Современные подходы к изучению прогностической компетентности....8
1.2. Рече - коммуникативная функция прогностической компетентности
младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата 28
Выводы по первой главе 44
Глава II. Эмпирическое изучение сформированности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников 46
2.1.Организация и содержание экспериментальной работы по изучению особенностей рече - коммуникативной функции прогностической
компетентности младших школьников с нарушениями ОДА 46
2.2. Методические рекомендации по формированию рече -
коммуникативной функции младших школьников с нарушениями ОДА 70
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список использованной литературы 83
Приложения 94
Актуальность исследования. Инновационные процессы требуют измененных методик к обучению младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата в области современного обучения. Повышение качества образования и доступность всех граждан без исключения, является одной из главных целей политики России. Профилактика и реабилитация детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата становится все более актуальной. Дети с нарушениями ОДА требуют измененных подходов к образованию, что развивает адаптированную личность и формирует ее, личность, которая будет обладать навыками социально - адаптированного поведения. Развитие обучения в данном направлении обеспечивает равные права и возможности выбора образования в будущем, не взирая на недостатки в развитии. Для осуществления данной задачи, была введена образовательная инклюзия, которая помогает реабилитировать ребенка и семью.
Система выступает как пространство социализации личности, в которой реализуется поведение учащихся. Прогнозирование - важная составляющая для ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Одной из важнейших психических функций, играющих приоритетную роль в психическом развитии, является речевая функция. Именно формирование и овладение навыками коммуникации создает фундамент для специфических социальных контактов ребенка.
Основными проблемами социального развития детей с недостатками в развитии являются нарушение связи с предметным и социальным окружающим миром, бедности и стереотипности взаимодействия. Ребенок осваивает норму при взаимодействии с окружающими в школе, которая помогает ему адаптироваться в обществе.
Социальные роли и нормы поведения, которые ребенок рассматривает как процесс социализации. Младшие школьники занимают особое место в учебной деятельности, с точки зрения развития, прогнозирования, младшие школьники систематизируют и расширяют знания, у них формируется внутренний план действий. У младших школьников с нарушениями ОДА имеются специфические особенности рече — коммуникативных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности коммуникативных навыков.
Школа и класс, которые представляют социальное общество, организованное в соответствии с нормами поведения, которые приняты в обществе, а ученик, в этом обществе организует свое поведение. Отсутствие умения прогнозировать результаты любой деятельности ведет к неправильной стратегии рассуждений, действий, неправильному выбору средств достижений целей. Главная роль в процессе социально - психологической адаптации принадлежит механизмам прогнозирования развития событий, способностям детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата предвидеть развитие их взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Проблема прогнозирования мало изучена в качестве способности к адаптации младшего школьника в социуме, что определяет актуальность данного исследования
Цель исследования: на основе выявленных особенностей рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата разработать стратегию ее формирования
Объект исследования - рече - коммуникативная функция прогностической компетентности.
Предмет исследования — особенности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно — двигательного аппарата.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что прогнозирование младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата может отличаться бедностью используемых рече-языковых средств и отсутствием в прогнозе высказываний других участников.
Задачи исследования :
1. Изучение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление специфических особенностей рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
3. Разработка методических рекомендаций рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно — двигательного аппарата
Методологическая база исследования. Положения системно - функционального подхода об антиципации как о феномене, пронизывающем все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и паталогии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователе: А.Ю. Акопова, В.А. Иванникова, Л.И. Переслени, Ф.И, Случевского, Д.А. Ширяева; идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П.Павлов, П.К.Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф.Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А.Регуш, Е.Н.Сурков,
Б.Ф.Ломов, А.В.Брушлинский, А.Г.Асмолов, А.К.Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, ЛА.Регуш), клинического подхода (В.М.Менделевич, А.Э.Узеленская, О.В.Демакина, Т.В.Скиданенко,А.И.Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование»; работы по изучению формирования учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина) и при нарушениях опорно-двигательного аппарата (Л.О. Бадалян, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук идр.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; методика изучения прогностической компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная авторским коллективом кафедры клинической психологии и дефектологии Института психологии и образования Казанского федерального университета; методы математической статистики (t-критерий Стьюдента)
База нсследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья"; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о специфических характеристиках прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно — двигательного аппарата; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации учебного процесса детей и социализации младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Использование результатов исследования может способствовать предупреждению возникновения более сложных вторичных нарушений развития у детей данной категории.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2018).
Структура н объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 94 источник. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками. Общий объем работы составляет 94 страницы.
Система выступает как пространство социализации личности, в которой реализуется поведение учащихся. Прогнозирование - важная составляющая для ребенка с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
Одной из важнейших психических функций, играющих приоритетную роль в психическом развитии, является речевая функция. Именно формирование и овладение навыками коммуникации создает фундамент для специфических социальных контактов ребенка.
Основными проблемами социального развития детей с недостатками в развитии являются нарушение связи с предметным и социальным окружающим миром, бедности и стереотипности взаимодействия. Ребенок осваивает норму при взаимодействии с окружающими в школе, которая помогает ему адаптироваться в обществе.
Социальные роли и нормы поведения, которые ребенок рассматривает как процесс социализации. Младшие школьники занимают особое место в учебной деятельности, с точки зрения развития, прогнозирования, младшие школьники систематизируют и расширяют знания, у них формируется внутренний план действий. У младших школьников с нарушениями ОДА имеются специфические особенности рече — коммуникативных характеристик прогностической компетентности в сравнении с детьми, развивающимися в норме, которые проявляются в несформированности коммуникативных навыков.
Школа и класс, которые представляют социальное общество, организованное в соответствии с нормами поведения, которые приняты в обществе, а ученик, в этом обществе организует свое поведение. Отсутствие умения прогнозировать результаты любой деятельности ведет к неправильной стратегии рассуждений, действий, неправильному выбору средств достижений целей. Главная роль в процессе социально - психологической адаптации принадлежит механизмам прогнозирования развития событий, способностям детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата предвидеть развитие их взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Проблема прогнозирования мало изучена в качестве способности к адаптации младшего школьника в социуме, что определяет актуальность данного исследования
Цель исследования: на основе выявленных особенностей рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно - двигательного аппарата разработать стратегию ее формирования
Объект исследования - рече - коммуникативная функция прогностической компетентности.
Предмет исследования — особенности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно — двигательного аппарата.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что прогнозирование младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата может отличаться бедностью используемых рече-языковых средств и отсутствием в прогнозе высказываний других участников.
Задачи исследования :
1. Изучение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление специфических особенностей рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата.
3. Разработка методических рекомендаций рече - коммуникативной функции прогностической компетентности у детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно — двигательного аппарата
Методологическая база исследования. Положения системно - функционального подхода об антиципации как о феномене, пронизывающем все уровни психического отражения действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова; работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и паталогии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователе: А.Ю. Акопова, В.А. Иванникова, Л.И. Переслени, Ф.И, Случевского, Д.А. Ширяева; идеи психофизиологии о понимании процессов прогнозирования (И.П.Павлов, П.К.Анохин, Н.А. Бернштейн), структурно-уровневого подхода (Б.Ф.Ломов, Е.Н. Сурков), положения деятельностного подхода (Л.А.Регуш, Е.Н.Сурков,
Б.Ф.Ломов, А.В.Брушлинский, А.Г.Асмолов, А.К.Осницкий), генетического подхода (Е.А.Сергиенко, ЛА.Регуш), клинического подхода (В.М.Менделевич, А.Э.Узеленская, О.В.Демакина, Т.В.Скиданенко,А.И.Ахметзянова) к пониманию понятий «антиципация» и «прогнозирование»; работы по изучению формирования учебной деятельности в норме (И.В. Шаповаленко, О.А. Карабанова, В.С. Мухина) и при нарушениях опорно-двигательного аппарата (Л.О. Бадалян, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук идр.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой теме; методика изучения прогностической компетентности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная авторским коллективом кафедры клинической психологии и дефектологии Института психологии и образования Казанского федерального университета; методы математической статистики (t-критерий Стьюдента)
База нсследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья"; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Практическая значимость работы заключается в полученных результатах, которые помогают расширить и дополнить сведения о специфических характеристиках прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно — двигательного аппарата; данные сведения могут стать полезными участникам образовательного процесса детей данной категории (педагогам, психологам), а так же родителям; будут способствовать организации учебного процесса детей и социализации младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата. Использование результатов исследования может способствовать предупреждению возникновения более сложных вторичных нарушений развития у детей данной категории.
Апробация работы: основные результаты исследования представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (Казань, 2018).
Структура н объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 94 источник. Работа проиллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками. Общий объем работы составляет 94 страницы.
Интерес к прогнозированию как психическому явлению существует в психологии с момента ее выделения в самостоятельную науку. Процессы прогнозирования (антиципации, предвидения, предвосхищения будущего и др.) многие исследователи рассматривают в последние годы в числе психологических феноменов, значимых для процессов социализации. В течение развития науки сложились целые подходы к определению данного процесса.
Младший школьный возраст является важным этапом для формирования прогностической компетентности человека, ведь именно в этот период закладываются основы социализации личности. При попадании в новый круг общения, не только расширяются социальные контакты ребенка, но и усложняется содержание значимых отношений. Именно в результате этих изменений, возрастают требования к способности младшего школьника ^ предвидеть последствия собственных действий.
В эмпирическом исследовании нами были выявлены особенности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нормативным развитием и с нарушениями опорно - двигательного аппарата. У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата прогностическая компетентность рече - коммуникативной функции недостаточно сформирована по сравнению с младшими школьниками без нарушений в развитии.
Таким образом, по результатам проведенного исследования уровня (^» развития рече — коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно — двигательного аппарата, можно сделать вывод, что действительно, прогнозирование младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата может отличаться бедностью используемых речс- языковьгх средств и отсутствием в прогнозе высказываний других участников. Специфика прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями ОДА отражается в более сформированных ее функциях во внеучебном взаимодействии, чем учебной ситуации, а также важнейшей сферой отношений, в которых осуществляется социализация младшего школьника с нарушениями ОДА является отношение к болезни. Гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение. Цели и задачи исследования достигнуты
Младший школьный возраст является важным этапом для формирования прогностической компетентности человека, ведь именно в этот период закладываются основы социализации личности. При попадании в новый круг общения, не только расширяются социальные контакты ребенка, но и усложняется содержание значимых отношений. Именно в результате этих изменений, возрастают требования к способности младшего школьника ^ предвидеть последствия собственных действий.
В эмпирическом исследовании нами были выявлены особенности рече - коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нормативным развитием и с нарушениями опорно - двигательного аппарата. У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата прогностическая компетентность рече - коммуникативной функции недостаточно сформирована по сравнению с младшими школьниками без нарушений в развитии.
Таким образом, по результатам проведенного исследования уровня (^» развития рече — коммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно — двигательного аппарата, можно сделать вывод, что действительно, прогнозирование младших школьников с нарушениями опорно - двигательного аппарата может отличаться бедностью используемых речс- языковьгх средств и отсутствием в прогнозе высказываний других участников. Специфика прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями ОДА отражается в более сформированных ее функциях во внеучебном взаимодействии, чем учебной ситуации, а также важнейшей сферой отношений, в которых осуществляется социализация младшего школьника с нарушениями ОДА является отношение к болезни. Гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение. Цели и задачи исследования достигнуты
Подобные работы
- Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Регулярные характеристики прогностической компетентности старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарат
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Регулятивная функция прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



