Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №29549

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
487
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема саморазвития личности учителя математики с использованием компьютерных технологий в теории и практике высшей школы 9
1.1. Саморазвитие личности учителя математики как объект
психолого-педагогических исследований 9
1.2. Теоретические и практические предпосылки использования
компьютерных технологий в саморазвитии будущих учителей 21
Выводы по 1 главе 31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса саморазвития личности учителя и использованием компьютерных технологий 33
2.1 Организация и методика опытно-экспериментального
исследования саморазвития личности учителя с использованием компьютерных технологий 33
2.2 Толерантное мировоззрение как условие профессионального
саморазвития личности 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение

Актуальность исследования. Новые высококвалифицированные субъекты профессиональной деятельности необходимы в любых сферах с целью стратегического направления экономического и социального развития нашего государства, так как они несут в себе новейшие знания и технологии. С учетом смены требований к субъекту деятельности изменяются и требования по отношению к процессу его профессионализации. Все это приводит к незаменимому проектированию профессиональной и образовательной среды, а также не менее важного концептуального, теоретического и технологического обеспечения соответствующего процесса. Таким образом, на сегодняшний день можно выделить актуальную научно-практическую задачу, заключающуюся в разработке концепции профессионального развития субъекта деятельности.
Любые инновационные процессы на первое место ставят непосредственно педагога, так как он играет в этом ключевую роль. Он влияет не просто на личностные качества и образовательные навыки обучающихся, а оказывает воздействие на целые поколения, а значит и на будущее всей страны, так как она складывается из общества, которое он воспитает.
В силу постоянного совершенствования в области образования появляется трудность в подборе профессиональных специалистов, а также в их непосредственной подготовке, которые конкурентоспособны на рынке труда, компетентны, свободно владеют своей профессией. Однако наряду с этим специалист должен заниматься профессиональным саморазвитием, в том числе он должен осознавать, что для этого необходимо не только владеть знаниями и навыками своей профессии, но и быть мобильным, уметь адаптироваться, что крайне важно в современных условиях. Это приводит к еще одной проблеме совершенствования теоретической и практической подготовки социальных педагогов, которые способны продуктивно решать задачи социализации, адаптации молодежи к современным жизненным процессам. Непосредственно, под профессиональным саморазвитием педагогов подразумевается их собственная сформированная профессиональная направленность, которая формируется на протяжении всей профессиональной деятельности.
С учетом все большего вовлечения в общественную жизнь компьютера, современное общество охватывает процесс информатизации всё большими темпами. Данный процесс включает в себя в том числе информатизацию образования, который предполагает применение новейших информационных технологий с целью реализации идей развивающего обучения, повышения эффективности и, непосредственно, качества учебно-воспитательной деятельности.
Процесс информатизации оказывает серьезное воздействие на образование, что постепенно приводит к использованию в образовательной практике психолого-педагогических разработок, которые основаны на применении компьютерной техники в ходе учебного процесса. Компьютеризация во многом положительно сказывается на качестве усваиваемых знаний, умений и навыков. Более того, посредством компьютерной техники появляется возможность более рационально использовать время, так как теперь же на изучение учебного материала его требуется меньше, а также развитие творческого потенциала обучающихся происходит более эффективно и результативно. Особо важно в современном мире развить личность, которая будет полна профессионально значимыми качествами и самостоятельно познавать. Данные направления считаются приоритетными задачами современной высшей школы.
Изучая проблему развития познавательной самостоятельности, можно отметить исследования многих отечественных педагогов и психологов, которые отразили их в книгах, монографиях, учебной литературе. Так, например, В.М. Бехтерев, С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн и др. раскрывали важнейшее значение самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей обучаемого, проводили изучения направлений формирования познавательной самостоятельности, что привело к выдвижению теории поэтапного формирования умственных действий, а также формированию организации управления познавательной деятельностью обучаемых. Авторами был сделан вывод о том, что формирование познавательной самостоятельности способствует формированию активной творческой личности, что крайне важно в современном обществе.
Так, другими исследователями решались вопросы, касающиеся внедрения компьютерных технологий в процесс обучения. Среди авторов работ, посвященных данной проблематике, выделяют В.В. Алейникова, И.В. Алехиной, В.И. Гриценко, А.М. Довгялло, И.Д. Клегериса, Л.Ф. Плеуховой, Г.В. Рубиной, Т.А. Сергеевой, Я.Я.Сприеслиса, С.А. Христочевского,В.Ф. Шолоховича и др. Сущность их работ заключается в раскрытие возможности активизации, индивидуализации и интенсификации учебного процесса, реализации творческого характера обучения при применении новых информационных технологий.
В то же время не стоит рассматривать влияние процесса информатизации образования лишь на сторону обучающегося, ведь преподаватель также является непосредственным участником данного процесса. Все это ведет к проблеме влияния компьютерных технологий на деятельность и саморазвитие преподавателя.
Таким образом, особо актуальными вопросами выделяются определение степени влияния компьютерных технологий на саморазвитие педагогов.
Цель исследования: разработать теоретико-методические основы формирования информационной культуры педагога в процессе профессиональной деятельности.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность учителя математики.
Предмет исследования: процесс формирования и развития познавательной самостоятельности учителя математики в ходе применения им компьютерных технологий.
Гипотеза исследования:
В роли гипотезы решения проблемы существует предположение о том, что посредством компьютерных технологий оказывается воздействие на выполнение служебных обязанностей учителей математики, которые непосредственно влияют на профессиональную деятельность педагога в будущем.
Исходя из того, что формирование информационной культуры педагога как целостности должно рассматриваться в качестве одной из главных педагогических целей процесса становления педагога.
Следовательно, согласно выделенными предметом, целью и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования, которые необходимо решить в ходе написания работы:
1. исследовать саморазвитие личности учителя математики;
2. изучить предпосылки применения компьютерных технологий в саморазвитии будущих учителей;
3. провести опытно-экспериментальную работу по организации процесса саморазвития личности педагога;
4. проанализировать влияние толерантного мировоззрения в ходе саморазвития.
База исследования: Институт механики и математики Казанского Федерального Университета
Методологической основой исследования являются философские положения о единстве теории и практики, универсальной связи, развития и целостности реального мира; психологические и педагогические концепции творческой сущности человека и определяющей роли деятельности в формировании личности, мотивации воспитательной и познавательной деятельности; многочисленные исследования отечественной и зарубежной науки об организации обучения на основе компьютерных технологий.
Теоретическую базу исследования составили: психологические теории деятельности (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн,), положения и выводы современной теории развития познавательной самостоятельности обучаемых (Н.А. Половникова, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина,), положения теории компьютеризации образования (Н.В.Апатова, Б.С.Гершунский, А.М.Довгялло, Е.А. Машбиц, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович и др.). Немаловажную роль играют и положения о сущности педагогического процесса (В.И. Андреев, В.В. Краевский), об активизации познавательной деятельности посредством реализации методов и форм обучения (С.И. Архангельский, И .Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.).
Организация процесса обучения на базе компьютерных технологий подвергалась изучениям с помощью исследований П.Р. Атутова, Г.В. Рубиной, В.Д. Симоненко и др. Более того, проводился анализ трудов педагогов и психологов в сфере программированного обучения, алгоритмизации учебного процесса (например, В.П. Беспалько, Л.Н. Ланда, Н.Ф. Талызина), методики активизации самостоятельной работы студентов с применением программных средств (И.Д. Клегерис, Я.Я. Сприеслис и др.)
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- поставлена и на основе авторской концепции решена проблема саморазвития личности будущего педагога в ходе непрерывного педагогического образования;
- определена сущность и особенности саморазвитие личности педагога по математике как объекта психолого-педагогических исследований;
- выявлены условия саморазвития личности педагога в ходе вузовской профессиональной подготовки;
- определены педагогические особенности педагога в современных условиях развития общества;
- изучены информационно-коммуникативные технологии и оценено их влияние в образовательной деятельности;
- освещен процесс компьютеризации и информатизации в контексте его влияния на саморазвитие будущих преподавателей;
- выявлена взаимосвязь психологических и социально-психологических факторов, а также личностных характеристик будущего учителя с его будущей образовательной деятельностью.
В теоретическую значимость исследования включается обоснование содержания понятий «саморазвитие личности», «компьютерные технологии», «педагогический профессионализм», «педагогическое общение», «информационные технологии», «информационно-коммуникативные технологии», процесса информатизации и компьютеризации, предпосылок развития саморазвития будущего учителя в процессе обучения.
Технология образования информационной культуры учителя, которая включает в себя номенклатуру целей, содержательные и процессуальные средства профессиональной подготовки, помогает направлять и развивать отдельные компоненты и целостную информационную культуру учителя в ходе теоретической и практической профессиональной подготовки на различных стадиях обучения, - все это несет в себе практическую значимость исследования. Рассмотренные ситуации и задания в настоящей работе могут выступать основой для организации саморазвития педагогических способностей учителя и положительной динамики его культуры с применением компьютерных технологий, в том числе данный анализ может быть полезен в дальнейших творческих разработках.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гуманизация школы, которая обеспечивает выявление полного набора сущностных сил человека, его индивидуальности, творческого потенциала имеет тесную связь с духовным обновлением общества. В данных условиях становится актуальной проблема личностного развития будущего педагога, владеющий общечеловеческими и профессионально значимыми ценностями, способностью к скорой адаптации в сложившихся определенных социокультурных ситуациях и к саморазвитию, навыками наиболее полно воспринимать разнокачественные, разносущностные и разномасштабные процессы и явления многомерной педагогической реальности.
В целом само содержание и динамика развития личности будущего педагога в современной науке, как правило, подлежит рассмотрению с точки зрения формирования профессионального сознания и самосознания учителя, его ценностей, смысловых образований, креативности, рефлексии, формирования его профессиональной культуры и аксиологических аспектов профессионально-педагогической деятельности, развития творческого профессионально-педагогического мышления, которое способствует привлечению студента-будущего педагога к подобной культуре.
Проведенный анализ существующих современных подходов к определению этого сложного диалектического процесса привел к выводу о том, что развитие личности будущего педагога следует рассматривать с позиции процесса смены содержания, состава и структуры разнообразных сфер личности, включающий интеграцию и актуализацию в педагогическом труде профессионально-значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование своего профессионального образа мира, который приводит к абсолютно новому строю и способу жизнедеятельности. Все это говорит о направленном процессе новообразований на конкретных этапах профессионализации педагога, который приводит к появлению положительных перемен в деятельностных, личностных характеристиках и способах педагогического мышления студента, который обеспечивает качественно новый, более эффективный, уровень решения профессионально-педагогических задач.
По итогам проведения опытно-экспериментальной работы можно прийти к выводу о том, что посредством информационных технологий происходит сложный и многогранный процесс развития личности будущего педагога в ходе его общепедагогической подготовки. В пользу данного мнения приводились доказательства того, что применение информационных технологий в ходе саморазвития будущего учителя математики положительно сказывается на их педагогическом самообразовании и самовоспитании, глубоком осознании смысла, содержания и особенностей педагогической профессии, способствует активному их включению в самостоятельную учебную, поисково-творческую деятельность.
Результат опытно-экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу исследования, выводы об актуальности и практической значимости рассматриваемой темы с целью будущей разработки и внедрения информационных технологий в образовательный процесс педагогических вузов. Таким образом, был сделан вывод о более эффективном саморазвитии личности будущих педагогов в случае организации комплекса педагогических условий.
Саморазвитие личности будущего учителя крайне важно особенно в современных условиях, так как, обладая знаниями, навыками, владея материалом и т.д., должно быть заложено в самом человеке способность донести это другим, как можно понятнее, доходчивее. В силу этого приходим к выводу о том, что без личного развития стать настоящим учителем невозможно. Необходимо многогранное саморазвитие человека практически в любой сфере, где такой человек хочет добиться успеха, а применение информационных технологий только ускорит данный процесс и будет способствовать более эффективному усвоению.



1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. - М.: НексПринт, 2010.-84 с.
2. Басов Н.Ф. Социальная педагогика. Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2010. - 230 с.
3. Бебенин В.Г. Педагогика в системе исполнения наказаний: факты, проблемы, решения. / В.Г. Бебенин. - М.: МГИУ, 2007. - 204 с.
4. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
5. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций / В.Л.Бенин. - Уфа, 2014. - 515 с.
6. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для
бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
8. Воднева С.М. Формирование толерантности студентов как педагогическая проблема // Вестник Псковского государственного университета. 2014. № 4. С. 149-154.
9. Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. — С. 249— 250. — 300 с.
10. Волкова Л.С. Организационно-педагогическая система развития компьютерной культуры педагога: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Казань, 2011. - 16 с.
11. Гоноболин Ф.П. Психология. Учебное пособие / М.:Просвещение, 1973. - 240 с.
12. Громкова М.Т. Педагогика высшей ттткольт: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 с.
13. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2.
Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное
пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 с.
14. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. Г. Захарова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.
15. Инновационные технологии в образовании: учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе бакалавриата 230400.62 "Информационные системы и технологии", профиль "Информационные системы и технологии в образовании" / сост. А. А. Ступин ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 22 с.
16. Информационные системы и технологии: Научное издание. / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 с.
17. Информационные технологии : учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с.
18. Исаев Г.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2013. - 464 с.
19. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев. - М.: Дашков и К, 2014. - 304 с.
20. Костенко С. А. Толерантность как фактор профессионального «нестарения» учителя // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 123-125.
21. Коржуев А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 с.
22. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
23. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 с.
24. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 112 с.
25. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
26. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 с.
27. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 с.
28. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 с.
29. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 с.
30. Крысько В.Е. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Е. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 с.
31. Крысько В.Е. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Е. Крысько. - М.: Эксмо, 2010. - 416 с.
32. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Еригорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
33. Михайлычев Е.А. Математические методы в педагогическом исследовании / Е.А. Михайлычев. - М.: Высшая школа, 2017. - 645 с.
34. Педагогика. Учебник / Л.С. Подымова и др. - М.: Юрайт, 2017. - 334 с.
35. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус ; под ред. П.И.Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
36. Педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. П. И. Пидкасистого. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. Издательство Юрайт, 2016. — 408 с.
37. Педагогика и психология высшей школы: учеб, пособие / Ф.В. Шарипов. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
38. Педагогические технологии: Учебник / Левитес Д.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 403 с.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб, пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ВЛАД ОС, 1999. - 480 с.
40. Рягузова Е.В. Детерминанты самореализаций личности//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия философия. Психология. Педагогика, 2013. Том 13. - № 2 - 1. - С. 98 - 103.
41. Степанова И. А., Донгаузер Е.В. Толерантность как
профессиональное свойство личности педагога // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. - № 3. - С. 35-45.
42. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 с.
43. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 с.
44. Утепбергенова З.Д. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОЕА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2012.
45. Чекмарева Т.Н. Психолого-педагогические основания развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях современного российского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-1 (64). С. 99-105.
46. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 с.
47. Шилягина А.М. Информационные технологии в образовании. Электронный учебник //Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2.
48. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-
педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и
магистрантов по направлению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. -208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ