ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……………………..5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФТС В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ…….9
§ 1. Понятие и структура представителей ФТС России в иностранных
государствах………………………………………………………………...9
§ 2. Полномочия представителей ФТС России за рубежом……………15
§ 3. Организация деятельности представителей ФТС России в
иностранных государствах……………………………………………….19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ФТС В
РЕСПУБЛИКЕ ФРГ ………………………………………………………….23
§ 1. Порядок назначения ФТС России в ФРГ……………………….....23
§ 2. Функции представителя ФТС России в Германии……………….25
§ 3. Особенности внутренней организационной деятельности
представителя ФТС России в ФРГ………………………………….….30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФТС В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ…...33
§ 1. Проблемы обеспечения информационной безопасности
представителей ФТС России в иностранных государствах…………....33
§ 2. Расширение административной юрисдикции представителей ФТС
России за рубежом………………………………………………………..36
§ 3. Совершенствование системы трудового обеспечения
представителей ФТС России в иностранных государствах…………....44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….………………..53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………59
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...66
Актуальность темы исследования. Международное сотрудничество
таможенных органов - это одно из главных направлений деятельности ФТС
России.
Международное Таможенное сотрудничество ФТС России
осуществляется в соответствии с Концепцией внешней политики Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.
Путиным 12 февраля 2013 года, и с учетом складывающихся реалий в
современной международной обстановке.
В 2015 году было заключено 18 международных договоров, 8
меморандумов и 3 плана по межведомственному взаимодействию с 14
странами, в том числе подписаны межправительственные соглашения о
сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Палестиной,
Сирией, Иорданией и Египтом.
ФТС России активно ведет международное сотрудничество с
Белоруссией, Киргизией и Арменией в рамках ЕАЭС.
9 июля 2015 года ФТС России на полях саммита БРИКС в г. Уфе
подписала трехсторонний меморандум с таможенными службами Китая и
Монголии об облегчении торговли, для реализации которого создана
трехсторонняя рабочая группа.
В 2015 году ФТС России впервые возглавила Комитет по аудиту
Всемирной таможенной организации.
15 декабря 2015 года подписана Программа взаимодействия
таможенных служб государств – членов ШОС на 2016 – 2021 годы.
Одной из форм международного сотрудничества является
представительство ФТС за рубежом.
Всего в 2015 году представительства и представители ФТС России
работают в 20 странах мира на трех континентах.6
Как отмечают специалисты, институт представителей таможенной
службы Российской Федерации за рубежом является одним из основных
инструментов осуществления международной деятельности ФТС России.
Одними из главных направлений деятельности представители ФТС
России за рубежом является: совершенствование сотрудничества, сбор
информации, налаживание партнерских отношений в таможенной сфере.
Однако отмечу, что деятельность таких представительств требует
дальнейшего совершенствования.
Таким образом, значимость представителей ФТС России в
иностранных государствах для международного сотрудничества и наличие
проблем в этой сфере свидетельствует об актуальности темы исследования.
Теоретическая основа исследования. Вопросы деятельности
представителей ФТС России в иностранных государствах были предметом
исследования многих ученых.
В данной работе были использованы труды отечественных авторов:
Аверичевой И.Л., Волченко Т.И., Зуевой Т.С., Константиновой Л.В.,
Пащенко А.В., Шохина С.О. и других.
Объектом исследования будут являться общественные отношения,
касающиеся деятельности представителей ФТС России в иностранных
государствах.
Предметом исследования будут являться теоретические
представления, судебная практика, нормы законодательства о
представителях ФТС России за рубежом.
Цель работы - комплексный анализ нормативно-правовых актов,
теоретических суждений, судебной практики, регулирующих вопросы
представительств ФТС России за рубежом, а так же выявление проблем в
этой сфере и предложение собственных путей их решения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие
основные задачи:7
1. Дать понятие представителей ФТС России в иностранных
государствах.
2. Рассмотреть полномочия представителей ФТС России за рубежом.
3. Проанализировать организацию деятельности представителей ФТС
России в иностранных государствах.
4. Рассмотреть особенности назначения ФТС России в Германии.
5. Охарактеризовать специальные функции представителя ФТС России
в ФРГ.
6. Проанализировать особенности внутренней организационной
деятельности представителя ФТС России в ФРГ.
7. Рассмотреть проблемы обеспечения информационной
безопасности представителей ФТС России в иностранных государствах.
8. Проанализировать вопросы расширения административной
юрисдикции представителей ФТС России за рубежом.
9. Охарактеризовать систему трудового обеспечения
представителей ФТС России в иностранных государствах.
Методологическая основа исследования представляет собой
общенаучный диалектический метод познания социально-правовых явлений,
а также ряд научных методов, используемых при изучении общественных
отношений в сфере правоприменения. Конкретные исследовательские
методики связаны с использованием таких методов познания, как
общенаучные методы анализа и синтеза, прогноза, а также специальных
методов правоведения - сравнительно-правового и догматического.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
Конституция Российской Федерации, таможенное законодательство,
международные акты, федеральное законодательство, а так же материалы
судебной практики.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информационная безопасность представительств ФТС за рубежом
остается на низком уровне.
Одной из форм международного таможенного сотрудничества
является представительства ФТС России в зарубежных странах.
Представительства (представители) ФТС России за рубежом
осуществляют международную деятельность в соответствии с
полномочиями, определяемыми в положениях о представительствах и
представителях ФТС России в иностранных государствах, указаниями и
поручениями руководителя ФТС России и его заместителя, курирующего
вопросы таможенного сотрудничества.
В настоящее время насчитывается 20 представительств ФТС в
иностранных государствах.
Их деятельность основывается на ТК ТС, ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации», Приказе ФТС РФ от 19.01.2009 №
14 «Об утверждении положений о представительствах и представителях
таможенной службы Российской Федерации за рубежом», Приказе ФТС РФ
от 04.07.2008 № 818 «Об утверждении Типового положения о
представительствах (представителях) таможенной службы Российской
Федерации за рубежом» и др.
Представительства ФТС России за рубежом обладают широкими
полномочиями:
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества с таможенной службой
страны пребывания (налаживание рабочих контактов с таможенной службой
иностранного государства; участие в подготовке визитов и встреч экспертов
и руководства таможенных служб иностранного государства; налаживание
официальных каналов передачи и получения информации в области
таможенного дела; участие в разработке и проведении мероприятий по
реализации межведомственных договоров, заключенных между ФТС России
и таможенной службой страны пребывания; участие в совместных проектах с
таможенной службой иностранного государства);54
-информирования о возможных угрозах экономической безопасности
Российской Федерации на основе анализа информации, полученной в стране
пребывания;
- защита экономических интересов Российской Федерации (
мониторинг ситуации по товарообороту между Россией и страной
пребывания с целью выявления и прогнозирования причин, препятствующих
свободному прохождению товаров и транспортных средств)
- участие в мероприятиях правоохранительной направленности;
- сбор информации о состоянии таможенного дела в стране
пребывания;
- изучение законодательства страны пребывания и выработки
предложений по унификации и гармонизации законодательства Российской
Федерации в области таможенного дела с международными стандартами;
- обеспечение взаимодействия и сотрудничества с деловыми кругами
страны пребывания;
- обмена информацией с таможенной службой государства
пребывания, международными организациями и интеграционными
объединениями в области таможенного дела.
Организация деятельности представителей ФТС России в
иностранных государствах строится на следующих принципах:
- представительства являются юридическими лицами, имеют
самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба
Российской Федерации и со своим наименованием, счета в банках и иных
кредитных учреждениях государства пребывания;
- общее руководство деятельностью представительств
(представителей) осуществляет заместитель руководителя ФТС России,
курирующий вопросы таможенного сотрудничества;
- оперативное руководство, контроль и координацию работы
представительств (представителей) осуществляет Управление таможенного
сотрудничества (УТС);55
- представительства возглавляют руководители представительств.
Руководители представительств назначаются на должность и освобождаются
от должности руководителем ФТС России по согласованию в установленном
порядке с Министерством иностранных дел Российской Федерации;
- руководители представительств (представители), осуществляющие
свою деятельность в составе дипломатических представительств Российской
Федерации;
- помимо работников имеются и иные сотрудники в соответствии со
штатным расписание представительств (представителей) таможенной
службы Российской Федерации за рубежом;
- работа представительств (представителей) строится на основе планов
работы ФТС России, планов представительств (представителей),
составленных на основе задач, утвержденных руководителем ФТС России.
Владимирская таможня имеет своего представителя в Германии.
Представительство в ФРГ было создано в 2002 году. Возглавляет
представительство Вакуленко Виктор Александрович. Представители
осуществляют свою деятельность в составе Посольства Российской
Федерации в Федеративной Республике Германия (г.Бонн ) без включения их
в штатную численность этого Посольства. Представители назначаются
заместителем ФТС России. На данную должность назначаются лица,
имеющие большой опыт работы с иностранными партнерами, знающие
иностранные языки, умеющие наладить вопросы двустороннего таможенного
сотрудничества с зарубежными странами.
Представители ФТС в ФРГ выполняют следующие функции:
-обеспечение выполнения международных обязательств Российской
Федерации в области таможенного дела на территории ФРГ;
-информирование о возможных угрозах экономической безопасности
Российской Федерации на основе анализа информации, полученной в
Федеративной Республике Германия;56
- укрепление позиций ФТС России в таможенной службе и деловых
кругах Федеративной Республики Германия;
- формирование и совершенствование договорно-правовой базы
сотрудничества с таможенной службой Федеративной Республики Германия.
В ходе осуществления профессиональной деятельности
представители ФТС в иностранных странах сталкиваются с
определенными проблемами.
Во-первых, одной из проблем является проблема обеспечения
информационной безопасности представительств ФТС за рубежом.
В настоящее время работа по взаимоотношению ФТС и зарубежного
представительства строится на основе Единой автоматизированной
информационной системы (ЕАИС).
Несмотря на положительный эффект от ЕАИС имеются и негативные
последствия: утечка информации ограниченного доступа, обрабатываемой на
объектах информатизации таможенных органов; противоправный сбор и
использование обрабатываемой информации ограниченного доступа;
нарушение технологий обработки информации ограниченного доступа в
таможенных органах; несанкционированный доступ к информации,
находящейся в базах данных представительств ФТС, разработка и
распространение программ (компьютерных вирусов), нарушающих
нормальное функционирование информационных и информационнотелекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации.
В этой связи необходимо последовательно осуществлять переход
таможенных органов к электронному документообороту. Продумать,
выявить, устранить слабые стороны ЕАИС. Это приведет к безопасности в
информационной сфере.
Во-вторых, в процессе производства по делу об административном
правонарушении должностные лица таможенных органов зачастую
сталкиваются с необходимостью проведения процессуальных действий на
территории иностранного государства.57
Глава 29.1 КоАП РФ устанавливает порядок направления и
исполнения запроса о правовой помощи по делу об административном
правонарушении, регламентирует его содержание и форму, определяет
юридическую силу доказательств, полученных на территории иностранного
государства. Для этого оформляется соответствующий запрос. Считаю, что
этого не всегда достаточно.
Для совершенствования административной юрисдикции
представителей ФТС России за рубежом предлагаю не ограничиваться
возможность осуществления запрос, а наделить их следующими
полномочиями:
1) Получение объяснений лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.
2) Получение показаний свидетелей по делу об административном
правонарушении.
3) Вручение документов или их копий участникам административного
процесса (административного производства).
4) Истребование документов и сведений, необходимых для
производства по делу об административном правонарушении.
5) Осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и
документов.
6) Изъятие товаров и документов, являющихся вещественными
доказательствами или предметами административного правонарушения.
Оформить расширение административной юрисдикции
представителей ФТС России за рубежом возможно только путем подписания
двухстороннего соглашения России с иностранными государствами.
В-третьих, представители ФТС за границей имеют значительные
гарантии и компенсации при осуществлении трудовых функций.
Трудовое обеспечение представителей ФТС России в иностранных
государствах осуществляется на основании Постановления Правительства
РФ от 20 декабря 2002 г. № 911 «О гарантиях и компенсациях работникам,58
направляемым на работу в представительства Российской Федерации за
границей».
При этом отмечу, что действующее законодательство предусматривает
возможность представителям ФТС в иностранных государствах получить
единовременную субсидию на приобретение жилья. Однако фактически
воспользоваться ей не возможно.
Поэтому, механизм предоставления представителям субсидий на
приобретение жилого помещения в РФ необходимо совершенствовать.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
3.Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001№ 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
(ред. от 30.12.2015)
5. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 -ФЗ (ред. от 13.07.2015)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О
международных договорах Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 25.10.1999 № 193-ФЗ «О ратификации
Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и
Дополнительного протокола к ней».
8. Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. № 911 «О
гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в
представительства Российской Федерации за границей».
9. Приказ ФТС РФ от 19.01.2009 № 14 (с изм. от 13.10.2014) «Об
утверждении положений о представительствах и представителях таможенной
службы Российской Федерации за рубежом».60
10. Приказ ФТС РФ от 04.07.2008 № 818 «Об утверждении Типового
положения о представительствах (представителях) таможенной службы
Российской Федерации за рубежом».
11. Приказ ГТК РФ от 07.10.2002 № 1065 «О создании
представительств ГТК России в Федеративной Республике Германия и
Королевстве Бельгия».
Правоприменительная практика
12. Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2003 № КАС03-190 «Об
оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.03.2003 N
ГКПИ03-97, которым было оставлено без удовлетворения заявление о
признании недействующими отдельных положений Постановлений
Правительства РФ от 10.07.1999 № 788 «О порядке исчисления и выплаты
денежного содержания федеральных государственных служащих,
замещающих государственные должности федеральной государственной
службы в представительствах Российской Федерации...» и от 20.12.2002 №
911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направляемым на работу в
представительства Российской Федерации за границей».
13. Решение Дорогомиловского районного суда г. Москва от 19
декабря 2013 г. № 2-4833/2013.
14.Постановление Кировского районного суда г. Саратова от 3 марта
2016 г. по делу № 5-82/2016.
15.Решение Токаревского районного суда Тамбовской области от 17
июля 2013 г. Дело № 2-271/ 2013.
Специальная литература (монографии, сборники)
16.Каширкина А. А. Россия, Евразийский экономический союз и
Всемирная торговая организация: монография. -Науч. изд. -М. : Инфра-М,
2015. -295 с. -ISBN 978-5-16-010392-161
17.Мокров Г. Г. Евразийский экономический союз: инструменты
защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции: научнопрактическое пособие / Г. Г. Мокров. -Науч. изд. -М. : Проспект, 2016. -320 с.
- ISBN 978-5-392-19289-2
Учебники и учебные пособия
18. Бекяшев К. А. Право Евразийского экономического союза : учебное
пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев ; Московский государственный
юридический университет им. О. Е. Кутафина.-Учеб. изд. -М. : Проспект,
2015. -160 с - ISBN 978-5-392-18367-8
19.Горбухов В. А. Таможенное право России: учебное пособие / В. А.
Горбухов. -3-е изд., испр., учеб. -М. : Омега-Л, 2014. -200с.- ISBN 978-5-370-
02948-6
20.Сенотрусова С. В. Таможенный контроль : учебное пособие / С. В.
Сенотрусова. -Учеб. изд. -М. : Магистр : Инфра-М, 2015. -144 с. -ISBN
978-5-9776-0275-4
Статьи
21. Аверичева И.Л. Реализация финансово-правового статуса
таможенных органов Российской Федерации // Реформы и право. -2014.- №
4.- С. 62 - 69.
22.Алпеева М.А. Особенности уголовно-процессуального
взаимодействия таможенных органов в сфере противодействия экстремизму
// Таможенное дело. -2015. -№ 2.- С. 23 - 25.
23.Баранов В.А. Актуальные вопросы привлечения к
административной ответственности за несоблюдение запретов на ввоз
товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую
Федерацию в условиях реализации антисанкционных мер
//Административное право и процесс. -2016. - № 2. - С. 25 - 3062
24.Белов В. А.Евразийский экономический союз //Законодательство и
экономика. -2015. - № 8.- С. 66 - 69
25. Волченко Т.И. О совершенствовании административно-правового
механизма международного сотрудничества таможенных органов
Российской Федерации при производстве по делам об административных
правонарушениях // Административное и муниципальное право. -2014.-№ 7.-
С. 673 - 679.
26. Гаврилов Э. П.Правовая охрана наименований мест происхождения
товаров //Патенты и лицензии. -2014. - № 4. - С. 25 -36
27.Галузо В. Н.О формах международного сотрудничества таможенных
органов Российской Федерации //Международное право и международные
организации. -2015. - № 1. - С. 49 - 53
28.Гошин В. А.Актуальные вопросы таможенного контроля в решениях
Суда Европейского Союза //Актуальные проблемы российского права. -2015.
- № 10. - С. 212 - 225
29.Зуева Т.С. Особенности регулирования системы межведомственного
электронного взаимодействия в рамках таможенного контроля, проводимого
таможенными органами РФ // Таможенное дело.- 2015.- № 4. -С. 3 - 7.
30.Зуева Т.С. Особенности внедрения электронного декларирования в
работу участников внешнеэкономической деятельности и таможенных
органов на территории России // Таможенное дело.- 2014. -№ 2.- С. 3 - 6.
31.Канищев Д.Р. Современные тенденции административной
юрисдикции таможенных органов // Таможенное дело.- 2014. -№ 4. -С. 25 -
29.
32.Константинова Л.В. Законодательство об административных
правонарушениях государств - членов Таможенного союза в части
производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных
к компетенции таможенных органов // Административное и муниципальное
право. -2014. -№ 11. -С. 1187 - 1194.63
33.Косов А. А.Возврат таможенных платежей //Имущественные
отношения в Российской Федерации. -2015. - № 5. - С. 13 - 17
34. Коровяковский Д.Г., Понаморенко В.Е. О совершенствовании
таможенного администрирования как предпосылке формирования
международного финансового центра в России // Таможенное дело. -2013. -№
1.- С. 5 - 7.
35 .Краморова М. В.О некоторых направлениях противодействия
коррупции в таможенных органах //Следователь. -2015. - № 4. - С. 28 - 31
36.Кудинов В. В.Правовые аспекты участия органов государственной
власти в реализации пограничной политики в условиях Таможенного союза и
Содружества Независимых государств//Государственная власть и местное
самоуправление. -2016. - № 1. - С. 55 - 60
37..Назаренко Н. А.О понятии и содержании таможенной процедуры
//Ленинградский юридический журнал. -2015. - № 3. - С. 227 - 237
38.Нештатаева Т. Н.К вопросу о создании Евразийского Союза
//Российский ежегодник международного права, 2014. -СПб. : СКФ «Россия –
Нева», 2015. -С. 36 -57
39. Пащенко А.В. Международно-правовая база таможенно-тарифного
регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Реформы
и право. -2014.- № 1. -С. 37 - 46.
40. Сидоров Е.И. Место и значение мер обеспечения производства по
делам о нарушении таможенных правил в административноюрисдикционной деятельности таможенных органов // Административное и
муниципальное право.- 2014.-№ 8.- С. 779 - 787.
41.Староверова К.О. Место кадровой службы в системе таможенных
органов РФ // Таможенное дело. -2014. -№ 3.- С. 37 - 40.
42.Староверова К.О. Отбор и прием персонала в таможенные органы
РФ // Таможенное дело. -2014. -№ 1. -С. 35 - 39
43.Староверова К.О. Методы мотивации персонала в таможенных
органах России // Таможенное дело. -2013. -№ 3.- С. 22 - 26.64
44.Стародубцев С. В.Дальнейшее развитие таможенного права в связи с
заключением договора о Евразийском экономическом союзе
административных наук. -2015. - № 1. - С. 33 - 39
45.Трунина Е. В. Об административных процедурах в деятельности
таможенных органов Российской Федерации //Вестник Евразийской
академии административных наук. -2015. - № 2. - С. 36 - 45
46. Чермянинов Д.В., Серов С.И. Международные договоры и
конвенции как источники таможенного права в Российской Федерации //
Таможенное дело. -2014.-№ 2. -С. 16 - 20.
47. Чечельницкий И.В. К вопросу о понятии международного
таможенного права // Таможенное дело. -2013. -№ 3. -С. 35 - 38
48.Шохин С.О. Международно-правовые аспекты финансовой
деятельности таможенных органов // Юридический мир. -2014. -№ 5. С. 11 -
13.
49.Шубин Д. А.О включении лицензионных платежей за олимпийскую
символику в таможенную стоимость товаров //Налоговед. -2015. - № 5. - С.
40 - 43
50.Юмашев Ю. М.Внешнеэкономические связи Европейского Союза и
соотношение права ЕС с правом ООН и правом ВТО//Современное
международное право : теория и практика. -М. : Оригинал-макет, 2015. -С.
404 - 420
51.Ялбулганов А. А. Антидемпинговая пошлина в системе защитных
мер в Таможенном союзе ЕАЭС //Финансовое право. -2015. - № 2. - С. 39 - 43