Роль Германии в европейской интеграции(конец 1940-х-1960-е годы)
|
Введение 3
1. Идеи объединения Европы. 11
2 Германия в процессах евроинтеграции. 27
2.1. Создание Европейского объединения угля и стали 27
2.3 Боннский договор, Европейский оборонительный союз, вступление в НАТО 44
2.4 Договоры Евратом, европейский экономический союз 46
2.5 Берлинский кризис 54
2.6 Елисейский договор и договор о слиянии. 57
Заключение 63
Список источников и литературы 66
Приложение №1 70
Приложение №2 71
Приложение №3 72
Приложение №4 73
Приложение №5 74
Приложение №6 75
Приложение №7 76
Приложение №8 77
1. Идеи объединения Европы. 11
2 Германия в процессах евроинтеграции. 27
2.1. Создание Европейского объединения угля и стали 27
2.3 Боннский договор, Европейский оборонительный союз, вступление в НАТО 44
2.4 Договоры Евратом, европейский экономический союз 46
2.5 Берлинский кризис 54
2.6 Елисейский договор и договор о слиянии. 57
Заключение 63
Список источников и литературы 66
Приложение №1 70
Приложение №2 71
Приложение №3 72
Приложение №4 73
Приложение №5 74
Приложение №6 75
Приложение №7 76
Приложение №8 77
Данная выпускная квалификационная работа посвящена рассмотрению темы процесса Европейской интеграции - одного из ключевых геополитических, экономических и исторических процессов в рамках новой и новейшей истории Европы. В частности, в рамках работы рассматривается роль федеративного государства Германии в данном процессе в период 1948-1960ых гг.
Сама по себе Европейская интеграция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Столь глобальные перемены в надгосударственном устройстве стран Европы были обозначены в основном с начала второй половины XX столетия. Безусловно, этот проект привлекает множество исследователей, не только историков, но и политиков, экономистов, правоведов и др., так как является важным и актуальным для изучения по целому ряду причин. Актуальность данной темы очевидна не только в контексте изучения отдельных аспектов Евроинтеграции и их отражения на внутренние процессы в странах-участницах, а также рассмотрения отдельных субъектов интеграции и их роли в организации (в нашем случае, имеется в виду Еермания), но и для изучения более комплексных исторических процессов глобализации и создания политических блоков, происходящих в Европе и в остальном мире уже на протяжении многих десятилетий. Благодаря изучению данной проблемы, можно давать ответы не только на вопросы исторического развития Германии в XX - начале XXI века, но и обосновать актуальный политический и экономический курс государства в рамках ЕС и других организаций Европы, выявить приоритеты в экономических связях с другими странами и роль Германии в современной европейской политике в целом.
Процесс Евроинтеграции реализуется главным образом через создание общеевропейских надгосударственных организаций, регулирующих различные аспекты отношений между государствами - участницами. Таковыми, в первую очередь, являются Европейский Союз и Совет Европы. Поэтому, в рамках данной работы, считаю важным уделить внимание краткой справке о данных объединениях.
Европейский союз - организация, включающая 28 стран Европы, объединяющая их в рамках политических и экономических отношений. Среди этих стран был образован свободный рынок товаров, беспрепятственное перемещение людей внутри союза, а также единая валюта - евро. Европейский союз был юридически закреплен в 1992 году Маастрихтским договором, однако история Европейского союза началась еще в конце 40-ых годов XX века.
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Совет Европы основан в 1949 году и это старейшая европейская международная организация. В составе Совета находятся 47 стран, в которых живет около 800 млн человек. Совет Европы - полностью самостоятельная организация, которая не входит в систему Европейского союза и объединяет только 28 государств Европы. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы
Европейская интеграция, приведшая к созданию Европейского союза, как процесс в рамках объединения Европы насчитывает десятки и даже сотни лет истории. Идеи объединения Европы можно найти в любом отрезке истории европейских государств, трудно будет перечислить все попытки найти оптимальный вариант для интеграции народов и стран. Однако, ключевыми моментами в поисках идей объединения Европы являются самые громкие события XX века - Первая и Вторая мировые войны. Широкое распространение идей началось после Первой мировой войны, когда Ричард Куденхове-Калерги выдвинул первые конкретные предложения для создания Европейских Объединенных Штатов.
Но серьезные действия предприняты были только после Второй мировой войны. Ведущие страны Европы перешли от дискуссий и споров к реализации задуманных проектов.
В данной дипломной работе был сделан акцент на такой европейской стране как Еермания. Именно Еермания, которая фактически была инициатором двух мировых войн, внесла весомый вклад в развитие евроинтеграции. Еермания, которая была подавлена и буквально разделена на сферы влияния после второй мировой войны, сумела поднять на достаточный уровень экономику и промышленность, а также восстановить дружественные отношения с другими Западными странами.
Временные рамки данной работы обозначены периодом конца 1940ых - 1960 годами, так как это был периодзавершения процесса формирования основ интеграции европейского общества, кроме того, обозначенные в работе процессы частично затрагивают и начало XX вв., как ключевой момент в формировании основных идей Евроинтеграции.
Объектом изучения в данной работе является процесс европейской интеграции в первые десятилетия после Второй мировой войны.
Предметом исследования в квалификационной работе выступает вклад Западной Е ермании в реализацию основных направлений европейской интеграции в период конца 40ых - 60е годы XX века.
Цель данной работы - определить роль Еермании в реализации проекта Евроинтеграции в конце 40-ых - 60-ых годов XX века.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие основные задачи:
1. Рассмотреть идеи, на которых основывались проекты по созданию единого европейского пространства, возникавшие как в довоенное, так и послевоенное время.
2. Проследить реализацию проектов объединения Европы.
3. Рассмотреть основные направления и инициативы ФРГ в процессе евроинтеграции.
4. Показать результаты и значение участия ФРГ в процессах евроинтеграции.
В дипломной работе были использованы следующие методы исторического исследования, историко-типологический метод и историкогенетический метод. Историко-типологческий метод использован для рассмотрения экономической и социально-культурной направленности евроинтеграции. Историко-генетический метод используется в работе для анализа истоков европейского объединения.
Евроинтеграция и ее процессы изучены довольно хорошо, имеется большая база источников и научной литературы для изучения данной темы, однако, более узкая проблема, как роль ФРГ в начальных процессах евроинтеграции, не так широко исследована. Также стоит сказать, что интеграция в трудах историков рассмотрена с более широкой ее стороны - экономической. В данной работе же уделено большее внимание экономико-социальной, а также военной направленности интеграционных процессов, что, собственно, и составляет научную значимость работы.
Основные источники данной дипломной работы - это международные договоры, которые заключала Западная Германия. Договоры были направлены на экономическое сближение стран Западной Европы, например, договор об учреждении Европейского союза угля и стали (ЕОУС). Данный договор является первым из документов, который подписали страны будущего Европейского союза - ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса. С этого договора начиналась деятельность общей политики шести стран-участниц в экономической, промышленной, а также в социокультурной сфере.
Договор был подписан в 1951 году и стал прочным фундаментом для последующих отношений в сфере интеграции Европы, так как в эти же годы в странах-участницах, в данном случае в Западной Германии, был всеобщий подъем промышленности, экономики и жизненного уровня населения, чему соответствовали цели договора.
Дальнейшим шагом в экономической интеграции стали договоры,подписанные в 1957 году теми же странами, что и договор ГОУС, Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Ц,елью ЕЭС являлась дальнейшая экономическая интеграция, а также создание общего рынка. Договор предусматривал создание таможенного союза, постепенное размытие границ для ввоза и вывоза товаров между странами «шестерки». Вводил единую сельскохозяйственную политику, свободное передвижение, как капитала, так и рабочей силы.
Целью можно считать развитие в государствах ядерной энергии, направленной в мирное русло, снижение цен на энергопотребление.
Все три договора имели разные институты, поэтому управлять и налаживать связи между ними было тяжело, поэтому в Брюсселе в 1965 году был подписан договор о слиянии, то есть договор, который объединял комиссии, совет министров и европейский парламент воедино, что подводило сообщества к современному облику Европейского союза.
После успеха ГОУС были предприняты попытки военной интеграции. Документами являются - Боннский договор(Общий договор) 1952 года, закреплявший раскол Германии, поддерживал создание условий для быстрой милитаризации Западной Германии, а так же отменял оккупационный статут и предоставлявший правительству Западной Германии полный контроль над внешней и внутренней политикой страны. Договор подписывали страны: США Великобритания, Франция с одной стороны, и ФРГ - с другой.
Кроме этого договора страны «шестерки» подписали в 1952 году договор, который планировал создание организации с общей армией и единым бюджетом. Был составлен по плану Плевена - французским премьер- министром Рене Плевеном, где учитывались мнения французской стороны, так как именно Франция боялась увеличения военной мощи Германии.
Однако договор так и не вступил в силу, в 1954 году Франция отказалась от ратификации договора связи с тем, что договор не отвечал политическим интересам Франции.
После неудачи с оборонительным союзом было принято решение о вступлении ФРГ в НАТО. Были подписаны Парижские соглашения, вступили в силу в мае 1955 года. По этим соглашениям ФРГ хотя и получала возможность иметь свою армию, но всё же ограничивалась в военном вооружении, например, ей нельзя было иметь оружие массового уничтожения.
Так же Германия подписала в 1963 году Елисейский договор с Францией, которые устанавливали дружеские отношения между этими странами в рамках европейского объединения. Главы стран и министры встречаются, чтобы обсудить экономические, социальные и культурные программы двух стран. Так же Елисейский договор был подписан после Берлинского кризиса 1961 года, когда Франция во главе с Шарлем де Голлем оказывала поддержку ФРГ в вопросе Западного Берлина.
Так же источником считается конгресс в Гааге в 1948 году, где самые крупные делегации прибыли из Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Италии и Германии. Это был съезд, который ставил перед собой цели: продемонстрировать существование во всех свободных странах Европы, органа общественного мнения в поддержку Европейского единства; обсудить
проблемы, возникающие в процессе европейского единства, и предложить практические решения правительствам .
Главным документ для восстановления и укрепления экономики западноевропейских стран был план Маршалла. В сентябре 1947 года Западная Германия и шестнадцать европейских государств разработали четырехлетнюю программу восстановления экономики . Восстановлению западногерманской промышленности было уделено в программе особое внимание. В программе было сказано о повышении добычи рурского угля и его поставки в соседние государства.
План Шумана - план, по которому разрабатывался проект ГОУС. В рамках плана государства-участники впервые на добровольной основе передавали часть своих функций наднациональному органу.
Вторую группу источников составляют выступления и труды крупных европейских политиков. Речь Уинстона Черчилля в Цюрихе в 1946 году. В своей речи Черчилль открыто говорил об объединении Европы: «Этот величайший континент, объединяющий в себе самые прекрасные и возделанные части земли, обладающий умеренным и ровным климатом, является родиной всех великих народов западного мира...Мы должны построить нечто подобное Соединенных штатов Европы. Почему бы не быть и Европейскому объединению, которое могло бы дать усиленное чувство патриотизма и общего гражданства...Первым шагом на пути воссоздания
Европейского семьи должно послужить партнерство между Францией и Германией», - рассуждал английский премьер-министр.5
В данной работе использована книга министра экономики, а впоследствии канцлера ФРГ - Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех».в книге Эрхар дописывал этапы разработки и практического осуществления хозяйственной реформы в послевоенной Германии (ФРГ). Эта реформа вошла в историю под названием «немецкое чудо» и послужила образцом для многих стран мира, решавших сходные задачи перехода от 'принудительно направляемого хозяйства' к социальной рыночной экономике.
Научную литературу можно разделить на группы - 1)работы, посвященные процессу евроинтеграции; 2)исследования, посвященные истории ФРГ и политической деятельности канцлеров Германии.
Книги и статьи из первой группы представлены авторами - Бранницкий А.Г. «Интеграционные процессы в западной Европе 1955-1965 гг».,Гиниятов Ф. М. «Теории европейской интеграции и текущий кризис Европейского Союза».,Малышева Н.С. «Франко-германские переговоры по плану Шумана в 1950-1951 гг».,Панарина Е.А. «Развитие идеи европейской интеграции».,Стрежнева М. В. «Теории европейской интеграции»., Юмашев Ю. М. «Европейская идея и ее развитие от «христианской республики» до европейского союза»., О.В. Буторина«Европейская интеграция».
Книги и статьи из второй группы представлены такими авторами как Артемов В.А. «Конрад Аденауэр и его европейская политика»., Ватлин А.Ю. «Германия в XX веке».,В.А. Беспалов «Берлинская проблема и вопрос военного транзита».,Ежов В. Д. «Конрад Аденауэр - немец четырех эпох»., Левченко М. «Становление «восточной политики»Фрг в первые послевоенные десятилетия:Политико-правовой аспект».,Патрушев А.И. «Германия в XX веке»., Патрушев А.И. «Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель».,А.Н.
Сорокин «Германская политика федерального Канцлера Аденауэра., Федорова О.О. «155 километров, разделивших германское общество».,А.М. Филитов «Национальный вопрос в послевоенной Германии»., Цвык А. В. «Концептуальные основы внешней политики Фрг».,Герст В. К. «Федеративная республика Германия под властью Аденауэра»., Уильямс Ч. «Аденауэр. Отец новой Германии».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и историографии.
Сама по себе Европейская интеграция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Столь глобальные перемены в надгосударственном устройстве стран Европы были обозначены в основном с начала второй половины XX столетия. Безусловно, этот проект привлекает множество исследователей, не только историков, но и политиков, экономистов, правоведов и др., так как является важным и актуальным для изучения по целому ряду причин. Актуальность данной темы очевидна не только в контексте изучения отдельных аспектов Евроинтеграции и их отражения на внутренние процессы в странах-участницах, а также рассмотрения отдельных субъектов интеграции и их роли в организации (в нашем случае, имеется в виду Еермания), но и для изучения более комплексных исторических процессов глобализации и создания политических блоков, происходящих в Европе и в остальном мире уже на протяжении многих десятилетий. Благодаря изучению данной проблемы, можно давать ответы не только на вопросы исторического развития Германии в XX - начале XXI века, но и обосновать актуальный политический и экономический курс государства в рамках ЕС и других организаций Европы, выявить приоритеты в экономических связях с другими странами и роль Германии в современной европейской политике в целом.
Процесс Евроинтеграции реализуется главным образом через создание общеевропейских надгосударственных организаций, регулирующих различные аспекты отношений между государствами - участницами. Таковыми, в первую очередь, являются Европейский Союз и Совет Европы. Поэтому, в рамках данной работы, считаю важным уделить внимание краткой справке о данных объединениях.
Европейский союз - организация, включающая 28 стран Европы, объединяющая их в рамках политических и экономических отношений. Среди этих стран был образован свободный рынок товаров, беспрепятственное перемещение людей внутри союза, а также единая валюта - евро. Европейский союз был юридически закреплен в 1992 году Маастрихтским договором, однако история Европейского союза началась еще в конце 40-ых годов XX века.
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Совет Европы основан в 1949 году и это старейшая европейская международная организация. В составе Совета находятся 47 стран, в которых живет около 800 млн человек. Совет Европы - полностью самостоятельная организация, которая не входит в систему Европейского союза и объединяет только 28 государств Европы. В отличие от Евросоюза, Совет Европы не может издавать обязательные законы
Европейская интеграция, приведшая к созданию Европейского союза, как процесс в рамках объединения Европы насчитывает десятки и даже сотни лет истории. Идеи объединения Европы можно найти в любом отрезке истории европейских государств, трудно будет перечислить все попытки найти оптимальный вариант для интеграции народов и стран. Однако, ключевыми моментами в поисках идей объединения Европы являются самые громкие события XX века - Первая и Вторая мировые войны. Широкое распространение идей началось после Первой мировой войны, когда Ричард Куденхове-Калерги выдвинул первые конкретные предложения для создания Европейских Объединенных Штатов.
Но серьезные действия предприняты были только после Второй мировой войны. Ведущие страны Европы перешли от дискуссий и споров к реализации задуманных проектов.
В данной дипломной работе был сделан акцент на такой европейской стране как Еермания. Именно Еермания, которая фактически была инициатором двух мировых войн, внесла весомый вклад в развитие евроинтеграции. Еермания, которая была подавлена и буквально разделена на сферы влияния после второй мировой войны, сумела поднять на достаточный уровень экономику и промышленность, а также восстановить дружественные отношения с другими Западными странами.
Временные рамки данной работы обозначены периодом конца 1940ых - 1960 годами, так как это был периодзавершения процесса формирования основ интеграции европейского общества, кроме того, обозначенные в работе процессы частично затрагивают и начало XX вв., как ключевой момент в формировании основных идей Евроинтеграции.
Объектом изучения в данной работе является процесс европейской интеграции в первые десятилетия после Второй мировой войны.
Предметом исследования в квалификационной работе выступает вклад Западной Е ермании в реализацию основных направлений европейской интеграции в период конца 40ых - 60е годы XX века.
Цель данной работы - определить роль Еермании в реализации проекта Евроинтеграции в конце 40-ых - 60-ых годов XX века.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие основные задачи:
1. Рассмотреть идеи, на которых основывались проекты по созданию единого европейского пространства, возникавшие как в довоенное, так и послевоенное время.
2. Проследить реализацию проектов объединения Европы.
3. Рассмотреть основные направления и инициативы ФРГ в процессе евроинтеграции.
4. Показать результаты и значение участия ФРГ в процессах евроинтеграции.
В дипломной работе были использованы следующие методы исторического исследования, историко-типологический метод и историкогенетический метод. Историко-типологческий метод использован для рассмотрения экономической и социально-культурной направленности евроинтеграции. Историко-генетический метод используется в работе для анализа истоков европейского объединения.
Евроинтеграция и ее процессы изучены довольно хорошо, имеется большая база источников и научной литературы для изучения данной темы, однако, более узкая проблема, как роль ФРГ в начальных процессах евроинтеграции, не так широко исследована. Также стоит сказать, что интеграция в трудах историков рассмотрена с более широкой ее стороны - экономической. В данной работе же уделено большее внимание экономико-социальной, а также военной направленности интеграционных процессов, что, собственно, и составляет научную значимость работы.
Основные источники данной дипломной работы - это международные договоры, которые заключала Западная Германия. Договоры были направлены на экономическое сближение стран Западной Европы, например, договор об учреждении Европейского союза угля и стали (ЕОУС). Данный договор является первым из документов, который подписали страны будущего Европейского союза - ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса. С этого договора начиналась деятельность общей политики шести стран-участниц в экономической, промышленной, а также в социокультурной сфере.
Договор был подписан в 1951 году и стал прочным фундаментом для последующих отношений в сфере интеграции Европы, так как в эти же годы в странах-участницах, в данном случае в Западной Германии, был всеобщий подъем промышленности, экономики и жизненного уровня населения, чему соответствовали цели договора.
Дальнейшим шагом в экономической интеграции стали договоры,подписанные в 1957 году теми же странами, что и договор ГОУС, Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Ц,елью ЕЭС являлась дальнейшая экономическая интеграция, а также создание общего рынка. Договор предусматривал создание таможенного союза, постепенное размытие границ для ввоза и вывоза товаров между странами «шестерки». Вводил единую сельскохозяйственную политику, свободное передвижение, как капитала, так и рабочей силы.
Целью можно считать развитие в государствах ядерной энергии, направленной в мирное русло, снижение цен на энергопотребление.
Все три договора имели разные институты, поэтому управлять и налаживать связи между ними было тяжело, поэтому в Брюсселе в 1965 году был подписан договор о слиянии, то есть договор, который объединял комиссии, совет министров и европейский парламент воедино, что подводило сообщества к современному облику Европейского союза.
После успеха ГОУС были предприняты попытки военной интеграции. Документами являются - Боннский договор(Общий договор) 1952 года, закреплявший раскол Германии, поддерживал создание условий для быстрой милитаризации Западной Германии, а так же отменял оккупационный статут и предоставлявший правительству Западной Германии полный контроль над внешней и внутренней политикой страны. Договор подписывали страны: США Великобритания, Франция с одной стороны, и ФРГ - с другой.
Кроме этого договора страны «шестерки» подписали в 1952 году договор, который планировал создание организации с общей армией и единым бюджетом. Был составлен по плану Плевена - французским премьер- министром Рене Плевеном, где учитывались мнения французской стороны, так как именно Франция боялась увеличения военной мощи Германии.
Однако договор так и не вступил в силу, в 1954 году Франция отказалась от ратификации договора связи с тем, что договор не отвечал политическим интересам Франции.
После неудачи с оборонительным союзом было принято решение о вступлении ФРГ в НАТО. Были подписаны Парижские соглашения, вступили в силу в мае 1955 года. По этим соглашениям ФРГ хотя и получала возможность иметь свою армию, но всё же ограничивалась в военном вооружении, например, ей нельзя было иметь оружие массового уничтожения.
Так же Германия подписала в 1963 году Елисейский договор с Францией, которые устанавливали дружеские отношения между этими странами в рамках европейского объединения. Главы стран и министры встречаются, чтобы обсудить экономические, социальные и культурные программы двух стран. Так же Елисейский договор был подписан после Берлинского кризиса 1961 года, когда Франция во главе с Шарлем де Голлем оказывала поддержку ФРГ в вопросе Западного Берлина.
Так же источником считается конгресс в Гааге в 1948 году, где самые крупные делегации прибыли из Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Италии и Германии. Это был съезд, который ставил перед собой цели: продемонстрировать существование во всех свободных странах Европы, органа общественного мнения в поддержку Европейского единства; обсудить
проблемы, возникающие в процессе европейского единства, и предложить практические решения правительствам .
Главным документ для восстановления и укрепления экономики западноевропейских стран был план Маршалла. В сентябре 1947 года Западная Германия и шестнадцать европейских государств разработали четырехлетнюю программу восстановления экономики . Восстановлению западногерманской промышленности было уделено в программе особое внимание. В программе было сказано о повышении добычи рурского угля и его поставки в соседние государства.
План Шумана - план, по которому разрабатывался проект ГОУС. В рамках плана государства-участники впервые на добровольной основе передавали часть своих функций наднациональному органу.
Вторую группу источников составляют выступления и труды крупных европейских политиков. Речь Уинстона Черчилля в Цюрихе в 1946 году. В своей речи Черчилль открыто говорил об объединении Европы: «Этот величайший континент, объединяющий в себе самые прекрасные и возделанные части земли, обладающий умеренным и ровным климатом, является родиной всех великих народов западного мира...Мы должны построить нечто подобное Соединенных штатов Европы. Почему бы не быть и Европейскому объединению, которое могло бы дать усиленное чувство патриотизма и общего гражданства...Первым шагом на пути воссоздания
Европейского семьи должно послужить партнерство между Францией и Германией», - рассуждал английский премьер-министр.5
В данной работе использована книга министра экономики, а впоследствии канцлера ФРГ - Людвига Эрхарда «Благосостояние для всех».в книге Эрхар дописывал этапы разработки и практического осуществления хозяйственной реформы в послевоенной Германии (ФРГ). Эта реформа вошла в историю под названием «немецкое чудо» и послужила образцом для многих стран мира, решавших сходные задачи перехода от 'принудительно направляемого хозяйства' к социальной рыночной экономике.
Научную литературу можно разделить на группы - 1)работы, посвященные процессу евроинтеграции; 2)исследования, посвященные истории ФРГ и политической деятельности канцлеров Германии.
Книги и статьи из первой группы представлены авторами - Бранницкий А.Г. «Интеграционные процессы в западной Европе 1955-1965 гг».,Гиниятов Ф. М. «Теории европейской интеграции и текущий кризис Европейского Союза».,Малышева Н.С. «Франко-германские переговоры по плану Шумана в 1950-1951 гг».,Панарина Е.А. «Развитие идеи европейской интеграции».,Стрежнева М. В. «Теории европейской интеграции»., Юмашев Ю. М. «Европейская идея и ее развитие от «христианской республики» до европейского союза»., О.В. Буторина«Европейская интеграция».
Книги и статьи из второй группы представлены такими авторами как Артемов В.А. «Конрад Аденауэр и его европейская политика»., Ватлин А.Ю. «Германия в XX веке».,В.А. Беспалов «Берлинская проблема и вопрос военного транзита».,Ежов В. Д. «Конрад Аденауэр - немец четырех эпох»., Левченко М. «Становление «восточной политики»Фрг в первые послевоенные десятилетия:Политико-правовой аспект».,Патрушев А.И. «Германия в XX веке»., Патрушев А.И. «Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель».,А.Н.
Сорокин «Германская политика федерального Канцлера Аденауэра., Федорова О.О. «155 километров, разделивших германское общество».,А.М. Филитов «Национальный вопрос в послевоенной Германии»., Цвык А. В. «Концептуальные основы внешней политики Фрг».,Герст В. К. «Федеративная республика Германия под властью Аденауэра»., Уильямс Ч. «Аденауэр. Отец новой Германии».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и историографии.
Идеи о необходимости единой Европы возникали на протяжении веков. Этому есть вполне разумное объяснение. Христианская основе, которая объединяла действительно большое количество людей, единый культурный фундамент, единая история - те составляющие, которые способствовали объединению европейских стран в будущем.
Идеи были разными и получили разную степень реализации. В первую очередь программы, которые были выдвинуты после Первой и Второй мировой войны, направленные на урегулирование отношений европейских государств и сохранение мира в Европе. Например, Панъевропейский союз 1920-ых годов и речь Черчилля в Цщрихе 1946 года. Программа Панъевропейского союза так и не была полностью реализована, но отблески союза и его задач можно проследить на задачах Европейского союза.
Кроме программ по установления мира в Европе были и те, которые устремлены на экономическую и политическую интеграцию. Почти в каждой программе, проекте или выступлении подчеркивалась идентичность европейских наций и идентичность веры. Хотя проекты так и не были воплощены, они все же являются основой всех тех, европейских ценностей, которые были перенесены в договоры между странами будущего союза.
Как говорилось выше после Второй мировой войны, была произнесена речь английского политика Уинстона Черчилля в Цщрихе, в 1946 году, где ключевым моментом являлось то, что он видит будущее Европы в мирном существовании Германии и Франции. Германия, которая нанесла большой ущерб многим странам Европы в период войны, была готова пойти на договоры с западными странами, чтобы показать свои мирные намерения, получить доверие, а также стать страной с высоким экономическим и социальным потенциалом.
Первый шаг к сближению с европейскими государствами и шаг к экономической стабильности Германия сделала путем принятия соглашения плана Шумана. Впоследствии был заключен договора ЕОУС. Затем Западная Германия подписала договоры ЕЭС и Евратом.
Западная Германия также подписала три договора, связанных с военным сближением стран. Один из договоров так и не был утвержден и не вступил в силу.
Социальная сторона интеграции была рассмотрена исходя из договоров. Социальная интеграция была направлена на улучшение уровня жизни, увеличение населения, его процветание и рост финансовых возможностей. Предполагалось принятие эмигрантов, их обустройство на таких же условиях, как и граждан своей страны.
Кроме того, что интеграционной направленностью было экономическое сближение стран, в Западной Германии происходило явление, которое в немецком звучит как «Wirtschaftswunder» или экономическое чудо. Рамки экономического чуда 1950-е-1960-е годы XX века, что сопоставимо с началом подписания первого договора, а так же с подписанием дальнейших договоров по европейской интеграции. Данное явление не стоит изучать отдельно от процессов экономической евроинтеграции, так как оно определяло курс Западной Германии и показывало ее уровень и степень отражения задач, которые заключались на тот момент в договорах.
Помимо немецкого чуда, нельзя обойти и Берлинский кризис. Он разразился в конце 50-ых годов XX века, на тот момент уже было ясно - политика и интересы двух некогда родственных стран расходятся. ФРГ, вступив в процесс евроинтеграции, показала свой курс - курс на сближение с западными странами. Были и попытки объединить ФРГ и ГДР, но они, как мы знаем, привели только к сооружению в 1961 году Берлинской стены, которая на долгие годы разделила Германию. Кризис нашел отражение в социальной жизни немцев. Многие молодые специалисты бежали в ФРГ, видя в ней раскрытие своего научного потенциала, кроме этого многие семьи были разделены на долгие годы. Можно сказать, что данный кризис был именно тем отражением политических настроений двух стран, их взаимным не принятием и попытками подавить друг друга.
Главным заключением по работе можно сказать, что Германия первоначально была больше ведомой страной, нежели страной, которая выдвигала идеи, разрабатывала планы объединения. Это можно объяснить тем, что Западная Германия только в 1949 году была провозглашена государством, до этого момента Германия была разделена на оккупационные зоны. Среди европейских государств существовало сомнение в мирных намерениях ФРГ. Окончательное восстановление правительства в праве на собственную внешнюю и внутреннюю политику, а также праве иметь собственную армию, было достигнуто только в 1952 году. В большинстве случаев, США вмешивалось в дела европейских стран и в процессы их интеграции.
Однако нельзя говорить о том, что договоры были навязаны ФРГ насильно, канцлеры Германии понимали всю роль и значимость европейского объединения. Германия также вносила свои условия в разработки договоров и шла на компромиссы. Был ли это осознанный выбор канцлеров или навязанные им условия говорить трудно, но все же канцлеры делали все возможное, чтобы привести Германию к процветанию.
Однако и о незначительной роли Германии тоже говорить нельзя, так как еще в послевоенные годы было ясно, что она, хотя развязала войну, в будущем имела все основания стать важным звеном в объединении Европы.
Идеи были разными и получили разную степень реализации. В первую очередь программы, которые были выдвинуты после Первой и Второй мировой войны, направленные на урегулирование отношений европейских государств и сохранение мира в Европе. Например, Панъевропейский союз 1920-ых годов и речь Черчилля в Цщрихе 1946 года. Программа Панъевропейского союза так и не была полностью реализована, но отблески союза и его задач можно проследить на задачах Европейского союза.
Кроме программ по установления мира в Европе были и те, которые устремлены на экономическую и политическую интеграцию. Почти в каждой программе, проекте или выступлении подчеркивалась идентичность европейских наций и идентичность веры. Хотя проекты так и не были воплощены, они все же являются основой всех тех, европейских ценностей, которые были перенесены в договоры между странами будущего союза.
Как говорилось выше после Второй мировой войны, была произнесена речь английского политика Уинстона Черчилля в Цщрихе, в 1946 году, где ключевым моментом являлось то, что он видит будущее Европы в мирном существовании Германии и Франции. Германия, которая нанесла большой ущерб многим странам Европы в период войны, была готова пойти на договоры с западными странами, чтобы показать свои мирные намерения, получить доверие, а также стать страной с высоким экономическим и социальным потенциалом.
Первый шаг к сближению с европейскими государствами и шаг к экономической стабильности Германия сделала путем принятия соглашения плана Шумана. Впоследствии был заключен договора ЕОУС. Затем Западная Германия подписала договоры ЕЭС и Евратом.
Западная Германия также подписала три договора, связанных с военным сближением стран. Один из договоров так и не был утвержден и не вступил в силу.
Социальная сторона интеграции была рассмотрена исходя из договоров. Социальная интеграция была направлена на улучшение уровня жизни, увеличение населения, его процветание и рост финансовых возможностей. Предполагалось принятие эмигрантов, их обустройство на таких же условиях, как и граждан своей страны.
Кроме того, что интеграционной направленностью было экономическое сближение стран, в Западной Германии происходило явление, которое в немецком звучит как «Wirtschaftswunder» или экономическое чудо. Рамки экономического чуда 1950-е-1960-е годы XX века, что сопоставимо с началом подписания первого договора, а так же с подписанием дальнейших договоров по европейской интеграции. Данное явление не стоит изучать отдельно от процессов экономической евроинтеграции, так как оно определяло курс Западной Германии и показывало ее уровень и степень отражения задач, которые заключались на тот момент в договорах.
Помимо немецкого чуда, нельзя обойти и Берлинский кризис. Он разразился в конце 50-ых годов XX века, на тот момент уже было ясно - политика и интересы двух некогда родственных стран расходятся. ФРГ, вступив в процесс евроинтеграции, показала свой курс - курс на сближение с западными странами. Были и попытки объединить ФРГ и ГДР, но они, как мы знаем, привели только к сооружению в 1961 году Берлинской стены, которая на долгие годы разделила Германию. Кризис нашел отражение в социальной жизни немцев. Многие молодые специалисты бежали в ФРГ, видя в ней раскрытие своего научного потенциала, кроме этого многие семьи были разделены на долгие годы. Можно сказать, что данный кризис был именно тем отражением политических настроений двух стран, их взаимным не принятием и попытками подавить друг друга.
Главным заключением по работе можно сказать, что Германия первоначально была больше ведомой страной, нежели страной, которая выдвигала идеи, разрабатывала планы объединения. Это можно объяснить тем, что Западная Германия только в 1949 году была провозглашена государством, до этого момента Германия была разделена на оккупационные зоны. Среди европейских государств существовало сомнение в мирных намерениях ФРГ. Окончательное восстановление правительства в праве на собственную внешнюю и внутреннюю политику, а также праве иметь собственную армию, было достигнуто только в 1952 году. В большинстве случаев, США вмешивалось в дела европейских стран и в процессы их интеграции.
Однако нельзя говорить о том, что договоры были навязаны ФРГ насильно, канцлеры Германии понимали всю роль и значимость европейского объединения. Германия также вносила свои условия в разработки договоров и шла на компромиссы. Был ли это осознанный выбор канцлеров или навязанные им условия говорить трудно, но все же канцлеры делали все возможное, чтобы привести Германию к процветанию.
Однако и о незначительной роли Германии тоже говорить нельзя, так как еще в послевоенные годы было ясно, что она, хотя развязала войну, в будущем имела все основания стать важным звеном в объединении Европы.
Подобные работы
- ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС В ПОЛИТИКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1943-1947 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ, ЕГО СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
“Вгехй”(на примере выступлений англоязычных политических
деятелей)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (09.00.13)
Диссертации (РГБ), религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - К. Г. МУРАТОВА И С. И. ПАРАДЖАНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ
«АВТОРСКОГО» КИНЕМАТОГРАФА В СССР 1960-Х – 1980-Х ГГ.
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - Юридическое образование в России и Испании:
сравнительно-правовая характеристика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Особенности внутриполитического развития Японии во время Второй мировой войны (1939-1945)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Роль Франции в урегулировании африканских конфликтов в конце XX - начале XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СТРАНЫ АФРИКИ ВО II ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



