ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ 6
1.1. Сущность и содержание дивидендной политики акционерной компании 6
1.2. Основные методы формирования дивидендной политики 12
1.3. Проблемы и тенденции формирования дивидендной политики в мире и
России 21
2. АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ АО «УПРАВЛЕНИЕ
МЕХАНИЗИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» 32
2.1 Характеристика деятельности «АО «Управление механизированного строительства» 32
2.2. Организация дивидендной политики в АО «Управление механизированного строительства» 40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ В «АО
«УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» 49
3.1. Предложения по совершенствованию методов формирования
дивидендной политики в «АО «Управление механизированного строительства» 49
3.2. Предложения по совершенствованию организации дивидендной
политики «АО «Управление механизированного строительства» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Частный бизнес является главным двигателем развития рыночной экономики любой современной страны, в том числе России. Однако требования к расширению производственных мощностей, модернизации оборудования, повышению качества готовой продукции вынуждают руководство компаний искать дополнительные средства.
Вопрос финансирования может быть решен с помощью банковского кредита, выпуска облигаций или акций. При этом банковский кредит требует регулярной выплаты процентов за пользование денежными средствами, а облигации - погашения купонов. Акции, в свою очередь, позволяют привлекать дополнительные средства без повышения долговой нагрузки на компанию. Поэтому акционерные общества становятся все более популярными в мире и России.
Впрочем, отсутствие жестких обязательств перед собственниками (держателями акций) не освобождает руководство компании от ответственности за принимаемые решения относительно дивидендной политики.
Вопрос оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуален в современной экономике, потому что сложно обеспечить баланс между интересами акционеров, которые хотят получать текущую прибыль, и интересами компании, которая заинтересована в стратегическом развитии и росте будущей прибыли.
Кроме того, не существует универсального алгоритма формирования дивидендной политики и нормативного регулирования этого вопроса. Имеющиеся типы дивидендной политики и подходы к ее формированию не определяют единую успешную дивидендную политику.
Проблема формирования дивидендной политики в России осложняется тем, что рынок ценных бумаг РФ является сравнительно молодым и относится к категории развивающихся рынков. Для него характерны несовершенство законодательной базы, низкий уровень информационной прозрачности, повышенные риски и другие проблемы, которые за столетия развития были решены в развитых странах.
Цель данной выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы провести анализ дивидендной политики компании и разработать предложения по ее совершенствованию.
Задачами данной выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть сущность и содержание дивидендной политики компании;
- изучить основные методы формирования дивидендной политики;
- определить проблемы и тенденции формирования дивидендной политики в мире и России;
- исследовать дивидендную политику компании;
- разработать предложения по совершенствованию методов формирования дивидендной политики в компании;
- разработать предложения по совершенствованию организации дивидендной политики в компании;
- оценить экономическую эффективность предлагаемых решений. Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы
является акционерная компания АО «Управление механизированного строительства».
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является дивидендная политика.
В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования: анализ; классификация; обобщение.
Теоретической базой исследования выпускной квалификационной работы стали учебники, учебные пособия, научные статьи, издания периодической печати, монографии и другая учебная литература, статические данные, данные финансовой и бухгалтерской отчетности компании, нормативно-правовые и локально-нормативные акты, Интернет-издания и финансовые порталы.
В данном исследовании используются труды известных отечественных и зарубежных ученых в области теоретического обоснования и методов формирования дивидендной политики: Ф. Блэк, Дж. Линтнер, М. Гордон, С. Росс, С. Бхаттачарья, Дж. Стерн, В. Меклинг, М. Дженсен, Ф. Истербрук, М. Миллер, Ф. Модильяни, Дж. Уолтер, Р. Литценбергер, К. Рамасвами, Полугодина В., Репин Д., Богатая И., Евстафьева Е. и другие отечественные и зарубежные авторы.
Российские компании все активнее используют выпуск акций для привлечения дополнительных средств благодаря отсутствию повышения долговой нагрузки на компанию, по сравнению с получением займа или выпуска купонных облигаций.
Однако отсутствие жестких обязательств перед акционерами не освобождает руководство компании от ответственности разрабатывать дивидендную политику компании.
Актуальность вопросов разработки дивидендной политики определяется многими факторами, основными из которых выступают:
- насущная потребность любой акционерной компании придерживаться баланса между распределяемой и инвестируемой частями чистой прибыли, чтобы удовлетворять интересам акционеров, а также обеспечивать стратегическое развитие компании;
- отсутствие универсального алгоритма формирования и оптимальной дивидендной политики для конкретной компании;
- наличие несовершенств законодательного регулирования в России, где рынок ценных бумаг недостаточно развит, по сравнению с фондовыми рынками зарубежных государств.
Целью данной выпускной квалификационной работы было провести анализ дивидендной политики компании и разработать предложения по ее совершенствованию.
В ходе исследования были выполнены поставленные задачи:
- изучены основные методы формирования дивидендной политики;
- определены проблемы и тенденции формирования дивидендной политики в мире и России;
- исследована дивидендная политика «АО «Управление механизированного строительства»;
- разработаны предложения по совершенствованию методов формирования дивидендной политики в «АО «Управление механизированного строительства»;
- разработаны предложения по совершенствованию организации дивидендной политики в «АО «Управление механизированного строительства»;
Проведенным исследованием выявлено следующее.
Дивиденд (dividendum с лат. «то, что надлежит разделить») - это часть чистой прибыли компании после налогообложения, выплачиваемая акционерам деньгами, акциям, имуществом или другими ценными бумагами.
Дивидендная политика - процесс определения размера, порядка выплаты и сроков распределения дивидендов компании между ее собственниками.
Определяющим фактором формирования дивидендной политики является размер выплачиваемых дивидендов. В соответствии с этим фактором в современной экономической литературе выделяют три подхода к формированию дивидендной политики: консервативный, умеренный и агрессивный. Каждому подходу соответствует свой тип дивидендной политики:
- остаточная политика дивидендных выплат;
- политика стабильного размера дивидендных выплат;
- политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (экстра-дивиденд);
- политика стабильного уровня дивидендов;
- политика постоянного возрастания размера дивидендов.
Выделить универсальный тип дивидендной политики не представляется возможным, поскольку оптимальная пропорция между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости компании зависит от разных внешних и внутренних факторов.
Так, дивидендная политика организации зависит от темпа роста организации, доходности, стабильности доходов, степени финансирования, неопределенности, налогов и других факторов.
Во второй главе работы проводился анализ дивидендной политики на примере АО «Управление механизированного строительства». Основным видом деятельности организации являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, приоритетными направлениями - выполнение проектных работ.
Компания представляет собой фактически закрытое акционерное общество, держателями акций которого является ограниченный круг лиц (учредители). Дивиденды выплачиваются в размере 15% от чистой прибыли за отчетный период.
По состоянию на 2017 год, сумма, направленная на выплаты дивидендов компании, увеличивается. Размер дивидендов на одну акцию повысился с 1,37 руб. до 1,49 руб.
В третьей главе выпускной квалификационной работы было предложено улучшить методы и организацию дивидендной политики в компании. Так, чтобы при определении дивидендных выплат учитывались потребности компании в финансировании инвестиций и проектов для обеспечения стратегического развития, важно соблюдать условие:
ДИВшт > 15% * ЧП < ДИВраспред < ЧП - И - ПР
На сегодняшний день дивидендная политика и размер дивидендных выплат подвержены различным рискам. Именно поэтому в работе было предложено создать дивидендный фонд, организовав его физически (в виде отдельного расчетного счета) или в форме единицы учета, что обеспечит более гибкий подход и позволит использовать средства дивидендного фонда в процессе накопления. По итогам квартала можно определять в дивидендный фонд 15% от чистой прибыли.
Также было выявлено неэффективное управление дебиторской задолженностью в 2017 году, что сократило чистую прибыль на 61 472 руб. и, соответственно, дивидендные выплаты. Эффективное управление дивидендной задолженностью позволило бы выплатить в форме дивидендов 9707,25 руб.
Неполноту регулирования дивидендной политики на законодательном уровне было предложено компенсировать разработкой внутренних документов, в том числе «Положения о дивидендных выплатах в акционерной компании», в котором бы отражались цели компании, условия выплаты дивидендов, порядок налогообложения и другие правовые вопросы.