ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 11
§ 1. Общая характеристика и понятие таможенного союза 11
§ 2. Нормативно-правовая база осуществления валютного регулирования и валютного контроля в рамках таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана 14
§ 3. Основные органы, регулирующие внешнеэкономическую
деятельность в странах таможенного союза и их функции 30
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ,КАЗАХСТАН 41
§ 1. Предпосылки и этапы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в ТС 41
§ 2. Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза 46
§ 3. Анализ экономических и политических условий развития таможенного сотрудничества в ЕврАзЭС 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В
СТРАНАХ ТАМОЖЕНННОГО СОЮЗА 57
§ 1. Проблемы осуществления валютного регулирования и валютного контроля 57
§ 2. Перспективы развития валютного регулирования и валютного
контроля в таможенном союзе 64
§ 3. Рекомендации по совершенствованию валютного регулирования и
валютного контроля в ТС 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Актуальность данной дипломной работы. В условиях растущей глобализации роль регулирования и контроля экономической политики валюты в качестве инструмента для роста. Это потребует от стран - участниц Таможенного союза, осуществление практических шагов в формировании режима оптимальной скорости обмена, который способствовал бы развитию экспортно-ориентированных отраслей и экономик, ориентированных на внутренний рынок Таможенного союза. Степень влияния валютного регулирования и контроля механизмов на внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также их соответствие в рамках таможенного союза, по-прежнему значительна.
С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись в Российскую Федерацию не возврат валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг российскими организациями и предприятиями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В следствии в счетах в зарубежных банках накопились большие денежные ресурсы, относящиеся российским компаниям и учреждениям, нежели наносится существенный вред экономической защищенности страны.
Именно поэтому понадобилось формирование в России всеохватывающей концепции валютного регулирования и контроля из-за проводимыми российскими предприятиями и организациями импортными, экспортными и иными внешнеэкономическими операциями.
Рост экспортно-импортных операций, возможность выхода на внешний рынок для любого хозяйствующего субъекта, получение возможности распоряжаться средствами в иностранной валюте и открытие валютного рынка для физических лиц - все это привело к необходимости оперативного правового урегулирования отношений, которые возникают в результате использования валютных ценностей во внешнеторговом обороте. Результат этого процесса и есть нормативно-правовые акты валютного регулирования и валютного контроля.
Валютное регулирование - это форма государственного регулирования международных экономических отношений, связанных с осуществлением операций с валютой и валютными ценностями.
Валютный контроль - это метод валютного регулирования за проведением юридическими физическими лицами валютных операций, с целью контроля за соблюдением валютного законодательства.
Степень разработанности проблемы. Результативное валютное регулирование считается одной с основных посылов устойчивого функционирования экономического рынка, появляется потребность изучить и согласно способности, улучшить систему валютного регулирования.
В научной литературе довольно большое количество интереса устремляется в проблемы функционирования экономической концепции в полном, и валютного рынка, в частности. Подчеркнем, к примеру, академические работы: «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» под ред. Л.Красавиной, «Валютный рынок и валютное регулирование» под ред. И. Платоновой, «Вывоз капитала из России и концепция его регулирования» под ред. А. Булатова и др.
В минувшие года обладали роль обсуждения вопроса согласно развитию валютного регулирования равно как компонента правительственного регулировки экономики, проводившиеся журналами:«Общероссийский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Банковское дело», «Финансы», «Общество и экономика», «Свободная мысль», «Мировая экономика и международные отношения», «Politeconom» и др. В них принимали участие такие ученые как Л. Абалкин, С.Алексашенко, Т. Баранова, С. Глазьев, А.Емелин, А. Илларионов, В. Мельников, Ф. Миришли, В. Попов, Ю. Петров, и других.
Довольно тщательно в литературе озарены вопросы, какие-либо считаются выводными согласно взаимоотношению к рассматриваемой теме, или соприкасаются с ней согласно единичным нюансам. Согласно данным тенденциям функционируют подобные работы экономисты, как М. Афанасьев, А. Голубович, М. Кулагин, В. Шалашов и несколько иных.
Многообещающим и ещё никак не получившим обширного распространения в экономической литературе течением рассмотрения валютного регулирования считается единое изучение этой проблемы: анализ валютного регулирования с места зрения страны, единичного коммерческого банка и государств - партнеров в рамках СНГ.
Подобным способом, многочисленные проблемы согласно исследуемой теме считаются сомнительными и проработаны мало: трудности формирования валютного регулирования и таможенное - банковского валютного контроля, нюансы улучшения нормативно-правовой основы валютного регулирования, создание концепции рассмотрения минимизации валютного риска.
Объектом исследования дипломной работы является анализ функционирования системы валютного регулирования и валютного контроля в рамках Таможенного союза.
Предметом исследования является механизм валютного регулирования и валютного контроля в Таможенном союзе.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию валютного регулирования и валютного контроля в рамках таможенного союза.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические аспекты валютного регулирования и валютного контроля;
- дать характеристику основным органам регулирующую ВЭД в ТС;
- провести модернизацию валютного регулирования и валютного контроля;
-провести Анализ экономических и политических условий развития таможенного сотрудничества в ЕврАзЭс;
- разработка мер совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в рамках Таможенного союза;
- выявить проблемы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в рамках Таможенного союза;
- определить эффективность разработанных рекомендаций.
- определение перспективных направлений дальнейшего развития валютного регулирования в Таможенном союзе.
Нормативно-правовые основы исследования являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Конституция РФ, Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации, Закон Республики Беларусь О валютном регулировании и валютном контроле от 22 июля 2003г.№226-3,Закон Республики Казахстан«О валютном регулировании и валютном контроле»(с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.) а также иные нормативные акты различного уровня.
Эмпирическая основа исследования. В качестве эмпирического материала использовались отдельные постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда Российской Федерации, периодическая печать, официальные статистические данные, информация официальных сайтов органов государственной власти, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Теоретическая основа исследования. Изучения собрали заслуженные работы иностранных и российских создателей согласно проблематике развития экономической и таможенной интеграции в единичных регионах мира и на евразийском пространстве СНГ. Существенное внимание было уделено ознакомлению с докторскими и кандидатскими диссертациями, в которых разбираются разные нюансы исследуемой соискателем трудности.
Методологическая основа исследования. В ходе изучения использовались методы целого и логичного рассмотрения, синтеза, сопоставления, обобщения.
Научная новизна дипломного исследования заключается в едином раскладе к рассмотрению законных начал формирования и развития партнерства стран - членов Таможенного Союза в обстоятельствах формирования Таможенного Союза. Научную новизну мы объединяем с междисциплинарным нравом изучения, заключающимся в том, что законное регулирование юрисдикционного движения в таможенном деле в первый раз станут объектом особого рассмотрения с позиций, основ и общепризнанных мерок, сформулированных в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые теоретические положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для дальнейшего изучения и совершенствования валютного контроля, а также совершенствования российского законодательства в области валютного контроля. Это, в свою очередь, улучшит эффективность деятельность таможенных органов как агентов валютного контроля. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в исследовании основных проблем, возникающих в области осуществления валютного регулирования и валютного контроля в таможенном союзе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Дана характеристика механизма валютного регулирования, а также предложены определения ключевых понятий валютной сферы;
2. Выявлены тенденции в формировании общих принципов системы валютного регулирования;
3. Предложены меры по использованию эффективных механизмов валютного регулирования и совершенствованию инструментария системы валютного регулирования и валютного контроля;
4. Проведен анализ достоинств и недостатков механизмов валютного регулирования.
Структура дипломной работы. Дипломная работа выполнена в соответствии с требованиями состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка. При написании дипломной работы были использованы учебники, учебные пособия, статьи экономических и юридических журналов по теме исследования, федеральные законы, нормативно-правовые акты в области валютного регулирования и валютного контроля, а также интернет ресурсы.
Создание единого таможенного союза, новой формы торгово-экономической интеграции для России, Беларуси и Казахстана, предусматривающее единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В связи с этим, 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. При отмени таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза стали возникать вопросы об отмени внутренних границ вообще, defacto.
Не смотря на то, что ТК ТС предусматривает отмену таможенного контроля на внутренних границах, единую таможенную территорию, охватывающую 3 государства и подразумевает свободное обращение товаров таможенного союза (находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза; ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом или международными договорами государств - членов таможенного союзана всей территории союза.
Резюмирую вышесказанное, хочется отметить, что с начала действия ТК ТС на территории РФ возникли актуальные вопросы по основаниям, четко не урегулированным ТК ТС и иными актами союза. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов является момент, затрагивающий компетенцию органов валютного регулирования и валютного контроля. В частности вопросы, касаемые административной ответственности резидентов и нерезидентов при осуществлении своей деятельности внутри границ Союза. Необходимо ли при экспорте продукции в страны таможенного союза регистрировать документы в валютных отделах банков и нужно ли оформлять паспорт сделки? В соответствии с какими нормативными документами планируется осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза? Важна ли декларация на товары и необходимо ли ее наличие? Существуют ли какие-нибудь льготы и послабления для компаний государств-членов Союза?
ТК ТС рассматривает вопросы, связанные непосредственно с таможенным контролям, движение товаров через таможенную границу. Что касается более узких вопросов, то многие из них не нашли свое отражение ни в кодексе ни в иных актах Союза. Можно рассмотреть следующий пример: компания А из России и компания Б из Беларуси заключили контракт на поставку товара из Беларуси в РФ. В соответствии с законодательством РФ с территории России компания А перевела на счет компании Б в Беларусь определенную сумму по контракту, которая, к примеру, составляет 100 000 долларов США. После выполненного перевода, компания Б не поставила товар и не вернула деньги. Компания А, в свою очередь, не выполнила обязательства вернуть средства в РФ в установленный законом срок и, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим у агентов валютного контроля возникают вопросы о привлечении к ответственности компанию А, но встает проблема как интерпретировать определение резидента и нерезидента в данном случае, ведь мы говорим о единой экономической территории Таможенного союза?
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (п.2 ст. 1 ТК ТС), следовательно при возникновении сомнений о необходимости открывать паспорт сделки. Ни ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни Инструкцией 138-и не предусмотрены какие-либо послабления при оформлении между компаниями государств - членов таможенного союза. Таким образом, своевременное оформление и предоставление документов валютного контроля обеспечит беспрепятственное прохождение платежей между счетами контрагентов и своевременное исполнение обязательств по поставкам. В соответствии со статьей 19 № 173-ФЗ у резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности, в том числе с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, возникает обязанность по зачислению на свои банковские счета наличной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, а также по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, не оказанные услуги. Таким образом, осуществление валютного контроля в рамках таможенного союза должно осуществляться в соответствии с № 173-ФЗ и действующими в настоящее время нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Как мы видим нет никаких преимуществ для резидентов стран - участниц ТС во взаимных валютно-финансовых отношениях, что в рамках Единого экономического пространства является недопустимым и, соответственно, ограничивает свободное перемещение денежных средств между странами - членами ТС.
В связи с этим при набирающем обороты Таможенном союзе валютный контроль и связанные с ним проблемы до сих пор рассматриваются в рамках каждого государства - члена ТС в отдельности, в т.ч. и России. Поэтому и было принято Соглашение "О согласованных принципах валютной политики", основной целью которого является интеграция и сотрудничество государств - членов ТС в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Первые шаги к интеграции в сфере валютного регулирование и валютного контроля положены заключенным в декабре 2010 г. Соглашением, которое ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 184-ФЗ "О ратификации Соглашения о согласованных принципах валютной политики. Но так как для полной интеграции валютной политики необходимо сделать очень многое, для начала при определении резидента и нерезидента государства - участника ТС учитываются нормы валютного законодательства каждого государства в отдельности, т.е. в зависимости от того, является ли лицо резидентом в данном государстве - члене ТС или не является.
Основные принципы, заложенные в данном Соглашении, и направлены на реализацию основной цели, приведению валютной политики к унификации, чтобы операции в валютно-финансовой сфере рассматривались не по отдельности, а как единое целое. Помимо этого, в рамках интеграции валютной политики стран ТС ими совместно будут разрабатываться и согласовываться:
- перечень валютных операций между резидентами, в отношении которых не будут применяться валютные ограничения;
- необходимый объем прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций;
- требования по репатриации резидентами денежных средств, подлежащих обязательному зачислению на их банковские счета, и требования к учету и контролю валютных операций;
- свободное перемещение резидентами и нерезидентами наличных денежных средств и ценных бумаг в документарной форме в пределах единой таможенной территории ТС;
- нормы об ответственности за нарушения законодательства государств - членов ТС в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Таким образом, стремление стран - членов Таможенного союза к интеграции всех сфер взаимных отношений, в т.ч. и валютно-финансовой сферы путем детализации правовых, институциональных и информационно¬технических аспектов взаимодействия государств - участников Таможенного союза является положительным результатом и предпосылками для создания эффективной системы таможенного валютного регулирования в Таможенном союзе.
1. Решение Комиссии Таможенного Союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 г. № 130. - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом изменений и дополнений). - URL : Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
3. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле».- URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) »О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016).- URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
5. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015)«Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». - URL : Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
6. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 05.04.2016)«О банках и банковской деятельности». - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
7. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1(ред. от 05.04.2016)«О таможенном тарифе». - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
8. "Гражданский кодекс Российской Федерации «от 30.11.1994 N 51- ФЗ(ред. от 31.01.2016)». - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
9. Письмо Банка России от 11.10.1996. №341 "Временный порядок предоставления главными управлениями Центрального банка РФ разрешений на проведение отдельных видов валютных операций" - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата обращения: 02.02.2016);
10. Письмо Банка России от 06.10.1995. №12-524 "О перечне документов, представляемых для получения лицензий на операции, связанные с движением капитала" (с изм. 20.07.1999.) ». - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
11. Положение ЦБ РФ от 24.04.1996 №39 «Положение об изменении порядка проведения некоторых видов валютных операций» (с изм. 24.10.97). // Вестник Банка России. 1996. №24. ». - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
12. Положение ЦБ РФ от 21.12.2000 № 129-П «О выдаче
территориальными учреждениями ЦБ РФ разрешений юридическим лицам- резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала». // Вестник Банка России. 2000. №70. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
13. Указание ЦБ РФ от 08.10.1999 №660-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций». - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.09.2015 (дата обращения 02.02.2016);
Правоприменительная практика
14. Информационное сообщение Центрального банка РФ от 10.08"2000 №б/н 4 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования». // Вестник Банка России. 2000. № 44. - URL : Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.09.2015(дата обращения 02.02.2016);
15. Письмо Центрального банка РФ от 22.08.1995 №12-1с-1/4276 «Об
операциях с ценными бумагами в иностранной валюте». - URL : Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2015 (дата обращения 08.02.2016);
16. Письмо Главного управления Центрального банка РФ по Санкт- Петербургу от 17.09.98 № 19-7-02/10385 «О порядке контроля за осуществлением валютных операций». - URL : Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.11.2015(дата обращения 08.02.2016);
Специальная литература
17. Погодина И.В.Эволюция теории и практики деятельности таможенных органов в РФ: монография / И.В. Погодина, С.В. Данильченко. - Владимир: Издательство ВлГУ, 2013. - 104 с. - ISBN : 978-5-9984-0359-0;
18. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник для вузов / под общ.ред. проф. Б.Н. Габричидзе. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. 340 с. ISBN : 978-2¬5312-0217-1;
Учебники и учебные пособия
19. Акимова Е.А. Практика организации валютного контроля / Финансы и кредит, 2005. №7 -31 с. -ISBN 978-5-2238-0128-7;
20. Антонов Н.Г., Песселль М.А. Денежное обращение, кредит и банки. -
М.; Финстатинформ, 2004. - 345 с. -ISBN 978-5-4138-0758-1;
21. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учебник.- М.: Проспект, 2010.- 389 с. -ISBN 978-5-2348-0218-7;
22. Банки и банковские операции: учебник для вузов / Жуков Е.Ф, Максимова Л.М. др. - М.: Банки и биржи, 2004. - 501 с. -ISBN 978-3-4891-0211-7;
23. Банковская система России. Настольная книга банкира. Кредитный процесс коммерческого банка. - М.: ТОО Инжиниринго - консалтинговая компания «ДеКА», 2003.- 284 с. -ISBN 902-5-1549-8711-1;
24. Банковское дело: под ред. д.э.н. Белоглазовой Г.Н. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 485 с. - 284 с. -ISBN 902-5-1549-8711-1;
25. Банковское дело: под редакцией профессора Кроливецкой Л.П и профессора Колесникова М.В. - М.: Финансы и статистика, 2007 - 451 с. - ISBN 958-5-1159-8911-2;
26. Банковское дело: учебник. - 2-е изд., перераб. И доп./ Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2008 - 298 с. - ISBN 978-5-1597-7587-2;
27. Банковское право: учебное пособие / Арефьева Н.Н, Волкова И.А., Карабанова К.И. и др. - Волгоград: Изд-во ВГУ, 2007. - 298 с. - ISBN 958-4¬1594-7457-2;
28. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент - М.: Инфра-М, 2006 - 409 с.- ISBN 958-4-5894-7457-2;
29. Валютный рынок и валютное регулирование. под ред. Платоновой И.Н. - М.: БЕК, 2009. - 377 с. - ISBN788-4-1594-7457-2;
30. Величенков А., Куликов В.. Теневые пирамиды реформируемой экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 254с. - ISBN987-4-2494- 7457-2;
31. Волгина Н. А. Международная экономика. - М. : Эксмо, 2008. - 734 с. - ISBN488-4-2594-5877-1;
32. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс. - М.: ЦИСН, 2008. - 572 с. - ISBN788-4-1594-7457-2;
33. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник (3-е издание).- М.: ВАВТ, 2011.- 415 с. - ISBN518-5- 7064-7488-2;
34. Деньги, кредит, банки / под ред. Коречкова Ю.В., Жихарева В.П. - М.: Изд-во ЯВФЭИ, 2008. - 144 с. - ISBN574-4-2194-7457-2;
35. Ермакова Т.С. Финансовое правоотношение (теоретические проблемы): Учеб.пособие. Л., 1985 - 587 с. - ISBN788-4-1594-7457-2;
36. Жданов А. А. Финансовое право РФ: учебник.- М.: 1995. - 466 с. - ISBN385-4-1594-7457-2;
37. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П.. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2001 г. - 392 с. - ISBN577-5-4754-7457-2;
38. Комментарий к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" / под общ. ред. Тихомирова М.Ю. - М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2004.- 351 с. - ISBN558-2-1594-7457-2;
39. Глаголева Н.Н. Таможенная статистика. учебное пособие.- М.: Интермедия, 2014. - 407 с.- ISBN788-4-1594-7457-2;
40. Коробова Г.Г. Банковское дело. - М.: Экономистъ, 2003. - 399 с.- ISBN587-7-8392-5457-2;
41. Курбангалеева О.А. Валютные операции.- М.: ФБК-Пресс, 2005.- 379 с. - ISBN788-4-1594-7457-2;
42. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки - М.: Кнорус, 2004.- 409 с. - ISBN544-5-1512-5997-2;
43. Халипов С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. - М.: Экономика, 2009. - 156с. - ISBN788-4-1594-7457-2.;
44. Шимко П. Д. Международная экономика. - М. :Высш. шк., 2010. - 471 с. - ISBN978-5-9594-7457-2;
Статьи
45. Баландина Г.В. Как улучшить таможенное законодательство// Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2015. - № 3 - С. 10;
46. Сизова К.А. Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном союзе // «Налоговый вестник». - 2010.- С.44;
47. Баландина Г.В. Обеспечение уплаты таможенных платежей // Международный экспедитор. - 2013. - № 5- 31 С.;
48. Кудряшев А, Чернышев В. Россия и страны СНГ: тенденции внешней торговли // Таможня.- 2010. - 391 С;
Электронные ресурсы
49. СправочноТаможенно - правовой портал Таможня.ру [Электронный ресурс]. - htpp://www.tamognia.ru(Дата обращения 27.04.16).
50. -правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultantplus.ru;(дата обращения 17.04.15)
51. Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru(дата обращения 27.04.16);
52. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs.ru(дата обращения: 27.04.2016);
53. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultantplus.ru (дата обращения: 27.04.2016);
54. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www. customs.ru (дата обращения: 27.04.2016).