Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Работа №29476

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
819
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ
НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ………………………………………………………11
§ 1. Понятие, виды и функции товарных знаков………………………11
§ 2. Порядок регистрации и защиты исключительных прав на
товарный знак……………………………………………………............17
§ 3. Незаконное использование товарных знаков……………………..21
§ 4. Нормативное правовое регулирование защиты прав на товарные
знаки………………………………………………………………………29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
ДОМОДЕДОВСКОЙ ТАМОЖНИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ
ЗНАКИ…………………………………………………………………………...34
§ 1. Характеристика Домодедовской таможни………………………...34
§ 2. Механизм защиты прав на товарные знаки таможенными
органами………………………………………………………………….40
§ 3. Показатели эффективности деятельности таможенных органов в
части повышения эффективности деятельности по обеспечению
защиты прав интеллектуальной собственности при выявлении
товаров, обладающих признаками контрафактных…………………...47
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПО БОРЬБЕ С
НЕЗАКОННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ……….59
§ 1. Проблемы защиты прав на товарные знаки таможенными
органами………………………………………………………………….59
§ 2. Предложения по совершенствованию механизма защиты прав на
товарные знаки таможенными органами………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...77

Актуальность темы исследования. В условиях глобализации
мировой экономики нарушение исключительных прав на товарные знаки, а
именно распространение контрафактной продукции, является одной из
главных проблем, с которой приходится сталкиваться не только на
внутренних рынках, но и в международной торговле товарами и услугами.
С начала 2015 года образована новая международная организация
региональной экономической интеграции – Евразийский экономический
союз (далее ЕАЭС), в который входит пять стран участниц: Республика
Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Киргизская
Республика и Российская Федерация. На единой таможенной территории
предусматривается свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей
силы. Вместе с этим увеличивается оборот контрафактной продукции,
реализуются схемы нарушения таможенного законодательства по
перемещению таких товаров.
Контрафакт является мировой проблемой, а также прямой угрозой:
1) потребителям, т.к. производство, распространение такой продукции
растет с каждым годом в больших масштабах и представляет опасность для
жизни и здоровья граждан, а также увеличивается смертность населения от
употребления поддельных товаров;
2) интересам правообладателей. Ущерб наносится сразу по двум
направлениям: по имиджу, т.к., купив поддельную продукцию
ненадлежащего качества, маловероятно, что ее приобретут вновь, и по
доходу: правообладатели затрачивают огромные финансовые ресурсы на
рекламу своего товарного знака и позиционировании его на рынке, а
производители контрафакта, соответственно, лишают их прибыли;
3) государству. Количество выявленных контрафактных товаров
составляет: 10,1 млн ед. – в 2010 году; 9,3 млн ед. – в 2011; 19,1 млн ед. – в
2012; 9,4 млн ед. – в 2013; 9,5 млн ед. – в 2014; более 18,1 млн ед. – в 2015.6
Ежегодно недополучение средств в бюджет составляет порядка 200
млрд рублей1.
Таможенные органы играют ключевую роль в выявлении
контрафактной продукции при трансграничном перемещении товаров.
Согласно «Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года»
одной из основных задач в области совершенствовании таможенного
регулирования является предотвращение и пресечение международной
торговли контрафактной продукцией; расширение полномочий таможенных
органов по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной
собственности, в том числе с использованием последних достижений науки и
техники.
Для того чтобы противостоять международной торговле товаров,
обладающих признаками контрафактных, необходимо решить проблемы,
связанные, во–первых, с разработкой проекта наднациональной нормативной
правовой базы, а также внесением коррективов в национальное
законодательство, во–вторых, с низким обменом информации между
таможенными органами и правообладателями, в–третьих, с проведением
идентификации товаров и др.
Решение данных проблем будет способствовать совершенствованию
механизма защиты прав на товарные знаки таможенными органами и
пресечению правонарушений в этой сфере.
Степень разработанности проблемы. Вопросы гражданско-правовой
охраны товарных знаков, изучение законодательства и правоприменительной
практики, а также защита исключительных прав на товарный знак отчасти
были исследованы в работах ученых-юристов, правоведов начала XX века:
П.П. Цитовича, А.Г. Неболсина, Я.С. Розена, А.А. Пиленко, Г.Ф.
Шершеневича, А. Дайкселя, К. Анненкова, А.Я. Антоновича, А.П.
1 Фурсова И. Таможня ставит заслон контрафакту [Электронный ресурс]. URL:
http://www.rg.ru/2015/03/17/tamozhnya.html (дата обращения: 10.12.2015).7
Башилова, В. Вальденберга, С.И. Гальперина, А.М. Гуляева, М.С. Дурасова,
Н.Л. Дювернуа, А.И. Каминка, Н.М. Коркунова, А.С. Невзорова, Н.А.
Неклюдова, Н.И. Нерсесова, Е.А. Нефедьева, С.В. Пахман, К.П.
Победоносцева, Н.М. Серпухова и мн. др.
Товарным знакам посвящены работы советских ученых юристов,
историков, политологов: В.М. Сергеева, Е.Н. Даниловой, В.А. Дозорцева,
С.И. Раевича, А.П. Павлинской, В.А. Рясенцева и др.
На современном этапе к ученым, которые посвятили свои работы
общим вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной
собственности, а также изучению товарных знаков и их истории относят В.В.
Белова, И.А. Близнеца, Г.В. Бромберга, М.А. Верхолетова, Г.В. Виталиева,
Э.П. Гаврилова, С.П. Гришаева, О.М. Горелик, О.А. Городова, Ю.Т.
Гульбина, Е.А. Данилиной, Г.М. Денисова, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко,
B.О. Калятина, Н.М. Коршунова, С.В. Матюшенко, В.М. Мельникова, П.Б.
Мэггс, А.М. Орехова, В.В. Орловой, А.П. Сергеева, В.М. Сергеева, C.Г.
Симагиной, Л.Н. Симанович, В.В. Хурматуллина, И.В. Цветкова, В.Д.
Шалынина и других исследователей.
Особенности защиты прав на товарные знаки таможенными органами
исследуются в трудах Андреевой Е.И., Бегишевой И.В., Агамагомедовой
С.А., Нестерова А.В., Малина В.П., Дмитриева В.В. и др.
Отдельным проблемам борьбы с контрафактной продукцией
посвящены работы Ибрагимовой С.В., Курочкиной О.Л., Лопатина В.Н.,
Эпштейна Ю.
В части защиты прав на товарные знаки остаются неизученными
вопросы, связанные с проблемами, находящимися в правовом поле;
параллельным импортом товаров; применением Единого таможенного
реестра объектов интеллектуальной собственности; процедуры «ex-officio»,
и др.8
Объект исследования – Домодедовская таможня, расположенная по
адресу: 142015, Московская область, город Домодедово, территория
«Аэропорт «Домодедово», строение 24.
Предметом исследования являются проблемы теории и практики
защиты прав на товарные знаки таможенными органами.
Цель исследования – совершенствование механизма защиты прав на
товарные знаки таможенными органами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить понятие, виды и функции товарных знаков;
- рассмотреть порядок регистрации и защиты исключительных прав на
товарный знак;
- изучить нормативное правовое регулирование защиты прав на
товарные знаки;
- проанализировать механизм защиты прав на товарные знаки
таможенными органами Домодедовской таможни;
- выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы в
процессе защиты прав на товарные знаки;
- внести предложения по совершенствованию механизма защиты прав
на товарные знаки таможенными органами и оценить их эффективность.
Нормативно-правовой основой исследования являются Соглашение
между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и
Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О едином таможенном
реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов
таможенного союза», Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ,
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в
Российской Федерации», Приказ ФТС от 13.08.2009 г. № 1488 «Об
утверждении Административного регламента Федеральной таможенной9
службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного
реестра объектов интеллектуальной собственности» и др.
Эмпирической основой исследования являются информационноаналитические отчеты по деятельности Домодедовской таможни,
контрольные и аналитические показатели деятельности таможенных органов
Домодедовской таможни.
Теоретической основой исследования являются труды юристов,
экономистов в сфере защиты прав на товарные знаки, а также посвященные
незаконному использованию товарных знаков, среди которых работы:
Андреевой Е.И., Агамагомедовой С.А, Ивановой Е.Г., Барсуковой С.Ю.,
Радаева В.В., В.А. Дозорцева и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых методы анализа, синтеза, а также
графический, статистический, сравнительно-правовой и др.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе деятельности
Домодедовской таможни по защите прав на товарные знаки, а также в
решении проблем теоретического и практического характера, которым в
научной литературе уделено недостаточно внимания. В ходе исследования
предложено:
- внести изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая
2010 г. № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и
формах таможенных деклараций», в отношении товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности, которые предотвратят
недостоверное декларирование таких товаров;
- установить и прописать в нормативной документации на
наднациональном уровне четкие количественные или иные критерии
отнесения товаров, перемещаемые через таможенную границу, к товарам для
личного пользования;10
- внести поправки в КоАП РФ, увеличивающие срок давности
привлечения к административной ответственности до трех лет и
предусмотреть санкции за недостоверное указание товарного знака;
- рекомендовать правообладателям предоставлять в таможенный орган
всю необходимую информацию о товаре, а также образцы оригинальной
продукции.
Положения, выносимые на защиту:
1. По итогам изучения теоретических основ защиты прав на товарные
знаки выявлено, что товарный знак — это обозначение,
индивидуализирующее товары юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, которому предоставляется правовая охрана.
2. Анализ мер, применяемых таможенными органами Домодедовской
таможни при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных, а
также судебная практика доказывает эффективность существующего
механизма защиты прав на товарные знаки. Однако в целях повышения
эффективности деятельности таможенных органов он нуждается в
дальнейшем совершенствовании.
3. Предложения по совершенствованию механизма защиты прав на
товарные знаки таможенными органами Домодедовской таможни позволят
сократить временные издержки в работе таможни, увеличить количество
выявленных товаров, обладающих признаками контрафактных, и денежных
поступлений в государственный бюджет страны.
Апробация работы. По теме дипломной работы опубликовано две
статьи, одна из которых в рецензируемом научном журнале списка ВАК.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и
четырех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Совершенствование механизма защиты прав на товарные знаки
таможенными органами приобретает все большее значение.
Товарный знак представляет собой слово, символ или несколько слов,
символов, которые отличают одного производителя товаров от другого.
Незаконное использование чужого товарного знака свидетельствует о
том, что товар контрафактный. В больших объемах контрафактная
продукция попадает на потребительский рынок. Это негативно влияет на
развитие экономики страны, а также на авторитет государства на
международном уровне. Только за 2015 год импорт контрафактных товаров в
Россию увеличился на 50 %.
Несомненно, таможенные органы играют важную роль в процессе
защиты прав на товары, содержащих ОИС, при их трансграничном
перемещении.
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры
по защите прав на товарные знаки, как при включении в ТРОИС, а в скором
времени и в Единый реестр, так и с использованием процедуры «ex-officio».
ТРОИС является эффективным инструментом в борьбе с товарами,
обладающими признаками контрафактных, что доказывает активный процесс
регистрации товарных знаков правообладателями в данном реестре.
Существующие проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники
таможенных органов, замедляют выявление и пресечение нарушений прав на
товарные знаки.
Сложившееся положение наносит крупный материальный ущерб
государству. По данным ФТС, убытки России в виде недоплаченных
налоговых и таможенных платежей в государственный бюджет страны
ежегодно составляют до 15 %.68
Таможенные органы Домодедовской таможни с каждым годом
противодействуют поступлению товаров, обладающих признаками
контрафактных на территорию Российской Федерации, пополняя при этом
федеральный бюджет. В своей деятельности они руководствуются
значительным количеством нормативно-правовых документов, таких как
международные договоры РФ в области обеспечения защиты прав
интеллектуальной собственности, Таможенный кодекс Таможенного союза,
Конституция РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и
распоряжения Правительства РФ, федеральные конституционные законы, а
также иные правовые акты.
За 2015 год ежегодно устанавливаемые ФТС России аналитические и
контрольные показатели в части защиты прав интеллектуальной
собственности с целью оценки эффективности деятельности Домодедовской
таможни по борьбе с продукцией, обладающей признаками контрафактных –
выполнены. В 2015 году таможней выявлено 22 тысячи 501 единица
контрафактных товаров, что составляет 132 % от установленного
контрольного показателя.
Должностные лица Домодедовской таможни сталкиваются с
проблемами в процессе защиты прав на товарные знаки. Проблемы теории и
практики влияют на эффективность деятельности таможенных органов при:
- взаимодействии с правообладателями;
- проведении качественной идентификации товаров;
- работе в штатных программных средствах;
- применении в своей работе действующего законодательства.
Внесенные рекомендации направлены на совершенствование
механизма защиты прав на товарные знаки и наиболее эффективно бороться
с нарушениями.
Устранение существующих проблем приведет:
1) к сокращению временных затрат, связанных с:69
- информированием правообладателей и получения от них
«обратной связи»;
- проведением идентификации товаров;
- проведением экспертизы на предмет определения признаков
контрафактности товаров;
- разрешением процедурных вопросов по параллельному импорту
товаров, т.к. таможня привлекается в качестве третьего лица при подаче
правообладателями судебных исков в гражданско-правовом порядке.
2) к увеличению приостановления выпуска недоброкачественных
товаров;
3) к уменьшению товарооборота контрафакта;
4) к увеличению платежей в бюджет страны.
Таким образом, внесенные рекомендации позволят повысить
эффективность работы таможенных органов РФ в сфере защиты прав на
товары, содержащие ОИС, при их трансграничном перемещении.


Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015 (дата обращения
15.05.2016);
2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О едином
таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств –
членов таможенного союза» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010)
(ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015). URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015 (дата
обращения: 26.04.2016);
3. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена
в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979). URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.consultant.ru (дата обращения:
13.04.2016);
4. Соглашение «О международной регистрации знаков» (Заключено
в Мадриде 14.04.1891) (ред. от 02.10.1979). URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://base.garant.ru (дата обращения:
13.04.2016);
5. Соглашение «О Международной классификации товаров и услуг
для регистрации знаков» (заключено в Ницце 15.06.1957) (ред. от 28.09.1979).
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru (дата обращения 24.05.2016);71
6. Сингапурский договор о законах по товарным знакам (Подписан
в г. Сингапуре 27.03.2006). URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.consultant.ru ( дата обращения: 20.05.2016);
7. Протокол к Мадридскому соглашению о международной
регистрации знаков (Мадридский протокол) 28 июня 1989 г. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http://base.garant.ru
(дата обращения: 13.04.2016);
8. Договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 г.
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2016);
9. Найробский договор об охране олимпийского символа, был
принят в Найроби 26 сентября 1981 года. URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://base.garant.ru (дата обращения:
13.04.2016);
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18
декабря 2014 г. № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе
Евразийского экономического союза». URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://base.garant.ru (дата обращения: 20.04.2016);
11. Решение Комиссии Таможенного союза № 290 от 18.06.2010 «О
Регламенте взаимодействия таможенных органов государств – членов
таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра
объектов интеллектуальной собственности». URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://base.garant.ru (дата обращения
13.02.2016);
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от
18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2015). URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения
16.04.2016);
13. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016). URL:72
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 02.06.2016 (дата обращения: 18.04.2016);
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
(ред. от 16.07.2015). URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 02.06.2016 (дата обращения:
15.04.2016);
15. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения 03.04.2016);
16. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О
Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020
года». URL: Официальный сайт ФТС России http://www. customs.ru (дата
обращения: 13.03.2016);
17. Приказ ФТС от 16.12.2010 № 2465 «Об утверждении типовых
положений о подразделении защиты прав интеллектуальной собственности
таможенных органов». URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.consultant.ru (дата обращения: 13.05.2016);
18. Приказ ФТС России от 13.08.2009 № 1488 «Об утверждении
Административного регламента Федеральной таможенной службы по
исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о
принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением
выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов
интеллектуальной собственности». URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2016);
Правоприменительная практика
19. Письмо ФТС России от 11.01.2011 № 01-11/15 «О мерах по
реализации статьи 308 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О
таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: Официальный73
интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru, документ
опубликован не был (дата обращения: 10.04.2016);
Справочная литература
20. Доклад заместителя начальника Домодедовской таможни С.А.
Миклавы «Итоги работы и результаты взаимодействия структурных
подразделений Домодедовской таможни по вопросам экономической
деятельности в 2015 году»;
21. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016. – 71 с.;
22. Отчет о выполнении аналитического показателя № 14 от 15.01.2016
№ 34-06/00537;
23. Отчет о выполнении контрольного показателя № 18 от 15.01.2016
№ 34-06/00536;
Учебники и учебные пособия
24. Дозорцев В.А. Право на результаты интеллектуальной
деятельности: сборник нормативных актов. - М.: Статут, 2005. – 416 с. - ISBN
583-5-4016-8154-2;
25. Защита прав на интеллектуальную собственность. Авторские и
смежные права, изобретательские и патентные права, права на средства
индивидуализации: Практическое руководство / Коллектив авторов. - М.: КФ
«Рес-Кью-Груп», 2004. – 592 с. - ISBN: 5939160085;
26. Защита интеллектуальной собственности. Актуальные проблемы
теории и практики. Т. 3. Отв. ред. Лопатин В.Н. М.: Издательство Юрайт,
2010. – 160 с. -ISBN: 978-5-9916-0200-6;
27. Соболева Т.А., Суперанская А. В. Товарные знаки. М., 1986. –
176 с.;
28. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник.
М.: Проспект, 2011. − 338 с. - ISBN: 978-5-392-00788-2;
29. Филип Котлер. Основы маркетинга. – М.: Издательство Вильямс,
2011. – 752 с. – ISBN978-5-8459-1571-9;74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ