Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки программы развития производственного предприятия
1.1 Принципы и закономерности развития производственного предприятия
1.2 Подходы к определению направлений развития производственного предприятия
1.3 Методы формирования программы развития производственного предприятия
2. Анализ практики развития ООО «Стэк Мастер» 27
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Стэк Мастер» 27
2.2 Оценка эффективности действующей стратегии развития ООО «Стэк Мастер»
2.3 Определение «узких мест» и «зон роста» ООО «Стэк Мастер» с целью разработки программы его развития
3. Предложения и рекомендации по разработке программы развития ООО «Стэк Мастер»
3.1 Предложения по развитию ООО «Стэк Мастер» в рамках региональной экспансии
3.2 Предложения по развитию ООО «Стэк Мастер путем расширения спектра предлагаемых услуг
3.3 Организационно-управленческое и экономическое обоснование
программы развития ООО «Стэк Мастер»
Заключение 86
Список используемых источников 88
Приложения
Развитие, это то состояние, которое по факту, отличает эффективную компанию от всех остальных. Наличие продуманной сбалансированной программы развития компания - есть необходимое условие ее результативной и эффективной деятельности. Соответственно, цель как новой, так и действующей компании, особенно в современных экономических условиях - это ее развитие, заведомо опережающее рынок и, очевидно, формирующее его. Если 25-30 лет назад, мы говорили, что компании номер один - это те компании, которые смогли выявить и качественно удовлетворить потребность потребителя, то сегодня это компании, которые создают потребности, формируя тем самым рынок, и не развиваясь этого достичь невозможно.
Но развитие может иметь разный характер и прежде чем определяться с направлениями этого развития необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, развитие, это в том числе преодоление проблем, с которыми сталкивается компания, и при формировании программы развития нужно исходить из этапа жизненного цикла, на котором находится бизнес. Проще говоря, чтобы навести порядок в компании из пяти человек, Вам не всегда нужна система автоматизации - порой достаточно просто доходчиво объяснить, что нужно делать.
Во-вторых, одна и та же задача может повторяться, возникать периодически, и не только потому, что ее изначально неверно решили, а в том числе и потому, что меняется ситуация, в которой находится компания, меняется внешняя и, даже внутренняя среда компании, и, казалось бы, знакомую задачу приходится решать иначе.
Развитие, часто соотносят со стратегией. Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития компании, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри нее, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее компанию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется компания при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей и задач компании.
Единой стратегии для всех компаний не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии развития для каждой компании свой, т.к. зависит от ее позиции на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и
т.д.
Цель нашей выпускной квалификационной работы заключается в разработке программы развития ООО «Стэк Мастер».
Поставленная цель определила круг следующих задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки программы развития производственного предприятия;
- проанализировать практику развития ООО «Стэк Мастер»;
- разработать пакет предложений и рекомендаций по формированию программы развития ООО «Стэк Мастер».
Объектом исследования выступила компания ООО «Стэк Мастер».
Предметом исследования - процессы стратегического развития производственного предприятия, а также разработка программы его развития.
Работа проиллюстрирована 16 рисунками, 44 таблицами, 3 Приложениями, библиография содержит 87 источников.
В заключении можно сделать вывод о том, что цели, поставленные в процессе анализа, реализованы, т.е. разработана концепция развития ООО «Стэк Мастер», основной деятельностью которого является автоматизация промышленных предприятий.
На начальном этапе разработки концепции развития проанализировано текущее положение компании. Следующим этапом проанализирована внутренняя и внешняя среда предприятия с помощью SWOT - матрицы, позволяющей выявить возможные направления развития организации, и анализа функциональных областей.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что у ООО «Стэк Мастер» устойчивое финансовое положение. Компания находится на стадии жизненного цикла «Давай-Давай» и при грамотном управлении и постановке четких целей можно обеспечить рост компании.
Тщательное ознакомление с теоретической основой менеджмента в первой части дает возможность точно проанализировать деятельность предприятия и разработать варианты для более эффективного дальнейшего развития предприятия.
Это развитие в рамках региональной экспансии и путем расширения спектра предлагаемых услуг. Экономический анализ показал, что концепция развития путем расширения спектра предлагаемых услуг - это более дорогостоящее мероприятие (затраты составляют 1 068 000 руб). Выбранные концепции развития не противоречат друг другу и могут быть реализованы, как и параллельно друг с другом, так и последовательно. Ограничивающим фактором в данном случае будет выступать нехватка управленческого персонала, реализация поставленных задач лежит в основном на заместителе генерального директора по региональному развитию. Можно сделать вывод, что после внедрения данной стратегии компания будет работать результативнее, что приведет к увеличению финансовых результатов и устойчивости экономического положения.
На период 2018-2020 гг. предлагается стратегия развития компании в рамках региональной экспансии. Для развития компании выбрана Кировская область (затем Удмуртия). Выбор сделан на основе анализа конкурентной среды, в Кировской области всего один конкурент - партнер компании Danfoss, и анализа экономического состояния предприятий региона (в регионе развита отрасль нефтехимии, которая в настоящее время инвестиционно - привлекательна).
Выбор стратегии развития в рамках региональной экспансии подтвердило экономическое обоснование, для развития данного направления потребуется затрат на сумму 637 000 руб. (из них единовременные затраты - 205 000 руб., постоянные - 432 000 руб.).
Для реализации выбранной стратегии необходимо решить ряд задач: проанализировать выбранный регион, открыть филиал, нанять сотрудников, обучить сотрудников, наработать клиентскую базу, планировать и контролировать работу. Ответственность за выполнение поставленных задач ложится на заместителя генерального директора по региональному развитию.
При реализации данной стратегии компания может столкнуться с объективными рисками: ненадежный сотрудник, который не будет выполнять работу, тем самым это может повлечь либо существенное снижение (отсутствие) объема продаж от запланированной величины, либо срывы сроков проектов, что повлечет претензии клиентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности и необходимость реализации стратегии предопределена объективными предпосылками, а предлагаемая стратегия способствуют достижению цели - увеличению объема продаж.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) // Информационноправовая система «Консультант Плюс». - Версия от 01.09.17 г
Книги, монографии
2. Адизес Ицхак К. Управление жизненным циклом корпорации / Ицхак
К. Адизес - СПб.: Питер, 2016. 384 с.
3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Аккоф - М.: Экономика, 2012. 262 с.
4. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. / М.М, Алексеева - М.: Финансы и статистика, 2014. 284 с.
5. Алтухов П.Л. Управление развитием предприятий / П.Л. Алтухов, В.Т. Денисов. Саратов: СГТУ, 2012. 160 с.
6. Алтухов П.Л. Управление эффективным развитием государственных предприятий: дис. ... канд. экон. наук / П.Л. Алтухов. Саратов, 1999. 183 с.
7. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. / С.Н. Аникеев - М.: Информ-Студио, 2003. 250 с.
8. Ансофф И. Стратегическое управление. / И. Анфофф — М.: Экономика, 2003. 519 с.
9. Афанасьев Н.В. Управление развитием предприятия: Монография. / Н.В. Афанасьев, В.Д. Рогожин, В.И. Рудыкин — Х.: Издательский Дом «ИНЖЭК», 2013. — 184 с.
10. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учеб. Пособие. / И.В. Афонин - М.: Дашков и К0, 2012. 247 с.
11. Биннер Х. Управление организациями и производством: От функционального менеджмента к процессному. / Х. Биннер - М.: Альпина Паблишерс,2014. 389 с.
12. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. / Т. Бойделл - М.: Экономика, 2013. 186 с.
13. Брасс, А.А. Основы менеджмента: курс лекций / А.А. Брасс - 3-е изд., стер.- Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 224 с.
14. Булавко О.А. Промышленная политика на этапе роста: Монография. /
О.А. Булавко - Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2012. - 115 с.
15. Бусыгин П. Стратегическое управление организацией. / П. Бусыгин - М.: ЮНИТИ, 2013. 224 с.
16. Васильев, М.А. Совершенствование стратегического планирования на промышленных предприятиях / М.А. Васильев // Современные аспекты экономики: сб. науч. трудов. - 2014. - № 12(208). - 0,5 п.л.
17. Веснин В.Р. Стратегическое управление. / В.Р. Веснин - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2014. 329 с.
18. Виханский О.С., Менеджмент: Учебник, 2-е изд. / О.С, Виханский,
А.И. Наумов - М.: Гардарика, 2008. 326 с.
19. Галенко В.П. Как эффективно управлять организацией? / В.П. Галенко,
О.А. Страхова, С.И. Файбушевич - М.: Бератор - Пресс, 2013. 412 с.
20. Гапоненко А.Л., Стратегическое управление. / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин - М.: ЮНИТИ, 2009. 287 с.
21. Гертман М. Стратегический менеджмент. / М. Гертман - СПб.: Нева,2013. 225 с.
22. Глухих А.В. Теория и методология разработки и реализации конкурентных стратегий промышленных предприятий: Монография. / А.В, Глухих - Краснодар: Куб ГУ, 2012. 210 с.
23. Горемыкин, В. А. Стратегия развития предприятия: учеб. пособие / В.
А. Горемыкин, Н. В. Нестерова. - 2-е изд., испр. - М. : Дашкои Ко , 2004. 594 с.
24. Г орностаева А.Н. Стратегический менеджмент. / А.Н. Г орностаева - М.: БГТУ, 2014. 187 с.
25. Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты: Практическое пособие по управленческому и финансовому консультированию / Я.М. Гританс. - М.: Волтерс Клувер, 2005. 189 с.
26. Друкер Ф.П. Эффективное управление предприятием / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. 228 с.
27. Ерохина Е.А. Теория экономического развития (Системно- самоорганизационный подход) / Е.А. Ерохина. - Томск, 1999. 160 с.
28.Забелин П.В. Основы стратегического управления. / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева- М.: Маркетинг, 2003. 284 с.
29.Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова- М.: Юристь, 2018. 315 с.
29.Зимина, А. А. Управление развитием предприятия: учеб. пособие/А. А. Зимина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. - 174 с.
30. Карлик А.Е. Стратегическое планирование развития промышленности в пределах федеральных округов России: вопросы теории и методологии. / А.Е. Карлик, А.В. Кондратьева, В.Е. Рохчин - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 287 с.
31. Карлик М.А. Основы финансового анализа: Учебное пособие. / М.А, Карлик - СПб., 2016. 154 с.
32. Карлоф Б. Деловая стратегия / Б. Карлоф — М.: Экономика, 2003. 182с.
33. Кинг У., Стратегическое планирование и хозяйственная политика. / У Кинг, Д. Клиланд — М: Прогресс, 2013. 326 с.
Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. / Г.Б. Клейнер - М., 2008. 568 с
34. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Ф. Котлер - М.: Прогресс, 2008. 687 с.
35. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации. / Ю Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лачинина - М.: Кнорус, 2015. 315с.
36. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. / А.Н. Люкшинов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. 283 с.
37. Маркова В.Д., Стратегический менеджмент: Курс лекций. / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. 244 с.
38. Мескон М. Основы менеджмента. - 3-е изд. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2012. - 672 с.
39. Модернизация предприятий: факторы и стратегии/ Под. ред. проф.
В.Н. Эйтингона. Воронеж: ВГУ, 2012. 149 с.
40. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин - М.: Внешторгиздат, 2008. 258 с.
41. Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал. / А.В. Молодчик - М.: Высшая школа экономики, 2013.189 с.
42. Панов А. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. / А.И. Панов - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2014. 325 с.
43. Пономаренко В.С. Стратегическое развития предприятия в условиях кризиса: монография. / В.С, Пономаренко, О.М. Тридед, М.О. Кизим — Х.: Видавничий Дiм “1НЖЕК”, 2003. — 328 с.
44. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: Учебно-практ. пособие. / С.А. Попов - М.: Юрайт, 2015. 147 с.
45. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Портер - М., 2011. 453 с.
46. Портер М. Конкуренция. М. Портер - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. 608 с.
47. Поршнев А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнев - М.: ИНФРА- М, 2016. 147 с.
48. Прахалад К.К., Стержневые компетенции корпораций. / К.К. Прахалад, Г. Гамель - СПб.: Питер, 2012. 159 с.
49. Пунин, Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии / Е.М, Пунин - М.: Международные отношения, 2009. 280 с.
50. Раевнеева О.В. Управление развитие предприятия: методология, механизмы, модели. / О.В. Раевнеева О.В. — Х.: ВД “1НЖЕК”, 2006. 496 с.
51. Райзберг Б.А. Предпринимательство и риск / Б.А. Райзберг. М.: Знание, 1992. 64 с.
52. Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. / А.В, Райченко - М.: ИНФРА 2008. 284 с.
53. Румянцева З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцева - М.: Инфра-М, 2014. 338 с.
54. Сайман, Г. Менеджмент в организациях / Г. Сайман. - М.: Экономика, 2008. 284с.
55. Томпсон А.А., Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд - ЮНИТИ, 2008. 489 с.
56. Уткин Э.А. Управление фирмой / Э.А. Уткин - М.: Акалис, 2013. 186 с.
57. Формирование хозяйственных решений / Под общ. ред. В.М. Хобты — Донецк: «Каштан», 2003. 416 с.
58. Хасби Д. Стратегический менеджмент. / Д. Хасби - М.: Контур, 2013.390 с.
59. Хохлова С.А. Методы и инструменты производственного менеджмента промышленных предприятий в условиях кризиса: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н. - Краснодар, 2010. 24 с.
60. Шевченко А.В. Разработка методики выбора стратегии развития производственной организации (на основе двухступенчатой критериальной оценки): автореф. дис. ... / А.В. Шевченко. - М., 2008. 23 с.
61. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин - СПб.: Питер, 2016. 257 с.
62. Mintzberg Henry, Managing / H. Mintzberg — Berrett-Koehler Publishers. 214. 306 р.
Печатная периодика
63. Василенко В.А. Организационно-циклическая и структурнофункциональная модели развития организации // В.А, Василенко - Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 56, Т. 1. — С. 100-107.
64. Крынская Л.И. Системный подход к построению модели развития регионов // Л.И. Крынская — Культура народов Причерноморья. — 2004. — N55, Т.3. С. 96-101.
65. Лебедева Н.Н. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности // Н.Н. Лебедева — Journal of Institutional Studies - Журнал институциональных исследований. 2010. Т. 2, №4. С. 15-21.
66. Летягина, Е.Н. Организационно-экономический механизм технического перевооружения энергосистемы Нижегородской области // Е.Н. Летягина — Вестник ННГУ. Серия "Экономика и финансы". Выпуск 2 (9)- Н.Новгород, 2006. С.23-31.
67. Михайлов В.А. Разработка модульного подхода к стратегическому планированию в промышленных корпорациях // В.А, Михайлов — «Менеджмент в России и за рубежом». - № 5. - 2011. - С. 20-30.
68. Резник Г., Яшина О. Концепции стратегического управления: сущность и эволюция // Г. Резник, О. Яшина — Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5. - С. 35-42.
68. Рыбалко О.А. Стратегическое планирование и бюджетирование как базовые элементы современной системы управления //О.А. Рыбалко, Л.В. Шалаева — Международный бухгалтерский учет. - № 28. - 2012. С. 25-38.
69. Семенов В.М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий //
В.М, Семенов — Вестник УГТУ-УПИ. Серия Экономика и управление. 2008. №5. С. 67-77.
70. Урсул А.Д. На пути к праву устойчивого развития: концептуальнометодологические аспекты // А.Д. Урсул — Теоретическая и прикладная экология. - 2008. - №1. С. 20-31.
71. Хлыстова О. Стратегическое управление в условиях неопределенности и временного преимущества // О. Хлыстова, Е. Неяскина — Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5. С. 17-28.
72. Шубравская О. Стадии экономического развития: понятие и способы достижения // О. Шубравская — Економша Укра!ни. — 2015. №1. С. 36-42.
Электронные ресурсы
73.Запасна Л.С. Экономическая сущность развития предприятия // Л.С, Запасна - Культура народов Причерноморья. — с. 33-37. URL: http: //www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp96/knp96_33-37.pdf
74. Котельников В. Управление по целям в системе менеджмента
качества//В.Котельников- URL: www.icsti.ru/rus_ten3/1000ventures/a/busness_
guide/mgmt_ mbo_main.html.
75. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. - URL: http://asi.ru/investclimate/rating/.
76.Официальный сайт компании ООО «Данфосо-URL: www.danfoss.ru
77.Официальный сайт компании ООО «Стэк Мастер» - URL: www. stekmaster.ru
78. Погорелов Ю.С. Развитие предпринимательства, понятия и виды / Ю.С. Погорелов - Культура народов Причерноморья. — c. 75-81. URL: http://www.nbuv.gov.ua/Articles/Kultnar/knp88/knp88_7 5-81 .pdf
79. Структура ВРП по видам экономической деятельности. - URL:
http: //www.gks .ru/free_doc/new_site/vvp/tab-vrp2. htm
80. Турлакова С.С. Методологические подходы к управлению развитием промышленных предприятий. // С.С. Турлакова — Вюник Донбасько! державно! машинобутвно! академп. — №1Е (6). — 2006. — с. 238-244. URL: http://www.nbuv.gov.ua/e-j ournals/VDDMA/2006-1 e6/06TSSRPP.pdf