Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №29465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
922
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности 8
1.1. Общая характеристика понятия коммуникативной компетентности 8
1.2. Структура дефекта при тяжелом нарушении речи у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Особенности коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми
нарушениями речи 18
1.4. Методы формирования коммуникативной компетентности у детей с
тяжелыми нарушениями речи 20
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности коммуникативной
компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 25
2.1. Методика проведения исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по II главе 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 37
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2. Результаты контрольного эксперимента 39
Выводы по III главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение

Актуальность исследования заключается в существующей необходимости формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях учебной (ведущей) деятельности, как для полноценного и правильного восприятия поступающей информации и грамотной формулировки собственных мыслей, так и для установления социальных контактов со сверстниками и преподавателями.
Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери назвал человеческое общение «единственной настоящей роскошью». Возможно он имел в виду не просто коммуникацию, а ту настоящую, искреннюю форму общения, которую можно наблюдать между близкими, родными людьми, которая поддерживает и спасает от одиночества. Собственно, такая способность общаться на сложном смысловом уровне отличает нас от животных.
В настоящее время коммуникация имеет огромное значение в жизни человека, а особенно ребенка. В своей работе О.С. Павлова отмечает, что «коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания» [40]. Ведь именно при помощи коммуникации ребенок удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, получает новые сведения, информацию, бесценный жизненный опыт от родителей и педагогов.
Овладение речью - это длительный и непрерывный процесс, который начинается еще в младенчестве, с общения со взрослыми, которые ухаживают за ребенком, и продолжается в течении всей жизни. На определенном этапе развития ребенка возникает речь, являющаяся средством общения. Речевая деятельность - сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляющийся с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Развитие речи вызывается потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Это происходит при сотрудничестве ребенка со взрослым, с учетом возрастных особенностей [40].
Важной составляющей процесса общения является установление психического контакта между собеседниками. Без установления контакта диалог может не состояться, так как собеседник будет лишь частично усваивать информацию, не вникая в суть дела. Таким образом, психоэмоциональная составляющая диалога очень важна для общения и обучения. И как следствие, недостаточное формирование коммуникативных способностей будет отрицательно влиять на развитие ребенка, так как от степени их сформированности зависит успешность овладения дошкольной и школьной программой, усвоение норм поведения в школе, выстраивание социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Процесс формирования коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми нарушениями речи происходит в замедленном темпе, по сравнению со сверстниками, с искажениями либо коммуникативные навыки не формируются вообще. У детей с тяжелыми нарушениями речи словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети не понимают друг друга, вступают в конфликты и затрудняются решить его мирным путем, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью [30]. Именно поэтому очень важно сформировать у детей данной категории коммуникативные навыки, научить их выражать свои просьбы, желания и мнение, грамотно строить диалог и корректно отвечать на вопросы.
Формирование коммуникативной компетентности будет зависеть от грамотного выбора диагностических методик, которые помогут проанализировать состояние навыков коммуникации и, на основании результатов, подбора качественных и эффективных методов коррекции коммуникативной компетентности. Неверный выбор методов коррекции негативно сказывается на успешности обучения школьников, их мотивации, организованности, активности на занятиях.
Цель исследования - определить аспекты эффективности методов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования - коммуникативная компетентность у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - методы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: предполагается, что для достижения эффективности в коррекционно-педагогической работе необходимо делать выбор в пользу интегрального характера методов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из указанных цели и гипотезы задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности у
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать систему упражнений по формированию коммуникативной компетентности для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Разработать перспективный план и конспекты занятий для младших школьников по обучению коммуникативным навыкам.
5. Экспериментально проверить результаты обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая база исследования: Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.К. Загвоздкин, И.А.Зимняя, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др. Особенности коммуникативных навыков у детей с речевой патологией рассматривали О.С. Павлова. Л.Г. Соловьева и др.; личностные особенностей детей с нарушенным речевым развитием - В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические - логико-теоретический анализ и систематизация психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - эксперимент, наблюдение, сравнение, изучение продуктов деятельности, опрос.
3. Методы обработки полученных данных - методы качественного и количественного анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложена система методических приемов и практических упражнений по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, которая может быть эффективно использована специалистами в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения таких детей. А также в расширении имеющихся представлений о коммуникативной компетентности лиц с тяжелыми нарушениями речи.
Структура работы. Данная ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 52 источника. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 9 рисунками и 6 приложениями. Общий объем работы 54 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме: «Методы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи».
С момента рождения человек включается в сложную систему социальных связей, в результате чего осваивает опыт социальных отношений, приобретает самостоятельность и независимость. В многоуровневой структуре высших психических функций речь занимает очень важное место. Без речи невозможно гармоничное развитие и становление личности.
При переходе детей из дошкольного учреждения в школьное на пути детей встречается много препятствий вследствие своеобразия эмоционально - волевой сферы, нарушений познавательной деятельности, недостаточности речевого, сенсорного, моторного развития. Главным условием их успешной адаптации в новых условиях является общение, которое не формируется должным образом, когда ребенок имеет речевые нарушения, тем более тяжелыми нарушения речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно снижение работоспособности, нарушение произвольного внимания и памяти, заторможенность нервных процессов, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Отмечаются трудности адаптации в новом коллективе и установление новых контактов со сверстниками и взрослыми людьми, что препятствует развитию коммуникативных связей с окружающими.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, так как речевые нарушения приводят к нарушению процесса коммуникации, что затем ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетентности способствует умственному развитию и воспитанию, так как речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления; развитию ребенка как личности, помогает устанавливать и поддерживать социальные контакты.
Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативных навыков должна проводиться систематически и включать в себя следующие направления: введение в речевую ситуацию и воспитание умения ориентироваться в условиях общения, формирование речевой мотивации и коммуникативно-речевой активности школьников, развитие умения сотрудничать, формирование умения выбирать оптимальные речевые действия и тактики оперативного реагирования на ситуацию. Важнейшее значение имеет интегральный характер коррекционной работы, который показал свою эффективность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Следовательно, на основании проведенного исследования и коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод о том, что тщательная диагностика и создание целостного комплекса психологопедагогических условий позволяет значительно повысить коммуникативную компетенцию у детей с тяжелыми нарушениями речи.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М.: Московский психолого -социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МРДЭК», 2000.
2. Авдулова Т. П., Хузеева Г. Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2013. - 138 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.- Воронеж, 2001. - С.191-195.
5. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (рус.)англ. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
6. Бегишева Н. А. Педагогическая среда как фактор развития самосознания старших дошкольников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Калининград, 2006. 23с.
7. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной
среды в различных типах образовательных учреждений: Автореф. дис канд. пед. наук. — М., 2000.
8. Бодалев А.А. Психология общения. М.: МОДЭК, 2002. - 319с.
9. Бодалев А. А. Человек как объект и субъект познания в процессе общения. В кн.: Проблемы общения и воспитания /Под ред. JI. П. Буевой -Тарту: ТГУ, 1974, с. 68-77.
10. Василик М. А. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста. С. 61.
11. Виноградова М.А. Особенности функций и форм речи у заикающихся дошкольников в трудных ситуациях речевого общения //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.- Воронеж, 2001.-С. 77-84.
12. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.,1990. - 174с.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собр. соч.: В 6-ти т. Т.З. М., 1982.
14. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - С.361.
15. Выготский Л.С. Психология. М., 2000.
16. Гавра Д. Основы теории коммуникации / Д. Гавра. — Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — Спб: Питер, 2011. — 288 с.
17. Г аркуша Ю.Н. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001. - С. 95 - 99.
18. Гойфман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА- М, 2001.-272с.
19. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией //Дефектология. 1995.- №6.- С. 7-16.
20. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004. - 128 с.
21. Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. 2008. № 4
22. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М: Просвещение, 1995.- 183 с.
23. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь/ Н.И. Жинкин// Нарушения
речи у дошкольников: сост. Р.А. Белова-Давид. - М.:Просвещение, 1972. - С. 9-31
24. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении — М.: МГУ, 1990. — 104с.
25. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб. - метод. пособие. М., 1994. - 96 с.
26. Зайцев И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 81-92.
27. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
28. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер,
2001. — 544 с.
29. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. «Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред.. »: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва;. 2011
30. Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с
31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении - Питер; СПб.; 2009.
32. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуман. изд.ц ентр ВЛАДОС, 1998. - 680с.
33. Логопсихология: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Л69
С.В. Лауткина. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 173 с.
34. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Просвещение, 2000. - 136с.
35. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. -М.: Педагогическое общество России, 2001. -318с.
36.Общение и формирование личности школьника. /Под рук. А.А.Бодалева, Р.А.Кричевского. -М .: Педагогика, 1987. -149с.
37. Общение // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
38. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. — 672 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89353-411-5.
39.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. -М.: Сфера, 2001. -238с
40. Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. — М.: МОСУ, 2007. — 97 с.
41. Петровская Л.А. Компетентность в общении. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -216с.
42. Польшина М. А. Особенности социальной адаптации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 35. - С. 108-112.
43. Радина Е.И. метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детими старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - 403с.
44. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическое руководство. - М.: Эксмо, 2003. - 352 с.
45. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.
пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
46. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.
47. Трошин О.В., Жулина Е.В. Т70 Логопсихология: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 256 с.
48. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. -Ярославль: Академия развития, 2002. -142с.
49. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: прогр.-метод. рек. - М., 2009.
50. Хохлова В. М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1041-1043.
51. Черкасова Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие. - М., Национальный книжный центр, 2011. - 192 с.
52. Шарков Ф. И. Коммуникативная личность // Основы теории коммуникации: Словарь-справочник. М., 2002. - 130 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ