МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности 8
1.1. Общая характеристика понятия коммуникативной компетентности 8
1.2. Структура дефекта при тяжелом нарушении речи у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Особенности коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми
нарушениями речи 18
1.4. Методы формирования коммуникативной компетентности у детей с
тяжелыми нарушениями речи 20
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности коммуникативной
компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 25
2.1. Методика проведения исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по II главе 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 37
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2. Результаты контрольного эксперимента 39
Выводы по III главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности 8
1.1. Общая характеристика понятия коммуникативной компетентности 8
1.2. Структура дефекта при тяжелом нарушении речи у детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Особенности коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми
нарушениями речи 18
1.4. Методы формирования коммуникативной компетентности у детей с
тяжелыми нарушениями речи 20
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности коммуникативной
компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 25
2.1. Методика проведения исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы по II главе 34
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 37
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2. Результаты контрольного эксперимента 39
Выводы по III главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Приложение
Актуальность исследования заключается в существующей необходимости формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях учебной (ведущей) деятельности, как для полноценного и правильного восприятия поступающей информации и грамотной формулировки собственных мыслей, так и для установления социальных контактов со сверстниками и преподавателями.
Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери назвал человеческое общение «единственной настоящей роскошью». Возможно он имел в виду не просто коммуникацию, а ту настоящую, искреннюю форму общения, которую можно наблюдать между близкими, родными людьми, которая поддерживает и спасает от одиночества. Собственно, такая способность общаться на сложном смысловом уровне отличает нас от животных.
В настоящее время коммуникация имеет огромное значение в жизни человека, а особенно ребенка. В своей работе О.С. Павлова отмечает, что «коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания» [40]. Ведь именно при помощи коммуникации ребенок удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, получает новые сведения, информацию, бесценный жизненный опыт от родителей и педагогов.
Овладение речью - это длительный и непрерывный процесс, который начинается еще в младенчестве, с общения со взрослыми, которые ухаживают за ребенком, и продолжается в течении всей жизни. На определенном этапе развития ребенка возникает речь, являющаяся средством общения. Речевая деятельность - сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляющийся с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Развитие речи вызывается потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Это происходит при сотрудничестве ребенка со взрослым, с учетом возрастных особенностей [40].
Важной составляющей процесса общения является установление психического контакта между собеседниками. Без установления контакта диалог может не состояться, так как собеседник будет лишь частично усваивать информацию, не вникая в суть дела. Таким образом, психоэмоциональная составляющая диалога очень важна для общения и обучения. И как следствие, недостаточное формирование коммуникативных способностей будет отрицательно влиять на развитие ребенка, так как от степени их сформированности зависит успешность овладения дошкольной и школьной программой, усвоение норм поведения в школе, выстраивание социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Процесс формирования коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми нарушениями речи происходит в замедленном темпе, по сравнению со сверстниками, с искажениями либо коммуникативные навыки не формируются вообще. У детей с тяжелыми нарушениями речи словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети не понимают друг друга, вступают в конфликты и затрудняются решить его мирным путем, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью [30]. Именно поэтому очень важно сформировать у детей данной категории коммуникативные навыки, научить их выражать свои просьбы, желания и мнение, грамотно строить диалог и корректно отвечать на вопросы.
Формирование коммуникативной компетентности будет зависеть от грамотного выбора диагностических методик, которые помогут проанализировать состояние навыков коммуникации и, на основании результатов, подбора качественных и эффективных методов коррекции коммуникативной компетентности. Неверный выбор методов коррекции негативно сказывается на успешности обучения школьников, их мотивации, организованности, активности на занятиях.
Цель исследования - определить аспекты эффективности методов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования - коммуникативная компетентность у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - методы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: предполагается, что для достижения эффективности в коррекционно-педагогической работе необходимо делать выбор в пользу интегрального характера методов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из указанных цели и гипотезы задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности у
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать систему упражнений по формированию коммуникативной компетентности для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Разработать перспективный план и конспекты занятий для младших школьников по обучению коммуникативным навыкам.
5. Экспериментально проверить результаты обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая база исследования: Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.К. Загвоздкин, И.А.Зимняя, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др. Особенности коммуникативных навыков у детей с речевой патологией рассматривали О.С. Павлова. Л.Г. Соловьева и др.; личностные особенностей детей с нарушенным речевым развитием - В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические - логико-теоретический анализ и систематизация психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - эксперимент, наблюдение, сравнение, изучение продуктов деятельности, опрос.
3. Методы обработки полученных данных - методы качественного и количественного анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложена система методических приемов и практических упражнений по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, которая может быть эффективно использована специалистами в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения таких детей. А также в расширении имеющихся представлений о коммуникативной компетентности лиц с тяжелыми нарушениями речи.
Структура работы. Данная ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 52 источника. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 9 рисунками и 6 приложениями. Общий объем работы 54 страницы.
Известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери назвал человеческое общение «единственной настоящей роскошью». Возможно он имел в виду не просто коммуникацию, а ту настоящую, искреннюю форму общения, которую можно наблюдать между близкими, родными людьми, которая поддерживает и спасает от одиночества. Собственно, такая способность общаться на сложном смысловом уровне отличает нас от животных.
В настоящее время коммуникация имеет огромное значение в жизни человека, а особенно ребенка. В своей работе О.С. Павлова отмечает, что «коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания» [40]. Ведь именно при помощи коммуникации ребенок удовлетворяет свои потребности в познании окружающего мира, получает новые сведения, информацию, бесценный жизненный опыт от родителей и педагогов.
Овладение речью - это длительный и непрерывный процесс, который начинается еще в младенчестве, с общения со взрослыми, которые ухаживают за ребенком, и продолжается в течении всей жизни. На определенном этапе развития ребенка возникает речь, являющаяся средством общения. Речевая деятельность - сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляющийся с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Развитие речи вызывается потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Это происходит при сотрудничестве ребенка со взрослым, с учетом возрастных особенностей [40].
Важной составляющей процесса общения является установление психического контакта между собеседниками. Без установления контакта диалог может не состояться, так как собеседник будет лишь частично усваивать информацию, не вникая в суть дела. Таким образом, психоэмоциональная составляющая диалога очень важна для общения и обучения. И как следствие, недостаточное формирование коммуникативных способностей будет отрицательно влиять на развитие ребенка, так как от степени их сформированности зависит успешность овладения дошкольной и школьной программой, усвоение норм поведения в школе, выстраивание социальных контактов со взрослыми и сверстниками.
Процесс формирования коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми нарушениями речи происходит в замедленном темпе, по сравнению со сверстниками, с искажениями либо коммуникативные навыки не формируются вообще. У детей с тяжелыми нарушениями речи словарь ограничен рамками обиходно-бытовых тем, нарушена звуковая сторона речи и грамматический строй. Поэтому дети не понимают друг друга, вступают в конфликты и затрудняются решить его мирным путем, не стремятся к сотрудничеству. Также используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые характерны для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормальным речевым развитием пользуются в процессе общения преимущественно речью [30]. Именно поэтому очень важно сформировать у детей данной категории коммуникативные навыки, научить их выражать свои просьбы, желания и мнение, грамотно строить диалог и корректно отвечать на вопросы.
Формирование коммуникативной компетентности будет зависеть от грамотного выбора диагностических методик, которые помогут проанализировать состояние навыков коммуникации и, на основании результатов, подбора качественных и эффективных методов коррекции коммуникативной компетентности. Неверный выбор методов коррекции негативно сказывается на успешности обучения школьников, их мотивации, организованности, активности на занятиях.
Цель исследования - определить аспекты эффективности методов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования - коммуникативная компетентность у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования - методы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: предполагается, что для достижения эффективности в коррекционно-педагогической работе необходимо делать выбор в пользу интегрального характера методов формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из указанных цели и гипотезы задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности коммуникативной компетентности у
младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать систему упражнений по формированию коммуникативной компетентности для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
4. Разработать перспективный план и конспекты занятий для младших школьников по обучению коммуникативным навыкам.
5. Экспериментально проверить результаты обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Методологическая база исследования: Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности в целом внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.К. Загвоздкин, И.А.Зимняя, Д.А. Иванов, А.Г. Каспржак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др. Особенности коммуникативных навыков у детей с речевой патологией рассматривали О.С. Павлова. Л.Г. Соловьева и др.; личностные особенностей детей с нарушенным речевым развитием - В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические - логико-теоретический анализ и систематизация психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - эксперимент, наблюдение, сравнение, изучение продуктов деятельности, опрос.
3. Методы обработки полученных данных - методы качественного и количественного анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предложена система методических приемов и практических упражнений по развитию коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, которая может быть эффективно использована специалистами в процессе специального, коррекционно-развивающего воспитания и обучения таких детей. А также в расширении имеющихся представлений о коммуникативной компетентности лиц с тяжелыми нарушениями речи.
Структура работы. Данная ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 52 источника. Работа проиллюстрирована 9 таблицами, 9 рисунками и 6 приложениями. Общий объем работы 54 страницы.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме: «Методы формирования коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи».
С момента рождения человек включается в сложную систему социальных связей, в результате чего осваивает опыт социальных отношений, приобретает самостоятельность и независимость. В многоуровневой структуре высших психических функций речь занимает очень важное место. Без речи невозможно гармоничное развитие и становление личности.
При переходе детей из дошкольного учреждения в школьное на пути детей встречается много препятствий вследствие своеобразия эмоционально - волевой сферы, нарушений познавательной деятельности, недостаточности речевого, сенсорного, моторного развития. Главным условием их успешной адаптации в новых условиях является общение, которое не формируется должным образом, когда ребенок имеет речевые нарушения, тем более тяжелыми нарушения речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно снижение работоспособности, нарушение произвольного внимания и памяти, заторможенность нервных процессов, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Отмечаются трудности адаптации в новом коллективе и установление новых контактов со сверстниками и взрослыми людьми, что препятствует развитию коммуникативных связей с окружающими.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, так как речевые нарушения приводят к нарушению процесса коммуникации, что затем ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетентности способствует умственному развитию и воспитанию, так как речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления; развитию ребенка как личности, помогает устанавливать и поддерживать социальные контакты.
Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативных навыков должна проводиться систематически и включать в себя следующие направления: введение в речевую ситуацию и воспитание умения ориентироваться в условиях общения, формирование речевой мотивации и коммуникативно-речевой активности школьников, развитие умения сотрудничать, формирование умения выбирать оптимальные речевые действия и тактики оперативного реагирования на ситуацию. Важнейшее значение имеет интегральный характер коррекционной работы, который показал свою эффективность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Следовательно, на основании проведенного исследования и коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод о том, что тщательная диагностика и создание целостного комплекса психологопедагогических условий позволяет значительно повысить коммуникативную компетенцию у детей с тяжелыми нарушениями речи.
С момента рождения человек включается в сложную систему социальных связей, в результате чего осваивает опыт социальных отношений, приобретает самостоятельность и независимость. В многоуровневой структуре высших психических функций речь занимает очень важное место. Без речи невозможно гармоничное развитие и становление личности.
При переходе детей из дошкольного учреждения в школьное на пути детей встречается много препятствий вследствие своеобразия эмоционально - волевой сферы, нарушений познавательной деятельности, недостаточности речевого, сенсорного, моторного развития. Главным условием их успешной адаптации в новых условиях является общение, которое не формируется должным образом, когда ребенок имеет речевые нарушения, тем более тяжелыми нарушения речи
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно снижение работоспособности, нарушение произвольного внимания и памяти, заторможенность нервных процессов, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости с одного вида деятельности на другой. Отмечаются трудности адаптации в новом коллективе и установление новых контактов со сверстниками и взрослыми людьми, что препятствует развитию коммуникативных связей с окружающими.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, так как речевые нарушения приводят к нарушению процесса коммуникации, что затем ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетентности способствует умственному развитию и воспитанию, так как речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления; развитию ребенка как личности, помогает устанавливать и поддерживать социальные контакты.
Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативных навыков должна проводиться систематически и включать в себя следующие направления: введение в речевую ситуацию и воспитание умения ориентироваться в условиях общения, формирование речевой мотивации и коммуникативно-речевой активности школьников, развитие умения сотрудничать, формирование умения выбирать оптимальные речевые действия и тактики оперативного реагирования на ситуацию. Важнейшее значение имеет интегральный характер коррекционной работы, который показал свою эффективность в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Следовательно, на основании проведенного исследования и коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод о том, что тщательная диагностика и создание целостного комплекса психологопедагогических условий позволяет значительно повысить коммуникативную компетенцию у детей с тяжелыми нарушениями речи.



