Введение
1 Теоретические основы Интернет-маркетинга 7
1.1. Сущность, особенности, роль и значение Интернет-маркетинга 7
1.2. Основные инструменты Интернет-маркетинга и их применение 15
1.3. Методические аспекты оценки эффективности использования
инструментов Интернет-маркетинга 29
2. Анализ состояния Интернет-маркетинга в организации на примере ЗАО
«Агротехмашстройсервис» 35
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ЗАО
«Агротехмашстройсервис» 35
2.2. Инструменты Интернет-маркетинга, применяемые в организации 48
2.3. Оценка коммуникативной эффективности использования инструментов
Интернет-маркетинга 55
3. Рекомендации по совершенствованию Интернет-маркетинга в ЗАО
«Агротехмашстройсервис» 61
3.1. Разработка мероприятий по совершенствованию Интернет-маркетинга 61
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 71
Заключение 76
Список использованных источников 81
Приложения
Интернет появился в 1969 году, общедоступным стал лишь в 1990-х годах, а широкие массы стали применять его в конце нулевых годов. Сегодня во всем мире 4 миллиарда людей пользуются Интернетом, аудитория социальных сетей насчитывает 3 миллиарда человек и 5 миллиардов человек пользуются мобильными телефонами, что объясняет популяризацию использования мобильного устройства в качестве связи с потребителями.
На современном этапе развития рыночных отношений Интернету и его возможностям уделяется большое внимание со стороны коммерческих и некоммерческих организаций.
В настоящее время рассматривать маркетинг без такого направления, как интернет-маркетинг, невозможно, поскольку он используется в практической деятельности множества компаний. Организации обладают собственными интернет-ресурсами, реализуют в интернете свою маркетинговую политику, осуществляют интернет-маркетинговые коммуникации, привлекают новых клиентов, получают ценную маркетинговую информацию из интернет источников и имеют возможность проводит интернет-маркетинговые исследования.
По данным Правительства РФ число занятых в интернет экономики России составляет 2,3 миллионов человек.
Аудитория российского интернета насчитывает 87 миллионов человек. Мобильным интернетом пользуются 66 миллионов человек, в сравнении с 2012 годом - это в 3 раза больше.
Россия занимает 2 место в мире по тарифной доступности услуг сотовой связи и 10 место по тарифной доступности широкополосного интернета.
Развитие технологий ведет к изменению в коммуникативной политике предприятия. Сейчас трудно представить компанию, занимающуюся предоставлением услуг или производством товаров, которая бы не имела собственного сайта, социальных сетей и не использовала другие возможности интернет-технологий.
Интернет играет важную роль в формировании представления о деятельности компании в глазах потребителей, к привлечению их внимания и формировании лояльности.
Ведя свой бизнес в интернете, компании стали пользоваться возможностью постоянного взаимодействия с потребителями и отслеживать точную статистику, касающуюся целевой аудитории.
Интернет-маркетинг еще недостаточно изучен с теоретической точки зрения, его применение в практической деятельности организаций получило развитие совсем недавно.
Однако интернет-маркетинг демонстрирует высокие темпы развития, постоянные изменения и охватывает все большее количество отраслей, в которых возможна его реализация. Интернет-маркетинг сейчас охватывает в том числе такие деловые сферы, как музыкальная индустрия, банковское дело, рынок электронных портативных устройств (мобильных телефонов, плееров и т.д.), реклама и многие другие. Потребители перестали приобретать музыку на дисках, а покупают ее на интернет-ресурсах. Банки предоставляют онлайн- услуги, разрабатывают собственные мобильные приложения, избавляя клиентов от необходимости посещения отделений банка для совершения тех или иных операций.
Продажа и покупка многих вещей осуществляется на онлайн-ресурсах - бытовой техники, электроники, одежды, обуви, еды, лекарств и множества других изделий.
Актуальность правильно сформированного интернет-маркетинга на предприятии обусловлена следующими преимуществами: увеличение объема продаж вследствие привлечения новых клиентов, создание благоприятного имиджа компании и ее товаров в глазах потенциальных клиентов, формирование представлений о продукции и возможность воздействия на спрос.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ интернетмаркетинга на предприятии «Агротехмашстройсервис» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить перечень следующих задач:
- изучить теоретические аспекты интернет-маркетинга и методы оценки его эффективности;
- дать характеристику основной деятельности компании, выявить какие средства интернет-маркетинга используются на предприятии и оценить их эффективность.
- определить пути совершенствования интернет-маркетинга в ЗАО «Агротехмашстройсервис».
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Предмет исследования - совокупность маркетинговых технологий,реализуемых в сети Интернет.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает ЗАО «Агротехмашстройсервис» - казанское предприятие по производству санитарно-гигиенических изделий из первичного сырья.
При написании работы использован метод маркетингового исследования, общенаучные методы анализа и синтеза: сравнительный анализ, приемы экономико-статистического анализа.
Информационную базу исследования составили годовые отчеты компании ЗАО «АТМСС», данные Яндекс Метрика, информация глобальной информационной сети Интернет, имеющиеся в свободном доступе данные исследований по теме выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения разработанных рекомендаций по совершенствованию интернет-маркетинга на предприятии в современных российских условиях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Теоретические основы интернет-маркетинга» определена сущность, роль и значение интернет-маркетинга; рассмотрены основные инструменты интернет-маркетинга, их преимущества и недостатки; как проводится оценка эффективности интернет-маркетинга, основные используемые показатели.
Во второй главе «Анализ деятельности ЗАО «Агротехмашстройсервис» и инструментов интернет-маркетинга, применяемых в организации» дано описание деятельности ЗАО «АТМСС», осуществлен анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия, инструментов интернет-маркетинга, применяемых в организации, проведена оценка их эффективности.
В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию Интернетмаркетинга на предприятии» разработаны мероприятия по улучшению интернет-маркетинга в организации и оценена их эффективность.
Выпускная квалификационная работа содержит 84 страницы основного текста, включая 10 таблиц, 25 рисунков.
Интернет-маркетинг выступает важным инструментом в продвижении компаний различных сфер бизнеса. Он охватывает все направления традиционного маркетинга и реализуется при помощи различных цифровых технологий.
Количество населения, имеющего доступ в Интернет, увеличивается, также как растет количество пользователей смартфонов, что способствует развитию данного направления в маркетинге.
Динамика объема рекламы в сети Интернет составила 23% относительно предыдущего периода, в сравнении с телевизионной, рост которой составил 13%. Таким образом, затраты в млрд. руб. составили примерно одинаковую сумму.
Компании используют интернет-маркетинговые коммуникации для реализации своей маркетинговой политики, привлечения и удержания клиентов, получения обратной связи, проведения маркетинговых исследований и сбора вторичной информации, находящейся в общем доступе.
Основными инструментами продвижения в сети Интернет выступают: веб-сайт, его поисковая оптимизация, наполнение контентом, социальные сети, e-mail-рассылки и различные виды рекламы - медийная, тизерная и контекстная.
Интернет-маркетинг позволяет постоянно взаимодействовать с потребителями, формировать их представление о производимой продукции, воздействовать на спрос и увеличивать объемы продаж, создавать положительный имидж компании.
Среди особенностей интернет-маркетинга можно выделить, возможность охватить более точно целевую аудиторию, за счет настройки таргетинга, круглосуточную работу, гибкость настройки рекламной кампании, оперативность информационного потока, возможность использования не только статической, но и динамической информации - анимации, звукового сопровождения, анализировать поведение посетителей, делать выводы и совершенствовать интернет-деятельность.
Основными источниками информации для исследования эффективности являются данные веб-аналитики о выполнении целевых действий
посетителями, данные о деятельности пользователей - отметки «мне нравится», комментарии, скачивания, данные, полученные на основе внутренней статистики сообществ и социальных сетей, мониторинг ресурсов, результаты маркетинговых исследований.
Эффективность интернет-маркетинга оценивается при помощи таких показателей, как хиты, хосты, лиды, CTR, CPC, CPA, CPS, CTI. Помимо перечисленных показателей используются также данные, связанные с контентом социальных сетей, сайта или других ресурсов - трафик, количество подписчиков, число просмотров, количество комментариев, число ссылок.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были рассмотрены определения Интернет-маркетинга, данные различными авторами, описаны наиболее популярные инструменты продвижения в сети Интернет, их преимущества и недостатки, а также приведены показатели, с помощью которых можно оценить эффективность деятельности компании во Всемирной паутине.
В работе объектом исследования выступило закрытое акционерное общество «Агротехмашстройсервис» (ЗАО «АТМСС») - казанское предприятие, начавшее свою деятельность в 2006 году.
Предприятие занимается выпуском бумажной санитарно-гигиенической продукции из первичного сырья. Ассортимент представлен туалетной бумагой, салфетками, полотенцами, платочками и универсальными тряпками, производимыми под торговой маркой «NEGA».
Рынок бумажных санитарно-гигиенических изделий достаточно молодой и насчитывает не более трех десятков лет. Ежегодно он демонстрирует положительную динамику роста.
В структуре производства бумажных санитарно-гигиенических изделий наблюдаются изменения в распределении долей между бумажными полотенцами, которые увеличили свою долю на 0,5%, туалетной бумагой, которая снизила свою долю на 0,3% и салфетками, доля которых снизилась на 0,2%.
Розничные потребительские цены на туалетную бумагу в 2017 году продемонстрировали рост в среднем на 4,2% и установились по России на уровне 12,8 рублей за рулон.
Рынок санитарно-гигиенических изделий находится в прямой зависимости от потребительского спроса, что в свою очередь обусловлено доходами населения. В качественном выборе туалетной бумаги этот показатель наиболее важен. Сегодня на рынке доминирует производство двухслойной туалетной бумаги, что составляет 61%, трехслойная бумага занимает 24% рынка, однослойная - 12%, а четырехслойная - всего 3% и представляет собой премиум-сегмент.
К принципам работы компании относятся забота о комфортности и здоровье потребителей, уважение в работе с клиентами и надежность в качестве продукции.
За время своего существования компания заявила себя как надежного, добросовестного поставщика качественной продукции для локальных и федеральных ритейлеров.
Регионами сбыта продукции компании «АТМСС» являются Приволжский, Центральный, Уральский, Северо-Западный федеральные округа и некоторые страны СНГ.
Предприятие имеет региональное представительство в Москве, Санкт- Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Уфе и Нижнем Новгороде.
Компания сотрудничает с сетевыми ритейлерами, такими как «X5RetailGroup», «Народная 7Я семьЯ», «Полушка», «Альпари», «Бахетле», «Стрекоза», «Блеск Сервис» и др., а также с онлайн-магазинами - «Альмин», «Самсон», «Комус».
В организационной структуре предприятия отдел маркетинга находится в подчинении коммерческого директора и тесно взаимодействует с отделом продаж и собственным магазином, который находится в непосредственной близости к организации.
Функции маркетолога на предприятии охватывают все основные функциональные области маркетинговой деятельности.
Коммуникационная политика компании в сети Интернет направлена как на конечных, так и на корпоративных потребителей, что является целесообразным в связи со спецификой деятельности предприятия, которое занимается производством санитарно-гигиенических изделий и продажей собственной продукции массового спроса.
ЗАО «АТМСС» использует следующие инструменты интернетмаркетинга:
- веб-сайт;
- поисковая оптимизация;
- социальные сети «Инстаграм», «Вконтакте», «Facebook»;
- наполнение сайта и социальных сетей контентом;
- контекстная реклама в поисковой системе «Яндекс».
На сайте предприятия отражена основная информация о ее деятельности, фото и описание продукции, обратная связь с клиентами и информация о сотрудничестве.
Сайт оптимизирован по ключевым запросам и под все устройства.
Социальные сети ведутся с 2015 года, и сейчас их оформлению уделяется больше внимания. Используются они для связи с конечными потребителями и проведения стимулирующих мероприятий.
Контекстная реклама в системе «Яндекс» позволяет находиться сайту выше в поисковой выдаче для привлечения целевой аудитории. А размещение в «Яндекс Картинках» добавляет наглядности.
В целом работа в направлении интернет-маркетинга на предприятии ведется достаточно активно, что демонстрирует положительный эффект в развитии маркетинговых коммуникаций с потребителями.
Для коммуникации с конечными потребителями рекомендовано использование социальной сети «Одноклассники» и размещение рекламы на «YouTube». Рекомендуемые мероприятия для налаживания коммуникаций, направленных на корпоративных клиентов, это использование e-mail-рассылки и добавление вкладки «Отзывы» на официальный сайт предприятия.
Расходы на предложенные мероприятия составили 553 100 рублей. Самым затратным является проведение рекламной кампании на платформе «YouTube», однако она обеспечивает более длительный эффект.
Рост прибыли после внедрения предложенных мероприятий прогнозируется на уровне 1,42%, и значение выручки увеличится на 7 983 580,8 руб.
Эффективность предложенных мероприятий составила 1,2, а срок окупаемости инвестиций - 9,9 месяцев.
Все предложенные мероприятия для интернет-маркетинга необходимо совмещать с традиционными инструментами маркетинга, применяемыми на предприятии. Поскольку только совокупное их действие обеспечит эффективную деятельность организации.
1. Акулич М.В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / М.В. Акулич. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 11 с.
2. Багандов И., Рощак Д., Мешков А. Малобюджетный комплекс маркетинговых коммуникаций: интернет-маркетинг, 2012. - 63-67 с.
3. Васильев Г. А. Электронный бизнес и реклама в Интернете: учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Васильев, Д. А. Забегалин. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 6-9 с.
4. Верховцева О. Н. Базовые показатели эффективности интернетмаркетинга // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 87-88.
5. Винарский Я.С., Гутгарц Р.Д. Web-аппликации в интернет-маркетинге: проектирование, создание и применение: Практическое пособие. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 10 с.
6. Горбунова М. А. Всемирная паутина как инструмент маркетинговых коммуникаций в современных компаниях // Вопросы экономики и управления, 2015. - 68-69 с.
7. Данченок Л. Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации. - СПб. Питер, 2013. - 289 с.
8. Дейв Чефи. Стратегия интернет-маркетинга, практическое применение, 3-е издание, 2006. - 8 с.
9. Иванов И., Голополосов Д. SEO: поисковая оптимизация от А до Я. - М.: Интернет-издание, 2010. - 535 с.
10. Капустина Л.М. Интернет-маркетинг. Теория и практика продвижения бренда в Сети: Монография / Л.М. Капустина, И.Д. Мосунов; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унта, 2015. - 32 с.
11. Курочкина А.Ю. Интернет-маркетинг: учебное пособие / А.Ю. Курочкина, С.Б. Голубцов, О.А. Погребова. - СПб: Изд-во СПБГЭУ, 2016. - 73 с.
12. Наумов В.Н. Маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 236 с.
13. Папкова О.В. Деловые коммуникации: Учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 86 с.
14. Романов А.А., Синяева И.М., Поляков В.А. Маркетинговые коммуникации: Учебник. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 54 с.
15. Судакова Т.В. Интернет-маркетинг: особенности и тенденции развития, 2016. - 409-413 с.
16. Сухарев О.С., Курманов Н.В., Мельковская К.Р. Функциональный и интернет-маркетинг. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2013. - 239 с.
17. Успенский, И.В. Интернет-маркетинг: учеб. для вузов / И.В. Успенский. - СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. - 462 с.
18. Уилсон Р. Планирование стратегии интернет-маркетинга / Ральф Ф. Уилсон - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. - 193-195 с.
19. Холмогоров В. Интернет-маркетинг. Краткий курс. 2-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 18 с.
Электронные ресурсы
20. Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР)
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.akarussia.ru/press centre/news/id8000.
21. Бесплатный анализ сайта, проверка ТИЦ и PR - инструменты для вебмастеров, копирайтеров и оптимизаторов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pr-cy.ru.
22. Группа в социальной сети «Вконтакте» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //vk. com/ne gakazan.
23. Динамика рынка бумажных салфеток [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.indexbox.ru/news/obiem-proizvodstva-bumazhnyh-salfetok-v- rossii-v-pervom-kvartale-2016-goda-vyros/.
24. Динамика рынка туалетной бумаги, Лес Онлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lesonline.ru/analitic/7cat id=12&id=364994.
25. Интервью генерального директора ЗАО «АТМСС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/74021-proizvoditel- tualetnoy-bumagi-kazan-ob-osobennostyah-rynka.
26. Интернет-агентство «Клевер» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://clever-dm.ru/.
27. Ключевая статистика социальной сети «Одноклассники» по итогам 2017 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rusability.ru/news/odnoklassniki-opublikovali-klyuchevuyu-statistiku-sotsseti- po-itogam-2017/.
28. Отчет об основных результатах работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за 2012-2017 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/dep news/32245/.
29. Официальный сайт компании ЗАО «АТМСС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xn--80aff5a.xn--p1ai/.
30. Официальный сайт ОАО «Сясьский ЦБК» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://syas.ru/.
31. Официальный сайт компании «Hayat Kimya» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hayat-kimya.m/.
32. Официальный сайт ООО «ПАЛП Инвест» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pulpinvest.ru/company/about/.
33. Официальный сайт ЗАОр «Народное предприятие
Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П.
Титова» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nkbk.ru/.
34. Официальный веб-сайт Google Analytics [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.google.com/intl/ru ru/analytics.
35. Правовой сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/
36. Результаты исследований аудитории интернет-проектов Mediascope
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://mediascope.net/services/media/media-audience/intemet/information/
37. Содружество бумажных оптовиков [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sbo-paper.ru/analytics/RussianForestry/.
38. Страница в социальной сети «Инстаграм» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.instagram.com/nega paper/.
39. Страница в социальной сети «Facebook» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.facebook.com/negapaper/.
40. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //tatstat. gks.ru/.
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. gks.ru/.
42. Финансовая отчетность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusprofile.ru/accounting?ogrn=1021603063393.
43. Фонд общественное мнение (ФОМ). Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2017 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/13783.