Введение 3
1. Теоретические основы управления клиентским капиталом современной компании
1.1 Сущность и принципы управления клиентским капиталом 7
1.2 Технология и специфические особенности управления развитием клиентского капитала
1.3 Методы оценки стоимости и значимости клиентского капитала 28
2. Анализ практики управления клиентским капиталом в издательстве ФГАОУ ВПО КФУ
2.1 Характеристика направлений производственно-экономического развития издательства ФГ АОУ ВПО КФУ
2.2 Анализ системы управления деятельностью организации 52
2.3 Исследование механизма и практики управления клиентским капиталом в издательстве ФГАОУ ВПО КФУ
3. Стратегия повышения эффективности управления клиентским капиталом в издательстве ФГ АОУ ВПО КФУ
3.1 Основные параметры стратегии повышения эффективности управления клиентским капиталом
3.2 Оценка стоимости и потенциала развития клиентского капитала 86
3.3 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 93
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложения
Современная экономическая ситуация характеризуется возрастающим уровнем конкуренции среди российских компаний и высокой волатильностью покупательских предпочтений. В этих условиях компании вынуждены искать новые способы эффективного управления.
В условиях нестабильного финансового положения компании, имеющие высокий уровень управления клиентским капиталом, смогли удержать лидирующие позиции на рынке. Это в очередной раз доказывает, что методы управления, основанные на массовом обезличенном производстве, снова уступают место клиентоориентированному ведению бизнеса, направленному на понимание потребностей своих клиентов и повышение эффективности работы с ними [46].
Переход компаний к клиентоориентированному ведению бизнеса позволяет компании увеличить свою прибыль и эффективность, повысить свою доходность за счет увеличения выручки от существующей клиентской базы и оптимизации операционных затрат, в первую очередь, за счет двух ключевых факторов: влияние уровня лояльности на динамику численности потребителей; рост прибыли в расчете на одного клиента. Помимо упомянутых выше ключевых факторов повышения прибыли компании от увеличения лояльности клиентов, коэффициент лояльности оказывает влияние и на другие параметры. Среди них можно выделить следующие:
1. Снижение издержек на привлечение клиентов.
2. Получение базовой прибыли. Чем теснее поддерживается контакт с клиентом, тем более длительное время компания будет получать базовую прибыль, что в свою очередь повышает отдачу от инвестиций в привлечение клиентов.
3. Снижение операционных издержек. Как правило, величина операционных издержек на обслуживание клиента со временем сокращается. Персонал тратит меньше времени на обслуживание старых клиентов, так как
они обладают достаточными знаниями об этой компании, и компания, в свою очередь, многое знает о привычках клиента.
4. Увеличение числа рекомендаций. Потребители, появляющиеся после личных рекомендаций, обычно более привлекательны как клиенты, то есть обеспечивают большую доходность и остаются взаимодействовать с компанией дольше, чем клиенты, реагирующие на рекламу конкурентов, распродажи и ценовые продвижения.
Клиентоориентированное ведение бизнеса, в свою очередь, требует реорганизации существующих, основанных на клиентоориентированной стратегии, бизнес-процессов компании, изменения принципов планирования и разработку новых подходов к управлению организацией.
Новый подход к управлению бизнесом влечет за собой изменение методов расчета ключевых показателей эффективности ведения бизнеса. В частности, прибыль компании должна рассчитываться в зависимости от размера и качества клиентской базы, а не продукта. Затраты компании должны учитываться в расчете на клиента, а не единицу товара. Помимо модификации существующих показателей для эффективного управления клиентским капиталом требуется разработка новых показателей, отражающих качество клиентов компании и эффективность взаимодействия с ними. На текущий момент разработан ряд отдельных показателей, позволяющих оценивать стоимость и качество имеющегося клиентского капитала. Но все больше компаний, как российских, так и зарубежных, понимают важность комплексного подхода к управлению клиентским капиталом. Как следствие этого понимания, возникает необходимость разработки комплексной модели управления, позволяющей не только прогнозировать доходность групп клиентов в будущем, но также оценивать эффективность мероприятий, связанных с управлением клиентским капиталом, и гибко настраивать инструменты управления клиентами.
Так, в рамках CRM стратегии управления компанией, можно выделить два ключевых подхода к оценке эффективности управления клиентами и стоимости клиентской базы компании. Одно из направлений, которому отдают предпочтение западные компании, - подход на основе показателя лояльности клиентов. Второй подход - оценка долгосрочной стоимости клиента. В настоящее время первое направление разработано наиболее широко как в западной, так и в российской литературе. Модели управления на основе показателя лояльности клиентов представлены в работах Ж.-Ж. Ламбена [39], Ф. Рачхелда [50], Д. Аакера [14], Я. Хофмайера и Б.Райса [42]. Среди российских авторов данная проблематика рассматривается в исследованиях А.В. Цысарь [55], М.А. Добровидовой [19], А.П. Карасева [31]. В качестве основных показателей рассматриваются, в частности, коэффициент повторных покупок, доля кошелька клиента и уровень удовлетворенности.
Второй подход к оценке эффективности управления клиентской базой использует в качестве критерия управления показатель долгосрочной стоимости клиента. Данный подход рассматривается в работах П.Бергера и Н.Насра [76], Ф.Райчхелда [120], П.Фадера и Б.Харди [96], Э. Малтхауса и Р. Блатберга [106] и многих других. Этот поход позволяет соотнести доходы, полученные от клиентов, с расходами, которые компания несет на их привлечение и обслуживание. К ограничениям, которые затрудняют использование данного подхода в организациях, относится сложный и многошаговый алгоритм расчета, требующий, в том числе, консолидации всех расходов компании в расчете на одного клиента, а также отсутствие однозначной интерпретации полученных значений. В связи с этим данная область исследования открывает широкие перспективы для дальнейшей разработки и поиска более совершенных и эффективных моделей управления клиентским капиталом компании.
Объектом исследования в данной работе является Издательство Казанского (Приволжского) федерального университета (далее по тексту Издательство ФГАОУ ВПО КФУ).
Предметом исследования является управление клиентским капиталом Издательства ФГ АОУ ВПО КФУ.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка стратегии повышения эффективности управления клиентским капиталом организации. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления клиентским капиталом современной компании;
- раскрыть специфические особенности управления развитием клиентского капитала;
- описать методы оценки стоимости и значимости клиентского капитала;
- провести анализ практики управления клиентским капиталом в издательстве ФГАОУ ВПО КФУ;
- дать характеристику направлений производственно-экономического развития издательства ФГАОУ ВПО КФУ;
- проанализировать систему управления деятельностью организации;
- исследовать механизма и практики управления клиентским
капиталом в издательстве ФГАОУ ВПО КФУ;
- разработать стратегию повышения эффективности управления
клиентским капиталом в издательстве ФГАОУ ВПО КФУ;
- определить основные параметры стратегии повышения
эффективности управления клиентским капиталом;
- дать оценку стоимости и потенциала развития клиентского капитала;
- обосновать экономическую эффективность предложенных параметров стратегии повышения эффективности управления клиентским капиталом.
Исследование базируется на методологических и теоретических положениях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области лояльности клиента и маркетинга, теории процессов, математической статистики и эконометрического моделирования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Клиентский капитал - новая категория, анализ которой, собственно говоря, только начинается, что обусловливает почти полное отсутствие содержательных работ, посвященных вопросам эффективности его использования.
Ключевым элементом теории и практики управления клиентским капиталом является оценка эффективности управления этим нематериальным ресурсом, который требует разработки и обоснования. Разработка методики оценки эффективности управления клиентским капиталом предприятия связана с такими важными научными и практическими задачами, как формирование организационно-экономического механизма управления интеллектуальным капиталом предприятия, оценка эффективности его функционирования, воспроизводства интеллектуального капитала.
Издательство Казанского университета является одним из крупнейших вузовских издательств РФ, выпускающим более 200 книг в год.
Благодаря квалифицированным сотрудникам и современному техническому оснащению типографии издательство полностью обеспечивает учебный процесс учебно-методической, учебной и научной литературой; выпускает монографии и сборники научных трудов; издает сборники материалов научно - практических конференций; выпускает художественную, справочную, музыкальную литературу, фотоальбомы и т. д.; предлагает разнообразные виды печатной продукции: визитки, сертификаты, дипломы, афиши, буклеты и многое другое.
По результатам анализа технико-экономических показателей можно сказать, что эффективность работы издательства в целом возрастает. Наблюдается рост всех объемных параметров. В целом, можно говорить о том, что предприятие находится на подъеме, оно эффективно действует на рынке. Однако же увеличение затрат на 1 рубль продукции является отрицательным моментом. Увеличение себестоимости подрывает конкурентные позиции фирмы: конкуренция на рынке растет, появляются дешевые производители, которые продают продукцию и оказывают услуги по низким ценам.
Таким образом, можно отметить, что в целом ситуация на предприятии является устойчивой, производственные мощности и фондовооруженность труда позволяют нарастить объем производимой продукции. На наш взгляд, требуется активизация усилий именно в области продвижения и сбыта продукции.
По результатам SWOT-анализа делаем вывод, что предприятие занимает достаточно неустойчивую позицию в полиграфической отрасли, имеет преимущества в области новых разработок и издержек, поддерживает высокий уровень технологии, расширяет ассортимент полиграфической продукции и услуг. Также значительным преимуществом компании является наличие собственного автотранспорта.
Заказчиками типографии являются высшие учебные заведения г. Казани и Республики Татарстан, оно производит широкий ассортимент полиграфической продукции, что позволяет использовать комплексные решения. Слабой стороной предприятия являются высокие издержки на производство и содержание компании в целом, плохо организованные продвижение и сбыт, а также складской учет.
В результате анализа управления производственной системы предприятия были выявлены проблемы. Из-за недостатков в управлении процессом изготовления продукции на предприятии увеличивается количество простоев, что, в свою очередь, приводит к увеличению длительности производственного цикла и соответственно влияет на срок выполнения заказа. В результате типография теряет заказчиков, которые переходят к конкурентам, способным выполнять работы в более сжатые сроки. Сокращение количества заказов и увеличение срока выполнения заказов приводит к потере прибыли предприятия.
Для выполнения анализа и сегментирования клиентской базы была произведена случайная выборка клиентов. В выборке участвует 169 клиентов. Для анализа была взята информация о выбранных клиентах за квартал январь, февраль, март 2018 года. Объём продаж в этот период составил 130 200 640 руб. В целях сохранения конфиденциальности информации клиентов, в ходе анализа названия организаций заменят числовой индикатор.
В результате проведенного анализа мы получили данные о ключевых клиентах. Список клиентов, которые приносят 50% продаж организации состоит из 17 организаций. Исходя из проведённого анализа, издательство ФГАОУ ВПО КФУ может установить правила взаимодействия с клиентами. Необходимо систематически изучать клиентов. Тот покупатель, который приносит большую прибыль, в данном случае переходит в группу А, более привилегированны. Покупатели, отнесённые к группе А, приносят большую прибыль, следовательно они наиболее выгодны для издательства. Для удержания таких клиентов, необходимо разработать более индивидуальные и гибкие условия работы с ними. Эти условия могут заключаться в сроках оплаты, размерах скидок, способов доставки продукции покупателю и иным мерам поощрения. Менее рентабельные клиенты группы В и С могут быть простимулированы к тому, чтобы больше покупать и при этом извлекать для себя больше пользы.
Результатом совместного проведения анализа АВС и XYZ является выделение ключевых, наиболее важных клиентов издательства и установление на этой основе приоритетов в построение стратегии работы с каждой группой. Оптимально распределить усилия и организовать работу сотрудников, отвечающих за продажи и обслуживание клиентов.
В ходе выполнения исследования выявились следующие сложности. При формировании базы клиентов в программе «MS Excel» из базы «1С:Предприятие» выяснилось, что специалисты организации очень часто не полностью заполняют карточку клиента необходимой информацией. Бывали случаи, что в карточке клиента отражена неактуальная информация о клиенте.
Для издательства ФГАОУ ВПО КФУ необходима четкая стратегия, направленная на повышение эффективности управления клиентским капиталом и, как следствие, усиление рыночных позиций и конкурентоспособности. Выработка стратегии предполагает определение для предприятий тех результатов деятельности, которые она предполагает достичь в обозримом будущем. Решение о выборе стратегии управления клиентским капиталом должно основываться на анализе всей совокупности факторов, влияющих на ее формирование.
Проанализировав основные факторы на основе проведенного исследования текущего положения издательства можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности управления клиентским капиталом.
1. Для систематического анализа клиентской базы рекомендуется дать задание программисту приобрести и внедрить CRM систему.
2. Регулярно проводить оценку удовлетоврённости CSI. Опросы должны осуществляться ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от количественного или качественного показателя, чтобы иметь возможность отслеживать динамику показателей.
3. Разработать индивидуальные программы и взаимовыгодные условия сотрудничества с ориентацией на различные группы клиентов издательства ФГАОУ ВПО КФУ, полученных в ходе совмещённого ABC/XYZ анализа. Следующим шагом по результатам совмещённого анализа это разработка условий сотрудничества для каждой группы клиентов.
Таким образом, был разработан детальный план проекта по внедрению системы «1C: CRM» в издательстве ФГАОУ ВПО КФУ.
Был разработан подробный план работ, были распределены роли и указаны задействованные в процессе внедрения ресурсы. Также, были рассмотрены риски проекта и проведен их качественный и количественный анализ.
Была определена экономическая эффективность проекта, после чего, можно сделать вывод, что проект эффективен. Учитывая, что на его реализацию было заложено 3 года, рассчитанный срок окупаемости примерно составляет 1,7 года. PI (индекс доходности инвестиций) составляет 1,67, что говорит о том, что на каждый вложенный рубль будет получено 1,67 рублей дохода. Основываясь на результате показателя NPV=304,61, проект является прибыльным, эффективным. Также, судя по результатам IRR, при ставке 73% текущая стоимость чистых денежных потоков будет равна текущей стоимости инвестиций по проекту.
В заключении, можно сказать, что вложение в данный проект будет выгодным. Издательство ФГАОУ ВПО КФУ решит основную проблему и повысит эффективность своей деятельности.
1. Андреева А. В Динамическая модель управления клиентской базой компании на основе марковских цепей.. диссертация // А. В. Андреева, Москва, 2013 г. 163 с.
2. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 с.
3. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
4. Беккер Г.С. Человеческое поведении. Экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г.С.Беккер; пер. с англ. Р.И. Капелюшников. - М.: ГУВШЭ, 2003. - 325 с.
5. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Э.Брукинг; пер. с англ, под ред. Л. Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Воронов Г. А. Формирование клиентского капитала в условиях развития Северной цивилизации// Г. А. Воронов/ материалы II Всерос. науч. - практич. конф. Сургут, 27 мая 2016 г. : в 4 т. - Сургут. гос. ун-т. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2016. - Т. III. - 256 с
7. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 с.
8. Лиджиева М.Г. Управление клиентским капиталом современной фирмы / Новые тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения и контрольных процессов в современной экономике: сборник научных статей по результатам Международной конференции «Декабрьские чтения им. С.Б. Барнгольц» / М.Г. Лиджиева/ под ред. проф. В.И. Бариленко. Научное электронное издание на диске. - М.: Финансо- вый университет, 2015. - 267 с.
9. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 с.
10. Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в 2-ух т. М.: 1966, Т.
1. 648с.
11. Маршал А. Принципы политической экономии / А.Маршал. - М.: Прогресс, 1984.- Т.3. - 352с.
12. Менеджмент. В 3-х кн. Кн. 2. Управление высшей школой и научной деятельностью: Избранные статьи / С.Д. Резник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 359 с.
13. Пэйн Э. Руководство по CRM: Путь к совершенствованию
менеджмента клиентов / Э. Пэйн. - Минск: Гревцов Паблишер, 2007. - 384 с.
14. Райхельд Ф. Искренняя лояльность. Ключ к завоеванию клиентов на всю жизнь / Ф. Райхельд, Р. Марки/ пер. с англ. С. Филина, И. Борымовой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 352 с.
15. Рассел, Джесси Интеллектуальный капитал / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 343 с.
16. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо. - М.: 1955.
17. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962, 654 с.
18. Старобинский, Э. Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя /
Э.Е. Старобинский. - Москва: Гостехиздат,2015. - 304 с.
19. Супрун, В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке / В.А. Супрун. - М.: Либроком,2015. - 192 с.
20. Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история,
практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
21. Томас, А. Стюарт Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Томас А. Стюарт. - М.: Поколение, 2016. - 368 с.
22. Управление результативностью маркетинга: учебник для магистров /
О.К. Ойнер- М.: Издательство Юрайт, 2012. - 343 с.
23. Фишер С. Экономическая теория / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. - М.: Юнити, 2002. - 285 с.
24. Хассенс Х. Развитие отношений в бизнесе. Лондон; Нью-Йорк, 2014. № 2. С. 15.
25. Шеметов, П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. - М.: Омега-Л,
2013. - 398 с.
26. Шродер Г. Искусство управления отношениями в бизнес посредством СМИ // Г. Шродер /Айви Бизнесс. 2013
27. Saint-Onge H. The Coductive Organization / H. Saint-Onge, C. Armstrong // Oxf.: Elsevier Inc. - 2004. - С. 37
28. Schultz Theodore W., Investment in Human Capital, American Economic Review LI, March 1961, 1-17, American Economic Association Presidential Address.
Печатная периодика
29. Дьяченко А. В. - Клиентский интеллектуальный капитал совершенствования услуг// А. В. Дьяченко/ Сервис в России и за рубежом - 2016г. №7
30. Ельцова Е.С. Методические рекомендации по построению модели управления эффективностью на разных этапах жизненного цикла организации/ Е.С. Ельцова Экономика и управление - 2014г. №10
31. Леонтьев Б.Б. Новая экономическая парадигма / Б.Б Леонтьев // Журнал для акционеров: политико-эконом. журнал. - 2001. - С. 39-42.
32. Созонов Ю. С. Оценка клиентского капитала компании / Ю. С. Созонов // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2014. - №6.- С. 80-96
33. Соколов, Н. (академик; доктор экономических наук; профессор). Управление ценностями компании / Н. Соколов, С. Лебедев // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 2. - С. 258-260 :
34. Edvinsson L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital / L. Edvinsson // Journal of Intellectual Capital. - 2000. - № 1. - Vol. 1. - Pp. 12-16.
35. Srivastava R.K. Market-Based Assets and Shareholder Value: A Framework for Analysis / R.K. Srivastava, Т. А. Shervani, L. Fahey // Journal of Marketing. - 1998. - Vol. 62. - Pp. 2-18.
Электронные ресурсы
36. Воронов Г.А. Воронова А.В. Эффективное управление бизнеспроцессами в сфере партнерских продаж как аспект процессного подхода в условиях неопределенности. [Электронный ресурс] / Г.А. Воронов // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. -
2012. - (40), 4/2012 - № гос. рег. статьи 0421200034/. - Режим доступа : http://uecs.mcnip.ru. - 0,6 п.л.
37. Воронов Г.А. Оптимизация бизнес процессов в управлении экономическим департаментом [Электронный ресурс] / Г.А. Воронов // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. -
2012. - № 02 (30). - № гос. рег. статьи 0421100040. - Режим доступа : http://uecs.mcnip.ru. - 0,6 п.л.
38. Пронина И.В. Моделирование интеллектуального капитала / И.В.
Пронина // Вестник ТГУ : сб. науч. тр. - 2008. - Вып. 7 (63). [Электронный ресурс]. - Доступный с http://analiculturolog.ru/joumal/archive/item/487-
article_20.htm
39. Sveiby K.E. Methods for Measuring Intangible Assets. [Електронний
ресурс]. - Режим доступа: http://www.sveiby.com/articles/
MeasureIntangibleAssets.html.
40. 10 удивительных историй о высококлассном обслуживании клиентов [Электронный ресурс]. https://lpgenerator.ru/blog/2013/09/26