Введение 3
Глава 1. Методологические основы патриотического воспитания студенческой молодёжи - будущих учителей 17
1.1 Понятие патриотизма в отечественной науке 17
1.2. Нормативно-правовые основы гражданского и патриотического воспитания учащейся
молодёжи в современной России 21
1.3. Основные направления и формы патриотического воспитания современной молодёжи,
и поликультурная среда 28
Глава 2 Изучение работы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи - будущих учителей в поликультурной среде вуза (на примере Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского и Института международных отношений, истории и востоковедения г. Казани) 32
2.1. Влияние поликультурной среды вуза на патриотической воспитание студенческой молодежи - будущих учителей 32
2.3 Современные подходы к патриотическому воспитанию студентов: исследования, опыт, проблемы 43
2.3. Методические рекомендации по гражданскому и патриотическому воспитанию студенческой молодёжи 60
Заключение 83
Список литературы: 88
Приложение 1. Словарь научных терминов, используемых при написании выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) 92
Приложение 2. Модель организации патриотического воспитания студентов института механики и математики имени Н.И. Лобачевского 100
Приложение 3. Что такое патриотическое воспитание и воспитание культуры межнациональных отношений в представлении студентов - будущих учителей 101
Приложение 4. Возраст, с которого, по мнению студентов - будущих учителей, должно осуществляться патриотическое воспитание и воспитание культуры межнациональных отношений 102
Приложение 5. Как учителю и классному руководителю можно решать задачи патриотического воспитания школьников (по мнению студентов - будущих учителей). 103
Приложение 6. Формы патриотического воспитания, которые наблюдали студенты -
будущие учителя в школе в процессе педагогической практики 105
Приложение 7. Ответы студентов на вопрос «Из каких источников информации Вы узнаете о событиях экономической, социально-политической и культурной жизни в стране, республике?» 106
Приложение 8. Отношение студентов к участию в выборах 107
Приложение 9. Распределение ответов на вопрос «Что Вы считаете главным в жизни?» 108
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей в современных условиях является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования. В государственной политике в области образования становятся приоритетными формирование таких ценностей, как духовности, гражданской ответственности, патриотизма, исторически сложившейся ментальности - национальной культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и реализации профессионального долга.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности». Следует отметить, что впервые в истории отечественной системы образования в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) включен воспитательный компонент. Это позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у будущих специалистов гуманистических ценностей, патриотизма, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Система патриотического воспитания включает субъектов деятельности: педагогический коллектив, студентов; целевой компонент, сферу деятельности: образовательное, воспитательное и социальное пространства, а также результативно-диагностический компонент.
В поликультурной ситуации образовательного процесса взаимодействие оказывается значимым в двух аспектах - как содействие образованию будущих учителей, имеющих культурные особенности, и как равное партнерское их взаимодействие. Такой диалог определен как диалог культур (М. Бубер). В ситуации общения студентов - будущих учителей в рамках группы, он может рассматриваться как взаимообогащение ценностями разных культур в образовательном пространстве.
Патриотическое воспитание можно рассматривать как целенаправленный педагогический процесс, который включает последовательность развертывания всех элементов системы: определение целей и задач, разработка показателей патриотической культуры, определение диагностического инструментария и направления деятельности, формирование патриотических образовательных программ, использование содержательного патриотического наполнения учебных дисциплин, использование личностно-ориентированных педагогических технологий и форм учебной и внеучебной деятельности, патриотические акции, выявление результатов патриотического развития учащихся: конференции, авторские работы.
В настоящее время в новых политических и экономических условиях необходимо воссоздание системы патриотического воспитания на государственном уровне. Идёт поиск современных форм патриотического воспитания.
В современной отечественной науке вопросам патриотического воспитания молодёжи уделяется достаточно много внимания. Так, например, в работах по патриотическому воспитанию Е.П. Белозерцева, А.В. Беляева, М.В. Богуславского, А.Н. Вырщикова, К.С. Гаджиева, Ф.Б. Горелика, И.А. Ильина, В.А. Кобылянского, К.М. Никонова, Г.И. Школьник и других, рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности патриотического воспитания, доказывается необходимость разработки общенациональных проектов по проблемам патриотизма в современной России.
В педагогической теории и практике образовательных учреждений накоплен определенный опыт решения различных вопросов патриотического воспитания молодежи, который находит отражение в трудах таких современных ученых как А.С. Ахиезер, А.К. Быкова, И.И. Валеева В.В. Дьяченко, Г.В. Здерева, В.И. Лутовинова и других.
В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, Н.Н. Михеева и других.
Состояние изученности проблемы. Проблеме воспитания патриотизма уделяют внимание со времен первичных цивилизаций. Философы античности рассматривали деятельность граждан, направленную на процветание общества как нравственную категорию (Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит). В рамках гуманизма, являвшегося идейной основой общества эпохи Возрождения, активно рассматривалась проблема человека- гражданина и утверждалась необходимость воспитания патриотических чувств (Э. Роттердамский, Ф. Бэкон, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор и другие). Философские школы периода Просвещения особое внимание уделяли проблеме долга и служения обществу (Ф. Вольтер, Ш. Фурье, Ш. Монтескье, Т. Мор, А. Сен-Симон, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
Отечественные мыслители рассматривали проблему патриотизма, прежде всего, через призму национальной идеи, подчеркивая, что нельзя стать патриотом, не осознавая себя как представителя определенного народа (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.И. Кареев, Л.П. Карсавин, К.Н. Леонтьев, A. Н. Радищев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.Б. Струве, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, П.Я. Чаадаев и др.).
В русле развития отечественной педагогической мысли в наиболее целостном виде работы, посвященные вопросам патриотического воспитания, появляются в середине XIX начале XX веков, причем в контексте народно-патриотического воспитания (Н.Ф. Бунаков,
B. И. Водовозов, А.Я. Герд, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский и др.).
В советской педагогике феномен патриотизма исследователями рассматривался в контексте классового подхода. Так, результат патриотического воспитания, согласно официально-педагогическим установкам данного периода, прежде всего, предполагал активное стремление личности служить идеалам существовавшего государственнополитического строя. Однако следует подчеркнуть уникальную значимость доминировавшего в это время акцента на изучении вопросов интернационального воспитания в рамках исследуемой проблемы (Ю.К. Бабанский, И.А. Верба, З.Т. Гасанов, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, З.К. Шнекендорф).
В постсоветский период патриотическое воспитание рассматривается исследователям как важнейший элемент воспитательного процесса. Причем, особое внимание уделяется его сущности, целям, задачам и роли в целостном процессе становления личности (Е.П. Белозерцев, А.В. Беляев, М.В. Богуславский, А.К. Быков, Г.Х. Валеева, А.Н. Вырщиков, К.С. Гаджиев,О.С. Газман, З.Т. Гасанов, И.Н. Глазунова, Ф.Б. Горелик, В.А. Датский, И.А. Ильин, В.А. Кобылянский, В.В. Литвиненко, В.И. Лутовинов,К.М. Никонов, О.Р. Шеффер, Г.И. Школьник и другие).
Особое значение для осмысления проблем патриотического воспитания имеют работы военных психологов, педагогов, историков, а также полководцев участников боевых действий (А.В. Барабанщиков, Г.А. Белов, П.М. Брысин, М.П. Калинин, А.М. Василевский, Г.К. Жуков, А.М. Катуков и другие).
В настоящее время исследователи обращаются к разработке моделей образования с учетом поликультурности (Б.М. Бим-Бад, С.К. Бондырева, Г.В. Давлекамова, О.И. Давыдова, Р.В. Комраков, Е.В. Кузнецова, Д.Н. Латыпов, О.В. Лебедева, И.А. Матвеева, Л.И. Мукаева, А.Л. Полякова, И.О. Попова, Е.А. Станчинский). Важные выводы представлены в работах, специально направленных на изучение вопросов воспитания в поликультурной среде (Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, В.В. Макаев,З.А. Малькова, В.И. Матис, Т.Б. Менская, Е.В. Палаткина, Л.А. Супрунова).
Определенное значение в русле обозначенной актуальности имели диссертационные исследования по отдельным аспектам патриотического воспитания молодежи: «Еражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры» (А.Е. Мешков, 2010), «Развитие патриотического самосознания студентов колледжа» (Т.В. Лаврова, 2011), «Педагогические условия военно-патриотического воспитания курсантов в военном вузе» (Г.Х. Мухамедова, 2011), «Патриотическое воспитание студентов в условиях интернационализации образования» (О.Я. Яровиков, 2010), «Патриотическое воспитание учителя в теории и практике отечественного педагогического образования второй половины ХХ-начала XXI века» (А.В. Лукинова, 2010).
Теоретический анализ, а также изучение состояния патриотического воспитания молодежи на этапе ее вузовской подготовки позволили сформулировать следующие противоречия:
- между запросом общества, в контексте вызовов современной действительности, к выпускнику системы высшего образования как гражданину-патриоту, готовому в этом контексте к личностнопрофессиональной самореализации в поликультурном социуме и сохраняющимся дефицитом данной готовности у выпускников вузов, в частности педагогического профиля;
- между потребностями практики высшего образования в целенаправленном процессе патриотического воспитания студентов и недостаточной научно-методической и содержательно-технологической разработанностью данного процесса в педагогической теории и практике с учетом поликультурной направленности развития современного общества.
Преодоление обозначенных противоречий определило проблему исследования. В теоретическом плане - это научное обоснование патриотического воспитания студентов-будущих педагогов на этапе вузовского обучения в условиях усиления поликультурных тенденций развития современного социума. В практическом плане - разработка и апробация в процессе личностно-профессионального становления студентов педвузов модели патриотического воспитания с учетом поликультурных тенденций развития современного социума.
Установленная проблема обусловила выбор темы исследования «Патриотическое воспитание будущих учителей в поликультурной среде вуза».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогическую модель патриотического воспитания будущих учителей в поликультурной среде вуза.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания студентов - будущих учителей в вузе.
Предметом исследования являются пути и средства патриотического воспитания будущих учителей в поликультурной среде вуза
Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что процесс патриотического воспитания в условиях активизации поликультурных тенденций развития современного социума будет эффективным если:
- выявлено общее и конкретизировано особенное процесса патриотического воспитания студентов в современном поликультурном социуме;
- разработана и внедрена педагогическая модель патриотического воспитания будущего учителя, а также определены этапы ее реализации;
- обоснованы педагогические условия, обеспечивающие результативность реализации модели патриотического воспитания будущего учителя в поликультурной среде вуза.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1. Посредством теоретического анализа философских и педагогических исследований выявить особенности феномена патриотического воспитания молодежи в современных социокультурных реалиях.
2. Обосновать актуальность патриотического воспитания в контексте поликультурных тенденций развития социума.
3. Выявить общее и конкретизировать особенное организации и содержания процесса патриотического воспитания студентов - будущих учителей вузов.
4. Разработать модель патриотического воспитания будущих учителей и определить оптимальные педагогические условия ее реализации.
5. Определить и посредством экспериментальной работы проверить результативность модели патриотического воспитания будущего учителя в поликультурной среде вуза, а также сформулировать соответствующие выводы и рекомендации в русле совершенствования исследуемого процесса.
Методологическую основу исследования составили: системнодеятельностный, аксиологический, культурологический, личностноориентированный, рефлексивно-деятельностный подходы; теории диалога культур в условиях поликультурного пространства; философские, психологические, педагогические концепции о субъективной активности и деятельности личности, учение о феномене социального опыта и личностного самоопределения.
Теоретическую основу исследования составили:
- работы, освещающие вопросы формирования позиции личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.П. Бедерханова, Л.И. Божович,
A. Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.И. Слободчиков);
- общенаучные и частнонаучные труды о влиянии культуры на духовное становление личности (Е.А. Вавилов, Д.С. Лихачев,
B. М. Менжуев); исследования, касающиеся этнокультурных особенностей российского образования (Е.П. Белозерцев, П.ГТ. Блонский, Е[.Ф. Каптерев, В.К. Шаповалов);
- научные работы о воспитании культуры межнационального общения (С.К. Бондырева, З.Т.Еасанов, И.Л. Данилов, А.Ф. Дашдамиров, В.В. Е[рисакар);
- теоретические положения об актуальности и основных направлениях подготовки подрастающих поколений к жизнедеятельности в поликультурной среде (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова);
- исследования об основах гражданско-патриотического воспитания личности (М.Г. Агаев, Г.В. Агапова, Л.И. Аманбаева, С.Ф. Анисимов, ЛМ. Архангельский, А.А. Аронов, М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, Ф.Б. Горелик, В.А. Датский, А.Н. Зайчиков, Г.М. Лисеенко, В.В. Макаров, Р.Л. Рождественская);
- научные работы, посвященные проблемам определения содержания, принципов и методов патриотического воспитания (А.К. Быков, Н.В. Ипполитова, В.И. Лесняк, В.И. Лутовинов, С.Е. Матушкин,Д.Ю. Мордвинцев, Д.М. Нуждин и другие).
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов, дополняющих и взаимопроверяющих друг друга:
- теоретические (анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов по проблеме исследования; концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных исследований);
- прогностические (педагогическое моделирование, педагогический эксперимент, изучение опыта высших учебных заведений по подготовке студентов к жизни в поликультурной реальности); эмпирические (педагогическое наблюдение, устные опросы, анкетирование, беседы, интервьюирование);
- статистические (математические методы проверки и обработки эмпирических данных, их качественный анализ, графическая интерпретация).
Экспериментальная база исследования: Институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- дополнено и уточнено содержание понятия «патриотическое воспитание» положениями о значимости для формирования патриотических качеств личности актуализации педагогическими средствами ее этнокультурной идентичности;
- посредством анализа тенденций развития поликультурной среды современной России представлены факторы, актуализирующие проблемы формирования патриотических качеств личности, а также выявлены детерминанты, определяющие направления патриотического воспитания на этапе профессионального становления в условиях высшего учебного заведения;
- выявлено общее, обеспечивающее преемственность воспитательного процесса, а также акцентировано особенное в построении процесса патриотического воспитания на этапе высшего профессионального образования;
- разработана модель патриотического воспитания студентов в условиях поликультурной среды вуза, которая включает в себя совокупность взаимосвязанных структурных блоков: целевого, реализующего и оценочнорезультативного;
- выявлены и обоснованы педагогические условия реализации функционально-содержательной модели, определены показатели, уровни и индикаторы сформированности патриотических качеств у студентов - будущих учителей
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в расширении и углублении сложившихся в педагогике концептуальных положений, теоретико-методологических подходов к осуществлению процесса патриотического воспитания молодежи в условиях поликультурного общества;
- в обогащении соответствующих теоретических представлений об общем и особенном патриотического воспитания студентов вузов с учетом поликультурной направленности развития современного социума;
- в обогащении теоретико-методологических положений о влиянии этнокультурных традиций народов на процесс формирования патриотических качеств у будущих учителей в современных условиях;
- в теоретическом осмыслении создания и реализации системы педагогических условий формирования патриотических качеств у будущих учителей в условиях поликультурного общества;
- в разработке и реализации модели патриотического воспитания студентов вузов в условиях поликультурного общества, включающей в себя совокупность взаимосвязанных компонентов: цель, задачи, педагогические условия, этапы реализации, показатели, уровни и индикаторы сформированности патриотических качеств у студентов.
Практическая значимость. Результаты исследования создают методологическую, теоретическую и фактологическую основу для разработки программ учебных курсов в рамках реализации целей и задач федерального государственного образовательного стандарта. Материалы магистерской диссертации могут быть использованы при проведении спецкурсов и спецсеминаров для слушателей системы повышения квалификации вузовских преподавателей.
Этапы исследования:
Первый этап (2016 г.): теоретический анализ исторической, педагогической и философской литературы; изучение состояния проблемы в отечественной педагогической практике; определение методологических основ исследования; обоснование методов его проведения.
Второй этап (2017 г.): уточнение теоретико-методологических положений, составляющих основу диссертационного исследования, а также проблемного поля исследования; разработка модели патриотического воспитания будущих учителей в поликультурной среде вуза.
Третий этап (2017-2018 гг.): проведение опытно-экспериментального исследования с целью определения эффективности модели патриотического воспитания будущих учителей в поликультурной среде вуза; систематизация и обобщение результатов, а также формулировка основных положений и выводов по итогам исследования.
Апробация и внедрение. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры методологии обучения и воспитания Института психологии и образования КФУ, на научно-практических конференциях:
- Международная научно-практическая конференция «Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества»;
- XI международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования»;
- 12th International Scientific and Practical Conference “Science and Society”. Held by SCIEURO in London.
Ездила по районам: Апастово PT, Бунск РТ, на итоговой научнообразовательной конференции студентов КФУ заняла Первое место. По теме исследования опубликовано 3 статьи:
- Патриотическое воспитание будущих учителей в поликультурной среде ВУЗа;
- Современные подходы к организации патриотического воспитания студентов и учащейся молодежи;
- Взаимосвязь патриотического и поликультурного воспитания в рамках учебной деятельности студентов-будущих учителей
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретико-методологической основой патриотического воспитания студентов высших учебных заведений в контексте поликультурных которого в качестве субъекта воспитания рассматривается человек, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование как носителя патриотических идеалов, как конструктивного участника диалога культур в качестве представителя своего народа и его интересов.
2. Понятийно-терминологическое поле рефлексии проблемы патриотического воспитания молодежи в поликультурном обществе включает в себя ряд уточненных понятий, раскрывающих сущность и содержание исследуемого процесса.
Патриотическое воспитание студентов вузов - будущих учителей - процесс формирования личности, преданной национально-государственным интересам, готовой ответственно трудиться на благо Родины, способной к конструктивному взаимодействию с представителями иных государств и этносов на основе взаимоуважения и терпимости.
Патриотические качества будущих учителей - это нравственные качества, как результат актуализации этнической идентичности личности в контексте диалога культур, основанные на любви к малой и большой Родине, проявляющиеся в готовности подчинить ее интересам свои личные интересы и нести ответственность за общество, в котором родился и вырос.
Поликультурное общество - целостная, динамичная совокупность представителей различных этнических общностей, а также многообразие форм их объединений и способов взаимодействия.
Педагогические условия патриотического воспитания студентов вузов - система организационно-содержательных мер, обеспечивающих целенаправленный отбор, конструирование и практическое применение элементов содержания, методов, а также организационных форм воспитания для эффективного решения учебно-воспитательных задач, направленных на формирование и развитие патриотических качеств личности.
Этническая идентичность - важный компонент социальной идентичности, заключающийся в осознании индивидом собственной этнической принадлежности, являющий значимым условием для формирования патриотических качеств личности.
3. Процесс патриотического воспитания студентов-будущих учителей имеет свою последовательность. На первом этапе решается задача формирования системы знаний и индивидуальных представлений о сущности и значимости патриотической позиции гражданина в современных условиях. На втором - формирования отношения к историческому прошлому и настоящему своей малой и большой родины, а также к иному. На третьем - создание условий для актуализации социальных чувств гражданского долга и ответственности за настоящее и будущее своего народа и государства. На четвертом - формирование культуры поведения и деятельности, отвечающих национальным, общественным и государственным интересам.
4. В качестве общих характеристик процесса патриотического воспитания на всех этапах образовательного процесса следует назвать: гуманистический и технологический подходы, цель патриотического воспитания, а также метапринципы. Особенность процесса патриотического воспитания студентов высших учебных заведений определяется социальнопсихологическими характеристиками студенческого возраста, позволяющими решать уникальные воспитательные задачи. Во-первых, формирования гражданской позиции, а также теоретико-методологических представлений об особенностях функционирования и эволюции поликультурного общества. Во-вторых, актуализации социальных качеств в контексте патриотической идеи и создания условий для развития чувства социальной ответственности не только за себя, но и за семью, Родину, государство; развития дисциплины как необходимого условия ответственности. В-третьих, развития гражданско-патриотической активности студенческой молодежи, опираясь на характерную потребность студентов к социальной самореализации. В-четвертых, в условиях поликультурного общества у студентов в силу особенностей их социальнопсихологического развития стимулируются процессы этнической идентичности, что требует принципиального внимания в рамках патриотического воспитания формированию готовности к межкультурному диалогу, избегая проявлений национализма и ксенофобии во всех их формах.
5. Содержание патриотического воспитания студентов в условиях поликультурного общества должно быть ориентировано на актуализацию социально-культурной идентификации личности, которая определяет ее статус при участии в межкультурном диалоге; формирование представлений о культурно-этническом многообразии современного социума как в пространстве, так и во времени; формирование представлений об индивидуальной значимости развития патриотических качеств в современных условиях этнокультурного многообразия; воспитание терпимости и уважения права каждого народа сохранять свою культурную самобытность; оснащение студентов понятийным аппаратом, который обеспечивает возможность наиболее полной трактовки феномена патриотизма и поликультурной среды; формирование индивидуальной патриотической позиции и готовности к социально-ориентированной деятельности во благо своего народа и государства; развитие у студентов способностей к критическому освоению поликультурной реальности в контексте патриотических ценностей.
6. Патриотическое воспитание студентов-будущих учителей в условиях поликультурного общества обеспечивает формирование у личности готовности к межкультурному диалогу, расширяет возможности включения индивида в систему социальных отношений, отличающихся этнокультурным многообразием, что способствует снижению недоверия между народами, а также обеспечивает профилактику социальных рисков в современном поликультурном обществе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе приведены таблицы, диаграммы.
Данная работа является результатом исследования по выявлению особенностей организации работы по патриотическому воспитанию молодёжи - будущих учителей. Были изучены нормативно-правовые и методологические основы патриотического воспитания молодёжи в современной России; установлено, что в педагогической науке накоплен огромный опыт воспитания молодёжи в направлении «патриотизм», но, учитывая происходящие изменения в жизни нашей страны, данный опыт должен быть адаптирован к современным условиям и требованиям образования.
На примере института математики и механики им. Н.И. Лобачевского г. Казани был изучен опыт работы по организации гражданского и патриотического воспитания студенческой молодёжи.
Изучив и проанализировав научную, нормативно-правовую и методическую литературу по данной теме, проведя анкетирование, анализ результатов исследования, обобщив полученные данные, были выявлены проблемы воспитания патриотизма.
Современное состояние российского общества требует поиска внутренних источников развития, путей реализации его духовных сил. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией (слабость экономического фундамента, недостаточное развитие политической системы, бедность большей части граждан, сложность международной обстановки, террористическая опасность и др.), можно только «на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей».
Патриотизм рассматривается главой государства в качестве объединяющей идеологии России. Однако современные интерпретации патриотизма носят аморфный, неустойчивый и неопределённый характер.
Потребность в нём, как в стержне национального развития, обусловлена серьёзными проблемами современной социальной практики.
Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. Консолидация людей всех наций и народностей, всех конфессий для укрепления могущества и безопасности страны - общая гражданская и патриотическая задача. Именно гражданственность и патриотизм выступают в качестве факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнедеятельности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых разных - социальных, национальных, религиозных, половозрастных, региональных и других - общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Патриотические идеи и лозунги являются важнейшим фактором мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей.
Результаты нашего и многих других исследований однозначно показывают, что главным препятствием в формировании и развитии массового российского патриотизма конструктивного типа является то, что работа, ведущаяся в этом направлении, страдает эклектичностью, практически полным отсутствием координации в деятельности патриотических объединений, клубов и тому подобное. Существенно ослабляет эффективность этой работы и слишком общий характер её теоретико-методологического обеспечения. Сегодня существует острая необходимость в разработке и внедрении в практику технологий патриотического воспитания и патриотической мобилизации населения, и в первую очередь - молодёжи. Понятно, что подобная работа требует серьёзных усилий, направленных на увязывание существующих институтов и методов патриотического воспитания в целостные технологические конструкты. Вместе с тем, на первых этапах здесь не нужны большие финансовые затраты. Основные трудности заключаются в формировании коллективов, которые будут заниматься проектированием и внедрением в практику технологий патриотического воспитания. А поле, причем благодатное поле для применения таких технологий в нашей стране есть.
Целесообразно было бы и создание постоянно действующего координирующего органа по патриотическо-воспитательной работе. Отработать процедуру формирования и деятельности такого органа можно было бы на уровне регионов. Разрабатывая функционально-содержательную модель патриотического воспитания студентов вузов необходимо соблюдать ряд требований к ней: ингерентности простоты, адекватности.
В качестве необходимых и достаточных компонентов модели следует определить следующие блоки: целевой (цели и задачи); реализующий (педагогические условия, этапы реализации, компоненты воспитательного процесса); оценочно-результативный (показатели, уровни и индикаторы их сформированности, ожидаемый результат).
Системообразующим элементом модели является цель патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях поликультурного общества - формирование личности, преданной национально-государственным интересам, готовой трудиться на благо Родины и нести ответственность за благосостояние отчизны, способной к конструктивному взаимодействию с представителями иных государств и этносов на основе взаимоуважения и терпимости.
Реализация разработанной функционально-содержательной модели должна осуществляться в определенной последовательности: актуализация этнической идентичности (содержательный этап); создание условий для мыследеятельности студентов по осмыслению себя как человека этнического, своей гражданско-патриотической позиции, поликультурного общества (рефлексивный этап); организация социально-ориентированной деятельности с целью самореализации и саморазвития через деятельность (деятельностный этап). Следует отметить, что последовательность в реализации означенных этапов может варьироваться.
В качестве основных показателей сформированности патриотизма у студентов в контексте современного поликультурного общества следует определить: знания об особенностях феномена патриотизма в условиях поликультурного общества; эмоциональное отношение к историческому прошлому и настоящему своей малой и большой родины; сформированность чувств гражданского долга и ответственности за настоящее и будущее своего народа и государства; сформированность культуры поведения и деятельности, отвечающих национальным, общественным и государственным интересам.
Диагностика сформированности патриотических качеств до проведения формирующего эксперимента позволяет утверждать следующее. Во-первых, студенты не рассматривают патриотизм как приоритетное личностное качество в своей повседневной жизнедеятельности, что объясняется не высоким уровнем сформированности ответственности не только за собственное благополучие, но и тем более за благополучие своего народы и государства. Во-вторых, называя себя патриотом, студенты испытывали затруднение при предъявлении оснований, на которых строиться их заявление. В-третьих, высокий уровень актуальности этнической идентичности, которую мы рассматриваем как значимое и необходимое явление для формирования патриотических качеств, прежде всего, предъявляют представители этнических меньшинств контрольной и экспериментальной групп, а не большинство титульной нации данных групп. В-четвертых, представления о сущности патриотизма строятся на эмоционально-чувственном восприятии данного явления, а не когнитивнодеятельностном. Студенты, прежде всего, заявляют о любви к своему народу, но не акцентируют значимость осмысления его истории, культуры, а также осуществления социально-ориентированной деятельности. В-пятых, осуществленное уточнение представлений студентов о содержании понятий «этнос», «народность», «нация», «патриотизм», «диалог культур», «гражданин», «толерантность», без использования которых представляется затруднительным описать поликультурную реальность, позволяет утверждать о незавершенности их осмысления членами экспериментальной и контрольной групп.
Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что патриотические качества студентов претерпели изменения. Во-первых, молодые люди признали, что имели весьма поверхностные представления о феномене патриотизма. Именно поэтому они продемонстрировали высокую самооценку личностных патриотических качеств. Во-вторых, следует констатировать смещение у студентов в представлениях о патриотизме с эмоционально-чувственного восприятия данного социального качества в сторону его деятельностных характеристик.
Анализ, полученных в рамках контрольного этапа результатов, позволяет утверждать, что наиболее значительные изменения при формировании патриотических качеств студентов произошли по следующим показателям: знания об особенностях феномена патриотизма в условиях поликультурного общества; эмоционально-ценностное отношение к историческому прошлому и настоящему своей малой и большой родины, а также к иному. Вместе с тем, следует отметить, что стартовые результаты по данным показателям, выявленные на этапе констатирующего эксперимента, также были весьма высокие и позволяли утверждать, что студенты имеют в определенной степени сложившиеся и адекватные представления о влиянии особенностей поликультурного общества на особенности патриотических качеств в современном мире.
Для активизации и оптимизации процесса патриотического воспитания студенческой молодёжи были разработаны методические рекомендации, которые можно использовать в работе кураторов студенческих групп, помогая гармонично решать задачи патриотического воспитания на основе включения студентов - будущих учителей в активную деятельность.
Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель исследования достигнута.
1. Амонашвили Ш. Почему не прожить нам жизнь героями духа[Текст]. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - с. 64 (Антология гуманной педагогики).
2. Богомаз, М.В. Теоритические основы гражданского воспитания [Электронный ресурс] /М.В. Богомаз //Гражданином быть обязан! методический портал. - Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru/read RF teory.html. - 17.04.2015.
3. Воспитание гражданина - основные идеи, система, цель и задачи, условия реализации [Электронный ресурс] // Методический портал. - Режим доступа: http: www.jourclub.ni/6/112/. - 19.12.2014.
4. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи. Планирование и конспекты занятий [Текст]: методическое пособие для педагогов / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. - СПб, 2010. - 192 с.
5. Волобоева, Н.Н. Комплекс социально-педагогических условий развития активной гражданской позиции студентов // Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы научно-практической конференции. - Омск, ОмГПУ, 2006. - С.53- 55.
6. Выготский, Л.С. Моральное поведение [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. - М.: ACT, 2010. - С. 256-279.
7. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности [Текст] / А. С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / отв. ред. М. А. Галагузова. - Екатеринбург: СВ-96, 2001. - Вып. 4. - С. 359-371.
8. Ериценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностносоциальный подход [Текст] / Л. И. Ериценко. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
9. Головлева, О.В. Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время [Электронный ресурс] / О. В. Головлева // Социальная сеть работников образования, nsportal.ru. - Режим доступа: п8ро11а1.т>Школа>История>...-i-vo-vneurochnoe-vremya. - 10.10.2014.
10. Голотвин, Х.Г. Традиции советского патриотизма /Х.Г. Голотвин, Р.Я. Мирский. - М.: Мысль, 1975. - 200 с.
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». - http://www. kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html
12. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Титттков, В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. - 251 с.
13. Евдокимова, Т.Ю. Формирование гражданина Российской Федерации через учебную деятельность [Электронный ресурс] /Т.Ю. Евдокимова // Методический портал. - Режим доступа: school4kadet.ucoz.org>seminar/ seminar. - 03.02.2015.
14. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. - Режим доступа: zakonrf.info>zakon-ob-obrazovanii/. -15.02.2015.
15. Ильина, Т.А. Педагогика: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
16. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: ЧелЕУ, 2000. - 383 с.
17. Клабукова Е.Н. Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах [Электронный ресурс] / Е. Н. Клабукова // Методический портал. - Режим доступа: school- uk.ru>documents/export=19. - 01.12.2014.
18. Кточенко А.Н. Психолого-педагогические парадигмы категории «патриотизм» [Текст] // Педагогика. Международный журнал экспериментального образования - № 9. - 2010.
19. Концепция модернизации российского образования [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. - Режим доступа: archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.slitl. - 16.01.2015.
20. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Юридическая литература, 2009. - 64 с.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
22. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание сегодня [Текст] /
В.И. Лутовинов // Педагогика. -№6. -2011. - С. 57-59.
23. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А. С. Макаренко; сост. Р. М. Бескин, М. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
24. Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С.Е. Матушкин. - Челябинск: Юж.-Урал. науч.-образоват. центр РАО, Челяб. гос. ун-т, 2003. - 61 с.
25. Милов Л.В. История России ХХ-начала XXI века. [Текст] / Под ред.академика РАН Л.В.Милова // М., Просвещение, 2006. - 960 с.
26. Михайлова, Е.Н. Еражданско-патриотическое воспитание: понятие и сущность [Электронный ресурс] / Е. Н. Михайлова // Воспитательная работа. - Режим доступа: nsportal.ru...-i-sushchnost. -27.0Е2015.
27. Мищенко, Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: дис. ... канд. пед. наук /Л.И. Мищенко. -М., 1982. - 208 с.
28. Насырова, М.Б. Воспитание культуры межнационального общения: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов. - Оренбург: Изд-во ОЕПУ, 2010. - 140 с.
29. Наумова, Е.В. Активные формы преподавания на уроках обществознания [Электронный ресурс] / Е. В. Наумова // Методический портал. - Режим доступа: sukhodol-schl.ucoz.rmmetodkopdoc... Naumova.pdf. - 02.02.2015.
30. Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. - 2013,-№6.-С. 65.
31. Синягина Н. Ю. О патриотизме и воспитании патриота: [аспект управления процессом гражданско-патриотического воспитания] // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 23 - 26.
32. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В.А. Сухомлинский. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.
33. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / В. С. Торохтий //Гражданином быть обязан: методический портал. - Режим доступа: smolpedagog.rmarticle 26.html. - 12.12.2014.
34. Усольцева, Н.Н. Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях [Электронный ресурс] / Н. Н. Усольцева // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. 2012 г. - Режим доступа: festival.lseptember.ru>. - 13.12.2014.
35. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
36. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с.
37. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ№11, 2010. -265 с.
38. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания патриотизма у студенческой молодежи [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. -48 с.