ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН СНГ.......................................... 10
§ 1. Понятие и сущность международного таможенного
сотрудничества.................................................................................... 10
§ 2. История таможенного сотрудничества РФ и стран СНГ................. 17
§ 3. Международно-правовое регулирование основных направлений
таможенного сотрудничества России и стран СНГ.........................28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ
СНГ (НА ПРИМЕРЕ ТАДЖИКИСТАНА) ................................................... 40
§ 1. Анализ торгово-экономических отношений России и
Таджикистана ...................................................................................... 40
§ 2. Особенности таможенного регулирования в Таджикистане........... 48
§ 3. Анализ направлений таможенного сотрудничества России и
Таджикистана на современном этапе ............................................... 57
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН СНГ ...... 68
§ 1. Перспективы таможенного сотрудничества РФ и стран СНГ ........ 68
§ 2. Предложения по повышению эффективности таможенного
сотрудничества России и стран СНГ ................................................ 73
§ 3. Построение модели функционирования системы таможенного
сотрудничества России и стран СНГ ................................................ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................ 102
Актуальность темы исследования. Приоритетность с Содружеством
независимых государств во внешней политике Российской Федерации
определяет то значительное место, которое занимает в международном
сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными службами
государств ближнего зарубежья.
Одним из первых международных договоров Российской Федерации в
таможенной области явилось Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи
в таможенных делах в рамках СНГ от 15 апреля 1994 года, подписанное
правительствами всех 12 государств Содружества.
Создав правовую базу многостороннего сотрудничества, это
соглашение содействовало координации действий таможенных служб
Российской Федерации и других государств Содружества по обеспечению
соблюдения таможенного законодательства и борьбе с таможенными
правонарушениями, а также послужило основой для выработки
соответствующих межведомственных актов, направленных на углубление и
конкретизацию различных направлений сотрудничества и взаимодействия.
В условиях быстро развивающейся мировой торговли возрастает роль
международного сотрудничества в таможенной сфере на пространстве СНГ.
Оно должно быть прежде всего направлено на ускорение товарооборота во
внешней торговле в интересах экономического развития государств –
участников СНГ и одновременно обеспечивать взаимодействие таможенных
служб в решении вопросов, связанных с предотвращением и пресечением
таможенных правонарушений при перемещении товаров и транспортных
средств через границы.
Степень разработанности проблемы. Тема международного
таможенного сотрудничества широко освещена в научной литературе.
Таможенное сотрудничество в рамках СНГ, как составную часть
взаимодействия стран Содружества, в своих работах рассмотрели В.Е.6
Белова, Е.В. Золотухина, Б.Б. Галиева, АС. Петрик и другие. Часть
исследований определяет предметом нормативное регулирование
таможенного сотрудничества стран, в частности и СНГ. Среди таких
исследований особенно актуальны работы Д.В Чермянинова, С.И. Басалая,
Т.В. Волченко.
Особое внимание в научной литературе уделено составляющей
правоохранительной деятельности таможенных органов в рамках
международного таможенного сотрудничества. Такую проблему рассмотрели
О.В. Грачев, С.А. Хапилин, Т.В. Волченко.
Объектом исследования выступает механизм международного
таможенного сотрудничества.
Предмет исследования это таможенное сотрудничество России и
стран СНГ.
Цель исследования – изучить механизм таможенного сотрудничества
России со странами СНГ на примере Таджикистана.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность международного таможенного
сотрудничества;
- проанализировать основные направления таможенного
сотрудничества России и Таджикистана в рамках СНГ;
- выявить перспективные направления совершенствования
таможенного сотрудничества в рассматриваемых рамках и сформулировать
предложения по повышению эффективности сотрудничества России и СНГ
по таможенным делам;
- построить модель таможенного сотрудничества России и стран СНГ с
учетом предложенных мероприятий.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, Договор о Евразийском экономическом союзе
(Подписан в г. Астане 29.05.2014), таможенном регулировании в Российской7
Федерации», Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. СанктПетербурге 18.10.2011), Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании
зоны свободной торговли», Договор об Экономическом сообществе от 18
октября 1991 г., Соглашение от 08.10.1999 «О порядке таможенного
оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между
государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной
торговли», Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве и
взаимопомощи в таможенных делах», Соглашение стран СНГ от 02.04.1992
«О порядке таможенного оформления транзитных грузов», Соглашение
Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 «О Правилах
определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых
Государств», Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 «О
Плане совместных действий государств – участников СНГ по решению
актуальных вопросов в финансово-экономической сфере», Решение Совета
министров иностранных дел государств-членов СНГ «О проекте Программы
сотрудничества государств-участников Содружества Независимых
Государств в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на
2016 - 2020 годы» и т.д.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики
внешнеторговой деятельности, с помощью которых стал возможен анализ
уровня торгово-экономического сотрудничества между Россией и
Таджикистаном.
Теоретическая основа исследования включает труды политологов,
юристов и экономистов в области международного таможенного права и
международного таможенного сотрудничества. Для проведения
исследования были важны труды О.В. Грачева, Е.В. Золотухиной, Л.В.
Годчиной, Б.Б. Галиева раскрывшие сущность международного таможенного
сотрудничества и его развитие в интеграции СНГ. Огромную роль сыграли
труды в области анализа нормативной базы сотрудничества стран СНГ под8
авторством В.Е. Белова, И.Л. Бачило, Н.В. Буваевой, М.Н. КобзарьФроловой, Т.В. Волченко и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании
автором вопроса таможенного сотрудничества между Россией и странами
СНГ (уделяя особое внимание Таджикистану), в рамках которого:
- проведён анализ нормативной базы таможенного сотрудничества
России и стран СНГ;
- освещены современные направления таможенного сотрудничества
России и стран Содружества;
- проанализирован механизм таможенного сотрудничества России и
Таджикистана;
- выявлены перспективные направления таможенного сотрудничества
стран СНГ и предложены пути его дальнейшего совершенствования.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам
исследования выносятся следующие положения дипломной работы:
1) Проведен анализ существующих понятий международного
таможенного сотрудничества, обоснованы их недостатки. Автором
предложено определение международного таможенного сотрудничества,
согласно которому, оно выражается в объективно необходимой деятельности
государств, направленной на достижение документально закреплённой
договорённости в области таможенного дела, с целью стандартизации
описания и кодирования товаров, условий поставки товаров и важнейших
аспектов внешней торговли, а также для максимального упрощения
процедуры таможенной очистки товаров и борьбы с таможенными
правонарушениями.
2) Проведена оценка основных направлений таможенного
сотрудничества России и СНГ, в частности Таджикистана, на основе которой9
выявлено достаточно всестороннее сотрудничество по каждому из
направлений. Также, рассмотрены перспективные направления развития
таможенного сотрудничества стран СНГ, в число которых вошли реализация
положений Договора о зоне свободной торговли, правоохранительная
деятельность таможенных органов и приграничное сотрудничество.
3) Предложено несколько направлений совершенствования
таможенного сотрудничества России и стран СНГ: налоговое
администрирование, взаимодействие правоохранительных подразделений
таможенных органов стран Содружества и подготовка квалифицированных
кадров для таможенной службы.
В рамках перечисленных направлений предложено следующее:
- разработка эффективного механизма взаимного обмена информацией
между налоговыми администрациями стран СНГ;
- модернизация налоговых режимов для поддержки малого и среднего
бизнеса;
- разработка стратегии таможенной безопасности стран СНГ и
внедрение на её основе программ по борьбе с таможенной преступностью;
- осуществление целевого набора студентов из стран СНГ в РТА для
подготовки квалифицированных кадров.
Таким образом, реализация предложенных направлений не только
поможет повысить эффективность таможенного сотрудничества России и
стран СНГ, но и укрепит безопасность всех государств – участников
сотрудничества.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех
глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
В ходе исследования был проанализирован и детально изучен
механизм таможенного сотрудничества России и стран СНГ, в котором
особое внимание было уделено таможенному сотрудничеству с Республикой
Таджикистан. По итогам проведенной работы можно сформулировать
следующие основные выводы:
1) Международное таможенное сотрудничество – это объективно
необходимая деятельность государств, направленная на достижение
документально закреплённой договорённости в области таможенного дела, с
целью стандартизации описания и кодирования товаров, условий поставки
товаров и важнейших аспектов внешней торговли, а также для
максимального упрощения процедуры таможенной очистки товаров и
борьбы с таможенными правонарушениями.
2) Таможенное сотрудничество России и стран СНГ имеет давнюю
историю, которая длилась не одно десятилетие. Рассматриваемое91
сотрудничество берет начало с Договора о создании Содружества
Независимых Государств, а современные рамки на сегодняшний день,
ограничены образованием Евразийского экономического союза. В ходе
длительного периода таможенного сотрудничества стран СНГ был заключен
ряд важнейших соглашений, которые, в основной своей массе, определяют
порядок осуществления внешнеэкономической и таможенной деятельности
стран-участниц СНГ.
Нормативная правовая база таможенного сотрудничества России и
стран СНГявляется системой нормативных правовых актов, которые
регулируют основные направления таможенного сотрудничества государств.
Данные нормативные правовые акты являются международными и
основываются на международных документах ВТамО, ВТО, ЮНКТАД, ООН
и других международных организаций таможенного сотрудничества.
3) Двусторонние (российско-таджикские) торгово-экономические
отношения выступают как один из факторов восстановления экономики
Таджикистана и её дальнейшего развития.
На сегодняшний день, Россия и Таджикистан идут по пути стремления
к тесной интеграции (сотрудничеству), сближению экономик для целей
социально-экономического прогресса, роста товарооборота и улучшения
благосостояния народов. Торгово-экономические отношения между странами
выступают одним из компонентов внешнеэкономических связей.
Значимое место в укреплении двусторонних связей между Российской
Федерацией и Республикой Таджикистан занимает развитие и углубление
перспективных направлений на межрегиональном сегменте российскотаджикских отношений.
3) Договор о прекращении деятельности ЕврАзЭС, отменил
большинство значимых соглашений в сфере таможенного сотрудничества, в
частности, между Россией и Таджикистаном. Основное большинство этих
соглашений действует сейчас в рамках ЕАЭС, членом которой является92
Российская Федерация, а вот Республика Таджикистан, на сегодняшний день
не вступила в Евразийский Экономический Союз.
На сегодняшний день таможенное сотрудничество России и
Таджикистана основывается на старых соглашениях СНГ, и по оценке его
состояния потерпел лишь незначительный прогресс.
В целом,таможенное сотрудничество стран СНГ является
плодотворным,однако существуют перспективные направления таможенного
сотрудничества между странами, которые требуют к себе серьезного
внимания и возможной доработки. Среди обозначенных направлений можно
выделить следующие:
- реализацию положений Договора о зоне свободной торговли от 18
октября 2011 года, в том числе, вопросы свободной торговли услугами и
транзита товаров трубопроводным транспортом;
- сотрудничество правоохранительных органов стран для более
эффективного предупреждения и пресечения транснациональных
преступлений (в том числе, в таможенной сфере);
- вопрос приграничного сотрудничества государств СНГ.
Для повышения эффективности таможенного сотрудничества России и
стран СНГ, автором предложено несколько мероприятий, позволяющих
оптимизировать сотрудничество налоговых органов стран СНГ, добиться
обеспечения безопасности государств от транснациональных таможенных
преступлений, а также, повысить уровень подготовки специалистов
таможенного дела для стран СНГ, которые, в свою очередь,являются основой
для осуществления таможенной деятельности.
В рамках таможенного сотрудничества России и Таджикистана,
помимо направлений, реализуемых в рамках СНГ, актуально сотрудничество
по правоохранительной линии, которое выражается в помощи Таджикской
стороне в оборудовании таможенных лабораторий и проведении
исследований, а также содействии в повышении эффективности работы93
кинологических подразделений таможен страны-партнера посредствам их
обучения на базе ФТС России.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от
27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 8 мая 2015г.). URL:Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015 (дата
обращения: 18.01.2016);
2) Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане
29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015г.). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015 (дата обращения:
18.01.2016);
3) Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического
сообщества от 10.10.2014. URL: Официальный интернет-портал правовой94
информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2014 (дата обращения:
16.03.2016);
4) Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. СанктПетербурге 18.10.2011). URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 20.10.2011 (дата обращения:
18.01.2016);
5) Договор об Экономическом сообществе от 18 октября 1991 г. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2005 (дата обращения: 18.01.2016);
6) Соглашение от 16 октября 2015 года «О порядке создания и
деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях
государств-участников Содружества Независимых Государств».– Доступ из
справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не
был;
7) Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от
20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в
Содружестве Независимых Государств» (ред. от 30.10.2015). – Доступ из
справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не
был;
8) Соглашение между Правительством РФ, Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008
«Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через
таможенную границу Таможенного союза» (ред. от 23.04.2012). URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2012 (дата обращения: 20.01.2016);
9) Соглашение от 08.10.1999 «О порядке таможенного оформления и
таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами -
участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2005 (дата обращения: 18.01.2016);95
10) Соглашение от 04.06.1999 «О порядке транзита через территории
государств - участников Содружества Независимых Государств». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2005 (дата обращения: 18.01.2016);
11) Соглашение стран СНГ от 12.04.1996 «О Правилах определения
происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных
преференций в рамках Общей системы преференций» (ред. от 07.09.2002). –
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ
опубликован не был;
12) Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны свободной
торговли». URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2005 (дата обращения: 18.01.2016);
13) Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О сотрудничестве и
взаимопомощи в таможенных делах» // Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", - N 1, 1994;
14) Соглашение стран СНГ от 02.04.1992 «О порядке таможенного
оформления транзитных грузов» // "Экономика и жизнь". - № 16, 1992;
15) Протокол Совета руководителей таможенных служб государствучастников СНГ «О единых принципах организации таможенного контроля
за перемещением и при оформлении подакцизных товаров, подлежащих
маркировке» от 20.02.1997 г. // Бюллетень "Таможенные ведомости", N 5,
1997 г.;
16) Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О
едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (ред. от 2 декабря
2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»;
документ опубликован не был;
17) Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 «О Плане
совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных96
вопросов в финансово-экономической сфере».– Доступ из справ.-правовой
системы «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был;
18) Постановление Коллегии Таможенного комитета Союза Беларуси и
России от 15.06.1999 «О взаимодействии белорусских и российских
таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями» //
"Таможенный вестник", N 17, 1999;"Таможенный вестник", N 17, 1999;
19) Решение Совета министров иностранных дел государств-членов
СНГ «О проекте Программы сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств в укреплении пограничной
безопасности на внешних границах на 2016 - 2020 годы» (Принято в г.
Бишкеке 03.04.2015). – Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс». Документ опубликован не был;
20) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 1 февраля 2016г.).– Доступ из справочноправовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
21) Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля
2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»;
документ опубликован не был;
22) Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 «О ратификации
Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (вместе с
Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых
Государств», Протоколом от 21.12.1991, «Соглашением о координационных
институтах Содружества Независимых Государств», «Протоколом
совещания глав независимых государств», решением Совета глав государств
Содружества Независимых Государств от 21.12.1991, «Соглашением о
совместных мерах в отношении ядерного оружия", "Алма-Атинской
декларацией»). // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.12.1991, N 51, ст. 1798;
Справочная литература97
23) Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2015. – 73 с.;
Учебники и учебная литература
24) Буваева Н.Э. Международное таможенное право : учебник для
магистров / под общ. ред. А.В. Зубача. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 376
с. - ISBN 978-5-9916-2333-9;
25) Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров. – М.:
Издательство Юрайт, 2015. - 479 с. - ISBN 978-5-9916-2488-6;
26) Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. -
М.: Омега-Л, 2011. – 192 с. – ISBN 978-5-370-01584-7;
27) Маховикова Г.А. Таможенное дело: учебник для бакалавров. – М.:
Издательство Юрайт, 2014. - 408 с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;
28) Международная торговля: учебник для бакалавриата и
магистратуры / под ред. Р.И. Хасбулатова. - М.: Издательство Юрайт, 2014. -
489 с. - ISBN 978-5-9916-4041-1;
29) Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник. – 7-е изд. – М.:
ИНФРА-М, 2009. – 519 с. – ISBN 978-5-16-003256-6;
30) Джабиев А.П. Основы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности России: учебник. - М.: Экономика, 2012.
- 478 с. - ISBN 978-5-282-03228-4;
31) Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического
бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5-9916-
4379-5;
32) Шамахов В.А. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в
рамках ЕврАзЭС: учебник. М.: Юрайт, 2012. - 543 с. - ISBN 5-93876-048-8;
Статьи
33) Бачило И.Л., Бондуровский В.В., Вус М.А., Кучерявый М.М.,
Макаров О.С. О совершенствовании и гармонизации национального
законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения98
информационной безопасности // Информационное право. - 2013. - № 1. - С.
24 – 27;
34) Белов В. Таможенное регулирование между странами СНГ // ЭЖЮрист. - 2015. - № 25. - С. 11-15;
35) Волченко Т.И. О совершенствовании административно-правового
механизма международного сотрудничества таможенных органов
Российской Федерации при производстве по делам об административных
правонарушениях // Административное и муниципальное право. - 2014. -
№ 7. - С. 673 – 679;
36) Волченко Т.И. Особенности оказания правовой помощи
таможенными органами Российской Федерации при производстве по делам
об административных правонарушениях // Административное и
муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 938 – 944;
37) Галиев Б.Б. Унификация законодательства стран Таможенного
союза и СНГ о борьбе с транснациональной преступностью как одна из
действенных форм противодействия ее современным вызовам // Российский
юридический журнал. - 2014. - № 4. - С. 71 – 75;
38) Галузо В.Н. О формах международного сотрудничества
таможенных органов Российской Федерации // Международное право и
международные организации. - 2015. - № 1. - С. 49 – 53;
39) Грачев О.В., Трунцевский Ю.В. Правоохранительная деятельность
в сфере экономической безопасности Российской Федерации в условиях
таможенной интеграции // Безопасность бизнеса. - 2014. - № 1. - С. 16 – 20;
40) Готчина Л.В. Международное законодательство в сфере
предупреждения наркопреступлений, совершаемых несовершеннолетними,
молодежью и в отношении их // Lex russica. - 2014. - № 5. - С. 594 – 606;
41) Золотухина Е. В. Правовые основы международного таможенного
сотрудничества // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2013.
- № 7. - С. 24 - 31;99
42) Кобзарь-Фролова М.Н., Фролов В.А. Обеспечение безопасности в
сфере таможенного дела // Вестник Пермского университета. Юридические
науки. - 2014. - № 4. - С. 43 – 49;
43) Козырин А.Н. Организационно-правовые основы таможенного
регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. - 2012. -
№ 1. - С. 2 – 14;
44) Козырин А.Н. Таможенный союз ЕврАзЭС и формирование
законодательной базы таможенного регулирования // Вестник арбитражной
практики. - 2013. - № 2. - С. 32 – 38;
45) Коровяковский Д.Г., Губин А.В. Зарубежный опыт подготовки
специалистов по специальности "таможенное дело": Великобритания,
Германия, Австралия, Литва, Казахстан // Таможенное дело. - 2014. - № 3. -
С. 29 – 34;
46) Кудинов В.В. Правовые особенности реализации пограничной
политики в условиях Таможенного союза и Содружества Независимых
Государств // Военно-юридический журнал. - 2013. - № 12. - С. 11 – 15;
47) Кудрявцев М.К. Особенности таможенного регулирования в
современных экономических условиях // Известия Санкт-Петербургского
университета экономики и финансов. - 2014. - № 4. - С. 28 - 36;