Культура повседневности в Арабском Халифате
|
Введение 3
Глава 1. Повседневность в жизни уммы в период Омейядов 9
1.1 Традиции повседневного уклада в жизни арабов. Понятие уммы, как
основы правового поля 9
1.2 Шариат как основа правового поля повседневности 12
Глава 2. Исламский мир в условиях становления новой империи 20
2.1 «Разнообразие повседневности» в халифате Аббасидов 29
2.2 Ислам в условиях халифата Аббасидов (религиозное однообразие) 37
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Приложение
Глава 1. Повседневность в жизни уммы в период Омейядов 9
1.1 Традиции повседневного уклада в жизни арабов. Понятие уммы, как
основы правового поля 9
1.2 Шариат как основа правового поля повседневности 12
Глава 2. Исламский мир в условиях становления новой империи 20
2.1 «Разнообразие повседневности» в халифате Аббасидов 29
2.2 Ислам в условиях халифата Аббасидов (религиозное однообразие) 37
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Приложение
Арабский халифат был на протяжении всего Средневековья одним из самых процветающих государств, созданный пророком Мухаммедом и его преемниками. Характерными чертами халифата, как и других восточных феодальных стран, были стабильность,консерватизм, традиционность морали и права. Кроме этого, в отношении членов такого общества к традициям была заложена одна из основных и важных черт устройства государства и, конечно, жизни людей.
Проявлением консерватизма социальных норм права, морали в таких государствах была их довольно тесная связь с религией: исламом, индуизмом, конфуцианством. Внутренняя нерасчлененность нравственных, религиозных, правовых предписаний предопределяет один из первых аспектов важности рассматриваемой тематики, её специфику.
В Арабском халифате, как и во всех мусульманских странах, Коран являлся основным источником права. Ислам теоретически исключал законодательные полномочия правителей, которые так или иначе могли толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов.
При внешней неизменяемости правовых норм, в период феодализма они обычно наполнялись новым классовым содержанием, выражавшимся в защите интересов землевладения, личности феодалов, в закреплении зависимости крестьян, а также их эксплуатации.
Открыто основываясь на классовом неравенстве, право Востока в Средние века утверждало неравенство сословное, религиозное, кастовое, регламентируя лишь частично поведение людей абсолютно во всех сферах общественной жизни, что является еще одним довольно интересным аспектом необходимости изучения Арабского халифата на разных этапах исторического развития. Это при том, что в современных правовых системах таких стран нормы мусульманского права относительно редко выступают в традиционной форме доктрины. Обычно они закрепляются в статьях законодательства, принимаемого компетентными органами государства.
Довольно широкий спектр философских учений позволяет отражать то, что со сменой социально-культурных обстоятельств теоретическое мировоззрение претерпевает изменения . Прежде, чем говорить о взаимодействии культуры и повседневности, следует обозначить определения этих понятий.
Культура (в широком смысле) -это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Различается культура материальная и духовная.
Повседневность - целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как естественное , самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Проще говоря, это бытовая жизнь каждого отдельного человека, опирающаяся на его ожидания, навыки, воспитание и традиции.
Каждая новая философская концепция выражает в определенной мере и со специфической точки зрения собственную эпоху и её духовный мир. В дальнейшем начнут проявляться иные формы и степени воздействия философских учений и идей на историю, культуру и философию. Очевидно, что современность имеет корни, которые уходят в далекое прошлое. Поэтому значение исследования связано не только с комплексным анализом Арабского халифата, но и с тем фактом,что оно позволит получить представление о том, как будет развиваться мир, насколько актуальна его цикличность, как можно в таком мире существовать мирно и двигаться на встречу развитию. Это в общей совокупности обуславливает актуальность и научную значимость избранной тематики исследования.
Объект исследования - государственные образования Средневековья.
Предмет исследования - Арабский халифат.
Существует ряд групп источников и литературы, которые посвящены Арабскому халифату. Каждая из таких групп в силу своей специфики и особенного содержания, наличия различных точек зрения, позволяет получить наиболее качественное и достоверное мнение. В частности,наиболее обширной на сегодняшний день является арабская группа источников. Это сунны,произведения арабских поэтов и хадисы.
Сунна - это мусульманское священное писание, которое излагает примеры из жизни исламского пророка Мухаммеда как образец,то есть, это своеобразное руководство в целом для всей мусульманской общины-уммы и для каждого мусульманина в частности . Сунна представляет собой второй после Корана источник исламского права. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммеда в виде хадисов. Кроме того, сунна довольно тесно взаимосвязана с Кораном, - она его объясняет и дополняет. Для традиционалистов следование сунне пророка является основным содержанием жизни мусульманина. Очевидно, что этот источник крайне важен.
Следующая группа источников - исторические труды периода Арабского халифата. Историки, среди которых: Ибн Кутайба,Белазурил, Абу Ханифа ад-Динавари, Аль-Масуди, Мухаммад ат-Табари и другие , в ряде своих работ освещали отдельные положения об Арабском халифате и этапах его исторического развития. Не следует оставлять без внимания географов и юристов: Абу Юсуф, Яхья ибн-Адам в своих работах также отражали исторически значимые моменты.
Историками также в целях исследования применены ранние комментарии непосредственно на произведения арабских поэтов, разъясненные прозаические и поэтические антологии: «Книга песен», «Камиль», «Ятимет-ад-дахр», всесторонние полубеллетристические сочинения Джахыза и многое другое.
Еще одной важной группой источников являются армянские источники. В частности, самыми значимыми являются труды: Гевонда - армянского историка конца VIII в., автора «Истории Халифов», который развернуто описал историю Армении с 640 года - по 788 г.; Товмы Арцруни; Ованеса - армянского историка и писателя.
На различных этапах исторического развития многие исследователи уделяли внимание изучению Арабского халифата. Западные историки обратили внимание на Арабский халифат еще с XVII и XVIII века (д'Эрбело, Гиббон, Дегинь и другие). Однако их труды нельзя называть объективными: многие из источников, на которые ссылались эти историки, до сих пор не изданы.К тому же, они часто цитировали друг друга.
Основной прорыв в изучении халифата произошел в Х1Хвеке. Это работы Мьюра В., де Гуе, Кремера А.Ф. Последний стал одним из ключевых историков халифата в конце XIX столетия. В своей работе «История господствующих представлений ислама » он попытался объяснить три основные идеи ислама: идеи бога, идеи пророкам идеи государства. В них он видел ключ к пониманию созданной исламом религиозной и социальной системы.
А. Мюллер в своем труде «История ислама» охватил историю арабов с древности и до XIX в. В первых двух томах он анализирует события, начиная с доисламской истории арабов и вплоть до падения династии Аббасидов.
Работа А. Меца «Мусульманский ренессанс» посвящена истории арабского халифата III-IV вв. хиджры. Ограничив работу двумя столетиями, автор смог довольно тщательно изучить большое количество источников, отразив самую важную информацию.
В российской историографии обратили внимание на историю халифата в Х1Хвеке. Первоначально большое место занимали переводы западных историков. Но одним из ключевых таких переводов является фундаментальное исследование А.Е. Крымского «История мусульманства». В ней не только переводы важных и интересных книг И. Гольдциэра,Р. Дози, но и собственное мнение исследователя. Это одна из самых серьезных и интересных книг, которые посвящены истории ислама.
Еще один крупнейший историк, с кем неразрывно связано изучение ислама и халифата в России- В. Бартольд. Он является автором крупнейших источниковедческих и историографических работ по истории ислама. Это - «Работы по истории ислама и арабского халифата» и «История изучения Востокав Европе и в России».
В Советской историографии отдельное место занимают работа Е. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье » и В. Наумкина«Халифат. Как это начиналось».
Конечно же, существует большое количество и других исследователей, работы которых были задействованы в процессе анализа избранной тематики.
В процессе работы над темой исследования были использованы следующие общенаучные и специальные методы: исторический,историко-сравнительный, историко-системный, анализ и синтез, метод логических обобщений,формально-логический и системный.
Целью исследования является анализ влияния норм шариата на становление повседневности в Арабском халифате.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
- Проанализировать шариат как правовую основу повседневной жизни исламской уммы;
- Рассмотреть завоевания арабов в Иране, Сирии, Палестине, Египте, а также особенности расширения мировоззренческого горизонта мусульманского мира;
- Охарактеризовать период халифатаАббасидов;
- Изучить процесс превращения халифата в Аральское государство, возникновение нового типа государств с частными этническими и конфессиональными чертами.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы и приложения.
Проявлением консерватизма социальных норм права, морали в таких государствах была их довольно тесная связь с религией: исламом, индуизмом, конфуцианством. Внутренняя нерасчлененность нравственных, религиозных, правовых предписаний предопределяет один из первых аспектов важности рассматриваемой тематики, её специфику.
В Арабском халифате, как и во всех мусульманских странах, Коран являлся основным источником права. Ислам теоретически исключал законодательные полномочия правителей, которые так или иначе могли толковать предписания Корана, считаясь при этом с мнением мусульманских богословов.
При внешней неизменяемости правовых норм, в период феодализма они обычно наполнялись новым классовым содержанием, выражавшимся в защите интересов землевладения, личности феодалов, в закреплении зависимости крестьян, а также их эксплуатации.
Открыто основываясь на классовом неравенстве, право Востока в Средние века утверждало неравенство сословное, религиозное, кастовое, регламентируя лишь частично поведение людей абсолютно во всех сферах общественной жизни, что является еще одним довольно интересным аспектом необходимости изучения Арабского халифата на разных этапах исторического развития. Это при том, что в современных правовых системах таких стран нормы мусульманского права относительно редко выступают в традиционной форме доктрины. Обычно они закрепляются в статьях законодательства, принимаемого компетентными органами государства.
Довольно широкий спектр философских учений позволяет отражать то, что со сменой социально-культурных обстоятельств теоретическое мировоззрение претерпевает изменения . Прежде, чем говорить о взаимодействии культуры и повседневности, следует обозначить определения этих понятий.
Культура (в широком смысле) -это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Различается культура материальная и духовная.
Повседневность - целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как естественное , самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Проще говоря, это бытовая жизнь каждого отдельного человека, опирающаяся на его ожидания, навыки, воспитание и традиции.
Каждая новая философская концепция выражает в определенной мере и со специфической точки зрения собственную эпоху и её духовный мир. В дальнейшем начнут проявляться иные формы и степени воздействия философских учений и идей на историю, культуру и философию. Очевидно, что современность имеет корни, которые уходят в далекое прошлое. Поэтому значение исследования связано не только с комплексным анализом Арабского халифата, но и с тем фактом,что оно позволит получить представление о том, как будет развиваться мир, насколько актуальна его цикличность, как можно в таком мире существовать мирно и двигаться на встречу развитию. Это в общей совокупности обуславливает актуальность и научную значимость избранной тематики исследования.
Объект исследования - государственные образования Средневековья.
Предмет исследования - Арабский халифат.
Существует ряд групп источников и литературы, которые посвящены Арабскому халифату. Каждая из таких групп в силу своей специфики и особенного содержания, наличия различных точек зрения, позволяет получить наиболее качественное и достоверное мнение. В частности,наиболее обширной на сегодняшний день является арабская группа источников. Это сунны,произведения арабских поэтов и хадисы.
Сунна - это мусульманское священное писание, которое излагает примеры из жизни исламского пророка Мухаммеда как образец,то есть, это своеобразное руководство в целом для всей мусульманской общины-уммы и для каждого мусульманина в частности . Сунна представляет собой второй после Корана источник исламского права. Сунна передавалась устно сподвижниками пророка Мухаммеда в виде хадисов. Кроме того, сунна довольно тесно взаимосвязана с Кораном, - она его объясняет и дополняет. Для традиционалистов следование сунне пророка является основным содержанием жизни мусульманина. Очевидно, что этот источник крайне важен.
Следующая группа источников - исторические труды периода Арабского халифата. Историки, среди которых: Ибн Кутайба,Белазурил, Абу Ханифа ад-Динавари, Аль-Масуди, Мухаммад ат-Табари и другие , в ряде своих работ освещали отдельные положения об Арабском халифате и этапах его исторического развития. Не следует оставлять без внимания географов и юристов: Абу Юсуф, Яхья ибн-Адам в своих работах также отражали исторически значимые моменты.
Историками также в целях исследования применены ранние комментарии непосредственно на произведения арабских поэтов, разъясненные прозаические и поэтические антологии: «Книга песен», «Камиль», «Ятимет-ад-дахр», всесторонние полубеллетристические сочинения Джахыза и многое другое.
Еще одной важной группой источников являются армянские источники. В частности, самыми значимыми являются труды: Гевонда - армянского историка конца VIII в., автора «Истории Халифов», который развернуто описал историю Армении с 640 года - по 788 г.; Товмы Арцруни; Ованеса - армянского историка и писателя.
На различных этапах исторического развития многие исследователи уделяли внимание изучению Арабского халифата. Западные историки обратили внимание на Арабский халифат еще с XVII и XVIII века (д'Эрбело, Гиббон, Дегинь и другие). Однако их труды нельзя называть объективными: многие из источников, на которые ссылались эти историки, до сих пор не изданы.К тому же, они часто цитировали друг друга.
Основной прорыв в изучении халифата произошел в Х1Хвеке. Это работы Мьюра В., де Гуе, Кремера А.Ф. Последний стал одним из ключевых историков халифата в конце XIX столетия. В своей работе «История господствующих представлений ислама » он попытался объяснить три основные идеи ислама: идеи бога, идеи пророкам идеи государства. В них он видел ключ к пониманию созданной исламом религиозной и социальной системы.
А. Мюллер в своем труде «История ислама» охватил историю арабов с древности и до XIX в. В первых двух томах он анализирует события, начиная с доисламской истории арабов и вплоть до падения династии Аббасидов.
Работа А. Меца «Мусульманский ренессанс» посвящена истории арабского халифата III-IV вв. хиджры. Ограничив работу двумя столетиями, автор смог довольно тщательно изучить большое количество источников, отразив самую важную информацию.
В российской историографии обратили внимание на историю халифата в Х1Хвеке. Первоначально большое место занимали переводы западных историков. Но одним из ключевых таких переводов является фундаментальное исследование А.Е. Крымского «История мусульманства». В ней не только переводы важных и интересных книг И. Гольдциэра,Р. Дози, но и собственное мнение исследователя. Это одна из самых серьезных и интересных книг, которые посвящены истории ислама.
Еще один крупнейший историк, с кем неразрывно связано изучение ислама и халифата в России- В. Бартольд. Он является автором крупнейших источниковедческих и историографических работ по истории ислама. Это - «Работы по истории ислама и арабского халифата» и «История изучения Востокав Европе и в России».
В Советской историографии отдельное место занимают работа Е. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье » и В. Наумкина«Халифат. Как это начиналось».
Конечно же, существует большое количество и других исследователей, работы которых были задействованы в процессе анализа избранной тематики.
В процессе работы над темой исследования были использованы следующие общенаучные и специальные методы: исторический,историко-сравнительный, историко-системный, анализ и синтез, метод логических обобщений,формально-логический и системный.
Целью исследования является анализ влияния норм шариата на становление повседневности в Арабском халифате.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
- Проанализировать шариат как правовую основу повседневной жизни исламской уммы;
- Рассмотреть завоевания арабов в Иране, Сирии, Палестине, Египте, а также особенности расширения мировоззренческого горизонта мусульманского мира;
- Охарактеризовать период халифатаАббасидов;
- Изучить процесс превращения халифата в Аральское государство, возникновение нового типа государств с частными этническими и конфессиональными чертами.
Структура исследования обусловлена его задачами и целью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы и приложения.
На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно Арабского халифата, повседневной жизни в нем, правящих династий, а также важности данного государственного образования в мировой истории, в развитии ислама и его распространении по миру.
1. Основной халифата стала созданная Мухаммедом в начале VII в. мусульманская община - умма. Умма с арабского переводится, как «нация», «община», в исламе - это религиозная община. Значение этого термина складывалось в процессе проповеднической деятельности Мухаммада, окончательно сложившись только к концу пребывания в Мекке.
Отдельные исследователи и толкователи Корана считали, что иногда в нем речь идет о том, что человечество некогда ранее было единой уммой верующих людей, но позднее произошел процесс разделения, оно перестало быть единой общиной. Иные же толкователи считают, что человечество когда-то было единой общиной неверующих, а значит, что понятие уммы можно относить не только лишь к верующим. Как они считают, после прихода пророков из общины неверующих самостоятельно выделилась умма верующих.
Базисом социальной организации мединской общины были отношения зависимости и покровительства, которые приобрели абсолютный характер. Все члены общины были связанными такими отношениями, они находились при этом под покровительством «верховного» маула - Аллаха.
Уже к концу жизни пророка Мухаммада умма включала в себя практически все население Аравийского полуострова. В процессе исламизации, которая проходила в течение нескольких веков, термин аль- умма стал обозначать все исламское сообщество мусульман, а без артикля он мог употребляться в том числе и в отношении всего «сообщества немусульман» - населения дар аль-куфр или дар аль-харб.
На протяжении VII в. мусульманская община по большей части стала отождествляться с местом их обитания, с халифатом. Мусульмане, которые жили за пределами Арабского халифата, принадлежали тоже к умме.
2. Жизнь мусульман в халифате была неразрывно связана с нормами шариата и мусульманским правом, основанным на нем. От имени Аллаха Мухаммед адресовал отдельные специальные правила поведения, нормы поведения для верующих мусульман. Эти нормы формулировались в основном в публичных проповедях.
Еще одна часть значимых юридических норм сложилась уже в результате жизни и поведения Мухаммеда. Позднее обе группы нормы нашли свое практическое отражение непосредственно в первичных источниках мусульманской религии и права. Но их было очень мало для производства системного регулирования в целом всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, именно поэтому после смерти Муххамеда его нормотворческую деятельность активно продолжали его ближайшие сподвижники - Праведные халифы Омар, Абу-Бакр, Али, Осман.
Основываясь на Коране и сунне, они формировали новые поведенческие правила, соответствующие воле Мухаммеда и Аллаха. Если сунна и Коран не давали ответа, то решения единолично могли принимать сами халифаты.
Дополнением к Корану являлись сборники судебных решений Мухаммеда - сунна, толкования авторитетных мусульманских юристов - фатва.
Нормы гражданского шариата охраняли имущественные интересы собственника, а также законного владельца вещи. Согласно с канонами мусульманского права собственность имеет три основных признака: исключительность во владении вещью, так как единственным её владельцем является собственник; абсолютность в распоряжении собственностью,
состоящей в неограниченном праве пользования вещью; постоянство права собственности. Именно по этой причине в мусульманском праве не было права давности на собственность.
Выделяли перечень следующих способов приобретения права собственности: военная добыча, осуществление гражданской сделки,пожалование верховной власти, получение по наследству.
3. Все завоевания Арабского халифата в итоге повлекли за собой огромное количество изменений. Обобщая проведенное в этой части исследование можно сделать ряд следующих выводов.
Завоевания арабами иных стран шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. Точнее, завоевания и были основной причиной исламизации.
Распространение ислама достигалось при помощи всевозможных средств. В районах, где обитали родственные арабам семитские племена - в Сирии, Месопотамии, Палестине, - исламизация свелась непосредственно к арабизации.
Местному населению при помощи ислама удалось легко ассимилироваться, очень скоро стать арабским не только по языку, но даже и культуре, этническим признакам.
Очевидно, что принятие ислама обычно влекло за собой резкое изменение исторически сложившихся культурных традиций. Исламизация повлекла за собой трансформацию и унификацию образа жизни, системы общественных и семейных отношений, этики, права на всей территории Арабского халифата.
4. Арабский халифат раннеаббасидского периода успешно заложил основу мусульманский цивилизации. В рамках этого процесса интегрирующим фактором оказалась совершенно не этническая идентичность, а в первую очередь конфессиональная принадлежность. Под влияние экономических выгод, различных политических процессов представители ряда этносов принимали ислам. Очень часто ислам использоваться для того, чтобы достигать различных политических целей, для получения властных полномочий и пр.
Религиозную политику Аббасидов отличало ярко выраженное стремление к непосредственному сохранению равновесия между различными течениями ислама, неарабскими культурными традициями. К VIII в. сформировалась богословская рационалистическая школа муатазилитов, которые обратились к рассудочным аргументам при решении разного рода догматических вопросов. В годы правления халифа ал-Ма’муне и при его преемниках официально был признан му’атазилитский калам (школа). Примерно около 827 г. халиф основал «Дом мудрости» в Багдаде, где на арабский язык переводились сочинения греческих ученых и философов. Но второй половины IX в., по причине изменившихся внутриполитических обстоятельств, халифы были вынуждены искать опору в консервативных кругах.
Можно четко сказать, что при Аббасидах происходило становление арабо-мусульманской цивилизации как объединения различных народов, исповедовавших ислам.
В результате взаимосвязи тех или иных этноконфессиональных компонентов раннеаббасидского халифата арабо-мусульманская культура интегрировала в себе персидские и арабские обычаи и традиции.
Выбранная тема исследования в процессе работы над ней полностью оправдала свою актуальность.
Все поставленные задачи и цель исследования были успешно достигнуты.
1. Основной халифата стала созданная Мухаммедом в начале VII в. мусульманская община - умма. Умма с арабского переводится, как «нация», «община», в исламе - это религиозная община. Значение этого термина складывалось в процессе проповеднической деятельности Мухаммада, окончательно сложившись только к концу пребывания в Мекке.
Отдельные исследователи и толкователи Корана считали, что иногда в нем речь идет о том, что человечество некогда ранее было единой уммой верующих людей, но позднее произошел процесс разделения, оно перестало быть единой общиной. Иные же толкователи считают, что человечество когда-то было единой общиной неверующих, а значит, что понятие уммы можно относить не только лишь к верующим. Как они считают, после прихода пророков из общины неверующих самостоятельно выделилась умма верующих.
Базисом социальной организации мединской общины были отношения зависимости и покровительства, которые приобрели абсолютный характер. Все члены общины были связанными такими отношениями, они находились при этом под покровительством «верховного» маула - Аллаха.
Уже к концу жизни пророка Мухаммада умма включала в себя практически все население Аравийского полуострова. В процессе исламизации, которая проходила в течение нескольких веков, термин аль- умма стал обозначать все исламское сообщество мусульман, а без артикля он мог употребляться в том числе и в отношении всего «сообщества немусульман» - населения дар аль-куфр или дар аль-харб.
На протяжении VII в. мусульманская община по большей части стала отождествляться с местом их обитания, с халифатом. Мусульмане, которые жили за пределами Арабского халифата, принадлежали тоже к умме.
2. Жизнь мусульман в халифате была неразрывно связана с нормами шариата и мусульманским правом, основанным на нем. От имени Аллаха Мухаммед адресовал отдельные специальные правила поведения, нормы поведения для верующих мусульман. Эти нормы формулировались в основном в публичных проповедях.
Еще одна часть значимых юридических норм сложилась уже в результате жизни и поведения Мухаммеда. Позднее обе группы нормы нашли свое практическое отражение непосредственно в первичных источниках мусульманской религии и права. Но их было очень мало для производства системного регулирования в целом всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, именно поэтому после смерти Муххамеда его нормотворческую деятельность активно продолжали его ближайшие сподвижники - Праведные халифы Омар, Абу-Бакр, Али, Осман.
Основываясь на Коране и сунне, они формировали новые поведенческие правила, соответствующие воле Мухаммеда и Аллаха. Если сунна и Коран не давали ответа, то решения единолично могли принимать сами халифаты.
Дополнением к Корану являлись сборники судебных решений Мухаммеда - сунна, толкования авторитетных мусульманских юристов - фатва.
Нормы гражданского шариата охраняли имущественные интересы собственника, а также законного владельца вещи. Согласно с канонами мусульманского права собственность имеет три основных признака: исключительность во владении вещью, так как единственным её владельцем является собственник; абсолютность в распоряжении собственностью,
состоящей в неограниченном праве пользования вещью; постоянство права собственности. Именно по этой причине в мусульманском праве не было права давности на собственность.
Выделяли перечень следующих способов приобретения права собственности: военная добыча, осуществление гражданской сделки,пожалование верховной власти, получение по наследству.
3. Все завоевания Арабского халифата в итоге повлекли за собой огромное количество изменений. Обобщая проведенное в этой части исследование можно сделать ряд следующих выводов.
Завоевания арабами иных стран шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. Точнее, завоевания и были основной причиной исламизации.
Распространение ислама достигалось при помощи всевозможных средств. В районах, где обитали родственные арабам семитские племена - в Сирии, Месопотамии, Палестине, - исламизация свелась непосредственно к арабизации.
Местному населению при помощи ислама удалось легко ассимилироваться, очень скоро стать арабским не только по языку, но даже и культуре, этническим признакам.
Очевидно, что принятие ислама обычно влекло за собой резкое изменение исторически сложившихся культурных традиций. Исламизация повлекла за собой трансформацию и унификацию образа жизни, системы общественных и семейных отношений, этики, права на всей территории Арабского халифата.
4. Арабский халифат раннеаббасидского периода успешно заложил основу мусульманский цивилизации. В рамках этого процесса интегрирующим фактором оказалась совершенно не этническая идентичность, а в первую очередь конфессиональная принадлежность. Под влияние экономических выгод, различных политических процессов представители ряда этносов принимали ислам. Очень часто ислам использоваться для того, чтобы достигать различных политических целей, для получения властных полномочий и пр.
Религиозную политику Аббасидов отличало ярко выраженное стремление к непосредственному сохранению равновесия между различными течениями ислама, неарабскими культурными традициями. К VIII в. сформировалась богословская рационалистическая школа муатазилитов, которые обратились к рассудочным аргументам при решении разного рода догматических вопросов. В годы правления халифа ал-Ма’муне и при его преемниках официально был признан му’атазилитский калам (школа). Примерно около 827 г. халиф основал «Дом мудрости» в Багдаде, где на арабский язык переводились сочинения греческих ученых и философов. Но второй половины IX в., по причине изменившихся внутриполитических обстоятельств, халифы были вынуждены искать опору в консервативных кругах.
Можно четко сказать, что при Аббасидах происходило становление арабо-мусульманской цивилизации как объединения различных народов, исповедовавших ислам.
В результате взаимосвязи тех или иных этноконфессиональных компонентов раннеаббасидского халифата арабо-мусульманская культура интегрировала в себе персидские и арабские обычаи и традиции.
Выбранная тема исследования в процессе работы над ней полностью оправдала свою актуальность.
Все поставленные задачи и цель исследования были успешно достигнуты.
Подобные работы
- Интерпретация женского образа в духовной и светской культуре Арабского халифата (VII - XI вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ АРАБСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В КОРАНИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР
В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ИРАНА ХХ - ХХ1 ВВ.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - КОРАНИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ-ОБЕРЕГИ В ТЕКСТАХ АРАБСКИХ РУКОПИСЕЙ ИЗ ФОНДА ИНСТИТУТА ВОСТОЧНЫХ РУКОПИСЕЙ РАН
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - МИССИОНЕРСКАЯ И ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ ПО СОЗДАНИЮ СЛАВЯНСКОГО АЛФАВИТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АГИОГРАФИИ И ПАЛЕОСЛАВИСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Особенности построения арабских толковых словарей из рукописного собрания Восточного отдела Научной библиотеки им. М. Горького
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В СТРАНАХ ВОСТОКА НА ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИСПАНСКИХ ГОРОДОВ НА СЕВЕРЕ АФРИКИ (07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов
Диссертации (РГБ), предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



