Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комфортное пространство как стратегический ресурс развития г. Казани

Работа №29384

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы153
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1042
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования пространственного развития города 7
1.1. Определение и эволюция понятия пространственное развитие города ... 7
1.2. Теории и классификации городского пространства 20
1.3. Сущность и преимущества средового подхода в формировании
комфортного пространства. Индикаторы комфортного пространства 30
Глава 2. Исследование инструментария пространственного развития города Казани 41
2.1. Анализ пространственного развития города Казани 41
2.2. Анализ ядра «Пространственное развитие» Стратегии социально-
экономического развития города Казани до 2030 года 54
2.3. Развитие комфортного пространства как основа формирования новых
конкурентных преимуществ города Казани 63
Глава 3. Основные направления совершенствования пространственного развития города Казани 70
3.1. Мировой опыт совершенствования комфортного пространства 70
3.2. Разработка дополнении к существующим индикатором юродской среды. 74
3.3. Рекомендации по совершенствованию комфортного пространства города
Казани 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
Список литературы 96
Приложение

В истории города множество примеров, где при правильном и своевременном изменении своей специализации и вектора развития, они достигали мирового признания и становились более значимыми, чем страны, на территории которой находятся. Но в противовес к положительному, были и отрицательные - города, которые выбирали неудачную тактику развития, приводящее к их исчезновению.
Город напрямую зависит от своего пространства. Еще с Древних времен отдавался большой приоритет расположению и благоустройству города. По истечении времени менялись представлении о городе - от великих городов Древнего Египта до грязных лондонских переулков начала 19 века, так от европейского «барокко» до манхэттенских небоскребов.
Люди меняли пространство города по мере эволюции человеческого общества. Городская среда является прямым показателем развитости того или иного населенного пункта. Не каждый город может позволить себе облагороженные парки и скверы, детские площадки, парковки и другие сооружения городской инфраструктуры.
Актуальность исследуемой темы обусловлена наличием особенностей пространственного развития современных городов с учетом комфортности пространства для горожан, которая недостаточно освещена в научной литературе на сегодняшний день. Многие разработки другими исследователями, которые затрагивали вопрос качества города, не учитывали комфортность пространства города для его населения.
Есть ряд разработанных индикаторов для степени определенности качества города, его устойчивого развития, разработан также индикатор «умных» городов. Данные индикаторы определяют количественные характеристики города, не учитывая качественные характеристики, на что опираются люди при выборе того или иного города для своей дальнейшей деятельности. Как указывается в социологии, индикатор это доступная для наблюдения и измерения характеристик исследуемого объекта, позволяющая судить о других особенностях, которые недоступны для непосредственного изучения. В данном случае, это комфортное пространство города, которое влияет на выбор человека его дальнейшее пребывание в нем.
Эффективное управление пространственным развитием города возможно при условии сбалансированного управления экономическим сектором, качеством жизни населения и экосистемой города. Для оценки эффективности управления городами требуются соответствующие методы и индикаторы, которые автор постарается структурировать в данной работе. Также автором будет предпринята попытка предложить свои индикаторы для оценки комфортного пространства города.
Таким образом, наличие противоречия между необходимостью совершенствования управления пространственным развитием крупнейшего города и отсутствием достаточного для этого научно-методического обеспечения обусловило актуальность темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Методологические подходы к исследованию проблем комфортному пространственному развитию городов в трудах В.Л. Глазычева, Л.А. Велихова, А.Г. Гранберга, А.И. Чистобаева, Э. Говарда, Л. Лоланда, М.В. Панасюка, Е.В. Митрофановой, которые достаточно подробно изучили оценки комфортности городского пространства. Также учитывались несколько подходов к трактовке пространственного развития, а именно:
• системно-структурный - работы В.И. Вернадского, В.Д. Сухорукова;
• системно-ситуационный - работы Т. Бернса, П. Дракера, П.Г. Попова, Д.Томпсона, Р. Моклера;
• системно-ресурсный - работы С.С. Артоболевского, М.К. Шарыгина.
Недостаточная разработанность и актуальность проблемы определили выбор темы, постановку целей и задач настоящего исследования
Объектом исследования является комфортность пространства (на примере г. Казан).
Предмет —пространственное развитие г. Казани до 2030 г.
Целью исследования является планирование пространственного развитая г. Казани с позиции процесса организации комфортного пространства.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих
задач:
1) установить сущность процесса пространственного развития;
2) понимание термина «комфортного пространства» и история понимания термина:
3) изучение методологических основ комфортного пространства территорий (на примере г. Казани);
4) анализ правового обеспечения процесса пространственного развития;
5) опыт других стран, анализ международных современных практик обеспечения комфортной среды в городах;
6) основные компоненты и группировка комфортной среды;
7) разработать перечень вопросов для проведения социолошческого опроса жителей г. Казани с целью выявления предпочтений горожан в требованиях к комфортному пространству с последующим формированием индикатора, характеризующего комфортное пространства города;
8) предложить собственный индикатор - сегментированный район со 100% обеспеченностью объектами социальной сферы, с целью дополнения индикаторов, характеризующих комфортное пространство города;
9) изучить генеральный план г. Казани и сформулировать рекомендации по улучшению комфортного пространства города, учитывая мнение горожан.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения секторальной теории Гомера, теория города-сада Э. Говарда, теория концентрических зон Э. Берджесса, модель субцентров Гарриса — Ульмана, статьи КВ. Митрофановой, теории З.Г. Френкеля, А.Э. Гунтова и ИГ. Лежава, Т.М. Говоренковой и другие.
Эмпирическую базу исследования составили: данные Министерства экономики РТ, Комитета по экономическому и социальному мониторингу РТ, Татарстанстата, отчетные данные Исполнительного комитета г. Казани.
В диссертационной работе применялись следующие методы исследования: аналитический, исторический, сравнительный, статистический, стратегический анализ, социальный.
Структурно работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня существует несколько имеющих международное признание концепции, отражающих современные представления о характеристиках успешного конкурентоспособного города.
Green city - зеленый город. Эта концепция явилась следующим шагом и конкретизацией концепции устойчивого развития применительно к городам. Акцент в ней делается на таких качествах, как энергосбережение, использование возобновляемых источников энергии, рециклинг - повторное использование отходов, безмоторный или электромоторный транспорт, минимизация вредных выбросов в воду и атмосферу, человекосоразмерная дружелюбная городская среда, озеленение, включенность в природный ландшафт; вовлеченность горожан в управление.
Resilience city - жизнестойкий (упрушй) город. Эта концепция исходит из того, что в условиях нарастающей неопределенности и волатильности планировать будущее необходимо так, чтобы формировать живучесть - способность отдельных лиц, сообществ и систем адаптироваться, выживать и развиваться в условиях стресса и потрясений и даже трансформироваться, когда условия требуют этого.
Global city — глобальный (мировой) город. В рамках этой концепции города классифицируются по размеру их влияния на мировую экономику. Учитываются такие параметры, как население города и его агломерации, количество иностранцев, пассажирооборот аэропортов, стоимость жизни, протяженность и пассажиропоток метрополитена, число проживающих в городе миллиардеров и валовой продукт.
Smart city - «умный» город. Это город, в котором используются инновации и самые передовые технологии, прежде всего информационные («большие» данные, интернет вещей), для достижения качеств, обозначенных в других
концепциях.
Из выше указанных разделений видов города нет понятия как комфортное пространство города, то есть город, который распределяет пространства города для удобства своего населения.
Изучив разработки, исследования проводимые ранее учеными в данной области, было выявлено, что самого определения комфортного пространства города так и не было сформулировано, поэтому автором была попытка предложить своя интерпретация данного понятия:
Комфортное пространство города - это объекты городской среды, расположенных на конкретной территории таким образом, что облегчают условия жизни и пребывание людей. Учитывая индивидуальные удобства человека, а также развивающихся в течение времени.
Таким образом, под пространственным развитием города, мы понимаем общий подход к управлению развитием на основе представления о целостности города как социального, экологического и культурного пространства.
Для исследование данной проблематики был выбран в качестве примера город Казани, поэтому было изучено развитие данного города, его актуальные программы Стратегического развития, а также действующие программы, направленные на развитие его пространства.
Изучая такое понятие как город, необходимо правильно классифицировать их, разделять, так как города различны. В научной литературе есть примеры индикаторов, которые помогают определить тот или иной уровень развитое™, качества города, такие как индикаторы ООН, Министерства строительства и ЖКХ РФ, компании Национальный исследовательский институт технологий и связи (НИИТС), компании «ДОМ.РФ» и «Стрелка КБ». Проанализировав предложенные ими индикаторы, было выявлено, что они разработаны не в полном объеме, это было выявлено с помощью уникального социологического опроса горожан и выявив их потребность, автором была осуществлена попытка сформулировать индикатор комфортного пространства города - сегментированный район со 100% обеспеченностью объектами социальной сферы, в пешей доступное™ от жителей.
Проаннонсировав разработанный новый генеральный план г. Казани до 2035 года, а также учитывая полученные новые данные в ходе опроса населения, были разработаны рекомендации для муниципалитета города, которые учитывают комфортность пространства города.



1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно- терминологический словарь. — М: Мысль. 1983. 350 с.
2. Аллахвердиева Н. Современное искусство в городской среде:
стратегии, ресурсы и технологии // Город Пермь. Официальный сайт. - режим доступа: littp://www.propublicailru/publication?id=18 (дата обращения
20.07.2017).
3. Багаутдинова Н.Г., Глебова И.С., Панасюк М.В., Юсупова И.В.
Стратешческие направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан// Казанский федеральный университет. 2016. С. 244.
4. Бобков, В. Н. Научная мысль о социальном качестве, качестве жизни и ноосферизме : взгляд на устойчивость общественных систем / В. Н. Бобков, Н В. Бобков // Наука и социальное качество: электрон. Официальный сайт. - режим доступа: http://naukask.ni/iss/issl-001.pdf. (дата обращения 17.09.2017)
5. Вайль П. Гений места. — М.: Независимая газета, 2001.
6. Внзгалов Д. Маркетинг города. —М.: Фонд «Институт экономики города». 2008. 110 с.
7. Виз га лов Д. Методы оценки муниципальных пршрамм. — М. : Фонд «Институт экономики города», 2005.
8. Вуд Ф. Круговорот городского творчества // Культурные стратегии : Экспертный клуб. — Вып. 1. Новые форматы партнерства. — М. : Институт культурной политики, 2004.
9. Галкин, Д. В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы //Журн. социологии и соц. антропологии. 2005. Т. УШ, № 4. С. 41-57.
10. Гандрабура Е. Высокая мода для городов //Городской альманах. — Вып.2. — М. : Фонд «Институт экономики города», 2006. 180 с.
11. Гандрабура Е. Медиаторы городских коммуникаций // Городской альманах. —Вып. 3. — М. : Фонд «Институт экономики города», 2008.
12. Гелих, О. Я. Принцип либерального управления и российский социальный порядок //Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы исследования : материалы IX Дридзов. чт. / редкол.; А. В. Тихонов, отв. ред., Е. М. Акимкин, Е. И. Рабинович, В. А. Шилова. М. : ИС РАН, 2010. 520 с.
13. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Под ред. А.Ф.Трёшникова. М., 1988. 432 с.
14. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.
15. Гидденс, Э. Устроение общества: (Очерк теории структурации). М. : Академ, проект, 2003. С. 185.
16. Глазычев В.Л. Социально-эколошческая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984 г.
17. Глазычев В.Л. Щедровицкий П.М. Россия. Пространственное развитие. М. 2002 г.
18. Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы. 2007. — URL: littp://libeity.ni/gi*oups/InteliektiiaIy/Sovremennye-problemyrazvitiya-postindusti*ial- nogo-obschestvav-gorodah-SSHA-i-Evrop.
19. Говоренкова Т.М. Градостроительство до и после. Институт развития Москвы. 2001 г. №5.
20. Город и деревня в Европейской России:сто лет перемен : Монографический сборник. — М. : ОГИ, 2001.
21. Гринчель Б. М., Костылева Н. Е., Дергачева Е. А. Важнейшие факторы обеспечения конкурентоспособности городов. Научные материалы XIV международной конференции местных властей ЕВРОГРАД 2004 «Инновация для городского развития: электронное управление и стратегические проекты». - СПб.: Ин-т«ЕВРОГРАД», 2004. - С. 137.
22. Дементьева Е.Е. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета (ВАК)// Комфортное пространство в
формировании компетентности персонала в профессиональном взаимодействии. 2009 г. С. 36.
23. Джейкобс Дж. Экономика городов. — Новосибирск : Культурное наследие,2008.
24. Замятина Н. Взаимовлияние образов геоцэафических объектов: постановка проблемы // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. — Вып. 15. — М., 2002.
25. Звоновский, В. Б. Собственный и привлеченный опыт освоения пространства // Журн. социологии и соц. антропологии. 2009. Т. XII, № 4. С. 49- 66.
26. Зуев С. Вначале был текст. Русский архипелаг. — URL: http://www.archipelag.m/geoculture/cultural_policy/cultural_policy/search/
27. Иванов, О. И. Социальное пространство как объект научного
изучения и управляемой трансформации // Журн. социологам и соц.
антропологии. 2013. Т. XVI, № 2 (67). С. 49-64.
28. Латур, Б. Об интеробъективности // Социол. обозрение. 2007. Т. 6, № 2. С. 79-96.
29. Линч К. Образ города. — М.: Стройиздат, 1982.
30. Лэндри Ч. Креативный город. — М. :Классика — XXI век, 2005.
31. Малиновский Б. Научная теория культуры. — М. : ОГИ, 2005.
32. Мещеряков Т. В. Имидж города как стратегический фактор
эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. - № 2(30)
33. Мещеряков Т. В. Имидж города как стратегический фактор
эффективного маркетинга территории // Проблемы современной экономики. - № 2 (30).
34. Митрофанова И.В. Лаборатория социальных и экономических исследований Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. Адаптация региональной системы стратегического планирования к новым требованиям и условиям. 2016 г.
35. Модель «Татарстан 7+5+3» является конкретизацией более общей методики «AV Region Galaxy Model», разработанной AV Group, на основе развитая подходов классиков теории межрегиональной и глобальной конкуренции и территориального развитая Ф. Перру, М. Портера, Й. Шумпетера и др.
36. Музафаров А. А. Комфортность проживания в городе //
Электронный научный журнал «Экономика региона» URL: http://joumal.vlsu.ni/ Режим доступа: свободный.
37. Некрасов, С. И. Территориальное и внетерриториальное
(квазитерриториальное) в организации и функционировании публичной власти (к постановке проблемы) // Констатуц. и муниципал, право. 2014. № 2. С. 25-29.
38. Некрасов, С. И. Территориальное пространство, правовое
пространство, культурнорелигиозное пространство: пределы несовпадения и взаимодействия //Государство и право. 2012. № 1.
39. Некрасов, С. И. Территориальное пространство.
40. Николаева Н. А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых //«Маркетинг в России и за рубежом». - 2001. - № 6 - http://www.cfm.ni/press/maiLetiiig/2001-6/07.shtml/ Режим доступа: свободный.
41. Нудельман, В. И. Город и Бизнес [Электронный ресурс]. URL:http://gisa.ni/96574.html.
42. Орлова, Э. А. Концепции ид енти чно с та/ид ента фик ации в социально-научном знании//Вопр. соц. теории. 2010. Т. 4. С. 87-111.
43. Понятие города. Классификации населенных пунктов. Урбанизация,
субурбанизация как всемирно-исторический процесс. Официальный сайт. - режим доступа: http://userdocs.ni/geografiya/21783/index.html?page=2 (дата
обращения 12.12.2016).
44. Савчук Т. В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).
45. Санина, А. Г. Конструирование гражданской идентичности: подход с позиций акторно-сетевой теории // Вестн. Вят. гос. гуманитар, ун-та. 2010. № 4. С. 12-17.
46. Сарченко В.И. Инновационный подход к повышению эффективности использования потенциальных территорий генерального плана первой Всероссийской (с международным участием) конференции «Экономические и гуманитарные исследования рептонов: научный потенциал, теория и практика». - Ростов-на-Дону, Экономические и гуманитарные исследования регионов, 30 ноября 2011 г.
47. Словарь С.И. Ожегова «Толковый словарь русского языка». М.: Мир и Образование. Оникс, 2011. — 736 с.
48. Словарь Т.Ф. Ефремова «Новый толково-образовательный словарь русского языка». 2000 г.
49. Смысловые структуры и культурные практики / отв. ред. В.В. Абашев.— Пермь, 2009.
50. Стратегия экономического развития Республики Татарстан на период 2016-2021 гг. и до 2030 года.
51. Тишков В. Новые и старые идентичности. 2010. — URL: http://valeiytishkov.ni/cntnt/naucImaya_/obrazy_rossii/staiye_i_n.html.
52. Тоффлер Э. Третья волна. — М. : ACT, 1999.
53. Тоффлер Э. Шок будущего. — М. : АСТ,2004.
54. Трейвиш А. Город, район, страна и мир. Развитие России глазами страноведа. — М. : Новый хронограф. 2009. 376 с.
55. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под реда кцией А.А. Ивина. 2004.
56. Френкель З.Г. Основы общего городского благоустройства. М. - Издательство Главного Управления Коммунального Хозяйства НКВД. 1926 г. С. 357.
57. Швецов, А. Н. Уникальное академическое исследование пространственного развития России // Рос. экон. журн. 2014. № 3.
58. Официальный сайт ООН. - режим доступа: https://news.im.org/ni/stoiy/2018/04/1327481, свободный, (дата обращения 15.04.2018).
59. № 40-ЗРТ. Закону Республики Татарстан «Об утверждении Стратеши социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Казань, Кремль. 17.06.2015 г.
60. Приказ Минстроя России от 31 октября 2017 г. № 1494/пр «Об утверждении Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации».
61. Taylor Р. Leading World Cities: Empirical Evaluations of Urban Nodes in Multiple Networks. — L. : Spoil Press, 2000.
62. Towards Effective Place Brand Management: Branding European Cities and Regions / ed by G. Ashworth and M. Kavaratzis. — L. : Edward Elgar Publishing Ltd, Cheltenham, UK, 2010.
63. Tuan Y. Images and Mental Maps //Annals of the Association of American Geographers. — 1975. — Vol. 65, N 2.
64. Turan K. Sundance to Sarajevo: FilmFestivals and the World They Made.— Berkley : University of California Press,2002.
65. Ward S.V. Selling Places: The marketing and Promotion of Towns and Cities 1850-2000. -L. : Spoil Press, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ