Введение 3
1. Теоретические аспекты совершенствования мерчандайзинга торгового
предприятия 5
1.1. Сущность дефиниции «мерчандайзинг» и его значение в повышении
конкурентоспособности торгового предприятия 5
1.2. Элементы и правила мерчандайзинга торгового предприятия 9
1.3. Особенности развития мерчандайзинга в России и за рубежом 19
2. Анализ развития мерчандайзинга торгового предприятия на примере в ООО
«Бахетле» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия 25
2.2. Анализ организации мерчандайзинга в торговом предприятии 28
2.3. Проблемы формирования основных направлений мерчандайзинга в
организации 49
3. Пути совершенствования мерчандайзинга торговой организации 54
3.1. Инновации в организации мерчандайзинга торговой организации 54
3.2. Мероприятия по совершенствованию мерчандайзинга торгового
предприятия 55
3.3. Социально-экономическая эффективность разработанных мероприятий 58
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения
В последние несколько лет потребитель находится под постоянным воздействием со стороны производителей и продавцов товаров, борющихся за его внимание. Магазин представляется производителям очень хорошим местом для презентации и продажи своего товара. Ведь согласно различным источникам исследований и наблюдений, процент принятия решения в магазине составляет 65-70%; в кассовой зоне, так называемые, «незапланированные покупки» могут составлять 89%.
У каждого производителя и продавца, есть своя задача - выделить и продать продукты из тысячи подобных. Поэтому, для этого создают различные виды выкладки товара, размещения рекламных pos-материалов, дизайна, проведения специальных акций по продвижению товара. Но для продвижения товаров, которые не имеют устойчивого потребительского предпочтения, необходимо применять не только традиционные методы стимулирования сбыта, но и новые, более эффективные, основанные на психологии потенциальных покупателей.
Специалисты по продажам с помощью методов построенных на психологии потенциальных покупателей, стараются добиться того, чтобы покупатель обратил внимание на конкретные товары и воспринимал их в выгодном свете, подталкивая его, тем самым на совершение определенных действий.
Одним из этих методов называют мерчандайзинг, который управляет поведением покупателей и стимулирует росту продаж в магазине.
Мерчандайзинг позволяет установить такой баланс между природной системой человека и комплексом внешних раздражителей, когда в результате всей покупки потребитель обеспечивает наиболее рациональное удовлетворение собственных потребностей.
Целью данной работы является анализ мероприятий по мерчандайзингу на примере компании ООО "Бахетле" и выявление путей совершенствования мерчандайзинга торгового предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
а) изучить сущность, цели, функции и задачи мерчандайзинга;
б) изучить специфику мерчандайзинга;
в) анализ развития компании;
г) определить перспективы развития мерчандайзинга в компании.
Объект исследования - компания ООО "Бахетле".
Предмет - методы и средства мерчандайзинга торгового предприятия.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты продвижения мерчандайзинга получили широкое или частичное освещение в работах зарубежных и отечественных ученых-экономистов: Барбаш В., Музыкант В., Гермогеновой Л.Ю., Анурина В., Муромкиной И., Евтушенко Е. Соловьев Дж. Бернетт, Мориарти, Климен А. и др.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения экономических и социальных наук о сущности рекламы; отраслевые экономические исследования сферы услуг; официальные и нормативные документы. Аналитический и синтетический методы были применены в данной работе для анализа деятельности предприятия.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного анализа возможно использовать в дальнейшем для совершенствования деятельности организации.
В ходе написания работы был проанализирован широкий спектр источников, включая периодические издания интернет источники. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы из 40 источников и приложения.
Стратегия формирования ассортимента и продвижения отдельных торговых марок лежит в основе успешного развития розничной торгового предприятия. От того, насколько эффективна ассортиментная стратегия и ее реализация, настолько перспективно положение предприятия на рынке, настолько перспективно развитие и позиционирование предприятия в целом.
Статистика подтверждает, что покупатель часто принимает окончательное решение о покупке товаров быстрого оборота на территории торгового зала. Эти потребители являются потребителями с невысокой вовлеченностью. В их восприятии есть только крайне минимальные различия между конкурирующими брендами. Для них не вызывает интереса искать и обдумывать сведения о различиях разных товаров. Такую особенность потребителей нужно учитывать и акцентировать внимание на своем товаре с помощью эффективных принципов мерчандайзинга. Распространение данная деятельность нашла в тактике торговых предприятий в отношение многих групп товаров, что позволяет за счет маркетинговых приемов в местах продаж максимизировать прибыль.
Анализ работы розничного торгового предприятия по использованию инструментов мерчандайзинга выявил как положительные, так и отрицательные стороны деятельности в этом направлении. В целом, на предприятии довольно грамотно организовано торговое пространство, торгово-технологическое оборудование расставлено согласно выбранной планировки торгового зала, соблюдаются правила выкладки и коммерческого показа товаров, периодически проводятся акции по стимулированию продаж. Вместе с тем недостаточно применение POS-материалов и дополнительных приспособлений (дисплеев) в местах выкладки товара. ООО «Бахетле» важно грамотно организовать территорию торгового пространства, чтобы каждый его сантиметр работал на продажи товара и приносил прибыль. Распространенным направлением в деятельности транснациональных корпораций с большими рекламными бюджетами стала покупка так называемых «золотых» полок для размещения своих торговых марок. Данные исследований свидетельствуют, что благодаря эффективному мерчандайзингу получается добиться увеличения продаж от 15%, порой можно добиться увеличения сбыта сразу в несколько раз. Если компания не имеет возможности оплатить полки или не уделяет должного внимания процессу их распределения, ей достанутся низко ликвидные полки.
По данным статистики, потребители в 82% случаев заключительный вердикт о покупке товаров быстрого оборота принимают непосредственно на территории торгового зала. Эти покупатели и есть потребители с невысокой вовлеченностью. В их восприятии есть минимальные различия между конкурирующими брендами. Им не интересно искать и анализировать сведения о различиях разных товаров.
Размещение оборудования, отделов, секций, товаров и т.п. по правилам мерчандайзинга в сочетании с информационным сопровождением (реклама, информационные указатели, доступная и понятная маркировка товара и т.п.) позволяет активизировать, целенаправленно концентрировать и рационально распределять внимание и прочие познавательные ресурсы покупателей. Рекомендованная установка напольного дисплея в торговом зале магазина для продукции бренда NIVEA увеличит объем продаж и сформирует экономический эффект в размере 17357 рублей.
Проведенное полевое исследование методом наблюдения позволило выявить возможность увеличения продаж от установки POS-оборудования и определить его влияние на объем продаж дистрибьютора продукции «Nestle». Экономический эффект от установки POS-оборудования выразился в чистом приросте прибыли дистрибьютора. Исследование проведено по категории - шоколадные батончики бренда «KitKat». Установленное функциональное оборудование (навесной стакан под «KitKat» в прикассовой зоне и страйп-лента под «KitKat» в торговом зале рядом с товарами конкурентами, позволила увеличить объем продаж на 21%.
В целях активизации и грамотной организации мероприятий по мерчандайзингу целесообразно также ввести в штат предприятия должность мерчандайзера. Рассчитанный совокупный годовой экономический эффект от предложенных мероприятий составил: (1245х12 + 1446,4х12 + 157800х12) = 134940 +17357 +1893600 = 2045,896 тыс. рублей. В целом, рекомендованные меры позволят руководству предприятия розничной торговли обеспечить рост продаж тех товарных категорий, которые выгодны магазину в плане сравнительно высокой рентабельности, поскольку мерчандайзинг способствует продвижению конкретных торговых марок через формирование спроса на них.
1. Аакер Д.А., Иохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга. М., 2016.
2. Бернет Дж., Мориарти Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. СПБ.: Питер, 2016.
3. Вирилио Поль. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2017.
4. Гэд Тома 4D брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой
экономики. СПб.: Издательство « Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2016.
5. Гэд Т., Розенкрейц А. Создай свой бренд. СПб.: Нева, 2016.
6. ДаулингГрэм. Репутация фирмы. Создание, управление и оценка эффективности. М., 2015.
7. Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. 2-е изд. С-П.: Питер, 2017.
8. Дубровский Д. И. Обман. Философско психологический анализ. М.: РЕЙ,2004.
9. Дэвис ,Данн М. Бренд-билдинг. Создание бизнеса, раскручивающего бренд. СПб., Питер, 2015.
10. Интегрированные бренд-коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2016.
11. Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга. М., 2017.
12. Кляйн Наоми. NO LOGO. Люди против брэндов. М.: Добрая книга,2015.
13. ЛаПла Дж., Паркер Л. Интегрированный брендинг. М.: Олма-Пресс,2015.
14. Лоуренс В. Легендарные бренды. М.: Фаир-Пресс, 2015.
15. Ляпоров В. 100% брэнд. Как продавать счастье. М.: Бестселлер,2016.
16. Музыкант B.JI. Формирование брэнда средствами PR и рекламы. М.: Экономистъ, 2015.
17. Новый брендинг. 11 актуальных концепций бренда от классиков маркетинга. СПб.: Нева, 2017.
18. Паркер Л., ЛеПла Дж. Основы сильного бренда. СПб.: Нева, 2015.
19. Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Финпресс, 2015.
20. Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. М.: РДЛ,2016.
21. Рожков И., Кисмерешкин В. От брендинга к бренд-билдингу. М.: Г елла-Принт, 2015.
22. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя, 2016.
23. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. СПБ.: Питер, 2016.
24. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Учебное пособие для вузов. М.: Дело, 2016.
25. Эллвуд А. Основы брэндинга. М.: Фаир-Прес2017.
26. ЭтциониАмитай. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2015.
Печатная периодика
27. Аветисян Постмодернизм и брэндинг: некоторые размышления свободного практика //Top-Manager. 2017, № 6.
28. Архитектура брендов компании, http://www.marketing.com.ru Барсукова Бренд в банковской сфере, http://www.finansmag.ru
29. Дзялошинский И. Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации //Лаборатория рекламы, маркетинга и publicrelations. Альманах. 2017. № 5.
30. Михайлов Технологии развития общественных связей между компаниями и СМИ //Со-общение. 2016. № 3.
31. Филюрин А. Брендинг и маркетинг //ЭКО. 2015, № 5.
32. Горшенина М. В. Брендинг в России: особенности и проблемы оценки [Текст] / М. В. Горшенина, О. В. Долженкова, А. М. Ковалева // Молодой ученый. - 2017. - №12. - 188-190.
33. Годин, А. М. Брендинг /А. М. Годин. - М.: Дашков и Ко, 2017 - 184 - ISBN 978-5-394-01149-8/
34. ХэлиМэттью Что такое брендинг? /ХэлиМэттью. - М.: АСТ, 2015 - 256 - ISBN: 978-5-17-054778-4
Электронные ресурсы
35. Особенности брендинга в России и в остальном мире. [Электронный ресурс] URL: http://www.content-stroy.ru/blog/?p=684
36. Создание брэнда. [Электронный ресурс]
URL: http: //sybertine. ru/branding/
37. Брендинг. [Электронный ресурс] URL:http://www.brandlab.ru/branding/
38. Рейтинг самых дорогих брендов в России. [Электронный ресурс]
39. URL: http://www.alladvertising.ru/info/brands_russia.html
40. http://www.alladvertising.ru/info/brands_russia.html