Введение
1. Оценка состояния коммерческой деятельности предприятии в условиях нестабильности экономики
1.1 Основы организации коммерческой деятельности (в т.ч. законодательные)
1.2 Законодательные основы коммерческой деятельности
1.3 Обзор рынка общественного питания г. Казани
2. Анализ деятельности ООО «Лига Вкуса»
2.1 Исследование внутренней среды
2.2 Анализ внешней среды
3. Разработка предложений по совершенствованию коммерческой деятельности
3.1 Маркетинговое исследование лояльности и предпочтений посетителей
3.2 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных решений
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В современных условиях развития российской экономики представителям малого и среднего бизнеса приходится решать многочисленные проблемы при завоевании собственной ниши на рынках сбыта товаров и услуг на фоне функционирования крупнейших компаний. Наполнение целиком всех рынков товарами до такой степени, что компании вынуждены постоянно эволюционировать, и дорожить каждым клиентом, подводит к пониманию прерогативой роли совершенствования организации коммерческой деятельности.
В экономической науке коммерческая деятельность рассматривается как процесс по обеспечению купли - продажи товаров с целью получения прибыли.
Коммерческая деятельность интерпретируется, как одна из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она представляет собой выполнении комплекса торговоорганизационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров на рынке и предоставлении различных торговых услуг с целью получения прибыли. Насколько эффективна организация этих процессов, зависит от рентабельности торговых организаций и благополучие коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность выступает в современнейших условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования и развития любого предприятия. Эта деятельность ежедневно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, повышением роли потребителя в формировании потребительских свойств товаров, усложнением хозяйственных связей. Перемена условий производственной деятельности, необходимость генерирования новых методов реализации продукции, необходимость приспособления к ней системы управления сказываются на совершенствовании коммерческой деятельности организации.
В текущих условиях, когда средние и малые предприятия динамично прогрессируют, для сохранения конкурентоспособности и увеличении эффективности их коммерческой деятельности, им необходимы современные подходы к управлению предприятием.
Неготовность отдельных хозяйствующих субъектов потребительского объединения к самостоятельному принятию решений и инициативе в коммерческой работе в условиях нестабильности экономики и усложнения конкурентной среды зачастую приводит к снижению качественных и объемных экономических показателей, значится одной из первопричин их убыточности.
Коммерческая деятельность не сводиться только торгово-закупочным операциям или к реализационным, ведь они составляют только часть, хотя и основную, данной деятельности, но и выполнения различных видов управленческих работ по ее обеспечению. В процессе коммерческой деятельности предприятия должны помнить об эффективности рыночного поведения и развития фирмы. Бизнесмены изучают мнение о конкурирующих товарах фирмы, перспективах и проблемах жизни и работы потребителей, спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, ищут источники поступления и поставщиков товаров, заводят с ними хозяйственные связи, осуществляют оптовую и розничную торговлю. Все товары обязательно требуют продвижения на рынке. Для этого необходимо выполнять качественную и оригинальную рекламу, организацию различных акций, помогающие продвижению товара. Кроме того, предприятию желательно иметь как можно более широкую сеть розничных продаж или сеть посреднических организаций, исключение в случае, если предприятие занимается очень крупным и дорогим производством. Помимо этого, проводится работа по управлению товарными запасами и формированию ассортимента и оказанию торговых услуг. Все эти операции выполняются в определенной последовательности и взаимосвязаны между собой. И выполнив все эти требования, фирма может претендовать на то, что ей удастся занять прочное место на рынке.
Актуальность данной темы дипломной работы обусловлена тем, что задачи грамотной и сноровистой коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйств обрели чрезвычайную актуальность.
Целью данной работы является изучение организации коммерческой деятельности на предприятии, проведение анализа, и определение рекомендаций по ее совершенствованию в условиях нестабильности экономики.
Объектом исследования является предприятие общественного питания ООО «Лига Вкуса».
Предметом исследования выступает процесс совершенствование коммерческой деятельности предприятии в условиях нестабильности экономики. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
а) изучить основные теоретические аспекты организации коммерческой деятельности предприятия;
б) провести обзор рынка общественного питания г. Казани;
в) провести анализ коммерческой деятельности предприятия общественного питания ООО «Лига Вкуса»;
г) разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью и определенными задачами, дипломная работа построена следующим образом: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
в.т.ч законодательные, оценка состояния коммерческой деятельности предприятии в условиях нестабильности экономики. Так же проводиться обзор рынка общественного питания г.Казань
Вторая глава посвящена анализу коммерческой деятельности предприятия розничной торговли ООО «Лига Вкуса» с использованием различных методов.
В третьей главе, разработаны рекомендации и мероприятия по совершенствованию организации коммерческой деятельности предприятия.
Коммерческая деятельность выступает в современнейших условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования и развития любого предприятия. Эта деятельность ежедневно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, повышением роли потребителя в формировании потребительских свойств товаров, усложнением хозяйственных связей. Перемена условий производственной деятельности, необходимость генерирования новых методов реализации продукции, необходимость приспособления к ней системы управления сказываются на совершенствовании коммерческой деятельности организации.
Фундаментом коммерческой деятельности являются :
а) материально-техническая база;
б) капитал;
в) информационно-компьютерное обеспечение;
г) функциями являются;
д) торгово-коммерческие сделки;
е) контрактные обязательства;
ж) товарно-денежный обмен;
з) коммерческие процессы.
Одной из важнейшей задачей коммерческой деятельности является создание условий для реализации потенциальной полезности товара. Поэтому для решения этих задач формируется, соответствующие службы сбыта и снабжения.
Сферу товарного обращения в большой степени регулирует государство. Под государственным регулированием понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по обеспечению предпосылок для эффективного развития рыночной экономики в целом и бизнесе в частности
Анализ объем рынка общественного питания в 2017 показывает, что в среднем он за 2014-2017 год в абсолютных ценах вырос на 4 %, что составляет 57,7 млн. рублей. А в 2018 в связи проведением чемпионата мира по футболу, из-за потока туристов, объем рынка продолжит увеличиваться.
Годовая выручка за последний год равнялась 11 258 тыс. руб., что значительно (на 2 323 тыс. руб., или на 26%) больше, чем за 2016 год. Так же наблюдается большой скачок на 1 472000 в 2016 году по чистой прибыли, это связано с тем, что ООО «Лига Вкуса» продало все свое оборудование
За период с 01.01.2017 по 31.12.2017 организация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех показателей рентабельности.
На 31 декабря 2017 г. коэффициент текущей (общей) ликвидности укладывается в норму (5,63 против нормативного значения 2).
По результатам проведенного СВОТ-анализа, организации характерен перевес сильных сторон по отношению к слабым, а в возможности и угрозы находятся в балансе. Компания существует в достаточно стабильных условиях. Ключевой проблемой является низкий уровень дистрибуции.
Наибольшая угроза из внешней макросреды является «ужесточение государственного регулирования», а наиболее положительное влияние оказывает «внедрение нового программного обеспечения и энергосберегающего оборудования».
«Лига Вкуса» не может в полной мере противостоять внешним угрозам, и стремиться использовать возможности, предоставляемые внешней макросредой.
Анализ модели пяти конкурентных сил Майкла Портера показал:
а) рыночной конкуренция - низкий уровень опасности со стороны существующих конкурентов, но конкурентная борьба присутствует;
б) рыночной власть поставщика - низкий уровень опасности влияния или власти поставщиков;
в) рыночная власть покупателей - средний уровень опасности со стороны покупателей;
г) угрозы появления новых игроков - низкий уровень опасности, но появление новых игроков существует и к ней нужно быть готовым.
д) угрозы появления товаров-заменителей на рынке - средний уровень опасности.
Прямых конкурентов у ООО «Лига Вкуса» нет, так как ближайшее место, где можно перекусить находиться в 1.5 км и 15 минут ходьбы, а время на обеденный перерыв у рабочих 40 минут. Как только рядом с АО «Татэлектромонтаж» откроется новое заведение общественного питания, оно сразу становиться прямым конкурентом.
Среди косвенных конкурентов, компании ООО «Лига Вкуса» является аутсайдером. Однако, есть три характеристики, в которых она является лучшей - это качество (вкус), сервис и наличие автостоянки. Высокий показатель качество (вкус) и сервис очень важный показатель для предприятия общественного питания - это говорит об ответственном подходе руководства и персонала, правильной стратеги, а также хорошего подбора поставщиков. Если ООО «Лига Вкуса» откроет новое заведение общественного питания с другим форматом, у которого будет хорошее местоположение, то она сможет составить ощутимую конкуренцию другим игрокам рынка.
Предприятие ООО «Лига Вкуса» ведет образцовую работу. Оно имеет отличное оборудование, грамотную стратегию ведения бизнеса, строгий контроль на всех этапах и маленькие риски на банкротство.
Делая обобщающую оценку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лига Вкуса» за исследуемый период, можно отметить следующее:
а) в целом исследуемое предприятие имеет устойчивую финансовую систему и платежеспособность;
б) существует ряд негативных моментов, на которые необходимо обратить внимание: это низкая рентабельность продаж и работа только с посредниками.
Впрочем, все перечисленные минусы относительны с точки зрения угрозы для финансового состояния предприятия, т.к. ежегодно выручка и прибыль организации растет.
Применив данные предложения, ООО «Лига Вкуса» сократит издержки на 608 тыс. рублей, а также получит 326 тыс. рублей прибыли от нового канала сбыта. Все это повысит рентабельность продаж и укрепит финансовое положение предприятия.
1. Александрина Е.К., Гнездова Ю.В. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления// Теоретические и прикладные аспекты научных исследований // Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. 2017. С. 5-8.
2. Багова Д.М. Совершенствование коммерческой деятельности организаций торговли // Вестник научных конференций. 2017. № 8-2 (24). С. 12- 14.
3. Базюкина А.И. Специфика коммерческой деятельности на промышленных предприятиях // В сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика Сборник материалов VII Международной научно - практической конференции. 2017. С. 28-36.
4. Бурянина О.А. Категорийный менеджмент как современный подход к управлению товарным ассортиментом // Проблемы современной науки Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Т.В. Зайцевой, Н.А. Сафоновой, А.Э. Тыртычного. 2017. С. 9-15.
5. Бушуева Л.И. Инструменты и методы анализа коммерческой деятельности // Сборник статей национальной научно-практической конференции. 2017. С. 5-21.
6. Горелова И.Е. Оценка коммерческой деятельности в розничной торговле // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2017. № 3. С. 151-158.
7. Дегтярёв А.С., Воронова А. Коммерческая деятельность предприятия и пути ее усовершенствования // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2017. № 1-1 (3). С. 158164.
8. Латыпова Р.А. Анализ показателей коммерческой деятельности // Национальные традиции в развитии торговли, экономики и культуры Материалы 11-й Межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2014. С. 57-59.
9. Лёвина А.А. Коммерческая деятельность на предприятиях общественного питания (столовые образовательных учреждений) // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях // Сборник материалов XVIII всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Воронеж, 2017. С. 74-76.
10. Рыбакова М.Н. Планирование коммерческой деятельности торгового предприятия // В мире научных открытий Материалы международной студенческой научной конференции . 2017. С. 50-53.
11. Самусева М.О. Совершенствование методических основ разработки коммерческой деятельности организации // В сборнике: Твой бизнес Материалы докладов III международного экономического форума. 2010. С. 60-62.
12. Сивцова А.В., Кистенева Н.С. Управление коммерческой деятельности предприятия как катализатор инновационных процессов // В сборнике: Российская наука в современном мире сборник статей X международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-270.
13. Сидорова Е.В., Гурьянова Н.М., Гурьянова Н.М. Управление коммерческой деятельности // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. 2017. С. 241-242.
14. Сляднев В.С. Формирование ассортимента и управление товарными запасами // Инновационные технологии в науке и образовании сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 71-73.
15. Шиленко С.И., Бобрицких Е.А. Направления совершенствования коммерческой деятельности // Молодежь и кооперация: инновации и творчество Материалы международной студенческой научной конференции. В 4 частях. 2016. С. 15-17.
16. Шкляева А.Н. Анализ коммерческой деятельности // В сборнике: Научные труды студентов Ижевской ГСХА Электронный ресурс. Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. Ижевск, 2017. С. 11411144.
17. Шумеева О.В. Оценка принятия управленческих решений // Современные проблемы инновационного развития науки // сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 219223.
18. Южакова П.Ю. Основные коммерческой деятельности // Качество в производственных и социально-экономических системах Сборник научных трудов 5-й Международной научно-технической конференции.2017. С. 324-326.
Учебники, учебные пособия и материалы.
19. Абрамко А.А. Методы анализа коммерческой деятельности // Экономика и социум. 2017. № 5-1 (36). С. 24-27.
20. Авдеева А.А. Управление коммерческой деятельности: преимущества контроллинга // Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37). С. 27 30.
21. Авдеева А.А. Управление структурой товарного портфеля предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности // Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37). С. 31-34.
22. Антонов А.И. Коммерческой деятельности // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы. 2017. С. 261-262.
23. Байжаксынова Г.К. Оценка эффективности коммерческой деятельности. Статистика, учет и аудит. 2017. Т. 2. № 65. С. 116-123.
24. Баранова А.С. Управление предприятием торговли в условиях развития экономики // Проблемы и достижения современной науки. 2017. № 1 (4). С. 96-97.
25. Бушуева Л.И. Инструменты и методы информационно - аналитического обеспечения управленческих решений в коммерческой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 6. С. 19-32.
26. Ермалович Л.П., Бурак Е.М. Современные аспекты коммерческой деятельности // Эффективность сферы товарного обращения и труда. 2016. С. 37- 40.
27. Жуковская Е.А., Батурина Е.Н. Теоретические основы управления ассортиментом продукции с целью повышения рентабельности // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона. Новосибирск, 2017. С. 46-49.
28. Игнатьева А.В. Анализ и управление коммерческой деятельности // Социально-экономические и гуманитарные практики инновационного развития России. 2017. С. 154-156.
29. Кривенко Е.И., Стряпчих Е.С., Острецова Е.Ю. Инновационные методы и инструменты управления коммерческой деятельностью// Международные научные исследования. 2017. № 3 (32). С. 152-157.
30. Никифорова Е.Н. Управление коммерческой деятельностью// Экономические аспекты повышения эффективности регионального АПК. 2015. С. 73-77.
31. Пластинина В.Г. Управление ассортиментом на предприятии розничной торговли // Проблемы и перспективы развития отрасли торговли в реализации непрямого государственного управления. 2016. С. 190-192.
32. Саркисян И.Г. Понятие, содержание и структура товарного ассортимента // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. Т. 1. № 3. С. 139-141.
33. Сироткина Н.В., Струков Г.Н. Математические инструменты управления коммерческой деятельности // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2013. Т. 10. № 2. С. 383-385.
34. Соловых И.А. Особенности управления коммерческой деятельности // Актуальные вопросы науки. 2017. № 31. С. 29-31.
35. Цыганова Ю.В., Утешева И.О. Анализ коммерческой
деятельности в условиях нестабильности экономики// Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона. Новосибирск, 2017. С. 493-496.
36. Цыганова Ю.В., Утешева И.О. Сущность коммерческой деятельности// Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона. 2017. С. 491-493.
37. Чибисова Е.И. Экономическая сущность коммерческой
деятельности // Альманах мировой науки. 2017. № 3-3 (18). С. 82-87.
38. Ярош Е.В. Этапы управления коммерческой деятельности// Школа университетской науки: парадигма развития. 2016. № 1-2 (19-20). С. 72-75.
Электронные ресурсы
39. Койкова Т.Л., Копытина Ю.А., Ральникова Е.Л. Коммерческой деятельность // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №
10. С. 120-125.
40. Официальный сайт портала «За честный бизнес» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://zachestnyibiznes.ru
41. Официальный сайт портала «Яндекс карты» Электронный ресурс] - Режим доступа: https://yandex.ru/maps