ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДОПРОС СВИДЕТЕЛЯ, ДАЮЩЕГО ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫЕ ПОКАЗАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА ТАКОГО СВИДЕТЕЛЯ ИЗ ЧИСЛА ОСУЖДЕННЫХ
5
§1 Проблема лжи при получении данных 5
§2. Личность свидетеля, дающего заведомо ложные показания 6
§ 3. Механизм допроса осужденных, дающих ложные показания 7
2. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА
11
§ 1. Обстоятельства, подлежащие выяснению при расследовании грабежей и разбойных нападений
11
§ 2. Общее содержание последующего этапа расследования грабежей и разбойных нападений
13
§ 3. Назначение экспертиз 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
БИБЛИОГРАФИЯ 19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Единственной важной целью института ответственности за заведомо ложное показание и отказ от дачи показаний является обеспечение достоверности и качественности сообщаемых свидетелями и потерпевшими сведений. Для предупреждения любого правонарушения важна не только угроза привлечения к ответственности за содеянное, а в гораздо большей, определяющей части искоренение самих преступных условий (политических, экономических, социальных, бытовых), при которых преступления возникают. Гораздо важнее предотвратить причины и следствия преступности, создать обстановку, при которой совершать преступления становится невыгодно, неоправданно. Что касается представления заведомо ложных показания, а также отказа от дачи свидетельских показаний, то это деяние по большому счету не зависит от тех либо иных экономических и социальных условий, политического режима, правовой системы.
Проблемы тактики и стратегии следственных действий, проводимых с участием свидетелей, невозможно также решить без учета их личностных особенностей, поскольку диапазон свидетелей достаточно широк. В этом качестве могут выступать как малолетние дети, так и престарелые люди, как ранее судимые, так и лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Важнейшее место в системе следственных действий и поступков, производимых при расследовании преступлений, совершенных в местах лишения свободы, занимает допрос как наиболее распространенное и эффективное средство быстрого и качественного получения доказательственной информации от участников и очевидцев преступного события.
Проблемам тактики допроса посвящено большое количество работ. Значительный вклад в разработку этой темы внесли А.Н. Васильев, А.А. Закатов, Г.А. Зорин, Л.М. Карнеева, Н.И. Порубов, А.Б. Соловьев и многие другие. Однако за последние годы было издано очень немного работ, посвященных особенностям допроса осужденных при расследовании преступлений.
Объекты исследования:
- организационные, психологические и уголовно-процессуальные аспекты производства допроса осужденных лиц, дающих ложные показания;
- содержание этапов расследования грабежей и разбойных нападений.
Предметы исследования:
- являются закономерности деятельности следователя при допросе лиц, осужденных к лишению свободы, дающих ложные показания;
- организация и содержание проведения последующего этапа расследования грабежей и разбойных нападений.
Целью исследования является анализ особенностей допроса участников уголовного судопроизводства осужденных лиц, дающих ложные показания и выявление особенностей содержания и организации последующего этапа расследования грабежей и разбойных нападений.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности допроса осужденных лиц, дающих ложные показания.
2. Выявить содержательный аспект последующего этапа в расследовании грабежей и разбойных нападений.
Структура работы работа содержат 2 главы и 5 разделов, библиографический список представлен 13 источниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным условием раскрытия преступления являются свидетельские показания, которые дают по делу различные люди. Среди особого контингента свидетелей являются осужденные, которые возможно имеют данные по делу. В этой связи были выявлены организационные и психологические механизмы допроса осужденных свидетелей.
Особую сложность представляет собой дача ложных показателей. С учетом психологии личности осужденных свидетелей получение истинных данных скрытых попыткой дать ложные свидетельские показания способствуют тому, что следователь или дознаватель должен иметь определенную методу общения с заключенными.
В результате анализа специальной литературы нами было установлено, что при проведении допроса заключенных необходимо глубоко ознакомиться с личностью заключенного, провести работу с работниками ИУ. Это позволит собрать всю необходимую следователю информацию. Необходимо убедиться в даче ложных показаний свидетелем, указать ему на это и предупредить об ответственности. С заключенными необходимо выстраивать особую линию допроса при даче ложных показаний.
Расследование грабежей и разбоев предполагает выяснение и доказывание следующих обстоятельств.
Последующий этап в расследований грабежей и разбойных нападений выполняет роль завершающего этапа необходимый для получения дополнительных данных или подтверждения тех сомнений что возникли в ходе следствия. В следствии предполагается следующая логика следствия. Которая предполагает, что после завершения начального этапа расследования следователь уже располагает отдельными данными, которыми зачастую достаточно для того, чтобы то или иное лицо, а равно группу лиц привлечь к уголовной ответственности и решить другие задачи этапа дальнейшего расследования. Последним могут быть: дальнейшее выявление обстоятельств, способствующих совершению грабежа или разбойного нападения, принятия мер предупредительного порядка, собирание новых фактических данных, характеризующих событие преступления и лиц, его совершающих, и некоторые другие. Таким образом, последующий этап расследования грабежей и разбойных нападений во многом зависит от результатов, достигнутых на начальном этапе.
БИБЛИОГРАФИЯ
НОРМАТИВНО АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(с изм. от 25.03.2004) // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
2. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации 18.12.2001г. №174-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 24.12.2001 г. №52 (ч.1). Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 23 октября2002г. //Российская газета, 2002, 20 ноября.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 410.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля, 2 ноября 2004 г., 31 марта 2005 г.) // Собрание законодательства РФ , 29 июля 2002, N 30, ст. 3012.
МОНОГРАФИИ
1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. М., 2011. – 288 с.
2. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: ООО "Витрэм", 2012. – 346 с.
3. Волчецкая Т.С. Современные проблемы моделирования в криминалистике и следственной практике : учеб. пособие. Калининград, 2007. – 282 с.
4. Гражданское право: учебник для вузов. Часть первая / Под ред. Т.И. Илларионова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 450 с.
5. Жбанков В.А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. - М.: Атлас, 2009. – 348 с.
6. Коченов М.М., Ефимов Н.И., Кривошеев А.С. и др. Изучение следователями психологии обвиняемого : учеб. пособие. - М.: Эра, 2010. – 466 с.
7. Матусевич И.А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. - Минск, 2005. – 582 с.
8. Научно-практическом комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева и В. П. Божьева. Изд. 3-е. - М.: Юрайт, 2007. – 186 с.
9. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова. - 2-е изд., перараб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 564 с.
10. Уголовный процесс: учебник для вузов и ссузов / Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 428 с.
АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
1. Козырева И.Е. Процессуальные, психологические и криминалистические проблемы участия свидетеля на предварительном следствии : дис. ... канд. юр. наук. Уфа, 2009. – 26 с.
2. Лушечкина М.А. Криминалистическое изучение личности в тактике расследования : дис. ... канд. юр. наук. М., 2012. – 28 с.
3. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. М., 2009Тимошенко С.Е. Изучение в процессе расследования личности несовершеннолетнего, совершившего преступление: уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты : дис. ... канд. юр. наук. Тюмень, 2008. – 24 с