Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа №29347

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1076
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методические основы издержек обращения как основного 9 показателя деятельности торгового предприятия
1.1. Понятие, сущность и экономическая характеристика издержек 9 обращения торгового предприятии
1.2. Виды издержек обращения и их классификация 15
1.3. Показатели издержек обращения и методика их планирования 23
2. Аналитическая оценка издержек обращения ООО «ТПП «Экомед» 42
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО 42 «ТПП «Экомед»
2.2. Анализ основных экономических показателей, определяющих 46 величину издержек обращения торгового предприятия
2.3. Оценка объема, структуры и динамики издержек обращения 51 торгового предприятия
3. Разработка мероприятий по оптимизации уровня издержек обращения 57
ООО «ТПП «Экомед» и оценка их эффективности
3.1. Выбор оптимального плана товарооборота ООО «ТПП «Экомед» 57
3.2. Пути минимизации издержек обращения ООО «ТПП «Экомед» 63
Заключение 69
Список использованных источников 73
Приложения 78


Целью любой коммерческой торговой организации является получение прибыли посредством повышения эффективности хозяйственной деятельности. Планирование рассматривается как средство достижения этих целей, становясь центральным звеном управления. Одним из важнейших аспектов организации процесса управления коммерческими организациями является управление затратами. В процессе управления торговыми организациями затраты представляют собой основной объект учета и анализа, поскольку грамотное управление ими позволяет добиваться необходимого уровня прибыли. Наиболее эффективным методом управления является организация системы планирования и бюджетирования с целью постоянного мониторинга отклонений между плановыми и фактическими затратами.
Торговая деятельность имеет специфические организационные особенности, влияющие на постановку системы управленческого учета, в том числе и на важнейшую составляющую этой системы - учет издержек обращения. Под издержками обращения торговой организации понимают затраты различных видов ресурсов при организации процесса движения товаров от производителей к потребителям. Организация достоверного, своевременного и полного отражения фактических затрат, а также осуществление контроля за использованием финансовых и материальных ресурсов являются важнейшей задачей учета издержек обращения в торговой организации.
От коммерческой деятельности предприятий требуется рациональность в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, что достигается за счет тщательности учетных, аналитических и контрольных операций по их расходованию. Ввиду этого актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что издержки обращения выступают в качестве одного из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов предприятия. От их величины и темпов изменения зависит доходность деятельности предприятия, что усиливает важность проведения анализа и контроля издержек обращения.
Актуальность выбранной темы исследования определяется ролью влияния издержек обращения на конечный результат деятельности торгового предприятия. Именно их уровень в розничном (или оптовом) товарообороте определяет качественный уровень управления финансовой и хозяйственной деятельностью торгового предприятия, а также величину таких важнейших показателей финансовых результатов как: прибыль, рентабельность,ликвидность и пр. Эффективное управление издержками обращения (точный и своевременный анализ и планирование, строгий контроль за расходом в процессе обеспечения товарооборота) способствует росту прибыли торгового предприятия, повышению его финансовой устойчивости. Разумный процесс снижения издержек обращения (без ущерба качеству обслуживания) приводит не только к повышению эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, но и повышает доверие со стороны покупателей и поставщиков, партнеров и кредиторов.
Основу теории издержек обращения заложили представители классической политэкономии, но наиболыне внимание им уделял К. Маркс. Позже на издержки обращения обратили внимание представители австрийской школы (напр., К. Менгером) и традиционного институционализма (У. Митчелл, Дж. Коммонс). Представителями неоинституционального направления проводились исследования природы и методов сокращения трансакционных издержек, которые во многом пересекаются с издержками сферы обращения. Здесь можно выделить таких зарубежных ученых, как Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, Р. Милгром, П. Робертс, Л. де Алези, а также следующих российских ученых: Р.И. Капелюшников, Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич, А.Е. Шаститко.
Представителями эволюционной школы экономической теории проводились исследования причин наличия неэффективных институтов сферы обращения, которые приводили к росту издержек (В.В. Вольчик, Т. Алчиан). В маркетинговой литературе (Ф. Котлер) приводятся рекомендации по организации канала сбыта и оптимизации издержек обращения, однако при этом учитывается только необходимость получения производителем максимальной выгоды. В философии хозяйства, которая активно развивается в настоящее время, рассматривается проблема искусственности основной части потребления в современном обществе и завышенном размере издержек обращения (Ю.М. Осипов).
Несмотря на наличие разнообразных подходов к решению проблемы оптимизации издержек обращения, существует необходимость обобщения и дополнения текущей практики управления ими на предприятиях торговой отрасли. Данные аспекты подтверждают высокую практическую значимость выбранной темы исследования.
Актуальность выбранной темы исследования и ее высокая практическая значимость определили объект и предмет исследования, его цель и круг решаемых задач.
Цель исследования состоит в научном обосновании теоретико-методических подходов к исследованию сущности издержек обращения и разработки практических рекомендаций по их оптимизации в торговой организации. Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
- рассмотреть понятие, сущность и экономическая характеристика издержек обращения торогового предприятии;
- изучить виды издержек обращения и их классификацию;
- исследовать показатели издержек обращения и методика их планирования;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «ТПП «Экомед»;
-провести анализ основных экономических показателей, определяющих величину издержек обращения торгового предприятия;
- оценить объемы, структуру и динамику издрежек обращения торгового предприятия;
- предложить мероприятия по ускорению товароборачиваемости предприятия;
- разработать пути минимизации издержек обращения ООО «ТПП «Экомед».
Объектом исследования в работе выступает ООО «ТПП «Экомед», которое занимается оптовыми поставками медицинской техники в лечебнопрофилактические учреждения РФ.
Предмет исследования - пути оптимизации издержек обращения торгового предприятия.
Теоретической и методологической основой магистерского исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе, которые посвящены принципам анализа, планирования и оптимизации издержек обращения торгового предприятия.
Настоящее исследование выполнялось с применением таких общенаучных методов познания, как: монографический, экономико статистический, экономико-математический, опытно-статистический, аналитический, методы сравнительного и структурного анализа, метод классификации, трендовый метод анализам. Каждый из перечисленных методов применялся адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность обобщений, выводов и положений диссертационной работы.
Нормативную базу исследования составили действующие законодательные и нормативные документы.
Информационной базой исследования послужили отчетные данные объекта исследования, информационные и аналитические материалы научно- исследовательских учреждений, российских и зарубежных информационных агентств и служб, работы специализированных организаций, экспертные оценки научных работников, материалы периодической печати, источники Интернета.
Научная новизна исследования заключается в развитии существующих теоретических положений, методических и практических рекомендаций по оптимизации издержек обращении торгового предприятия.
1. Ввиду того, что в экономической литературе не представлена единая классификация издержек обращения, автором предложено применять уточненную классификацию издержек обращения, составленную на основании изученных материалов (рисунок 1.2.2).
2. В целях экономии издержек обращения исследуемого объекта рекомендовано увеличение доли предложения сопутствующих товаров предприятия, что по расчетам дало возможность увеличить товарооборот с незначительным ростом издержек обращения. Это является существенным резервом экономии торговых расходов (на 0,23%).
3. Сопоставление результатов применения опытно-статистического, экономико-математического и экономико-статистического методов планирования величины издержек обращения позволило выбрать оптимальный вариант планового объема товарооборота исследуемого предприятия, что обеспечит среднее значение темпа роста товарооборота предприятия.
Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения вопросов оптимизации издержек обращения. Разработанные практические рекомендации используются в деятельности ООО «ТПП «Экомед» при разработке рекомендации по выбор оптимального плана товарооборота ООО «ТПП «Экомед».
По своей структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы магистерского исследования, раскрывается степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной экономической литературе, определяются цель и задачи диссертационной работы, предмет и объект исследования, теоретическая и методологическая основы диссертации, формулируются новизна и практическая значимость работы, апробация результатов исследования и его структура.
В первой главе «Теоретико-методические основы издержек обращения как основного показателя деятельности торгового предприятия» раскрыто содержание основных понятий исследуемой проблемы; проведено обобщение теорий и концепций в рамках темы исследования; на основе изученного материала предложена авторская классификация издержек обращения по статьям расходов торгового предприятия; исследованы основные показатели издержек обращения и методика их планирования.
Во второй главе «Аналитическая оценка издержек обращения ООО «ТПП «Экомед» дана организационно-экономическая характеристика предприятия; проведен анализ его текущего состояния; проведена оценка объемов, структуры и динамики издрежек обращения торгового предприятия.
В третьей главе работы «Разработка мероприятий по оптимизации уровня издержек обращения «ТПП «Экомед» и оценка их эффективности» предложены рекомендации по выбору оптимального варианта планирования товарооборота предприятия; предложены мероприятия по минимизации издержек исследуемого предприятия.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные торговые предприятия работают в условиях полного экономического расчета, основанного на таких принципах как: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, контроль рублем, материальная ответственность и заинтересованность.
Повышение рентабельности торгового предприятия возможно как за счет роста доходов, так и за счет оптимизации расходов - издержек обращения.
В условиях жесткой конкуренции на потребительском рынке, особенно при падении покупательной способности населения, предприятия торговли практически не имеют условий для существенного увеличения торговой наценки, поэтому оптимизация издержек приобретает все большую актуальность.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В экономической науке, как правило, не исследуется понятие издержек обращения, так как основное внимание уделяется рассмотрению товарных сделок между покупателями и продавцами. Однако процесс движения товара от производителя к потребителю, будучи сложным и многоступенчатым, требует целостного рассмотрения, а издержки обращения нуждаются в интегральном представлении.
Время нахождения товара в сфере обращения охватывает время его доставки тот производителя до места сбыта, время хранения товарных запасов на складах и время собственно купли-продажи. Началом обращения товара считается момент, когда товар выходит из производства в предназначенном для удовлетворения потребности виде. Издержки сферы обращения включают затраты, возникающие у всех субъектов рынка в связи с обращением товаров.
Формирование издержек сферы обращения происходит в несколько этапов. Производитель формирует сервисную оболочку товара и влияет на сервисную оболочку, добавляемую торговцем. Торговец несет расходы на покупку товара, а также дополняет сервисную оболочку товара. Потребитель несет расходы на покупку товара. Кроме того, общество влияет на размер издержек обращения всех участников сбытового канала. В конечном итоге потребитель приобретает товар с целостной сервисной оболочкой, составленной производителем и торговцами.
Все участники канала сбыта товара взаимозависимы, а потому формирование размера, пропорций и уровня издержек сферы обращения идет под влиянием всех частных издержек обращения, составляющих в итоге издержки сферы обращения. Однако участники сферы обращения реагируя только на изменение своих собственных частных издержек, зачастую не принимают во внимание изменение издержек обращения других участников. Данный факт важно учитывать, ибо игнорирование одними участниками издержек обращения других участников сферы обращения приводит к некорректному с точки зрения общества установлению цен и затруднениям в прогнозировании спроса на товары.
Все хозяйствующие субъекты участвуют в формировании издержек сферы обращения, но обладающий наибольшей властью над остальными субъект задает предпосылки для их формирования и может устанавливать выгодный для себя размер. Общепризнано, что более низкие издержки позволяют субъекту рынка стать более конкурентоспособным, но это не означает однозначно выгодных условий обращения товара для общества в целом. Несмотря на то, что инициатива в формировании издержек сферы обращения исходит от производителей, они не являются абсолютными монополистами в установлении их размера.
Анализ издержек обращения ООО «ТПП «Экомед» показал следующее, за три анализируемых года наблюдается рост объема товарооборота с 63158,7 тыс. руб. в 2015 г. до 96556 тыс. руб. в 2017 г. Это привело к росту издержек обращения в абсолютном выражении, но к снижению их удельного веса. Наблюдается повышение темпа роста товарооборота над темпа роста издержек обращения на 0,25 п.п., однако в 2016 г. данный показатель составлял 1,44 п.п., что позволяло предприятию получать больше прибыли.
Анализ планирования издержек обращения показал их перерасход на 788 тыс.руб. Основная проблема предприятия связана с тем, что закупленный товар залеживается на складах, а также с тем, что ожидаемый объем продаж не достигается и это приводит к росту постоянных расходов предприятия, а следовательно к росту показателя издержек обращения на 1 реализованный товар.
Практически не вызывает сомнения тот факт, что издержки обращения оказывают существенное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности. Ведь именно издержки (точнее - их уровень в товарообороте) определяют качественный уровень управления финансовой и хозяйственной деятельностью торгового предприятия, определяют величину важнейших показателей финансовых результатов: прибыли, рентабельности, ликвидности и других. Ввиду этого попробуем выявить резервы снижения издержек обращения в ООО «ТПП «Экомед».
В рамках данной работы для оптимизации издержек обращения в ООО «ТПП «Экомед» предлагаются следующие основные пути.
1. Ускорение оборачиваемости товаров (механизация и автоматизация складского хозяйства; применение прогрессивной технологии складской переработки грузов; организация контроля за состоянием товаров). Если в результате проведенных мероприятий ускорится оборачиваемость на 5 дней, то это приведет к высвобождению 1341,06 тыс. руб..
2. Увеличение предложения сопутствующих товаров, что позволит существенно увеличить товарооборот с незначительным ростом издержек обращения. Если применить этот подход к формированию товарооборота, то в ходе его роста за счет увеличения предложения сопутствующих товаров только на 10% товарооборот увеличился бы до 106211,6 тыс. руб., а издержки обращения возросли на 9% или до 26706,2 тыс. руб. Уровень издержек обращения в данном случае составил бы 25,14%, а экономия издержек обращения составила бы по уровню 0,23%.
3. Эффективная система планирования товарооборота, что позволит планировать величину издержек обращения и закладывать необходимую торговую наценку для их покрытия. Сопоставление разработанных планов товарооборота (на основе использования опытно статистического, экономикостатистического и экономико-математического методов планирования) показывает, что наиболее оптимальным является план товарооборота в размере 128887,55 тыс. руб., так как в этом случае обеспечивается среднее значение темпа роста товарооборота. Разработанный план показателей обеспечивает дальнейший рост эффективности работы предприятия.
Также возможными путями минимизации издержек обращения ООО «ТПП «Экомед» могут стать:
- минимизация трансакционных издержек одним из участников канала сбыта;
- минимизация издержек обращения ООО «ТПП «Экомед» через увеличение частных издержек обращения;
- сокращение длины канала сбыта;
- электронная коммерция;
- построение вертикального канала сбыта;
- вертикальная интеграция.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный документ] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2017.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от
06.12.2011 [Электронный документ] // Консультант плюс: справ.-правовая
система, 2017.
4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2017.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утв. Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н. // Доступ из справ.- прав, системы «КонсультантПлюс», 2018.
Книги, монографии
6. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: учебник/ под ред. М.И. Баканова. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2013. - 300 с.
7. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического
анализа деятельности хозяйствующего субъекта / С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 2014. - 240с.
8. Басовский Н.А. Финансовый менеджмент / Н.А. Басовский. - М.: Инфра- М, 2015.
9. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения: учеб, пособие / П.С. Безруких. - М.: Новое знание, 2013. - 287с.
10. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова . М.: ИНФРА-М, 2014.-215 с.
11. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 357 с.
12. Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. М.: Финансы и статистка, 2015. - 214 с.
13. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Высшая школа, 2013. - 199 с.
14. Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О.Н. Волкова, В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2013. - 245 с.
15. Гинзбург А.И. Экономический анализ: учебник/ А.И. Гинзбург. - СПб.: Питер, 2014. - 528с.
16. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / М.М. Глазов. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2014. - 447с.
17. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия / А.И. Гребнев. - М.,2014. - 345 с.
18. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов: учеб, пособие / Т.А. Дуброва. - М.: Маркет ДС, 2012. - 192с.
19. Керимов В.Э. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли потребительской кооперации. Учебное пособие / В.Э. Керимов, Е.В. Иванова, Р.А. Сухов. - М.: Изд-во "Экзамен", 2013. - 160с.
20. Ковалева А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 493 с.
21. Колчина Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В. Колчина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-447 с.
22. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие / под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ТК Велби, 2014. - 360с.
23. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. -М.: Новое знание, 2013. - 512 с
24. Лапуста М.Г. Финансы организации: учебник / М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 575с.
25. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Н.П. Любушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 448 с
26. Мельник М. В. Экономический анализ финансовой деятельности: Учебник / М.В. Мельник. - М.: Экономисть, 2013. - 320 с.
27. Пивоваров В.К. Финансово-экономический анализ деятельности коммерческих организаций / В.К. Пивоваров. - 2-е изд. - М.: «Дашков и К»,2014. -220 с.
28. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях / Е.Б. Пошерстник, Н.В. Пошерстник . Москва - Санкт- Петербург. Издательский Торговый Дом «Герда», 2013. - 639 с.
29. Ронова Г.Н. Анализ финансовой отчетности: / Г.Н. Ронова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 156с.
30. Рыбакова О.В. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе управления издержками / О.В. Рыбакова. - Орел: ОРАГС, 2013.- 148с.
31. Рязанцева Н.А., Рязанцев Д.Н. 1C: Предприятие / Н.А. Рязанцева, Д.Н. Рязанцев. - 2014. - 320 с.: ил.
32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 424 с.
33. Санникова И.Н. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / И.Н. Санникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 268 с.
34. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие для вузов / Н.Н. Селезнева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 639 с.
35. Смекалов П.В. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий: / П.В. Смекалов, М.Н. Малыш. - М.: СПб, 2013. - 106с.
45. Кожарский В.В. Анализ издержек обращения в торговле / В.В. Кожарский // Планирование и анализ хозяйственной деятельности. - 2018 - № 1,С. 31-32.
46. Никитин С. А. Управление затратами и прибылью предприятия на основе организации центов финансовой ответственности в системе финансового менеджмента / С.А. Никитин // Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - №9. - С. 112-116.
47. Пулатова У.С. Совершенствование методики анализа издержек обращения в розничной торговле / У.С. Пулатова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2013. - № 3-2. - С. 357-360.
48. Тямусев Д.И. Методические подходы к формированию системы управления учета и контроля товарных запасов в розничной торговле / Д.И. Тямусев // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 2013. - № 1 [27]. - с. 244.
49. Управление издержками производства и потребления информации: Е.В. Попов // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №2.-С. 16-25.
Электронные ресурсы
50. Бизнес прост: информационная поддержка [Электронный ресурс]: Режим доступа к сайту: https://biznes-prost.ru.
51. Официальный сайт ООО «ТПП «Экомед» [Электронный ресурс]: Режим доступа к сайту: http://www.ecomedkazan.rn.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ