ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ В РФ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
|
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………...…………………….4
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РФ……………………………………………………21
1.1 Понятие и сущность «электронных услуг», предоставляемых
региональными органами власти и органами местного самоуправления в
РФ……………………………………………………………………………….
21
1.2 Этапы становления системы правового регулирования электронных
услуг, предоставляемых региональными органами власти и органами
местного самоуправления в РФ…………………………………………….29
1.3 Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и
органов местного самоуправления в рамках предоставления услуг в
электронной форме в
РФ..…………………………………………………………………….39
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
…………................................................................49
2.1 Субъекты правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых органами региональными органами власти и органами
местного самоуправления в РФ
………………...….........................................49
2.2 Формы и методы правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых региональными органами власти и органами местного
самоуправления в
РФ..........................................................................................67
2.3 Особенности правового регулирования предоставления электронных
услуг региональными органами власти и органами местного
самоуправления в
РФ…………..………………...….........................................76
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РФ………….................................................................89
3.1 Совершенствование правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых региональными органами власти в РФ
……………..........898
3.2 Совершенствование правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых органами местного самоуправления в
РФ.......................100
3.3 Совершенствование общегосударственного правового регулирования
электронных услуг, предоставляемых региональными органами власти и
органами местного самоуправления в РФ
...…...….......................................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....1
17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
……………………………………......121
…………………………………………………...…………………….4
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РФ……………………………………………………21
1.1 Понятие и сущность «электронных услуг», предоставляемых
региональными органами власти и органами местного самоуправления в
РФ……………………………………………………………………………….
21
1.2 Этапы становления системы правового регулирования электронных
услуг, предоставляемых региональными органами власти и органами
местного самоуправления в РФ…………………………………………….29
1.3 Взаимодействие федеральных и региональных органов власти и
органов местного самоуправления в рамках предоставления услуг в
электронной форме в
РФ..…………………………………………………………………….39
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
…………................................................................49
2.1 Субъекты правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых органами региональными органами власти и органами
местного самоуправления в РФ
………………...….........................................49
2.2 Формы и методы правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых региональными органами власти и органами местного
самоуправления в
РФ..........................................................................................67
2.3 Особенности правового регулирования предоставления электронных
услуг региональными органами власти и органами местного
самоуправления в
РФ…………..………………...….........................................76
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РФ………….................................................................89
3.1 Совершенствование правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых региональными органами власти в РФ
……………..........898
3.2 Совершенствование правового регулирования электронных услуг,
предоставляемых органами местного самоуправления в
РФ.......................100
3.3 Совершенствование общегосударственного правового регулирования
электронных услуг, предоставляемых региональными органами власти и
органами местного самоуправления в РФ
...…...….......................................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....1
17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
……………………………………......121
Актуальность темы исследования. Современные цифровые
технологии прочно вошли в наш обиход, облегчив целый ряд процессов
различного уровня организации – от индивидуальной деятельности до
деятельности юридических лиц, органов местного самоуправления,
региональных и федеральных органов власти, государства в целом. Научнотехническая революция, произошедшая на наших глазах, с одной стороны
позволила достичь высокого уровня автоматизации в различных отраслях, с
другой – позволила существенно упростить обработку и доступ к
информации.
Цифровые технологии не только упростили нашу жизнь, но и в корне
изменили характер взаимоотношений власти и общества, власти и
гражданина.
Сегодня «власть мгновенно ставится под сомнение, как только
становится известно, что она что-то скрывает или не предоставляет
достаточно точную и исчерпывающую информацию. Соответственно, и
предоставление органом государственной власти полной и достоверной
информации – это не только обязательство государства перед своими
гражданами, но и важнейший механизм легитимации власти в обществе.
Поэтому власть, чтобы быть легитимной, должна быть транспарентной в
самом широком смысле этого слова, публичной, гласной и подконтрольной
обществу»1.
Важность развития электронных технологий сегодня не подвергается
сомнению, и соответствующая цель выделяется в качестве одной из
основных заявленных целей Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации: «Государственные, муниципальные и социальнозначимые услуги оказываются преимущественно в электронном виде»2.
1 Чижков С.Л. Социальный контекст проблемы транспарентности правосудия.
Проблемы транспарентности правосудия. Сост. Е.Б. Абросимова, С.Л. Чижков. - М., 2005.
С. 5.
2 http://minsvyaz.ru/ru/ministry/common/ (дата обращения: 26.04.2016 г.).12
Необходимо обратить внимание на одну из указанных категорий, такую как
«социально-значимые услуги». Таким образом, предполагается оказание
преимущественно в электронном виде не только тех услуг, которые
официально имеют статус государственных или муниципальных, но и в
целом – социально-значимых услуг.
Как уже отмечалось выше, комфорт – не единственный плюс, который
несут с собой электронные технологии. Сокращая дистанцию между людьми
и затраты необходимые на получение и обработку информации, они
позволяют общественным организациям и активным гражданам оперативно
и практически без дополнительных затрат анализировать работу органов
власти и органов местного самоуправления. Возможность проведения такого
анализа с незначительными затратами времени, позволяет осуществлять
эффективный контроль за работой органов власти, с одной стороны, и
сформулировать новые требования к власти с точки зрения эффективности, с
другой.
Необходимо отметить, что и уровень правовой защищенности человека
находится в прямой зависимости от надлежащего состояния
информационного дела, так как использование информационнокоммуникационных технологий расширяет прямые и обратные связи между
государством и гражданским обществом.
В целом государство уже не мыслится без информационных
технологий, что нашло своё отражение, в том числе - в Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации. Стратегия же, в свою
очередь, подчеркивает особую значимость информационно-правового
регулирования в создании нужных темпов и качества развития и
функционирования информационного общества.
Международные документы отмечают огромную роль процессов
построения информационного общества. Основными международными13
документами в области информатизации можно назвать Окианавскую
Хартию3, Женевскую конвенцию4, Тунисское соглашение5.
В отечественных нормативно-правовых документах вопросам
информатизации уделено значительное внимание, что позволило
существенно развить сферу применения электронных услуг в
государственном и муниципальном управлении.
Отечественное право определяет ряд конкретных требований к органам
власти с точки зрения внедрения электронных услуг. Так, например,
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N
729-р определен перечень услуг, обязательных для оказания в электронной
форме6, Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
определяет обязательные требования к административным регламентам, в
том числе «состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том
числе особенности выполнения административных процедур в электронной
форме»7.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд норм законодательства
носит рамочный характер, и степень детализации требований,
предъявляемых к органам власти, требует подробного анализа и уточнения в
3 Окианавская Хартия глобального информационного общества (2000 г.)//
Дипломатический вестник – 2000 - № 8.
4 Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в
новом тысячелетии» от 12 декабря 2003 г. // Законодательство и практика масс-медиа –
2004 - Выпуск 1.
5 Тунисская программа для информационного общества, принятая 15 ноября 2005 г. //
МОО «Информация для всех» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:
http://www.ifap.ru/ ofdocs/wsis/tunis2.rtf (дата обращения: 04.04.2016).
6 Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными
учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное
задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры
государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме:
Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (ред. от 23.06.2014) // Собрание
законодательства РФ. - 02.05.2011 - № 18. - Ст. 2679.
7 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг:
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание
законодательства РФ. - 02.08.2010 - № 31. - Ст. 4179.14
соответствии с требованиями времени. Эти требования продиктованы в
первую очередь ожиданиями прогрессивной части общества, владеющей
передовыми технологиями.
Для достижения целей построения информационного общества
требуется решение целого ряда задач. Часть этих задач носит
инфраструктурный характер – прокладка линий связи, закупка оборудования
и программного обеспечения, обеспечение широкополосного доступа к
Интернету всех граждан страны, обеспечение финансовой доступности
доступа к телекоммуникационным услугам.
Вместе с тем как показала практика, одной из основных проблем
построения информационного общества становится взаимная увязка систем
различной принадлежности и реализуемых органами власти и органами
местного самоуправления процессов в целом. Так, в программе
«Информационное общество (2011-2020), в рамках целей государственной
политики в сфере региональной информатизации указаны в том числе:
реализация комплексного подхода к региональной
информатизации, обеспечение последовательности и
согласованности реализации проектов и программ региональной
информатизации;
стандартизация, унификация и обеспечение совместимости
отдельных решений в рамках региональной информатизации;
гармонизация нормативной правовой и методической базы,
регламентирующей процессы региональной информатизации, с
федеральным законодательством8
Л.А. Морозова отмечает, что «в нормах права закрепляются, как
правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения. Но
нормы права могут и программировать развитие общественных отношений,
направлять их развитие в определенное русло. Норма права представляет
8 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное
общество (2011 - 2020 годы): Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред.
от 21.10.2016) // Собрание законодательства РФ. - 05.05.2014 - № 18 (часть II). - Ст. 2159.15
собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны
с точки зрения государства и общества»9.
На современном этапе именно это свойство норм права
программировать развитие, на наш взгляд, должно играть ключевую роль
при построении информационного общества в целом и развития системы
оказания электронных услуг в частности. Прежде всего это должно коснуться
вопросов координации информатизации на всех уровнях, власти как по
горизонтали, так и в рамках вертикальной координации.
Вопросы построения информационного общества лежат на стыке
целого ряда наук, таких как юриспруденция, информатика, философия,
социология, экономика и других, в связи с чем невозможно рассматривать
этот процесс исключительно с технологической точки зрения.
Фельдман Д.М., рассматривая вопросы информационного обеспечения,
отмечает: «для выработки и реализации эффективной государственной
стратегии информационного обеспечения внешней политики Российской
Федерации сегодня необходимы как специальная разработка широкого
спектра научных проблем информационной деятельности государства, так и
ясное понимание значения активного, целенаправленного информационного
воздействия на общество в целях повышения уровня его гражданских и
духовных потребностей и запросов»10.
В этой связи отметим два аспекта указанной проблематики. С одной
стороны необходимо сформировать ожидания и запросы в самом общем
понимании этого слова, с другой – выразить соответствующий процесс
формирования ожиданий и запросов на правовом языке, отразив их
соответствующим образом в нормах права. Без целенаправленного
воздействия на общество в указанном направлении, государство рискует
9 Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова 5-е изд., перераб.
и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М - 2014. - 464 с. – ISBN 978-5-91768-383-6 (Норма).
10 Фельдман Д.М. Стратегии информационного обеспечения внешнеполитической
деятельности Российской Федерации в условиях глобализации / Д.М. Фельдман // Человек
и современный мир. Сборник статей. Инфра-М. - 2002. - С. 162.16
столкнуться с проблемой невостребованности результатов информатизации
со стороны общества.
В.М. Манохин подчеркивает, что государственное управление
предстает (прежде и теперь) в трех вариантах: как деятельность по
руководству государственными делами в полном их объеме всеми органами
государственной власти (представительными, исполнительными, судебными
и т.д.); как часть общегосударственной управленческой деятельности по
реализации исполнительными органами своих полномочий и управление в
органе государственной власти и вообще в любой государственной
организации их внутренними делами11.
С учетом того, что все органы власти и их структурные подразделения
осуществляют те или иные юридически значимые действия, отражаемые в
различных документах и направленные на реализацию соответствующих
полномочий, можно утверждать, что все органы власти и их структурные
подразделения в той или иной мере производят информационный продукт,
направленный на внешнего (общество, граждане, юридические лица, другие
органы власти) или внутреннего (другие структурные подразделения органа
власти, другие должностные лица органа власти) потребителя.
В Стратегии развития отрасли информационных технологий в
Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года
отмечено прикладное значение всей отрасли информационных технологий:
«Повышение качества государственного и корпоративного управления
является приоритетной целью для развития экономики России. Задачами
Стратегии являются повышение прозрачности принятия решений в
государственном секторе, повышение прозрачности работы бизнеса,
увеличение инвестиционной привлекательности российской экономики и
снижение уровня коррупции. Решение этих задач в рамках Стратегии без
11 Манохин В. М. Административное право России : учебник / В.М. Манохин - Саратов :
АЙ Пи Эр Медиа - 2010. - 266 [2] с.- ISBN 978-5-904000-31-8.17
развития отрасли информационных технологий как инструмента
невозможно».12
Именно в этом, прикладном значении, на наш взгляд, необходимо
рассматривать и процесс развития системы оказания электронных услуг и
соответствующего информационно-правового регулирования.
Правовое регулирование оказания услуг в электронной форме и
формирование соответствующего информационного продукта органами
власти, их подразделениями и должностными лицами является одним из
основных факторов повышения эффективности деятельности государства на
всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном.
Более того, сегодня, вопросы оказания электронных услуг, отвечающих
ожиданиям конечных пользователей (как внешних – граждан, общества,
юридических лиц, так и внутренних – других органов власти, подразделений,
должностных лиц) и формирования соответствующего информационно-правового регулирования становятся вопросами легитимности власти в
целом, чем и обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
технологии прочно вошли в наш обиход, облегчив целый ряд процессов
различного уровня организации – от индивидуальной деятельности до
деятельности юридических лиц, органов местного самоуправления,
региональных и федеральных органов власти, государства в целом. Научнотехническая революция, произошедшая на наших глазах, с одной стороны
позволила достичь высокого уровня автоматизации в различных отраслях, с
другой – позволила существенно упростить обработку и доступ к
информации.
Цифровые технологии не только упростили нашу жизнь, но и в корне
изменили характер взаимоотношений власти и общества, власти и
гражданина.
Сегодня «власть мгновенно ставится под сомнение, как только
становится известно, что она что-то скрывает или не предоставляет
достаточно точную и исчерпывающую информацию. Соответственно, и
предоставление органом государственной власти полной и достоверной
информации – это не только обязательство государства перед своими
гражданами, но и важнейший механизм легитимации власти в обществе.
Поэтому власть, чтобы быть легитимной, должна быть транспарентной в
самом широком смысле этого слова, публичной, гласной и подконтрольной
обществу»1.
Важность развития электронных технологий сегодня не подвергается
сомнению, и соответствующая цель выделяется в качестве одной из
основных заявленных целей Министерства связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации: «Государственные, муниципальные и социальнозначимые услуги оказываются преимущественно в электронном виде»2.
1 Чижков С.Л. Социальный контекст проблемы транспарентности правосудия.
Проблемы транспарентности правосудия. Сост. Е.Б. Абросимова, С.Л. Чижков. - М., 2005.
С. 5.
2 http://minsvyaz.ru/ru/ministry/common/ (дата обращения: 26.04.2016 г.).12
Необходимо обратить внимание на одну из указанных категорий, такую как
«социально-значимые услуги». Таким образом, предполагается оказание
преимущественно в электронном виде не только тех услуг, которые
официально имеют статус государственных или муниципальных, но и в
целом – социально-значимых услуг.
Как уже отмечалось выше, комфорт – не единственный плюс, который
несут с собой электронные технологии. Сокращая дистанцию между людьми
и затраты необходимые на получение и обработку информации, они
позволяют общественным организациям и активным гражданам оперативно
и практически без дополнительных затрат анализировать работу органов
власти и органов местного самоуправления. Возможность проведения такого
анализа с незначительными затратами времени, позволяет осуществлять
эффективный контроль за работой органов власти, с одной стороны, и
сформулировать новые требования к власти с точки зрения эффективности, с
другой.
Необходимо отметить, что и уровень правовой защищенности человека
находится в прямой зависимости от надлежащего состояния
информационного дела, так как использование информационнокоммуникационных технологий расширяет прямые и обратные связи между
государством и гражданским обществом.
В целом государство уже не мыслится без информационных
технологий, что нашло своё отражение, в том числе - в Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации. Стратегия же, в свою
очередь, подчеркивает особую значимость информационно-правового
регулирования в создании нужных темпов и качества развития и
функционирования информационного общества.
Международные документы отмечают огромную роль процессов
построения информационного общества. Основными международными13
документами в области информатизации можно назвать Окианавскую
Хартию3, Женевскую конвенцию4, Тунисское соглашение5.
В отечественных нормативно-правовых документах вопросам
информатизации уделено значительное внимание, что позволило
существенно развить сферу применения электронных услуг в
государственном и муниципальном управлении.
Отечественное право определяет ряд конкретных требований к органам
власти с точки зрения внедрения электронных услуг. Так, например,
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N
729-р определен перечень услуг, обязательных для оказания в электронной
форме6, Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
определяет обязательные требования к административным регламентам, в
том числе «состав, последовательность и сроки выполнения
административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том
числе особенности выполнения административных процедур в электронной
форме»7.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ряд норм законодательства
носит рамочный характер, и степень детализации требований,
предъявляемых к органам власти, требует подробного анализа и уточнения в
3 Окианавская Хартия глобального информационного общества (2000 г.)//
Дипломатический вестник – 2000 - № 8.
4 Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в
новом тысячелетии» от 12 декабря 2003 г. // Законодательство и практика масс-медиа –
2004 - Выпуск 1.
5 Тунисская программа для информационного общества, принятая 15 ноября 2005 г. //
МОО «Информация для всех» [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:
http://www.ifap.ru/ ofdocs/wsis/tunis2.rtf (дата обращения: 04.04.2016).
6 Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными
учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное
задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры
государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме:
Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (ред. от 23.06.2014) // Собрание
законодательства РФ. - 02.05.2011 - № 18. - Ст. 2679.
7 Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг:
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Собрание
законодательства РФ. - 02.08.2010 - № 31. - Ст. 4179.14
соответствии с требованиями времени. Эти требования продиктованы в
первую очередь ожиданиями прогрессивной части общества, владеющей
передовыми технологиями.
Для достижения целей построения информационного общества
требуется решение целого ряда задач. Часть этих задач носит
инфраструктурный характер – прокладка линий связи, закупка оборудования
и программного обеспечения, обеспечение широкополосного доступа к
Интернету всех граждан страны, обеспечение финансовой доступности
доступа к телекоммуникационным услугам.
Вместе с тем как показала практика, одной из основных проблем
построения информационного общества становится взаимная увязка систем
различной принадлежности и реализуемых органами власти и органами
местного самоуправления процессов в целом. Так, в программе
«Информационное общество (2011-2020), в рамках целей государственной
политики в сфере региональной информатизации указаны в том числе:
реализация комплексного подхода к региональной
информатизации, обеспечение последовательности и
согласованности реализации проектов и программ региональной
информатизации;
стандартизация, унификация и обеспечение совместимости
отдельных решений в рамках региональной информатизации;
гармонизация нормативной правовой и методической базы,
регламентирующей процессы региональной информатизации, с
федеральным законодательством8
Л.А. Морозова отмечает, что «в нормах права закрепляются, как
правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения. Но
нормы права могут и программировать развитие общественных отношений,
направлять их развитие в определенное русло. Норма права представляет
8 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное
общество (2011 - 2020 годы): Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред.
от 21.10.2016) // Собрание законодательства РФ. - 05.05.2014 - № 18 (часть II). - Ст. 2159.15
собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны
с точки зрения государства и общества»9.
На современном этапе именно это свойство норм права
программировать развитие, на наш взгляд, должно играть ключевую роль
при построении информационного общества в целом и развития системы
оказания электронных услуг в частности. Прежде всего это должно коснуться
вопросов координации информатизации на всех уровнях, власти как по
горизонтали, так и в рамках вертикальной координации.
Вопросы построения информационного общества лежат на стыке
целого ряда наук, таких как юриспруденция, информатика, философия,
социология, экономика и других, в связи с чем невозможно рассматривать
этот процесс исключительно с технологической точки зрения.
Фельдман Д.М., рассматривая вопросы информационного обеспечения,
отмечает: «для выработки и реализации эффективной государственной
стратегии информационного обеспечения внешней политики Российской
Федерации сегодня необходимы как специальная разработка широкого
спектра научных проблем информационной деятельности государства, так и
ясное понимание значения активного, целенаправленного информационного
воздействия на общество в целях повышения уровня его гражданских и
духовных потребностей и запросов»10.
В этой связи отметим два аспекта указанной проблематики. С одной
стороны необходимо сформировать ожидания и запросы в самом общем
понимании этого слова, с другой – выразить соответствующий процесс
формирования ожиданий и запросов на правовом языке, отразив их
соответствующим образом в нормах права. Без целенаправленного
воздействия на общество в указанном направлении, государство рискует
9 Морозова Л.А. Теория государства и права : учебник / Л.А. Морозова 5-е изд., перераб.
и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М - 2014. - 464 с. – ISBN 978-5-91768-383-6 (Норма).
10 Фельдман Д.М. Стратегии информационного обеспечения внешнеполитической
деятельности Российской Федерации в условиях глобализации / Д.М. Фельдман // Человек
и современный мир. Сборник статей. Инфра-М. - 2002. - С. 162.16
столкнуться с проблемой невостребованности результатов информатизации
со стороны общества.
В.М. Манохин подчеркивает, что государственное управление
предстает (прежде и теперь) в трех вариантах: как деятельность по
руководству государственными делами в полном их объеме всеми органами
государственной власти (представительными, исполнительными, судебными
и т.д.); как часть общегосударственной управленческой деятельности по
реализации исполнительными органами своих полномочий и управление в
органе государственной власти и вообще в любой государственной
организации их внутренними делами11.
С учетом того, что все органы власти и их структурные подразделения
осуществляют те или иные юридически значимые действия, отражаемые в
различных документах и направленные на реализацию соответствующих
полномочий, можно утверждать, что все органы власти и их структурные
подразделения в той или иной мере производят информационный продукт,
направленный на внешнего (общество, граждане, юридические лица, другие
органы власти) или внутреннего (другие структурные подразделения органа
власти, другие должностные лица органа власти) потребителя.
В Стратегии развития отрасли информационных технологий в
Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года
отмечено прикладное значение всей отрасли информационных технологий:
«Повышение качества государственного и корпоративного управления
является приоритетной целью для развития экономики России. Задачами
Стратегии являются повышение прозрачности принятия решений в
государственном секторе, повышение прозрачности работы бизнеса,
увеличение инвестиционной привлекательности российской экономики и
снижение уровня коррупции. Решение этих задач в рамках Стратегии без
11 Манохин В. М. Административное право России : учебник / В.М. Манохин - Саратов :
АЙ Пи Эр Медиа - 2010. - 266 [2] с.- ISBN 978-5-904000-31-8.17
развития отрасли информационных технологий как инструмента
невозможно».12
Именно в этом, прикладном значении, на наш взгляд, необходимо
рассматривать и процесс развития системы оказания электронных услуг и
соответствующего информационно-правового регулирования.
Правовое регулирование оказания услуг в электронной форме и
формирование соответствующего информационного продукта органами
власти, их подразделениями и должностными лицами является одним из
основных факторов повышения эффективности деятельности государства на
всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном.
Более того, сегодня, вопросы оказания электронных услуг, отвечающих
ожиданиям конечных пользователей (как внешних – граждан, общества,
юридических лиц, так и внутренних – других органов власти, подразделений,
должностных лиц) и формирования соответствующего информационно-правового регулирования становятся вопросами легитимности власти в
целом, чем и обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
В результате проведенного исследования определена сущность
электронных услуг, оказываемых региональными органами власти и
органами местного самоуправления.
Определено содержание правового регулирования оказания
электронных услуг органами власти и органами местного самоуправления,
обозначены его элементы, рассмотрен вопрос о соотношении правовых норм,
принимаемых органами власти на различном уровне и определяющих
приоритетные направления формирования информационного общества, а
также порядок и механизмы взаимодействия органов власти различных
уровней между собой, проблемы возникающие в рамках соответствующего
взаимодействия.
В работе доказано, что электронные услуги применяются не только при
оказании услуг информационной направленности, но и услуг во всех сферах,
а сам формат электронных услуг является инструментом, позволяющим
организовать более эффективный процесс оказания услуги. При этом
определено, что помимо оказания услуг «вовне», формат электронной услуги
позволяет более качественно осуществлять внутриорганизационное
управление: передавать управляющие сигналы в режиме реального времени,
фиксировать все действия (track-record), осуществлять контроль поручений и
т.д.
Сделан вывод, что деятельность структурных подразделений и
должностных лиц органов власти направлена на оказание электронных услуг
гражданам и юридическим лицам (вовне), а также - другим должностным
лицам, подразделениям и органам власти (внутриорганизационное
взаимодействие в рамках одного органа власти и аппарата управления в
целом). Показано, что при оказании электронных услуг создается
информационный продукт, в связи с чем, результатом деятельности органов
власти, структурных подразделений и должностных лиц органов власти,125
подлежащим оценке являются информационные продукты, производимые
при оказании электронных услуг.
В работе уточнена семантическая окраска соответствующей
терминологии и выработана авторская позиция относительно ее содержания.
Кроме того, выявлены основные проблемы, возникающие в процессе
информационно-правового регулирования и практике применения
соответствующих норм при оказании услуг в электронной форме,
предложены пути их решения.
В работе определены субъекты нормативно – правового регулирования,
формы и методы их деятельности, а также особенности нормативно –
правового регулирования электронных услуг, предоставляемых
региональными органами власти и органами местного самоуправления.
На основе проведенного анализа сделан ряд выводов и
сформулированы предложения относительно возможных путей развития
нормативно – правового регулирования электронных услуг с позиции
регуляторов всех уровней – муниципального, регионального, федерального.
В плане совершенствования информационно-правового регулирования
обращается внимание на необходимость устранения категорий, не
позволяющих установить чёткий порядок действий, формат ожидаемого
результата и санкции, следующие в случае его недостижения.
В целях концентрации ограниченных финансовых возможностей, а
также исключения дублирования исследований и разработок, которые
осуществляются федеральными органами и органами субъектов РФ трех
ветвей власти предложено разработать единую классификацию задач, работ и
услуг, которая была бы направлена на унификацию деятельности органов
власти и соответствующих этой деятельности классификацию
информационных продуктов.
В работе показано, что информационные продукты различаются по
своим свойствам. Наибольшую ценность представляют наборы открытых
данных, которые позволяют добиться взаимной увязки информационных126
систем, а также создать эффективную систему контроля за деятельностью
органов власти.
В рамках работы определены пробелы в правовом регулировании
использования открытых данных, необходимость увязки результатов
деятельности органов власти с производством соответствующего
информационного продукта в формате наборов открытых данных.
Обосновывается необходимость более точной регламентации процессов,
предваряющих разработку и внедрение информационных систем в органах
власти различного уровня.
Одним из ключевых вопросов формирования информационного
общества является формирование взаимоувязанных информационных
систем, отражающих деятельность органов власти, создание
соответствующих информационных продуктов, их классификации и наборов
открытых данных. Для реализации указанной цели предложено определить
юридический статус Портала открытых данных data.gov.ru, как единой
платформы, позволяющей оценить результаты деятельности органов власти,
структурных подразделений и должностных лиц органов власти, в форме
оценки создаваемых этими органами и должностными лицами
информационных продуктов (наборов открытых данных), а также -
законодательно определить перечень информации, подлежащей размещению
в формате открытых данных, а также – график перехода на размещение всей
информации, непосредственно относящейся к полномочиям органов власти и
реализации их полномочий и функций, в том числе – в формате открытых
данных доступных для машинного считывания. При этом предложено
запретить ручную подготовку соответствующих наборов открытых данных и
дублирование ввода данных в различные системы, а также – создание и
эксплуатацию систем не позволяющих, осуществлять автоматизированный
импорт и экспорт данных. Формат такого импорта и экспорта предлагается
утвердить нормативно-правовым документом, обязательным к исполнению
всеми органами власти.12
электронных услуг, оказываемых региональными органами власти и
органами местного самоуправления.
Определено содержание правового регулирования оказания
электронных услуг органами власти и органами местного самоуправления,
обозначены его элементы, рассмотрен вопрос о соотношении правовых норм,
принимаемых органами власти на различном уровне и определяющих
приоритетные направления формирования информационного общества, а
также порядок и механизмы взаимодействия органов власти различных
уровней между собой, проблемы возникающие в рамках соответствующего
взаимодействия.
В работе доказано, что электронные услуги применяются не только при
оказании услуг информационной направленности, но и услуг во всех сферах,
а сам формат электронных услуг является инструментом, позволяющим
организовать более эффективный процесс оказания услуги. При этом
определено, что помимо оказания услуг «вовне», формат электронной услуги
позволяет более качественно осуществлять внутриорганизационное
управление: передавать управляющие сигналы в режиме реального времени,
фиксировать все действия (track-record), осуществлять контроль поручений и
т.д.
Сделан вывод, что деятельность структурных подразделений и
должностных лиц органов власти направлена на оказание электронных услуг
гражданам и юридическим лицам (вовне), а также - другим должностным
лицам, подразделениям и органам власти (внутриорганизационное
взаимодействие в рамках одного органа власти и аппарата управления в
целом). Показано, что при оказании электронных услуг создается
информационный продукт, в связи с чем, результатом деятельности органов
власти, структурных подразделений и должностных лиц органов власти,125
подлежащим оценке являются информационные продукты, производимые
при оказании электронных услуг.
В работе уточнена семантическая окраска соответствующей
терминологии и выработана авторская позиция относительно ее содержания.
Кроме того, выявлены основные проблемы, возникающие в процессе
информационно-правового регулирования и практике применения
соответствующих норм при оказании услуг в электронной форме,
предложены пути их решения.
В работе определены субъекты нормативно – правового регулирования,
формы и методы их деятельности, а также особенности нормативно –
правового регулирования электронных услуг, предоставляемых
региональными органами власти и органами местного самоуправления.
На основе проведенного анализа сделан ряд выводов и
сформулированы предложения относительно возможных путей развития
нормативно – правового регулирования электронных услуг с позиции
регуляторов всех уровней – муниципального, регионального, федерального.
В плане совершенствования информационно-правового регулирования
обращается внимание на необходимость устранения категорий, не
позволяющих установить чёткий порядок действий, формат ожидаемого
результата и санкции, следующие в случае его недостижения.
В целях концентрации ограниченных финансовых возможностей, а
также исключения дублирования исследований и разработок, которые
осуществляются федеральными органами и органами субъектов РФ трех
ветвей власти предложено разработать единую классификацию задач, работ и
услуг, которая была бы направлена на унификацию деятельности органов
власти и соответствующих этой деятельности классификацию
информационных продуктов.
В работе показано, что информационные продукты различаются по
своим свойствам. Наибольшую ценность представляют наборы открытых
данных, которые позволяют добиться взаимной увязки информационных126
систем, а также создать эффективную систему контроля за деятельностью
органов власти.
В рамках работы определены пробелы в правовом регулировании
использования открытых данных, необходимость увязки результатов
деятельности органов власти с производством соответствующего
информационного продукта в формате наборов открытых данных.
Обосновывается необходимость более точной регламентации процессов,
предваряющих разработку и внедрение информационных систем в органах
власти различного уровня.
Одним из ключевых вопросов формирования информационного
общества является формирование взаимоувязанных информационных
систем, отражающих деятельность органов власти, создание
соответствующих информационных продуктов, их классификации и наборов
открытых данных. Для реализации указанной цели предложено определить
юридический статус Портала открытых данных data.gov.ru, как единой
платформы, позволяющей оценить результаты деятельности органов власти,
структурных подразделений и должностных лиц органов власти, в форме
оценки создаваемых этими органами и должностными лицами
информационных продуктов (наборов открытых данных), а также -
законодательно определить перечень информации, подлежащей размещению
в формате открытых данных, а также – график перехода на размещение всей
информации, непосредственно относящейся к полномочиям органов власти и
реализации их полномочий и функций, в том числе – в формате открытых
данных доступных для машинного считывания. При этом предложено
запретить ручную подготовку соответствующих наборов открытых данных и
дублирование ввода данных в различные системы, а также – создание и
эксплуатацию систем не позволяющих, осуществлять автоматизированный
импорт и экспорт данных. Формат такого импорта и экспорта предлагается
утвердить нормативно-правовым документом, обязательным к исполнению
всеми органами власти.12
Подобные работы
- Правовое регулирование государственных услуг, предоставляемых многофункциональными центрами в субъектах Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020 - Электронное декларирование в РФ: проблемы и перспективы развития
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «КАЯКЕНТСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ (на примере УПФ РФ в Вейделевском районе Белгородской области)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ЖАЛОБАМ И ОБРАЩЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ТП БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



