Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Работа №29342

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
656
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретический анализ проблемы
формирования толерантности будущего учителя 12
1.1. Сущность толерантности как качества личности будущего учителя 12
1.2. Методологические основы формирования толерантности
будущего учителя в условиях вуза
1.3. Уровни сформированности педагогической толерантности
будущего учителя
Глава II Проектирование и реализация модели формирования толерантности как качества личности учителя в условиях вуза 45
2.1. Педагогические условия, формы, методы формирования
толерантности будущего учителя в условиях вуза 62
2.2. Модель формирования толерантности как качества личности
будущего учителя в условиях вуза
2.3. Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки модели формирования толерантности как качества личности будущего учителя в условиях вуза
Заключение
Список литературы
Приложения


Актуальность исследования. В настоящее время проблема привития толерантности у молодежи является одной из важнейших в современном мире. Процессы глобализации, усиление межкультурных связей и социальной напряженности, продолжение межэтнических конфликтов и всплеск национального экстремизма - все это требует принятия воспитательных мер по развитию толерантности у молодежи. Взаимная нетерпимость, обида, бездушие, насилие и агрессия становятся нормой для молодежи и ее поведения, что позволяет экстремизму войти в наше общество. Становится очевидным, что для общества демократия и интеграция возможны только в том случае, если они станут более терпимыми.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования говорится, что педагогическое образование в целом должно понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Однако до сих пор возникают споры о необходимости и полезности толерантности, а также дискуссии о формах ее проявления, механизмах и методах формирования. Это возникает потому, что в современной науке нет четкого и устоявшегося понятия «толерантность».
Обычно «толерантность» трактуется как «терпимость». Но такое понимание толерантности не соответствует духу Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года и принятой государствами - членами Юнеско, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, есть «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Как отмечается в работе О.С.
Батуриной и А.Ф. Корниенко, «при таком определении толерантность не предполагает наличие терпимости. Понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к Другому, которые не надо терпеть» [18].
Наиболее часто толерантность рассматривается в плане межнациональных, межэтнических отношений между людьми, реже в педагогическом процессе, в межличностных отношениях и применительно к профессиональной сфере деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что:
- в условиях глобализации современного общества возникает интерес к исследованию процесса ценностного самоопределения личности, воспитанию профессионала с набором личностных качеств, отвечающих идеям толерантности, способного в постоянно изменяющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими;
- вследствие утраты молодежью прежних идеалов и ценностей, размытое понятие нормы, обуславливает необходимость в процессе профессиональной подготовки студента в вузе рассматривать формирование толерантности как необходимое условие эффективной профессиональной подготовки будущего учителя;
- в связи с миграционными процессами, происходящими в нашей стране, толерантность как качество личности становится наиболее значимым и необходимым современному педагогу в осуществлении межличностного взаимодействия в образовательной среде.
Степень разработанности темы.
В последнее время появляется много исследований, посвященных формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицина и др.).
В рамках исследуемой проблемы формирования толерантности студента, будущего педагога, значимыми являются работы, рассматривающие технологии разрешения педагогических конфликтов (А. Меняев, С. Ю. Темина, Н. В. Нижегородцева и др.); взаимодействия субъектов образовательного процесса (В. И. Загвязинский, Л. А. Левшин, X. Й. Лийметс и др.). Формирование педагогической толерантности как необходимое условие совершенствования педагогического образования рассматривают как на теоретическом (Л. А. Занина, Н. П. Меньшикова), так и на практическом уровнях, в частности, через погружение студентов в поликультурную среду (С. А. Ляушева), через ориентацию на личностную модель взаимодействия в разрешении специально созданных ситуаций (Е. Ю. Клепцова, О. Б. Нурлигаянова, М. А. Перепелицына, Т. Ю. Фадеева).
Анализ философской литературы показал, что идея межличностной толерантности встречается еще у античных философов: особый срединный душевный склад Аристотеля , «золотая середина» Джона Локка, позволя- ющая найти равновесие между крайними непримиримыми позициями лю- дей. Однако наибольшее развитие данная идея получила в экзистенциальной философии, обращенной к проблемам существования человека. [24; 59].
С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю рассматривают человеческое бытие как событие с другими. Существование человека - это, прежде всего, существование «для-кого-то- здесь» . Поэтому «заботливое размыкание Другого», которое всегда связано с собственной откровенностью и открытостью, «вчувствование», позволяющее «проложить мост» от себя к другому субъекту - это модель подлинной экзистенции, т. е. осмысленного существования.
Опираясь на мнение М.С. Мацковского, что «толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.», мы пришли к выводу, что «педагогическая толерантность» есть особый вид толерантности, который выражает отношение данной личности к другой, имеющей отличные от нее педагогические взгляды. То есть, если человек, имея собственные педагогические взгляды, а именно представления о том, как надо учить и воспитывать, негативно относится к другому человеку, потому что тот имеет другие, отличные от его, педагогические взгляды, можно говорить об отсутствии педагогической толерантности. Следовательно, «педагогическая толерантность» выступает как некая толерантность по отношению к другим педагогам или другим людям, с устоявшимися педагогическими взглядами, что отдаляет сущность данного понятия от главного участника образовательного процесса - ребенка, у которого пока не сформированы педагогические воззрения.
Таким образом, анализ научной литературы, работы массовой общеобразовательной и высшей школы показал, что существуют противоречия между:
- между необходимостью изучения толерантности личности как качества личности педагога и недостаточной разработанностью теоретических и методологических положений по данной проблеме;
- между возрастанием значимости стоящей перед вузом задачи по формированию толерантности как качества личности будущего учителя и отсутствием единой структурной поэтапной модели по ее формированию в условиях профессиональной подготовки в вузе;
- необходимостью формирования толерантности как качества личности у будущих учителей и отсутствия комплекса методов педагогического и психологического воздействия, которые способствуют личностному самопознанию, самопринятию и саморазвитию студентов, рефлексивному осмыслению ценностно-смысловых оснований толерантности.
Вышеизложенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: отсутствие теоретически обоснованных психологопедагогических условий, при которых возможно эффективное развитие толерантности как профессионально важного качества будущего учителя.
Указанная научная проблема определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование толерантности как качества личности у будущих учителей».
Объект исследования: процесс формирования толерантности как качества личности у будущих учителей.
Предмет исследования: особенности и условия формирования толерантности как качества личности будущих учителей.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке модели формирования толерантности как качества личности у будущих учителей.
В основу исследования положена гипотеза исследования, согласно которой процесс формирования педагогической толерантности у будущих учителей будет более эффективным, если:
• будут выявлены и соответствующим образом учитываться сущностные, структурные и содержательные характеристики формирования толерантности, а именно будет рассмотрена система взаимосвязанных личностных характеристик будущего педагога в процессе обучения в образовательном учережлении высшего образования, степень их сформированности, что будет способствовать организации поэтапного многокомпонентного педагогического процесса по формированию толерантности;
• будет разработан комплекс методов педагогического и психологического и воспитательного воздействия, которые будут способствовать формированию толерантности как качества личности будущего педагога;
• будет проводится регулярный диагностический анализ уровня сформированности толерантности как качества личности на каждом этапе обучения студента в образовательном учережлении высшего образования.
• будут созданы педагогические условия для реализации модели формирования толерантности будущего учителя в процессе обучения в вузе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие толерантности личности как многокомпонентную систему взаимосвязанных личностных характеристик;
2. Рассмотреть сущность, структуру и выделить содержательные уровни развития толерантности как качества личности будущих учителей;
3. Обосновать структуру и содержание модели формирования толерантности как качества личности у будущих учителей в условиях вуза.
Теоретико-методологической основой исследования явились: коммуникативная толерантность (В.В. Бойко, Г.В. Безюлева, Г.М. Шаламова, Л.М. Попов, Е.А. Ичаловская); проблема социально-психологического климата (В.М. Шепель, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, Р.Х. Шакуров, Е.С. Кузьмин), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), деятельностный и личностный подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская), системный подход (Б.Е. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), психология межличностной толерантности (А.Е. Асмолов, В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова, В.Д. Менделевич, Ю.Р. Мухина, Н.В. Недорезова, Е.У. Солдатова, А.Е. Фадина.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме формирования педагогической толерантности у будущих учителей;
- эмперические: анализ письменных работ, наблюдение, беседа,диагностирование (анкетирование, тестирование), моделирование,методы обработки эмпирических данных, независимые характеристики, анализ результатов деятельности; В.И.Андреев опросник «Оценка уровня конфликтности», В.В.Бойко опросник коммуникативной толерантности, Б.С.Алишев методика «ценностей личности».
статистические: методы математической статистики,количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальной базой исследования явился Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Институт психологии и образования. Всего исследованием было охвачено 48 человек: студенты бакалавры ( 2 и 4 курса) и магистры 10 человек (1 курса).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - (2016 гг.) проводилась поисково диагностическая работа: анализ изучаемой отечественной и зарубежной теоретической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиций исследования; обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Второй этап (2016-2017 гг.) включал педагогический эксперимент, а именно: обоснование исследования; констатирующий эксперимент и обработка его результатов; теоретическое обоснование основ гуманистической педагогической модели процесса развития педагогической толерантности как качества личности у будущих учителей.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) осуществлялась следующая оценочно обобщающая работа: анализ результатов эксперимента, обобщение,
систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации обоснованной нами педагогической модели; оформление текста диссертации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило
- расширить представление понятия толерантности как качества личности педагога;
- разработан диагностический инструментарий по определению уровня сформированности толерантности как качества личности и определены и описаны уровни развития толерантности;
-разработана теоретическая модель формирования толерантности как качества личности у будущих педагогов в условиях вуза, которая позволяет диагностировать качество развития толерантности у студентов в процессе обучения в вузе.
Полученные результаты имеют значение также для дальнейшего научного анализа целостного психолого-педагогического механизма формирования толерантности в вузе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплекса диагностических методов и предложенной модели по формированию толерантности как качества личности к внедрению в учебно-воспитательный процесс учебного заведения.
Научная новизна исследования определяется тем что: выделены содержательные характеристики понятия толерантности как качества личности; определены и описаны уровни развития толерантности будущего педагога; выявлены взаимосвязи между ценностями личности и уровнем конфликтности личности; доказано, что в условиях специально организованного структурного педагогического, психологического и воспитательного процесса в условиях вуза, происходит повышение уровня развития толерантности у студентов.
Достоверность результатов исследования обеспечена разработкой и использованием комплекса методов, адекватных логике исследования; разработкой концептуальных положений исследования с опорой на общепризнанные в современной психологии методологические идеи; соблюдением требований к формированию выборки, использованием для эмпирической проверке гипотезы статистических методов обработки полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
• Теоретические положения, в рамках которых дается обоснование понятия толерантности как качества личности будущего учителя.
• Разработанная и апробированная авторская модель комплекса мер педагогического и психологического взаимодействия с целью формирования педагогической толерантности у будущих учителей.
• Результаты проведенного исследования, показывающие эффективность использования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, комплекса методов педагогического и психологического взаимодействия, которые способствуют формированию толерантности как качества личности.
Апробация исследования была осуществлена в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах; в учебном процессе при прохождении педагогической практики; на заседаниях кафедры методологии обучения и воспитания ИПиО КФУ. Материалы исследования были опубликованы в следующих сборниках статей:
1. Алиева Д.Р. Формирование толерантности школьников 8-9 классов в процессе обучения/Д.Р.Алиева // Сборник научных трудов IV Международной научно-образовательной конференции (25-26 ноября).Под общ. ред. д. п. н., проф. А. Н. Хузиахметова - Казань : ТРИ «Школа».
2. Алиева Д.Р. Формирование толерантности у будущих учителей как качества личности/Д.Р.Алиева//Материалы V Международной научнообразовательной конференции (28-29 апреля 2017 г).Под общ. ред. д. п. н., проф.А.Н. Хузиахметова Казань: ТРИ « Школа».
3. Алиева Д.Р. Формирование толерантности у будущих учителей как качества личности Д.Р.Алиева//Материалы III Международной студенческой конференции « Научное сообщество студентов 21 столетия».
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В исследовании было уточнено и расширено понятие толерантности как качества личности педагога. Толерантность как качество личности стоит изучать как индивидуальный, так и как социальный феномен.
2. Систематизированы теоретические подходы к определению понятия толерантность с точки зрения различных подходов к изучению и понимания толерантности, при этом особое внимание было сосредоточено на изучении психологического, педагогического и социологического контекстов.
3. Были разработаны эффективные условия, формы и методы формирования толерантности как качества личности педагога. Нами были выделены такие направления работы как аудиторная работа со студентами, научно-исследовательская работа, прохождение различных видов практики, воспитательная деятельность студентов и включение студентов в работу различных общественных объединений.
4. Разработана модель формирования толерантности как качества личности педагога. Представленная нами модель формирования толерантности как качества состоит из трех частей. В первой части дается описание многокомпонентности самого понятие толерантности как качества личности. Во второй части нашей модели мы предлагаем диагностический инструментарий для определения уровня сформированности толерантности. В третьей части представлены условия и формы формирования толерантности будущего педагога в условиях образовательного учреждения высшего образования.
5. В исследовании были предложены и обоснованы уровни развития толерантности как качества личности будущего педагога. В понятие толерантность включены такие компоненты, как ценностные ориентации, уровень конфликтности личности.
6. В исследовании были выявлены существующие взаимосвязи между уровнем конфликтности личности и уровнем развития определенных ценностей личности, а также их зависимость от года обучения в образовательном учреждении высшего образования.
Таким образом данная работа имеет весомую ценность в исследовании понятия толерантности и вносит определенный вклад в совершенствование процесса формирования толерантности как качества личности педагога в условиях вуза. Предложенная модель формирования толерантности как качества личности будущего педагога позволит адекватно изучать уровень толерантности студентов и сделать процесс формирование толерантности видимым и регулируемым.
Предложенная модель формирования толерантности будущего учителя соответствует современным тенденциям развития образования и воспитания студентов, так как центральное место в ней занимают гуманистические приоритеты. Основное внимание, в нашей модели по формированию толерантности, уделяется именно личности обучающегося, концентрируется на особенностях её развития, а это и предполагает, как индивидуальный, так и коллективный подход в процессе обучения и воспитания.
Предложенная модель позволит осуществлять постоянный сознательный контроль над собственными возможностями, контроль воспринимать действительность реально, способность адекватно взаимодействовать с окружающими. Наша модель не предлагает требовать от обучающихся соблюдения правил и норм, а приведет к осознанию значимости этих норм в процессе деятельности. В гуманистической педагогике - это именуется в контексте, дать обучающимся возможность перенять социальные нормы путем идентификации себя с этими нормами, а не путем исполнения (абстрактных) требований общества. Воспитание будет осуществлять в соответствии со свободным выбором личности, иными словами, нельзя воспитать в личности ничего такого, в чем она не видит действительного и непосредственного интереса для себя, удовольствия или пользы.



1. Абдуразакова Д. М. Теоретико-методологические основы деятельности учреждений культуры и образования в развитии толерантного сознания молодежи многонационального региона: автореф. дне. ... д.п.н. / Д.М. Абдуразакова. - М., 2009. - 186с.
2. Абрамски Ирит, Порохина Г. Д., Виноградова И. Ю. Становление личности учащегося в сфере этнической толерантности в условиях образовательного консорциума // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No 3. С.55-60.
3. Акимова О. Б., Табаченко Т. С. Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании // Образование и наука. 2013. No 1. С.42-49.
4. Акутина С.П. Направления деятельности классного руководителя с семьей // Образование и общество. - No 1, 2009, с.6.
5. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладении с жизненными проблемами: диссертация к.психол.н.: 19.00.13,С- Пб., 2002, РГБ ОД, 61: 03-19/223-0187с.
6. Анисимов О. С. На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. -
С. 51.
7. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000. -160 с.
8. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. - 89с.
9. Асмолов А. Г. Толерантность от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию. М., 2000, с. 5-7.
10. Бабич Э. А., Каргаполова О. В., Каюмова Л. А., Довган Т.А. Толерантность как принцип жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No 3. С.24-29.
11. Батурина О. С., Корниенко А.Ф. Соотношение понятий «толерантность» и «терпимость» / Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18-21 сентября 2007 года. Т.1. Психология - будущему России. М. - Ростов- на-Дону: Изд-во «Кредо», 2007. С. 84-85.
12. Бегидова С. Н., Иоакимиди Ю.А., Сельмидис Л.Ф. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, процесс, условия. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 120 с.
13. Безлюева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М., 2003. - 184с.
14. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: Междунар. отношения, 1990. -42- 46с.
15. Берестовицкая С. Э., Сизова М. Б., Семенова Т. В., Белова Е.А.
Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и
инновации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. No 2. С.3-18. Блинкова Л. В., Гуринова Н. П. Организация личностноориентированного сопровождения профессионального роста педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No 1. С.42-44.
16. Бобинова С.В. Приемы воспитания толерантности // Имидж. -2005. - N 5. С. 83.
17. Большой толковый психологический словарь / Сост. А. Ребер: В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. М., 2000. - 537с.
18. Борытко Н.М. Толерантность педагога как способность к рефлексивному диалогу с воспитанником // ЭКО. - 2002. - No6. - 88 с.
19. Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. URL: http:// hpsy.ru/public/x831.htm (дата обращения: 15.01. 2016).
20. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1997. - 227с.
21. Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? [Текст] / Р.Р. Валитова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. Nol. 1996. - 114с.
22. Воробьев И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург,2006. 24 с.
23. Воробьева Л. И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии. - 2004. - N 2. - С. 159-158.
24. Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности, сущность и средства» // Внешкольник. - 2002 г., N 7-С. 88.
25. Выготский Л. С. О психологических системах // Л.С.Выготский. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. - С.54.
26. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - N7. - .С 117.
27. Голубева Н. М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности // Теория и практика общественного развития. 2015. No 14. С. 145-147.
28. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982. 208 с.
29. Григорович Л. А., Профессиональная компетентность
современного педагога, Научно - практический журнал «Новое в психологопедагогических исследованиях». - М., 2015. - С. 176.
30. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. 2006. Nol.- С.36.
31. Бурьянова О. А., Корниенко А.Ф. Развитие толерантного сознания и формирование толерантной личности студента: Научно-методическое пособие. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 64 с.
32. Давыдов А. П. Социокультурные основания модернизации религиозного сознания // Мир психологии. - 2003. - No 2. - С. 259-278.
33. Данилюк А. Я. Принцип культуроге- неза в образовании // Педагогика. - 2008. - No 10. - С. 7
34. Декларация принципов толерантности // Толерантность - дорога к миру/ Сост. Б.Э. Риэрдон. М., 2001. - С. 19-24.
35. Демократия: конфликтность и толерантность / Под. ред. В.С. Рахманинова. Воронеж, 2002. - С.173-180.
36. Дергач А. А., Зазыкин В. Г., Селезнева Е. В. [и др.]. Толерантность личности : характеристики, закономерности, механизмы формирования. М., 2003.- 197 с.
37. Дорохова Г. В. Формирование толерантного поведения студентов среднего профессионального образования на основе интеркультурного подхода: дис. канд. пед. наук. М., 2006. 257 с.
38. Дробижева Л. М. Толерантность и проблемы интеграции многокультурных сообществ // Вестник Института Кеннана в России. 2009. - 93с.
39. Ефимова Д. В., Макаров Ю. А. Парадоксы толерантности и её формирование: монография. Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. 124 с.
40. Замолоцких Е.Г. Теория и практика взаимодействия основной общеобразовательной школы и семьи в формировании межличностного общения школьников: диссертация д.п.н. / М., 2005, с.86.
41. Запесоцкий А.С. Куда идет российская культура // Мат-лы круглого стола // Вопросы философии. - 2010. - No 9. - С. 3-60.
42. Золотухин В.М. Две концепции толерантности: Монография. Кемерово, 1998. - С. 109.
43. Иоакимиди Ю.А. Педагогическая установка как показатель сформированности профессионально-педагогической направленности специалиста по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. No4. С. 66-70.
44. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2005.- 147с.
45. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. No 4. С. 111-117.
46. Капустина Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: Монография. Шадринск, 2008. С. 69.
47. Карякина Е.С. Идеал воспитания толерантности в русской педагогической мысли // Материалы научно-практической конференции. / Рязань: РФ МУ МВД России, 2005, с. 12-16.
48. Кибак И.А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД (на примере Республики Беларусь): автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 51 с.
49. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М.,2004. - 175 с.
50. Клепцова Е. Ю. Психологические условия фор- мирования терпимого отношения педагогов к детям [Текст] : дис. канд. психол. н. - Киров, 2001. - 177 с.
51. Когнитивное обучение: современное состояние и пер- спективы / отв. ред. Т. Еалкина, Э. Лоарер. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 294 с.
52. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: Енозис, 2001. 270 с.
53. Кожухарь Е.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. 2006. No 2. С. 16-24.
54. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного
сознания // Всерос. науч.-практ. конф. «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: Сб. материалов. - М., 1999. - С. 37-38.
55. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России: Всерос. науч.-практ. конф. М.: ИТАР-ТАСС, 1999. С. 37-38.
56. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьника. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. - 247с.
57. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюк; А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
58. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект). Режим доступа: http://nova.rambler.ru/search. (дата обращения 14.07.2016)
59. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008. - 992 с.
60. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 1997. 245 с.
61. Кудинова Н.М. Ценности толерантности в образова- тельной среде. // ЭКО. - 2002. - No6. - 88. с.
62. Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2006.- 163с.
63. Кутырев В. А. Проблема выживания человека в
«постчеловеческом» мире // Человек в системе наук: Сб. статей. - М.: Наука,1989.- С. 272-284.
64. Левченко Е.Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Красноярск, 2006. - 194с.
65. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
66. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - No 1, 1998, с. 13-25.
67. Лэнгле А. Введение в экзистенциально- аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. - 2004. - N 4. - С.3-21.
68. Магомедова Е. В. Толерантность как принцип культуры [Текст]. - Ростов-н/Д., 2000. -133 с.
69. Макаров Ю. А. Проблемы исследования толерантности как личностного и профессионального качества и пути их решения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология, социология, педагогика. 2008. Вып. 3. С. 388-393.
70. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд./Составление и общая редакция Ю.П. Сенокосова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. - С. 57
71. Мариманова М. С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный / М. С. Мариманова. — М., 2004. — 253 с.
72. Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - N 6 (88). - С. 66- 73.
73. Марковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 304 с. С.141-155.
74. Метелкина Т. Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2012. N 1. С.50-54.
75. Мещеряков Б.Г. Альтруизм // Большой психологический словарь. - СПб, 2003. - С. 28-29.
76. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб, пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
77. Мириманова М.С. Толерантность как система воспитания // Развитие личности. 2002. No2. - С 225-231.
78. Мириманова М.С. Толерантность как проблема воспитания//Развитие личности, - 2002. - No2. - С.104-116.
79. Можейкина Л.Б. Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск , 2006. - С 80-87.
80. Мусаев К.М. Формирование толерантности у студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности: дис. канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 168 с.
81. Мухаметзянова Ф.Ш. Профилактика межэтнических и межрелигиозных конфликтов среди молодежи в профессиональной образовательной организации /Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов Республики Татарстан: Материалы I научно-практической конференции 27 марта 2015 г. В 2-х ч. /Сост. А.Р. Камалеева. - Казань: Данис, 2015. - 1 ч. - С. 5-11.
82. Мухаметзянова Ф.Ш. Этнокультурное образование педагогов среднего профессионального учебного заведения / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2015. - No 1. - С. 17- 22.
83. Мухина В.С., Горянина В.А. Развитие, воспитание и
психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образованияжонцепция и опыт работы ИРЛ РАО / под ред. В.А. Горяниной // Воспитание и развитие личности: материалы международной НПК. - М.,
1997. -С. 4-12.
84. Нектаревская Ю.Н., Психологическая компетентность педагога в образовательном пространстве // apriori. Серия: Гуманитарные науки. 2013. - No2 - С.З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apriori-journal. m/serial/2-2013/nektarevskaya.pdf (дата обращения: 10.10.2015).
85. Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: Дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2004.- С 132-139.
86. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость: Сборник / Пер. с нем.; худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: Попурри, 1997.- 187с.
87. Нуруллина Р.В. Формирование толерантности в процессе конфессиональной социализации мусульманской молодежи (на материале республики Татарстан) // Власть. 2010. No 1. С. 79-81.
88. Олиниченко, Г. Г. Толерантность как фактор мирового
политического процесса [Текст] : автореф. дис. к. полит, наук. - М., 2004. - С. 18.
89. Оллпорт Г. Природа предубеждения. Век толерантности : науч.- публ. вести. 2003. No 5. С. 25-32.
90. Олпорт, Г. У. Толерантная личность / Г. У. Олпорт // Век толерантности: науч.-публ. вести. — М., 2003. — Вып. 6. — С. 39—50.
91. Петрицкий В.А. Толерантность - универсальный этический
принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993.- С 84- 88.
92. Поваренков Ю.П., Нурлигаянова О.Б. Педагогическая толерантность как профессионально важное качество педагога. Архангельск,2014. 159 с.
93. поведенческого компонентов толерантности у младших
школьников в образовательной среде: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. - 79с.
94. Поддержка студента в личностно-профессиональном самоопределении / И.С. Ворошилова, Н.П. Фёдорова, Д.А. Романов, Т.В.
Тихомирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - No 2 (96). - С. 19-23.
95. Подлиняев О.Л. Теория и практика становления
гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно- центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): дисс. д-ра пед. наук. Иркутск : Иркут, гос. пед. ун-та, 1999. 388
с.
96. Программа «Толерантность» [Электронный ре- сурс]. - Режим доступа : http://spbtolerance.ru/archives/8561 15 (дата обращения: 13.05..2016)
97. Профессиональный стандарт педагога // Живой журнал. - 2013
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Ьцр://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 20.09.2015)
98. РайгородскийД.А.Практическаяпсиходиагностика:методикиитест ы.М.,2004.С.302-309.
99. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.
100. Риэрдон, Б.Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Б.Э. Риэрдон. - М., 2001. - 23-48с.
101. Рогачев В.В. Педагогические условия включения
старшеклассников в социальную деятельность: автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 1994. - 18с.
102. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. 1994. N 1. С. 16-19. Рубинштейн М.М. Проблема учите- ля: Учеб, пособ. для студ. высш. пед. учеб, завед. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Ака- демия, 2004.
103. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.- 272 с.
104. Скворцов, М. Б. Толерантность: иллюзия или средство спасения? [Текст] // Октябрь. - 1997. - No - С. 160-189.
105. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
106. Словарь практического психолога/ Под. ред. С.Ю. Головина. Минск, 1997. - 460 с.
107. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994.
108. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст]. - М. : Генезис, 2001. - 112 с.
109. Спицына О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников - М., 2006г.-15с.
110. Степанов П. Толерантный человек: Как его воспитать? // Народное образование. 2001. No 6. - С.112-118.
111. Страхов И. В. Психологические основы педагогического такта. Саратов, 1972. 72 с.
112. Таланов, В. Педагогика толерантности [Текст] / В. Таланов // Высшее образование в России. - 2000. - No 2. - С.73-79 с.
113. Тестов В.А. Ценности российской цивилизации как стратегические цели // Педагогика. - 2009. - No 1. - С. 15-21.
114. Типтков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах [Текст] (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. - М. : Русский мир, 1997. - С. 256-274.
115. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.метод, статей. М., 2003. - 147-151 с.
116. Толерантность личности: характеристики, закономерности,
механизмы формирования: Коллективная монография / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 197 с.
117. Толстикова С. Н. Развитие коммуникативной толерантности у будущих социальных педагогов системы образования: дисс. канд. пед. наук. Калуга, 2002. 176 с.
118. Трофимова Г.С. Основы педагогической коммуникативной компетентности. Ижевск, 1994.- 76 с.
119. Уолцер, М. О терпимости [Текст] / пер. с англ. И. Мюрнберг. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 159 с.
120. Фадеева Т. Ю. Педагогическая толерантность как интегративное качество личности специалиста // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4 (8). С. 409- 412.
121. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. No 1 (16). С. 216-219.
122. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Пути решения проблемы развития толерантности личности будущих педагогов в условиях высшего образования // Труды Братского государственного университета. Братск, 2014. С. 215-223.
123. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации No 273 - ФЗ от 29.12. 2012. - Ростов н/Д: Легион, 2013. - 208 с. - С.109.
124. Харьков Ю.А., Фиатов А.И. Направления психологопедагогического сопровождения в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / ред. сост. С.Г. Косарецкий // Методические рекомендации для специ- алистов службы практической психологи в системе образования. - Режим доступа: www.humanities.edu.ru/db/msg/47835.
125. Хузиахметов А.Н. Воспитание патриота. Учебное пособие по педагогике для учащихся высших и средних специальных учебных заведений. Год выпуска: 2004.-С.216-231.
126. Чекмарева Т.Н. Программа развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2015. No 1(19). С. 123-131.
127. Чекмарева Т.Н. Теория и методология становления толерантности педагога: монография. Братск: ГОУ ВПО «БГУ», 2010. 134 с. Деп. в ИНИОН РАН No 60914 от 19.10.2010.
128. Чернова О.Н. Педагогическая деятельность в кон- тексте международной системы оценки качества образова- ния // Человек и культура. - 2015. -No 2. - С. 1-20.
129. Чернова О.Н., Григорович Л.А, Формирования психологической компетентности современного учителя в условиях дополнительного образования// Электронный научный журнал «арпоп.Серия: Гуманитарные науки». - 2017. - Nol2-3 - С.456-459 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expeducation.m/m/article/view?id=11033 (дата обращения: 10.06.2018).
130. Чернова О.Н., Проблемы формирования психологической компетентности учителя // Наука и бизнес: пути развития. - 2015. - No5 -С.25.
131. ГЦеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004. -С.57.
132. Щербакова Т.Н. , Психологическая компетентность учителя как профессиональный ресурс // Электронный научный журнал «Наука/Педагогика». - Режим доступа: http:// nauka-pedagogika.com (дата обращения: 10.09.2015).
133. Юдакина, С.И. Воспитание толерантности в процессе обучения иностранным языкам // С.И. Юдакина, С.П. Акутина / Мир науки, культуры, образования. - No 1, 2011, с. 193.
134. Юдакина, С.И. Формирование толерантности учащихся в условиях диалога культур // С.И. Юдакина, С.П. Акутина / Высшее образование сегодня. - No 4, 2011, с.54.
135. Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. No 2. С. 31-42.
136. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. - М.: ПЕРСЭ, 2000.-213с.
Источники на иностранном языке
1. Anker, Т. Afdal, G.bRelocating respect and tolerance: A practice approach in empirical philosophy(Article) Oslo, Norway, January 2018
2. 2.Yildirim, S. GValues education in social studies lesson according to different perspectives(Article) Turkey, 2017.
3. Goleman D. Emotional Intelligence. L., 1997.
4. Roger D., Parinaud C. Tolerance Collection: Cultures Peace. UNESCO,
2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ