ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
|
Введение 3
Глава I Теоретический анализ проблемы
формирования толерантности будущего учителя 12
1.1. Сущность толерантности как качества личности будущего учителя 12
1.2. Методологические основы формирования толерантности
будущего учителя в условиях вуза
1.3. Уровни сформированности педагогической толерантности
будущего учителя
Глава II Проектирование и реализация модели формирования толерантности как качества личности учителя в условиях вуза 45
2.1. Педагогические условия, формы, методы формирования
толерантности будущего учителя в условиях вуза 62
2.2. Модель формирования толерантности как качества личности
будущего учителя в условиях вуза
2.3. Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки модели формирования толерантности как качества личности будущего учителя в условиях вуза
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава I Теоретический анализ проблемы
формирования толерантности будущего учителя 12
1.1. Сущность толерантности как качества личности будущего учителя 12
1.2. Методологические основы формирования толерантности
будущего учителя в условиях вуза
1.3. Уровни сформированности педагогической толерантности
будущего учителя
Глава II Проектирование и реализация модели формирования толерантности как качества личности учителя в условиях вуза 45
2.1. Педагогические условия, формы, методы формирования
толерантности будущего учителя в условиях вуза 62
2.2. Модель формирования толерантности как качества личности
будущего учителя в условиях вуза
2.3. Организация и проведение опытно-экспериментальной проверки модели формирования толерантности как качества личности будущего учителя в условиях вуза
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время проблема привития толерантности у молодежи является одной из важнейших в современном мире. Процессы глобализации, усиление межкультурных связей и социальной напряженности, продолжение межэтнических конфликтов и всплеск национального экстремизма - все это требует принятия воспитательных мер по развитию толерантности у молодежи. Взаимная нетерпимость, обида, бездушие, насилие и агрессия становятся нормой для молодежи и ее поведения, что позволяет экстремизму войти в наше общество. Становится очевидным, что для общества демократия и интеграция возможны только в том случае, если они станут более терпимыми.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования говорится, что педагогическое образование в целом должно понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Однако до сих пор возникают споры о необходимости и полезности толерантности, а также дискуссии о формах ее проявления, механизмах и методах формирования. Это возникает потому, что в современной науке нет четкого и устоявшегося понятия «толерантность».
Обычно «толерантность» трактуется как «терпимость». Но такое понимание толерантности не соответствует духу Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года и принятой государствами - членами Юнеско, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, есть «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Как отмечается в работе О.С.
Батуриной и А.Ф. Корниенко, «при таком определении толерантность не предполагает наличие терпимости. Понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к Другому, которые не надо терпеть» [18].
Наиболее часто толерантность рассматривается в плане межнациональных, межэтнических отношений между людьми, реже в педагогическом процессе, в межличностных отношениях и применительно к профессиональной сфере деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что:
- в условиях глобализации современного общества возникает интерес к исследованию процесса ценностного самоопределения личности, воспитанию профессионала с набором личностных качеств, отвечающих идеям толерантности, способного в постоянно изменяющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими;
- вследствие утраты молодежью прежних идеалов и ценностей, размытое понятие нормы, обуславливает необходимость в процессе профессиональной подготовки студента в вузе рассматривать формирование толерантности как необходимое условие эффективной профессиональной подготовки будущего учителя;
- в связи с миграционными процессами, происходящими в нашей стране, толерантность как качество личности становится наиболее значимым и необходимым современному педагогу в осуществлении межличностного взаимодействия в образовательной среде.
Степень разработанности темы.
В последнее время появляется много исследований, посвященных формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицина и др.).
В рамках исследуемой проблемы формирования толерантности студента, будущего педагога, значимыми являются работы, рассматривающие технологии разрешения педагогических конфликтов (А. Меняев, С. Ю. Темина, Н. В. Нижегородцева и др.); взаимодействия субъектов образовательного процесса (В. И. Загвязинский, Л. А. Левшин, X. Й. Лийметс и др.). Формирование педагогической толерантности как необходимое условие совершенствования педагогического образования рассматривают как на теоретическом (Л. А. Занина, Н. П. Меньшикова), так и на практическом уровнях, в частности, через погружение студентов в поликультурную среду (С. А. Ляушева), через ориентацию на личностную модель взаимодействия в разрешении специально созданных ситуаций (Е. Ю. Клепцова, О. Б. Нурлигаянова, М. А. Перепелицына, Т. Ю. Фадеева).
Анализ философской литературы показал, что идея межличностной толерантности встречается еще у античных философов: особый срединный душевный склад Аристотеля , «золотая середина» Джона Локка, позволя- ющая найти равновесие между крайними непримиримыми позициями лю- дей. Однако наибольшее развитие данная идея получила в экзистенциальной философии, обращенной к проблемам существования человека. [24; 59].
С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю рассматривают человеческое бытие как событие с другими. Существование человека - это, прежде всего, существование «для-кого-то- здесь» . Поэтому «заботливое размыкание Другого», которое всегда связано с собственной откровенностью и открытостью, «вчувствование», позволяющее «проложить мост» от себя к другому субъекту - это модель подлинной экзистенции, т. е. осмысленного существования.
Опираясь на мнение М.С. Мацковского, что «толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.», мы пришли к выводу, что «педагогическая толерантность» есть особый вид толерантности, который выражает отношение данной личности к другой, имеющей отличные от нее педагогические взгляды. То есть, если человек, имея собственные педагогические взгляды, а именно представления о том, как надо учить и воспитывать, негативно относится к другому человеку, потому что тот имеет другие, отличные от его, педагогические взгляды, можно говорить об отсутствии педагогической толерантности. Следовательно, «педагогическая толерантность» выступает как некая толерантность по отношению к другим педагогам или другим людям, с устоявшимися педагогическими взглядами, что отдаляет сущность данного понятия от главного участника образовательного процесса - ребенка, у которого пока не сформированы педагогические воззрения.
Таким образом, анализ научной литературы, работы массовой общеобразовательной и высшей школы показал, что существуют противоречия между:
- между необходимостью изучения толерантности личности как качества личности педагога и недостаточной разработанностью теоретических и методологических положений по данной проблеме;
- между возрастанием значимости стоящей перед вузом задачи по формированию толерантности как качества личности будущего учителя и отсутствием единой структурной поэтапной модели по ее формированию в условиях профессиональной подготовки в вузе;
- необходимостью формирования толерантности как качества личности у будущих учителей и отсутствия комплекса методов педагогического и психологического воздействия, которые способствуют личностному самопознанию, самопринятию и саморазвитию студентов, рефлексивному осмыслению ценностно-смысловых оснований толерантности.
Вышеизложенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: отсутствие теоретически обоснованных психологопедагогических условий, при которых возможно эффективное развитие толерантности как профессионально важного качества будущего учителя.
Указанная научная проблема определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование толерантности как качества личности у будущих учителей».
Объект исследования: процесс формирования толерантности как качества личности у будущих учителей.
Предмет исследования: особенности и условия формирования толерантности как качества личности будущих учителей.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке модели формирования толерантности как качества личности у будущих учителей.
В основу исследования положена гипотеза исследования, согласно которой процесс формирования педагогической толерантности у будущих учителей будет более эффективным, если:
• будут выявлены и соответствующим образом учитываться сущностные, структурные и содержательные характеристики формирования толерантности, а именно будет рассмотрена система взаимосвязанных личностных характеристик будущего педагога в процессе обучения в образовательном учережлении высшего образования, степень их сформированности, что будет способствовать организации поэтапного многокомпонентного педагогического процесса по формированию толерантности;
• будет разработан комплекс методов педагогического и психологического и воспитательного воздействия, которые будут способствовать формированию толерантности как качества личности будущего педагога;
• будет проводится регулярный диагностический анализ уровня сформированности толерантности как качества личности на каждом этапе обучения студента в образовательном учережлении высшего образования.
• будут созданы педагогические условия для реализации модели формирования толерантности будущего учителя в процессе обучения в вузе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие толерантности личности как многокомпонентную систему взаимосвязанных личностных характеристик;
2. Рассмотреть сущность, структуру и выделить содержательные уровни развития толерантности как качества личности будущих учителей;
3. Обосновать структуру и содержание модели формирования толерантности как качества личности у будущих учителей в условиях вуза.
Теоретико-методологической основой исследования явились: коммуникативная толерантность (В.В. Бойко, Г.В. Безюлева, Г.М. Шаламова, Л.М. Попов, Е.А. Ичаловская); проблема социально-психологического климата (В.М. Шепель, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, Р.Х. Шакуров, Е.С. Кузьмин), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), деятельностный и личностный подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская), системный подход (Б.Е. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), психология межличностной толерантности (А.Е. Асмолов, В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова, В.Д. Менделевич, Ю.Р. Мухина, Н.В. Недорезова, Е.У. Солдатова, А.Е. Фадина.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме формирования педагогической толерантности у будущих учителей;
- эмперические: анализ письменных работ, наблюдение, беседа,диагностирование (анкетирование, тестирование), моделирование,методы обработки эмпирических данных, независимые характеристики, анализ результатов деятельности; В.И.Андреев опросник «Оценка уровня конфликтности», В.В.Бойко опросник коммуникативной толерантности, Б.С.Алишев методика «ценностей личности».
статистические: методы математической статистики,количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальной базой исследования явился Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Институт психологии и образования. Всего исследованием было охвачено 48 человек: студенты бакалавры ( 2 и 4 курса) и магистры 10 человек (1 курса).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - (2016 гг.) проводилась поисково диагностическая работа: анализ изучаемой отечественной и зарубежной теоретической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиций исследования; обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Второй этап (2016-2017 гг.) включал педагогический эксперимент, а именно: обоснование исследования; констатирующий эксперимент и обработка его результатов; теоретическое обоснование основ гуманистической педагогической модели процесса развития педагогической толерантности как качества личности у будущих учителей.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) осуществлялась следующая оценочно обобщающая работа: анализ результатов эксперимента, обобщение,
систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации обоснованной нами педагогической модели; оформление текста диссертации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило
- расширить представление понятия толерантности как качества личности педагога;
- разработан диагностический инструментарий по определению уровня сформированности толерантности как качества личности и определены и описаны уровни развития толерантности;
-разработана теоретическая модель формирования толерантности как качества личности у будущих педагогов в условиях вуза, которая позволяет диагностировать качество развития толерантности у студентов в процессе обучения в вузе.
Полученные результаты имеют значение также для дальнейшего научного анализа целостного психолого-педагогического механизма формирования толерантности в вузе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплекса диагностических методов и предложенной модели по формированию толерантности как качества личности к внедрению в учебно-воспитательный процесс учебного заведения.
Научная новизна исследования определяется тем что: выделены содержательные характеристики понятия толерантности как качества личности; определены и описаны уровни развития толерантности будущего педагога; выявлены взаимосвязи между ценностями личности и уровнем конфликтности личности; доказано, что в условиях специально организованного структурного педагогического, психологического и воспитательного процесса в условиях вуза, происходит повышение уровня развития толерантности у студентов.
Достоверность результатов исследования обеспечена разработкой и использованием комплекса методов, адекватных логике исследования; разработкой концептуальных положений исследования с опорой на общепризнанные в современной психологии методологические идеи; соблюдением требований к формированию выборки, использованием для эмпирической проверке гипотезы статистических методов обработки полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
• Теоретические положения, в рамках которых дается обоснование понятия толерантности как качества личности будущего учителя.
• Разработанная и апробированная авторская модель комплекса мер педагогического и психологического взаимодействия с целью формирования педагогической толерантности у будущих учителей.
• Результаты проведенного исследования, показывающие эффективность использования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, комплекса методов педагогического и психологического взаимодействия, которые способствуют формированию толерантности как качества личности.
Апробация исследования была осуществлена в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах; в учебном процессе при прохождении педагогической практики; на заседаниях кафедры методологии обучения и воспитания ИПиО КФУ. Материалы исследования были опубликованы в следующих сборниках статей:
1. Алиева Д.Р. Формирование толерантности школьников 8-9 классов в процессе обучения/Д.Р.Алиева // Сборник научных трудов IV Международной научно-образовательной конференции (25-26 ноября).Под общ. ред. д. п. н., проф. А. Н. Хузиахметова - Казань : ТРИ «Школа».
2. Алиева Д.Р. Формирование толерантности у будущих учителей как качества личности/Д.Р.Алиева//Материалы V Международной научнообразовательной конференции (28-29 апреля 2017 г).Под общ. ред. д. п. н., проф.А.Н. Хузиахметова Казань: ТРИ « Школа».
3. Алиева Д.Р. Формирование толерантности у будущих учителей как качества личности Д.Р.Алиева//Материалы III Международной студенческой конференции « Научное сообщество студентов 21 столетия».
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения.
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования говорится, что педагогическое образование в целом должно понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Однако до сих пор возникают споры о необходимости и полезности толерантности, а также дискуссии о формах ее проявления, механизмах и методах формирования. Это возникает потому, что в современной науке нет четкого и устоявшегося понятия «толерантность».
Обычно «толерантность» трактуется как «терпимость». Но такое понимание толерантности не соответствует духу Декларации принципов толерантности, подписанной 16 ноября 1995 года и принятой государствами - членами Юнеско, в том числе и Россией. Толерантность, согласно Декларации, есть «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Как отмечается в работе О.С.
Батуриной и А.Ф. Корниенко, «при таком определении толерантность не предполагает наличие терпимости. Понимание, уважение и принятие основаны исключительно на положительных отношениях к Другому, которые не надо терпеть» [18].
Наиболее часто толерантность рассматривается в плане межнациональных, межэтнических отношений между людьми, реже в педагогическом процессе, в межличностных отношениях и применительно к профессиональной сфере деятельности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что:
- в условиях глобализации современного общества возникает интерес к исследованию процесса ценностного самоопределения личности, воспитанию профессионала с набором личностных качеств, отвечающих идеям толерантности, способного в постоянно изменяющихся условиях совершенствоваться и выстраивать гармоничные отношения с окружающими;
- вследствие утраты молодежью прежних идеалов и ценностей, размытое понятие нормы, обуславливает необходимость в процессе профессиональной подготовки студента в вузе рассматривать формирование толерантности как необходимое условие эффективной профессиональной подготовки будущего учителя;
- в связи с миграционными процессами, происходящими в нашей стране, толерантность как качество личности становится наиболее значимым и необходимым современному педагогу в осуществлении межличностного взаимодействия в образовательной среде.
Степень разработанности темы.
В последнее время появляется много исследований, посвященных формированию толерантности как профессионально важного качества личности педагога (С.К. Бондырева, С.В. Данилова, А.А. Погодина, М.А. Перепелицина и др.).
В рамках исследуемой проблемы формирования толерантности студента, будущего педагога, значимыми являются работы, рассматривающие технологии разрешения педагогических конфликтов (А. Меняев, С. Ю. Темина, Н. В. Нижегородцева и др.); взаимодействия субъектов образовательного процесса (В. И. Загвязинский, Л. А. Левшин, X. Й. Лийметс и др.). Формирование педагогической толерантности как необходимое условие совершенствования педагогического образования рассматривают как на теоретическом (Л. А. Занина, Н. П. Меньшикова), так и на практическом уровнях, в частности, через погружение студентов в поликультурную среду (С. А. Ляушева), через ориентацию на личностную модель взаимодействия в разрешении специально созданных ситуаций (Е. Ю. Клепцова, О. Б. Нурлигаянова, М. А. Перепелицына, Т. Ю. Фадеева).
Анализ философской литературы показал, что идея межличностной толерантности встречается еще у античных философов: особый срединный душевный склад Аристотеля , «золотая середина» Джона Локка, позволя- ющая найти равновесие между крайними непримиримыми позициями лю- дей. Однако наибольшее развитие данная идея получила в экзистенциальной философии, обращенной к проблемам существования человека. [24; 59].
С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю рассматривают человеческое бытие как событие с другими. Существование человека - это, прежде всего, существование «для-кого-то- здесь» . Поэтому «заботливое размыкание Другого», которое всегда связано с собственной откровенностью и открытостью, «вчувствование», позволяющее «проложить мост» от себя к другому субъекту - это модель подлинной экзистенции, т. е. осмысленного существования.
Опираясь на мнение М.С. Мацковского, что «толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.», мы пришли к выводу, что «педагогическая толерантность» есть особый вид толерантности, который выражает отношение данной личности к другой, имеющей отличные от нее педагогические взгляды. То есть, если человек, имея собственные педагогические взгляды, а именно представления о том, как надо учить и воспитывать, негативно относится к другому человеку, потому что тот имеет другие, отличные от его, педагогические взгляды, можно говорить об отсутствии педагогической толерантности. Следовательно, «педагогическая толерантность» выступает как некая толерантность по отношению к другим педагогам или другим людям, с устоявшимися педагогическими взглядами, что отдаляет сущность данного понятия от главного участника образовательного процесса - ребенка, у которого пока не сформированы педагогические воззрения.
Таким образом, анализ научной литературы, работы массовой общеобразовательной и высшей школы показал, что существуют противоречия между:
- между необходимостью изучения толерантности личности как качества личности педагога и недостаточной разработанностью теоретических и методологических положений по данной проблеме;
- между возрастанием значимости стоящей перед вузом задачи по формированию толерантности как качества личности будущего учителя и отсутствием единой структурной поэтапной модели по ее формированию в условиях профессиональной подготовки в вузе;
- необходимостью формирования толерантности как качества личности у будущих учителей и отсутствия комплекса методов педагогического и психологического воздействия, которые способствуют личностному самопознанию, самопринятию и саморазвитию студентов, рефлексивному осмыслению ценностно-смысловых оснований толерантности.
Вышеизложенные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: отсутствие теоретически обоснованных психологопедагогических условий, при которых возможно эффективное развитие толерантности как профессионально важного качества будущего учителя.
Указанная научная проблема определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование толерантности как качества личности у будущих учителей».
Объект исследования: процесс формирования толерантности как качества личности у будущих учителей.
Предмет исследования: особенности и условия формирования толерантности как качества личности будущих учителей.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке модели формирования толерантности как качества личности у будущих учителей.
В основу исследования положена гипотеза исследования, согласно которой процесс формирования педагогической толерантности у будущих учителей будет более эффективным, если:
• будут выявлены и соответствующим образом учитываться сущностные, структурные и содержательные характеристики формирования толерантности, а именно будет рассмотрена система взаимосвязанных личностных характеристик будущего педагога в процессе обучения в образовательном учережлении высшего образования, степень их сформированности, что будет способствовать организации поэтапного многокомпонентного педагогического процесса по формированию толерантности;
• будет разработан комплекс методов педагогического и психологического и воспитательного воздействия, которые будут способствовать формированию толерантности как качества личности будущего педагога;
• будет проводится регулярный диагностический анализ уровня сформированности толерантности как качества личности на каждом этапе обучения студента в образовательном учережлении высшего образования.
• будут созданы педагогические условия для реализации модели формирования толерантности будущего учителя в процессе обучения в вузе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие толерантности личности как многокомпонентную систему взаимосвязанных личностных характеристик;
2. Рассмотреть сущность, структуру и выделить содержательные уровни развития толерантности как качества личности будущих учителей;
3. Обосновать структуру и содержание модели формирования толерантности как качества личности у будущих учителей в условиях вуза.
Теоретико-методологической основой исследования явились: коммуникативная толерантность (В.В. Бойко, Г.В. Безюлева, Г.М. Шаламова, Л.М. Попов, Е.А. Ичаловская); проблема социально-психологического климата (В.М. Шепель, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, Р.Х. Шакуров, Е.С. Кузьмин), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), деятельностный и личностный подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская), системный подход (Б.Е. Ананьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов), психология межличностной толерантности (А.Е. Асмолов, В.В. Бойко, С.Л. Братченко, Е.Ю. Клепцова, В.Д. Менделевич, Ю.Р. Мухина, Н.В. Недорезова, Е.У. Солдатова, А.Е. Фадина.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, социально-психологической литературы по проблеме формирования педагогической толерантности у будущих учителей;
- эмперические: анализ письменных работ, наблюдение, беседа,диагностирование (анкетирование, тестирование), моделирование,методы обработки эмпирических данных, независимые характеристики, анализ результатов деятельности; В.И.Андреев опросник «Оценка уровня конфликтности», В.В.Бойко опросник коммуникативной толерантности, Б.С.Алишев методика «ценностей личности».
статистические: методы математической статистики,количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальной базой исследования явился Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Институт психологии и образования. Всего исследованием было охвачено 48 человек: студенты бакалавры ( 2 и 4 курса) и магистры 10 человек (1 курса).
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе - (2016 гг.) проводилась поисково диагностическая работа: анализ изучаемой отечественной и зарубежной теоретической литературы по обозначенной проблеме; разработка исходных позиций исследования; обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
Второй этап (2016-2017 гг.) включал педагогический эксперимент, а именно: обоснование исследования; констатирующий эксперимент и обработка его результатов; теоретическое обоснование основ гуманистической педагогической модели процесса развития педагогической толерантности как качества личности у будущих учителей.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) осуществлялась следующая оценочно обобщающая работа: анализ результатов эксперимента, обобщение,
систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе реализации обоснованной нами педагогической модели; оформление текста диссертации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно позволило
- расширить представление понятия толерантности как качества личности педагога;
- разработан диагностический инструментарий по определению уровня сформированности толерантности как качества личности и определены и описаны уровни развития толерантности;
-разработана теоретическая модель формирования толерантности как качества личности у будущих педагогов в условиях вуза, которая позволяет диагностировать качество развития толерантности у студентов в процессе обучения в вузе.
Полученные результаты имеют значение также для дальнейшего научного анализа целостного психолого-педагогического механизма формирования толерантности в вузе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплекса диагностических методов и предложенной модели по формированию толерантности как качества личности к внедрению в учебно-воспитательный процесс учебного заведения.
Научная новизна исследования определяется тем что: выделены содержательные характеристики понятия толерантности как качества личности; определены и описаны уровни развития толерантности будущего педагога; выявлены взаимосвязи между ценностями личности и уровнем конфликтности личности; доказано, что в условиях специально организованного структурного педагогического, психологического и воспитательного процесса в условиях вуза, происходит повышение уровня развития толерантности у студентов.
Достоверность результатов исследования обеспечена разработкой и использованием комплекса методов, адекватных логике исследования; разработкой концептуальных положений исследования с опорой на общепризнанные в современной психологии методологические идеи; соблюдением требований к формированию выборки, использованием для эмпирической проверке гипотезы статистических методов обработки полученных данных.
На защиту выносятся следующие положения:
• Теоретические положения, в рамках которых дается обоснование понятия толерантности как качества личности будущего учителя.
• Разработанная и апробированная авторская модель комплекса мер педагогического и психологического взаимодействия с целью формирования педагогической толерантности у будущих учителей.
• Результаты проведенного исследования, показывающие эффективность использования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, комплекса методов педагогического и психологического взаимодействия, которые способствуют формированию толерантности как качества личности.
Апробация исследования была осуществлена в выступлениях на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах; в учебном процессе при прохождении педагогической практики; на заседаниях кафедры методологии обучения и воспитания ИПиО КФУ. Материалы исследования были опубликованы в следующих сборниках статей:
1. Алиева Д.Р. Формирование толерантности школьников 8-9 классов в процессе обучения/Д.Р.Алиева // Сборник научных трудов IV Международной научно-образовательной конференции (25-26 ноября).Под общ. ред. д. п. н., проф. А. Н. Хузиахметова - Казань : ТРИ «Школа».
2. Алиева Д.Р. Формирование толерантности у будущих учителей как качества личности/Д.Р.Алиева//Материалы V Международной научнообразовательной конференции (28-29 апреля 2017 г).Под общ. ред. д. п. н., проф.А.Н. Хузиахметова Казань: ТРИ « Школа».
3. Алиева Д.Р. Формирование толерантности у будущих учителей как качества личности Д.Р.Алиева//Материалы III Международной студенческой конференции « Научное сообщество студентов 21 столетия».
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения.
1. В исследовании было уточнено и расширено понятие толерантности как качества личности педагога. Толерантность как качество личности стоит изучать как индивидуальный, так и как социальный феномен.
2. Систематизированы теоретические подходы к определению понятия толерантность с точки зрения различных подходов к изучению и понимания толерантности, при этом особое внимание было сосредоточено на изучении психологического, педагогического и социологического контекстов.
3. Были разработаны эффективные условия, формы и методы формирования толерантности как качества личности педагога. Нами были выделены такие направления работы как аудиторная работа со студентами, научно-исследовательская работа, прохождение различных видов практики, воспитательная деятельность студентов и включение студентов в работу различных общественных объединений.
4. Разработана модель формирования толерантности как качества личности педагога. Представленная нами модель формирования толерантности как качества состоит из трех частей. В первой части дается описание многокомпонентности самого понятие толерантности как качества личности. Во второй части нашей модели мы предлагаем диагностический инструментарий для определения уровня сформированности толерантности. В третьей части представлены условия и формы формирования толерантности будущего педагога в условиях образовательного учреждения высшего образования.
5. В исследовании были предложены и обоснованы уровни развития толерантности как качества личности будущего педагога. В понятие толерантность включены такие компоненты, как ценностные ориентации, уровень конфликтности личности.
6. В исследовании были выявлены существующие взаимосвязи между уровнем конфликтности личности и уровнем развития определенных ценностей личности, а также их зависимость от года обучения в образовательном учреждении высшего образования.
Таким образом данная работа имеет весомую ценность в исследовании понятия толерантности и вносит определенный вклад в совершенствование процесса формирования толерантности как качества личности педагога в условиях вуза. Предложенная модель формирования толерантности как качества личности будущего педагога позволит адекватно изучать уровень толерантности студентов и сделать процесс формирование толерантности видимым и регулируемым.
Предложенная модель формирования толерантности будущего учителя соответствует современным тенденциям развития образования и воспитания студентов, так как центральное место в ней занимают гуманистические приоритеты. Основное внимание, в нашей модели по формированию толерантности, уделяется именно личности обучающегося, концентрируется на особенностях её развития, а это и предполагает, как индивидуальный, так и коллективный подход в процессе обучения и воспитания.
Предложенная модель позволит осуществлять постоянный сознательный контроль над собственными возможностями, контроль воспринимать действительность реально, способность адекватно взаимодействовать с окружающими. Наша модель не предлагает требовать от обучающихся соблюдения правил и норм, а приведет к осознанию значимости этих норм в процессе деятельности. В гуманистической педагогике - это именуется в контексте, дать обучающимся возможность перенять социальные нормы путем идентификации себя с этими нормами, а не путем исполнения (абстрактных) требований общества. Воспитание будет осуществлять в соответствии со свободным выбором личности, иными словами, нельзя воспитать в личности ничего такого, в чем она не видит действительного и непосредственного интереса для себя, удовольствия или пользы.
2. Систематизированы теоретические подходы к определению понятия толерантность с точки зрения различных подходов к изучению и понимания толерантности, при этом особое внимание было сосредоточено на изучении психологического, педагогического и социологического контекстов.
3. Были разработаны эффективные условия, формы и методы формирования толерантности как качества личности педагога. Нами были выделены такие направления работы как аудиторная работа со студентами, научно-исследовательская работа, прохождение различных видов практики, воспитательная деятельность студентов и включение студентов в работу различных общественных объединений.
4. Разработана модель формирования толерантности как качества личности педагога. Представленная нами модель формирования толерантности как качества состоит из трех частей. В первой части дается описание многокомпонентности самого понятие толерантности как качества личности. Во второй части нашей модели мы предлагаем диагностический инструментарий для определения уровня сформированности толерантности. В третьей части представлены условия и формы формирования толерантности будущего педагога в условиях образовательного учреждения высшего образования.
5. В исследовании были предложены и обоснованы уровни развития толерантности как качества личности будущего педагога. В понятие толерантность включены такие компоненты, как ценностные ориентации, уровень конфликтности личности.
6. В исследовании были выявлены существующие взаимосвязи между уровнем конфликтности личности и уровнем развития определенных ценностей личности, а также их зависимость от года обучения в образовательном учреждении высшего образования.
Таким образом данная работа имеет весомую ценность в исследовании понятия толерантности и вносит определенный вклад в совершенствование процесса формирования толерантности как качества личности педагога в условиях вуза. Предложенная модель формирования толерантности как качества личности будущего педагога позволит адекватно изучать уровень толерантности студентов и сделать процесс формирование толерантности видимым и регулируемым.
Предложенная модель формирования толерантности будущего учителя соответствует современным тенденциям развития образования и воспитания студентов, так как центральное место в ней занимают гуманистические приоритеты. Основное внимание, в нашей модели по формированию толерантности, уделяется именно личности обучающегося, концентрируется на особенностях её развития, а это и предполагает, как индивидуальный, так и коллективный подход в процессе обучения и воспитания.
Предложенная модель позволит осуществлять постоянный сознательный контроль над собственными возможностями, контроль воспринимать действительность реально, способность адекватно взаимодействовать с окружающими. Наша модель не предлагает требовать от обучающихся соблюдения правил и норм, а приведет к осознанию значимости этих норм в процессе деятельности. В гуманистической педагогике - это именуется в контексте, дать обучающимся возможность перенять социальные нормы путем идентификации себя с этими нормами, а не путем исполнения (абстрактных) требований общества. Воспитание будет осуществлять в соответствии со свободным выбором личности, иными словами, нельзя воспитать в личности ничего такого, в чем она не видит действительного и непосредственного интереса для себя, удовольствия или пользы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации
Диссертации (РГБ), патентное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП
ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2013 - Профессиональная деятельность педагога по формированию
толерантности у обучающихся младших классов в условиях
инклюзивной развивающей среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия формирования толерантности у
учащихся шестых классов средствами физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности у старшеклассников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2017



