Оптимизация складского хозяйства предприятия
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Предпосылки и обстоятельства
начала «Культурной революции» в Китае 12
ГЛАВА 2. Ход «Культурной революции» в Китае
и этапная специфика её событий 26
ГЛАВА 3. Результаты и последствия
«Культурной революции» в Китае 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предпосылки и обстоятельства
начала «Культурной революции» в Китае 12
ГЛАВА 2. Ход «Культурной революции» в Китае
и этапная специфика её событий 26
ГЛАВА 3. Результаты и последствия
«Культурной революции» в Китае 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы. На рубеже XX-XXI вв. в постсоветском пространстве коренным образом изменилась геополитическая расстановка международных сил, отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой вышли на качественно новый уровень, но было время, когда они развивались противоречиво.
Критика И.В. Сталина, в частности, культа его личности, новый советский курс при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Н.С. Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники в Коммунистической партии Китая (КПК) подверглись репрессиям.
Чуть более пятидесяти лет назад началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция» - серия идейно-политических кампаний 1966-1976 годов в Китае, развёрнутых и руководимых лично Председателем Мао Цзэдуном, либо проводимых от его имени.
Целью кампании было создание «нового человека», который должен был стать «бескорыстным общественным созданием в свободном от господства социуме». Для достижения этой цели Мао призывал уничтожить «четыре пережитка»: старые идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки, а их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.
Мао выступал за нейтрализацию так называемых контрреволюционных и ревизионистских элементов внутри партии, воплощением которых стал его политический оппонент Лю Шаоци, который сменил Мао на посту Председателя КНР несколькими годами ранее. Поэтому «культурная революция» также была своего рода борьбой за власть в руководстве Коммунистической партии Китая.
Несмотря на восстановление партии, относительное спокойствие вернулось в Китай лишь в 1976 году. Так называемая «банда четырёх», в которую входила и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против других партийных звезд - Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потерпели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года, и хаос «культурной революции» закончился вместе со смертью её инициатора.
Сегодня «Культурную революцию» называют большой катастрофой для партии и народа. Китай уже давно отказался от идей Мао о перманентной революции, теперь партия представляет собой строгую иерархию, имеет монополию на власть в стране и особенную ценность придает общественной стабильности.
Таким образом, выбор темы зависел от ряда факторов, обусловивших общественно-политическую и научную актуальность темы данного исследования.
Во-первых, проблемы анализа российско-китайских отношений остаются актуальными, поскольку предостерегают от принятия непродуманных межгосударственных, внешнеполитических решений, которые способны привести к конфронтации. Дело в том, что с термином «холодная война» прочно ассоциируется именно советско-американское противостояние. Здесь коллективная память почти забыла, что большую часть «холодной войны» Советский Союз боролся на два фронта - не только с капиталистическим Западом, но и с социалистическим Китаем.
Во-вторых, постсоветский период характеризуется расширением Источниковой базы по теме исследования. Современная отечественная и зарубежная историография также пополнились определенным количеством новых работ по новейшей истории Китая. Очевидно, что возникла необходимость анализа новых данных, введенных в научный оборот, более объективного освещения основных событий в рамках рассматриваемой темы.
Новейшая история Китая в период лидерства Мао Цзэдуна с 1949 года явилась для нас объектом исследования, период истории «Культурной революции» - предметом исследования.
Цель исследования - осмыслить феномен «культурной революции» в Китае как исторического явления.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Дать характеристику предпосылкам и обстоятельствам начала революции.
2. Дать анализ хода революции и этапной специфики её событий.
3. Дать оценку результатам и последствиям революции.
Хронологические рамки. Верхняя и нижняя граница определяется 1966-1976 годами, однако эти границы в связи со спецификой исследования могут быть несколько расширены.
Методы исследования связаны с освещением материала, осуществлявшегося на основе конкретно-исторического и теоретико-методологического анализа.
Обзор источников и литературы. Основная база исследования разделена на две группы.
К первой отнесены опубликованные исторические источники. При выборе темы учитывалась обеспеченность проблемы источниками, введенными в научный оборот.
Источники документального характера - законодательные, нормативно-правовые акты.
Учитывая достаточно обширный комплекс представленного в советское время документального материала, обозначим лишь некоторые из
использованных нами. Например, «Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции от 8 августа 1966 года» и «Открытое письмо Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза от 14 июля 1963 года» содержат основные документы и материалы, необходимые для того, чтобы получить более полное представление об описываемых нами событиях и фактах в реальном времени. Опубликованные документы представляют большой интерес с точки зрения характеристики стратегии руководства КНР и СССР, что касается того времени.
Сегодня проделана огромная работа, тщательно отобраны интереснейшие источники, в том числе и малоизвестные. Авторы приводят многочисленные документы, объективно описывают интересующие нас события. Это новаторские труды, ценные с академической точки зрения.
Например, сборники документов «Китайская Народная Республика в 1950 60-е годы», «Русско-китайские отношения в XX веке».
Источники личного происхождения -дневники, воспоминания, записки, письма, очерки впечатлений, рассказы. Оправданным в нашем исследовании явилось использование «Цитатника» Мао Цзэдуна, также известного под названием «маленькая красная книжечка», которая представляет собой сборник текстов, речей и лозунгов, которые правая рука и политический наследник Линь Бяо собрал воедино в середине 1960-х годов. Во времена «культурной революции» каждый истинный революционер должен был иметь при себе экземпляр этой книги, часто хунвейбины - «красные охранники» из числа школьной молодёжи - даже приветствовали друг друга цитатами из сборника. Интересно, к сегодняшнему дню по всему миру напечатано не менее миллиарда экземпляров «Цитатника» Мао.
Ценность представляют документальные свидетельства по записям сподвижников, родственников и политических оппонентов красного лидера Китая. Книги содержат в себе уникальное собрание документов по жизни и деятельности Мао, и как впервые публикуемые раскрывают много неизвестных фактов и эпизодов, дают ответы на многие события, долгое время остававшиеся загадками. В целом, складывается широкая панорама феномена «культурной революции», особенно в период сложных отношений с Советским Союзом.
Итак, данный комплекс источникового материала внёс существенный вклад в интерпретацию нашей темы. На современном этапе состояние Источниковой базы, уровень и степень изученности источников являются определяющими чертами историографической мысли. Всестороннее изучение и использование источников является обязательным условием историографического исследования по нашей теме.
Ко второй группе отнесён историографический материал. Поскольку вся литература отличается по научному уровню, содержанию фактологического материала, это позволило нам сгруппировать её следующим образом: учебная и справочная литература, Интернет-ресурсы, специальные исследования, которые мы классифицировали на советскую и современную, а так же литературу отечественных и зарубежных авторов.
В современных исследованиях расширяется спектр тем, проблем и событий исследований. По исследуемой теме работ вполне достаточно, в основном авторы больше обращают внимание на истоки и последствия феномена «культурной революции», на формирование нового понимания этого исторического явления в национальном и мировом масштабе. Среди ведущих отечественных авторов отметим, например, Виктора Николаевича Усова - советского и российского китаеведа, руководителя Центра изучения новейшей истории Китая и члена правления Общества Российско-китайской дружбы. В нашем случае отметим его популярные работы под названием «...от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг.)» и «... от «культурной революции» к реформам и открытости (1976-1984 гг.)». Это одни из первых в российском китаеведении работ, посвященных исследованию этого периода, выполнены на базе уникального, ранее неизвестного документального материала.
Характерно преодоление известной однородности выводов по данной теме отечественных историков, например, ещё одного советского и российского китаеведа Юрия Михайловича Галеновича с его оригинальными размышлениями «Мао Цзэдун вблизи» и «Россия в «китайском зеркале»6. Галенович - автор более 200 научных публикаций, в том числе 33 монографий, посвящённых лидерам и политической истории Китая, росийско- и американо-китайским отношениям.
Впервые на книжном рынке России появилось самое полное и объективное издание, написанное о Мао Цзэдуне ещё одним авторитетным китаеведом Александром Вадимовичем Панцовым. Взяв за основу архивы китайской компартии и международного коммунистического движения, автор так живо выстраивает картину повествования, что создается иллюзия полного присутствия на месте описываемых событий. Среди огромного количества материалов, использованных в книге, - многотомное личное дело Мао и его досье, несколько тысяч томов личных дел других революционеров Китая, а также записи бесед автора с людьми, знавшими Мао. Большая часть этих материалов публикуется впервые, и со страниц книги Мао предстает не только политиком, но и живым человеком, со всеми его достоинствами и недостатками. Это уникальное по своей масштабности и информативности издание будет лучшим в ряду книг о «великом кормчем» Поднебесной. Новая книга Панцова «Рассказы о Мао Цзэдуне» знакомит с наиболее удивительными и занимательными страницами личной жизни Мао Цзэдуна как одного из крупнейших мировых диктаторов. Написанная образным литературным языком, она вводит в загадочный мир китайской истории XX века, полной интриг и заговоров, приоткрывает завесу тайны над отношениями Мао с его женами и бесчисленными любовницами, друзьями и врагами, раскрывает многие секреты маоистской политики. Это детективные сюжеты рассказов, героических и драматических, публикуемых в популярной манере изложения.
Наконец, среди наиболее авторитетных зарубежных специалистов выделим следующих.
Мы посчитали логичным обратиться, прежде всего, к работам китайских авторов, например, Чжан Юн (в соавторстве с Джоном Холлидеем) «Неизвестный Мао». Книга вошла в число мировых бестселлеров, она беспрецедентна как по объему использованных источников и по числу исторических открытий. Документальную основу составили материалы архивов Тайваня, США, Японии, России и ряда других стран. Авторам удалось получить доступ к архивам Китайской Народной Республики, несмотря на то что официальный Пекин не приветствовал создание неподцензурной биографии Мао. Книга открыла мировой общественности личностный феномен коммунистического тирана, поскольку написана дочерью одного из коммунистических функционеров, репрессированных при Мао (сейчас живет за рубежом и вовсю придерживается демократических взглядов). Отсюда, на наш взгляд, такая предвзятость: смотрится во многих местах очень наивно, но многие факты, изложенные в книге стали откровением.
Мао Цзэдун - одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Философ, знаток Конфуция, поэт, чьи стихи поражают своим изяществом, - и в то же время человек, с легкостью капризного монарха распоряжавшийся судьбами целых народов. Гедонист, тонкий интеллектуал - и политик, на совести которого кошмар «культурной революции». Мао Цзэдуна до сих пор считают возвышенным гением и мрачным злодеем, пламенным революционером и косным догматиком. Британский историк Филипп Шорт задаётся вопросами: Кем же все-таки был этот человек? Как жил? Как действовал? Что чувствовал? «И поклонники, и противники
Хунвэй Чжао. Китайская дипломатия в контексте процессов взаимовлияния и соперничества в Восточной Азии / Чжао Хунвэй; Центр исслед. Воет. Азии и ШОС. - М.: МГИМО - Университет, 2007. - 111 с.; Чжан Юн. Неизвестный Мао / Юн Чжан, Дж. Холлидей, пер. с англ. И.А. Игоревского - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. URL: http://www.centrasia.rn/newsA.php7stH 106953200 (дата обращения: 21.12.17); Чжан Дэгуан: Взгляд на дипломатию под углом традиционных китайских ценностей. 29.01.2005. (дата обращения: 21.12.17).
должны, прежде всего, знать своего учителя или оппонента, особенно если он - низвергнутый кумир» - отвечает автор.
Нам удалось привлечь и художественную литературу, например, автора Гу Хуа - представителя нового поколения китайских писателей, продолжающих реалистические традиции в духе лучших произведений. Его роман «В Долине лотосов» в 1982 году получил премию Мао Дуня и вошёл в китайскую литературу как социально острое и колоритное произведение о жизни китайской деревни на протяжении более чем двадцати лет. На фоне драматических событий жизни главной героини автор воссоздает атмосферу духовного гнёта и демагогии периода «культурной революции». Это - первое произведение о культурной революции, текст которого не был подвергнут цензуре (1981).
В целом, все авторы сходятся во мнении, что в Китае ни в коем случае нельзя допустить повторения ошибок «культурной революции». Попытки «очистить общество» от политических противников Мао Цзэдуна в 1960-70-х годах обернулись волной насилия, массовым кровопролитием и разрушениями культурных памятников.
Поэтому естественен интерес историков, политиков и дипломатов к данной теме.
Новизна исследования. Данная тема имеет свою научную и общественно-политическую актуальность, поскольку нуждается в обобщении и систематизации в исторической литературе.
Нет и однозначной оценки на происходившие события, которые оказываются в фокусе нашего внимания, тогда и сегодня, что представляет интерес для изучения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. С точки зрения современности тема работы приобретает теоретическую и практическую значимость.
Материал данной бакалаврской работы позволяет осветить преемственность и своеобразие исследования темы. Выводы исследования позволят расширить теоретико-концептуальные и историко-научные представления масштабности
Значимость работы определяется необходимостью изучения уровня современного исследования проблемы. Основные идеи работы могут быть использованы для дальнейшей разработки накопленного материала.
Материалы данной работы можно использовать при подготовке общих и специальных (элективных) курсов по новейшей истории Китая.
Структура работы. Во Введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из трёх глав. Они выделены по проблемному признаку. В содержании сочетается проблемно хронологический принцип классификации материала. В Заключении обобщаются итоги исследования. Имеются Библиографический список и Приложения.
Критика И.В. Сталина, в частности, культа его личности, новый советский курс при политике «мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Н.С. Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники в Коммунистической партии Китая (КПК) подверглись репрессиям.
Чуть более пятидесяти лет назад началась так называемая «Великая пролетарская культурная революция» - серия идейно-политических кампаний 1966-1976 годов в Китае, развёрнутых и руководимых лично Председателем Мао Цзэдуном, либо проводимых от его имени.
Целью кампании было создание «нового человека», который должен был стать «бескорыстным общественным созданием в свободном от господства социуме». Для достижения этой цели Мао призывал уничтожить «четыре пережитка»: старые идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки, а их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.
Мао выступал за нейтрализацию так называемых контрреволюционных и ревизионистских элементов внутри партии, воплощением которых стал его политический оппонент Лю Шаоци, который сменил Мао на посту Председателя КНР несколькими годами ранее. Поэтому «культурная революция» также была своего рода борьбой за власть в руководстве Коммунистической партии Китая.
Несмотря на восстановление партии, относительное спокойствие вернулось в Китай лишь в 1976 году. Так называемая «банда четырёх», в которую входила и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против других партийных звезд - Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потерпели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года, и хаос «культурной революции» закончился вместе со смертью её инициатора.
Сегодня «Культурную революцию» называют большой катастрофой для партии и народа. Китай уже давно отказался от идей Мао о перманентной революции, теперь партия представляет собой строгую иерархию, имеет монополию на власть в стране и особенную ценность придает общественной стабильности.
Таким образом, выбор темы зависел от ряда факторов, обусловивших общественно-политическую и научную актуальность темы данного исследования.
Во-первых, проблемы анализа российско-китайских отношений остаются актуальными, поскольку предостерегают от принятия непродуманных межгосударственных, внешнеполитических решений, которые способны привести к конфронтации. Дело в том, что с термином «холодная война» прочно ассоциируется именно советско-американское противостояние. Здесь коллективная память почти забыла, что большую часть «холодной войны» Советский Союз боролся на два фронта - не только с капиталистическим Западом, но и с социалистическим Китаем.
Во-вторых, постсоветский период характеризуется расширением Источниковой базы по теме исследования. Современная отечественная и зарубежная историография также пополнились определенным количеством новых работ по новейшей истории Китая. Очевидно, что возникла необходимость анализа новых данных, введенных в научный оборот, более объективного освещения основных событий в рамках рассматриваемой темы.
Новейшая история Китая в период лидерства Мао Цзэдуна с 1949 года явилась для нас объектом исследования, период истории «Культурной революции» - предметом исследования.
Цель исследования - осмыслить феномен «культурной революции» в Китае как исторического явления.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Дать характеристику предпосылкам и обстоятельствам начала революции.
2. Дать анализ хода революции и этапной специфики её событий.
3. Дать оценку результатам и последствиям революции.
Хронологические рамки. Верхняя и нижняя граница определяется 1966-1976 годами, однако эти границы в связи со спецификой исследования могут быть несколько расширены.
Методы исследования связаны с освещением материала, осуществлявшегося на основе конкретно-исторического и теоретико-методологического анализа.
Обзор источников и литературы. Основная база исследования разделена на две группы.
К первой отнесены опубликованные исторические источники. При выборе темы учитывалась обеспеченность проблемы источниками, введенными в научный оборот.
Источники документального характера - законодательные, нормативно-правовые акты.
Учитывая достаточно обширный комплекс представленного в советское время документального материала, обозначим лишь некоторые из
использованных нами. Например, «Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции от 8 августа 1966 года» и «Открытое письмо Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза от 14 июля 1963 года» содержат основные документы и материалы, необходимые для того, чтобы получить более полное представление об описываемых нами событиях и фактах в реальном времени. Опубликованные документы представляют большой интерес с точки зрения характеристики стратегии руководства КНР и СССР, что касается того времени.
Сегодня проделана огромная работа, тщательно отобраны интереснейшие источники, в том числе и малоизвестные. Авторы приводят многочисленные документы, объективно описывают интересующие нас события. Это новаторские труды, ценные с академической точки зрения.
Например, сборники документов «Китайская Народная Республика в 1950 60-е годы», «Русско-китайские отношения в XX веке».
Источники личного происхождения -дневники, воспоминания, записки, письма, очерки впечатлений, рассказы. Оправданным в нашем исследовании явилось использование «Цитатника» Мао Цзэдуна, также известного под названием «маленькая красная книжечка», которая представляет собой сборник текстов, речей и лозунгов, которые правая рука и политический наследник Линь Бяо собрал воедино в середине 1960-х годов. Во времена «культурной революции» каждый истинный революционер должен был иметь при себе экземпляр этой книги, часто хунвейбины - «красные охранники» из числа школьной молодёжи - даже приветствовали друг друга цитатами из сборника. Интересно, к сегодняшнему дню по всему миру напечатано не менее миллиарда экземпляров «Цитатника» Мао.
Ценность представляют документальные свидетельства по записям сподвижников, родственников и политических оппонентов красного лидера Китая. Книги содержат в себе уникальное собрание документов по жизни и деятельности Мао, и как впервые публикуемые раскрывают много неизвестных фактов и эпизодов, дают ответы на многие события, долгое время остававшиеся загадками. В целом, складывается широкая панорама феномена «культурной революции», особенно в период сложных отношений с Советским Союзом.
Итак, данный комплекс источникового материала внёс существенный вклад в интерпретацию нашей темы. На современном этапе состояние Источниковой базы, уровень и степень изученности источников являются определяющими чертами историографической мысли. Всестороннее изучение и использование источников является обязательным условием историографического исследования по нашей теме.
Ко второй группе отнесён историографический материал. Поскольку вся литература отличается по научному уровню, содержанию фактологического материала, это позволило нам сгруппировать её следующим образом: учебная и справочная литература, Интернет-ресурсы, специальные исследования, которые мы классифицировали на советскую и современную, а так же литературу отечественных и зарубежных авторов.
В современных исследованиях расширяется спектр тем, проблем и событий исследований. По исследуемой теме работ вполне достаточно, в основном авторы больше обращают внимание на истоки и последствия феномена «культурной революции», на формирование нового понимания этого исторического явления в национальном и мировом масштабе. Среди ведущих отечественных авторов отметим, например, Виктора Николаевича Усова - советского и российского китаеведа, руководителя Центра изучения новейшей истории Китая и члена правления Общества Российско-китайской дружбы. В нашем случае отметим его популярные работы под названием «...от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг.)» и «... от «культурной революции» к реформам и открытости (1976-1984 гг.)». Это одни из первых в российском китаеведении работ, посвященных исследованию этого периода, выполнены на базе уникального, ранее неизвестного документального материала.
Характерно преодоление известной однородности выводов по данной теме отечественных историков, например, ещё одного советского и российского китаеведа Юрия Михайловича Галеновича с его оригинальными размышлениями «Мао Цзэдун вблизи» и «Россия в «китайском зеркале»6. Галенович - автор более 200 научных публикаций, в том числе 33 монографий, посвящённых лидерам и политической истории Китая, росийско- и американо-китайским отношениям.
Впервые на книжном рынке России появилось самое полное и объективное издание, написанное о Мао Цзэдуне ещё одним авторитетным китаеведом Александром Вадимовичем Панцовым. Взяв за основу архивы китайской компартии и международного коммунистического движения, автор так живо выстраивает картину повествования, что создается иллюзия полного присутствия на месте описываемых событий. Среди огромного количества материалов, использованных в книге, - многотомное личное дело Мао и его досье, несколько тысяч томов личных дел других революционеров Китая, а также записи бесед автора с людьми, знавшими Мао. Большая часть этих материалов публикуется впервые, и со страниц книги Мао предстает не только политиком, но и живым человеком, со всеми его достоинствами и недостатками. Это уникальное по своей масштабности и информативности издание будет лучшим в ряду книг о «великом кормчем» Поднебесной. Новая книга Панцова «Рассказы о Мао Цзэдуне» знакомит с наиболее удивительными и занимательными страницами личной жизни Мао Цзэдуна как одного из крупнейших мировых диктаторов. Написанная образным литературным языком, она вводит в загадочный мир китайской истории XX века, полной интриг и заговоров, приоткрывает завесу тайны над отношениями Мао с его женами и бесчисленными любовницами, друзьями и врагами, раскрывает многие секреты маоистской политики. Это детективные сюжеты рассказов, героических и драматических, публикуемых в популярной манере изложения.
Наконец, среди наиболее авторитетных зарубежных специалистов выделим следующих.
Мы посчитали логичным обратиться, прежде всего, к работам китайских авторов, например, Чжан Юн (в соавторстве с Джоном Холлидеем) «Неизвестный Мао». Книга вошла в число мировых бестселлеров, она беспрецедентна как по объему использованных источников и по числу исторических открытий. Документальную основу составили материалы архивов Тайваня, США, Японии, России и ряда других стран. Авторам удалось получить доступ к архивам Китайской Народной Республики, несмотря на то что официальный Пекин не приветствовал создание неподцензурной биографии Мао. Книга открыла мировой общественности личностный феномен коммунистического тирана, поскольку написана дочерью одного из коммунистических функционеров, репрессированных при Мао (сейчас живет за рубежом и вовсю придерживается демократических взглядов). Отсюда, на наш взгляд, такая предвзятость: смотрится во многих местах очень наивно, но многие факты, изложенные в книге стали откровением.
Мао Цзэдун - одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Философ, знаток Конфуция, поэт, чьи стихи поражают своим изяществом, - и в то же время человек, с легкостью капризного монарха распоряжавшийся судьбами целых народов. Гедонист, тонкий интеллектуал - и политик, на совести которого кошмар «культурной революции». Мао Цзэдуна до сих пор считают возвышенным гением и мрачным злодеем, пламенным революционером и косным догматиком. Британский историк Филипп Шорт задаётся вопросами: Кем же все-таки был этот человек? Как жил? Как действовал? Что чувствовал? «И поклонники, и противники
Хунвэй Чжао. Китайская дипломатия в контексте процессов взаимовлияния и соперничества в Восточной Азии / Чжао Хунвэй; Центр исслед. Воет. Азии и ШОС. - М.: МГИМО - Университет, 2007. - 111 с.; Чжан Юн. Неизвестный Мао / Юн Чжан, Дж. Холлидей, пер. с англ. И.А. Игоревского - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. URL: http://www.centrasia.rn/newsA.php7stH 106953200 (дата обращения: 21.12.17); Чжан Дэгуан: Взгляд на дипломатию под углом традиционных китайских ценностей. 29.01.2005. (дата обращения: 21.12.17).
должны, прежде всего, знать своего учителя или оппонента, особенно если он - низвергнутый кумир» - отвечает автор.
Нам удалось привлечь и художественную литературу, например, автора Гу Хуа - представителя нового поколения китайских писателей, продолжающих реалистические традиции в духе лучших произведений. Его роман «В Долине лотосов» в 1982 году получил премию Мао Дуня и вошёл в китайскую литературу как социально острое и колоритное произведение о жизни китайской деревни на протяжении более чем двадцати лет. На фоне драматических событий жизни главной героини автор воссоздает атмосферу духовного гнёта и демагогии периода «культурной революции». Это - первое произведение о культурной революции, текст которого не был подвергнут цензуре (1981).
В целом, все авторы сходятся во мнении, что в Китае ни в коем случае нельзя допустить повторения ошибок «культурной революции». Попытки «очистить общество» от политических противников Мао Цзэдуна в 1960-70-х годах обернулись волной насилия, массовым кровопролитием и разрушениями культурных памятников.
Поэтому естественен интерес историков, политиков и дипломатов к данной теме.
Новизна исследования. Данная тема имеет свою научную и общественно-политическую актуальность, поскольку нуждается в обобщении и систематизации в исторической литературе.
Нет и однозначной оценки на происходившие события, которые оказываются в фокусе нашего внимания, тогда и сегодня, что представляет интерес для изучения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. С точки зрения современности тема работы приобретает теоретическую и практическую значимость.
Материал данной бакалаврской работы позволяет осветить преемственность и своеобразие исследования темы. Выводы исследования позволят расширить теоретико-концептуальные и историко-научные представления масштабности
Значимость работы определяется необходимостью изучения уровня современного исследования проблемы. Основные идеи работы могут быть использованы для дальнейшей разработки накопленного материала.
Материалы данной работы можно использовать при подготовке общих и специальных (элективных) курсов по новейшей истории Китая.
Структура работы. Во Введении обоснована логика проведения исследования. Основная часть состоит из трёх глав. Они выделены по проблемному признаку. В содержании сочетается проблемно хронологический принцип классификации материала. В Заключении обобщаются итоги исследования. Имеются Библиографический список и Приложения.
Возвращаясь к цели осмыслить феномен «Культурной революции», в Китае как исторического явления, отметим некоторые итоги проведенного нами исследования.
Анализ главных вех «революции» и оценка её сегодняшнего значения позволяют сделать следующие выводы.
Социально-политические преобразования, инициированные политической верхушкой страны, могут как способствовать динамическому развитию общества, так и тормозить его. Комплекс реформ в Китае, известный под названием «Культурная революция», был предназначен для достижения быстрых результатов на пути социалистической модернизации и очищения Коммунистической партии от противников политической линии, проводимой Мао Цзэдуном. На практике это привело к тяжёлой экономической дезорганизации и серьёзным социально-политическим потрясениям. Последствия таких реформ всегда поучительны и могут быть предостережением не только самому Китаю, но и странам находящимся на стадии переустройства.
Сама проблема «Культурной революции» до сих пор не изжила себя, остро обсуждается вопрос о её последствиях и значении для дальнейшего развития китайского общества. В настоящее время всё чаще возникают споры о том, кто же виноват и кто ответит за последствия. Существуют различные мнения: одни, осознавая всю трагичность исторического события, призывают покаяться в содеянном, обвиняя во всём Мао Цзэдуна и его приближенных; другие - считают, что необходимо принять всё, как есть, однако всесторонне оценить произошедшее.
Для того чтобы избежать повторения подобных «революций» в будущем, необходимо возвращаться к истокам и тщательно всё анализировать. На основе вышеизложенного материала приходим к заключению, что тема «Культурной революции» важна, так как из неё можно извлечь исторические уроки.
Китай всегда был в центре внимания многих российских и зарубежных авторов, из работ общеисторического пласта нами использовались разработки в области изучения новейшей истории Китая. Авторы предлагают своё видение закономерностей развития китайской истории, подчеркивая чередование циклов падения и процветания, к циклу падения относится период «Культурной революции».
Разные взгляды и теоретические позиции помогли всесторонне подойти к оценке проблем «Культурной революции», анализу её последствий.
Сегодня, выделяя основные направления реформы хозяйственной системы Китая, обращается внимание на проведение так называемой «Открытой политики» и создание «Свободных экономических зон».
Обозначив специфику проведения реформы политической системы в Китае, обращается внимание на распространение идей «буржуазной либерализации» и активизации группировок, выступающих за демократизацию жизни в стране.
В осуществлении программы «четырех модернизаций» так называемое «четвертое» поколение» партийного руководства во главе с Ху Цзиньтао, провело модернизацию различных сфер китайского общества, а также сформировало внешнеполитический курс страны как «реформы и открытость», что стало связано с доктриной «независимой и самостоятельной внешней политики» и Концепцией мирного усиления и возвышения Китая.
Осмысливая опыт реформ и обновление идеологических основ деятельности КПК, обращается внимание на приоритеты страны на современном этапе.
Феномен «Культурной революции» в Китае уникален для мировой истории, он требует дальнейшего осмысления, что подтверждает научную и общественно-политическую актуальность темы нашего исследования.
Анализ главных вех «революции» и оценка её сегодняшнего значения позволяют сделать следующие выводы.
Социально-политические преобразования, инициированные политической верхушкой страны, могут как способствовать динамическому развитию общества, так и тормозить его. Комплекс реформ в Китае, известный под названием «Культурная революция», был предназначен для достижения быстрых результатов на пути социалистической модернизации и очищения Коммунистической партии от противников политической линии, проводимой Мао Цзэдуном. На практике это привело к тяжёлой экономической дезорганизации и серьёзным социально-политическим потрясениям. Последствия таких реформ всегда поучительны и могут быть предостережением не только самому Китаю, но и странам находящимся на стадии переустройства.
Сама проблема «Культурной революции» до сих пор не изжила себя, остро обсуждается вопрос о её последствиях и значении для дальнейшего развития китайского общества. В настоящее время всё чаще возникают споры о том, кто же виноват и кто ответит за последствия. Существуют различные мнения: одни, осознавая всю трагичность исторического события, призывают покаяться в содеянном, обвиняя во всём Мао Цзэдуна и его приближенных; другие - считают, что необходимо принять всё, как есть, однако всесторонне оценить произошедшее.
Для того чтобы избежать повторения подобных «революций» в будущем, необходимо возвращаться к истокам и тщательно всё анализировать. На основе вышеизложенного материала приходим к заключению, что тема «Культурной революции» важна, так как из неё можно извлечь исторические уроки.
Китай всегда был в центре внимания многих российских и зарубежных авторов, из работ общеисторического пласта нами использовались разработки в области изучения новейшей истории Китая. Авторы предлагают своё видение закономерностей развития китайской истории, подчеркивая чередование циклов падения и процветания, к циклу падения относится период «Культурной революции».
Разные взгляды и теоретические позиции помогли всесторонне подойти к оценке проблем «Культурной революции», анализу её последствий.
Сегодня, выделяя основные направления реформы хозяйственной системы Китая, обращается внимание на проведение так называемой «Открытой политики» и создание «Свободных экономических зон».
Обозначив специфику проведения реформы политической системы в Китае, обращается внимание на распространение идей «буржуазной либерализации» и активизации группировок, выступающих за демократизацию жизни в стране.
В осуществлении программы «четырех модернизаций» так называемое «четвертое» поколение» партийного руководства во главе с Ху Цзиньтао, провело модернизацию различных сфер китайского общества, а также сформировало внешнеполитический курс страны как «реформы и открытость», что стало связано с доктриной «независимой и самостоятельной внешней политики» и Концепцией мирного усиления и возвышения Китая.
Осмысливая опыт реформ и обновление идеологических основ деятельности КПК, обращается внимание на приоритеты страны на современном этапе.
Феномен «Культурной революции» в Китае уникален для мировой истории, он требует дальнейшего осмысления, что подтверждает научную и общественно-политическую актуальность темы нашего исследования.
Подобные работы
- Оптимизация складского хозяйства предприятия
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование управления складским хозяйством предприятия ПАО «КуйбышевАзот»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование организации и управления складским хозяйством предприятия
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Оптимизация складского хозяйства
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления складским хозяйством предприятия (на примере ООО «Логистика Сервис Качество»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ АО «СТРОЙТРАНСНЕФТЕГАЗ»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЛАСТИК РЕПАБЛИК»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Реинжиниринг процессов складской логистики приборостроительного предприятия
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления складским хозяйством предприятия (на примере ООО «НАТАН»)
Бакалаврская работа, управление бизнес-процессами. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



