Введение 3
1. Теоретические основы совершенствования товароснабжения розничных
торговых предприятий посредством логистики 7
1.1 Сущность и значение товароснабжения на предприятии 7
1.2 Принципы и требования к обеспечению торгового процесса 15
1.3 Логистические подходы к организации эффективного товародвижения на
предприятии 23
2. Анализ товароснабжения и логистики на предприятии АО ТК
«Эдельвейс» 32
2.1. Организационно-экономические характеристики коммерческой
деятельности АО ТК «Эдельвейс» 32
2.2. Анализ и оценка товароснабжения на предприятии АО ТК
«Эдельвейс» 36
2.3 Основные направления логистической деятельности ТК «Эдельвейс»...5О
3. Рекомендации по совершенствованию товароснабжения розничного
торгового предприятия посредством логистики 57
3.1. Разработка логистических приемов и путей совершенствования
товароснабжения ТК "Эдельвейс" 57
3.2. Расчет эффективности предложенных организационных и логистических
мероприятий 59
Заключение 64
Список использованных источников 69
Приложения
В современном мире каждое предприятие стремится повысить конкурентоспособность, а соответственно и прибыль. Это можно сделать при помощи изменения большого количества показателей и составляющих деятельности предприятия. Большинство предприятий в современном мире реализуют или производят определенный товар и услуги. Именно товар и является основным в маркетинговой деятельности предприятия. От того, насколько своевременно и оперативно предприятие организует обеспечение товарами торгового процесса внутри предприятия зависит его успешность и одновременно доходность деятельности. Если же предприятие не может во время и в полной мере обеспечить торговый процесс товарами, происходит перебой в работе всей организации, а соответственно предприятие теряет своего покупателя.
Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур - у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг. Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товародвижения в сфере обращения. К логистической деятельности правомерно относить следующие функции: формирование хозяйственных связей; определение потребности в перевозках продукции, их объемах и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования; координацию оперативного управления поставками и перевозками; формирование и регулирование запасов продукции; развитие, размещение и организацию складского хозяйства; выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.
Актуальность развития функций логистического управления товародвижением многократно возросла в условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвано рядом причин и, прежде всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. На современном этапе возросли возможности для радикального улучшения взаимодействия предприятий с коммерческо- посредническими структурами в сфере обращения средств производства и транспортными организациями на основе расширения хозяйственной свободы и инициативы. В связи с этим тема дипломной работы особенно актуальна.
Некоторые российские и иностранные специалисты называют логистику определенной интегрированной системой - комплексом материалопотоков, информации, при этом, информационные потоки, с их точки зрения, требуются для исследования производственных потребностей, планирования степени потребления ресурсов, планирования сбытовой и распределительной деятельности. Указанные процессы взаимодействуют друг с другом и с материальными потоками в ходе осуществления закупочного процесса, процесса приемки материалов, процесса складирования готовых товаров, их доставки, транспортировки.
Целью данной дипломной работы является выявление путей совершенствования товароснабжения розничных торговых предприятий посредством логистики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
а) изучить понятие и сущность товароснабжения;
б) выявить и охарактеризовать методы обеспечения товарами торгового процесса;
в) обосновать роль логистики в совершенствовании товароснабжения;
г) проанализировать деятельность розничного торгового предприятия ООО «Эдельвейс»;
д) обосновать процесс товароснабжения сети «Эдельвейс»;
е) предложить способы совершенствования организации обеспечения товарами торгового процесса посредством логистики АО «Эдельвейс».
Объектом изучения является товароснабжение сети «Эдельвейс».
Предметом изучения стали способы совершенствования товароснабжения посредством логистики сети «Эдельвейс».
Работа состоит из введения, в которой описаны актуальность исследования, цель и задачи, которые необходимо раскрыть.
Первой главы, в которой раскрываются теоретические основы совершенствования товароснабжения розничной торговой сети.
Во второй главе описаны процесс управления товароснабжения и логистический подход в логистической деятельности АО ТК «Эдельвейс».
В третьей главе предложены способы товароснабжения розничной сети АО ТК «Эдельвейс».
В заключении представлены основные выводы по работ включает в себя приложение.
Итак, в настоящее время чаще всего используется подход к логистике товародвижения, который представляет собой научно-практическое направление деятельности, цель его заключается в обеспечении эффективного управления информационными и материальными потоками в рамках системы товародвижения. Некоторые российские и иностранные специалисты называют логистику определенной интегрированной системой - комплексом материалопотоков, информации, при этом, информационные потоки, с их точки зрения, требуются для исследования производственных потребностей, планирования степени потребления ресурсов, планирования сбытовой и распределительной деятельности. Указанные процессы взаимодействуют друг с другом и с материальными потоками в ходе осуществления закупочного процесса, процесса приемки материалов, процесса складирования готовых товаров, их доставки, транспортировки.
Конкурентами для предприятия «Эдельвейс» являются розничные сети, такие как «Верный», «Магнит», «Августина», «Пятерочка».
Технологические операции магазина включают разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу
Магазины сети имеют свой общий склад (распределительный центр), на котором хранится определенная часть товара. Продукция периодически завозится крупными партиями, товар, который быстро раскупается, практически сразу же доставляется в магазины общества, выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием является наличие тары или упаковки.
Важным этапом коммерческой деятельности магазина АО «Эдельвейс» является выявление и изучение источников поступления товаров, то есть выбор поставщиков.
Транспортно-экспедиционные операции данного предприятия можно условно разделить на два типа.
Первый тип — это операции по доставке товара от производителей на склад предприятия АО «Эдельвейс». Компания АО ТК «Эдельвейс» стремится выстраивать партнерские отношения со всеми поставщиками и производителями на основе открытого взаимовыгодного сотрудничества.
География поставщиков данного предприятия ограниченна рамками, так как товары, реализуемые АО «Эдельвейс» довольно распространены и просты. В городе Казань представлены большое количество разнообразных поставщиков, которые реализуют товары отечественных и зарубежных представителей в том числе. Чаще всего доставка товаров производится через дистрибьюторов крупных производителей, а не от самих них. Так же у компании существуют местные поставщики, находящиеся в пределах Казани и близких к городу районах. Это Казанский Мясокомбинат, Казанский молочный комбинат - Просто Молоко, Казанский Жировой Комбинат, Зеленодольский молочный и мясокомбинаты, Казанские хлебозаводы и так далее. Товар с этих фабрик и заводов доставляется транспортом поставщиков.
Второй тип — это операции по доставке товаров со склада АО «Эдельвейс» магазинам сети. Этими операциями на данном предприятии занимается отдел доставки. Компания уже много лет работает на рынке Республике Татарстан и в частности, в городе Казань.
Завоз товаров АО «Эдельвейс» осуществляет с помощью автомобильного вида транспорта. Для доставки товара, используется унимодальная модель - то есть перевозка грузов предусматривает использование одного вида транспорта.
Компания «Эдельвейс» имеет свой собственный автопарк. Таким образом, от эффективность использования транспортных средств, правильность составления маршрутов на прямую зависит размер затрат на транспортировку товаров в целом, а через них и на финансовый результат компании.
Подвижной состав транспортных средств АО ТК «Эдельвейс»:
Рефрижератор - это автомобиль, в котором компания перевозит товары, которые нуждаются в установлении определенных условиях перевозки. Рефрижератор установлен на грузовой автомобиль — модели Газ - 3309, 2013 годы выпуска.
Автофургон. Данный автомобиль на предприятии представлен моделью грузового автомобиля КамАЗ 65115, 2008 года выпуска Данный автомобиль имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что автофургон способствует обеспечению сохранности груза АО ТК «Эдельвейс», предотвращает попадание на товары пыли, влаги, осадков и т.д.
Легковой автомобиль - на данном предприятии представлен отечественной маркой типа Lada Largus, то есть мини - фургоном, в котором также могут перевозиться некоторые мелкие и штучные товары. Данный вид транспорта наиболее экономичный и подходящий для передвижения по городу, в том числе и в часы «пик».
Автомобиль комбинированного типа. Газ - 33106 (Валдай). Данный автомобиль предназначен для перевозки двух различных типов груза, так как имеет два отделения, отсек с рефрижератором и обычный фургон.
На предприятии АО ТК «Эдельвейс» нет отдельной службы логистики и такого специалиста как - логист. И это в определенной мере вызывает трудности при осуществлении доставки товаров, планировании маршрутов и оптимизации ТС, а также способов доставки и выбора экономичного ТС на предприятии.
В АО ТК «Эдельвейс» выполняются такие ключевые логистические функции, как: поддержка стандартов качества закупаемых и реализуемых товаров; закупка материальных ресурсов в «Эдельвейс»; траснпортировка товаров от поставщиков, различных регионов и специализаций; управление запасами на предприятии (оптимизация, организация стимулирования их сбыта, формирование необходимого количества запасов в праздничные дни и выходные); управление процедурами заказов (составление заявки на поставку товаров, заказ необходимой партии в нужное время); поддержка производственных процедур; информационно — компьютерная поддержка (отправка заявки через компьютер, электронную почту, формирование в системе Excel, анализ программы 1 С: Склад, 1 С: Торговая деятельность) и т.д.
Итак, в деятельности предприятия АО ТК «Эдельвейс» выделены три основных сферы логистической деятельности:
а) снабжение (не только товарами торговых точек предприятия, но и необходимыми инструментами и оборудованием магазинов в АО ТК «Эдельвейс»);
б) склад (организация необходимого количества запасов на складах и в распределелительном центре АО ТК «Эдельвейс»);
в) распределение ( непосредственно процесс продажи товаров и обслуживание покупателей, представление услуг).
На предприятии широко используются такие распространенные деловые информационные продукты, как: 1 С: Предприятие и его различные конфигурации. Управление логистической деятельностью включено в программный продукт «1C: Предприятие» и осуществляется в различных ее разделах. Так же специально для АО «Эдельвейс» были созданы несколько более мелких программных продуктов, ориентированных на специфику деятельности, и впоследствии включенных в общую систему 1C на предприятии.
Как нами и было выявлено во второй главе наиболее весовыми проблемами логистики на предприятии ТК «Эдельвейс» являются: перебои в поставках товаров, использование устаревших и неэкономических транспортных средств. Для устранения основных проблем логистики в АО ТК «Эдельвейс» необходимо ввести в штат такого работника, как - логист. Данный специалист при успешной и эффективной работе может расширить штат сотрудников и сформировать отдел логистики. Таким образом, для данного предприятия важно внедрение предложенного мероприятия, так как затраты на содержание устаревших ТС в 5 раз дороже, чем содержание новых ТС. Также важно отметить и то, что использование такого транспорта как Газель позволит доставлять груз в более короткие сроки и по наиболее оптимальным маршрутам.
Далее необходимо провести оптимизация автопарка АО ТК «Эдельвейс», а именно продать неэкономичный и устаревший транспорт и технику, приобрести новые ТС с экономичным расходом топлива, типа - Г азель.
Нами был произведен расчет суммарного годового экономического эффекта, который предположительно составит 911,45 тыс. руб. Экономический эффект рассчитан как сумма дохода от реализации проекта за минусом затрат на проведение этих мероприятий.
1) Беляев И.В. Логистика на предприятии. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковоского дела, 2016.-438 с.
2) Бондырь Д.Ж. Распределительная логистика : учеб.пособие / Д.Ж. Бондырь. - Москва: ЭКСМО, 2017. - 371 с.
3) Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
4) Буров А.С. Маркетинг / А.С. Бурова. - Москва: Дашков и К, 2015. -282 с.
5) Бунеева В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. /
В.И.Бунеева - М.: КНОРУС,2012. - 456с.
6) Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
7) Гаджинский А. М. Основы логистики. Учеб, пособие - М.: ИВЦ "Маркетинг". 2016. -586с.
8) Гаджинский А.М. Логистика на предприятии: Учебное пособие /А.М. Гаджинский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 с.
9) Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков-М.: Фин-Пресс2013. -688 с.
10) Герасимов Б.И. Логистика и товародвижение: учеб, пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2016. - 333 с.
11) Егорова М. М. Маркетинг:конспект лекций/М.М. Егорова,- М.: Инфра- М, 2014 - 60с.
12) Королько В.Г. Основы логистики/ В.Г.Королько. - Москва.:Инфора -М., 2015.-493 с.
13) Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность. - М.: Финансы и статистика, 2016. — 491 с.
14) Кнышова Е.Н. Маркетинг. М.: Форум: Инфра- М., 2014 - 302 с.
15) Логистика. Учеб, пособие / Под ред. Б. А. Аникина.- М.: ИНФРА- М, 2015.-354с.
16) Логистика компании. Учеб.пособие / Под.ред. О.Д. Алексинской. - М.: КНОРУС. 2014. - 392 с.
17) Логистическая деятельность / Под ред. Проф.Н.Г.Кузнецова, проф. И.Ю. Солдатовой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 382 с.
18) Мазилкина Е.И. Маркетинг в отрасли и сферах деятельности. - М.: Дашков и К, 2016. - 329 с.
19) Маркетинг / под.ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2016. -334 с.
20) Маркетинг / под.ред. Н.П. Ващенкина. М.: КноРус, 2014.-235 с.
21) Морозов Ю.В. Основы маркетинга. - М.: КноРус, 2016. - 430 с.
22) Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. Проф.Н.Г.Кузнецова, проф. И.Ю. Солдатовой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. - 382 с.
23) Нечаев О.В. Маркетинг в отрасли и сферах деятельности. - М.: Дашков и К, 2014. - 306 с.
24) Новикова Р.Э. Основы логистики/Р.Э. Новикова. - Москва.: Инфо - М., 2015.-493 с.
25) Носов К.У. Логистическая деятельность: сущность и особенности организации: практ. пособие /К.У. Носов. - М.: Дашков и К, 2017. - 114 с.
26) Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издетельско - торговая корпорация «Дашков и Ко»,2014. -399 с.
27) Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность: Учебник. -12-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК Дашков и Ко, 2013. - 493 с.
28) Плоткин Б.К. Логистика на предприятии. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2016. - 438 с.
29) Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник / Т. П. Прошкина. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2017. - 314 с.
30) Романцов, А.Н. Логистическая деятельность: сущность и особенности организации: практ. пособие / А.Н.Романцов. - М.: Дашков и К,2014. - 114 с.
31) Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб, пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. -212 с.
32) Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб, для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
33) Тимершин Р.Э. Логистика на прпедприятии: Красноярск.
Сибирская академия финансов и банковского дела, 2014. — 238 с.
34) Фатхутдинова Н.Ж. Коммерческая деятельность: Учебник. -4-е изд., перераб. и доп. - М.: НТК Дашков и Ко, 2015. — 493 с.
35) Эзентейн Дж.Л. Логистика и маркетинг: учеб, для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / Дж.Л. Эзенштейн. - М.: Юрайт, 2016. - 652 с.
Печатная периодика
36) Еделынтейн Ю.А. Применение приемов логистики в торговле /Ю.А.Еделыптейн // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. - № 4. - С. 13
37) Михайлова Е.А. Проблемы и перспективы применения логистики в товародвижении / Е.А.МихайловаУ/Маркетинг и логистика. - 2016. - №7. - С.23 - 27
38) Орлова Д.В. Основные методы логистики в процессе закупки товаров / Д.В. Орлова// Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - С.54
39) Петрова Д.Э. Логистика в торговле/ Д.Э.Петрова // Логистика. -2015. -С.35
40) Яхина О.Д. Эффективность логистики на предприятии/ О.Д. Яхина //Маркетинг и логистика. — 2017. - №4. - С.20 — 25