Я-КОНЦЕПЦИЯ, ЭМПАТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ ЧИТАТЕЛЯ К ЛИТЕРАТУРНЫМ ПЕРСОНАЖАМ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. Я–КОНЦЕПЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 14
1.1. Я–концепция и метаиндивидуальный мир 14
1.1.1. Я–концепция: унитарность и многоаспектность 14
1.1.2. Метаиндивидуальный мир: множественность и
многомерность
19
1.1.3. Я–концепция как полимодальное Я: ментальные
репрезентации метаиндивидуального мира
22
1.2. Эмпатия и психологическая близость 28
1.2.1. Понятие эмпатии: история и современное состояние 28
1.2.2. Понятие психологической близости 42
1.2.3. Слияние – обособление как фактор эмпатии и близости 46
1.3. Сказочные персонажи в метаиндивидуальном мире читателей 57
1.3.1. Метаиндивидуальная психология искусства и
литературы
57
1.3.2. Сферы метаиндивидуального мира литературы 59
1.3.3. Читатель и сказочные персонажи как сфера
метаиндивидуального мира литературы
60
1.4. Проблема, задачи и предпосылки исследования 67
1.4.1. Проблема 67
1.4.2. Объект, предмет и задачи исследования 70
1.4.3. Предпосылки и исследовательские гипотезы 70
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 75
2.1 Общая схема исследования 753
2.2. Участницы 76
2.3. Отбор сказочных персонажей 77
2.4. Квазиэксперимент 77
2.4.1. Основные признаки квазиэксперимента 77
2.4.2. Психологическая близость 79
2.4.3. Эмпатия 79
2.5. Измерения 80
2.5.1. Пространственные параметры слияния – обособления 80
2.5.2. Полимодальное Я 82
2.6. Процедура, исследовательский дизайн и статистический
анализ данных
83
2.6.1. Процедура 83
2.6.2. Исследовательский дизайн 84
2.6.3. Статистический анализ данных 86
ГЛАВА III. ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ И СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ:
ЭМПАТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ
89
3.1. Пространственные переменные слияния – обособления
читательниц и сказочных персонажей
90
3.1.1. Корреляционный анализ 90
3.1.2. Попарный регрессионный анализ 90
3.1.3. Множественный регрессионный анализ 93
3.2. Эмпатия читательниц и близость персонажей в терминах
пространства отношений
97
3.2.1. Включение Другого в Я 97
3.2.2. Расстояние 100
3.2.3. Читательница 103
3.2.4. Персонаж 1034
ГЛАВА IV. Я–КОНЦЕПЦИЯ, ЭМПАТИЯ ЧИТАТЕЛЬНИЦ
И БЛИЗОСТЬ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ 107
4.1. Эффекты полимодального Я на пространственные переменные
слияния – обособления читательниц и персонажей
108
4.1.1. Раздельные эффекты факторов «Слияние в
полимодальном Я» и «Обособление в полимодальном
Я»
108
4.1.2. Раздельные эффекты субмодальностей Я 112
4.1.3. Основные выводы по эффектам 114
4.2. Взаимодействия полимодального Я, эмпатии и близости по
пространственным переменным слияния – обособления
читательниц и персонажей
114
4.2.1. Взаимодействия факторов «Слияние в полимодальном
Я» и «Обособление в полимодальном Я» с эмпатией и
близостью
114
4.2.2. Взаимодействия субмодальностей Я с эмпатией и
близостью
122
4.2.3. Основные выводы по взаимодействиям 127
V. ОБСУЖДЕНИЕ 129
5.1 Пространственные параметры читательниц и сказочных
персонажей
129
5.2. Эмпатия и психологическая близость 131
5.3. Полимодальное Я 135
5.4. Полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость 137
5.5. Контуры общей концептуальной модели 138
ВЫВОДЫ 140
ЛИТЕРАТУРА 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 161
ГЛАВА I. Я–КОНЦЕПЦИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 14
1.1. Я–концепция и метаиндивидуальный мир 14
1.1.1. Я–концепция: унитарность и многоаспектность 14
1.1.2. Метаиндивидуальный мир: множественность и
многомерность
19
1.1.3. Я–концепция как полимодальное Я: ментальные
репрезентации метаиндивидуального мира
22
1.2. Эмпатия и психологическая близость 28
1.2.1. Понятие эмпатии: история и современное состояние 28
1.2.2. Понятие психологической близости 42
1.2.3. Слияние – обособление как фактор эмпатии и близости 46
1.3. Сказочные персонажи в метаиндивидуальном мире читателей 57
1.3.1. Метаиндивидуальная психология искусства и
литературы
57
1.3.2. Сферы метаиндивидуального мира литературы 59
1.3.3. Читатель и сказочные персонажи как сфера
метаиндивидуального мира литературы
60
1.4. Проблема, задачи и предпосылки исследования 67
1.4.1. Проблема 67
1.4.2. Объект, предмет и задачи исследования 70
1.4.3. Предпосылки и исследовательские гипотезы 70
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 75
2.1 Общая схема исследования 753
2.2. Участницы 76
2.3. Отбор сказочных персонажей 77
2.4. Квазиэксперимент 77
2.4.1. Основные признаки квазиэксперимента 77
2.4.2. Психологическая близость 79
2.4.3. Эмпатия 79
2.5. Измерения 80
2.5.1. Пространственные параметры слияния – обособления 80
2.5.2. Полимодальное Я 82
2.6. Процедура, исследовательский дизайн и статистический
анализ данных
83
2.6.1. Процедура 83
2.6.2. Исследовательский дизайн 84
2.6.3. Статистический анализ данных 86
ГЛАВА III. ЧИТАТЕЛЬНИЦЫ И СКАЗОЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ:
ЭМПАТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ
89
3.1. Пространственные переменные слияния – обособления
читательниц и сказочных персонажей
90
3.1.1. Корреляционный анализ 90
3.1.2. Попарный регрессионный анализ 90
3.1.3. Множественный регрессионный анализ 93
3.2. Эмпатия читательниц и близость персонажей в терминах
пространства отношений
97
3.2.1. Включение Другого в Я 97
3.2.2. Расстояние 100
3.2.3. Читательница 103
3.2.4. Персонаж 1034
ГЛАВА IV. Я–КОНЦЕПЦИЯ, ЭМПАТИЯ ЧИТАТЕЛЬНИЦ
И БЛИЗОСТЬ СКАЗОЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ 107
4.1. Эффекты полимодального Я на пространственные переменные
слияния – обособления читательниц и персонажей
108
4.1.1. Раздельные эффекты факторов «Слияние в
полимодальном Я» и «Обособление в полимодальном
Я»
108
4.1.2. Раздельные эффекты субмодальностей Я 112
4.1.3. Основные выводы по эффектам 114
4.2. Взаимодействия полимодального Я, эмпатии и близости по
пространственным переменным слияния – обособления
читательниц и персонажей
114
4.2.1. Взаимодействия факторов «Слияние в полимодальном
Я» и «Обособление в полимодальном Я» с эмпатией и
близостью
114
4.2.2. Взаимодействия субмодальностей Я с эмпатией и
близостью
122
4.2.3. Основные выводы по взаимодействиям 127
V. ОБСУЖДЕНИЕ 129
5.1 Пространственные параметры читательниц и сказочных
персонажей
129
5.2. Эмпатия и психологическая близость 131
5.3. Полимодальное Я 135
5.4. Полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость 137
5.5. Контуры общей концептуальной модели 138
ВЫВОДЫ 140
ЛИТЕРАТУРА 142
ПРИЛОЖЕНИЕ 161
Диалогическая природа самосознания – фундаментальное условие и предпосылка функционирования человеческого «Я». Исследования взаимоотношений «Я» и «Другого» в самосознании представляют собой влиятельную
традицию в современных работах по Я–концепции (Л. Я. Дорфман, 2002б; Д.
И. Дубровский, 1983; А. Ш. Тхостов, 1994а, 1994б). Дальнейшее изучение Я–
концепции под этим углом зрения является фундаментальной проблемой общей психологии, психологии личности и сознания. Исследования в этом русле направлены на решение также ряда прикладных задач, придавая им при
этом фундаментальный характер. Одной из пока слабо разработанных проблем, несмотря на острые запросы социально-культурной практики в области
образования, художественного воспитания и личностного развития, является
изучение вкладов Я–концепции читателей в их взаимоотношения с литературными персонажами.
Актуальность проблемы. За последние примерно 30 лет в психологической науке сложилась определенная традиция исследований взаимоотношений «Я» и «Другого» – как в межличностных отношениях, так и в Я–
концепции. Большое внимание уделялось условиям, при которых «Я» и
«Другой» сближаются (сливаются) или напротив, отдаляются (обособляются). Важнейшими условиями слияния – обособления являются эмпатия и
психологическая близость. Они являются фундаментальными понятиями общей и социальной психологии и характеризуют социальную сущность бытия
человека. Вопросы эмпатии и психологической близости, а также лежащих в
их основе слияния – обособления играют важную роль для понимания как
диалогической природы сознания и межличностных отношений, так и взаимодействий человека с вещами, идеями, образами, в том числе в ситуациях
коммуникации с литературными персонажами.6
В рамках социально-психологического подхода и в терминах слияния –
обособления эмпатию исследовали C. Batson (1997), J. Dovidio, J. Allen, and
D. Schroeder (1990), M. Hoffman (1984), D. Houston (1990), S. Levy, A. Freitas,
and P. Salovey (2002). Психологическую близость изучали J. Holmes (2000),
C. Sedikides, W. Campbell, G. Reeder, and A. Elliot (2002), E. Smith, S. Coats,
and D. Walling (1999). Вместе с тем представления об эмпатии и психологической близости разрабатывались до сих пор безотносительно к Я–
концепции. В рамках метаиндивидуального подхода (Л. Я. Дорфман, 2002а,
2004а; Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева, 2000; М. В. Рябикова, Л. Я. Дорфман,
2002), напротив, изучались слияние и обособление применительно к Я–
концепции, но безотносительно к вкладам в эти процессы эмпатии и близости.
Объединение этих двух традиций – до сих пор нерешенная проблема. Ее
актуальность обусловлена необходимостью дальнейших поисков условий,
при которых происходят сближение или отдаление «Я» и «Другого» как в Я–
концепции, так и в межличностных отношениях. Данная проблема является
актуальной для дальнейшего развития концепции метаиндивидуального мира
(Л. Я. Дорфман, 1993, 1997а). В русле этой концепции не соотносились социально-психологические условия слияния – обособления «Я» и «Другого» и
их ментальные репрезентации в Я–концепции.
Актуальность проблемы обусловлена также тем, что литературные данные
о взаимосвязях слияния – обособления с эмпатией и близостью являются
противоречивыми (C. Batson, K. Sager, E. Garst, M. Kang, K. Rubchinsky, & K.
Dawson, 1997; R. Cialdini, S. Brown, B. Lewis, C. Luce, & S. Neuberg, 1997; M.
Davis, L. Conklin, A. Smith, & C. Luce, 1996).
Слияние – обособление, эмпатия и близость имеют место не только в межличностных отношениях, но и в том, как люди относятся к вещам, предметам, образам. Последние являются неотъемлемым атрибутом метаиндивидуального мира человека (Л. Я. Дорфман, 1993, 1997а). Люди испытывают бли-7
зость к вещам, предметам, животным (С. Д. Дерябо, 1995, 1997), выражают
эмпатию к произведениям искусства и художественным образам (T. Lipps,
1900; H. Höge, 1991). Литературные образы – это область культуры (искусства, литературы, фольклора), но также часть метаиндивидуального мира человека. Однако исследования эффектов эмпатии и близости на слияние – обособление слушателей, зрителей, читателей с художественными и литературными образами (в том числе с персонажами) до сих пор не проводились.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается
в том, что в нем в значительной степени разрешается проблема разобщенности исследований слияния и обособления применительно к Я–концепции и
межличностным отношениям. Причем область исследований расширяется и
затрагивает сферу отношений людей к литературным персонажам.
Целью исследования является изучение вкладов Я–концепции в отношения человека с литературными образами.
Объектом исследования являются взаимоотношения «Я» и «Другого» в
Я–концепции в условиях взаимодействия человека с литературными (фольклорными) персонажами.
Предметом исследования являются взаимосвязи полимодального Я, эмпатии и психологической близости с пространственными параметрами слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
Методологической и теоретической основой исследования являются
концепции метаиндивидуального мира, полимодального Я и метаиндивидуальной психологии искусства (Л. Я. Дорфман, 1993, 2002а, 2004а).
Теоретическое значение диссертационного исследования выражается в том,
что в нем представлена концептуальная модель пространственных параметров
слияния – обособления человека со сказочными персонажами. Полимодальное
Я, эмпатия и близость придают психологическому пространству слияния – обособления динамичность (изменчивость) и многомерность (разнокачествен-8
ность). Обозначены основные стратегии взаимодействий читателя со сказочными персонажами: контактная и предметная. Показана роль эмпатии, близости и
полимодального Я как условий слияния – обособления читателя со сказочными персонажами. Эмпатия и психологическая близость – родственные (они восходят к процессам слияния – обособления), но не тождественные (их пространственные параметры не сводятся друг к другу) теоретические конструкты.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые теоретически и
эмпирически разработана пространственная модель слияния – обособления читателя и сказочных персонажей. Впервые получены данные о том, что психологическая близость может служить условием слияния читателя со сказочными
персонажами. Эмпатия также может служить условием слияния, но косвенно –
через психологическую близость. Обнаружены взаимодействия полимодального Я, эмпатии и психологической близости по пространственным параметрам
слияния – обособления.
Были поставлены четыре задачи исследования:
1. Выяснить, можно ли по изменениям пространственных параметров судить о слиянии – обособлении читателя и сказочных персонажей.
2. Выяснить, могут ли эмпатия и психологическая близость приводить к
изменениям пространственных параметров слияния – обособления читателя
и сказочных персонажей.
3. Выяснить, может ли полимодальное Я приводить к изменениям пространственных параметров слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
4. Выяснить, могут ли полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость взаимодействовать по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
Исследовательские гипотезы формулировались в терминах регрессионного (предсказаний) или дисперсионного (эффектов и взаимодействий) ана-9
лизов. Эмпатия и психологическая близость, субмодальности и диспозиции
(слияние и обособление) полимодального Я рассматривались как независимые факторы, пространственные параметры слияния – обособления – как зависимые переменные.
На основании анализа литературы и в терминах регрессионного или дисперсионного анализа были выдвинуты 12 исследовательских гипотез. Основными были следующие исследовательские гипотезы.
1. Изменения психологического пространства читателя и сказочных персонажей свидетельствуют об их слиянии – обособлении.
2. Эмпатия и психологическая близость приводят к изменениям психологического пространства читателя и сказочных персонажей
3. Эмпатия и психологическая близость взаимодействуют по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
4. Полимодальное Я вызывает изменения психологического пространства
читателя и сказочных персонажей.
5. Полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость взаимодействуют
по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных
персонажей.
традицию в современных работах по Я–концепции (Л. Я. Дорфман, 2002б; Д.
И. Дубровский, 1983; А. Ш. Тхостов, 1994а, 1994б). Дальнейшее изучение Я–
концепции под этим углом зрения является фундаментальной проблемой общей психологии, психологии личности и сознания. Исследования в этом русле направлены на решение также ряда прикладных задач, придавая им при
этом фундаментальный характер. Одной из пока слабо разработанных проблем, несмотря на острые запросы социально-культурной практики в области
образования, художественного воспитания и личностного развития, является
изучение вкладов Я–концепции читателей в их взаимоотношения с литературными персонажами.
Актуальность проблемы. За последние примерно 30 лет в психологической науке сложилась определенная традиция исследований взаимоотношений «Я» и «Другого» – как в межличностных отношениях, так и в Я–
концепции. Большое внимание уделялось условиям, при которых «Я» и
«Другой» сближаются (сливаются) или напротив, отдаляются (обособляются). Важнейшими условиями слияния – обособления являются эмпатия и
психологическая близость. Они являются фундаментальными понятиями общей и социальной психологии и характеризуют социальную сущность бытия
человека. Вопросы эмпатии и психологической близости, а также лежащих в
их основе слияния – обособления играют важную роль для понимания как
диалогической природы сознания и межличностных отношений, так и взаимодействий человека с вещами, идеями, образами, в том числе в ситуациях
коммуникации с литературными персонажами.6
В рамках социально-психологического подхода и в терминах слияния –
обособления эмпатию исследовали C. Batson (1997), J. Dovidio, J. Allen, and
D. Schroeder (1990), M. Hoffman (1984), D. Houston (1990), S. Levy, A. Freitas,
and P. Salovey (2002). Психологическую близость изучали J. Holmes (2000),
C. Sedikides, W. Campbell, G. Reeder, and A. Elliot (2002), E. Smith, S. Coats,
and D. Walling (1999). Вместе с тем представления об эмпатии и психологической близости разрабатывались до сих пор безотносительно к Я–
концепции. В рамках метаиндивидуального подхода (Л. Я. Дорфман, 2002а,
2004а; Л. Я. Дорфман, Г. В. Ковалева, 2000; М. В. Рябикова, Л. Я. Дорфман,
2002), напротив, изучались слияние и обособление применительно к Я–
концепции, но безотносительно к вкладам в эти процессы эмпатии и близости.
Объединение этих двух традиций – до сих пор нерешенная проблема. Ее
актуальность обусловлена необходимостью дальнейших поисков условий,
при которых происходят сближение или отдаление «Я» и «Другого» как в Я–
концепции, так и в межличностных отношениях. Данная проблема является
актуальной для дальнейшего развития концепции метаиндивидуального мира
(Л. Я. Дорфман, 1993, 1997а). В русле этой концепции не соотносились социально-психологические условия слияния – обособления «Я» и «Другого» и
их ментальные репрезентации в Я–концепции.
Актуальность проблемы обусловлена также тем, что литературные данные
о взаимосвязях слияния – обособления с эмпатией и близостью являются
противоречивыми (C. Batson, K. Sager, E. Garst, M. Kang, K. Rubchinsky, & K.
Dawson, 1997; R. Cialdini, S. Brown, B. Lewis, C. Luce, & S. Neuberg, 1997; M.
Davis, L. Conklin, A. Smith, & C. Luce, 1996).
Слияние – обособление, эмпатия и близость имеют место не только в межличностных отношениях, но и в том, как люди относятся к вещам, предметам, образам. Последние являются неотъемлемым атрибутом метаиндивидуального мира человека (Л. Я. Дорфман, 1993, 1997а). Люди испытывают бли-7
зость к вещам, предметам, животным (С. Д. Дерябо, 1995, 1997), выражают
эмпатию к произведениям искусства и художественным образам (T. Lipps,
1900; H. Höge, 1991). Литературные образы – это область культуры (искусства, литературы, фольклора), но также часть метаиндивидуального мира человека. Однако исследования эффектов эмпатии и близости на слияние – обособление слушателей, зрителей, читателей с художественными и литературными образами (в том числе с персонажами) до сих пор не проводились.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования заключается
в том, что в нем в значительной степени разрешается проблема разобщенности исследований слияния и обособления применительно к Я–концепции и
межличностным отношениям. Причем область исследований расширяется и
затрагивает сферу отношений людей к литературным персонажам.
Целью исследования является изучение вкладов Я–концепции в отношения человека с литературными образами.
Объектом исследования являются взаимоотношения «Я» и «Другого» в
Я–концепции в условиях взаимодействия человека с литературными (фольклорными) персонажами.
Предметом исследования являются взаимосвязи полимодального Я, эмпатии и психологической близости с пространственными параметрами слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
Методологической и теоретической основой исследования являются
концепции метаиндивидуального мира, полимодального Я и метаиндивидуальной психологии искусства (Л. Я. Дорфман, 1993, 2002а, 2004а).
Теоретическое значение диссертационного исследования выражается в том,
что в нем представлена концептуальная модель пространственных параметров
слияния – обособления человека со сказочными персонажами. Полимодальное
Я, эмпатия и близость придают психологическому пространству слияния – обособления динамичность (изменчивость) и многомерность (разнокачествен-8
ность). Обозначены основные стратегии взаимодействий читателя со сказочными персонажами: контактная и предметная. Показана роль эмпатии, близости и
полимодального Я как условий слияния – обособления читателя со сказочными персонажами. Эмпатия и психологическая близость – родственные (они восходят к процессам слияния – обособления), но не тождественные (их пространственные параметры не сводятся друг к другу) теоретические конструкты.
Научная новизна работы выражается в том, что впервые теоретически и
эмпирически разработана пространственная модель слияния – обособления читателя и сказочных персонажей. Впервые получены данные о том, что психологическая близость может служить условием слияния читателя со сказочными
персонажами. Эмпатия также может служить условием слияния, но косвенно –
через психологическую близость. Обнаружены взаимодействия полимодального Я, эмпатии и психологической близости по пространственным параметрам
слияния – обособления.
Были поставлены четыре задачи исследования:
1. Выяснить, можно ли по изменениям пространственных параметров судить о слиянии – обособлении читателя и сказочных персонажей.
2. Выяснить, могут ли эмпатия и психологическая близость приводить к
изменениям пространственных параметров слияния – обособления читателя
и сказочных персонажей.
3. Выяснить, может ли полимодальное Я приводить к изменениям пространственных параметров слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
4. Выяснить, могут ли полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость взаимодействовать по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
Исследовательские гипотезы формулировались в терминах регрессионного (предсказаний) или дисперсионного (эффектов и взаимодействий) ана-9
лизов. Эмпатия и психологическая близость, субмодальности и диспозиции
(слияние и обособление) полимодального Я рассматривались как независимые факторы, пространственные параметры слияния – обособления – как зависимые переменные.
На основании анализа литературы и в терминах регрессионного или дисперсионного анализа были выдвинуты 12 исследовательских гипотез. Основными были следующие исследовательские гипотезы.
1. Изменения психологического пространства читателя и сказочных персонажей свидетельствуют об их слиянии – обособлении.
2. Эмпатия и психологическая близость приводят к изменениям психологического пространства читателя и сказочных персонажей
3. Эмпатия и психологическая близость взаимодействуют по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных персонажей.
4. Полимодальное Я вызывает изменения психологического пространства
читателя и сказочных персонажей.
5. Полимодальное Я, эмпатия и психологическая близость взаимодействуют
по пространственным параметрам слияния – обособления читателя и сказочных
персонажей.
Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные
выводы.
1. Слияние – обособление читательниц и сказочных персонажей служит
общим основанием для эмпатии, психологической близости и полимодального Я.
2. Эмпирическими референтами слияния – обособления читательниц и сказочных персонажей могут быть пространственные параметры. Они позволяют
дифференцировать тенденции слияния и обособления по пространственным
характеристикам самовосприятия читательниц, восприятия сказочных персонажей, отношений между ними.
3. Следующие пространственные характеристики выражают слияние –
обособление читательниц и сказочных персонажей: (а) дистанция между читательницами и сказочными персонажами, (б) пространство читательниц, (в)
пространство сказочных персонажей. Слияние читательниц и сказочных персонажей выражается в сокращении дистанции, увеличении пространств читательниц и сказочных персонажей. Обособление читательниц и сказочных персонажей, напротив, выражается в увеличении дистанции, сокращении пространств читательниц и сказочных персонажей.
4. Психологическая близость приводит к слиянию читательниц и персонажей. Пространственными референтами близости являются сокращение дистанции и увеличение пространства персонажа.
5. Эмпатия опосредует изменения пространственных параметров слияния –
обособления, вызванных психологической близостью. При эмпатии читательницы проявляют тенденцию к обособлению от близких персонажей и к
слиянию с далекими персонажами.141
6. В изменениях пространственных параметров слияния – обособления читательниц и сказочных персонажей проявляется роль полимодального Я читательниц, в том числе слияния – обособления в полимодальном Я и его отдельных субмодальностей. Слияние в полимодальном Я приводит к сокращению дистанции с персонажем. Обособление в полимодальном Я приводит
к уменьшению пространства персонажа.
7. Полимодальное Я, эмпатия и близость взаимодействуют по пространственным параметрам слияния – обособления.
8. Слияние – обособление читательниц и сказочных персонажей является
результатом двух стратегий. «Контактная» стратегия выражается в изменении расстояния между читательницами и сказочными персонажами (сближение – отдаление). «Предметная» стратегия выражается в изменении пространств собственно читательниц и сказочных персонажей (расширение – сужение)
выводы.
1. Слияние – обособление читательниц и сказочных персонажей служит
общим основанием для эмпатии, психологической близости и полимодального Я.
2. Эмпирическими референтами слияния – обособления читательниц и сказочных персонажей могут быть пространственные параметры. Они позволяют
дифференцировать тенденции слияния и обособления по пространственным
характеристикам самовосприятия читательниц, восприятия сказочных персонажей, отношений между ними.
3. Следующие пространственные характеристики выражают слияние –
обособление читательниц и сказочных персонажей: (а) дистанция между читательницами и сказочными персонажами, (б) пространство читательниц, (в)
пространство сказочных персонажей. Слияние читательниц и сказочных персонажей выражается в сокращении дистанции, увеличении пространств читательниц и сказочных персонажей. Обособление читательниц и сказочных персонажей, напротив, выражается в увеличении дистанции, сокращении пространств читательниц и сказочных персонажей.
4. Психологическая близость приводит к слиянию читательниц и персонажей. Пространственными референтами близости являются сокращение дистанции и увеличение пространства персонажа.
5. Эмпатия опосредует изменения пространственных параметров слияния –
обособления, вызванных психологической близостью. При эмпатии читательницы проявляют тенденцию к обособлению от близких персонажей и к
слиянию с далекими персонажами.141
6. В изменениях пространственных параметров слияния – обособления читательниц и сказочных персонажей проявляется роль полимодального Я читательниц, в том числе слияния – обособления в полимодальном Я и его отдельных субмодальностей. Слияние в полимодальном Я приводит к сокращению дистанции с персонажем. Обособление в полимодальном Я приводит
к уменьшению пространства персонажа.
7. Полимодальное Я, эмпатия и близость взаимодействуют по пространственным параметрам слияния – обособления.
8. Слияние – обособление читательниц и сказочных персонажей является
результатом двух стратегий. «Контактная» стратегия выражается в изменении расстояния между читательницами и сказочными персонажами (сближение – отдаление). «Предметная» стратегия выражается в изменении пространств собственно читательниц и сказочных персонажей (расширение – сужение)
Подобные работы
- Я-концепция, эмпатия и психологическая близость в отношениях читателя к литературным персонажам
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



