Перечень сокращений ............................................................. 5
Введение .................................................................................. 6
1. Методы исследования музыкальных инструментов .......... 14
1.1. Сведения из истории музыкальной акустики ................ 14
1.2. Материалы и конструкции .......................................... 17
1.3. Обзор исследований динамики тонкостенных конструкций 22
1.4. Расчетные модели и методы исследования ................. 25
1.5. Цели и задачи работы ................................................. 33
2. Методика расчета корпусных элементов конструкций
музыкальных струнных инструментов .................................. 35
2.1. Система разрешающих уравнений ............................... 35
2.2. Конечный элемент тонкостенной оболочки из ВКМ ..... 40
2.3. Стержневой конечный элемент .................................... 48
2.4. Расчет собственных форм и частот .............................. 51
2.5. Расчет амплитуд установившихся колебаний ............... 53
Выводы по главе 2 ............................................................ 56
3. Анализ расчетной модели МКЭ ......................................... 58
3.1. Конструкция и расчетная модель деки ......................... 58
3.2. Упругое деформирование деки. Расчет
и эксперимент....................................................................... 61
3.3. Тестирование. Расчёт пластинок ................................. 64
3.3.1. Задача статики ................................................... 64
3.3.2. Задача динамики ................................................ 67
3.3.3. Задача устойчивости .......................................... 70
Выводы по главе 3 ............................................................ 72
Стр.3
4. Экспериментальное исследование механических
колебаний гитарной деки ...................................................... 75
4.1. Экспериментальная установка ..................................... 75
4.2. Анализ собственных форм. Фигуры Хладни ................. 78
4.3. Построение АЧХ и определение констант
демпфирования ....................................................................... 81
4.4. Физико-механические характеристики материалов....... 87
4.5. Сопоставительный анализ результатов расчётов и экспериментов … ............................................................................ 90
4.6. Цифровой спектральный анализ .................................. 94
4.6.1. Влияние акустического резонатора ..................... 96
4.6.2. Влияние струн .................................................. 99
Выводы по главе 4 ...........................................................103
5. Характеристики гитарной деки в зависимости от
конструктивных факторов ...................................................105
5.1. Исследование напряжённого состояния ......................105
5.2. Параметрический анализ спектра собственных
колебаний. ............................................................................107
5.2.1. Влияние схемы подкрепления ............................107
5.2.2. Влияние начального напряженного состояния ...111
5.2.3. Влияние геометрических размеров ....................113
5.2.4. Влияние конструктивных факторов....................114
5.3. Сопоставление частот собственных колебаний
деки и струн ..........................................................................116
Выводы по главе 5 ...........................................................120
6. Анализ резонансных характеристик .................................122
6.1. Статические и динамические податливости ................122
Стр.4
6.2. Зависимость резонансных амплитуд от схемы
подкрепления ........................................................................129
6.3. Зависимость резонансных амплитуд от высоты ребер
жесткости ..............................................................................134
6.4. Зависимость резонансных амплитуд от уровня
демпфирования ......................................................................136
Выводы по главе 6 ...........................................................138
Общие выводы .....................................................................140
Список литературы ..............................................................144
Приложения
История развития музыкальных инструментов (МИ) непосредственно связана с развитием человеческого общества – его
культуры, науки и техники. За многие столетия в области разработки, конструирования и производства МИ накоплен богатый
опыт, сформированы определенные традиции. Длительная эволюция и естественный отбор привели к созданию совершенных
конструкций.
Отметим знаменитую кремонскую школу (близ Кремоны,
Италия). Глава школы А. Амати (1535 – 1611) и его прославленные ученики А. Гварнери (1626 – 1698), Д. Гварнери (1666 –
1738), А. Страдивари (1640 – 1737) изготовили около 1000 скрипок, виолончелей, контрабасов, гитар, до сих пор не превзойденных по своим достоинствам. Традиции и тайны непревзойдённого
мастерства передавались от отца к сыну, от мастера к ученику.
Сегодня стоимость лучших инструментов Страдивари, Гварнери превышает миллион условных единиц (у.е.). В то же время
стоимость современных первоклассных МИ, как правило, составляет не более десяти тысяч у.е., цена же фабричных инструментов для начинающих и вовсе не превышает ста у.е.
Возникает вопрос, в чём разница между ними? Отражает ли сложившийся уровень цен столь существенную разницу в классе?
Могут ли современные МИ соперничать с лучшими образцами
великих итальянских мастеров? Дебаты на эти темы не утихают
уже около двухсот лет. Эти вопросы волнуют не только исполнителей и музыкальных мастеров, но и учёных – исследователей,
задача которых заключается в том, чтобы не только понять это
различие, но и описать его количественно.7
Отметим, что до сих пор лучшие образцы МИ изготавливаются вручную. Основные параметры инструментов определяются
опытным путём, на основе сложившихся традиций и правил.
Очевидно, возможности эмпирического пути развития к настоящему времени в основном исчерпаны.
В современных условиях, прежде всего условиях жесткой
конкуренции, во многих областях техники происходит быстрая
смена конструкционных материалов, идет внедрение новых более
совершенных технологий и конструкций. Стремительно развивается вычислительная математика и механика. Большое влияние
на науку и технику оказывает развитие и совершенствование
ЭВМ. Получают развитие методы математического моделирования, на базе которых разрабатываются САПР. Современная вычислительная техника и программное обеспечение позволяют с
высокой степенью достоверности моделировать реальные процессы и проектировать более совершенные конструкции.
В музыкальной промышленности идет напряженный поиск
более рациональных форм и размеров конструкций. Внедряются
прогрессивные конструкционные материалы. Разрабатываются
МИ с новым уровнем акустических свойств. Всё это предъявляет
повышенные требования к качеству проектирования. Сегодня при
создании и совершенствовании МИ ключевое значение приобретает научная база, которая, с одной стороны, отражает и систематизирует опыт, с другой – использует знания и методы точных
наук: математики, физики, механики.
В диссертации рассматривается класс струнных МИ, которые
в зависимости от способа извлечения звука делятся на клавишные, смычковые и щипковые. В качестве объекта исследования8
принят струнный щипковый инструмент – семиструнная классическая гитара.
Первые упоминания о гитаре относятся к XIV – XV вв. Название "гитара" произошло от названия древнегреческого МИ
"кифара". В конце XVI в. широкое распространение в Европе, затем в Америке получила шестиструнная испанская гитара. В России гитара появилась позднее, начиная с XVIII в. широкое признание получила семиструнная гитара. В настоящее время гитара
– один из наиболее популярных и любимых МИ. На ней играют
миллионы музыкантов – любителей, профессионалов.
Основными элементами любого струнного МИ являются:
• Струны – источники механических колебаний.
• Деки – усилители механических колебаний.
• Акустические внутренние полости – резонаторы звуковых
колебаний.
Струнный МИ в целом – это связанная упруго-акустическая
система. Упругие колебания струн, дек и звуковые колебания
давления связаны друг с другом. Струны с декой представляют
генератор и излучатель звука, устройство для возбуждения звуковых волн в окружающей воздушной среде.
Конструкция МИ сочетает в себе целый ряд достаточно противоречивых свойств и качеств. С одной стороны, МИ должен
быть легким, удобным для игры, с другой – обладать достаточной прочностью, жесткостью и долговечностью в условиях эксплуатации.
Помимо прочности и жёсткости, решающее значение при
оценке качества МИ всё-таки имеют его акустические характеристики. В свою очередь акустика МИ определяется упругими,
инерционными и диссипативными свойствами его отдельных9
элементов. Одни элементы имеют повышенные жесткость и
демпфирующую способность (это, прежде всего, элементы корпуса), другие, наоборот, – в меру податливые и имеют экстремально низкое демпфирование (струны).
Ключевым элементом конструкции музыкального струнного
инструмента является дека (звучащая доска). Функционально дека предназначена для усиления механических колебаний струн.
"Звуки скрипки, гитары исходят от её деки, а не от струн, ибо
дека в состоянии вторить тем звукам, которые первоначально вызывает струна" [24]. Колебания струн "раскачивают" деку. Дека
оказывает решающее влияние на формирование тембра, силу и
длительность излучения звуков.
Идеальная дека должна [10, 42, 59, 113, 114]:
• Обеспечивать минимальные потери при передаче энергии
упругих колебаний струн окружающей воздушной среде.
• Равномерно усиливать колебания всех частот спектра возбуждения.
Однако в реальных условиях дека обладает определенной избирательностью. Она усиливает одни составляющие спектра возбуждения и ослабляет другие. Частотная зависимость динамической реакции деки искажает состав спектра возбуждения. Явление избирательности и искажения проявляется тем сильнее, чем
слабее демпфирование, чем "острее" резонансы деки. Повышение
демпфирующей способности, в свою очередь, увеличивает потери
энергии механических колебаний, что приводит к уменьшению
продолжительности звучания и ухудшению качества МИ.
Важной характеристикой деки является её упругая податливость. Хорошая дека всегда податливая. Чем выше податливость,
тем ниже собственные частоты, включая частоту основного тона,10
и выше амплитуды колебаний. Такая дека излучает сильный звук
с низким основным тоном. Однако повышенная податливость, в
свою очередь, приводит к значительным деформациям деки при
настройке и натяжении струн колками.
Таким образом, гармонию "интересов" приходится искать
компромиссным путем, имея в виду следующие критерии качества:
1. Гладкий, относительно ровный характер резонансной кривой [105, 106].
2. Низкая частота основного тона, или достаточно высокая
податливость [10, 59].
Актуальность работы определяется необходимостью решения
важной научно-технической и социально-культурной проблемы,
связанной с разработкой методики расчета и проектирования
корпусных элементов конструкций струнных МИ.
На защиту выносятся результаты, содержащие элементы научной
новизны:
• Методика исследования динамики тонкостенных элементов конструкций МИ.
• Математическая модель и вычислительные алгоритмы
расчета параметров собственных и вынужденных колебаний с
учетом подкреплений и начального НДС, обусловленного предварительным натяжением струн.
• Результаты физического и математического моделирования, устанавливающие зависимости динамических характеристик
резонансных дек от конструктивных факторов.
Для решения проблемы привлекаются методы теории тонких
пластин и оболочек из ВКМ, теории колебаний, вычислительной11
математики и механики, экспериментальные методы исследования.
Диссертация предусматривалась планом НИР кафедры сопротивления материалов и прикладной механики Марийского государственно го технического университета в рамках госбюджетной
темы «Механика конструкций и материалов» (1999 – 2003 годы).
Она состоит из введения, шести глав, общих выводов, списка
использованной литературы и приложений.
В первой главе дан обзор и систематический анализ исследований МИ, как в нашей стране, так и за рубежом. Приведены
сведения из истории музыкальной акустики. Рассмотрены существующие расчётные модели и методы исследования. Выполнен
анализ известных конструкций гитарных дек. Представлены характерные акустические характеристики высококлассных и фабричных образцов МИ. Сформулированы цели и задачи работы.
Вторая глава посвящена разработке методики расчёта корпусных элементов конструкций МИ. Учитываются переменная
кривизна поверхности оболочек, анизотропия физикомеханических свойств материала, наличие подкреплений в виде
асимметричного набора рёбер жесткости. Используется вариант
МКЭ, основанный на смешанной вариационной формулировке
принципа Хеллингера-Рейсснера и теории тонких оболочек Тимошенко. Задача динамики формулируется как задача на вынужденные колебания предварительно напряженной конструкции. С
учётом демпфирования рассматривается вычислительный алгоритм расчета установившихся амплитуд колебаний.
В третьей главе дан анализ расчётной модели. Рассмотрена
конструкция и расчетная модель деки классической гитары. Исследовано упругое деформирование под действием сил натяже-12
ния струн колками. Данные расчётов сопоставлены с результатами экспериментов. Решен ряд тестовых задач статики, динамики
и устойчивости тонких пластинок. Достоверность расчетной модели подтверждается согласованностью полученных результатов:
параметров НДС, спектров собственных частот, критических нагрузок с известными данными классических решений. Исследованы сходимость и точность моделей МКЭ.
Четвертая глава содержит результаты расчётноэкспериментальных исследований механических колебаний гитарной деки. Представлены методики и аппаратура измерений
собственных частот и форм, констант демпфирования, амплитуд
вынужденных колебаний при силовом моно гармоническом возбуждении. Установлены физико-механические характеристики
конструкционных материалов. Показано, что дека с подкреплениями обладает более ровным составом резонансных амплитуд,
чем дека без подкреплений. Результаты физических экспериментов: резонансные амплитуды, собственные частоты и формы колебаний сопоставлены с данными расчета МКЭ. Путём цифрового
спектрального анализа исследовано влияние акустической внутренней полости и струн на спектр собственных частот колебаний
деки.
В пятой главе исследуется напряженное состояние деки под
действием сил натяжения струн. Показаны 10 низших собственных форм в зависимости от схемы подкрепления. Исследованы
зависимости спектров собственных частот от конструктивных
факторов. Установлены основные закономерности. Собственные
частоты деки сопоставлены с частотными характеристиками
струн. Дека и струны рассматриваются как парциальные динамические системы.
Получено решение прикладной научно-технической
проблемы, имеющей важное народно-хозяйственное и социальнокультурное значение, в рамках которой решены следующие
задачи:
1. Разработана методика исследований динамики корпусных
элементов конструкций струнных МИ.
2. Построена конечно-элементная динамическая модель
резонансной деки. Элементы корпуса представлены как
предварительно напряжённые тонкостенные слоистые оболочки с
асимметричным набором рёбер жёсткости. Разрешающая система
уравнений получена на основе смешанной вариационной
формулировки Хеллингера – Рейсснера и теории тонких оболочек
Тимошенко. Расчётная модель реализована в виде компьютерной
программы.
3. Путём сопоставительного анализа результатов расчётов с
данными известных аналитических и численных решений, а также
прямого эксперимента, поставленного на реальной конструкции,
дано обоснование разработанной модели МКЭ. Рассмотрены
задачи статики, динамики и устойчивости.
4. Проведено экспериментальное исследование механических
колебаний гитарной деки. С этой целью спроектирована и
изготовлена специальная установка. Разработаны методики
измерений собственных частот и форм, констант демпфирования
и амплитуд вынужденных колебаний. На основании методики
Хладни исследованы низшие собственные формы.
5. Поставлена серия экспериментов, в ходе которых
определены физико-механические характеристики материалов и
установлены породы древесины.141
6. В зависимости от натяжения струн колками исследованы
упругое деформирование и напряжённое состояние деки.
7. Проведены вычислительные эксперименты. На примере
гитарной деки исследовано влияние конструктивных и
технологических факторов на спектр колебаний.
8. На основе сопоставительного анализа спектров собственных
частот струн и двух вариантов конструкций гитарной деки
установлено преимущество одного из вариантов.
9. В полосе частот от 80 до 560 Гц построены АЧХ гитарной
деки. Исследованы зависимости АЧХ от точки приложения
вибрационной нагрузки и схемы подкрепления деки рёбрами
жёсткости.
10. С целью оценки влияния акустической внутренней
полости и струн на динамические характеристики деки
проведены эксперименты. Результаты измерений обработаны при
помощи методов цифрового спектрального анализа.
11. Получены значения статических и динамических
податливостей точек крепления струн к деке.
12. Построены спектры резонансных амплитуд гитарной деки
в условиях гармонического возбуждения, имитирующего упругие
вибрации струн.
В результате анализа поведения деки акустической гитары
установлены следующие закономерности:
• Подкрепление деки рёбрами жёсткости оказывает
существенное влияние на её собственные формы и частоты,
приводит к заметному уменьшению амплитуд колебаний.
• Рёбра жёсткости увеличивают демпфирующую способность
деки. Дека с подкреплениями обладает более ровным спектром
резонансных амплитуд, чем дека без подкреплений.142
• Акустический резонатор “обогащает” спектр резонансных
амплитуд деки новыми компонентами.
• Собственные частоты деки с резонатором мало отличаются
от собственных частот деки без резонатора.
• Начальное напряжённое состояние, обусловленное
предварительным натяжением струн, практически не оказывает
влияния на спектр колебаний деки.
• Спектры колебаний деки проявляет высокую
чувствительность к изменениям толщины пластинки и высоты
рёбер жёсткости, к условиям закрепления деки по контуру.
• Басовые и дискантовые струны, расположенные по краям
подставки, вызывают более сильные динамические реакции, чем
центральная струна.
• Наибольшие динамические податливости деки наблюдается
в полосе до 630 Гц. По мере увеличения частоты возбуждения
динамические податливости плавно уменьшаются.
• Комбинированная схема подкрепления, сочетающая
поперечное и веерное расположение пружинок, обладает более
ровным и плотным спектром резонансных амплитуд по
сравнению с поперечным расположением пружинок.
• В условиях силового моногармонического возбуждения,
имитирующего упругие вибрации струн, каждая точка деки имеет
свой собственный спектр резонансных амплитуд.
Разработанная в диссертации методика расчёта внедрена на
фирме по производству музыкальных инструментов ЗАО "ЭтюдУрал". Результаты математического моделирования используются
на практике при проектировании и производстве акустических
гитар с мензурой 650 мм. Компьютерные программы
применяются в учебном процессе МарГТУ в курсах “Основы143
автоматизированного проектирования изделий” и “Численные
методы в инженерном деле”.
Алфутов Н.А., Зиновьев П.А., Попов Б.Г. Расчет мно гослойных пластин и оболочек из композиционных материалов. –
М.: Машиностроение, 1984. – 263 с.
2. Алфутов Н.А. Основы расчета на устойчивость упругих
систем. – М.: Машиностроение, 1978. − 311 с.
3. Амбарцумян С.А. Общая теория расчета анизотропных
оболочек. – М.: Наука, 1974. − 446 с.
4. Андреев А.Н., Немировский Ю.В. Многослойные анизотропные пластины и оболочки: Изгиб, устойчивость, колебания.
– Новосибирск: Наука, 2001. – 288 с.
5. Андреев Н.Н. О дереве для музыкальных инструментов
// Сб. тр. НИИМП. −М. − Л. − 1938.− Вып.1.− С.11−18.
6. Ашкенази Е.К., Ганов Э.В. Анизотропия конструкционных
материалов. – Л.: Машиностроение, 1980. – 247 с.
7. Артамонов С.С. Замечания инженера о механизмах звучания инструментов скрипичного семейства// Музыкальная академия. − 1996. − №3. − С.121−124.
8. Бабаков И.М. Теория колебаний. – М.: Наука, 1968.
− 559 с.
9. Бакулин В.Н., Рассоха А.А. Метод конечных элементов и
голографическая интерферометрия в механике композитов. – М.:
Машиностроение, 1987. – 312 с.
10. Бандас Л.Л., Кузнецов И.А. Производство и ремонт щипковых музыкальных инструментов.– М.: Лёгкая пром-сть, 1983.–
288 с.
11. Бате К., Вилсон Е. Численные методы анализа и метод
конечных элементов. – М.: Стройиздат, 1982. – 448 с.145
12. Белкин А.Е., Гаврюшин С.С. Расчет пластин методом конечных элементов: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГТУ им.
Н.Э. Баумана, 2003. – 151 с.
13. Белов А.И. Исследования дек клавишных инструментов
// Отчет НИИМП. − Л.,1940.
14. Белов А.И., Угольников Н.И. Частотные характеристики
излучения дек клавишных инструментов// Сб. трудов НИИМП.–
1941. − Вып.3. – C.34–48.
15. Белов С.И., Бандас Л.П., Минин А.Е. Щипковые музыкальные инструменты. – М.: Голесбумиздат, 1963.– 240 с.
16. Бердичевский В.Л. Вариационные принципы механики
сплошной среды.– М.: Наука, 1983.– 448 с.
17. Берт Ч. Расчет оболочек// Композиционные материалы. В
8-ми т. – М.: Машиностроение, 1978. – Т.7, Ч.1. Анализ и проектирование конструкций – С.210–264.
18. Бидерман В.Л. Теория механических колебаний. – М.:
Высшая школа, 1980. – 408 с.
19. Биргер И.А., Мавлютов Р.Р. Сопротивление материалов.–
М.: Наука, 1986. – 560 с.
20. Болотин В.В., Москаленко В.Н. Колебания пластинок
// Прочность, устойчивость, колебания: Справочник. В 3-х т.
/ Под ред. И.А. Биргера, Я.Г. Пановко. – М.: Машиностроение,
1968. – Т. 3. – С.370–416.
21. Болотин В.В. Динамическая устойчивость упругих систем. − М.: Гостехиздат, 1956. – 600 с.
22. Болотин В.В., Макаров Б.П., Мишенков Г.В. и др. Асимптотический метод исследования спектра собственных частот упругих пластинок.// Расчеты на прочность.- М.: Машгиз, 1960. −
Вып.6. − С.231−253.146
23. Болотин В.В., Новичков Ю.Н. Механика мно гослойных
конструкций. – М.: Машиностроение, 1980. – 376 с.
24. Брэгг У. Мир света. Мир звука. − М. Наука. 1967. −335с.
25. Ванин Г.А. Микромеханика композиционных материалов.
– Киев: Наук. думка, 1985. – 302 с.
26. Васидзу К. Вариационные методы в теории упругости и
пластичности.– М.: Мир, 1987.– 542 с.
27. Васильев В.В. Механика конструкций из композиционных
материалов.– М.: Машиностроение, 1988.– 272 с.
28. Вибрации в технике: Справочник в 6 т./ Колебания линейных систем/ Под редакцией Болотина В.В. − М.: Машиностроение, 1978.− Т.1.− 352 с.
29. Вибрации в технике: Справочник в 6 т./ Колебания машин конструкций и их элементов/ Под редакцией
Диментберга Ф.М. и Колесникова К.С. − М.: Машиностроение,
1980. − Т.3 − 544 с.
30. Витачек О.Е. Очерки по изготовлению музыкальных инструментов.− Музгиз, 1952.
31. Вольмир А.С., Куранов Б.А., Турбовский А.Т. Статика и
динамика сложных структур. – М.: Машиностроение, 1989.
– 248 с.
32. Винсон Ж.Р., Сираковский Р.Л. Поведение конструкций
из композиционных материалов. – М.: Металлургия, 1991.
– 264 с.
33. Гаврюшин С.С., Коровайцев А.В. Методы расчета элементов конструкций на ЭВМ. – М.: Изд-во ВЗПИ, 1991. –
160 с.
34. Галембо А.С. Фортепиано. Качество звучания. − М.: Легпромбытиздат, 1987. − 163 с.147
35. Галлагер Р. Метод конечных элементов. Основы. – М.:
Мир, 1984. – 428 с.
36. Голованов А.И., Бережной Д.В. Метод конечных элементов в механике деформируемых твердых тел. − Казань: Изд-во
“ДАС”, 2001. − 301 с.
37. Горбачев К.П. Метод конечных элементов в расчетах
прочности.– Л.: Судостроение, 1985. – 156 с.
38. Гутин Л.Я. Расчёт мандолины // Журнал технической физики.− 1937.− Т.7, № 10. − С.78-85.
39. Демьянов Ю.А. К уточнению теории колебаний музыкальных струн // Докл. РАН. − 1999. − 36, №4. – С.461–465.
40. Ден-Гартог Дж.П. Механические колебания. − М.: Физматгиз, 1960. − 580 с.
41. Донелл Л.Г. Балки, пластины и оболочки.− М.: Наука,
1982. − 568с.
42. Дьяконов Н.А. Производство роялей и пианино.– Росгизместпром, 1955.– 370с.
43. Еременко С.Ю. Методы конечных элементов в механике
деформируемых тел. – Харьков: Изд–во "Основа" при ХГУ,
1991.– 272 с.
44. Ефремов А. Формула идеальной скрипки// Химия и
жизнь. − 1979. − №10 – С.89−93.
45. Журавлев, В.Ф., Климов Д.М. Прикладные методы теории
колебаний. – М.: Наука, 1988. – 328 с.
46. Звездкина Г.Г. Разработка акустической теории формирования положительных музыкально-акустических свойств щипковых инструментов// Техническая акустика.– 1992. – Т.1., №2. −
С.67–72.