Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №29272

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ............ 14
1.1 Современное состояние проблемы формирования
профессионализма будущих экономистов...................................................... 14
1.2 Педагогические аспекты использования программных
продуктов профессионального назначения в высшем экономическом
образовании ..................................................................................................... 29
1.3 Профессиональные программные средства, используемые в
высшем экономическом образовании............................................................... 33
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1......................................................................................... 43
ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИСТОВ..................... 45
2.1 Анализ современного состояния информационной культуры
студентов финансово экономических факультетов ..................................... 45
2.2 Моделирование познавательной деятельности будущих
экономистов с использованием программных продуктов профессионального назначения....................................................................................... 53
2.3 Внедрение новых информационных технологий в учебный
процесс ................................................................................................................ 76
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II ...................................................................................... 93
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ В
УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПАКЕТОВ
ПРОГРАММ ...................................................................................................... 95
3.1.Цель, задачи, структура экспериментального исследования ........ 95
3.2. Реализация разработанной модели обучения.................................. 99
3.3 Получение и математико-статистический анализ численных
результатов эксперимента.................................................................................. 118
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III...................................................................................... 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Возрастающие требования к качеству знаний выпускников высших учебных заведений являются неизбежным
следствием научно-технического прогресса, в условиях которого не может оставаться неизменным образовательный процесс. Особую актуальность приобретает задача подготовки кадров новой формации в сфере экономики и финансов. Достичь высокого профессионализма, умения самостоятельно принимать обоснованные и эффективные решения в настоящее время невозможно
без овладения методами информационно-компьютерных технологий. Как показывает практика, большинство пользователей уже не представляет себе, как
бы они выполняли свою работу, с которой прекрасно справлялись еще 5 – 10
лет назад, без помощи компьютера. В настоящее время все большее и большее
распространение, как в производстве, так и в документообороте предприятий
находит компьютерная техника, все шире и шире становится перечень охватываемых ею задач. Постоянно растет объем и сложность обрабатываемой
информации, требуются все новые и новые виды ее представления.
В условиях рыночной экономики Российской Федерации информация выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой
и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, системами информатизации оптовой и розничной торговли, торговых домов, служб
управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной
котировочной информации, электронной почты, электронного обмена
данными и др.
Управленческая деятельность выступает в современных условиях
как один из важнейших факторов функционирования и развития
промышленных фирм. Эта деятельность постоянно совершенствуется в
соответствии с объективными требованиями производства и реализа-3
ции товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли
потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также, изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций в хозяйственных международных
связях.
Изменения условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления, сказываются не только на совершенствовании организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности,
формам их взаимодействия и т.д. Все это требует от ВУЗов адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в
экономическом и научно-техническом процессах.
Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к новым
концепциям в организации информационных служб. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационновычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, упрощается документооборот, внедряются автоматизированные рабочие места
на базе персональных компьютеров.
Подходя к современным требованиям, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании, нельзя не отметить, что
эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.
В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное
оборудование, связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование
в качестве информационных машин, что, хотя и не соответствует их назва-4
нию, но в последнее время становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов.
Существует противоречие между потребностью в специалистах, владеющих информационными технологиями и выпускниками ВУЗов с соответствующей подготовкой.
Информационные технологии - динамично развивающееся направление,
и, как следствие, встают задачи:
• обеспечение учебного процесса в ВУЗе современными программными средствами;
• овладение современными информационными технологиями;
• освоение наряду с пакетами программ общего назначения, специальных пакетов профессиональных программ таких как 1С: Предприятие, Project expert и др. (на сегодняшний день многие фирмы стараются способствовать учебным заведениям в решении поставленных задач: предоставляются
ценовые льготы при приобретении программных продуктов, обеспечивается
бесплатное или льготное обновление приобретенного ПО);
Как показало исследование, в ВУЗах ощутима нехватка квалифицированных преподавательских кадров, существует сложность организации производственной и преддипломной практики студентов, имеются проблемы, связанные с поверхностным изучением программных продуктов и информационных технологий в учебных заведениях.
На наш взгляд, комбинирование различных форм организации учебного
процесса: включение части материалов по информационным технологиям, например «1С», Project expert в основные учебные курсы, включенные в учебный план, развитие этих курсов в рамках стандартных учебных дисциплин
(«Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в
бухгалтерском учете» и др.) поможет решению вышеперечисленных проблем
и будет способствовать формированию профессиональных качеств будущих
экономистов.5
Важной задачей преподавателей ВУЗов является востребованность их
выпускников на рынке труда, этому будет способствовать практическое освоение студентами профессиональных программных продуктов.
Динамика развития современных информационных компьютерных технологий финансово-экономического профиля приводит к тому, что ВУЗы не
способны адекватно реагировать соответствующим уровнем подготовки специалистов в данной сфере. Нынешнее положение дел можно охарактеризовать
как разрыв между уровнем профессиональной подготовки специалистов финансово-экономического профиля в области информационных технологий и
требованиями рынка труда.
Актуальность данного исследования в настоящее время, в дополнение к
уже сказанному, определяется прежде всего:
• новизной и недостаточной изученностью проблемы;
• отсутствием преподавателей, имеющих соответствующую
подготовку;
• расширением служебной (корпоративной) информации, форм и
методов решения проблем;
• всевозрастающим значением компьютерных технологий;
• необходимостью воспитания специалиста - экономиста - управленца
на уровне современных достижений науки и техники.
Наше исследование является педагогическим, организационно -
деятельностным, интегративным. Необходимость педагогического
исследования вне педагогических вузов исключительно велика. Кроме
вышеперечисленных, это объясняется отсутствием в большинстве из них
кафедр педагогики и психологии и недооценкой значения этого предмета в
процессе практической деятельности.
Данное исследование является, прежде всего, педагогическим, так как
основным предметом его рассмотрения является процесс интегративного
подхода к конструированию информационных технологий в образовательной
практике экономического ВУЗа. Вместе с тем, в нашем исследовании6
одновременно осуществляется деятельностный - тектологический
(организационный) и интегративный подход, но не врозь, а как они
первоначально развивались, в их совокупности. Существо деятельностного
подхода состоит в том, что деятельность рассматривается как педагогическая
категория, такая же, как обучение и воспитание, которые рассматриваются не
как абстрактные понятия, а как специфические виды деятельности, связанные
с профессиональными функциями специалиста - преподавателя ВУЗа.
Процесс профессиональной подготовки студентов претерпевает серьезные
измененения, его составные компоненты вступают друг с другом в четкие
внутренние смысловые связи и отношения, совершенствование одних влечет
за собой изменение других. Многие из этих проблем получили освещение в
трудах Бешенкова С. А., Брановского Ю.С., Ваграменко Я.А., Гейна А.Г.,
Гершунского Б.С., Машбица Е.И., Роберт И.Б., Чистова Д.В., Диго С.М.,
Яковлева Ю.Б., в которых анализируются психолого-педагогические и
методологические проблемы информатизации образовательной среды.
Деятельностный подход к обучению активно разрабатывали: В.П. Беспалько,
В.В.Давыдов, Боголюбов В.И., Алексеев Н., Семенов И., Швырев В.,
Шевелева С.С., Борисова В.Н. и др. Существо организационного подхода
заключается в том, что организация рассматривается не как абстрактная
категория, а как атрибут целостной педагогической деятельности, то есть
организация включена в деятельность обучения и воспитания, направленную
на подготовку специалиста высокой квалификации. Мы согласны с Раченко
И.П., что эту задачу успешно может помочь разрешить лишь
высокоорганизованная педагогическая деятельность. Организационно -
деятельностный подход к труду педагога, учащегося разработан Раченко И.П.,
Бабанским Ю.К., Анисимовым П.Ф., Архангельским С.И., Якиманской И.С.
Змеёвым С.И. и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Новые экономические условия требуют нового подхода к подготовке
специалистов, которая должна успевать за совершенствованием технологий.
Поэтому большое значение имеет внедрение новых форм учебного процесса, в
частности, создание рабочего места специалиста некоторой предметной области и имитации реальных производственных задач. Одним из путей реализации данного подхода, является создание виртуальных учебных сред – условное предприятие, учебный банк и т.д.
Образовательная практика доказывает необходимость использования
информационно-образовательных технологий, направленных на конструирование различных оптимальных обучающих систем, проектирование эффективных учебных процессов, разработку методов и средств получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.
Основное достоинство информационно-образовательного продукта состоит в том, что в нем содержится большой объем информации, к тому же он
должен быть организован таким образом, чтобы в нем можно было легко разобраться специалисту. Это достигается путем создания в программном продукте системы меню, гиперссылок и справочной системы.
Отличительной чертой развития современного высшего образования является изменяющееся содержание образования (в соответствии с новым государственным образовательным стандартом) и технологии преподавания, поскольку большое развитие получают информационные средства обучения.
Немаловажное значение в информационных образовательных технологиях
имеют электронные средства поддержки обучения.
Информационные системы - это совокупность тем или иным способом
структурированных данных (базы данных) и комплекса аппаратнопрограммных средств для хранения данных и манипулирования ими.
На этапах разработки и внедрения обучающей программы возникает вопрос о целесообразности применения этого средства обучения, а, следова-131
тельно, необходимость выявления преимуществ компьютерных обучающих
технологий перед традиционными средствами обучения, которые успели зарекомендовать себя с лучшей стороны за долгие годы использования.
Традиционные способы обучения, такие как чтение научной литературы, прослушивание лекций, посещение семинаров, просмотр учебных видеофильмов, издавна зарекомендовали себя как эффективные средства получения
знаний, на которых выросло не одно поколение школьников и студентов.
Многолетняя практика работы в ВУЗе показала, что необходимо объединить
все лучшее, что существует в традиционных способах обучения и возможности новых информационных технологий.
Таким образом, обучение с использованием программ «1С», Project expert обладает следующими основными преимуществами:
• интерактивность, бесценная для образовательного процесса, позволяющая без усилий выполнять рутинные операции (поиск, вычисления) и индивидуализировать получение и усвоение информации;
• долговременная актуальность.
Исследования в области оценки качества средств образовательного назначения, в том числе и программных продуктов «1С», Project expert позволили выделить условия их педагогически целесообразного применения в виде
определенных уровней:
• Возможность использования периферийного оборудования для распечатки информации с экрана.
• Эргономический уровень - сервис пользователя: наличие иерархического меню легкого доступа к информации, наличие возможности подсказки,
справочной системы, оптимальное распределение информации на экране.
• Педагогический уровень: соответствие педагогическим целям использования электронного средства учебного назначения и методам обучения с
использованием технологии мультимедиа, реализуемость разнообразных видов и форм учебной деятельности с экранной информацией.132
• Уровень осуществления информационной деятельности. Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности,
коррекция по результатам контроля, тестирование.
• Уровень интерактивности. Возможность выбора индивидуальной траектории обучения.
Современный программный продукт немыслим без развитой системы
поиска, поскольку именно возможности поиска и навигации делают электронный продукт наиболее привлекательным средством обучения.
Следующий важный способ навигации - использование гиперссылок.
Целесообразно реализовывать такие стандартные инструменты навигации как
возвращение к предыдущему разделу, история просмотренных разделов и закладки. Системы поискан навигации основаны на текстовом представлении
информации.
Контроль знаний целесообразно осуществлять с помощью конкретного
задания, поскольку оно позволяет наиболее эффективно проверить полученные знания.
Стратегия развития современных информационных технологий определяется направлением от информации к знаниям. Компьютерные программы
являются носителями знаний в том смысле, что они включают не только информацию в той или иной форме, но и алгоритмы преобразования информации, обеспечивающие достижение определенных целей. Существуют устоявшиеся формы обучающих программ, точнее, конструктивных элементов, из
которых может быть построен такой программный продукт.
По результатам анализа процесса формирования профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий, решаемых в связи с этим задач и требований, которые будут предъявляться к ним в
ближайшем будущем, можно сделать следующие выводы:
• несмотря на то, что современные информационные технологии в образовании еще не исчерпали свой потенциал, сложившаяся ситуация требует
перехода к информационным технологиям более высокого уровня;133
• переход к новым информационным технологиям требует проработки
широкого спектра как научных, так и практических задач, связанных с разработкой методического, информационного и программного обеспечения, решения организационно-технологических и других задач;
• применение комплекса новых информационных технологий профессионального назначения в образовательном процессе финансовоэкономических факультетов может существенно повысить качество подготовки будущих специалистов. При этом эффект должен повышаться с повышением уровня преподавания.
Для получения и отработки глубоких и профессионально востребованных знаний, устойчивых навыков работы в сфере информационных технологий, мотивации к дальнейшему самообучению необходима устойчивая связь
производства и обучения. Такая связь позволяет своевременно корректировать
учебные планы, расставлять обоснованные акценты в обучении и воспитании
будущих экономистов, выпускать дееспособных и востребованных производством специалистов.
Для грамотного решения обозначенных в нашем исследовании задач необходима согласованная работа всего педагогического коллектива, ориентирование преподавателей не только на достижение успехов в обучении отдельным дисциплинам, но и на согласованную работу и тесную взаимосвязь между различными учебными циклами и кафедрами.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ