ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................2
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ФИРМЫ И ИНФОРМАЦИИ....................7
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИРМЫ РАЗЛИЧНЫМИ НАУЧНЫМИ ШКОЛАМИ ..........................................7
Краткий обзор теорий фирмы.......................................................................................................................11
Критика и пути дальнейшего развития........................................................................................................21
Выводы..............................................................................................................................................................26
1.2. ИНФОРМАЦИЯ КАК РЕСУРС СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ............................................................27
История вопроса..............................................................................................................................................29
Природа информации и проблемы информации ...........................................................................................39
1.3.СИНТЕЗ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ...........................................................59
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.................................................66
2.1. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ........................................................66
Понятие............................................................................................................................................................66
Предпосылки и направления реструктуризации системы управления.......................................................69
Препятствия на пути реструктуризации ....................................................................................................73
2.2. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ...............................................................................................................................................87
Определение источников информации, их качества и потребителей информации .................................89
Определение необходимых объемов и стоимости информации .................................................................92
Ценность (полезность) информации.............................................................................................................99
Раскрытие информации................................................................................................................................104
2.3. АЛГОРИТМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ ....................................................................................................................................................108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................................................................135
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования
С отказом от политики изоляционизма и либерализацией хозяйственных, политических и культурных отношений изменились сами цели и задачи, стоящие перед экономикой России. По мере расширения деловых связей и дальнейшей интеграции российского
бизнеса в международную экономику влияние конкуренции становится все более ощутимым. В то же время дальнейшее расширение хозяйственных отношений приводит к росту
неопределенности, деловая жизнь становится более динамичной. Эти и ряд других факторов заставляют компании искать новые пути и подходы для дальнейшего развития бизнеса и поддержания его в конкурентоспособном и устойчивом состоянии.
Одно из решений повысить эффективность и управляемость бизнеса заключается в
реструктуризации системы управления предприятием, которая в итоге оказалась бы лучше
приспособленной к учету возникающих изменений во внутренней и внешней среде фирмы
и была бы способной обеспечить адаптацию к новым требованиям с наименьшими затратами. В условиях роста объемов информации и скорости ее передачи одной из важнейших
составляющих успешного процесса реструктуризации является информационное обеспечение фирмы как на самом этапе реструктуризации, так и в последующем. Сложность задачи информационного обеспечения фирмы обусловлена самой природой информации
как ресурса, а также несовершенствами и асимметричностью информации, которые имеют
практически повсеместное распространение и создают значительные трудности для успешной деятельности.
Проблема постоянной адаптации фирмы к быстро меняющимся условиям ведения
бизнеса заставляет компании уделять пристальное внимание вопросам управления изменениями. Сегодня практика и теория управления изменениями обособились в самостоятельное направление менеджмента. Постоянно возникают новые модели и подходы к
осуществлению трансформационных процессов. Однако количество неудачных примеров
реструктуризации велико.1 По нашему мнению одна из главнейших причин этих неудач
кроется в недостаточном внимании менеджеров и существующих моделей к информационным проблемам и вопросам информационного обеспечения и управления.
С другой стороны, современная экономическая наука за последние десятилетия показала значительные успехи в части более глубокого понимания природы фирмы, несовершенств информации и проблем, порождаемых ими. Таким образом, налицо существен-3
ный разрыв во взаимодействиях между экономической наукой и теорией и практикой
управления.
Решение проблемы обеспечения более тесного взаимодействия представителей теории и практики, интеграции последних достижений экономической теории в практические
подходы к реструктуризации сегодня актуально как никогда, особенно в свете задач,
стоящих перед российскими предприятиями, и усиливающегося динамизма происходящих в окружающей среде изменений.
Степень проработанности проблемы
Несмотря на то, что экономисты уже со времен А. Маршалла обращали пристальное
внимание на такое явление как фирма, серьезные исследования в этой области начались в
первой половине ХХ века с работ Ф. Найта и Р. Коуза, что привело к появлению целого
ряда самостоятельных направлений в экономике. Дальнейшее развитие теория фирмы получила в последней четверти ХХ века благодаря работам таких ученых как А. Алчиан, Х.
Демсетц, О. Вильямсон, Б. Холмстром, П. Милгром, О. Харт и др. В настоящее время современная теория фирмы представлена целым рядом дополняющих друг друга теорий,
рассматривающих различные аспекты функционирования фирмы. К основным вопросам,
на которые пытается ответить теория фирмы, относятся вопросы о природе фирмы, причинах ее существования и факторах, определяющих ее границы. Значительное количество
теорий фирмы, рассматривающих ее с различных сторон, свидетельствует о значимости и
важности этих вопросов, а также об уровне и масштабе исследований в данной области.
До середины прошлого века проблемы информации хотя и занимали умы экономистов, но никогда им не отводилось центральное место. Ситуация начала меняться с середины 60-ых годов, благодаря трудам К. Эрроу, Дж. Стиглера, М. Ротшильда, Р. Раднера и
др. Исследования в области несовершенства рынков, обусловленного, в свою очередь, несовершенствами и асимметричностью информации оказались, в своем роде, революционными, и привели к появлению еще одного самостоятельного направления в экономике –
экономики информации. Последующие работы К. Эрроу, Дж. Акерлофа, Дж. Стиглица,
М. Спенса и других ученых позволили объяснить многие проблемы, которые ранее воспринимались как незначительные, либо господствующие экономические теории вовсе игнорировали их.
Все это заставило Стиглица говорить о новой парадигме, которая требует кардинального пересмотра прежних постулатов и теорий экономики, например, общей теории
равновесия, и что стало возможным благодаря прорыву, достигнутому в области теории
фирмы и экономики информации.4
Выше мы уже говорили, что вопросам реструктуризации предприятия и отдельных
его элементов в современной управленческой литературе уделяется серьезное внимание.
Значительный вклад в данной области принадлежит таким специалистам, как Т. Дэвенпорт, Дж. Коттер, М. Тушман, М. Хаммер и др. С началом реформ в России данная тема
стала активно обсуждаться и среди российских специалистов как в теоретическом, так и в
практическом аспектах (Л. Белых, А. Берлин, С. Ильдеменов, В. Кондратьев, В. Краснова,
И. Мазур, М. Федотова, В. Шапиро). Проблемам реструктуризации предприятий в России
посвящают исследования как зарубежные, так и российские компании и организации
(McKinsey & Co., Бюро экономического анализа).
Несмотря на значительный объем исследований по проблемам реструктуризации,
автору не удалось найти работы, в которых бы делалась попытка привлечь внимание практиков к информационным проблемам в той мере, в которой они осознаются в экономике
сегодня, а также предложить подходы к управлению информацией, рассматривая ее как
одни из важнейших экономических ресурсов. Эти факторы, по мнению автора, обуславливают актуальность выбранной темы.
Цели и задачи исследования
Целью настоящей работы является анализ препятствий процессу реструктуризации
системы управления фирмы, возникающих вследствие информационных проблем, и разработка походов, призванных оптимизировать процессы, связанные с информационным
обеспечением фирмы на этапе реструктуризации и на последующих этапах.
Исходя из заявленной цели, в диссертации ставятся и решаются следующие задачи,
определяющие структуру работы:
1. выявление новых направлений и тенденций в развитии современной теории фирмы и экономики информации, способных послужить отправной точкой и основой
для выработки практических рекомендаций по решению задач информационного
обеспечения реструктуризации системы управления предприятием;
2. определение сущности реструктуризации системы управления предприятием, ее
задач, целей и направлений с учетом возникающих препятствий, обусловленных
информационными проблемами, психологическими и технологическими факторами;
3. выявление и систематизация ключевых факторов, служащих препятствиями на
пути реструктуризации;
4. разработка алгоритма, обеспечивающего эффективное управление информацией
в процессе реструктуризации системы управления предприятием;5
5. экономическое обоснование эффективности предлагаемых подходов по информационному обеспечению реструктуризации системы управления предприятием.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является система управления фирмы.
Предметом исследования является процесс информационного обеспечения фирмы в
условиях реструктуризации ее системы управления.
Теоретическая основа и методологическая база исследования
Теоретической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области управления: по теории фирмы – А. Алчиан, Дж.
Бейкер, О. Вильямсон, Р. Гиббонс, Г. Демсетц, М. Дженсен, Й. Барцель, Р. Коуз, Г. Саймон, Ф. Махлуп, П. Милгром, М. Миллер, Ф. Модильяни, Д. Норт, Ю. Фама, Н. Фосс, О. Харт, Б. Холмстром, и
др.; по экономике информации – Дж. Акерлоф, Р. Арнотт, Б. Гринвальд, Дж. Маршак, Р. Раднер, М.
Ротшильд, М. Спенс, Дж. Стиглер, Дж. Стиглиц, Дж. Хиршлейфер, К. Шеннон, К. Эрроу, и др.; по
проблемам реструктуризации и управления изменениями – Э. Абрахамсон, Л.М. Бадалов, Н.И. Белоусова, А.Д. Берлин, Т. Дэвенпорт, В.И. Ионов, Дж. Катценбах, И.И. Мазур, М. Портер, М. Хаммер,
В.Д. Шапиро, В.Д. Шопенко и др.; по вопросам управления и использования ИКТ – Д. Бейер, Дж.
Кросс, М. Эрл, Т. Дэвенпорт, Дж. Дэмпси, Р. Хейгейт, Дж. Хейджел и др.; по вопросам использования моделей и подходов для управления переходными процессами – М. Бир, Л. Грейнер, Дж. Джоунс, Дж. Дэй, В. Кеттинджер, Дж. Линдер, М. Хаммер, Р. Эйзенстат, М. Юнг и др.
В диссертации использовались материалы деловых периодических изданий, а также
материалы исследований российских и зарубежных компаний и организаций – университет Беркли, Бюро экономического анализа, McKinsey.
Методологической базой исследования являются наблюдение, сравнение и группировка, сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, индуктивный и дедуктивный методы.
Развитие технологий стирает национальные границы, если их рассматривать как
препятствие развитию и расширению бизнеса. По мере расширения бизнеса увеличивается количество лиц и организаций, с которыми приходится взаимодействовать фирме. Расширение бизнеса, его выход за рамки отдельной страны требуют от организации учета все
большего количества факторов: особенностей законодательства отдельных стран, культурных особенностей, предпочтений и вкусов потребителей. В свою очередь, рост количества элементов, окружающих фирму и требующих постоянного внимания, приводит к более частым и быстрым изменениям в окружающей среде, увеличению неопределенности
относительно даже ближайших перспектив и планов. Увеличение рисков, связанных с ведением бизнеса, имеет своим последствием сокращение среднего срока жизни компаний
(в развитых странах примерно 50% вновь созданных предприятий не доживает до 10-ти
летнего возраста), рост числа слияний и поглощений, в том числе враждебных.
Естественное желание организаций выжить и обеспечить себе устойчивое развитие
заставляет их постоянно приспосабливаться к новым условиям, менять свою структуру,
систему управления, стили руководства, покидать одни виды бизнеса и входить в другие.
Все более частые изменения, происходящие вокруг фирмы и внутри нее, приводят к тому,
что процесс реструктуризации уже перестает носить разовый характер. Управление изменениями становится повседневной практикой любой фирмы, любого менеджера. В то же
время, чем масштабнее происходящие изменения, тем выше ответственность как отдельных менеджеров, так и фирмы в целом (перед акционерами, государством, обществом) за
принимаемые решения и предпринимаемые действия. Чтобы обеспечить выполнение этих
требований и условий от управленцев требуются новые качества, новые знания, понимание ими природы происходящих изменений, их причин и возможных последствий.
Для любой фирмы одна из наибольших сложностей заключается в том, что перечисленные выше факторы имеют двойственную природу. С одной стороны, они служат стимулами и предпосылками к реструктуризации, самое их наличие заставляет фирмы вступать на путь перемен. С другой стороны, эти факторы служат препятствиями процессам
реструктуризации, затрудняя ее, заставляя менеджеров усомниться в возможности достичь поставленных целей, какими бы реальными они ни казались в начале пути.
Значительная часть проблем и причин, происходящих в экономике событий и перемен, носит информационный характер, а также обусловлена человеческим фактором (в136
широком смысле слова). Для того, чтобы понять суть этих изменений, их масштаб и их
возможные последствия для фирмы, необходимо выйти за рамки традиционной экономической теории. В классической и неоклассической теориях не было места информационным проблемам, и информации как таковой. Предполагалось, что она доступна всем в
равной мере. Не было места и человеческой нерациональности и, уж тем более, иррациональности. Предполагалось, что все агенты действуют рационально, максимизируя свои
цели. В рыночных условиях не существовало проблемы принуждения, поэтому каждый
мог делать то, что считал нужным и наиболее выгодным для себя. Поэтому рынки действовали в условиях совершенной конкуренции, а существование любого возможного рынка
считалось делом решенным. Однако достижения экономической науки в области теории
фирмы и экономики информации, сделанные буквально за несколько последних десятилетий ХХ века, заставили нас посмотреть на проблемы информации и природу фирмы с другой стороны. Большая часть постулатов неоклассической теории оказалась опровергнутой.
Оказалось, что фирмы и рынки действуют в условиях асимметричной информации, рынки
несовершенны, действия отдельных людей и фирм часто нерациональны, а многие рынки
вообще не могут существовать по причине асимметричности информации.
Такой взгляд на природу экономических отношений выдвигает новые требования к
системе управления предприятием уже на самом этапе ее планирования. Поэтому значительная роль в этом процессе – процессе построения системы управления адекватной реальным условиям ведения бизнеса – отводится системе информационного обеспечения
фирмы той и только той информацией, которая обеспечит осуществление намеченных шагов по построению такой системы и ее эффективную работу в дальнейшем.
Abrahamson, E., Change Without Pain, Harvard Business Review, July-August 2000, pp. 75-9.
Akerlof, G.A., Behavioral Macroeconomics and Macroeconomic Behavior, Prize Lecture, December 8, 2001, http://www.nobel.se/economics/laureates/2001/akerlof-lecture.pdf
Akerlof, G.A., The Markets for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market Mechanism,
Quarterly Journal of Economics, 84, 1970, pp. 488-500.
Alchian, A. and Demsetz, H., Production, Information Costs and Economic Organization,
American Economic Review, 62, 1972, pp. 777-95.
Alchian, A., Some Economics of Property Rights, Il Politico, Vol. 30, 1965, pp. 816-29.
Alchian, A., Uncertainty, Evolution and Economic Theory, Journal of Political Economy, 58,
1950, pp. 211-21.
Aoki, M., Horizontal vs. Vertical Information Structure of the Firm, American Economic Review, Vol. 76, 1986, pp. 971-83.
Arnott, R., Greenwald, B. and Stiglitz, J.E., Information and Economic Efficiency, NBER Working Paper, no. 4533, November 1993.
Arrow, K.J., "The Organization of Economic Activity: Issues Pertinent to the Choice of Market
versus Nonmarket Allocation," in U.S. Congress, Joint Economic Committee, The Analysis
and Evaluation of Public Expenditures: the PPB System, 91st Congress, 1st sess., Washington, 1969, pp 47-64.
Arrow, K.J., Essays in the Theory of Risk-Bearing, Chicago, IL, 1971.
Arrow, K.J., Informational Structure of the Firm, American Economic Review, 75(2), May 1985,
pp. 303-7.
Arrow, K.J., The Limits of Organization, New York: Norton W.W. and Co, 1974.
Aslund, A., Why Has Russia’s Economic Transformation Been So Arduous? World Bank, Annual Bank Conference on Development Economics, Washington, D.C., April 28-30, 1999,
draft.
Baker, G., Gibbons, R. and Murphy, K., Implicit Contracts and the Theory of the Firm, NBER
Working Paper 6177, September 1997, http://www.nber.org/papers/w6177
Barzel, Y., Economic Analysis of Property Rights, Cambridge University Press, 1997.
Beer, M., Eisenstat, R.A. and Spector, B., Why Change Programs Don’t Produce Change, Harvard Business Review, November-December 1990, pp. 158-64.
Beyer, D., Newell, M. and Hurst, I., Grasping the Promise of Client-Server Computing,
McKinsey Quarterly, no. 3, 1994.
Black, B., Kraakman, R. and Tarassova, A., Russian Privatization and Corporate Governance:
What Went Wrong? Stanford Law Review, 52, 2000, pp. 1731-1808.
Blanchard, O., The Economics of Post-Communist Transition, New York: Oxford University
Press, 1997.
Boehm, R. and Phipps, C., Flatness Forays, McKinsey Quarterly, no. 3. 1996, pp. 128-43.
Bolton, P. and Dewatripont, M., The Firm as a Communication Network, Quarterly Journal of
Economics, 115, 1994, pp. 809-39.
Bower, M., The Will to Manage: Corporate Success Through Programmed Management,
McGraw-Hill, 1966.
Brown, S. and Eisenhardt, K.M., Patching: Restitching Business Portfolios in Dynamic Markets,
Harvard Business Review, May-June 1999.
Browning, J., The Power of Process Redesign, McKinsey Quarterly, no. 1, 1993, pp. 47-58.
Buss, M.D.J., Managing International Information Systems, Harvard Business Review, September-October 1982, pp. 153-62.
Butler, P. et al., A Revolution in Interaction, McKinsey Quarterly, no. 1, 1997.
Casson, M., Information and Organization, Oxford University Press, 1997.153
Chade, H. and Schlee, E., Another Look at the Radner-Stiglitz Nonconcavity in the Value of Information, Journal of Economic Theory, 103, 2002, pp. 421-52.
Cheung, S., The Contractual Nature of the Firm, Journal of Law and Economics, 26, 1983, pp. 1-
22.
Coase, R.H., “Industrial Organization: A Proposal for Research”, in Victor R. Fuchs, ed., Policy
Issues and Research Opportunities in Industrial Organization, New York: NBER, 1972,
pp. 59-73.
Coase, R.H., The Nature of the Firm, Economica, n.s. 4, November 1937, pp. 386-405.
Coase, R.H., The Problem of Social Cost, Journal of Law and Economics, 3, 1960, pp. 1-44.
Cohendet, P. and Llerena, P., Theory of the Firm in an Evolutionary Perspective: A Critical Development, Paper to the conference “Competence, Governance and Entrepreneurship”, Copenhagen, June 1998.
Copeland, T., Koller, T. and Murrin, J., Valuation: measuring and managing the value of companies, 3rd ed., John Wiley & Sons, 2000.
Cross, J. and Earl, M.J., Transformation of the IT function at British Petroleum [1], MIS Quarterly, Vol. 27, Issue 4, December 1997.
Cross, J., IT Outsourcing: British Petroleum’s Competitive Approach, Harvard Business Review,
Vol. 73, no. 3, May-June 1995.
Cyert, R. and March, J., A Behavioral Theory of the Firm, Englewood Cliffs, N.J., Prentice-Hall,
1963.
Davenport, T.H. and Short, J.E., The New Industrial Engineering: Information Technology and
Business Process Redesign, Sloan Management Review, Vol. 31, no. 4, Summer 1990, pp.
11-27.
Davenport, T.H., Eccles, R.G. and Prusak, L., Information Politics, Sloan Management Review,
Vol. 34, no. 1, Fall 1992.
Davenport, T.H., The Fad That Forgot People, Fast Company, November 1995,
http://www.fastcompany.com/online/01/reengin.html
Day, J.D. and Jung, M., Corporate Transformation Without a Crisis, McKinsey Quarterly, no. 4,
2000, pp. 117-27.
De Melo, M., Denizer, C. and Gelb, A., From Plan to Market: Patterns of Transition, Washington, DC: World Bank, 1996.
Dempsey, J., et al., Escaping the IT Abyss, McKinsey Quarterly, no. 4, 1997.
Dichter, S.F., Gagnon, C. and Alexander, A., Leading Organizational Transformation, McKinsey
Quarterly, no. 1, 1993, pp. 89-106.
Dvorak, R.E., Holen, E., Mark, D. And Meehan III, W.F., Six Principles of High-Performance
IT, McKinsey Quarterly, no. 3, 1997.
Earl, M.J. and Feeny, D.F., Is Your CIO Adding Value, Sloan Management Review, Vol. 35, no.
3, Spring 1994.
Earl, M.J., Management Strategies for Information Technology, Prentice Hall, 1989.
Fama, E.F., Agency Problems and the Theory of the Firm, Journal of Political Economy, Vol.
88, no. 2, 1980, pp. 288-307.
Foss, N.J., Lando, H. and Thomsen, S., “The Theory of the Firm,” in Boudewijn Bouckaert and
Gerrit De Geest, eds., Encyclopedia of Law and Economics,
http://allserv.rug.ac.be/~gdegeest/5610book.pdf
Foss, N.J., Lando, H. and Thomsen, S., The Theory of the Firm, Working Paper 98-10, Copenhagen Business School, 1998(a),
http://old.cbs.dk/departments/finance/publikationer/wp/wp98-10.pdf
Foss, N.J., The Theory of the Firm Set, Routledge, 2001.
Foss, N.J., The Theory of the Firm: an Introduction to Themes and Contributions, Copenhagen
Business School, Working Paper 98-7, 1998(b).
Goodhue, D.L. and Wybo, M.D., The Impact of Data Integration on the Costs and Benefits of Information Systems, MIS Quarterly, Vol. 16, no. 3, September 1992.154
Granovetter, M., Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness, American Journal of Sociology, 91, 1985, pp. 481-510.
Greenwald, B. and Stiglitz, J.E., Asymmetric Information and the New Theory of the Firm: Financial Constraints and Risk Behavior, American Economic Review, 80(2), May 1990, pp.
160-5.
Greenwald, B. and Stiglitz, J.E., Externalities in Economies with Imperfect Information and Incomplete Markets, Quarterly Journal of Economics, May 1986, pp. 229-64.
Greenwald, B. and Stiglitz, J.E., Financial Market Imperfections and Business Cycles, Quarterly
Journal of Economics, 108(1), February 1993, pp. 77-114.
Greenwald, B., Stiglitz, J.E. and Weiss, A., Informational Imperfections in the Capital Markets
and Macroeconomic Fluctuations, American Economic Review, 74(2), May 1984, pp. 194-
99.
Greiner, L., Patterns of Organization Change, Harvard Business Review, May-June 1967, pp.
119-30.
Grossman, S. and Hart, O., The Costs and Benefits of Ownership: A Theory of Vertical and Lateral Integration, Journal of Political Economy, Vol. 94, no. 4, 1986, pp. 691-719.
Hagel III, J., Keeping CPR on Track, McKinsey Quarterly, no. 1, 1993, pp. 59-72.
Hamel, G., Leading the Revolution: How to Thrive in Turbulent Times by Making Innovation a
Way of Life, Plume, 2002.
Hammer, M. and Champy, C., Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution, Harper Business, New York, 1993.
Hammer, M., Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate, Harvard Business Review, Vol.
68, no. 4, July-August 1990.
Handy, C. B., Understanding Organizations, Penguin Books, 1979. (First published in 1976).
Hart, O. and Moore, J., Property Rights and the Nature of the Firm, Journal of Political Economy, Vol. 98, no. 6, 1990, pp. 1119-58.
Hart, O., Firms, Contracts, and Financial Structure, Oxford: Oxford University Press, 1995.
Hayek, F.A., Economics and Knowledge, Economica, IV (new ser.), 1937, pp. 33-54.
Hayek, F.A., The Use of Knowledge in Society, American Economic Review, Vol. 35(4), September 1945, pp. 519-530.
Herb, E., Leslie K. and Price, C., Teamwork at the Top, McKinsey Quarterly, no. 2, 2001.
Heygate, R., Immoderate Redesign, McKinsey Quarterly, no. 1, 1993, pp. 73-87.
Hirshleifer, J., The Private and Social Value of Information and the Reward to Inventive Activity, American Economic Review, 61, 1971, pp. 561-74.
Holmstrom, B. and Milgrom, P., The Firm as an Incentive System, American Economic Review,
Vol. 84, no. 4, September 1994, pp. 972-91.
Holmstrom, B. and Roberts, J., The Boundaries of the Firm Revisited, Journal of Economic Perspectives, 12(4), Fall 1998, pp. 73-94.
Holmstrom, B., Moral Hazard in Teams, Bell Journal of Economics, 13(2), Autumn 1982, pp.
324-40.
Hubbard, D., The IT Measurement Inversion, CIO Enterprise Magazine, April 15, 1999.
Jensen, M. and Meckling, W., Theory of the Firm: Managerial Behavior, Agency Costs and
Ownership Structure, Journal of Financial Economics, Vol. 3, no. 4, October 1976, pp.
305-60.
Jones, J., Aguirre, D. and Calderone, M., 10 Principles of Change Management, Resilience Report, Strategy+Business, April 15, 2004.
Kaplan, S., Schenkel, A., von Krogh, G. and Weber, C., Knowledge-based theories of the firm in
strategic management: a review and extension, MIT Sloan Working Paper 4216-01, February 2001, http://www.mit.edu/people/skaplan/kbv-0301.pdf
Katzenbach, J.R., Real Change Leaders, McKinsey Quarterly, no. 1, 1996, pp. 148-63.
Kettinger, W.J., Teng, J.T.C. and Guha, S., Business Process Change: A Study of Methodologies, Techniques, and Tools, MISQ Quarterly, March 1997, pp. 55-80