Стр. Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования здорового образа жизни в процессе обучения студентов педвуза 9
1.1. Историко-социальный анализ исследований проблемы здорового
образа жизни в психолого-педагогической науке 10
1.2. Основные направления формирования здорового образа жизни
в профессиональной подготовке будущих учителей 20
1.3. Анализ проблем, связанных с обеспечением образовательного
процесса по формированию основ здорового образа жизни 31
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 40
2.1. Характеристика опытных групп 40
2.2. Содержание методов исследования 41
2.3. Организация педагогических экспериментов 48
Глава 3. Проектирование опытно-экспериментальной технологии формирования основ здорового образа жизни будущих педагогов 51
3.1. Состояние и субъективная оценка элементов образа жизни
студентов педагогического вуза 52
3.2. Обоснование моделей осуществления здорового образа жизни
с использованием образовательных стратегий 66
3.3. Структурно-логическая схема опытно-экспериментальной
Глава 4. Технологические основы и педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у студентов педагогического вуза 93
4.1. Организационные основы процесса формирования здорового
образа жизни 93
4.2. Характеристика программы по формированию основ
здорового образа жизни 99
4.3. Экспериментальная проверка результатов формирующего
эксперимента 106
Выводы 115
Список литературы 118
Приложения 133
Актуальность. В последние годы в нашей стране вместе с экономическими и политическими преобразованиями существенно изменились нравственные устои, что повлекло быстрое распространение среди молодежи алкоголизации, наркомании и ряда других социальных болезней, резкое снижение качества и продолжительности жизни. Здоровье как необходимое условие существование народа, его повседневного благополучия перестало быть нормой для значительной части подрастающего поколения.
Преодоление сложившейся ситуации многие политики, общественные деятели и ученые видят в актуализации здорового образа жизни, приобщении детей, подростков, юношества к занятиям спортом и туризмом, наполнении досуга занятиями, любимым делом [5, 7, 34, 58, 62, 96, 144]. В этих процессах приоритетная роль отводится педагогам, т. к. по своему социальному положению и профессиональному статусу они являются не только носителями специальных знаний, но, прежде всего, воплощением нравственных норм, образцов поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к своему здоровью [5, 50, 76, 97].
К настоящему времени разработано много педагогических проектов для решения проблемы формирования основ здорового образа жизни (ЗОЖ) человека. Опубликованы работы, которые базируются на широком использовании ценностей физической культуры в образовательном процессе будущих педагогов [15, 23, 34, 96, 129]. Многие из этих проектов прошли многолетнюю проверку в естественных и экспериментальных условиях, что является гарантом их нацеленности и эффективности. Однако, как неоднократно было показано [11, 88, 110], значительная часть педагогов, осознавая важность формирования ЗОЖ, не владеют в полной мере средствами и методами достижения этих целей, а также имеют весьма расплывчатые знания и представления о сущности здорового образа жизни.
В некоторых работах это обстоятельство объясняется тем, что образовательному процессу не придается личностно-значимый смысл, поэтому происходит формальное и фрагментарное усвоение знаний. Рекомендации по оздоровлению образа жизни воспринимаются не как субъективное, личностно значимое, а как навязанное, привнесенное извне, и поэтому необязательное для применения [44, 70, 114].
в, Отметим также, что наряду с изложенным очень заметно отсутствие в
профессиональной подготовке будущих учителей образовательных про-грамм для освоения и применения технологий формирования системы здорового образа жизни.
Сложившаяся проблемная ситуация, по мнению ряда ученных, является следствием неразработанности педагогических условий, при которых существенно меняются содержание и направленность образовательного процесса будущих педагогов в освоении системы ЗОЖ, происходит обогащение
теоретико-методологических положений учебно-воспитательной работы на
основе применения нетрадиционных средств и ситуаций.
Теоретико-методологическую основу работы составляют общие закономерности и принципы педагогики, психологии и теории физической культуры, основополагающие принципы философской и педагогической антропологии [85, 102, 148].
Основную группу источников составляют труды, посвященные проблеме соотношения образа жизни человека и его здоровья: Н.М. Амосова, Н.А. Агаджаняна, И.И. Брехмана, Ю.П. Лисицина, Ю.Ш. Шадиметова и др. В исследовании использовались концептуальные подходы, методологические принципы системы обучения здоровью, сформулированные в работах С.Г. Добротворской, Л.Г. Качан, В.З. Когана, А.В. Ляхович, В.А. Полесского, Е.Н. Русановой и др.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлена специфика и определены основные методологические подходы к освоению будущими педагогами образовательных технологий по формированию основ здорового образа жизни в личной практике и предстоящей работе с подрастающим поколением.
2. Разработана методика диагностики уровня сформированности представлений и практических умений по реализации респондентами системы здорового образа жизни. В констатирующем эксперименте выявлены существенные недостатки у выпускников средней школы, студентов II и IV курсов в практике здорового образа жизни, неорганизованность личных стратегий сохранения и укрепления здоровья в условиях учебно-профессиональной деятельности, поверхностные представления о проектировании и реализации индивидуальных моделей здорового образа жизни.
3. Определены основные организационно-педагогические условия формирования теоретико-методологической подготовленности будущих педагогов в реализации здорового образа жизни: образовательные стратегии с социальными методами вмешательства, методика проектирования оптимальной модели здорового образа жизни, индивидуально¬дифференцированный отбор элементов, формирующих ЗОЖ. Выявленные условия выступили в качестве ведущих факторов при разработке структурно¬логической схемы образовательного процесса по формированию здорового образа жизни студентов.
4. Сформулированы основные принципы, раскрывающие закономерности построения, теоретическую и методическую направленность
образовательного процесса по организации у студентов практики здорового образа жизни:
-принципы субъектного развития и саморазвития предусматривает превращение студентами общественной установки на интериоризацию актуальных знаний в индивидуально значимую цель, саморазвития в процессе достижения этой цели;
- принцип субъективно-смыслового обучения строиться на утверждении, что освоение основ ЗОЖ происходит на высоком уровне самосознания и интеллекта человека, его способности дифференцировать и трансформировать информацию, придавать ей субъектно-смысловое содержание;
-принцип стимулирования процессов целеполагания, успешности и совершенствования основан на субъективном оценивании и коррекции результатов, выборе средств их достижения, верой в успешную реализацию принятых планов.
5. Разработана экспериментальная методика формирования основ здорового образа жизни студентов педагогического вуза, включающая совокупность инвариантных модулей:
- модуль 1 - «Психосоциальные основы формирования ЗОЖ» представляет собой раздел тем семинаров и практических занятий, направленных на формирование здоровых привычек, поведения способствующего поддержанию и укреплению здоровья, а также развитию адекватного самоотношения, прояснение своих потребностей и жизненных целей.
6. Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о том, что применение разработанной методики способствует:
-повышению уровня медицинской активности и объективности в анализе своего самочувствия; 35,3 % от общего числа студентов определились в наличии у них заболеваний, а 41,2% уточнили диагноз хронических патологий, узнали о болезнях, несущих наследственную предрасположенность;
— повышению оценок параметров, выражающих отношение к своему социально-экономическому статусу; у 29,4% от общей выборки отмечено изменение взгляда на существующие условия жизни и обучения, проявление разносторонней социальной активности;
- изменению представлений о ЗОЖ; так, у 35,2 % числа студентов трансформировалось недифференцированное определение ЗОЖ как совокупности всех перечисленных критериев на позицию осмысленного восприятия жизни;
-изменению оценок влияния факторов риска на состояние здоровья: снижается роль внешнесредовых факторов (у 29,4 % респондентов), а также повышается значение влияния вредных привычек и субъективных факторов, осознается действие неправильного питания на здоровье у 41,7 % от общего числа студентов.
7. Установлено и экспериментально подтверждено, что эффективность экспериментальной методики зависит от: создания рефлексивной среды обучения, способствующей постоянному обращению обучаемых к самоанализу своих достижений; реализации ими индивидуально приемлемых моделей ЗОЖ; наличия собственного опыта в проектировании программы ЗОЖ; осознания личностных особенностей и установок.
1. Абраменкова В.В. Экран и ребенок: современные трансформации картины мира в детской субкультуре // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 1998. - № 3. - С. 26-28.
2. Абольян Л.В., Полесский В.А. и др. Медицинская активность и информированность семьи по вопросам рождения и воспитания здорового ребенка // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2001.-№5.-С. 33-36.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Агаджанян Н.А., Торшин А.И. Экология человека. Избранные лекции. - М.: Кпук, 1994. - 256 с.
5. Активный образ жизни и здоровье студентов / Под ред. Г.Ф. Коротько, И.В. Данилова. - Ташкент: Медицина, 1988. - 314 с.
6. Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни: Тез. конф.
5- 7 дек. 1990 г. / М3 СССР, ВИИ Центр проф. Мед. М3 СССР - М.,
1990. -255 с.
7. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 1987.-64 с.
8. Аналитические материалы Госкомстата России к парламентским слушаниям на тему «О проблемах здорового образа жизни в Российской Федерации» // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. —
2002. -№2.-С. 45-50.
9. Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов / Пер. с англ.; Под ред. Ю.К. Беляева. — М.: Мир, 1976. — 755 с.
10. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Сер. «Гиппократ», Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
11. Ахмерова С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001. - №2.-С. 37-40.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод, основы). -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
14. Баженова Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников. На материале фак-та физич. культуры пед. вуза: Дис. ... канд. пед. наук. — Барнаул, 2000. — 217 с.
15. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 22-26.
16. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. - Минск: Вышэйш. шк., 1983. - 224 с.
17. Березин И.П. «Третий возраст»: заочная школа здоровья // Твое здоровье. - 1989. - № 2. - С. 53-77.
18. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж,
1977. -304 с.
19. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989. - 192 с.
20. Битянова Н.Р. Психология личностного роста: Практич. пособие. - М.: МПА, 1995.-64 с.
21. Блинов В.М. Эффективность обучения (методологический анализ опре¬деления этой категории в дидактике). - М.: Педагогика, 1976. - С. 20-56.
22. Борисов Г.М. Личность и ее образ жизни. - Л.: Знание, 1989. - 30 с.
23. Борисов М.М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1993. - 16 с.
24. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
25. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. - Л.: Наука,
1987. -125 с.
26. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.
27. Бурачевский Л.И. Студентам о здоровом образе жизни. - М.: Изд-во МАИ, 2003.-35 с.
28. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2002. - 416 с.
29. Валеология (медико-биологические основы здорового образа жизни): Учеб, программа. - Липецк, 1993 - 15 с.
30. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991. — 160 с.
31. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. -М.: Академия, 2001.
32. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб, пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
33. Виленский М.Я., Ильинич Р.И. Физическая активность работников умственного труда. -М.: Знание, 1987. - 95 с.
34. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов: Учеб.-метод. пособие. -М., 1980. - С. 54-58.
35. Воробьев В.И. Оздоровление. - 2-е изд., перераб. - М., 1992. — 256 с.
36. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков. - М.: Знание, 1987. - 142 с.
37. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
38. Герасименко Н.Ф. Проблемы законодательного обеспечения охраны здоровья населения РФ И Здравоохр. РФ. - 2001. - № 4. - С. 15-19.
39. Герасимова И.А. Формирование физической культуры и здорового образа жизни у студентов высших учебных заведений на основе их личностной самооценки: Автореф. дис. ...канд. пед. наук.-М., 2000.-19с.
40. Гиппократ. О здоровом образе жизни // Клятва. Закон. О враче. Настав¬ления. - Минск, 1998. - С.131-139.
41. Годик М.А., Ширяев А.Г. Метод канонической корреляции в спортивно¬педагогических исследованиях // Теория и практика физической культуры. - 1974. - № 7. - С. 62-64.
42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М.: Гос. ком. РФ по высш, образованию, 1985.-383 с.
43. Дарчия Д.Г., Марков Н.Н. Организация мониторинга здоровья студентов в вузе. - Тула: Изд-во ТулГУ, 1996. - 124 с.
44. Добротворская С.Г. Ориентация старшеклассников и студентов на здоровый образ жизни. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. — 152 с.
45. Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа здоровья. — 1998.-№2.-Т. 5.-С. 50-57.
46. Егоров А.Г. Формирование гуманистического мировоззрения студентов. — Смоленск: Изд-во СГПИ, 1991. - 127 с.
47. Жук Г.А. Психолого-педагогические основы обучения, воспитания и здоровья / Г.А. Жук, В.И. Кожокарь, И.Б. Слюсар; Отв. ред. Н.И. Букин. -Кишинев: Штиница, 1989. - 115 с.
48. Забина Е.Ю, Муравов О.Н. Влияние физической активности на здоровье: Обзор научных исследований // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 1998. - № 4. - С. 7-13.
49. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). - СПб.,
1995. -64 с.
50. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. Опыт валеологического исследования. - СПб., 1995. - 52 с.
51. Заславская М.Б. Формирование активной жизненной позиции школьников. - Алма-Ата: Мектет, 1988. - 165 с.
52. Захарова А.В. Генезис самооценки. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1998. — 135 с.
53. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: ФиС, 1979. - 152 с.
54. Здоровье молодежи - забота общества: Докл. исслед. группы ВОЗ по проблемам молодежи... / Пер. с англ. - М.: Медицина, 1987. - 127 с.
55. Здоровье студентов: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., 17 ноября 1999 г. - М.: Изд-во РУДН, 1999. - 196 с.
56. Здоровье студентов как комплексная проблема: медицинские, экологические и социальные аспекты: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. 22-23 мая 1996 г. / Отв. ред. А.А. Хадарцев. - Тула: Изд-воТулГУ,
1996. - 184 с.
57. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы / И.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. -М.: Мысль, 1989. - 236 с.
58. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 1997. - 368 с.
59. Здоровый образ жизни: прикладные психологические аспекты. Материалы Республ. науч.-практ. конф. / Ред. Л.С. Потапова. — Сыктывкар, 1989. - 184 с.
60. Здоровый образ жизни. Сб. науч. тр. / Под ред. С.А. Симбирцева. - Л.,
1988. -131 с.
61. Здоровый образ жизни: Двигательная активность и конституция человека. - Вып. 1. -М., 1990. - 99 с.
62. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Пособие для студ. вузов. — М.: Аспект-пресс, 1999. - 123 с.
63. Илющенко В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. - СПб., 1993. - 120 с.
64. Искусство быть здоровым / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, И.Н. Полунин. - Астрахань; Москва, 1997. - 65 с.
65. Ингенкман К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1991. -240 с.
66. Интенсификация творческой деятельности студентов / В.И. Андреев и др. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. - 197 с.
67. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976.-С. 30-63.
68. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1983. - 260 с.
69. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. - М.: Педагогика, 1980. - С. 66-67.
70. Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 76 с.
71. Кендалл М., Стьюарт А. Многомерный статистический анализ и временные ряды. - М.: Наука, 1976. - 736 с.
72. Киколов А.И. Обучение и здоровье: Метод, пособие для студ. и препод, вузов. - М.: Высш, шк., 1985. - 104 с.
73. Книга о здоровье: Сборник / Под ред. Ю.П. Лисицина. - М.: Медицина,
1988. -572 с.
74. Коджаспирова Г.М., Коджиспиров А.Ю. педагогический словарь: Для студ. высш, и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Изд. Центр «Академия»,
2003. -176с.
75. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. (Учеб, пособие для пед. ин-тов). - М.: Просвещение, 1979 - 175с.
76. Коган В.З., Барсукова И.К. и др. Проблемы школьного здравоохранения: формирование здоровья учителя. // Профилактика